Ю.А. Паршакова
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ
SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER MOVEMENTS
© 2015
Y. A. Parshakova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: In this scientific article the volunteering phenomenon in system of social movements is considered. The generalized data obtained as a result of the conducted sociological research studying features of volunteer movements in Toglyatti are provided.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.
УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДУЗ
© 2015
Л. Н. Притуляк, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры «Теория и методика дошкольного образования»
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия Харьковского областного совета, Харьков
(Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей. Уточнена суть профессиональной компетентности педагогов. В настоящее время профессиональное образование все больше ориентируется на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессиональная компетентность выступает в качестве отдельного показателя профессионализма, умения личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии. Профессиональная компетентность воспитателя формируется в процессе целенаправленного обучения в высшем педагогическом учебном заведении, где студент постепенно овладевает профессиональными компетенциями. Специфика структуры профессиональной компетентности учителя и воспитателя заключается в учете профессионально значимых личных качеств. Проведенный нами анализ содержания профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольного учреждения выделил наличие двух ведущих тенденций, которые определяют ее структуру и характер еще со времен становления отечественной системы образования: фундаментализация педагогических и профессиональных знаний и компетентностный подход. Проблема профессиональной компетентности является очень сложной и от ее разработки на теоретическом и практическом уровнях в значительной степени зависит качество подготовки современного педагога.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущие воспитатели, высшее педагогическое учебное заведение, дошкольное учреждение, компетентность, компетентностный поход, особенности, формирование.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Важность роли педагога в общественном развитии обусловлена тем, что сфера образования представляет собой социальный институт, через который проходит каждый человек на разных этапах жизнедеятельности, начиная с раннего возраста. Именно благодаря учебно-воспитательной деятельности педагога реализуется политика государства в создании интеллектуального и духовного потенциала нации, развитие отечественной науки, техники и культуры. При подготовке кадров для учреждений образования основные усилия направлены не только на усвоение будущими педагогами определенного объема знаний и умений, необходимых для воспитания и обучения подрастающего поколения, но и на формирование свободной и ответственной личности потенциального воспитателя детского сада, которая обладает общей культурой, мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием и объединяет гражданскую ответственность с профессиональной компетентностью [1].
Масштабные по социальными последствиям изменения, которые сейчас происходят в мире, в значительной степени связаны с развитием духовности человека. Поэтому они не могут не влиять на все уровни образования как важный фактор формирования подрастающего поколения [2].
В связи с этим, согласно украинскому законодательству дошкольное образование представляет собой первичную составляющую системы непрерывного образования. Украина - одна из немногих стран мира, в которой на государственном уровне признана обязательность дошкольного образования и его приоритетная роль в формировании личности.
Это свидетельство того, что украинское общество
объективно готово к восприятию принципиально нового понимания статуса и роли дошкольного образования.
Современные дети дошкольного возраста живут в динамичной среде, которая постоянно развивается. Их характерными чертами становятся: высокая эмоциональная чувствительность, умственная активность и осведомленность в большинстве доступных сфер окружающей действительности; неуравновешенность нервной системы; неудовлетворительное состояние здоровья, различия в ценностных ориентациях [3].
В этих условиях воспитатели детей дошкольного возраста в большинстве своем не готовы к учету в учебно-воспитательном процессе указанных особенностей. Такая ситуация приводит конкретные требования к профессиональной компетентности воспитателя - лица, от которого во многом зависит успешность развития ребенка в дошкольные годы [4]. Поэтому вопрос профессиональной компетентности специалистов современной системы дошкольного образования выходит на первый план как чрезвычайно значимый для прогрессивного развития общества.
Современный этап развития профессионального образования определяется просмотром требований, предъявляемых к будущему воспитателю, и выражается в целостном рассмотрении личностных и профессиональных качеств, становлении новой компетентностной модели специалиста с учетом социально-экономические и культурно-политические условия, тенденции глобализации, информатизации, поликультурности .
