Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика физического развития студентов 1 курса института кибернетики и авиамашиностроения ИрНИТУ'

Сравнительная характеристика физического развития студентов 1 курса института кибернетики и авиамашиностроения ИрНИТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБА ШТАНГЕ / ПРОБА ГЕНЧЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьмина О.И., Хозеев А.С.

В статье ставится задача сравнения и анализа физических характеристик студентов 1 курса института кибернетики и авиамашиностроения ИРНИТУ. В результате сравнения выяснилось, что студенты обоих институтов имеют один уровень физического развития. Средние показатели студентов находятся в пределе нормы, но есть студенты, показатели которых ниже, или на нижней границе нормы. Это свидетельствует, о необходимости дальнейшей работы над физическим развитием этих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузьмина О.И., Хозеев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика физического развития студентов 1 курса института кибернетики и авиамашиностроения ИрНИТУ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 378.172

О.И. Кузьмина

к.п.н, доцент кафедры физической культуры Иркутский национально исследовательский технический университет

Г. Иркутск, Российская Федерация А.С. Хозеев

студент 1 курса института кибернетики им. Попова Иркутский национально исследовательский технический университет

Г. Иркутск, Российская федерация

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ И АВИАМАШИНОСТРОЕНИЯ ИРНИТУ

Аннотация

В статье ставится задача сравнения и анализа физических характеристик студентов 1 курса института кибернетики и авиамашиностроения ИРНИТУ. В результате сравнения выяснилось, что студенты обоих институтов имеют один уровень физического развития. Средние показатели студентов находятся в пределе нормы, но есть студенты, показатели которых ниже, или на нижней границе нормы. Это свидетельствует, о необходимости дальнейшей работы над физическим развитием этих студентов.

Ключевые слова Студенты, вуз, физическое развитие, проба Штанге, проба Генче.

Введение.

Уровень здоровья студентов падает. По результатам ежегодных медицинских осмотров, проводимых среди первокурсников Иркутского национального технического университета (ИРНИТУ), выявляется тенденция ухудшения здоровья будущих специалистов. Об этом свидетельствует количество студентов, отнесенных к III и IV функциональным группам [1]. Существует множество причин ухудшения здоровья. Среди основных выделяются такие как - неправильное питание, низкая физическая активность, не соблюдение основных правил здорового образа жизни, а также стрессы [4].

Проблема низкого уровня здоровья студентов не должна оставаться без внимания, так как молодое поколение, в целом, и студенты, в частности, - будущее страны, без которого невозможно экономическое, политическое, социальное и культурное благополучие государства [3]. Поэтому будущие специалисты должны не только хорошо учиться, но быть здоровыми и выносливыми [4].

Проведение ежегодного мониторинга физического развития студентов технического вуза позволяет не только определить принадлежность студента к функциональной группе, определить его физические показатели, но и внести коррективы в образовательный процесс с целью улучшения состояния здоровья [4].

Все это говорит об актуальности проведения сравнительной характеристики физического развития студентов 1-го курса института кибернетики им. Е.И. Попова (ИКП) и института авиамашиностроения (ИАМиТ).

Цель работы: состоит в проведении сравнительной характеристики физического развития студентов 1-го курса ИКП и ИАМиТ ИРНИТУ.

Организация и методы исследования. Исследования проводились с сентября по январь 2015-2016 г. на базе Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). В исследованиях приняли участие 27 студентов ИК им. Попова и 26 студентов ИАМиТ.

В работе представлены обзор и анализ литературных источников, сравнительный анализ, статистические методы с вычислением объема выборки (n), стандартного отклонения, стандартной ошибки среднего арифметического.

В данной статье анализировались следующие соматические и физиометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК), оценка функционального состояния дыхательной системы проводилась с помощью проб Штанге и Генче (задержки дыхания на вдохе и выдохе).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Результаты исследования.

Пробы Штанге и Генче позволяют оценить функциональное состояние системы дыхания [2], состояние организма при нехватке кислорода и общий уровень физической подготовленности человека. Чем дольше человек способен задержать дыхание, тем лучше дыхательная и сердечно-сосудистая системы удаляют из организма углекислый газ, и, в целом, лучше функционируют. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после заболеваний, перенапряжения и утомления продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается [1]. Пробы оцениваются не только по времени задержки дыхания, но и по показателю реакции частоты сердечных сокращений (по величине отношения ЧСС после пробы к исходной ЧСС).

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. Здоровые взрослые люди способны задержать дыхание на 40-55 с., а тренированные от 60 до 150 с.

При анализе результатов проведения пробы Штанге (Рис. 1) выявлено, что наибольшее время задержки дыхания на вдохе показывают студенты ИКП (65,04±4,01 с.), наименьшее - студенты ИАМиТ (58,14±3,9 с.) (p > 0,05). Оба результата чуть выше нормы и говорят о достаточно хорошем функционировании органов дыхания. Минимальные показания находятся на нижней границе нормы (40 с.).

