Научная статья на тему 'Методика подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода и оценка ее эффективности'

Методика подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода и оценка ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМБО / ЕДИНОБОРСТВО / ДИНАМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДИКА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SAMBO / MARTIAL ART / DYNAMIC SITUATIONS / TACTICAL AND TECHNICAL ACTIONS / METHODS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Умаров Мухамед Курешевич, Полещук Ольга Митрофановна, Иванков Чингис Тагирович, Комаров Евгений Геннадиевич

Статья посвящена методическим особенностям подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода, который способствует развитию основных физических качеств и психомоторных способностей борцов, а также оценке эффективности этого подхода. Выявлена проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов, которая занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Определен основной вектор развития единоборств, направленный в сторону решения серьезных проблем тактико-технической и физической подготовки спортсменов с учетом правил соревнований в самбо. Особенности разработанной методики обучения тактико-техническим действиям самбистов связаны с использованием в борьбе самбо болевых приемов и их применением в положении лежа, что требует развития базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов фундамент спортивного мастерства. Включение в содержание учебно-тренировочного процесса логических компонентов, а также нечеткой регрессионной модели способствует рациональному управлению процессом подготовки самбистов и совершенствованию тактико-технических действий борцов самбо в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Умаров Мухамед Курешевич, Полещук Ольга Митрофановна, Иванков Чингис Тагирович, Комаров Евгений Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Training Sambo Wrestlers Using Modular and Situational Approach and Assessment of Its Efficiency

The article is dedicated to the methodological peculiarities of training sambo wrestlers using module-situational approach that allows to enhance the development of basic physical qualities and psychomotor abilities of fighters, as well as assessing the effectiveness of this approach. The problem of forming movement skill and abilities and training impact, taking into account individual and typological characteristics of athletes, which hold a specific place in the system of educational and training process is identified. The main vector of development of martial arts directed towards addressing the serious problems of tactical, technical and physical training of athletes considering the rules of competitions in Sambo is identified. Features of the developed method of training tactical and technical actions of sambo wrestlers are connected with the use of painful holds and their application in a prone position that demands development of basic physical qualities and psychomotor abilities of fighters which lay the foundation for athletic skills. The incorporation of logical components into the content of the training process as well as indistinct regression model contributes to the management of the process of training the wrestlers and improving their tactical and technical actions in competitive activity.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода и оценка ее эффективности»

СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|

1УДК 796.814 ББК 75.715

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

А. В. Сафошин, М. К. Умаров, О. М. Полещук,

Ч. Т. Иванков, Е. Г. Комаров, С. М. Авдонин, Р. Г. Гасанов

Аннотация. Статья посвящена методическим особенностям подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода, который способствует развитию основных физических качеств и психомоторных способностей борцов, а также оценке эффективности этого подхода. Выявлена проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов, которая занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Определен основной вектор развития единоборств, направленный в сторону решения серьезных проблем тактико-технической и физической подготовки спортсменов с учетом правил соревнований в самбо. Особенности разработанной методики обучения тактико-техническим действиям самбистов связаны с использованием в борьбе самбо болевых приемов и их применением в положении лежа, что требует развития базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов - фундамент спортивного мастерства. Включение в содержание учебно-тренировочного процесса логических компонентов, а также нечеткой регрессионной модели способствует рациональному управлению процессом подготовки самбистов и совершенствованию тактико-технических действий борцов самбо в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: самбо, единоборство, динамические ситуации, тактико-технические действия, методика, учебно-тренировочный процесс.

METHODS OF TRAINING SAMBO WRESTLERS USING MODULAR AND SITUATIONAL APPROACH AND ASSESSMENT OF ITS EFFICIENCY

A. V. Safoshin, M. K. Umarov, O. M. Poleshchuk,

Ch. T. Ivankov, E. G. Komarov, S. M. Avdonin, R. G. Gasanov

Abstract. The article is dedicated to the methodological peculiarities of training sambo wrestlers using module-situational approach that allows to enhance the development of basic physical qualities and psychomotor abilities of fighters, as well as assessing the effectiveness of this approach. The problem of forming movement skill and abilities and training impact, taking into account individual and typological characteristics of athletes, which hold a specific place in the system of educational and training process is identified. The main vector of development of martial arts directed towards addressing the serious problems of tactical, technical and physical training of athletes considering the rules of competitions in Sambo is identified. Features of the developed method of training tactical and technical actions of sambo wrestlers are connected with the use of painful holds and their application in a prone position that demands development of basic physical qualities and psychomotor abilities of fighters which lay the foundation for athletic skills. The incorporation of logical components into the

content of the training process as well as indistinct regression model contributes to the management of the process of training the wrestlers and improving their tactical and technical actions in competitive activity.