Подготовка профессионально компетентного воспитателя дошкольного учреждения является одним из актуальных задач и предметом научных дискуссий и размышлений ученых современности и прошлого.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
Л.Н. Притуляк педагогические
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ... науки
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретическими основами формирования профессиональной компетентности специалистов в процессе их подготовки в вузе выступают положения компетентностного подхода, отраженные в работах И. Зимней, И. Зязюна, В. Кре-меня, Н. Кузьминой, А. Савченко, А. Харьковской, где определены задачи современного высшего образования, которые заключаются в том, чтобы не только дать молодежи профессиональные знания, но и подготовить специалиста, который глубоко понимает и знает свою роль в обществе, умеет творчески использовать полученные знания на практике, работать с людьми, критически оценивает достигнутое. В исследованиях Л. Артемовой,
A. Богуш, В. Баркас, В. Бондаря, В. Кузя, И. Пометун, Л. Хоружей подготовка специалистов в высшем учебном заведении рассматривается как совокупность общеобразовательных, морально-этических и профессиональных знаний. Методы формирования профессиональной компетентности педагогов представлены в работах И. Беха, И. Богдановой, А. Богинич, А. Матвиенко, Н. Бибик, С. Витвицкого, А. Дубасенюк, Т. Жаровцева, Н. Нагорной и других. Теоретические основы профессионального становления будущих педагогов нашли отражение в философских работах (В. Андрущенко, Г. Гершунсь-кий, В. Кремень), трудах психологов (И. Бех, И. Исаев,
B. Крутецкий, А. Маркова), педагогов (А. Дубасенюк, Н. Кузьмина, Н. Нычкало, А. Пехота, В. Сластенин). Вопросы профессиональной подготовки и формирования личности специалистов дошкольного профиля рассмотрены в работах Л. Артемовой, А. Богинич, А. Богуш, Н. Гавриш, Ю. Косенко, А. Кучерявого, Н. Лысенко, Т. Танька.
Теоретические и прикладные вопросы внедрения компетентностного подхода в систему образования разрабатывались отечественными (Н. Бибик, Л. Ващенко, А. Пометун, А. Овчарук, А. Савченко, С. Трубачева) и зарубежными (А. Бермус, И. Зимняя, Дж. Равен, Р. Уайт, А. Хуторской, Е. Шорт) учеными. Сущность, структура и содержание профессионально-педагогической компетентности стали предметом исследований Г. Беленькой, Н. Глузман, Л. Карпова, М. Левковский, М. Машовец, Х. Шапаренко.
Формирование отдельных составляющих профессиональной компетентности педагога отражено в исследованиях А. Богуш, Н. Денисенко, Н. Гавриш, Е. Карпова, А. Кононко, Н. Лысенко, Н. Нычкало, Т. Пониманской, Л. Хоружей. Выявление закономерностей формирования профессионально важных качеств личности педагога и сопроводительных им психических свойств и состояний, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности в своих разработках проводили Т. Браж, В. Введенский, Э. Зеер, Е. Климов, М. Лукьянова, В.Радул, И. Табачек и другие); пути и средства становления педагогического мастерства -А. Абдуллина, В. Буряк, Н. Гузий, А. Деркач, И. Зязюн, Н. Ничкало, В. Пикельна, С. Сысоева и другие; содержание и сущность профессиональной деятельности педагога - В. Адольф, Л. Алексеев, А. Глузман, И. Зимняя, Л. Карпова, В. Кравцов, А. Мищенко и другие; структуру ее отдельных компонентов - А. Алферова, Г. Валеев, Т. Иванова, Н. Кузьмина, В. Кушнир, А. Семеног, В. Сла-стенин и другие; уровни и формы профессиональной деятельности - И. Лернер, В. Сластенин, М. Шевардино, А. Щербак и другие).
Формирование целей статьи (постановка задания). целью статьи является определение и анализ особенностей формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДУЗ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время профессиональное образование все больше ориентируется на специализированную 72
подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности. Поскольку компетентность это понятие, обозначающее качество, от которого зависят жизненные и трудовые успехи специалиста, важно определить ее лингвистическое толкование. В различных словарях «компетентность» (от лат. Competens - надлежащий, способный) трактуется как «авторитетность, полноправие», как общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности со знанием дела [5].
