_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
содержания учебной дисциплины позволить создать более благоприятные условия для решения основных задач обучения физической культуре - формирования у студентов потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и интериоризации ценностей физической культуры и сорта.
© Одноочко М.К., 2016
УДК 378
Панюкова Екатерина Владимировна
канд. пед. наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ВО
Аннотация
В статье рассматривается формирование информационной компетентности у студентов технических направлений подготовки в ВУЗе на основе выделения информационно-ориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.
Ключевые слова
Компетенция, компетентностный подход, информационные технологии.
Одной из важнейших проблем современного человека является формирование достаточно высокого уровня культуры работы с информацией, владения информационными технологиями.
Что касается требований, выдвигаемых работодателем к молодым людям, выяснилось, что самым главным требованием при трудоустройстве является опыт работы (82,9%). 51,2% опрошенных указали, что для работодателей важна коммуникабельность, уровень квалификации (48,0%) и профессионализм работников (45,4%). 33,3% опрошенных высказали мнение, что работодателям также важна компетентность трудоустраивающихся. Профессионализм, уровень квалификации зависит от опыта работы, который зачастую молодым людям просто негде приобрести [3, с.47-48].
Общество ставит перед системой образования задачу - подготовить будущих специалистов к реалиям современной жизни в условиях интенсивного развития информационных технологий и повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов на основе широкого использования современных информационных технологий.
В этой связи необходимо повысить требования к системе высшего образования на всех его уровнях. Быстрое развитие и возрастание роли информационных технологий в учебном процессе требует пересмотра подходов к информационной подготовке студентов в вузе. Очевидно, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько глубоко интегрируются информационные технологии в образовательный процесс.
Современное образование, основывающееся на информатизации учебного процесса, изменяет его структуру и содержание за счет:
- внедрения дистанционного обучения;
- использования новых обучающих программ, электронных баз данных;
- применения в процессе обучения мультимедиа-технологий, которые делают учебный процесс более интересным и творческим;
- перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования;
- развития Интернет, что позволяет участвовать в информационном обмене неограниченному числу пользователей.
В настоящий момент критерием качества подготовки специалистов в вузах являются ФГОС ВО.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Стандарты содержат требования к результатам освоения основных образовательных программ в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение», 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» показал, что в отличие от ГОС ВПО, где стандарты содержат требования к обязательному минимуму содержания подготовки специалистов в виде перечня дидактических единиц для каждой дисциплины, ФГОС ВО направлены на развитие способности и готовности применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В качестве компонентов информационной компетентности современного специалиста можно выделить:
- наличие культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации;
- готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;
- наличие высокого уровня коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;
- готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе;
- способность к моделированию, конструированию и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности;
- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;
- готовность к самообразованию;
- готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта;
- умение правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений, учитывая трудно формализуемые факторы [2, с. 133-134].
Общекультурные компетенции являются основой информационной компетентности любого специалиста, независимо от его квалификации (специалист, бакалавр, магистр). Дальнейшее формирование информационной компетентности должно проходить на более высоком качественном уровне и раскрываться через профессиональные компетенции, в которых должно найти отражение:
- подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;
- развитие системного, алгоритмического и творческого мышления;
- формирование способностей к анализу, синтезу и оценки информации;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности.
В условиях информатизации учебного процесса в высшей школе у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью студентов, чем это имеет место при традиционных методах обучения [1, с.47].
В связи с переходом на новые стандарты высшего образования остро стоит вопрос об объеме, качестве, количестве и способах получения и представления учебной информации студентам, что требует внедрение в образовательный процесс новых подходов к проектированию и реализации технологий обучения. Обучение должно стать более практико-ориентированным, чтобы студенты смогли в полной мере сформировать необходимые профессиональные компетенции.
Список использованной литературы: 1. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ // В сборнике: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 47-49.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Егорова Э.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ // В сборнике: Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ "ОМЕГА САЙНС", 2015. - С.133-136.
3. Горбачева Н.Б. СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.
© Панюкова Е.В., 2016
УДК 371.315.5
Пяткова Ольга Борисовна
Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ Е-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции развития образования, особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми, описаны основные направления подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Ключевые слова
Работа с одарёнными детьми, профессиональная готовность педагогов, трудовые функции, необходимые для работы с одарёнными детьми.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, которые обеспечивают выявление одарённых детей, их развитие и реализацию их потенциальных возможностей.
Интенсивному росту работ по созданию индивидуализированных программ и методов обучения для одаренных детей способствует наличие социального заказа в данной области, так как одаренные учащиеся отличаются не только сферами интересов, но и степенью их проявления.
Какие цели и задачи должна решать система повышения квалификации в рамках профессиональной подготовки учителей, которые работают с одарёнными детьми?
Отвечая на этот вопрос, важно четко представлять какими профессиональными компетентностями должен обладать учитель, работающий с одарёнными учащимися.
В «Рабочей концепции одарённости» наряду с базовыми компонентами профессиональной квалификации педагога для одарённых детей указаны:
а) «психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;
б) профессионально личностная позиция педагогов, позволяющая не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одарённых детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одарённость;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.» [1]. Эти свойства определяют важнейшее качество педагога — «желание жить в ученике».
В профессиональном стандарте «Педагог» выделены трудовые функции, необходимые для работы с