УДК 796.814
МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ САМБО С ДЕТЬМИ 12-14 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Александр Викторович Жалилов, старший преподаватель, Ивановская государственная медицинская академия (ФГБОУ ВО ИвГМА), г. Иваново,
Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, декан, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), г. Москва
Аннотация
В статье представлена разработанная методика занятий борьбой самбо со слабослышащими и глухими детьми в возрасте 12-14 лет. Дается описание основных элементов и приемов самбо, используемых в учебно-тренировочном процессе с детьми, имеющими нарушение слуха. Представлена система специально разработанных жестов, обозначающая различные исходные положения или элементы в борьбе, внедренная в практику тренировочных занятий школьников с нарушением слухового анализатора. Рассмотрена эффективность применения цветовых маркеров на занятиях по самбо с особыми детьми, а также эффективность проведения занятий самбистов с нарушением слуха совместно со здоровыми спортсменами. Данная методика легла в основу диссертационного исследования, рассматривающего развитие адаптивной физической культуры с применением борьбы самбо среди школьников, имеющих нарушения слуха.
Ключевые слова: самбисты с нарушением слуха, элементы техники, система жестов, методика занятий.
TECHNIQUE OF OCCUPATIONS BY SAMBO FOR THE CHILDREN AGED 12-14 YEARS WITH HEARING DISORDER
Alexander Viktorovich Jalilov, the senior teacher, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The article presents the developed technique for the wrestling Sambo with hard of hearing and deaf children aged 12-14 years. It describes the major elements of Sambo techniques used in the training process with children with hearing loss. The presented system of the specially designed gestures, indicating the various starting points or elements in the struggle, introduced in practice of training the students with the violation of the auditory analyzer. It discusses the effectiveness of the color markers in the classroom Sambo with special children, as well as the effectiveness of the training of athletes with hearing impairment, together with healthy athletes. This technique formed the basis of the dissertation research considering the development of adaptive physical culture with the use of Sambo among students with hearing impairment.
Keywords: athletes with hearing impairment, elements of the technique, system of gestures, method of training.
ВВЕДЕНИЕ
Самбо - национальный вид борьбы, культивируемый и успешно развивающийся в Российской Федерации. Этот динамичный и популярный вид спорта давно завоевал свой авторитет не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Самбо активно развивается среди широких слоев населения: учащихся, рабочих, служащих и просто любителей здорового образа жизни [1, 4]. Набирает свою популярность самбо среди граждан с ограниченными возможностями здоровья, в частности, лиц, имеющих нарушения слухового анализатора. Официальным отсчетом развития борьбы самбо среди слабослышащих и глухих спортсменов послужил 2011 год, в котором состоялись чемпионат города Москвы и чемпионат России по самбо [2, 3]. Большим подспорьем для развития самбо среди лиц, имеющих нарушения слуха, стало включение дисциплины «самбо глухих» в реестр видов
спорта, развиваемых на общероссийском уровне приказом Минспорта РФ №132 от 12 февраля 2016 года [2].
Несмотря на такие значительные успехи, вопрос подготовки самбистов с нарушением слуха остается открытым и требует своего решения. Необходимо сказать, что существует определенный дефицит научно-методической литературы по работе со слабослышащими и глухими самбистами. Тренер, работающий с этой категорией граждан, не имеющий в наличии специально разработанной методики, вынужден ориентироваться только на свое педагогическое мастерство и опыт.
Цель настоящего исследования разработать методику борьбы самбо для лиц с нарушением слуха. В соответствии поставленной целью нами было поставлено ряд задач:
1. Разработать элементы борьбы самбо для лиц с нарушением слуха на этапе начальной подготовки.
2. Разработать систему специальных жестов, обозначающих элемент в борьбе или исходное положение.
3. Использовать цветовые маркеры для работы с самбистами, имеющими нарушение слуха.
