Научная статья на тему 'Анализ результатов физического развития и физической подготовленности девушек по группам заболеваний'

Анализ результатов физического развития и физической подготовленности девушек по группам заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК / III-Я ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MONITORING OF FEMALE STUDENT PHYSICAL HEALTH / III FUNCTIONAL HEALTH GROUP / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатьева Елена Петровна, Лебединский Владислав Юрьевич

В работе представлен анализ результатов физического развития и физической подготовленности девушек III-й функциональной группы здоровья по 8 классам болезней. Информационная база данных составлена на основании результатов мониторингового обследования состояния физического здоровья студенток, которое было проведено в период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнатьева Елена Петровна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPAREDNESS ANALYSIS OF YOUNG FEMALE PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS RESULTS BY DISEASE GROUPS

This paper analyzes the results of physical development and physical fitness of girls of III functional health group by 8 disease classes. The information database has been compiled on the basis of the monitoring examination results of the states of female student physical health, which was conducted from September 2010 to September 2011.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов физического развития и физической подготовленности девушек по группам заболеваний»

УДК 796.011.1

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ПО ГРУППАМ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© Е.П. Игнатьева1, В.Ю. Лебединский2

Иркутский государственный технический университет,

664074, г Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В работе представлен анализ результатов физического развития и физической подготовленности девушек III-й функциональной группы здоровья по 8 классам болезней. Информационная база данных составлена на основании результатов мониторингового обследования состояния физического здоровья студенток, которое было проведено в период с сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г.

Ил. 4. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: мониторинг состояния физического здоровья студенток; III-я функциональная группа здоровья; физическое развитие; физическая подготовленность.

PREPAREDNESS ANALYSIS OF YOUNG FEMALE PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS RESULTS BY DISEASE GROUPS E.P. Ignatyeva, V.Yu. Lebedinsky

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

This paper analyzes the results of physical development and physical fitness of girls of III functional health group by 8 disease classes. The information database has been compiled on the basis of the monitoring examination results of the states of female student physical health, which was conducted from September 2010 to September 2011.

4 figures. 8 sources.

Key words: monitoring of female student physical health; III functional health group; physical development; physical fitness.

В последние годы мониторинговые обследования состояния физического здоровья студентов являются неотъемлемой частью учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. Правовой основой этого стало принятие постановления правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья

населения, физического развития детей, подростков и молодёжи». Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи (далее - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического разви-

Игнатьева Елена Петровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89025493790, e-

mail:[email protected]

Ignatyeva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89025493790, e -mail: [email protected] 2Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (76) 2013

249

тия детей, подростков и молодёжи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Он проводится на основе разработанных и утверждённых в установленном порядке нормативных документов и методических материалов. Мониторинг позволяет:

- оценить степень воздействия физических упражнений на организм занимающихся;

- осуществить контроль над уровнем физического здоровья студенческой молодёжи;

- выявить эффективность организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура» [1, 4, 8].

Для оценки состояния физического здоровья девушек 111-й функциональной группы здоровья (специальной медицинской группы - СМГ) были использованы данные мониторингового обследования студенток НИ ИрГТУ за период с сентября 2010 г. (1) по сентябрь 2011 г. (2). Далее, при обсуждении этих показателей, в скобках указаны значения величин: 1 - на начало исследования, сентябрь 2010 г.; 2 - на конец исследования, сентябрь 2011 г. Полученные в ходе тестирования результаты были обработаны с помощью параметрических методов математической статистики. Достоверность различий определялась посредством двухвыборочного ^теста Стьюдента. Цель работы - провести сравнительный анализ величины и динамики показателей физического развития и физической подготовленности девушек специального медицинского отделения по восьми группам заболеваний. Среди этих групп, составленных на основании данных заболеваемости студенток, обучающихся в вузе, были выделены заболевания: эндокринной системы, костно-мышечной системы, органов зрения, нервной системы, органов мочеполовой системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов пищеварительной системы. В сентябре 2010 г. было обследовано 507 студенток, а в сентябре 2011 г. - 508 студенток.

Исследование показателей их физического развития проводилось при помощи антропометрических (роста, веса, окружности грудной клетки) и физиомет-рических (систолического артериального давления, диастолического артериального давления, пробы Мартинэ, пробы Штанге, пробы Генче, ортостатической и клиностатической пробы) измерений. Показатели физической подготовленности были определены с использованием тестов: бег на дистанцию 20 м; бег на дистанцию 1000 м; вис, согнув руки на перекладине; подъём туловища за 30 с; наклон вперёд, наклон назад из исходного положения «лёжа на животе, руки за голову»; прыжок в длину с места; отжимание в упоре стоя на коленях [6].

