Научная статья на тему 'Результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей по группам заболеваний'

Результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей по группам заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / III ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS’ PHYSICAL HEALTH MONITORING / III FUNCTIONAL HEALTH GROUP / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатьева Елена Петровна, Лебединский Владислав Юрьевич

Представлены результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей третьей функциональной группы здоровья по восьми классам болезней. Информационная база данных составлена на основе результатов мониторингового обследования состояния физического здоровья студентов, проведенного в период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнатьева Елена Петровна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RESULTS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL CONDITION OF YOUNG MALES BY DESEASE GROUPS

The paper presents the analysis results of physical development and physical fitness of young males belonging to the third functional health group by eight classes of diseases. The information database uses the results of monitoring examination of physical health condition of students, which was conducted from September 2010 to September 2011.

Текст научной работы на тему «Результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей по группам заболеваний»

УДК 796.011.1

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ПО ГРУППАМ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© Е.П. Игнатьева1, В.Ю. Лебединский2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей третьей функциональной группы здоровья по восьми классам болезней. Информационная база данных составлена на основе результатов мониторингового обследования состояния физического здоровья студентов, проведенного в период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г. Ил. 4. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: мониторинг состояния физического здоровья студентов; III функциональная группа здоровья; физическое развитие; физическая подготовленность.

ANALYSIS OF RESULTS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL CONDITION OF YOUNG MALES BY

DESEASE GROUPS

E.P. Ignatyeva, V.Yu. Lebedinsky

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper presents the analysis results of physical development and physical fitness of young males belonging to the third functional health group by eight classes of diseases. The information database uses the results of monitoring examination of physical health condition of students, which was conducted from September 2010 to September 2011. 4 figures. 8 sources.

Key words: students' physical health monitoring; III functional health group; physical development; physical fitness.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодёжи Правительство Российской Федерации приняло «Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916). Мониторинг, являясь неотъемлемой частью учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. Использование мониторинговых исследований [1, 4, 8] позволяет:

- оценить уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

- внести коррективы в построение учебного процесса;

- оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

- выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от групп их заболеваний.

Для оценки состояния физического развития и физической подготовленности юношей III функцио-

нальной группы здоровья (специальной медицинской группы - СМГ) были использованы данные мониторингового обследования студентов НИ ИрГТУ за период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г. (при обсуждении результатов мониторинга первыми в скобках указаны значения на начало исследования, сентябрь 2010 г., затем - на конец исследования, сентябрь 2011 г.). Полученные в ходе тестирования результаты были обработаны с помощью параметрических методов математической статистики. Достоверность различий определялась посредством двухвыборочного ^еста Стьюдента. Всего в сентябре 2010г. было обследовано 602 студента, а в сентябре 2011 г. - 876 студентов.

Цель данной работы - сравнить характеристики показателей физического развития и физической подготовленности юношей специального медицинского отделения по восьми группам заболеваний. Среди этих групп, на основании анализа заболеваемости студентов вуза, были выделены: заболевания эндокринной системы, костно-мышечной системы, органов зрения, болезни нервной системы, органов мочеполовой системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварительной системы. К показателям физического развития отнесены следующие данные:

1Игнатьева Елена Петровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89025493790, e-mail: [email protected]

Ignatyeva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89025493790, e-mail: [email protected]

2Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

- антропометрические - рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК);

- физиометрические - систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), проба Мартинэ, проба Штанге, проба Генче, ортостатическая проба, клиностатическая проба.

В ряду показателей физической подготовленности отмечены: бег на дистанцию 30 м, бег на дистанцию 1000 м, подтягивание на перекладине, подъём туловища за 30 с, наклон вперёд, наклон назад из исходного положения «лёжа на животе», прыжок в длину с места, отжимание в упоре лёжа [6].

В основе формирования учебных групп специального медицинского отделения НИ ИрГТУ лежит принцип объединения студентов по функциональной подготовленности, а не по виду заболеваний. Поэтому на каждом этапе контрольного тестирования вопросы ограничения физических нагрузок разрешались в рабочем порядке путём отстранения тех или иных студентов от выполнения запрещённых упражнений.