Keywords: sambo, martial art, dynamic situations, tactical and technical actions, methods, training process.

Особенности методики обучения тактико-техническим действиям самбистов связаны с тем, что, в отличие от других единоборств, в борьбе самбо изучаются болевые приемы и их применение в положении лежа. Эти специфические моменты диктуют изменение содержания учебно-тренировочного процесса. Поэтому в подготовительной части занятий применяются физические упражнения, способствующие развитию быстроты, силы, специальной выносливости, гибкости, координационных способностей, увеличивающие двигательный арсенал тактического ведения поединка. При освоении тактико-технических действий учитывается алгоритм спортивной тренировки. Изучение новой техники проводится после освоения предыдущего материала, где используется принцип «от простого к сложному» с выполнением бросковой техники с малой амплитудой и постепенным доведением ее до оптимальных значений.

Особое внимание уделяется психологической готовности: ликвидации негативных явлений, проявляющихся в тренировочном процессе, таких как преодоление естественного страха перед техническими действиями, связанными с падениями, эмоциональным и психическим утомлением, что приводит к получению травм и искажению в исполнении технических приемов. Для силовых единоборств характерна экстремальность не только соревновательных, но и тренировочных ситуаций, особенно во время произвольных боев и спаррингов, которые несут значительные психические нагрузки. Психологические факторы в сравнении с педагогическими, на уровне высшего спортивного мастерства, в единоборствах занимают доминирующее положение [1]. Также мы отмечаем, что важное место в содержании подготовки самбистов занимает алгоритм изучения тактико-технических действий (табл. 1).

При применении методики подготовки самбистов с использованием модульно-ситуа-

ционного подхода повторение пройденного материала целесообразно рассматривать с точки зрения классических приемов великих спортсменов-борцов, таких как «метод воронки» А. А. Новикова, «вертушка» Ч. Т. Иванкова, «плечевой жим» М. К. Умарова и других характерных «наглядных примеров» в мотивации и направлении планирования конкретного занятия.

Развитие групп мышц или освоение приемов организации и реализации конкретных динамических ситуаций (КДС) соревновательных тактико-технических действий (СТТД) в стойке (т. е. с одного приема) или лежа на ковре влияет не только на подготовку организма к тренировочному процессу, но в первую очередь на рост спортивного мастерства.

Занятия, состоящие из КДС, взаимосвязанные по содержанию соревновательной деятельности (СД) с изучаемым и повторяемым материалом, рассчитанные на две-три дидактические единицы, являются блочными, или основой модульно-ситуационного подхода, которую можно оценить на эффективность. Цель проведения таких занятий - выявление эффективности разработанной авторской методики подготовки самбистов. Основным критерием мастерства спортсменов является результат СД. Гипотеза исследования предполагает, что разработанная методика обучения тактико-техническим действиям в самбо способна повысить результат успешных выступлений в СД и проявляется в большем количестве выигранных как отдельных элементов борьбы, так и поединков в целом. Изучение различных тактико-технических действий, применяемых в самбо, имеет устойчивую и тесную взаимосвязь между тактико-техническими действиями и организацией и реализацией КДС в СД.

На этапах физической подготовки и совершенствования тактико-технической подготовки самбисты овладевают наиболее универсальными приемами из «личных архивов» извест-

Таблица 1

Содержание занятий при подготовке самбистов

Вид подготовки Алгоритм Средства физической подготовки

Специфика применения средств общефизической и специальной физической подготовки 1 Подвижные игры

2 Спортивные и игровые упражнения

3 Круговая тренировка, моделирующая условия соревновательного поединка

Подготовительная часть занятия 4 Эстафеты, подвижные игры, спортивные игры

5 Фиксированная дозировка применяемых заданий

6 Комплексное сочетание приемов страховки и самостраховки

7 Строго регламентированные упражнения

8 Специальная последовательность изучения и повторения тактико-технических действий

9 Применение общепедагогических методов

Теоретическая подготовка 10 Самбо как система физического и нравственного самосовершенствования

ных мастеров самбо, которые являются прообразом идеала и могут реализовать наиболее подходящие приемы в решающие моменты КДС СД, например подсечки, броски или удержания. Закрепляется пройденный материал применением в учебной схватке многократным повторением: один и тот же прием отрабатывался с разными спарринг-партнерами, что способствует организации и реализации КДС СТТД в стойке (т. е. с одного приема) или в партере. На основании вышесказанного было выдвинуто предположение о том, что чем быстрее самбисты овладеют тактическими приемами, тем осмысленнее будут применять технические действия в манере исполнения в качестве логических компонентов для создания КДС и их реализации. Успешность каждого спортсмена можно охарактеризовать количественными результатами тактико-технической деятельности. На основании вышеизложенного для подтверждения гипотезы и проверки методики подготовки самбистов с учетом индивидуальных способностей был проведен педагогический эксперимент, в котором исследовалась эффективность применения тактических приемов. При проведении формирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, равные по возрасту и уровню подготовки. Занятия с контрольной группой проводились по общепринятой методике, с экспериментальной группой - с использованием разработанной нами методики с преимущественным использованием индивидуальных логических компонентов маневра коронных атакующих приемов по орга-

низации и реализации КДС, выполняемых с оптимальными интервалами. В начале педагогического эксперимента были проведены испытания по подготовке испытуемых, результаты которых представлены в табл. 2.