Учебные группы из числа студенток специального медицинского отделения формировались не по видам заболеваний, а по функциональной подготовленности студенток. Поэтому для преподавателей физической культуры очень важным являлось соблюдение правил ограничения физической нагрузки для некоторых девушек без нарушения общей схемы проведения заня-

тий и контрольного тестирования. В этой связи, при наличии противопоказаний, часть студенток СМГ пропускали отдельные упражнения.

Физическое развитие. Для оценки уровня показателей физического развития и сравнения их характеристик по группам заболеваний были использованы методы антропометрических стандартов [4, 6].

Незначительные отличия по показателям роста, веса и окружности грудной клетки (ОГК) имеют студентки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями органов зрения, нервной системы, органов дыхания, патологией сердечно-сосудистой системы (С-СС) и органов пищеварения. Наиболее серьёзные изменения наблюдались у девушек с заболеваниями эндокринной системы и органов мочеполовой сферы. Так, на фоне увеличения роста на 2,3 см (163,7±1,03 и 166,0±1,04 см, при р<0,04) у студенток с заболеваниями органов мочеполовой сферы произошло прибавление веса на 5,7 кг (52,9±1,18 и 58,6±1,60 кг, при р<0,002) и расширение ОГК на 2,4 см (83,8±0,83 и 86,2±1, 14 см, при р<0,04). У девушек с заболеваниями эндокринной системы отмечена самая значительная прибавка в весе - 10,1 кг (57,7±3,18 и 67,8±3,23 кг, при р>0,05) и наибольшее увеличение ОГК - 3,8 см (87,0±2,33 и 93,2±2,87 см, при р>0,05).

В течение всего периода наблюдений средние значения систолического артериального давления (САД) у всех студенток имели нормальные показатели [4]. Но вместе с тем через год обучения в вузе у части девушек отмечены некоторые изменения в динамике результатов. Например, подъём САД на 6,7 мм рт. ст. зафиксирован у студенток с заболеваниями эндокринной системы (108,0±3,12 и 114,7±3,18 мм рт. ст., при р>0,05), а у девушек с заболеваниями нервной системы - на 4,8 мм рт. ст. (112,5±3,89 и 117,3±2,19 мм рт. ст., при р>0,05). Снижение САД на 1-2 мм рт. ст. наблюдается у студенток с заболеваниями костномышечной системы, органов зрения, органов мочеполовой сферы, патологией органов дыхания и С-СС.

С сентября 2010 г. по сентябрь 2011 г. у девушек, имеющих разные по характеру заболевания, были сохранены нормальные значения всех средних величин диастолического артериального давления (ДАД) [4]. Но имеется ряд изменений в их динамике. Так, у подавляющего большинства студенток зафиксировано падение средних значений ДАД. При этом наиболее значительные сдвиги отмечены у обследованных с заболеваниями органов мочеполовой системы (74,0±1,38 и 69,2±1,39 мм рт. ст., при р<0,01) и патологией органов дыхания (76,6±2,19 и 70,0±1,83 мм рт. ст., при р<0,01). Увеличение значений ДАД (на 4,5 мм рт. ст.) зарегистрировано только у девушек с заболеваниями эндокринной системы (72,3±1,64 и 76,8±1,20 мм рт. ст., при р<0,008).

По итогам проведения пробы Мартинэ (20 приседаний) у всех студенток отмечено увеличение показателей пульса до нагрузки на 8-9 уд./мин, свидетельствующее о том, что в условиях учебной деятельности в вузе их организм не справляется с предъявленными к нему требованиями. В реакции пульса на стандартную работу у девушек имеет место прирост частоты

сердечных сокращений (ЧСС) на 50-60%: ЧСС до нагрузки находилась в диапазоне от 87 до 93 уд./мин, после нагрузки - от 126 до 145 уд./мин. Такая реакция, соответствующая нормотоническому типу [5], наблюдалась как в сентябре 2010 г., так и в сентябре 2011 г. Но анализ динамики пульса в ответ на физическую нагрузку показал, что у большинства студенток, за исключением девушек с заболеваниями нервной системы (132,0±1,09 и 129,6±1,20 уд./мин, при р>0,05), произошло увеличение ЧСС и, как следствие этого, снижение уровня их физической подготовленности. Время восстановления пульса после нагрузки составило 1,52-2,32 мин, что характерно для удовлетворительной оценки функционального состояния их организма

(рис. 1).

