Научная статья на тему 'Проблема подготовки воспитателей в области художественно- эстетического развития дошкольников'

Проблема подготовки воспитателей в области художественно- эстетического развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВИДЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА / ЦВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова И. Б.

В статье рассматриваются вопросы подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического развития, в том числе изобразительной деятельности. Изучение основ изобразительного искусства детьми дошкольного возраста способствует познавательному, эмоционально-чувственному, коммуникативному развитию, дает возможность творческого самовыражения. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо повышение уровня компетентности воспитателей в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки воспитателей в области художественно- эстетического развития дошкольников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

Вывод.

При проведении сравнения было выяснено, что студенты обоих институтов имеют один уровень физического развития. В среднем студенты ИКП и ИАМиТ имеют практически одинаковые показатели роста, веса и ОГК. Разница в значениях пробы Штанге компенсируется значением пробы Генче. В целом, средние показатели находятся в пределах нормы, что свидетельствует о хорошей физической подготовленности, но наличие первокурсников, показатели которых находятся ниже или на нижнем пределе нормы, говорит о том, что необходимо дальше и больше работать над физическим развитием данных студентов, уделяя им более пристальное внимание и ориентируя на дополнительные занятия с целью улучшения своих показателей.

Список использованной литературы:

1. Игнатьева Е.П., ., Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю., Наталевич Л.Ф., Просвирина Л.Н., Рыбина Л.Д., Ярославцева И.А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья: монография. Иркутск. Изд-во ИрГТУ, 2014. - 204 стр.

2. Игнатьева Е.П., Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Методологические основы организации научных исследований в области физической культуры: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. - 103 стр.

3. Кузьмина О.И., П.А.Ульянов. Состояние здоровья студентов технического вуза по данным медицинского осмотра // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании: сб. статей 27-ой Всерос. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2016. - с.52-57.

4. Шпорин Э.Г., Лаптев А.П., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Здоровье студента и пути его совершенствования: Метод. пособие для студентов технических вузов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. - 116 стр.

© Хозеев А.С., 2016

УДК 373.24

И.Б. Ческидова

К.п.н., доцент НТГСПИ (ф) РГППУ г. Нижний Тагил, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического развития, в том числе изобразительной деятельности.

Изучение основ изобразительного искусства детьми дошкольного возраста способствует познавательному, эмоционально-чувственному, коммуникативному развитию, дает возможность творческого самовыражения. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо повышение уровня компетентности воспитателей в данной области.

Ключевые слова

Художественно-эстетическое развитие, эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, компетентность воспитателя, дошкольный возраст, виды и жанры искусства, цвет.

Художественно-эстетическое развитие детей является одной из актуальных задач, стоящих перед современным обществом, занятия искусством в дошкольном возрасте обеспечивают перспективы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе эстетической. Необходимость освоения искусства детьми дошкольного и младшего школьного возраста отмечают в своих работах А.А. Мелик-Пашаев, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.

Говоря о необходимости работы в данном направлении, Л.Г. Савенкова отмечает, что «в традиционных программах дошкольного образования и эстетического воспитания художественно-творческая деятельность чаще всего находится на последних ролях» [2, с. 10].

В то же время освоение детьми дошкольного возраста содержания искусства, средств его выразительности способствует формированию эстетического сознания, развитию эмоционально-чувственной сферы. Среди задач эстетического воспитания в дошкольном образовании важное место отводится формированию у детей эстетических чувств - чувства формы, цвета, композиции и т.д., что закладывает основы духовного развития, способствует формированию творческого начала, художественного вкуса. Интересные темы творческих заданий, личность педагога, его увлеченность своим делом и знание предмета, учет индивидуальных особенностей детей, взаимодействие с родителями способствуют развитию творческого начала ребенка, необходимого для дальнейшей успешной деятельности в различных областях.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» возрастают и требования к уровню подготовки воспитателя дошкольной образовательной организации в области художественного образования и эстетического воспитания.