В литературных источниках термин «компетентность» обычно используется при освещении вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения, подготовке кадров для дошкольных учебных заведений, то есть оно используется для лиц преимущественно одной профессии - педагог [5].
Компетентность - слово иностранного происхождения, как происходит от латинского «competentiо», «сотреЮ», что означает: достигаю, отвечаю, подхожу. «Компетентность» определяется, как подготовленность и реализована способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. В ее структуре традиционно выделяют знания, умения, ценности, отношения и опыт поведения [6].
Опираясь на данные анализа как научных, так и методических исследований, можно утверждать: несмотря на то, что в последнее десятилетие изучением профессиональной компетентности активно занимались отечественные ученые, в современной литературе нет единства в вопросе определения сущности данного понятия.
В современной науке этим термином обозначают как высокий уровень готовности к педагогической деятельности, так и способность педагога на высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, проявляя свой личностный интеллектуальный и творческий потенциал (И. Багаева, Н. Гузий, А. Деркач, И. Зязюн, Ю. Кулютин, М. Кухарев, А. Маркова, В. Сластенин и другие).
Профессиональная компетентность выступает при этом как отдельный обобщенный показатель профессионализма, как умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии [7].
Разнообразие существующих мнений по поводу сущности и содержания понятия «профессиональная компетентность будущего воспитателя» обусловливает и различия в определении его структуры. Многие авторы под этим понятием понимают определенный объем профессионально необходимых знаний, умений, навыков, глубокую осведомленность в вопросах воспитания и обучения обязательным элементом профессиональной компетентности педагога [8].
Профессиональная компетентность - вид компетентности, характеризующий личность в контексте выполнения нею профессиональных обязанностей. Исследования И. Беха, А. Богуш, В. Бондаря И. Зязюна, Е. Карпова, В. Кузя, Т. Танька и ряда других авторов подтверждают мнение о том, что понятие профессиональной педагогической компетентности сложнее, чем общее понятие «профессиональная компетентность». Так, И. Зязюн подчеркивает, что, кроме знаний и умений, педагогу необходимы определенные личностные качества, ведь он сам является средством воздействия на ученика [9]. Кроме того, формирование подрастающей личности в значительной степени зависит от направленности педагога, его поведения, которое непосредственно влияет на ребенка, отражаясь в его подсознании.
Таким образом, специфика структуры профессиональной компетентности учителя и воспитателя заключается в учете профессионально значимых качеств личности. Компетентным (от лат. Competens - «принадлежащий», «соответствующий», «способен») специалистом, по мнению [10, с. 95], есть знающий, осведомленный в Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)
Л.Н. Притуляк
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ...
определенной области специалист, имеющий право, используя свои знания, делать или решать что-либо, судить о чем-либо, способен мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
Проведенный нами анализ становления содержания профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольного учреждения выделил наличие двух ведущих тенденций, которые определяют ее структуру и характер еще со времен становления отечественной системы образования; это - фундаментализация педагогических и профессиональных знаний и компетентност-ный подход.
Компетентностный подход в области высшего педагогического образования ориентируется на конечный результат образовательного процесса, направляет его на формирование у будущего воспитателя дошкольного учреждения готовности к эффективному использованию внешних и внутренних ресурсов (информационных, человеческих, материальных, личностных), по своему содержанию сочетает интеллектуальные и навыковые составляющие образования; содержит идеологию интерпретации содержания образования, отталкивается от запроектированного результата [11, с. 136-144].
Этот подход положен в основу гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (И. Зимняя), где понятие «компетентность» определяется главным результатом образовательной деятельности.
Особая роль дошкольного периода развития в процессе становления личности определяет и особые требования к воспитателю. Воспитатель обязательно должен осознавать ответственность за счастливое детство ребенка и его судьбу, обладать высоким уровнем развития эмпатии, непосредственностью, эмоциональной уравновешенностью, творческим воображением, душевной щедростью и т.д. [12; 13; 14;].