В пробе Штанге результаты студенток специального медицинского отделения были заметно ниже общепринятых значений для девушек 18-19 лет и имели диапазон от 36,8 до 47,5 с. Но за год обучения в вузе в характеристиках задержки дыхания на вдохе у всех студенток наблюдалось увеличение результатов от 2 до 7 с (рис. 2). Этот факт свидетельствует об улучшении работы аппарата внешнего дыхания. Наиболее значительные изменения произошли у студенток с заболеваниями органов зрения (42,0±2,26 и 47,5±2,69 с, при р<0,04) и патологией нервной системы (40,6±7,47 и 47,4±8,80 с, при р>0,05).

20 приседаний - время восстановления, мин

о*

6-

.чг

ж

А?

£

Ч-°

0ої

п£:

Сент.2010г.

Сент.2011г.

Рис. 1. Динамика изменения показателей ЧСС после нагрузки

Проба Штанге, с

50.0

45.0

40.0

35.0

30.0

25.0

20.0

15.0

10.0 5,0 0,0

о*

&

У?

&

р .к*-

// «, *

<о* Ъ ^

о?

Сент.2010г.

Сент.2011г.

Рис. 2. Динамика изменения времени задержки дыхания на вздохе

Результаты измерений пробы Генче показывают, что у студенток функциональные способности аппарата внешнего дыхания в фазе выдоха соответствуют общепринятым стандартам (25-30 с). При этом в динамике значений показателя за год у девушек наряду с положительными изменениями наблюдались и отрицательные, но как в первом, так и втором случаях они не носят принципиального характера. Исключение составляют лишь результаты обследования студенток с заболеваниями нервной системы (20,8±2,10 и 27,3±2,93 с, при р<0,01), где отмечен их прирост на 6,5 с.

Характеристики результатов ортостатической пробы у значительной части студенток имеют нормальные значения: от 11,3 до 17,1 уд./мин (осень 2010 г.) и от 15,8 до 20,0 уд./мин (осень 2011 г.) [7]. Превышение допустимых величин наблюдается у девушек с заболеваниями органов зрения и патологией органов

чительные как положительные, так и отрицательные изменения.

Физическая подготовленность. Кроме методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков, в мониторинговое обследование студенток были включены тесты, позволяющие оценить уровень развития их физических качеств. Помимо этого можно проследить и за динамикой результатов по отдельным видам тестирования [5].

Так, за год обучения в вузе у всех студенток, независимо от класса болезней, было отмечено ухудшение результатов в беге на дистанцию 1000 м, характеризующем снижение уровня развития выносливости (рис. 3). При этом наибольшее отставание произошло у девушек с эндокринными заболеваниями (5,29±0,16 и 7,24±0,41 мин, при р<0,002) и патологией нервной системы (4,26±0,03 и 6,03±0,52 мин, при р>0,05).

Бег 1000 м, мин

Сент.2010г.

Сент.2011г.

Рис. 3. Динамика изменения результатов в беге на 1000 м

дыхания - 20,5 уд./мин (осень 2011 г.). За год у всех студенток в разнице пульса между положениями «лёжа» и «стоя» было отмечено увеличение значений на 2-9 уд./мин при сохранении показателей в нормальных границах. Эти изменения свидетельствуют о нарастающем напряжении в организме студенток в связи с повышением тонуса симпатической нервной системы. Наибольшие сдвиги произошли у девушек с заболеваниями органов зрения (9,2 уд./мин), нервной системы (6,0 уд./мин), органов мочеполовой сферы (6,5 уд./мин), патологией органов дыхательной системы (6,0 уд./мин).

В сентябре 2010 г. у девушек с заболеваниями органов дыхательной системы (13,0±2,80 уд./мин), С-СС (12,9±0,94 уд./мин) и органов пищеварительной системы (12,6±1,35 уд./мин) наблюдалось превышение нормального уровня значений в клиностатической пробе и увеличение тонуса парасимпатической нервной системы [2]. В сентябре 2011 г. подобное увеличение было зафиксировано только у студенток с заболеваниями органов зрения (13,4±1,67 уд./мин). В динамике результатов за год в разнице пульса между положениями «стоя» и «лёжа» были отмечены незна-

При выполнении тестового задания «вис, согнув руки на перекладине» результаты с положительной динамикой были выявлены у студенток с заболеваниями нервной системы (8,92±2,51 и 9,52±1,70 с, при р>0,05), С-СС (8,42±0,91 и 9,17±1,19 с, при р>0,05) и патологией органов пищеварительной системы (6,73±0,48 и 8,35 с, при р<0,04). Снижение уровня статической выносливости мышц плечевого пояса и верхних конечностей зарегистрировано у девушек с заболеваниями эндокринной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями органов зрения, органов мочеполовой и дыхательной систем.

