_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.013
Артеменко Марина Владимировна,
Магистрант 2 курса ОмГПУ в г.Таре Трехлеб Ольга Юрьевна
студентка 2 курса ОмГА E-mail: artemenko_6262@mail.ru Olya.trehleb@mail.ru
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
"Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,
пока сам работает над своим воспитанием".
(А.Дистервег)
Аннотация
Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего ребенка самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, как повышается профессиональная компетентность воспитателя, какие качества будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольной организации — в нашей статье.
Ключевые слова
Профессиональная компетентность, готовность ребенка к обучению в школе, активные участники педпроцесса, организованная учебная деятельность, технологическая карта, циклограмма, образовательные области.
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.
Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.
Таким образом, перед дошкольным учреждением на сегодня стоят достаточно сложные задачи: развить необходимые умения и навыки дошкольников и удовлетворить потребность родителей на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
соответствие требованиям высокого уровня развития ребенка для поступления в инновационные школы и лицеи. Для успешного решения этих задач требуются определенные условия: высокий уровень грамотности и профессионального мастерства педагогов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Появилось новое понятие: «профессиональная компетентность», которая предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Проблема роста профессиональной компетенции педагогов неизбежно возникает в каждом педагогическом коллективе. Реальность такова, что одни педагоги - мастера своего дела, а другие, по разным причинам, едва справляются со своей работой. Выравнивать и повышать общий уровень профессионализма педагогического коллектива извечная забота всех методистов.
Решением педагогического совета в нашем детском саду была создана творческая группа, ставшая главным помощником методиста в работе над повышением профессиональной грамотности и мастерства педагогов.
В нашем коллективе интерактивные методы внедряются в процесс работы педагогов уже не первый год. Важно то, что обучение происходит в процессе общения и совместной деятельности педагогов друг с другом.
Интерактивные методы обучения позволяют достичь таких важных целей, как:
• стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
• повышение уровня активности и самостоятельности;
• развитие стремления к сотрудничеству;
• развитие навыков рефлексии своей деятельности, а также умения взаимодействовать;
• появляется заинтересованность, азарт, чувство единения всего коллектива;
Это и определило решение использовать в своей работе интерактивные методы в процессе повышения профессиональной грамотности педагогов нашего детского сада на семинарах, педсоветах, педагогических практикумах, консультациях.
Хочется, чтобы воспитатели почувствовали себя в роли воспитанников. Такие занятия являются и тренингом в умении общаться, и в умении трудиться сообща над общим заданием. Полагаю, что педагог может научить только тому, чем сам овладел в совершенстве.
Каждому заданию предшествовал подготовительный этап, на котором мы изучали теоретический материал, разрабатывали памятки, проводили анкетирование педагогов по определенной проблеме. Таким образом, уже на подготовительном этапе педагог включался в исследовательскую работу, самостоятельно осваивая теоретический материал. В процессе обучения мы отказались от лекций: «При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании технических средств обучения и наглядного материала - до половины, а при разборе конкретных ситуаций - почти всю информацию» [1.18]
Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Один из примеров - подготовка к педсовету:
№ п\п Программа подготовки к педсовету Ответственный
1 Организация выставки по теме "Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников". методист, члены методического совета
2 Собеседование с докладчиками по теме педсовета. методист
3 Подготовка различных вариантов опорных схем для развития связной речи дошкольников. педагоги
4 Задание для воспитателей к педсовету: подобрать игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности. педагоги
5 Тематический контроль: "Эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию речи" методист; логопед
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х
Продолжение таблицы
6 Презентация технологии работы с опорными схемами "Использование мнемотехники в развитии речи детей" (из опыта работы) воспитатели - стажисты
7 Педчас «Значение музыкальных игр в речевом развитии» муз.рук.
8 Практикум «Игровые приёмы развития диалогической речи» воспитатель
9 Консультация «Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картины» логопед
10 Консультация «Диалогическое общение на занятиях по изобразительной деятельности» учитель ИЗО
12 Самостоятельная подготовка воспитателей к деловой игре: "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников". педагоги
13 Коллективные просмотры методист
Предварительная подготовка предполагает самостоятельное изучение рекомендуемых источников: методическая литература, интернет-ресурсы.