Учебно-методическая литература по тактико-технической подготовке борцов самбо долгое время не вносила корректировок в учебно-тренировочный процесс. В связи с этим созрела необходимость создания новой программы подготовки спортсменов, составленной с учетом индивидуальных особенностей реализации КДС в СД. В результате проведенного исследования выявлено, что применение методики, предусматривающей изучение тактики ведения поединка в самбо с учетом индивидуальных особенностей маневра по реализации КДС в СД, отражается на регулировании нагрузки и продолжительности занятий, в системном повторении и закреплении пройденного материала положительно влияет на универсальность решения задач, способствует росту результативности СД самбистов. Испытуемые экспериментальной группы отличаются тем, что владеют большим числом комбинаций и вариативностью выполнения тактико-технических действий, одерживают большое количество чистых побед.

В педагогическом эксперименте приняли участие 24 испытуемых (спортсмены 1-го спортивного разряда). Для проведения педагогического эксперимента были сформированы: экспериментальная и контрольная группы. В дальнейшем экспериментальная группа была разбита на три подгруппы. В первой под-

Таблица 2

Показатели подготовленности самбистов экспериментальной и контрольной группах

в начале педагогического эксперимента

№ п/п Виды подготовленности Экспериментальная группа Контрольная группа р*

1 Физическая работоспособность PWC170, кгм/мин/кг 14,19 14,90 р < 0,05

2 Время реакции опоры, мс 296,02 294,10 р < 0,05

3 Высота перемещения манекена (бросок прогибом),

педагогическая оценка 3,4 3,5 р < 0,05

4 Время удержания равновесия в пробе Яроцкого, с 35,6 36,2 р < 0,05

5 Забегания на борцовском мосту, педагогическая 3,3 3,1 р < 0,05

оценка

6 Прыжок с места вверх без взмаха рук, см 43 41 р < 0,05

7 Прыжок в длину с места, см 230 235 р < 0,05

8 Сила сгибателей левой кисти, Н 560 550 р < 0,05

9 Сила сгибателей правой кисти, Н 540 580 р < 0,05

Примечание: * р - достоверность различий.

группе экспериментальной группы испытуемыми были спортсмены с характерной склонностью, направленной на техническое ведения поединка, во второй подгруппе - силового ведения поединка, в третьей - темпового ведения поединка. Предварительные межгрупповые соревнования между борцами контрольной группы и спортсменами в подгруппах экспериментальной группы не выявили достоверных различий по преимуществу выигранных поединков.

В начале педагогического эксперимента для борцов экспериментальной и контрольной групп были проведены испытания, результаты которых представлены в табл. 3.

Для оценки результатов учебно-тренировочного процесса были использованы статистические методы обработки информации.

Статистическая обработка результатов табл. 3 показала, что экспериментальные и кон-

трольная группы недостоверно отличаются друг от друга по критериям Вилкоксона и Ван дер Вардена. Данные критерии показывают, что достоверных различий между анализируемыми группами нет. Занятия проводились два раза в неделю по 2 академических часа на протяжении 12 недельных микроциклов [2].

Для прогноза результатов учебно-тренировочного процесса были использованы методы нечеткого регрессионного анализа.

Методы нечеткого регрессионного анализа значительно расширили границы применения методов классического регрессионного анализа, а именно - позволили строить регрессионные зависимости на основе нечеткой исходной информации. Причем эта информация может быть как количественного, так и качественного характера, что сделало возможным применение методов нечеткого регрессионного анализа в теории экспертного оценивания и обеспе-

Таблица 3

Результаты предварительных испытаний самбистов экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Подгруппа 1 Подгруппа 2 Подгруппа 3

Борец ЭАб Борец ЭАб Борец ЭАб Борец ЭАб

Ч-в 0,31 Н-н 0,33 Э-в 0,39 Ш-н 0,33

Ю-н 0,35 Х-в 0,42 Я-н 0,34 Е-н 0,41

Т-в 0,37 Г-н 0,37 А-в 0,36 Д-в 0,35

Р-н 0,34 Л-н 0,36 Б-н 0,35 Ф-в 0,34

З-н 0,41 У-в 0,42 В-н 0,34 И-н 0,39

С-в 0,41 И-в 0,35 Д-в 0,35 Е-в 0,40

Примечание: подгруппа 1 - силового маневра ведения поединка, подгруппа 2 - темпового маневра ведения поединка, подгруппа 3 - технического маневра ведения поединка; ЭА6 - эффективности атаки.