Физическое развитие. При измерении показателей физического развития и сравнении их характеристик по группам заболеваний использованы методы антропометрических стандартов [4, 6].

Повышение среднего значения в росте отмечено лишь у студентов с заболеваниями органов мочеполовой системы (177,0±2,43 и 181,1±1,38 см, при р>0,05). При этом у них же наблюдается увеличение веса (рис. 1) на 3,7 кг (67,7±2,50 и 71,4±1,7 кг, при р>0,05), а также окружности грудной клетки на 3 см (90,4±2,25 и 93,4±1,29 см, при р>0,05). У юношей с заболеваниями органов зрения при самых низких показателях веса (66,4±1,49 и 67,2±1,41 кг, при р>0,05) зафиксировано уменьшение ОГК на 1,1 см (91,6±0,93 и 90,5±0,96 см, при р>0,05). Высокие значения веса имеют студенты с сердечно-сосудистой патологией (71,6±0,91 и 72,1±0,87 кг, при р>0,05). Обращает на себя внимание и тот факт, что у юношей наблюдается уменьшение диапазона значений в показателях ОГК. Так, в сентябре 2010 г. границы диапазона были от 90,4±2,56 до 95,4±2,62 см, а в сентябре 2011 г. - от

90,5±0,96 до 94,0±0,64 см.

Для молодых людей нормальной величиной систолического артериального давления считается промежуток от 100 до 129 мм рт.ст. САД от 130 мм рт.ст. и выше называется гипертоническим состоянием, ниже 100 мм рт.ст. - гипотоническим [4]. Материалы мониторингового обследования показали, что у юношей все суммарные значения САД имеют нормальную величину. При этом высокие цифры отмечены у студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (126,6±1, 17 и 127,7±1,02 мм рт.ст.), низкие - у юношей с заболеваниями нервной системы (118,0±2,07 и 119,7±3,25 мм рт.ст.). После одного года обучения в вузе у студентов, имеющих заболевания костно-мышечной системы, нервные болезни, патологию органов мочеполовой сферы, заболевания органов дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы (С-СС) наблюдается увеличение САД, но без выхода за границы нормальной величины. Из них наибольшее увеличение систолического давления зарегистрировано у студентов с заболеваниями органов мочеполовой системы (121,2±2,30 и 126,0±2,56 мм рт.ст., при р>0,05). Снижение показателей САД, но без отклонения от нормальных значений, отмечено у студентов с эндокринными заболеваниями, глазными болезнями, патологией органов пищеварительной системы.

Диастолическое артериальное давление в норме составляет от 60 до 79 мм рт.ст. ДАД ниже 60 мм рт.ст. называется гипотоническим состоянием [4]. Данные контрольного тестирования свидетельствуют о том, что у юношей суммарные показатели ДАД имеют нормальные значения. Показатели, близкие к максимально дозволенной границе, зарегистрированы у студентов с болезнями органов мочеполовой системы (78,7±5,04 и 78,0±1,76 мм рт.ст.). Наименьшие значения ДАД отмечены у юношей с заболеваниями органов дыхания (73,2±1,30 и 73,1±0,98 мм рт.ст.). У студентов с заболеваниями костно-мышечной системы, нервными заболеваниями и болезнями С-СС за период с сентября 2010г. по сентябрь 2011г. произошло увеличение показателей ДАД, но без превышения

Вес, кг

73 72 71 70 69 68 67 66 65 64 63

^ / / / / * Л сГ ^ £

¿у

Сент.2010г. Сент.2011г.

¿Г

> ^ .СГ .

^ ^ ^ 05

Рис. 1. Динамика изменения показателей массы тела

границ нормальных значений. Снижение ДАД, также без нарушения границ нормальных показателей, имеет место у студентов с заболеваниями органов мочеполовой, дыхательной, пищеварительной систем и патологией органов зрения.