Формирование профессиональной компетентности воспитателей в период их обучения в вузе имеет определенные особенности. Среди них: зависимость отношения к учебе, качества усвоения предметных знаний и сформированности профессиональных умений от мотивации учебной деятельности; зависимость типа взаимоотношений будущего специалиста с субъектами профессиональной деятельности от реальных отношений, которые сложились у студента, со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении; зависимость процесса управления развитием личности во время обучения, осуществляется в направлении от внешней формы к внутренней, от качества взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса; зависимость эффективности обучения от доминирующих психических состояний: уравновешенность является фундаментом адекватного, прогнозируемого и взвешенного поведения, неуравновешенность - основой возникновения психологических новообразований личности [15; 16].
Основными условиями развития профессиональной компетентности студентов являются:
- организационно-управленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности);
- учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов)
- технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений входящих в понятие компетентность, использование инновационных технологий);
- психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия).
Одним из главных критериев формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учебного заведения является результативность работы, которая проявляется в овладении знаниями и навыками,
заинтересованности к обучению, творчеству, самореализации [17; 18].
Профессиональная компетентность воспитателя формируется эмпирическим путем или в процессе целенаправленного обучения в высшем учебном заведении, где личность постепенно овладевает профессиональными компетенциями [19; 20; 21]. Основными этапами формирования профессиональной компетентности воспитателя в условиях обучения являются:
- адаптационно-ориентировочный, во время которого происходит осознание и осмысление выбора профессии, коррекция ценностных приоритетов, овладение мета и специальными умениями учения;
- содержательно-рефлексивный, в процессе которого осуществляется приобретение знаний и профессиональных умений, их осмысление, раскрытия индивидуальных особенностей и развитие на этой основе профессионально значимых качеств личности;
- практико-преобразовательный, во время которого происходит интеграция в педагогическая среда и творческая самореализация [22].
Уровни компетентности характеризуются степенью положительного влияния личности на окружающую действительность.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проблема профессиональной компетентности является очень сложной, многоаспектной и от ее разработки на теоретическом и прикладном уровнях в значительной степени зависит качество подготовки современного педагога. Это убедительно доказывают исследования, которые проводятся в последнее время учеными-специалистами в области дошкольного образования.
К перспективам научных изысканий, которые будут положительно влиять на выполнение задач профильной подготовки будущих воспитателей можно отнести анализ уровня сформированности профессиональной компетентности студентов - будущих воспитателей с целью дальнейшего ее формирования и совершенствования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лозова В. I. Формування педагопчно! компе-тентносп викладачiв вищих навчальних заклащв / Валентина 1вашвна Лозова // Педагопчна тдготовка ви-кладачiв вищих навчальних заклащв: Матерiали м1жвуз. наук.-практ. конфер. - Харшв: ОВС, 2002. - С. 3-8.
2. Харьковская А. А. Современная парадигма высшего образования / А. А. Харьковская // Бъдещите изс-ледвания: материали за Х междунар. науч. практ. конф (София, 17-25 февр. 2014) / под ред. М. Петкова. - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. - Т. 16: Педагогические науки - С. 61-63.
3. Гришина И. К проблеме разработки концепции профессиональной компетентности педагога / И. Гришина // Дошшльна освиа. - 2005. - № 2 (8).
4. Шдготовка виховател1в до розвитку особистостi дитини в дошкольному вщг монографiя / Г. Беленька, О. Бопшч, З. Борисова та ш. / за ред. I. Загарницько!. -К.: Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2009. - 310 с.
- С. 47-98.
5. Овчарук О. Ключовi компетентности Свропейське бачення / Оксана Овчарук // Управлшня освiтою. - 2004. - № 2. - С. 6-9.
6. Словник шшомовних сл1в / За ред. О. С. Мель-ничука. — К.: Гол. ред. УРЕ, 1974.
7. Беленька Г. В. Характеристика понят-тя «професшна компетентнiсть вихователя дiтей дошкольного вшу» / Дошкiльна освiта: теоретико-методичш аспекти: [навч.-метод. посiбник] / за заг. ред. Н. В. Кудишно! / [укл.: О. В. Коваленко, О. В. Мартин-чук]. - К.: Ки!вськ. ун-т iменi Бориса Гршченка, 2011.
