МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности студентов строительного профиля
Прыжок в длину с места (см) Тройной прыжок с места (см) Броски набивного мяча из положения, стоя (м) Сед руки за голову за 30 с (кол-во раз) Челночный бег
Контро льная группа до 210±2,1 610±4,6 8,9± 2 25,6±2 14,0±0,1
после 210±2,1 596,1±7,6 9,2±3 26,6±2 13,8±0,2
Экспери ментальн ая группа до 212±2,2 612,2±4,8 8,8±2 25±2 13,9±0,2
после 221±2,5 616,9±4,8 9,9±1 29±2 12,9±0,1
Анализируя полученные результаты исследования, мы видим, положительные изменения произошли в обеих группах, однако, в экспериментальной они были более существенны. Пробы с задержкой дыхания у испытуемых ЭГ группы увеличились на 9 и 14 сек. Значительно увеличилось максимальное потребление кислорода. Также мы видим, что у ЭГ произошли видимы изменения в прыжках в длину с места с 212±2,2 до 221±2,5 см, длинна тройного прыжка с места увеличилась с 612,2±4,8 до 616,9±4,8 см, длинна броска набивного меча из положения стоя увеличилась с 8,8±2 до 9,9±1 м, увеличилось количество сед руки за голову за 30 секунд с 25±2 до 29±2, сократилось время челночного бега с 13,9±0,2 до 12,9±0,1.
Выводы
Любые физические упражнения, адекватные физиологическим возможностям организма, благотворно влияют на показатели функционального состояния и физической подготовленности студентов. Физические упражнения плиометрики вызывают более существенные сдвиги в показателях физического и функционального развития, и могут успешно применяться в учебном процессе со студентами технических вузов. Список используемой литературы.
1. Никишкин В.А. Совершенствование системы физического воспитания в вузе / В. А. Никишкин / выпуск 5, М.: Физкультура и спорт, 2012. - 314с.
2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский / 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с. — (Наука спорту).
3. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн., Тесей, 2003. - 528 с.
© Егоров О.И., Сафонова О.А., 2016
УДК 796/799
Жалилов Александр Викторович
ст. преподаватель, ИвГМА г. Иваново, РФ E-mail: [email protected] Махов Александр Сергеевич доктор пед. наук, доцент, РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ БОРЦОВ-САМБИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация
В статье рассматривается участие слабослышащих и глухих спортсменов-самбистов в показательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
выступлениях и влияние этого фактора на психоэмоциональное состояние, а также воздействие показательных выступлений на мотивацию к дальнейшим занятиям борьбой самбо.
Ключевые слова
слабослышащие и глухие самбисты, показательные выступления, психоэмоциональное состояние.
По мнению многих ученых сферы адаптивного спорта, активная двигательная активность, физкультурные занятия, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях помогают лицам с ограниченными возможностями здоровья успешнее адаптироваться в социуме, быть активными во всех сферах жизнедеятельности, прививают здоровый образ жизни [1, с. 5; 4, с. 99; 5, с. 160]. Непосредственное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в состязаниях различного уровня позволяет им раскрыть свои таланты на спортивных площадках, доказать окружающим и себе, что они могут достигать отличных результатов в спортивном противоборстве [2, с. 353].
С уверенностью можно сказать, что борьба самбо является прекрасным методом воздействия на подрастающее поколение, имеет применение в широком возрастном диапазоне среди многих категорий населения (школьники, студенты, служащие и др.), в том числе в работе с детьми, имеющими нарушения слуха. Развитию борьбы самбо способствуют ежегодный чемпионат и первенство России среди лиц с нарушением слуха и турнир «Преодоление» для людей с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 45]. Стоит отметить, что при всех плюсах развития этого динамичного и интересного вида борьбы, в настоящее время на региональном уровне самбо не получила такой широкой популярности среди лиц, имеющих нарушения слуха. В областных центрах соревновательная практика в категории «слабослышащие и глухие спортсмены» заслуживает более пристального внимание местных органов самоуправления.
