Научная статья на тему 'Воспитательная составляющая в системе формирования педагога дошкольного образования'

Воспитательная составляющая в системе формирования педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ВИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звезда Людмила Михайловна, Тарасенко Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме роли и места воспитательной составляющей в системе высшего образования. Обозначены проблемы и пути решения профессиональной подготовки современных педагогов-воспитателей. Генезис подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога. Анализ современных подходов к профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования. Представлена трехмерная Модель педагога-воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная составляющая в системе формирования педагога дошкольного образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

и самостоятельность самооценки. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Итак, в младшем школьном возрасте у ребенка, начинает только формироваться самооценка и поэтому она в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [2, 1]. Список использованной литературы

1. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей \Гекст\/ В.А. Горбачева - АПН РСФСР, 1952, №18

2. Липкина А. И. Самооценка школьника [Текст\ / А. И. Липкина - М.: 1976.

3. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст\ / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак - М.: 1968.

© Забусова Е.И., 2016

УДК 378.1

Звезда Людмила Михайловна

канд. пед. наук., доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ Тарасенко Татьяна Викторовна

канд. пед. наук., доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: lyudmilazvezda@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме роли и места воспитательной составляющей в системе высшего образования. Обозначены проблемы и пути решения профессиональной подготовки современных педагогов-воспитателей. Генезис подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога. Анализ современных подходов к профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования. Представлена трехмерная Модель педагога-воспитателя.

Ключевые слова

Социальный заказ. Воспитательный потенциал. Профессиональная подготовка. Профессиональная

компетентность. Профессиональная готовность.

Подготовка специалистов системы дошкольного образования реализуется в сложных экономических и политических условиях, в силу которых существенно изменилось функционирование учреждений высшей школы, институтов повышения квалификации, организаций управления, общественных объединений и социокультурная жизнь общества. В современных условиях повышение эффективности воспитательного процесса связывают с созданием воспитательных систем, в которых моделируются и реализуются условия для саморазвития и самоутверждения личности обучаемого и педагога. Одной из главных функций управления воспитательной системой является организация целостного учебно-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

воспитательного процесса и совместная творческая, развивающая деятельность педагогического коллектива, семьи, общественности и социума.

Рассматривая педагогическую компетентность в контексте требований ФГОС ВО нового поколения необходимо заметить следующее. Требования к результатам основных образовательных программ включают сегодня не только компетенции студентов бакалавров в области научно-исследовательской, профессиональной деятельности, но и обязательно предполагают владение будущими педагогами общекультурными компетенциями, чтобы они стали полноценными носителями базовых духовных ценностей современного общества.

Однако социально-педагогический потенциал высших образовательных учреждений не востребован в полном объеме. На решение воспитательных задач в системе образования отрицательно сказался мировоззренческий кризис, переживаемый нашим обществом.

Социальный заказ государства четко определен в Концепции воспитания и «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»: развитие и воспитание высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитать такого педагога-гражданина можно в условиях гуманистической воспитательной системы. Социальная педагогика рассматривает личность педагога в органическом единстве индивидуально-психического и социального аспектов как открытую и постоянно изменяющуюся систему. Основной смысл воспитания личности востребованного педагога в социальном пространстве заключается в том, чтобы помочь каждому найти пути жизненного самоопределения и саморазвития в обществе в соответствии со способностями, стремлениями общечеловеческими ценностями. В современных условиях подготовки воспитателей, педагогов, преподавателей и руководителей организаций образования РФ следует говорить о социальном воспитании, поликультурном образовании в социокультурном пространстве. Такой подход направлен на создание условий для развития творческой личности педагога в высшей школе.

По мнению профессора Е.Н. Шиянова цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватно ей задачи развития и социализации личности педагога:

^ философско-мировоззренческая ориентация в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

^ оказание помощи обучаемым в построении личностных концепций; ^ приобщение личности к системе культурных ценностей; ^ раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали; ^ развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, ^ возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма;

> изменения отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору; ^ развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни. Какое бы направление деятельности не выбрал педагог дошкольного образования, какую бы задачу он ни решал, главная функция его деятельности - воспитательная. При этом важно, чтобы среди основных ценностей воспитательной деятельности педагога был ребенок, его духовно-нравственный мир. Для педагога - воспитателя необходима не только педагогическая компетентность, но и психологическая культура, которая особенно важна для понимания психологии ребенка, противоречий и трудностей его развития. В этой связи речь идет о гностических функциях учителя-воспитателя, о его готовности осуществлять диагноз интересов, склонностей, способностей, стартовых возможностей.