Особенности дошкольного возраста - восприятие мира всеми органами чувств, непосредственность и эмоциональность в проявлениях своего отношения к объектам реального мира и произведениям изобразительного искусства требуют, в свою очередь, и особого отношения со стороны педагога.

Н.П. Сакулина рассматривает детское рисование как «деятельность, управляемую взрослыми, согласно поставленными ими целям и задачам воспитания» [1, с. 190]. Среди задач, поставленных перед дошкольными образовательными организациями - восприятие и понимание детьми произведений искусства, формирование представлений о видах искусств, самостоятельная творческая деятельность детей. В свете современных требований все более актуальной становится задача «научить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, наблюдать и понимать, пробовать и размышлять» [2, с. 82].

Воспитатель должен развивать собственное умение наблюдать, анализировать и эмоционально реагировать на явления окружающей действительности (красивый рассвет, первый весенний цветок), учить детей обращать внимание на явления природы и замечать необычное в обычных ситуациях, поощрять стремление ребенка воплощать свои впечатления в творческой деятельности. Умение воспитателя эмоционально отреагировать на какое-либо явление, поощрение эмоциональной отзывчивости детей и стимулирование творческих откликов будет важным фактором успешного художественно-эстетического развития дошкольников, поможет избежать стереотипов в детских работах.

Важным является умение воспитателя воплощать свои собственные идеи в процессе проведения занятий по изобразительной деятельности, использование новых методов и приемов работы, нетрадиционных техник и материалов, способствующих созданию выразительного образа в продукте детского творчества, умение обыгрывать и анализировать готовые работы.

Воспитатель должен обладать элементарными знаниями в области истории изобразительного искусства, знать средства выразительности изобразительного искусства (цвет, форма, линия, штрих, пятно, объем, формат, композиция рисунка и ее законы и т.п.), виды и жанры искусства.

В процессе проведения занятий со студентами заочного отделения, обучающихся по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» нами выявлено, что большинство студентов (воспитатели дошкольных образовательных организаций) путают виды и жанры изобразительного искусства. При перечислении жанров знания студентов ограничиваются портретом, пейзажем и натюрмортом, жанры анималистический, бытовой, исторический, сказочно-мифологический и др. студенты называют только после наводящих вопросов. Из видов изобразительного искусства в первую очередь называется живопись и скульптура, далее следуют архитектура и графика, на последнем месте обычно оказывается декоративно-прикладное искусство, изучению произведений которого в детском саду уделяется

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

большое внимание. Вместо видов и жанров изобразительного искусства студенты также часто называют направления и стили в искусстве (абстракционизм, реализм, готика).

Воспитатели показывают слабое знание произведений изобразительного искусства, предусмотренных программами. Не более 10 % студентов заочного отделения правильно называют картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (основной вариант - «Мишки в лесу»), В.М. Васнецова «Богатыри» (основной вариант - «Три богатыря»), затруднения вызывают названия картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, мало знакомы воспитатели с произведениями сказочно-мифологического жанра В.М. Васнецова. Абсолютно все опрошенные правильно называют картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и В.М. Васнецова «Аленушка».

Анализ ответов студентов показывает, что мало кто знает о методах и приемах работы по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства, описанных в работах А.А. Грибовской, Н.М. Курочкиной, Р.М. Чумичевой и др. В то же время приемы «вхождение в картину», сравнения двух картин, метод вызывания адекватных эмоций и последующая творческая работа могли бы существенно повысить интерес детей к произведениям изобразительного искусства.

Например, при применении приема «вхождение в картину» детям можно предложить рассмотреть картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», мысленно переступить раму картины, оказаться в изображенном пространстве и попытаться представить, какие запахи можно ощутить ранним утром в лесу, коснуться шероховатых стволов сосен, послушать пение птиц. Сравнивая картины И.С. Остроухова и И.И. Левитана с одинаковым названием («Золотая осень») дети «входят» в них, анализируют свои впечатления от произведений. Большинство детей отдает предпочтение пейзажу И.И. Левитана, объясняя привлекательность изображенного пейзажа ощущением теплого солнечного дня и шороха листьев на деревьях, яркими сочными красками и переданным художником пространством.