По нашему мнению, одним из факторов стимулирующих молодых спортсменов-самбистов с нарушением слуха к занятиям самбо, являются показательные выступления, которые имеют свое влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Стоит отметить, что в этом виде деятельности существуют определенные черты схожие с соревнованиями: подготовка к выступлению (наработка определенного вида бросков), волнение перед выступлением, внимание зрителей. Дети с нарушением слуха прекрасно осознают, что им в этом мероприятии надо продемонстрировать отточенную и филигранную технику бросков, так как к ним обращение внимание зрительской аудитории. Исходя из этих условий, мы предполагаем, что у детей возникает волнение перед выступлением схожее с «предстартовой лихорадкой» в соревнованиях и другие психоэмоциональные состояния, что также подтверждает опрос в форме беседы, в котором спортсмены говорили о том, что испытывают волнение перед этим мероприятием и ответственность за возложенные на них функции.
С целью изучения психоэмоционального состояния детей с нарушением слуха до и после показательных выступлений мы провели анкетирование с помощью методики САН (самочувствие, активность, настроение). Показательные выступления состоялись 6 октября 2016 года в городе Иваново в центре культуры и отдыха, в которых приняли четыре учащихся ОГКУ ивановской школы-интерната №1, занимающиеся борьбой самбо.
В результате проведенного анкетирования мы получили следующие результаты: самочувствие до
показательных выступлений среднее значение (X) составило 58,6 балла, после 59,3 балла, что незначительно выше исходных данных и позволяет констатировать то, что после выступления молодые
спортсмены стали чувствовать себя лучше. Активность: до выступления среднее значение (X) составило 43 балла, после 49,6 балла, что на 6,6 балла превышает начальный показатель и говорит о том, что ребята стали гораздо активней. Мы считаем, это связано в первую очередь с тем, что показательные выступления успешно прошли и молодые спортсмены уже не испытывают сильного волнения, что несомненно оказывает положительное влияние на активность ребят, имеющих нарушение слуха. Они чувствуют себя более раскрепощёнными и способными направить свою активность на другие виды деятельности.
Настроение : до выступления среднее значение (X) составило 47,3 балла, после 49 баллов разница составила 1,8 балла, что также подчеркивает более высокий уровень этого психоэмоционального состояния. Мы объясняем это обстоятельство тем, что у ребят улучшилось настроение за счет
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
положительного эмоционального фона, сложившегося после выступлений, удовлетворённости от проделанной работы, решением поставленных перед турниром задач и отсутствия травм. Результаты проведенного анкетирования отражены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка психоэмоционального состояния спортсменов- самбистов с нарушением слуха
Показатели Самочувствие X баллы Активность X баллы Настроение X баллы
До эксперимента 58,6 43 47,3
После эксперимента 59,3 49,6 49
Полученные в ходе анкетирования данные подтверждают наше предположение о психоэмоциональном состоянии спортсменов-самбистов с нарушением слуха и говорят о том, что после показательных выступлений самочувствие молодых спортсменов улучшилось, что видно из показателей, которые возросли на 0,7 балла. Значительное повышение активности (на 6,6 балла) и настроения (на 1,8 балла), по нашему мнению, связано с успешным выступлением на показательных выступлениях перед широкой зрительской аудиторией и снятия влияния ответственности за предстоящее мероприятие. А также небольшое материальное поощрение молодых спортсменов в виде сладких призов. Список использованной литературы:
1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебно-методическое пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
2. Жалилов А.В. Недостатки спортивных соревнований по самбо для лиц с нарушением слуха / А.В. Жалилов // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы». - Чебоксары, 2016. - 524 с.
3. Основные требования к качеству проведения занятий по борьбе самбо глухих и слабослышащих детей 12-14 лет / А.В. Жалилов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - №2(66). - С. 45-47.
4. Махов, А.С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А.С. Махов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Педагогические и психологические науки. - 2010. Вып. 11. - С. 99-102.
5. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих / А.С. Махов // Вестник Томского Государственного университета. - 2012. - №359. - С. 160-164.
© Жалилов А.В., Махов А.С., 2016
УДК 054
Забусова Елена Ивановна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В настоящее время, основными являются задачи воспитания и обучения детей. Оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.