Самой простой и доступной пробой, не требующей затрат времени на её проведение и оценку, является функциональная проба с 20 приседаниями (проба Мартинэ) [5]. В результате её выполнения обнаружено, что в среднем у всех студентов суммарные показатели пульса до нагрузки составляют 78-84 уд./мин, а частота сердечных сокращений (ЧСС) после нагрузки имеет диапазон от 114 до 132 уд./мин. Следовательно, у всех юношей пульс после нагрузки увеличивается на 50-70%, что соответствует нормотоническому типу реакции [3]. За период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г. у большинства студентов наблюдается снижение ЧСС после нагрузки на 6-12 уд./мин, а также уменьшение времени восстановления после нагрузки на 40-50 с (рис. 2). При полученной высокой доле достоверно значимых результатов это свидетельствует об улучшении их функционального состояния. Кроме того, у всех юношей СМГ, независимо от характера их заболеваний, увеличилась ЧСС в состоянии покоя на 3-6 уд./мин, что, возможно, является показателем неполного восстановления их организма в процессе учебной деятельности.

выдохе у студентов СМГ отмечено увеличение диапазона, а также максимального и минимального значений показателя. Высокий уровень результатов наблюдается у студентов с заболеваниями органов пищеварительной системы (34,9±2,47 и 36,6±0,90 с, при р>0,05), низкий - у юношей с патологией органов дыхательной системы (33,0±2,82 и 33,8±1,33 с, при р>0,05).

При проведении ортостатической пробы пульс нетренированного человека должен учащаться на 1220 уд./мин [7]. В этой пробе в сентябре 2010 г. у студентов НИ ИрГТУ наблюдается увеличение ЧСС от 9 до 19 уд./мин, а в сентябре 2011 г. - от 13,7 до 20,1 уд./мин. Следовательно, разница пульса между положениями «лёжа» и «стоя» остаётся нормальной, но налицо увеличение максимальной и минимальной границ диапазона. Это свидетельствует о некотором повышении тонуса симпатической нервной системы и нарастающем напряжении организма студентов после года обучения в вузе. Наибольший прирост выявлен у юношей с заболеваниями органов дыхательной системы (9,8±1,44 и 14,1±1,52 уд./мин, при р<0,04).

Норма замедления пульса в клиностатической пробе составляет 4-12 уд./мин. Замедление пульса более чем на 12 уд./мин свидетельствует о повышении возбудимости парасимпатической нервной системы. Отсутствие же реакции или её парадоксальный

20 присед.-время восст., мин

3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

im llljp

///////

Y/Y///YS *YYYYYY *

Сент.2010г. Сент.2011г.

Рис. 2. Динамика изменения г

В сентябре 2010 г. диапазон результатов в пробе Штанге составил от 59,0±8,98 до 66,8±3,33 с, а в сентябре 2011 г. - от 57,0±1,56 до 64,9±6,37 с. Из этих двух пар значений видно, что у юношей в задержке дыхания на вдохе имеет место уменьшение максимального и минимального значений показателя. Наибольшая сумма средних значений зарегистрирована у студентов с заболеваниями нервной системы (63,6±6,07 и 64,6±5,42 с, при р>0,05), наименьшая - у юношей с заболеваниями С-СС (61,3±2,16 и 59,9±1,56 с, при р>0,05).

В пробе Генче диапазон средних значений на начало исследования составил от 32,1±1,65 до 35,1±2,50 с, на конец исследования - от 33,2±0,86 до 36,6±0,90 с. Таким образом, в задержке дыхания на

зателей ЧСС после нагрузки

характер (ускорение) говорит о преобладании тонуса симпатической нервной системы [2]. В сентябре 2010 г. у юношей III функциональной группы здоровья НИ ИрГТУ разница пульса между положениями «стоя» и «лёжа» была нормальной и составляла от 4 до 12 уд./мин. Но через год, в сентябре 2011г., у ряда студентов эти показатели существенно изменились. Например, почти вдвое увеличилась разница пульса у юношей с заболеваниями эндокринной системы (от 8 до 15 уд./мин), костно-мышечной системы (от 4 до 10 уд./мин), органов зрения (от 7 до 11 уд./мин) и нервной системы (от 7 до 13 уд./мин). Причём, у студентов с эндокринными заболеваниями (8,0±6,11 и 15,0±2,69 уд./мин, при p>0,05) и болезнями нервной системы (7,3±2,02 и 13,0±2,36 уд./мин, при p<0,04) превышены

границы нормальных значений. В итоге, через год обучения в вузе у студентов с вышеперечисленными патологиями наблюдается повышение тонуса парасимпатической нервной системы, которое может указывать на состояние утомления их организма.