Рисунок 1 - Сравнение показателей пробы Штанге студентов-юношей., обучающихся

на 1 курсе ИКП и ИАМиТ.

Проба Генче - задержка дыхания на выдохе. Здоровые, физически подготовленные люди могут задержать дыхание на 20-30 с., тренированные - на 90 с. и более.

Сравнивая результаты проведения пробы Генче (Рис. 2) определено наибольшее время задержки дыхания на выдохе у студентов ИАМиТ (42,71±3,4 с.), наименьшее - у студентов ИКП (36,88±2,79 с.) (р > 0,05). Оба средних значения так же находятся выше нормы. Минимальный результат студентов ИАМиТ находится на нижней границе нормы (20 е.). Минимальный же результат студентов ИКП находится ниже нормы (15 е.), что свидетельствует о низкой устойчивости организма к недостатку кислорода и подтверждает наличие заболевания органов кровообращения и дыхания у данного студента.

43,00 42,00 41,00 40,00 39,00 38,00 37,00 36,00 35,00 34,00 33,00

Рисунок 2 - Сравнение показателей пробы Генче студентов-юношей, обучающихся

на 1 курсе ИКП и ИАМиТ.

Таблица 1.

Сравнение соматических и физиометрических показателей студентов-юношей, обучающихся на 1 курсе ИКП и ИАМиТ.

Институт Показатели Рост Вес ОГК Проба Штанге Проба Генче

ИАМиТ Средние 179,74±1,15 72±2,53 90,59±1,66 58,14±3,9 42,71±3,4

Мин. 165 55 77 40 20

Макс. 191 101 113 120 70

ИКП Средние 179,8±1,35 72,18±2,45 91,96±1,74 65,04±4,01 36,88±2,79

Мин. 165 50 77 40 15

Макс. 190 105 114 138 70

Критерий Манна-Уитни Цкр^иэмп Цкр^иэмп икр^Цэмп икр^Цэмп икр^Цэмп

Сравнивая полученные данные физиометрических показателей студентов очевидно, что разница в росте, весе и ОГК (окружности грудной клетки) отсутствует, или она ничтожно мала (Рис.3). Соотношение средних показателей роста и веса у студентов ИКП и ИАМиТ находится в пределах нормы.

Рисунок 3 - Сравнение показателей: рост, вес и ОГК студентов-юношей, обучающихся на 1 курсе ИКП и ИАМиТ.

Вывод.

При проведении сравнения было выяснено, что студенты обоих институтов имеют один уровень физического развития. В среднем студенты ИКП и ИАМиТ имеют практически одинаковые показатели роста, веса и ОГК. Разница в значениях пробы Штанге компенсируется значением пробы Генче. В целом, средние показатели находятся в пределах нормы, что свидетельствует о хорошей физической подготовленности, но наличие первокурсников, показатели которых находятся ниже или на нижнем пределе нормы, говорит о том, что необходимо дальше и больше работать над физическим развитием данных студентов, уделяя им более пристальное внимание и ориентируя на дополнительные занятия с целью улучшения своих показателей.

Список использованной литературы:

1. Игнатьева Е.П., ., Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю., Наталевич Л.Ф., Просвирина Л.Н., Рыбина Л.Д., Ярославцева И.А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья: монография. Иркутск. Изд-во ИрГТУ, 2014. - 204 стр.

2. Игнатьева Е.П., Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Методологические основы организации научных исследований в области физической культуры: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. - 103 стр.

3. Кузьмина О.И., П.А.Ульянов. Состояние здоровья студентов технического вуза по данным медицинского осмотра // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании: сб. статей 27-ой Всерос. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2016. - с.52-57.

4. Шпорин Э.Г., Лаптев А.П., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Здоровье студента и пути его совершенствования: Метод. пособие для студентов технических вузов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. - 116 стр.

© Хозеев А.С., 2016

УДК 373.24

И.Б. Ческидова

К.п.н., доцент НТГСПИ (ф) РГППУ г. Нижний Тагил, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического развития, в том числе изобразительной деятельности.

Изучение основ изобразительного искусства детьми дошкольного возраста способствует познавательному, эмоционально-чувственному, коммуникативному развитию, дает возможность творческого самовыражения. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо повышение уровня компетентности воспитателей в данной области.

Ключевые слова

Художественно-эстетическое развитие, эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, компетентность воспитателя, дошкольный возраст, виды и жанры искусства, цвет.

Художественно-эстетическое развитие детей является одной из актуальных задач, стоящих перед современным обществом, занятия искусством в дошкольном возрасте обеспечивают перспективы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.