Специалисту дошкольного образования необходимо иметь представление о воздействии цвета на ребенка, использовании цвета как средства выразительности в детском изобразительном творчестве, возможностях использования цвета в практической деятельности. Изучение основ цветоведения является обязательным при обучении в педагогических колледжах и вузах, однако на практике имеют место ситуации, когда воспитатель в процессе проведения занятий называет цвет неправильно, прививает детям стандартные представления о цвете, дети мало наблюдают за изменениями цвета в окружающем мире.

Цвет является огромным по значимости объектом для изучения и важным регулятором жизни ребенка, т. к. цветовые волны пронизывают насквозь все окружающее, в том числе и организм человека. Цвет возбуждает в ребенке определенные чувства и эмоции, влияет на самочувствие. Цвет способен вызывать глубокие внутренние переживания, влияет на духовное и нравственное развитие ребенка. С помощью цвета можно создать зону эмоционального комфорта, а также по цветовым предпочтениям ребенка выявить психологические проблемы.

Систематическое и последовательное ознакомление детей с цветом, формирование умения создавать нужные цвета и оттенки, использовать цвет для выразительной характеристики создаваемого образа, развитие умения видеть красоту цветовых сочетаний может осуществляться не только в изобразительной деятельности, но и во взаимосвязи изобразительной, игровой, художественно-речевой деятельности, организации целенаправленных наблюдений во время прогулок и экскурсий.

Особенности использования цвета детьми дошкольного возраста - яркие чистые цвета для передачи окраски изображаемого предмета и для украшения рисунка часто встречаются и у младших школьников. Предпочтение детьми того ли иного цвета может проявиться уже в трехлетнем возрасте и к моменту поступления в школу становится достаточно определенным. Чаще всего дети называют в качестве любимого цвета красный, затем синий и желтый.

Накапливая опыт цветовых впечатлений, усваивая цветовые эталоны ребенок получает необходимые предпосылки для развития эмоционально-эстетического восприятия цвета, может давать характеристику того или иного цвета. Характеристика цвета ребенком и выбор цвета в изобразительной деятельности могут отражать как свойства объектов, так и отношение к ним автора. В данном случае и выбор любимого цвета ребенком и характеристика, данная цвету, дают возможность педагогу лучше узнать ребенка, обратить

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

внимание на его эмоциональное состояние.

Нами был проведен опрос студентов заочного отделения, в ходе которого были заданы следующие вопросы: «Назовите по порядку цвета радуги», «Перечислите теплые цвета; холодные цвета; ахроматические цвета» «Назовите цвета, получаемые при смешении красного и желтого; желтого и синего, синего и зеленого». Все студенты правильно назвали порядок цветов радуги и правильно назвали теплые цвета. Затруднения возникли при перечислении холодных цветов, к которым причислялись белый и черный, розовый и малиновый. При перечислении ахроматических цветов студенты часто называли только два цвета из трех (черный, белый, серый). Самые большие затруднения вызвал вопрос «Назовите цвет, получаемый при смешении синего и зеленого». При ответе на этот вопрос называли коричневый, фиолетовый, черный цвет. Таким образом, возникает ситуация, когда ряд педагогов имеет слабое представление об основах изобразительной грамоты, плохо разбирается в основных понятиях цветоведения, что в свою очередь сказывается на качестве обучения.

Ознакомление с взаимосвязями цвета и звука, цвета и движения, цвета и формы способствует развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, развитию чувства цвета, пониманию ребенком роли цвета в окружающем мире, пониманию цвета как живого существа, умению использовать цвет в художественно-творческой деятельности. Занятия в старшей и подготовительной группе могут быть направлены на более близкое знакомство с взаимосвязями «цвет - звук», «цвет - движение», «цвет - вкус», «цвет - запах», «цвет - форма». В процессе ознакомления с тем или иным цветом дети могут определить, насколько легким или тяжелым он является, как лучше разместить легкий или тяжелый цвет в собственном рисунке, какой цвет наилучшим образом «подходит» той или иной геометрической фигуре (квадрат чаще всего синий или черный, круг светлый, красный и т.п.).