Физическая подготовленность. Кроме антропометрических и физиометрических показателей содержание общероссийского мониторинга и региональных методических материалов включает показатели физической подготовленности как одной из основных составляющих физического здоровья. Уровень физической подготовленности субъектов образовательного процесса определяется с помощью тестовых заданий [4]. В данной части работы представлена динамика результатов тестирования юношей по отдельным видам физической нагрузки. А также у них определён уровень развития двигательных качеств в зависимости от групп заболеваний.

Бег на дистанцию 1000 м (рис. 3) не только показывает уровень развития выносливости, но и определяет резервные возможности организма. Из результатов тестового задания, полученных в ходе мониторинга, видно, что у студентов СМГ способности к выносливости примерно равны, несмотря на наличие у них разных заболеваний. При характеристике динамики показателей выявлено ухудшение результатов у юношей с заболеваниями эндокринной системы (на 29 с), опорно-двигательного аппарата (на 29 с, при р<0,004), органов зрения (на 21 с), мочеполовой (на 8 с), дыхательной (на 8 с) и пищеварительной систем (на 25 с, при р<0,03). Улучшение результатов в беге на 1000 м зафиксировано только у юношей с заболеваниями нервной системы (4,33±0,21 и 4,26±0,21 мин, при р>0,05). Таким образом, независимо от заболевания занятия в СМГ не позволяют повышать способности организма студентов к выносливости. Возможной причиной этого является невысокая мощность рекомендованных для них физических нагрузок (150-156 уд./мин).

В подтягивании на перекладине, определяющем уровень развития силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча), у студентов с за-

болеваниями эндокринной системы, органов зрения, нервной системы, органов дыхания и С-СС зарегистрированы результаты с отрицательной динамикой. Положительные изменения наблюдаются у юношей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (9,9±0,44 и 10,1 ±0,37 раз, при р>0,05), патологией органов мочеполовой и пищеварительной систем (10,1 ±0,66 и 10,6±0,43 раз, при р>0,05).

Уровень развития силы мышц живота можно определить при помощи теста «Подъём туловища за 30 секунд». Характеризуя динамику показателей за год, необходимо отметить, что почти у всех студентов, за исключением юношей с заболеваниями органов мочеполовой сферы (24,9±1,73 и 28,2±0,94 раз, при р<0,05), произошло снижение результатов (рис. 4).

В тестовом задании «Наклон вперёд», которое показывает уровень развития гибкости, зарегистрировано больше отрицательных изменений, чем положительных. Снижение уровня развития гибкости выявлено у студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, болезнями органов зрения и дыхания. Улучшение уровня развития гибкости зарегистрировано у студентов с заболеваниями костно-мышечной системы (10,4±0,88 и 10,7±0,63 см, при р>0,05), органов мочеполовой сферы (12,5±1,96 и 13,6±1,48 см, при р>0,05) и органов пищеварительной системы (12,2± 1,00 и 13,3±0,64 см, при р>0,05).

Наклон назад из исходного положения «лёжа на животе, руки за голову» определяет уровень развития силы мышц спины. Снижение уровня их развития зафиксировано у студентов с заболеваниями органов зрения, эндокринной и дыхательной систем и патологией органов пищеварительной системы. Равными оказались результаты у юношей с заболеваниями С-СС (38,1±0,96 и 38,1±1,09 раз, при р>0,05). Увеличение уровня развития силы мышц спины наблюдается у студентов с заболеваниями костно-мышечной системы (38,0±1,29 и 39,7±1, 11 раз, при р>0,05), нервной системы (34,5±2,52 и 36,3±2,37 раз, при р>0,05) и патологией органов мочеполовой сферы (35,4±2,88 и 49,2±4,18 раз, при р<0,005).

Бег 1000м, мин

чО Л*

/

.О*

Сент.2010г. Сент.2011г.