чило практические приложения в ряде областей деятельности человека. Первая нечеткая регрессионная модель [3] вызвала большой интерес, следствием чего стало появление значительного числа работ, в которых на основе различных оптимизационных критериев строились нечеткие регрессионные модели или нечеткие комбинированные регрессионные модели [4; 5]. Последние сочетали в себе элементы классической регрессионной модели и нечеткой регрессионной модели. Классическая регрессионная модель базируется на методах теории вероятностей и, следовательно, учитывает в модели один из видов неопределенности - случайность. Нечеткая регрессионная модель базируется на методах теории возможностей и теории нечетких множеств и, следовательно, учитывает в модели другой вид неопределенности - нечеткость. Односторонний подход к учету заложенной в модели неопределенности не устроил ряд исследователей, следствием чего стало появление нечетких регрессионных моделей, которые учитывают два типа неопределенности одновременно [6-8].

Нечетким числом А называется нечеткое множество, имеющее функцию принадлежности:

(х): R ^[0,1].

Нечеткая линейная регрессионная модель от т переменных в общем случае имеет вид:

У = а0 + а.Х, + а2X2 +... + а X ,

0 11 2 2 т т

где неизвестные коэффициенты регрессионной модели - треугольные числа [9] (графиками функций принадлежности являются треугольники), нечеткие переменные

х., I= принимают значения:

X \ = (х( , х22 , х{ , хЯ ),. = 1, т, I = 1, п,

графиками функций принадлежности которых являются трапеции. Первые два параметра в скобках - абсциссы верхних оснований трапеций, которые являются графиками функций принадлежности, последние два параметра являются длинами соответственно левого и правого крыльев трапеций.

Входной и выходной информацией будут четкие данные, а коэффициентами регрессионной модели будут нечеткие треугольные числа. Входной информацией х будут являться результаты предварительных испытаний самбистов в начале педагогического эксперимента. Выходной информацией У будут являться результаты испытаний в конце педагогического эксперимента. Нечеткая регрессионная модель будет выглядеть следующим образом:

У = а + ЬХ .

Решение оптимизационной задачи позволило получить следующую модель:

У = (0.010,0.005,0.001) + (1.139,0.007,0.005)Х .

Для сравнения классическая регрессионная модель выглядит следующим образом:

У = 0.013 +1.135X .

Классическая регрессионная модель имеет следующие показатели: я2 = 0.751, ошибка 0.01785, нечеткая регрессионная модель имеет следующие показатели: я2 = 0.918, ошибка -0.00945, что, несомненно, свидетельствует о преимуществах нечеткой регрессионной модели.

Прогнозные регрессионные модели планируется использовать для управления процессом подготовки самбистов.

Для применения в учебно-тренировочном процессе подготовки самбистов логических компонентов по организации и реализации КДС, которые обусловливают маневры ведения поединка, был зафиксирован арсенал атакующих приемов самбистов с учетом оптимизации интервалов атаки. В настоящее время в учебно-тренировочную среду вошло понятие «интервал атаки», представляющее интерес как в научном, так и практическом аспектах. От рациональной реализации атаки зависит успех соревновательного поединка. Изучение тактических действий в спаррингах и в соревнованиях по самбо выявило взаимосвязь между интервалами атаки, атакующими действиями, захватами и проведением приема. Большинство авторов придерживаются схемы по сокращению интервала атаки при формировании двигательного действия.

С использованием методики модульно-си-туативного подхода с помощью нечетких ре-

грессионных моделей закладывается алгоритм мыслительной и двигательной деятельности, которая появляется в момент принятия решения о выполнении тактического (умственного) или технического (мышечного) действия. Нечеткая линейная регрессионная модель задает вектор и цель, тогда как входной и выходной информацией будут четкие данные (способности), а коэффициентами регрессионной модели будут нечеткие треугольные числа (вариации). Решение оптимизационной задачи позволит получить эффективную модель поединка в целом или выбранной тактики классической или нечеткой регрессионной модели (см. формулы).

