Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование эффективности методики использования национальных игр Хакасии в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем'

Экспериментальное обоснование эффективности методики использования национальных игр Хакасии в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / МЕТОДИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL READINESS / CALISTHENICS / HEALTH LEVEL / AROUSAL LEVEL / METHODS / NATIONAL GAMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлюченко O. A., Фоминых A. B.

Нами была разработана методика использования национальных игр и классифицирована по видам заболеваний. На основе разработанной методики была составлена вариативная часть базисной программы по дисциплине «Физическая культура» и внедрена в процесс физического воспитания для студентов с ослабленным здоровьем Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. В результате педагогического эксперимента была доказана эффективность применения данной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлюченко O. A., Фоминых A. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental grounds of the methods of using national games as a variant part of the Physical Education Curriculum for students of Khakassia, attending special medical groups

The authors have worked out the methods of using national games and they were classified according to the forms of diseases. A variant part of the basic curriculum on the discipline "Physical Training" was compiled on the basis of the developed methods; this program has been applied in the process of physical education of students of Katanov State University, suffering poor health. As a result of this pedagogical experiment efficiency of using these methods was proved.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование эффективности методики использования национальных игр Хакасии в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем»

УДК 116-054/3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ХАКАСИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

O.A. Павлюченко, A.B. Фоминых

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Нами была разработана методика использования национальных игр и классифицирована по видам заболеваний. На основе разработанной методики была составлена вариативная часть базисной программы по дисциплине «Физическая культура» и внедрена в процесс физического воспитания для студентов с ослабленным здоровьем Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. В результате педагогического эксперимента была доказана эффективность применения данной методики.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональная готовность, физическая подготовленность, уровень здоровья, уровень мотивации, методика, национальные игры, эффективность.

Актуальность Теоретические исследования состояния здоровья студенческой молодежи Хакасии показали, что его уровень от первого курса к последующим падает, увеличивается инвалидность. Появляется проблема между эффективностью физического воспитания студентов, в том числе с ослабленным здоровьем, и неразработанностью педагогических условий организации физического воспитания студентов в вузе на основе применения национальных игр, а мы знаем, что развитие человека средствами национальной культуры является важнейшим аспектом формирования личности. На основании этого мы разработали методику применения национальных игр и внедрили ее в учебный процесс студентов с ослабленным здоровьем Хакасского государственного университета.

Для проверки эффективности методики применения национальных игр, на основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента, нами был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало две группы студентов специальных медицинских групп Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, одна группа из 30 человек экспериментальная (ЭГ), которая занималась по программе с разработанной вариативной частью на основе национальных игр и 30 человек, составляющих вторую контрольную (КГ) группу, которая занималась по общепринятой в вузе программе.

Студенты ЭГ и КГ были уравнены, как в количественном отношении, так и по видам заболеваний (по 5 человек по каждому заболеванию):

Заболевания ЭГ КГ

1. Опорно-двигательный

аппарат 5 чел. 5 чел.

2. Органы зрения 5 чел. 5 чел.

3. Желудочно-кишечный

тракт 5 чел. 5 чел.

4. Сердечно-сосудистая

система 5 чел. 5 чел.

5. Опорно-двигательный

аппарат 5 чел. 5 чел.

6. Органы дыхания 5 чел. 5 чел.

ИТОГО: 30 чел. 30 чел.

В ходе педагогического эксперимента проверялось:

1. Наличие уровня здоровья у занимающихся.

2. Уровень мотивации (интереса) к занятиям физической культурой.

3. Физическое развитие и функциональная готовность учащихся.

4. Физическая подготовленность учащихся.

Наличие уровня здоровья у занимающихся

определялся на основании данных, собранных за время эксперимента, по частоте заболеваемости ОРЗ студентами СМГ университета. В табл. 1 показана частота заболеваний в К. и Э. группах до эксперимента и после, где видно, в среднем заболеваемость в ЭГ снизилась на 37 %, а в КГ - увеличилась на 3 %.

Уровень мотивации выявляется на основе интереса к занятиям студентов СМГ по учету посещаемости занятий студентами.