Определение соответствий цвета и звука (музыкального инструмента, звуков природы) будет способствовать развитию способностей к синестезии, выполнение композиций на темы прослушанных музыкальных произведений поможет ребенку более точно понимать характер и настроение музыки. Опыт работы с воспитателями позволяет сделать вывод о том, что абсолютное большинство из них не имеют представления об указанных выше взаимосвязях и не знакомят с ними воспитанников.

Воспитатель должен обладать навыками работы графическими и живописными материалами в создании изображения на плоскости; уметь создавать объемные изображения в лепке и конструировании, использовать различные нетрадиционные техники для создания выразительного образа. Анкетирование и анализ учебных и творческих работ студентов заочного отделения показывает, что лишь небольшой процент (10-15%) воспитателей имеет достаточный базовый уровень (обучение в изостудиях, детских художественных школах) для успешного руководства изобразительной деятельностью детей. В основном воспитатели дошкольных образовательных организаций имеют слабое представление о композиции и ее средствах выразительности, о передаче пространства в рисунке, допускают ошибки в изображении человека и животных, затрудняются в передаче цвета объектов.

В современных программах в области художественно-эстетического развития большое внимание уделяется изучению народного искусства, ознакомлению дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства (хохломская, гжельская, городецкая, жостовская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушка). Воспитатель должен обладать знаниями о символике народного декоративно-прикладного искусства (изображения солнца, земли, воды, мирового древа в вышивке, росписи, резьбе), об устройстве крестьянской избы и элементах русского костюма, владеть навыками кистевой росписи.

Воспитатель должен иметь представление о требованиях к качеству детского рисунка (в частности, не следует допускать в работе белый фон, негармоничные цветовые сочетания, завышать требования к аккуратности, а не к образности работы), оформлению детских работ (формат, цвет паспарту), оформлению детских выставок. Необходимо проводить работу с родителями о важности детского творчества и бережного отношения к работам детей.

Воспитатель должен демонстрировать готовность к повышению своего уровня в сфере художественно-творческой деятельности, готовность к генерированию и реализации новых идей в данной области,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

готовность повышать свой культурный уровень, посещать выставки детского творчества, музеи и т.п.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Для реализации задач, поставленных перед дошкольными образовательными организациями в области художественно-эстетического развития дошкольников, следует:

- предоставить возможность вести занятия по изобразительной деятельности педагогам со специальным художественным образованием;

- повышать квалификацию воспитателей в области художественно-эстетического развития детей через проведение семинаров, мастер-классов, посещение курсов и т.п.;

- поощрять педагогов к собственной художественно-творческой деятельности, участию в выставках, концертах, иных мероприятиях; подавать детям пример в области художественного творчества;

- воспитателям и методистам совместно работать над тем, чтобы занятия носили действительно творческий характер, вызывали эмоциональный отклик, способствовали познавательному, речевому, социально-коммуникативному полихудожественному развитию, развитию фантазии и воображения.

Список использованной литературы:

1. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.- 214 с.

2. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 128 с.

© Ческидова И.Б., 2016

УДК 378

Шукурова И.В.,

к.п.н., доцент БУ ВО СурГУ г. Сургут, Российская Федерация

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается возможность развития коммуникативной компетентности студентов средствами дисциплины «Иностранный язык», обобщен потенциал интерактивных методов, применяемых в процессе развития коммуникативной компетентности, представлены способы оценивания достигнутого уровня коммуникативной компетентности.

Ключевые слова

компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, иностранный язык,

развитие, оценивание.

В настоящее время процесс получения профессионального образования в России переориентируется на освоение компетенций, на их интеграцию и применение для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Прежде всего, необходимо развести два понятия: компетенция и компетентность. А.В. Хуторской предлагает разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество, проявляющееся в готовности к деятельности [8, с. 55].

В научных работах находим и другие определения компетенции: «интегрированные характеристики качества подготовки выпускника, категории результата образования», «способности, которые определяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.