Рис. 3. Динамика изменения результатов в беге на 1000 метров

29,0 28,0 27,0 26,0 25,0 24,0 23,0 22,0

Подъём туловища за 30сек, раз

? / / /' / /' # Л & £

* £ лГ

ж

^ Ж «& & , & <*

^

Сент.2010г. Сент.2011г.

Рис. 4. Динамика изменения результатов при проведении теста «Подъём туловища за 30 секунд»

Анализ результатов в тесте «прыжок в длину с места» показал, что снижение уровня развития ско-ростно-силовых способностей мышц нижних конечностей произошло у юношей с заболеваниями эндокринной системы, органов зрения, нервной системы и патологией органов дыхания. Положительная динамика отмечена у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (224,2±2,24 и 224,8±1,89 см, при р>0,05), болезнями органов мочеполовой сферы (223,1±7,06 и 229,1±3,53 см, при р>0,05) и органов пищеварительной системы (221,7±2,56 и 227,9±1,78 см, при р<0,02).

При помощи тестового задания «отжимание в упоре лёжа» определяют уровень развития силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча). У большинства студентов в этом упражнении наблюдается ухудшение результатов. Положительные характеристики имеются лишь у юношей с заболеваниями нервной системы (33,1±1,52 и 34,5±2,59 раз, при р>0,05) и органов мочеполовой сферы (35,2±3,28 и 36,5±2,47 раз, при р>0,05).

У юношей с патологией нервной системы зарегистрированы минимальные результаты в беге на 30 м (4,61±0,17 и 4,26±0,15 с, при р>0,05), в подъёме туловища за 30 с (26,7±1,42 и 24,1±1,58 раз, при р>0,05), в наклоне назад (34,5±2,52 и 36,3±2,37 раз, при р>0,05), в прыжках в длину с места (223,1±5,96 и 219,8±7,08 см, при р>0,05). Следовательно, студенты с заболеваниями нервной системы имеют отставание в развитии скоростных и скоростно-силовых способностей, а также силы мышц живота и спины. Низкие результаты в наклоне вперёд (8,0±2,37 и 5,6±1,82 см, при р>0,05), отжимании в упоре лёжа (34,3±2,76 и 29,6±2 раз, при р>0,05) и в беге на 1000 м (4,24±0,38 и 4,53±0,17 мин, при р>0,05) показали юноши, имеющие болезни эндокринной системы. Поэтому для них самой уязвимой стороной физической подготовленности является развитие гибкости, выносливости, силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча). Таким образом, низкий уровень развития двигательных качеств наблюдается у студентов с заболеваниями нервной и эндокринной систем.

Студенты с заболеваниями костно-мышечной системы лучше других выполнили подтягивание на перекладине (9,9±0,44 и 10,1 ±0,37 раз, при р>0,05), подъём туловища за 30 с (27,4±0,48 и 26,5±0,35 раз) и пробежали дистанцию 30 м (4,39±0,06 и 4,0±0,04 сек, при р<0,05). Поэтому у них сильной стороной физической подготовленности является развитие скоростных способностей, силы мышц живота, а также силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча). Юноши с патологией органов мочеполовой системы показали высокие результаты в наклоне вперёд (12,5±1,96 и 13,6±1,48 см, при р<0,05), в отжимании в упоре лёжа (35,2±3,28 и 36,5±2,47 раз, при р>0,05) и в беге на 1000 м (4,20±0,27 и 4,28±0,14 мин, при р>0,05). Таким образом, у них наиболее ярко выражены способности в развитии гибкости, выносливости, силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча). Студенты с заболеваниями органов дыхания отлично справились с упражнениями: подтягивание на перекладине (10,6±0,65 и 9,21±0,57 раз, при р<0,05), подъём туловища за 30 с (27,6±0,92 и 26,3±0,53 раз, при р>0,05) и прыжок в длину с места (230,0±2,37 и 223,0±3,53 см, при р>0,05). Следовательно, они имеют преимущество в развитии скоростно-силовых способностей, силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча), силы мышц живота. При этом можно отметить, что у юношей с заболеваниями костно-мышечной, мочеполовой и дыхательной систем наблюдается высокий уровень развития двигательных качеств.