Еще одна из интересных форм, используемых в нашей работе с молодыми педагогами: педагогический пробег:
1 станция
«Содержание образовательных областей»
• Что такое ОУД?
• Что такое учебный план?
• Какие образовательные области входят в учебную нагрузку?
• Каков общий объем ОУД для 1 мл.гр., 2 млад. гр., средней, старшей, подготовительной?
• Какова продолжительность ОУД для детей этих возрастных групп?
2 станция
«Технологическая карта»
• Чем технологическая карта отличается от конспекта занятий?
• Сколько частей в технологической карте?
• Вводная часть - ее содержание.
• 1 этап деятельности детей и его содержание.
• 2 этап деятельности детей и его содержание.
• 3 этап деятельности детей и его содержание.
• Для чего нужна заключительная часть?
3 станция
«Циклограмма»
• На какой промежуток времени пишется циклограмма?
• Из каких частей состоит циклограмма?
• Как в циклограмме планируется интеграция областей?
• Утро - что самое основное планируем в утренний отрезок времени?
• Сколько частей в прогулке? С чего начинается прогулка?
• Какой принцип учитывается при организации закаливания?
Станции придумываем исходя из результатов тематического контроля или по результатам среза знаний у детей. Эта форма работы позволяет напомнить педагогам основные принципы дидактики, цели работы дошкольной организации.
Грамотно построенная система работы с педагогами привела к повышению уровня воспитательно-образовательной работы и сплотила коллектив педагогов. Групповая деятельность создала благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Создание дидактических пособий, буклетов, программ и результаты детской продуктивной деятельности, представление опыта работы воспитателями в рамках педагогического совета, метод объединения, семинары-практикумы, семинары-тренинги - вот неполный список форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов нашего сада.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
Как результат использования активных форм методической работы - стабильные показатели поступления выпускников в инновационные школы, лидирующая позиция детского сада в системе образования города.
Список использованной литературы:
1. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовании.// Скрипторий 2003. - 2004 - С.18-24.
2. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает?//М.: Знание - 1994 - С.97
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа.//М.: Знание - 1994 - С.134
4. Типовая программа
© Артеменко М.В., Трехлеб О.Ю.,2016
УДК 004
Аубакирова Динара Ерболатовна
магистрант 3 курса ОмГПУ, г. Омск, РФ Преподаватель по классу домбры ГККП «Детская школа искусств»
E-mail: dinarik_2608@mail.ru Бурлак Ольга Анатольевна канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, г. Омск, РФ E-mail: byrlak-omsk@yandex.ru
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается дополнительное музыкальное образования, как база для развития музыкальных способностей. Дается анализ содержания современных обучающих программ по музыке. Обозначается роль музыкально-компьютерных технологий в развитии музыкальных способностей детей, а также место этих технологий в образовательном процессе детской школы искусств.
Ключевые слова
Музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, музыкальные способности детей, музыкально-творческая деятельность, дополнительное музыкальное образование, творческая активность.
На сегодняшний день музыкально-компьютерные технологии становятся все более незаменимой частью деятельности композиторов, аранжировщиков, музыкальных оформителей, музыкальных редакторов, все шире применяются в преподавании музыки. Музыкально-компьютерные технологии позволяют экспериментировать, расширять музыкальный кругозор, художественный тезаурус учащихся, однако «целостная информационная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана» [1; 4].
Современные обучающие программы по музыке обычно содержат несколько частей, которые ориентированы на такие направления в музыкальном образовании, как: процесс получения теоретических знаний (могут включать в себя игровые и учебные разделы, направленные на объяснение нового материала и закрепление уже изученного); процесс формирования навыков игры на инструменте (направлены на обеспечение процесса овладения тем или иным музыкальным инструментом, разучивание нескольких пьес); процесс развития слуха (содержат разнообразные задания, способствующие отшлифовке того или иного музыкального навыка, способности); процесс накопления музыкальных знаний (представляют собой файлы с звуковым или теоретическим содержанием); процесс развития творческих способностей