Из табл. 2 видно, что до эксперимента у учащихся КГ и ЭГ был очень низкий уровень мотива-

Таблица 1

Частота заболеваемости ОРЗ студентами

№ п/п Содержание КГ ЭГ По городу

1 Частота заболеваний До экспер. 45 % 52% 45,5 %

После экспер. 48 % 15 % 47,6 %

Таблица 2

Уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой

№ п/п Уровень мотивации %КГ %эг t Р

1 Посещаемость до эксперимента 12,4 ± 0,8 12,5 ± 0,7 0,88 >0,5

2 Посещаемость после эксперта 11,3 ±0.75 92,4 ± 0,5 5,35 <0,05

Таблица 3

Изменение показателей физического развития студентов СМГ контрольных и экспериментальных групп за период сентябрь - 2006 г. - май 2008 г.

Тесты Группа п = 30 До эксперимента М ± m После эксперимента М ± m Прирост абсолют. Прирост в % t Р

Длина тела, см э 167,4 ± 1,0 170,9 ± 1,0 3,6 2,25 2,47 <0,05

158,8 ± 0,7 160,8 ± 0,7 2,05 2,19 2,09 <0,05

К 166,6 ± 1,1 168,5 ± 1,2 1,90 1,14 1,14 >0,05

157,5 ± 0,6 157,7 ± 0,6 0,20 0,13 0,24 >0,05

Масса тела, кг Э 65,1 ±0,9 62,9 ± 1,0 -2,20 -3,38 1,63 >0,05

60,1 ± 1,1 57,7 ± 1,0 -2,40 -3,99 1,87 >0,05

К 66,9 ± 1,2 66,5 ± 1,1 -0,40 -0,59 0,24 >0,05

58,6 ± 1,0 58,2 ± 1,0 -0,40 -0,68 0,57 >0,05

Динамометрия кисти П руки Э 44,9 ± 0,3 46,8 ± 0,3 1,90 4,23 3,39 <0,05

25,7 ± 0,2 26,1 ± 0,2 0,60 1,57 2,47 <0,05

К 45,2 ± 0,3 45,4 ± 0,3 0,20 0,51 0,48 >0,05

25,3 ± 0,2 25,1 ±0,2 0,20 0,76 0,58 >0,05

Жизненная емкость легких Э 3154 ±3,6 3181 + 3,7 27 0,85 0,61 >0,05

2859 ± 2,7 2882 ± 2,5 23 0,80 0,59 >0,05

К 3149 ±3,2 3159 + 3,1 10 0,31 0,18 >0,05

2780 ± 2,5 2788 + 2,5 8 0,28 0,15 >0,05

Примечание. В числителе - показатели для юношей; в знаменателе - для девушек.

ции к занятиям физической культурой. Так в КГ и ЭГ он был в показателях низкого уровня 12,4 ± 0,8 и 12,5 ± 0,7. Это свидетельствовало о том, что многие учащиеся не проявляли интереса к занятиям по старой программе. После эксперимента данные табл. 2 свидетельствуют, что уровень мотивации в ЭГ группе значительно повысился, Это положительно отразилось на посещаемости, а, как известно, систематические занятия физическими упражнениями включают в работу все процессы в организме, что приводит к нормальной деятельности всех систем, что, в свою очередь, влечет за собой оздоровление студентов.

Для оценки уровня физического развития студентов СМГ университета были отобраны следующие показатели: масса тела (кг), длина тела (см), динамометрия кисти правой руки, жизненная емкость легких (Э.Г. Мартиросова, 1982).

Контрольные измерения физического развития студентов ХГУ в КГ и ЭГ в процессе двухлетнего педагогического эксперимента показаны в

табл. 3, в ней отражены результаты показателей физического развития, полученные в ходе эксперимента за двухгодичный период, после внедрения методики с включением национальных игр.

- длина тела учащихся: КГ - 167,4 ± 1,0, 158,5 ± ± 0,7 (ю, д), ЭГ - 170,9 ± 2,47, 160,8 ± 2,09 (ю, д) I = 2,47 , 2,09 (Р < 0,05), явный абсолютный прирост результаты эксперимента достоверны;

— масса тела учащихся СМГ несколько завышена, так как студенты с ослабленным здоровьем склонны к полноте, поэтому в КГ этот показатель мало изменился, новые условия жизни, стрессы они приводят к снижению веса, с другой стороны все тот же малоподвижный образ жизни наоборот приводит к повышению массы тела за счет жировых отложений; в ЭГ - систематические занятия физической культурой, с одной стороны, приводит к наращиванию мышечной массы, с другой стороны к сжиганию жировой массы поэтому данный показатель не дал больших изменений. Снижение веса в ЭГ в среднем на 2 кг - 62,09 ± 0,90, 57,7 ± 1,01

