Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте'

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / САМОКОНТРОЛЬ / УСПЕХ / ВОСПИТАНИЕ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забусова Елена Ивановна

В настоящее время, основными являются задачи воспитания и обучения детей. Оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забусова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

положительного эмоционального фона, сложившегося после выступлений, удовлетворённости от проделанной работы, решением поставленных перед турниром задач и отсутствия травм. Результаты проведенного анкетирования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка психоэмоционального состояния спортсменов- самбистов с нарушением слуха

Показатели Самочувствие X баллы Активность X баллы Настроение X баллы

До эксперимента 58,6 43 47,3

После эксперимента 59,3 49,6 49

Полученные в ходе анкетирования данные подтверждают наше предположение о психоэмоциональном состоянии спортсменов-самбистов с нарушением слуха и говорят о том, что после показательных выступлений самочувствие молодых спортсменов улучшилось, что видно из показателей, которые возросли на 0,7 балла. Значительное повышение активности (на 6,6 балла) и настроения (на 1,8 балла), по нашему мнению, связано с успешным выступлением на показательных выступлениях перед широкой зрительской аудиторией и снятия влияния ответственности за предстоящее мероприятие. А также небольшое материальное поощрение молодых спортсменов в виде сладких призов. Список использованной литературы:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебно-методическое пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

2. Жалилов А.В. Недостатки спортивных соревнований по самбо для лиц с нарушением слуха / А.В. Жалилов // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы». - Чебоксары, 2016. - 524 с.

3. Основные требования к качеству проведения занятий по борьбе самбо глухих и слабослышащих детей 12-14 лет / А.В. Жалилов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - №2(66). - С. 45-47.

4. Махов, А.С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А.С. Махов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Педагогические и психологические науки. - 2010. Вып. 11. - С. 99-102.

5. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих / А.С. Махов // Вестник Томского Государственного университета. - 2012. - №359. - С. 160-164.

© Жалилов А.В., Махов А.С., 2016

УДК 054

Забусова Елена Ивановна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:elena111s@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В настоящее время, основными являются задачи воспитания и обучения детей. Оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Самооценка, младший школьник, самоконтроль, успех, воспитание, возраст.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, основными являются задачи воспитания и обучения детей. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление в педагогике и психологии.

Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на своё понятийное содержание, предполагающий оценочный компонент. Те или иные качества личности определяются как хорошие, так и плохие; младшие школьники оценивают себя по этим качествам, сравнивая их с другими.

Самооценка - это отношение человека к своим способностям, личностным качествам, а также к внешнему облику [3, 1].

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают непростые задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу.

Как известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, вторые тут же отдают учителю, другие подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» -ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Другие тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным неудачам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с большим интересом самостоятельно находят ошибку. Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно тихо, перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не найдут. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным бонусом, поддерживающим их деятельность [3, 2].

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

и самостоятельность самооценки. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Итак, в младшем школьном возрасте у ребенка, начинает только формироваться самооценка и поэтому она в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [2, 1]. Список использованной литературы

1. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей \Гекст\/ В.А. Горбачева - АПН РСФСР, 1952, №18

2. Липкина А. И. Самооценка школьника [Текст\ / А. И. Липкина - М.: 1976.

3. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст\ / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак - М.: 1968.

© Забусова Е.И., 2016

УДК 378.1

Звезда Людмила Михайловна

канд. пед. наук., доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ Тарасенко Татьяна Викторовна

канд. пед. наук., доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: lyudmilazvezda@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме роли и места воспитательной составляющей в системе высшего образования. Обозначены проблемы и пути решения профессиональной подготовки современных педагогов-воспитателей. Генезис подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога. Анализ современных подходов к профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования. Представлена трехмерная Модель педагога-воспитателя.

Ключевые слова

Социальный заказ. Воспитательный потенциал. Профессиональная подготовка. Профессиональная

компетентность. Профессиональная готовность.

Подготовка специалистов системы дошкольного образования реализуется в сложных экономических и политических условиях, в силу которых существенно изменилось функционирование учреждений высшей школы, институтов повышения квалификации, организаций управления, общественных объединений и социокультурная жизнь общества. В современных условиях повышение эффективности воспитательного процесса связывают с созданием воспитательных систем, в которых моделируются и реализуются условия для саморазвития и самоутверждения личности обучаемого и педагога. Одной из главных функций управления воспитательной системой является организация целостного учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.