Научная статья на тему 'Технологии формирования ключевых компетенций у будущих педагогов дошкольного образования'

Технологии формирования ключевых компетенций у будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубогрызова Галина Николаевна

В формировании ключевых компетенций, связанных с музыкально-педагогической культурой будущего педагога ДОУ в педагогическом вузе особое предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить любую форму занятий, придают им эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность. Применение информационных образовательных технологий в процессе преподавания данных дисциплин способствует личностному развитию студенческой молодежи, формированию у будущих педагогов эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, обретению компьютерной грамотности и оптимальному использованию информационных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования ключевых компетенций у будущих педагогов дошкольного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

© Н А. Давыдова, 2015

УДК 373.2

Дубогрызова Галина Николаевна

канд. пед. наук, доцент АГПУ, г. Армавир, РФ Е-mail.: galinand2006@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В формировании ключевых компетенций, связанных с музыкально-педагогической культурой будущего педагога ДОУ в педагогическом вузе особое предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить любую форму занятий, придают им эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность.

Применение информационных образовательных технологий в процессе преподавания данных дисциплин способствует личностному развитию студенческой молодежи, формированию у будущих педагогов эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, обретению компьютерной грамотности и оптимальному использованию информационных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова

Информационные образовательные технологии, музыкально-педагогическая культура, эмоционально-ценностное отношение к искусству, ключевые компетентности.

Для современного этапа развития образования в России характерно переосмысление целей, задач, содержания и методов преподнесения искусства в ДОУ, активная разработка принципов педагогики искусства. В художественно-педагогических концепциях Ю. Алиева, Р.М. Чумичевой, Б.М. Неменского целью предметов искусства определено формирование художественной культуры, как части духовной культуры личности.

Фундаментом культуры личности традиционно рассматривается образование; оно предоставляет возможность приобщиться к вершинам духовного опыта человечества, приобрести систему взглядов на мир и развить на этой основе сущностные силы человека. Культуротворческая функция образования специфически проявляется в сфере музыкальной педагогики. Все элементы музыкально-педагогической культуры существуют во взаимосвязи и единстве. Музыкально-педагогическая деятельность синкретична по своей сути. Синтез аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов музыкально-педагогической культуры педагога позволяет определить критерии и уровни ее сформированности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

На основе обобщения лучшего опыта отечественной и зарубежной педагогики произошли существенные изменения в использовании искусства в ДОУ. Базовые компоненты государственных стандартов образования определяют обязательный минимальный уровень художественного развития детей с учетом возможностей возраста. Опираясь на базовые компоненты, педагог свободен в выборе путей реализации задач музыкального воспитания и образования. Они таковы: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, формирование способности глубокого проникновения в его нравственно-эстетическую сущность на основе прочувствованного и продуманного восприятия, раскрытие закономерностей музыкального искусства на основе его интонационной природы, многочисленных связей с жизнью, разнообразия форм проявления и бытования музыки в жизни, специфики ее воздействия на человека; освоение музыкального искусства через овладение навыками творческой деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение, призванное «заложить основы гармоничного развития детей», «приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей» наряду с формированием грамотной речи, элементарных математических представлений решает и задачи формирования грамотности дошкольников. Д.Б. Кабалевский так определял сущность этого качества: «Музыкальная грамотность - это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство,.. это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми воспитуемые уже знакомы. Введение дошкольников в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений» [3, с. 19].

Итак, проблема музыкального образования детей соотносится с проблемой «воспитание воспитателей», с вопросами формирования ключевых компетенций, связанных с развитием музыкально-педагогической культуры педагогов ДОУ. Для формирования музыкально-педагогической культуры педагога дошкольного образования приоритетное значение приобретает освоение классического и художественного наследия. Воспитание национального самосознания, патриотического чувства -благороднейшая цель русской классической музыки, реализовавшаяся в шедеврах мирового искусства. Этой цели служили выдающиеся композиторы, музыкальная, просветительская и педагогическая деятельность которых воплощала гуманистические идеалы отечественной культуры.

Отечественная музыкальная культура имеет решающее значение для формирования «интонационного словаря» ребенка, следовательно, она должна быть ядром музыкального образования педагога дошкольного образования. Изучение национальной музыкальной культуры как части общечеловеческого художественного наследия является центральным звеном в содержании профессиональной подготовки педагога дошкольного образования. Постижение «интонационного словаря» народа осуществляется при изучении теории и истории музыки, при знакомстве с музыкальными традициями родного края, в вокальном и инструментальном музицировании будущего педагога.

Помочь будущему педагогу войти в детский мир, научить слушать музыку детства и слышать в ней развитие темы человеческой жизни -важнейшая задача музыкально-педагогического образования. Народная, классическая и современная музыка детской тематики, представляющая значительный пласт мировой музыкальной культуры, должна более широко и емко изучаться будущими педагогами.