4. Применить совместные занятия спортсменов с нарушением слуха со здоровыми самбистами.
МЕТОДИКА
Для решения первой задачи нами были проанализированы рабочие программы по борьбе самбо для здоровых детей, выявлены и оценены наиболее доступные элементы борьбы самбо для школьников, имеющих нарушения слуха и отвечающие особенностям адаптивной физической культуры. Все элементы были систематизированы и объединены в виде таблицы. При составлении технических действий борьбы нами использовался принцип «от простого к сложному», а также изучение основных элементов в партере (борьба лежа), что позволило нам избежать травм во время учебно-тренировочных занятий. По мере освоения основных элементов в партере и навыка самостраховки изучались приемы в стойке и более сложные акробатические элементы. Арсенал технических действий самбистов с нарушением слуха был не столь велик в отличие, от здоровых спортсменов и изучение, в основном, было направлено на выведении противника из равновесия и приемов, не требующих больших силовых затрат. Элементы борьбы самбо для школьников с нарушением слуха представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Технические действия, используемые в учебно-тренировочном процессе с самбистами, имеющими нарушения слуха_
Элементы борьбы самбо
1. Акробатические упражнения Перекаты в плотной группировке: вперед-назад, влево-вправо.
Стойки: на лопатках, на голове.
Кувырки: вперед-назад.
Переворот боком «колесо».
Равновесие на правой (левой) ноге «ласточка».
2. Элементы борцовской техники Перекаты через левое и правое плечо.
Самостраховка при падении на правый (левый) бок, самостраховка при падении на спину.
Передний (задний) борцовский мост.
3. Технические действия в борьбе лежа (партере) Перевороты: захватом рук, захватом руки и ноги, рычагом.
Удержания: сбоку, поперек, верхом, со стороны головы.
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, узел плеча, ущемление ахиллова сухожилия.
4. Технические действия в стойке Броски: задняя подножка, передняя подсечка, проход за одну ногу, зацеп под одноименную ногу.
Данная структура изучения техники борьбы самбо позволила нам успешно применять эту систему в работе со слабослышащими и глухими борцами и способствовала
прочному освоению приемов борьбы.
Для решения второй задачи мы приняли решение оптимизировать учебно-тренировочный процесс и разработать систему специальных жестов, обозначающих определенное двигательное действие в борьбе (стойка, перекат, кувырок и т. д.). Использование этих жестов, общее количество которых составило десять, позволило значительно увеличить моторную плотность занятия, не занимая время педагога на длительное объяснение уже знакомых элементов и упражнений. Жесты, используемые на занятиях по самбо, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Специальные жесты, используемые на занятиях с самбистами, имеющими нарушения слуха_
№ Двигательное действие Жест, используемый тренером Рисунок
1. Стойка на лопатках Тренер сгибает руку в локтевом суставе, обращенную тыльной стороной к занимающимся, ладонь раскрыта, пальцы вместе смотрят вверх й
2. Стойка на голове Тренер касается своего лба открытой ладонью и показывает предыдущий жест ъ
3. Упор, стоя на коленях и локтях Тренер наклоняется немного вперед, сгибает руки в локтевых суставах и ставит одно предплечье перед другим
4. Кувырок вперед Тренер ставит один указательный палец, горизонтально полу, второй располагает над первым и выполняет вращательное движение пальцами вперед
5. Кувырок назад Предыдущий жест, только вращение назад
6. Борцовский мост Тренер сжимает четыре пальца кисти, сгибая их и большой палец в межфаланговых суставах, чтобы образовался своеобразный «мост»
7. Самостраховка Тренер резко разгибает руку в локтевом суставе, выполняя своеобразный «хлопок» по воздуху /1
№ Двигательное действие Жест, используемый тренером Рисунок
8. Перекат Тренер сгибает руку в локтевом суставе и показывает движение рукой по диагонали сверху вниз ф
9. Удержание Тренер наклоняется немного вперед, сгибает руку в локтевом суставе, чтобы угол между плечом и предплечьем составил примерно 30-35 градусов #
10 Обоюдная борьба Тренер сжимает руки в кулаки, ставит их вертикально друг напротив друга и двигает навстречу друг другу А
Для решения третьей задачи нами было разработано два упражнения с использованием цветовых маркеров, направленных на развитие координационных способностей. Первое упражнение «карусель» (рисунок 1) состоит в следующем: по периметру ковра находятся разноцветные круги (желтый, синий, красный) диаметром 20 см. По команде тренера спортсмены начинают двигаться по залу (шагом или приставными шагами, бегом), затем по сигналу тренера занимающиеся должны встать в круг и выполнить определенную стойку, каждому цвету соответствует определенное задание (желтый - «поза Ромберга»; синий - поза Ромберга «Аист»; красный равновесие на одной ноге «Ласточка»), после этого по сигналу, спортсмены продолжают движение по ковру и т. д.