При обучении самбистов атакующим приемам в изучении и проведении двигательных действий борцы учитывают интервал атаки, в таком случае прием проходит и усваивается легко, а если игнорировать эту закономерность, технические действия усваиваются медленно и некачественно, особенно это нужно учитывать при усвоении нового движения - некоторые трудно разучиваемые движения не сразу находят нужный интервал атаки, а только с течением времени, так как главной задачей обучения является создание у обучающихся представления, необходимого для правильного выполнения двигательного действия, и побуждения к сознательному и активному овладению действием [10]. После определения оптимального времени атаки технические действия выполняются качественно, надежно, точно.

Прежде всего на основе анализа СД и учебно-тренировочного процесса для каждого борца выявлялся арсенал атакующих приемов -логических компонентов по организации и реализации КДС коронных атакующих действий, подобранные с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, а также уровня его физической и технической подготовленности, которые обеспечивают ему победу в соревновательных поединках.

Затем для этих приемов выявляется оптимальный интервал атаки, и последующие тренировки проводятся с акцентом на выполнение атакующих приемов с этим интервалом [11].

Для этого проводятся специальные занятия, на которых каждый самбист эксперимен-

тальной группы выполняет коронные атакующие действия по сигналу тренера, который с началом тренировочной схватки включает секундомер, а по истечении оптимального времени интервала атаки, индивидуального для каждого спортсмена, подает световой или звуковой сигнал для выполнения очередного атакующего приема. При этом тренер останавливает секундомер, сбрасывает его показания и снова включает его (или включает второй секундомер), а по истечении оптимального времени интервала атаки подает сигнал о выполнении следующего атакующего приема. Такая информация о выполнении атакующего приема производится в течение всей схватки. Сигнал об окончании оптимального времени интервала атаки может подаваться световым или звуковым сигналом, то есть включением электрического или лазерного луча, который направлен на атакующего спортсмена, или ударом в гонг, свистком и, наконец, голосом. Подобная тренировка проводится в начале каждого тренировочного занятия, причем в начале тренировки в каждой паре спортсменов один из них выполняет атакующие действия с оптимальной продолжительностью интервала атаки, а второй спортсмен - защищается. В конце тренировки второй спортсмен выполняет атакующие приемы, а первый - защищается. Такая тренировка продолжается до тех пор, пока спортсмены не научатся выполнять атакующие приемы с оптимальной продолжительностью без сигналов тренера. Как показали наши исследования, для того, чтобы все испытуемые экспериментальных групп научились выполнять атакующие приемы без сигнала тренера, потребовалось 12 недель тренировок по две тренировки в неделю продолжительностью в 2 часа.

После проведения педагогического эксперимента через 3-4 месяца было отмечено, что часть самбистов перестала проводить соревновательные поединки с оптимальной продолжительностью перерыва между атакующими приемами. Для восстановления забытого навыка достаточно провести две недели тренировок с подачей сигнала об окончании оптимальной продолжительности интервала атаки.

В контрольной группе учебно-тренировочный процесс проводился с использованием

традиционных методик. В экспериментальных группах в основной части изучались и совершенствовались логические компоненты коронных атакующих действий по организации и реализации КДС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе проведения педагогического эксперимента испытуемые экспериментальной группы получали информацию о продолжительности интервала атаки. Тренер в начале тренировочного поединка включал секундомер. По истечении оптимального времени атакующего приема, индивидуального для каждого испытуемого, он останавливал секундомер, подавал сигнал об окончании оптимального времени интервала атаки и включал секундомер для регистрации времени следующего интервала атаки. Так продолжалось в течение всего поединка.

Раз в неделю тренировка проводилась без подачи сигнала об окончании оптимального времени атакующего приема, но с регистрацией продолжительности между атакующими приемами. После такой тренировки тренер определял, насколько испытуемый мог выдерживать оптимальный интервал между атакующими приемами без подачи сигнала об окончании оптимальной продолжительности перерыва между атакующими приемами.

При выполнении технико-тактических действий всеми борцами без интервала между атакующими приемами или без подачи сигнала, с продолжительностью, близкой к оптимальному исполнению, тренировочный процесс заканчивался и применялся в соревновательной деятельности [2]. Спортсмен, достигнувший предельного показателя своих технических действий и не способный к дальнейшему со-

вершенствованию, мог либо овладеть новыми техническими приемами, либо связать технические действия в комбинации с другими приемами. В том числе появляется возможность проанализировать способность борца к дальнейшему росту технико-тактического мастерства [12].

Рассмотрим изменения, которые произошли в конце педагогического эксперимента. В табл. 4 представлены показатели эффективности атаки в заключительных испытаниях в конце педагогического эксперимента.

Анализ данных позволяет заключить, что в процессе педагогического эксперимента в подгруппах экспериментальной группы эффективность атаки - отношение количества выигранных атакующих приемов к общему количеству атакующих приемов - улучшилась на 8,6%, улучшение статистически достоверно (р < 0,05). В контрольной группе эффективность атаки улучшилась на 4,2%, улучшение статистически достоверно (р < 0,05).