В формировании ключевых компетенций, связанных с музыкально-педагогической культурой будущего педагога ДОУ в педагогическом вузе особое предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить любую форму занятий, придают им эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, заинтересовать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

каждого обучающегося, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни и полноценной профессиональной деятельности в целом.

Применение информационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплин «Теория и технологии музыкальное воспитания детей дошкольного возраста», «Современные технологии музыкального развития дошкольников» позволяет по-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Мультимедийный проектор, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала студентов, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Обучающиеся погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, с учётом изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов. Музыкальное искусство открывается перед студентом как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идёт опора на выявление жизненных связей музыки.

В рамках данной дисциплины мы имеем возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, получают живой отклик в студенческой аудитории.

Применение информационных образовательных технологий в процессе преподавания данных дисциплин способствует:

• личностному развитию студенческой молодежи;

• формированию у будущих педагогов эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

• развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

• овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

• обретению компьютерной грамотности и оптимальному использованию информационных технологий в учебном процессе;

• умению разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их использовать в учебном процессе;

• возможности организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Применение информационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплин «Теория и технологии музыкальное воспитания детей дошкольного возраста», «Современные технологии музыкального развития дошкольников» и др. предполагает также: использование электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании данных дисциплин; проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ; консультирование студентов с использованием электронной почты; использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Потребность в объективном оценивании результатов деятельности студента требует соответствия современным технологиям обучения и насущным образовательным ценностям. Одной из инновационных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является технология портфолио, в частности, «Портфолио воспитателя», успешно внедряемая на кафедре педагогики и технологий дошкольного и начального образования в последние годы.

Проект «Портфолио воспитателя», синтезирующий знания, умения и навыки за годы обучения, осуществляется студентами дневного отделения бакалавриата по специальности «Дошкольное образование». «Портфолио воспитателя» - это коллекция работ, результатов и достижений, которая наглядно демонстрирует развитие различных видов компетенций обучающегося. Данный проект ориентирован на личностные достижения обучающегося, что позволяет студенту свободно реализовать свою субъектность и дает возможность преподавателям отказаться от формализованной оценки работ творческого характера.

Объективная оценка уровня достижений студентов предназначена для:

- получения достоверной информации о достигнутых результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности преподавателя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений студентов с целью последующей коррекции образовательного процесса.

Педагогическая философия портфолио, выраженная в формуле «Возьми ответственность за свое образование в свои руки», предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.

«Портфолио воспитателя» позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, поисковой, проектной, социальной, коммуникативной и других - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Кроме того, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления будущих воспитателей: развитию логики, умению анализировать, обобщать и классифицировать. Оценивается также умение студента решать различные многоаспектные проблемы, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.

Важна переориентация контроля на способность применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Этому способствует экспериментальный проект «Мир музыки - детям» для студентов бакалавриата, результаты которого также находят свое отражение в портфолио.

Особо следует подчеркнуть, что портфолио выступает и как эффективный инструмент для самооценки. При этом средствами оценивания выступаю продукты образовательной деятельности обучающихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений.

«Портфолио воспитателя» не используется для сравнения студентов между собой, это документация, представляющее индивидуальное развитие каждого за определённый отрезок времени. Заключения преподавателя о достижения, способностях, силе, слабостях и потребностях студента в идеале должны опираться на знание полного диапазона его развития. Разработан также механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно оценивать процесс и характер работы над ним, отдельны рубрики по заданным критериям. Оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы со студентами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Однако если портфолио проектной деятельности студента используется для формирования компетентностей, то речь идет об оценке именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российском образовании накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности студенты проявляют информационную и коммуникативную компетентности, а также демонстрируют компетентность решения проблем.

Конечная цель внедрения «Портфолио воспитателя» видится в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Следовательно, портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач: развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; поощрять активность и самостоятельность студентов; стимулировать и поддерживать учебную мотивацию; определять образовательные результаты, включая различные виды компетентности; определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала; способствовать организации познавательной деятельности студентов.

Таким образом, «Портфолио воспитателя» становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом, в первую очередь, речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой студента, осознающего собственную субъектную позицию. То есть происходит переориентация образовательного процесса в ВУЗе на подготовку специалиста, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, разумно, результативно действующего в современном меняющемся мире.

Список использованной литературы:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2010.

2. Гладких З. И. Пути формирования музыкально-педагогической культуры педагогов в системе высшего педагогического образования. - Курск, 2007.

3. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. - М., 1984.

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. - М., 1981.

5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2013.

© Г.Н. Дубогрызова, 2015

УДК 378.147+004.588

Ильясова Фатиме Серверовна

к.пед.н., преподаватель

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет»

fatime. ilyasova@gmail. сот.

ПРИНЦИПЫ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ РАЗРАБОТКИ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» была представлена с точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.