Второе упражнение «карусель 2» (рисунок 2) состоит в следующем: по периметру ковра находятся разноцветные круги (желтый, синий, красный) диаметром 20 см, по команде тренера спортсмены начинают выполнять акробатические упражнения в соответствии с цветом находящегося впереди круга (желтый - кувырок вперед, синий - перекат, красный - кувырок назад). Для усложнения задачи тренер меняет расположения кругов по периметру зала.
о.
!
о •
-*- -►
Рисунок 1 - Упражнение «Карусель»
Рисунок 2 - Упражнение «Карусель 2»
Для решения четвертой задачи мы организовали совместные занятия спортсменов с нарушением слуха со здоровыми самбистами. Данные занятия проводились один раз в неделю, их структура заключалась в следующем:
1) пары составлялись по весовым категориям;
2) у спортсмена с нарушением слуха был здоровый соперник;
3) у здоровых борцов было условие - во время отработки технических действий поправлять ошибки ребят с нарушением слуха, во время учебно-тренировочных схваток давать возможность брать выигрышный захват и работать не в полную силу.
Данное построение занятий позволило нам успешно применять совместные занятия в работе со спортсменами, имеющими нарушения слуха, повысило рост технического мастерства борцов с нарушением слуха в изучении приемов борьбы в партере (борьба лежа), в частности, таких действий как перевороты и удержания.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Тренировочные занятия для слабослышащих и глухих борцов строились по стандартной схеме: 10-15 минут разминка, 68-75 минут основная часть, 5-7 минут заминка. В данной методике предложенный технический арсенал для школьников с нарушением слуха был не столь велик в отличие от здоровых ребят, основное внимание при изучении различных двигательных действий было уделено прочному усвоению полученных знаний и формированию навыка самостраховки. Это позволило нам успешно применять элементы самбо в работе со слабослышащими и глухими борцами. В учебно-тренировочных занятиях мы активно применяли специально разработанные жесты, обозначающие различные исходные положения и стойки в борьбе, что увеличило моторную плотность занятия и позволило нам не затрачивать время на объяснение ранее изученных элементов. Использование в процессе обучения цветовых маркеров разнообразило упражнения, направленные на формирование координационных способностей. Необходимо подчеркнуть, эффективность совместных занятий самбистов с нарушением слуха со здоровыми спортсменами, так как отмечается рост технического мастерства слабослышащих и глухих ребят.
ВЫВОДЫ
Таким образом, разработанная методика по борьбе самбо для групп начальной подготовки позволяет эффективно проводить занятия с борцами, имеющими нарушения слуха и успешно применять элементы самбо в учебно-тренировочном процессе. Используя основные принципы адаптивной физической культуры, данная методика выполняет важную коррекционную функцию основных физических качеств. Гармоничное сочетание на занятиях технических элементов, специальных жестов, цветовых маркеров, использование совместных занятий со здоровыми борцами дает положительный эффект и способствует целенаправленному обучению слабослышащих и глухих школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аратин, А.В. Самбо как средство воспитания морально-волевых качеств личности подростка / А.В. Аратин, Н.В. Кергилова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. -№ 11. - С. 113-116.