У студентов с заболеваниями сердечнососудистой системы ни в одной из сторон физической подготовленности не выявлено никаких заметных изменений в результатах. Студенты с заболеваниями органов зрения показали высокие результаты в наклоне назад (39,9±2,98 и 39,2±2,41 раз, при р>0,05), который определяет уровень развития силы мышц спины. Вместе с тем, у них зарегистрированы низкие показатели в подтягивании на перекладине (9,6±0,74 и 8,5±0,73 раз, при р>0,05) и в подъёме туловища за 30 с (26,9±0,98 и 24,2±0,92 раз, при р<0,01). При этом та-

кой уровень развития силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча), а также силы мышц живота можно охарактеризовать как низкий. Юноши с заболеваниями органов пищеварительной системы имеют наилучшую сумму результатов в подтягивании на перекладине (10,1 ±0,66 и 10,6±0,43 раз, при р>0,05) и, следовательно, хорошие возможности для развития силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча).

Анализ результатов физического развития и физической подготовленности студентов специального медицинского отделения, проведённый по восьми группам заболеваний, показал, что:

1) у юношей наблюдаются незначительные изменения показателей роста и веса. Суммарные значения САД и ДАД у всех студентов, независимо от вида заболевания, имеют нормальную величину. В пробах Штанге и Генче юноши показали результаты в пределах нормальных значений, принятых для нетренированного человека 18-19 лет;

2) у всех юношей отмечен нормотонический тип реакции пульса в ответ на нагрузку в 20 приседаний. При этом у всех студентов, независимо от характера их заболеваний, увеличилась ЧСС в покое на 3-6 уд./мин, что, возможно, является показателем состояния неполного восстановления их организма в процессе учебной деятельности. Кроме того, при проведении ортостатической пробы у них отмечено повышение тонуса симпатической нервной системы, которое свидетельствует о нарастании напряжения в организме;

3) у студентов СМГ, имеющих разные по характеру заболевания, наблюдается улучшение функциональных показателей по таким критериям, как уменьшение ЧСС в реакции пульса на нагрузку, уменьшение

времени восстановления пульса после нагрузки, увеличение минимальной и максимальной границ диапазона в показателях задержки дыхания на выдохе. Но наряду с этими благоприятными изменениями зафиксировано уменьшение диапазона значений в показателях ОГК, ухудшение результатов в беге на 1000 м и уменьшение минимальной и максимальной границ диапазона в показателях задержки дыхания на вдохе. Всё это даёт основание предполагать, что у студентов СМГ, даже при наличии ряда положительных изменений в показателях функциональной подготовленности, плохо формируется механизм совершенствования резервных возможностей организма;

4) высокий уровень развития двигательных качеств отмечен у студентов с заболеваниями костно-мышечной системы, болезнями органов мочеполовой сферы и органов дыхания. Низкие результаты в развитии двигательных качеств имеют студенты с эндокринной патологией и заболеваниями нервной системы;

5) за год обучения в вузе у студентов с эндокринными заболеваниями и болезнями нервной системы наблюдается превышение границы нормальных значений в результатах клиностатической пробы, которое может указывать на состояние утомления организма. Данный факт и низкий уровень развития физических качеств, отмеченный у юношей с этой патологией, позволяют говорить о необходимости снижения величины физической нагрузки на занятиях по физической культуре для студентов с эндокринными заболеваниями и болезнями нервной системы.

Таким образом, мониторинговые исследования физического здоровья студентов позволяют внести коррективы в организацию учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Библиографический список

1. Власов Е.А., Лебединский В.Ю. Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов // Вестник ИрГТУ. 2011. №11. С. 331-335.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 2002. 512 с.

3. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов мед. ин-тов / под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. 368 с.

4. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. Паспорт здоровья: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2008. 268 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.

6. Оценка физического здоровья детей и подростков г. Иркутска. Методические рекомендации / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. 47 с.

7. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник для техн. физкульт. / под ред. С.Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1985. 351 с.

8. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. № 8. С. 332-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.