Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности студентов инженерного профиля на основе ФГОС во'

Формирование информационной компетентности студентов инженерного профиля на основе ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюкова Екатерина Владимировна

В статье рассматривается формирование информационной компетентности у студентов технических направлений подготовки в ВУЗе на основе выделения информационно-ориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности студентов инженерного профиля на основе ФГОС во»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

содержания учебной дисциплины позволить создать более благоприятные условия для решения основных задач обучения физической культуре - формирования у студентов потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и интериоризации ценностей физической культуры и сорта.

© Одноочко М.К., 2016

УДК 378

Панюкова Екатерина Владимировна

канд. пед. наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: pev-home@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ВО

Аннотация

В статье рассматривается формирование информационной компетентности у студентов технических направлений подготовки в ВУЗе на основе выделения информационно-ориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.

Ключевые слова

Компетенция, компетентностный подход, информационные технологии.

Одной из важнейших проблем современного человека является формирование достаточно высокого уровня культуры работы с информацией, владения информационными технологиями.

Что касается требований, выдвигаемых работодателем к молодым людям, выяснилось, что самым главным требованием при трудоустройстве является опыт работы (82,9%). 51,2% опрошенных указали, что для работодателей важна коммуникабельность, уровень квалификации (48,0%) и профессионализм работников (45,4%). 33,3% опрошенных высказали мнение, что работодателям также важна компетентность трудоустраивающихся. Профессионализм, уровень квалификации зависит от опыта работы, который зачастую молодым людям просто негде приобрести [3, с.47-48].

Общество ставит перед системой образования задачу - подготовить будущих специалистов к реалиям современной жизни в условиях интенсивного развития информационных технологий и повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов на основе широкого использования современных информационных технологий.

В этой связи необходимо повысить требования к системе высшего образования на всех его уровнях. Быстрое развитие и возрастание роли информационных технологий в учебном процессе требует пересмотра подходов к информационной подготовке студентов в вузе. Очевидно, что эффективность этого процесса зависит от того, насколько глубоко интегрируются информационные технологии в образовательный процесс.

Современное образование, основывающееся на информатизации учебного процесса, изменяет его структуру и содержание за счет:

- внедрения дистанционного обучения;

- использования новых обучающих программ, электронных баз данных;

- применения в процессе обучения мультимедиа-технологий, которые делают учебный процесс более интересным и творческим;

- перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования;

- развития Интернет, что позволяет участвовать в информационном обмене неограниченному числу пользователей.

В настоящий момент критерием качества подготовки специалистов в вузах являются ФГОС ВО.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Стандарты содержат требования к результатам освоения основных образовательных программ в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение», 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» показал, что в отличие от ГОС ВПО, где стандарты содержат требования к обязательному минимуму содержания подготовки специалистов в виде перечня дидактических единиц для каждой дисциплины, ФГОС ВО направлены на развитие способности и готовности применять полученные знания в профессиональной деятельности.

В качестве компонентов информационной компетентности современного специалиста можно выделить:

- наличие культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации;

- готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;

- наличие высокого уровня коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;

- готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе;

- способность к моделированию, конструированию и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности;

- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;

- готовность к самообразованию;

- готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта;

- умение правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений, учитывая трудно формализуемые факторы [2, с. 133-134].

Общекультурные компетенции являются основой информационной компетентности любого специалиста, независимо от его квалификации (специалист, бакалавр, магистр). Дальнейшее формирование информационной компетентности должно проходить на более высоком качественном уровне и раскрываться через профессиональные компетенции, в которых должно найти отражение:

- подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;

- развитие системного, алгоритмического и творческого мышления;

- формирование способностей к анализу, синтезу и оценки информации;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- развитие самостоятельной познавательной деятельности.

В условиях информатизации учебного процесса в высшей школе у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью студентов, чем это имеет место при традиционных методах обучения [1, с.47].

В связи с переходом на новые стандарты высшего образования остро стоит вопрос об объеме, качестве, количестве и способах получения и представления учебной информации студентам, что требует внедрение в образовательный процесс новых подходов к проектированию и реализации технологий обучения. Обучение должно стать более практико-ориентированным, чтобы студенты смогли в полной мере сформировать необходимые профессиональные компетенции.

Список использованной литературы: 1. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ // В сборнике: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 47-49.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Егорова Э.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ // В сборнике: Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ "ОМЕГА САЙНС", 2015. - С.133-136.

3. Горбачева Н.Б. СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.

© Панюкова Е.В., 2016

УДК 371.315.5

Пяткова Ольга Борисовна

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ Е-mail: ollya-72@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции развития образования, особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми, описаны основные направления подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Ключевые слова

Работа с одарёнными детьми, профессиональная готовность педагогов, трудовые функции, необходимые для работы с одарёнными детьми.

Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, которые обеспечивают выявление одарённых детей, их развитие и реализацию их потенциальных возможностей.

Интенсивному росту работ по созданию индивидуализированных программ и методов обучения для одаренных детей способствует наличие социального заказа в данной области, так как одаренные учащиеся отличаются не только сферами интересов, но и степенью их проявления.

Какие цели и задачи должна решать система повышения квалификации в рамках профессиональной подготовки учителей, которые работают с одарёнными детьми?

Отвечая на этот вопрос, важно четко представлять какими профессиональными компетентностями должен обладать учитель, работающий с одарёнными учащимися.

В «Рабочей концепции одарённости» наряду с базовыми компонентами профессиональной квалификации педагога для одарённых детей указаны:

а) «психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;

б) профессионально личностная позиция педагогов, позволяющая не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одарённых детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одарённость;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.» [1]. Эти свойства определяют важнейшее качество педагога — «желание жить в ученике».

В профессиональном стандарте «Педагог» выделены трудовые функции, необходимые для работы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.