Тест «подъём туловища за 30 секунд» даёт оценку скоростно-силовой выносливости мышц - сгибателей туловища. Прирост результатов в этом виде тестирования выявлен у девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на 3,7%), болезнями органов дыхательной системы (на 12%), сердечнососудистой системы (на 1%), пищеварительной системы (на 12%). Отрицательные изменения показателей в развитии скоростно-силовой выносливости мышц - сгибателей туловища, имеют место у студенток с заболеваниями эндокринной системы, органов

зрения, нервной системы и патологией органов мочеполовой сферы.

Для измерения гибкости позвоночника и тазобедренных суставов был использован тест «наклон вперёд». Улучшение значений показателя наблюдалось у девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата (16,0±0,79 и 16,3±0,81 см, при р>0,05) и заболеваниями органов дыхания (13,7±2,62 и 15,8±1,61 см, при р>0,05). Наиболее резкий спад в результатах, определяющих уровень развития гибкости, был зарегистрирован у студенток с заболеваниями нервной системы (20,2±2,99 и 13,3±0,94 см, при р<0,02).

В динамике результатов теста «наклон назад из исходного положения лёжа на животе, руки за голову», который характеризует развитие силы мышц спины, у большинства студенток был отмечен отрицательный баланс (рис. 4). Улучшили свои достижения лишь девушки с заболеваниями костно-мышечной системы (30,5±1,55 и 31,8±0,95 раз, при р>0,05).

р>0,05) и болезнями нервной системы (21,2±3,72 и 20,2±2,24 раз, при р>0,05).

У студенток с заболеваниями эндокринной системы оказались минимальные результаты при выполнении следующих упражнений: бег на дистанцию 1000 м (5,29±0,16 и 7,24±0,41 мин, при р<0,002), вис, согнув руки на перекладине (9,84±3,54 и 2,4±0,73 с, при р<0,01), подъём туловища за 30 с (18,4±2,49 и 17,6±1,39 раз, при р>0,05), прыжок в длину с места (152,0±5,97 и 150,7±5,26 см, при р>0,05), отжимание в упоре стоя на коленях (16,0±1,60 и 17,7±0,87 раз, при р>0,05), что свидетельствует о низком уровне развития скоростно-силовых способностей, выносливости, силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей, разгибателей плеча), силы мышц живота у этих студенток. У девушек с патологией сердечнососудистой системы отмечен низкий уровень развития скоростных способностей.

Высокий уровень развития скоростных способно-

Наклон назад, раз

45.0

40.0

35.0

30.0

25.0

20.0

15.0

10.0 5,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о*

&

Сент.2010г.

Сент.2011г.

Рис. 4. Динамика изменения показателей силы мышц спины

Почти у всех студенток, за исключением девушек с эндокринными заболеваниями (152,0±5,97 и 150,7±5,26 см, при р>0,05) наблюдается прирост результатов в тестовом задании «прыжок в длину с места», позволяющий оценить скоростно-силовые способности мышц нижних конечностей.

По итогам выполнения теста «отжимание в упоре стоя на коленях» можно судить об уровне развития силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча). Изменения результатов в этом тесте, произошедшие за год обучения в вузе, свидетельствуют о преобладании положительных сдвигов, зафиксированных у студенток с заболеваниями эндокринной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями органов мочеполовой системы, органов дыхания и патологией органов пищеварения. Сохранили прежние характеристики девушки с заболеваниями С-СС (21,2±0,62 и 21,2±1,19 раз, при р>0,05). Снижение способностей в развитии силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча) выявлено у студенток с заболеваниями органов зрения (21,2±1,05 и 20,0±1,13 раз, при

стей, выносливости, силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибателей плеча), силы мышц живота наблюдается у студенток с заболеваниями нервной системы. Они лучше других справились с упражнениями: вис, согнув руки на перекладине (8,92±2,51 и 9,52±1,70 с, при р>0,05), подъём туловища за 30 с (22,0±4,62 и 20,0±1,53 раз, при р>0,05). Кроме того, они быстрее всех преодолели дистанцию в беге на 20 м (3,35±0,14 сек) и 1000 м (4,26±0,03 и 6,03±0,52 мин, при р>0,05)..