Следует заметить, что улучшение эффективности атаки в экспериментальной группе более чем вдвое превосходит соответствующий показатель контрольной группы, а в конце педагогического эксперимента различия между эффективностью атаки в экспериментальной и контрольной группах статистически достоверно отличаются друг от друга (р < 0,05).

Сравнение изменений характеристик двигательных действий испытуемых экспериментальных и контрольной групп в процессе проведения педагогического эксперимента показывает, что если перед началом педагогического эксперимента результаты физической и технической подготовленности испытуемых экс-

Таблица 4

Результаты заключительных испытаниях самбистов экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Подгруппа 1 Подгруппа 2 Подгруппа 3

Борец ЭАб Борец ЭАб Борец ЭАб Борец ЭАб

Ч-в 0,38 Н-н 0,44 Э-в 0,49 Ш-н 0,36

Ю-н 0,46 Х-в 0,49 Я-н 0,48 Е-н 0,45

Т-в 0,47 Г-н 0,48 А-в 0,47 Д-в 0,42

Р-н 0,47 Л-н 0,47 Б-н 0,46 Ф-в 0,41

З-н 0,51 У-в 0,49 В-н 0,45 И-н 0,42

С-в 0,48 И-в 0,53 Д-в 0,49 Е-в 0,46

Таблица 5

Физическая и техническая подготовленность самбистов экспериментальной и контрольной группы в конце педагогического эксперимента

№ Виды подготовленности Эксперименталь- Контрольная

п/п р

ная группа группа

1 Физическая работоспособность PWC170 кгм/мин/кг 22,6 17,5 р < 0,05

2 Время реакции опоры, мс 237,9 311,7 р < 0,05

3 Высота перемещения манекена (бросок прогибом),

педагогическая оценка 4,6 3,5 р < 0,05

4 Время удержания равновесия в пробе Яроцкого, с. 122,4 83,9 р < 0,05

5 Забегания на борцовском мосту, педагогическая

оценка 3,7 3,1 р < 0,05

6 Прыжок с места вверх без взмаха рук, см 56 44 р < 0,05

7 Прыжок в длину с места, см 280 250 р < 0,05

8 Сила сгибателей левой кисти, Н 710 590 р < 0,05

9 Сила сгибателей правой кисти, Н 670 620 р < 0,05

периментальной и контрольной групп статистически незначительно отличались друг от друга (р < 0,05), то в конце эксперимента эти показатели стали достоверными и статистически значимыми (р < 0,05).

Результаты педагогического эксперимента показывают, что примененная нами методика способствовала значительному улучшению физической и технической подготовленности спортсменов экспериментальных групп по сравнению с контрольной группой (табл. 5).

Контрольная группа повысила свои показатели в подготовленности, однако эти показатели на статистически достоверном уровне меньше соответствующих показателей экспериментальных групп. Специальная скоростно-сило-вая подготовленность испытуемых улучшилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Координационные способности, характеризующиеся временем удержания равновесия в пробе Яроцкого, улучшились: в экспериментальной группе на 21,3% (р < 0,05); в контрольной группе - на 4,6% (р < 0,05). Значительно улучшились показатели силовой подготовленности рук: сила сгибателей правой кисти в экспериментальных группах возросла на 31,2%, левой кисти - на 25,0%. Соответственно, в контрольной группе сила правой кисти увеличилась на 6,4%, сила левой кисти - 9,7%.

Заключение

Рассматривая в настоящей статье подготовку самбистов на основе использования модуль-но-ситуационного подхода, в ходе педагогического эксперимента мы доказали, что данный

метод позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов, а также оценить эффективность этого подхода.

Как показала практика, применение мо-дульно-ситуационного подхода является физиологически обоснованным решением и позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов для определенной динамической ситуации, закладывает фундамент спортивного мастерства для овладения сложными СТТД с последующим их совершенствованием [13].

В ходе эксперимента отмечено улучшение результатов соревновательных поединков самбистов, которые были достигнуты посредством преимущественного использования в схватках арсенала атакующих двигательных действий на основе логических компонентов по организации и реализации КДС, которые обусловливают маневры ведения поединка коронными приемами (эффективных, хорошо разученных, зрелищных двигательных действий, индивидуальных для каждого борца, подобранных с учетом уровня его физической и технической подготовленности), выполняемыми с оптимальными характеристиками.

Эффективность тренировочных занятий сокращает процесс обучения и позволяет выполнять атакующие двигательные действия в соревновательных поединках более стабильно, надежно, уверенно, с лучшим результатом. Основными показателями СД самбистов являются: интервал атаки (среднее время между атакующими приемами), интервал успешной атаки

(среднее время между успешно выполненными атакующими приемами), эффективность атаки (отношение количества успешно выполненных атакующих приемов к общему количеству атакующих приемов) [14].