Традиционные представления о структуре и процессе подготовки к профессионально-педагогической деятельности педагога освещены рядом ученых (А.М.Арсеньев, А.И.Мищенко, Ф.Ф.Королев, В.А. Сластенин и др.). Классическая педагогика рассматривает проблему подготовки педагога через соотношения «знание» и «умения», а профессиональный рост через соотношения с переходом от «знания-представления» - к «знанию-действию». В условиях перехода общества в индустриальную фазу развития,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

одним из последствий которого стало возникновение массовой образовательной практики, жестко регламентированной системой государственных нормативов и педагогических традиций, в представлениях о педагогической деятельности и педагогическом профессионализме, возникает новое определяющее соотношение. В частности, П.П. Блонский формулирует его в категориях «техники» и «искусства», при этом воспитатель должен «создавать сам свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника...» [1]. С.М. Фридман в своих исследованиях включил специальный раздел педагогических свойств личности педагога, такие как академическая подготовка; педагогическая подготовка; подход к детям; интерес к жизни обучаемого; развитие речи и т.д. [2]. В.А. Кан-Калик писал, что педагогический труд в своей структуре насчитывает более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных сторон, т.к. через него осуществляется главное в педагогической деятельности - воздействие личности педагога на личность обучаемого [3]. В 70-е годы (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин) в описании качеств личности педагога главенствует структурная характеристика его профессиональной деятельности; описано понятие «педагогическое мастерство» (В.А. Сластенин). В исследованиях А.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, Э.А. Гришина разграничены понятия «квалификационная характеристика», «модель личности», «педагогическая профессиограмма», определены базовые и интегративные свойства и качества педагогической деятельности. Ряд исследователей (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Ильин, Т.С. Полякова и др.) выявили системообразующие компоненты педагогической деятельности, уточнили такие ее характеристики, как «педагогические умения», «педагогические затруднения». Наиболее близким к современному понятию «профессиональной компетентности» является понятие «профессиональной готовности», определяемой как «система интегрированных свойств, качеств, знаний, умений и навыков личности» и «характеризует конечную цель педагогического образования» (В.А. Сластенин). Сегодня работают целые школы, исследующие проблему готовности педагога к профессиональной деятельности под руководством ученых В.В.Краевского, Е.В. Бондаревской, Н.В.Кузьминой.

Методологической основой построения трехмерной Модели Педагога-Воспитателя стали воззрения вышеназванных ученых. Однако были учтены и различные подходы к рассмотрению основополагающих направлений и качеств личности педагога как воспитателя Е.И. Холостовой, С.Б. Елканова, Ю.Н. Кулюткина, А.К.Марковой.

Е.И.Холостова рассматривает следующие основополагающие позиции:

• психологические характеристики как составную часть способности к данному виду деятельности; ориентированные на самосовершенствование личности; направленные на создание эффекта личного обаяния. Необходимо формирование и таких качеств, как восприятие, память, мышление, воображение, сдержанность, стабильность, самокритичность, самооценка, саморегулирование, самоконтроль, коммуникабельность, эмпатия.

С.Б. Елканов отдает предпочтение следующим качествам личности педагога:

• общепедагогическим, профессиональным, индивидуальным психологическим качествам, которые находят качественную реализацию посредством формирования педагогической направленности и мотивации личности, способствуют развитию способностей и темперамента.

Ю.Н. Кулюткин обращает внимание на следующие способности педагога:

• понимание внутреннего мира другого человека; способности к активному воздействию на ученика; способности владеть собой. При этом воспитанники могут рассчитывать на взаимопонимание, доброжелательность, сопереживание, самообладание педагога.

А.К. Маркова убедительно доказывает иерархию требований к педагогу в современных условиях:

• профессиональное педагогическое самосознание и умения педагога;

• профессиональные позиции;

• индивидуальный стиль деятельности и общения;

• творческий потенциал.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х

Все это формирует востребованное представление о себе, как профессионале; способствует качественному сочетанию задач, средств и способов педагогической деятельности; повышает креативность воспитателя.

Педагог-воспитатель - это интеллигентная личность, духовно богатая, гуманная, граждански активная личность, способная к самосовершенствованию и творчеству. Список использованной литературы:

1. Блонский П.П, Курс педагогики. Изд.2-е, испр. М., 1918., с.2

2. Фридман С.М. Проблема педагогического труда. - М., - Л., 1929

3. Кан-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. М., Педагогика, 1987. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика. - М., 2003.

Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 1991.

© Звезда Л.М., Тарасенко Т.В., 2016

УДК 378:004.9

Исаева Рапия Уркасымовна

к.п.н.,

Кыргызский национальный университет Ж. Баласагына,

Кыргызская Республика, e-mail: Rapia777@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель статьи - разработка рекомендаций по совершенствования подготовки будущих учителей в нашей Республике Кыргызстан. Статья посвящена профессиональной подготовке будущего учителя физики в области проектирования дидактических материалов с использованием информационных компьютерных технологий для мотивации получения и повышения знаний учащихся. Обсуждается личные опыты решения проблемы формирования профессионально-методических компетенций у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.