2. Емельянов, В.Ю. Становление самбо для глухих в России / В.Ю. Емельянов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 2 (66). - С. 1-2.
3. Жалилов, А.В. Основные требования к качеству проведения занятий борьбой самбо глухих и слабослышащих детей 12-14 лет / А.В. Жалилов // Адаптивная физическая культура. -2016. - № 2 (66). - С. 45-47.
4. Иванов, Д.А. Элементы техники самбо как норматив всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Д.А. Иванов, Г.М. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. - № 1-2. - С. 99-105.
REFERENCES
1. Artin, A.V. and Kargalova, N V. (2014), "Sambo as a means of education morally-volitional qualities of the personality of the teenager", Training and education: methodology and practice, No. 11, pp. 113-116.
2. Emelyanov, V.Yu. (2016), "Formation of Sambo for the deaf in Russia", Adaptive physical culture, No. 2 (66), pp. 1.
3. Jalilov, A.V. (2016), "The Basic requirements for the quality of wrestling Sambo of the deaf and hard of hearing children 12-14 years", Adaptive physical culture, No. 2 (66), pp. 45-47.
4. Ivanov, D.A. (2015), "Elements of the art of Sambo as the ratio of the all-Russian sports complex TRP", Problems of improvement of physical culture, sport and Olympism, No. 1-2, pp. 99-105.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.05.2017
УДК 796.922.093.642
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ПОСТРОЕНИИ ОПТИМАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРАЕКТОРИИ В БИАТЛОНЕ
Сергей Васильевич Жуков, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, Алексей Валерьевич Зеленский, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В данной статье раскрывается методика применение нейронных сетей для решения задачи планирования оптимальной тренировочной траектории для спортсменов биатлонистов на основе имеющихся данных. Особенностью методики являются выборы и обоснования структуры нейронных сетей по результатам качества ее обучения, а также применение карт Кохонена для решения задач выявления основных объединяющих факторов в биатлоне с помощью методов нейросетевой кластеризации.
Ключевые слова: стрельба, биатлон, нейронные сети, тренировочный процесс.
NEURAL NETWORKS USAGE IN OPTIMAL TRAINING TRAJECTORY PLANNING
IN BIATHLON
Sergey Vasilyevich Zhukov, the candidate of technical sciences, senior lecturer,
department chairman, Alexey Valerievich Zelenskiy, the teacher, Smolensk state academy of physical culture, sport and tourism, Smolensk
Annotation
In this article, a technique is disclosed for the application of neural networks to solve the problem of planning an optimal training trajectory for biathlon athletes on the basis of available data. A special feature of the methodology is the election and justification of the structure of neural networks based on the quality of its training, as well as the use of Kohonen maps to solve problems of identifying the main unifying factors in biathlon using the methods of neural network clustering.
Keywords: shooting, training process, cluster analysis, biathletes, neural networks, Kohonen clustering networks.
ВВЕДЕНИЕ
Успешное выступление спортсменов на соревнованиях обеспечивается в основном двумя факторами: одаренностью спортсмена и рациональностью использованной системы многолетней подготовки. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной, в том числе и селективной, работы с юными спортсменами, а также необходимость постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов проведения тренировочных занятий со спортивным резервом.
Сравнительный анализ результатов спортсменов различных возрастных категорий демонстрирует значительный прирост показателей в юношеском и юниорском возрасте, а при переходе в спорт высших достижений, когда нужно раскрывать существующий потенциал, эти показатели значительно снижаются или вовсе отсутствуют.
Причины данного явления скрываются в отношении к методике подготовки спортсменов. Тренеры, находясь под влиянием представлений о том, что осуществляе-