Анализ материалов педагогического эксперимента показал, что применение разработанной нами методики подготовки самбистов на основе логических компонентов по организации и реализации КДС, обусловливающие маневры ведения поединка в опытных группах в педагогическом эксперименте статистически достоверно улучшило важнейший показатель СД самбистов - эффективность атаки, которая повысилась на 7,74%. В контрольной группе эффективность атаки также улучшилась на 3,5%. Различия между эффективностью атаки в конце педагогического эксперимента в опытных и контрольной группах статистически достоверно (р < 0,05).

Обучение тактико-техническим действиям при использовании разработанной нами методики позволяет в течение 15 недельных микроциклов значительно повысить уровень физической и технической подготовленности самбистов: в тесте (РШС170), определяющем уровень физической работоспособности (в опытных группах улучшение 28,85%, в контрольной группе - 5.03%, различия между группами достоверны р < 0,05), в тестах, определяющих координационные способности (улучшение показателей в опытных группах -18,1%, в контрольной - 3,4%, различия достоверны - р < 0,05).

Разработана нечеткая регрессионная модель, которая по результатам предварительных испытаний самбистов в начале педагогического эксперимента прогнозирует результаты испытаний в конце педагогического эксперимента. Прогнозную регрессионную модель планируется использовать для управления процессом подготовки самбистов.

Разработанная авторами методика обучения соревновательным упражнениям в самбо может применяться для физической и технической подготовки и для совершенствования логических компонентов по организации и реализации КДС атакующих приемов как универсальное средство в различных видах единоборств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранкин С. Ю., Сафошин А. В., Стрелков В. И. Инновационная педагогика и психология в спорте: колл. моногр. - М.: РАМОС, 2013. - 432 с.

2. Умаров М. К., Новиков А. А. Совершенствование основных атакующих приемов самбистов // Вестн. спортивной науки. - 2010. - № 4. - С. 10-13.

3. Домрачев В. Г., Полещук О. М. О построении регрессионной модели при нечетких исходных данных // Автоматика и телемеханика.

- 2003. - № 11. - С. 74-83.

4. Полещук О. М., Комаров Е. Г. Методы и модели обработки нечеткой экспертной информации. - М.: Энергоатомиздат, 2007. - 288 с.

5. Полещук О. М., Комаров Е. Г. Построение нечетких регрессионных моделей в условиях групповой экспертной информации // Вестн. Московского гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2014. - Т. 18, № 4 (104). - С. 170-175.

6. Комаров Е. Г., Полещук О. М. О подходах к построению нечетких регрессионных моделей в условиях групповой экспертной информации // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. -2013. - Т. 2. - С. 11-14.

7. Poleshchuk О., Komarov Е. The determination of rating points of objects and groups of objects with qualitative characteristics // Annual Conference of the North American Fuzzy Information Processing Society - NAFIPS 2009.- С. 5156416.

8. Полещук О. М. Математическая модель обработки экспертных оценок // Вестн. Московского гос. ун-та леса - Лесной вестник.

- 2005. - № 6 (42). - С. 161-164.

9. Полещук O. M., Полещук И. А. Нечеткая кластеризация элементов множества полных ортогональных семантических пространств // Вестн. Московского гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2003. - № 1. - С. 117-127.

10. Теория, методика и практика физического воспитания: учеб. пособие / Ч. Т. Иванков, А. В. Сафошин, А. Я. Габбазова, С. Ч. Муха-метова. - М.: МПГУ, 2014. - 392 с.

11. Маркин П. С. Подготовка самбистов на основе преимущественного выполнения атакующих приемов в партере: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2004. - 127 c.

Слово предоставляется

12. Интерактивный полигон как необходимое условие повышения потенциала предельных возможностей спортсменов в единоборствах / М. К. Умаров, А. А. Новиков, Е. Я. Крупник [и др.] // Вестн. Московского гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2015. - № 2. - С. 200-209.

13. Умаров М. ^.Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо // Вестн. Московского гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2014. - № 4. - С. 241-245.

14. Гасанов Р. Г., Иванков Ч. Т., Сафошин А. В. Повышение технико-тактической подготовки юных дзюдоистов с учетом динамических ситуаций соревновательной деятельности // Наука и Школа. - 2015. - № 1. - С. 135-141.

REFERENCES

1. Barankin S. Yu., Safoshin A. V., Strelkov V. I. In-

novatsionnaya pedagogika i psikhologiya v sporte: coll. monogr. Moscow: RAMOS, 2013. 432 p.