У студенток с заболеваниями органов зрения отмечен высокий уровень развития силы мышц спины, так как они показали отличные результаты при выполнении наклона назад из исходного положения «лёжа на животе» (40,4±2,68 и 31,1 ±2,11 раз, при р<0,003). Девушки с болезнями органов мочеполовой системы имеют хорошие характеристики в развитии гибкости и силы мышц плечевого пояса и верхних конечностей (разгибателей плеча). У них отмечены высокие результаты в отжимании в упоре стоя на коленях (21,0±1,14 и 25,0±2,46 раз, при р>0,05) и наклоне вперёд (17,7±1,07 и 14,4±1,27 см, при р<0,02). У студенток

с заболеваниями пищеварительной системы зафиксирован низкий уровень развития гибкости (показали минимальные результаты в наклоне вперёд: 14,7±0,56 и 14,2±0,68 см, при р>0,05) и высокий уровень скоростно-силовых способностей (максимальные результаты в прыжках в длину с места: 157,0±1,44 и 170,1±2,93 см, при р<0,05). Не выявлено никаких заметных изменений в физической подготовке у девушек с заболеваниями органов дыхания. Низкий уровень результатов в наклоне назад (30,5±1,55 и 31,8±0,95 раз, при р>0,05), определяющем уровень развития силы мышц спины, показали студентки с заболеваниями костно-мышечной системы.

По итогам проведения сравнительного анализа результатов физического развития и физической подготовленности студенток по восьми группам заболеваний отмечено:

1) значительное прибавление веса и ОГК - у девушек с заболеваниями эндокринной системы и органов мочеполовой сферы; на фоне сохранения нормальных значений САД и ДАД у подавляющего большинства студенток после года обучения в вузе наблюдается падение ДАД на 2-6 мм рт. ст., а у девушек с заболеваниями эндокринной системы - подъём САД и ДАД на 6 и 4 мм рт. ст. соответственно;

2) по итогам проведения пробы Мартинэ у всех девушек отмечено увеличение значений пульса до нагрузки на 8-9 уд./мин, что свидетельствует о состоянии неполного восстановления их организма после года учебной деятельности в вузе. Кроме того, у большинства студенток, за исключением девушек с заболеваниями нервной системы, наблюдается уве-

Библиограф

1. Власов Е.А., Лебединский В.Ю. Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов // Вестник ИрГТУ. 2011. № 11. С. 331-335.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 2002. 512 с.

3. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов мед. ин-тов / под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. 368 с.

4. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография /под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

личение ЧСС в реакции на нагрузку, которое можно рассматривать как снижение уровня их физической работоспособности. Время восстановления пульса после нагрузки имеет интервал от 1,52 до 2,32 мин, что характерно для удовлетворительной оценки функционального состояния студенток СМГ;

3) в пробе с произвольной задержкой дыхания на вдохе результаты студенток СМГ заметно ниже общепринятых значений для девушек 18-19 лет и составляют 36-47 с. Результаты задержки дыхания на выдохе, напротив, соответствуют стандартам - 25-30 с. У большей части студенток значения разницы пульса в ортостатической и клиностатической пробе имеют нормальную величину. При этом у всех девушек отмечено увеличение значений в ортостатической пробе, которое свидетельствует о нарастающем напряжении в их организме, в связи с повышением тонуса симпатической нервной системы;

4) низкий уровень развития физических качеств выявлен у студенток с заболеваниями эндокринной системы, а высокий - у девушек с заболеваниями нервной системы. У всех студенток наблюдается заметное снижение уровня развития выносливости, гибкости, силы мышц верхних конечностей, спины и живота. Позитивные изменения отмечены лишь в развитии скоростно-силовых способностей;

Данные наблюдения позволяют заключить, что мониторинговые технологии дают возможность корректировать проведение учебного процесса по физическому воспитанию студенток за счёт индивидуализации физической нагрузки.

ский список

5. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.

6. Оценка физического здоровья детей и подростков г. Иркутска. Методические рекомендации / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. 47 с.

7. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник для техн. физкульт. / под ред. С.Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1985. 351 с.

8. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. № 8. С. 332-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.