- С. 33-61.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комптентностного подхода в
Л.Н. Притуляк
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..
образовании. Авторская версия - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
9. Педагопчна майстершсть / I. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, I. Ф. Кривонос та ш.; за ред I. А. Зя-зюна. - К.: Вища шк., 1997. - 349 с.
10. Гончаренко С. У Украшський педагопчний словник / С. У Гончаренко. - К.: Либщь, 1997. - 376 с.
11. Луговий В. I. Компетентносл та компетенции поняттево-термшоло-пчний дискурс / В. I. Луговий // Вища освгга Украши. - 2009. - №2 3 (додаток 1). Тематич-ний вип. «Педагопка вищо! школи: методологiя. теорiя, технологи». - К.: Генезис, 2009. - С. 9-14.
12. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 340 с.
13. Яфаева В. Г.Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей // Дошкольное воспитание. -2010. - № 8. - С. 117-121.
14. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
15. Харшвська А. А. Професшна компетентшсть студенпв - показник якосп вищо! педагопчно! освгга / А. А. Харшвська // Dynamika naukowych badan - 2013: materialy IX miedzynarodowej naukowi-praktycznej копГег-епсд. (07-15 lipca 2013). Pedagogiczne шиМ. - Przemysl: Nauka i studia, 2013. - № 7 - S. 21-26.
16. Заблоцька О. С. Компетентшстний пiдхiд як освггая iнновацiя: порiвняльний аналiз / О. С. Заблоцька // Вюник Житомирського державного унiверситегу. Пе-
дагогiчнi науки. Випуск 40.
17. Харьковская А. А. Современные учебные планы как фактор управления инновационным развитием вуза / А. А. Харьковская // Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию МГУ им. А. А. Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2013. - С. 85-87.
18. Беленька Г. В. Особливосп формування профе-сшно! компетентносл у студенпв дошкольного фаху в умовах ступенево! освгга / Г. В. Беленька // Наука i су-часнiсть: [зб. наук. праць НПУ Гм. М. П. Драгоманова]. - К.: Логос, 2001. - Т. 29. - С. 26-33.
19. Беленька Г. В Теоретико-методичш засади формування професшно! компетентносп вихователя до-шкшьних навчальних закладГв в умовах ступенево! подготовки: автореферат дисертацп на здобуття наукового ступеня д. п. н. - К., 2012 - 38 с.
20. Зайцева О.Ю. Процессный подход к моделированию развития поликультурной компетентности воспитателя дошкольного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 115-118.
21. 21. Тумакова О.Е. Трансформация лич-ностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в истории дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 74-76.
22. Беленька Г. В . Вихователь дней дошкольного вшу: становлення фахГвця в умовах навчання: моногра-ф1я / Г. В. Беленька. - К.: Свггач, 2006. - 304 с., с. 15-20
FEATURES FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TUTORS
DOP
© 2015
L. N. Pritulyak, candidate of pedagogical sciences lecturer «Theory and a preschool education»
Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy Kharkiv Regional Council, Kharkiv (Ukraine)
Abstract. The article describes the features of formation of professional competence of future teachers. Refined essence of professional competence of teachers. Currently, vocational education is increasingly focused on specialized training of the highest standards of competence. Professional competence acts as a single indicator of professionalism, skills, personality freely navigate the complex environment professions, to operate its subjective and objective components, introducing new ways of activities, of technology. Professional competence of the teacher in the process of forming a focused training in higher educational institution where the student gradually takes possession of professional competence. Specificity of structure of professional competence of teachers and educators is registered professionally significant personal qualities. Our analysis of the content of professional competence of future preschool teachers identified the presence of two major trends that define its structure and nature ever since the formation of the national education system: fundamentalization pedagogical and professional knowledge and competence-based approach. The problem of professional competence is a very complex and on its development in the theoretical and practical levels is largely dependent on the quality of the modern teacher.
Keywords: professional competence, future teachers, higher educational establishments, preschool, competence, competence hike, especially the formation.