2. Umarov M. K., Novikov A. A. Sovershenst-vovanie osnovnykh atakuyushchikh priemov sambistov. Vestn. sportivnoy nauki. 2010, No. 4, pp. 10-13.

3. Domrachev V. G., Poleshchuk O. M. O postroe-nii regressionnoy modeli pri nechetkikh iskhod-nykh dannykh. Avtomatika i telemekhanika. 2003, No. 11, pp. 74-83.

4. Poleshchuk O. M., Komarov E. G. Metody i modeli obrabotki nechetkoy ekspertnoy infor-matsii. Moscow: Energoatomizdat, 2007. 288 p.

5. Poleshchuk O. M., Komarov E. G. Postroenie nechetkikh regressionnykh modeley v uslovi-yakh gruppovoy ekspertnoy informatsii. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta lesa - Lesnoy vestnik. 2014, Vol. 18, No. 4, pp. 170-175.

6. Komarov E. G., Poleshchuk O. M. O podkho-dakh k postroeniyu nechetkikh regressionnykh modeley v usloviyakh gruppovoy ekspertnoy informatsii. In: Mezhdunarodnaya konferentsi-

ya po myagkim vychisleniyam i izmereniyam. 2013, Vol. 2, pp. 11-14.

7. Poleshchuk O., Komarov E. The determination of rating points of objects and groups of objects with qualitative characteristics. In: Proceedings of the 28th International Conference of the North American Fuzzy Information Processing Society, NAFIPS 2009. P. 5156416.

8. Poleshchuk O. M. Matematicheskaya model obrabotki ekspertnykh otsenok. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta lesa - Lesnoy vestnik. 2005, No. 6 (42), pp. 161-164.

9. Poleshchuk O.M., Poleshchuk I.A. Nechetkaya klasterizatsiya elementov mnozhestva polnykh ortogonalnykh semanticheskikh prostranstv. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta lesa - Lesnoy vestnik. 2003, No. 1, pp. 117-127.

10. Ivankov Ch. T., Safoshin A. V., Gabbazova A. Ya., Mukhametova S. Ch. Teoriya, metodika i praktika fizicheskogo vospitaniya: ucheb. posobie. Moscow: MPGU, 2014. 392 p.

11. Markin P. S. Podgotovka sambistov na osnove preimushchestvennogo vypolneniya atakuyushchikh priemov v partere. PhD dissertation (Education). Moscow, 2004. 127 p.

12. Umarov M. K., Novikov A. A., Krupnik E. Ya. (et al.) Interaktivnyy poligon kak neobkhodi-moe uslovie povysheniya potentsiala predel-nykh vozmozhnostey sportsmenov v edino-borstvakh. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta lesa - Lesnoy vestnik. 2015, No. 2, pp. 200-209.

13. Umarov M. K. Formirovanie logicheskikh kom-ponentov tekhniko-takticheskikh deystviy v ed-inoborstvakh na osnove sambo. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta lesa - Lesnoy vestnik. 2014, No. 4, pp. 241-245.

14. Gasanov R. G., Ivankov Ch. T., Safoshin A. V. Povyshenie tekhniko-takticheskoy podgotovki yunykh dzyudoistov s uchetom dinamicheskikh situatsiy sorevnovatelnoy deyatelnosti. Nauka i Shkola. 2015, No. 1, pp. 135-141.

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Safoshin Alexandr V., PhD in Education, Professor, Theoretical bases of physical training and sports Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

Умаров Мухамед Курешевич, доцент кафедры физической культуры и спорта Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана e-mail: [email protected]

Umarov Mukhamed K., Associate Professor, Physical training and sports Department, Moscow State Technical University named after N. E. Bauman e-mail: [email protected]

Полещук Ольга Митрофановна, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана e-mail: [email protected]

Poleshchuk Olga M., ScD in Engineering, Professor, Mathematics Department, Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, Mytishchi branch e-mail: [email protected]

Иванков Чингис Тагирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Ivankov Chingis T., ScD in Education, Professor, Theoretical bases of physical training and sports Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

Комаров Евгений Геннадиевич, доктор технических наук, профессор кафедры информационно-измерительных систем и технологии приборостроения Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана e-mail: [email protected]

Komarov Evgeniy G., ScD in Engineering, Professor, Information-measuring systems and technologies of engineering physics Department, Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, Mytishchi branch e-mail: [email protected]

Авдонин Сергей Михайлович, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана e-mail: [email protected]

Avdonin Sergey M., Associate Professor, Physical Training Department, N. E. Bauman Moscow State Technical University

e-mail: [email protected]

Гасанов Руслан Гурбанович, аспирант Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Gasanov Ruslan G., Post-graduate student, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.