_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Егорова Э.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ // В сборнике: Роль науки в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ "ОМЕГА САЙНС", 2015. - С.133-136.
3. Горбачева Н.Б. СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.
© Панюкова Е.В., 2016
УДК 371.315.5
Пяткова Ольга Борисовна
Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ Е-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции развития образования, особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми, описаны основные направления подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Ключевые слова
Работа с одарёнными детьми, профессиональная готовность педагогов, трудовые функции, необходимые для работы с одарёнными детьми.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, которые обеспечивают выявление одарённых детей, их развитие и реализацию их потенциальных возможностей.
Интенсивному росту работ по созданию индивидуализированных программ и методов обучения для одаренных детей способствует наличие социального заказа в данной области, так как одаренные учащиеся отличаются не только сферами интересов, но и степенью их проявления.
Какие цели и задачи должна решать система повышения квалификации в рамках профессиональной подготовки учителей, которые работают с одарёнными детьми?
Отвечая на этот вопрос, важно четко представлять какими профессиональными компетентностями должен обладать учитель, работающий с одарёнными учащимися.
В «Рабочей концепции одарённости» наряду с базовыми компонентами профессиональной квалификации педагога для одарённых детей указаны:
а) «психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;
б) профессионально личностная позиция педагогов, позволяющая не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одарённых детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одарённость;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.» [1]. Эти свойства определяют важнейшее качество педагога — «желание жить в ученике».
В профессиональном стандарте «Педагог» выделены трудовые функции, необходимые для работы с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
одарёнными детьми (таблица 1).
Таблица 1
Трудовые функции, необходимые для работы с одарёнными детьми
Трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения
Общепедагогическая функция. Обучение Формирование мотивации к обучению Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности
Воспитательная деятельность Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Развивающая деятельность Оказание адресной помощи обучающимся Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Определение совместно с обучающими, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
На основании представленных в таблице 1 трудовых функций можно констатировать, что «основной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями» [2].
Основная цель профессиональной подготовки педагога в работе с одарёнными детьми ориентирована не на развитие неких определённых качеств личности, а на оказание психологической и методической помощи в подготовке к процессам обучения, развития и воспитания учащихся, имеющих признаки одарённости. В соответствии с заданной целью, задачи профессиональной подготовки учителя должны быть направлены на создание необходимых условий для формирования или развития:
- положительных установок по отношению к одарённым детям, высокой профессиональной мотивации к работе с одарёнными учащимися;
- умений педагога применять в практической деятельности приемы, методы, технологии диагностики, обучения и воспитания одарённых детей;
- развитие рефлексивных умений, формирование положительной «Я-концепции» и адекватной самооценки.
Вопросы формирования личностной компетентности педагога в работе с одарёнными детьми необходимо рассматривать в контексте профессиональной готовности к педагогической деятельности,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
определяющейся совокупностью профессионально-обусловленных требований к педагогу.
По мнению В.А. Сластенина, «профессиональная готовность педагога определяется не только сформированностью профессионально значимой системы знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для выполнения педагогических функций, но и сформированностью профессионально обусловленных качеств личности, педагогических способностей, интересов, мотивов, ориентации, основ педагогического мастерства» [3].
Профессиональную готовность к педагогической деятельности А.И. Мищенко интерпретирует на уровне ценностных ориентаций, на уровне понимания и на уровне умений и навыков, поэтому функционально в ее составе выделяются, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой - научно-теоретическая готовность» [4].
Мы считаем, что профессиональная готовность педагога, работающего с одарёнными детьми, - это уровень знаний и профессионализма педагога, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации.
В рамках курсовой подготовки нужно уделять внимание раскрытию вопроса о социально педагогической поддержке учащегося, как необходимого условия интеллектуального и личностного развития одарённого ребенка. «Так как это, с одной стороны, позволит разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одарённых детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны её наличие обеспечит максимальное развитие и выражение неповторимости, индивидуальности» [5] одарённого ребенка.
Система дополнительного профессионального образования для педагогов, которые работают с одарёнными детьми, станет наиболее эффективной и успешной, если наряду с изучением теоретического материала с помощью проблемного обучения, будет организовано посещение стажировочных площадок, работающих по этой проблеме. Посещение уроков и внеклассных мероприятий, встречи с одарёнными детьми, с педагогами-энтузиастами и представителями администрации школы, которые увлечены своей деятельностью, обеспечивают непосредственное профессиональное общение и обмен опытом. Практика показывает, что именно в ходе профессионального общения происходит имплицитное обучение, т е усвоение творческих процедур, «считывание информации» о том, что и как нужно делать, чтобы достигнуть успеха в работе с одарёнными детьми, а также повышение мотивации к похожей деятельности в своей школе.
На основании выше сказанного огромную роль в системе повышения квалификации для педагогов, которые работают с одарёнными детьми, играет создание условий для обмена социально значимой профессиональной информацией и организация стажировочных площадок и образовательных альянсов, готовящих педагогов нового типа, принимающих и понимающих ценности образования другого типа, способных не только отвечать за «свой участок работы», но и умеющих организовывать работу с одарёнными детьми.
«Таким образом, ценность реализуемых образовательных программ определяется наличием в них как традиционализма, так и некоторой оригинальности, проявляющейся в содержательных основах этих программ и в форме подачи знаний» [6].
Список использованной литературы:
1. Рабочая концепция одарённости. [Текст]: 2-е изд., расш. и перераб. - М.: 2003. - 94 с.
2. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. [Текст] / Пяткова О.Б. Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука третьего тысячелетия» - 2016. Ч.2.-131-135 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
4. Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности педагога к реализации целостного педагогического процесса. [Текст] / А. И. Мищенко: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 32 с.
5. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
классных руководителей образовательных учреждений. [Текст] / коллективная моногр. - М.: Перспектива, 2009. - С. 30-40.
6. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерального государственного стандарта. [Текст] / Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» - 2014. - № 7.- С. 56-60.
© Пяткова О Б., 2016
УДК 378
Радоуцкий Владимир Юрьевич
канд. техн. наук, профессор БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФ.
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА МВД
Аннотация
В современном обществе понятие нравственного воспитания связанно с понятием морали или нравственности, под которыми понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношение человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.
Ключевые слова Психологические факторы, педагогические факторы, курсант, спортивная деятельность, нравственные основы, личность.
Нравственные нормы поддерживаются силой общественного мнения, воспитанием, традициями. Они не имеют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нормах поведения, принятых в том или ином обществе, отражаются особенности общественного строя [1, с.176].
Одними из основных нравственных принципов считаются коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Все они хорошо конкретизируются в спортивной деятельности, ведь не зря спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». В процессе спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнения, приучение к этическим оправданным нормам поведения, через систему регулируемых этических взаимоотношений [2, с.182].
Источником активной деятельности в спорте у занимающихся являются общественный и личностный смысл занятий спортом, чувства нравственного долга и высокой ответственности за достижения намеченных целей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоконравственные чувства и качества. Специфика спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе спортивной деятельности жесткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений, выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний [3, с. 169].
Социокультурные изменения в российском обществе не только вызвали позитивные процессы, но и дали импульс для формирования негативных тенденций, которые не замедлили сказаться на становлении духовного мира личности. Выделим среди них культурологические, связанные с культурной дезорганизацией личности, развитием процессов эротизации, вестернизации, коммерциализации культуры;