Проблемы двигательной активности и спорта

I = 0,48-, 0,58 (ю, д) I = 1,63; 1,87 (Р > 0,05). В КГ вес практически не изменился - 66,9 ± 1 ДО, 58,6 ± 0,4, I = 0,24,0,57;

- динамометрия кисти правой руки учащихся составляет - в КГ 40,4 ± 0,3; 25,1 ± 0,25, I = 0,48;

0,58 (ю, д) прироста силы мышц правой руки не произошло, в ЭГ - 46,8 ± 0,3, 26,1 ± 0,25 I = 3,39; 2,47 (Р < 0,05) и у юношей и у девушек произошел прирост силы мышц правой руки соответственно на - 4 % и 3 %, результат достоверен;

- жизненная емкость легких учащихся КГ ± 0,4, (ю, д) практически не изменилась, в ЭГ - ± 0,5 (Р > 0,05) произошел незначительный прирост, этот показатель трудно подается изменению, так как для его изменения нужно целенаправленное воздействие и специальная тренировка.

Оценка показателей функциональной готовности проводилась на основании функциональных проб. Как видно из табл. 4, показатели функциональной готовности студентов СМГ до начала эксперимента были почти одинаковы в КГ и ЭГ. ЧСС в покое в КГ была довольно высокая 81,85 ± 0,17, 80,10 ± 0,24 (ю, д) в ЭГ 82,09 ± 0,17, 80,10 ± 0,24 также высок этот показатель 80,0 ± 0,4. Разница между показателями в группах недостоверна (Р = 0,05). Высокая частота сердечных сокращений в покое

свидетельствует об отсутствии тренированности студентов СМГ как в КГ так и в ЭГ. Это подтверждает необходимость оптимизации процесса физического воспитания в виде применения новых методик с использованием средств и методов в усовершенствованных программах по физической культуре для студентов с ослабленным здоровьем.

В этой же табл. 4, показатели функциональной готовности К и Э групп после эксперимента свидетельствуют о следующем; ЧСС в покое в КГ осталась на высоком уровне 82,40 ± 0,25, 80,45 ± 0,24 (ю, д) р > 0,05, в ЭГ 80,01 ± 0,12; 80,90 ± 0,15 р < 0,05 результат ЧСС на уровне статистической

значимости р < 0,05 достоверен. В ЭГ показатели ортостатической и функциональных проб и у юношей и у девушек улучшились и на уровне статистической значимости (р < 0,05) результат достоверен. В КГ их показатели и у юношей и у девушек несколько снизились.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике показателей функциональной готовности юношей и девушек ЭГ и отсутствии таковой в КГ.

Для оценки физической подготовленности были выбраны тесты, которые имеют надежность и объективность [1-5], определяющие координационные способности (чел. бег), скоростно-силовую выносливость (прыжки с места), силовые качества (подтягивание (ю), поднимание туловища (д)), скоростные качества (бег 100 м), уровень общей выносливости (6-минутный бег).

Физическая подготовленность до эксперимента была не на высоком уровне и в КГ и в ЭГ. Так, например, результаты бега на 100 м были почти идентичны, в КГ - 16,68 ±0,51; 18,76 ± 0,17 (ю, д), в ЭГ - 16,57 ± 0,51; 19,46 ± 0,43 (ю, д), I = 0,4; 0,5 (Р > 0,05) все показатели физической подготовленности были практически на одном уровне, так как группы были подобраны равные.

В табл. 5 отражены изменения показателей физической подготовленности студентов СМГ К и Э групп за весь период эксперимента, значительные изменения в сторону улучшения показателей физической подготовленности произошли в ЭГ группе, с применением национальных игр как в абсолютном приросте, так и по степени достоверности показателей, рассчитанных по ^критерию Стьюдента:

- тест на развитие координационных способностей (чел. бег) в КГ не дал положительных результатов, как у юношей, так и у девушек, наоборот произошло некоторое ухудшение показателей -

Таблица 4

Изменение показателей функциональной готовности студентов СМГ контрольных и экспериментальных групп за период сентябрь - 2006 г. - май 2008 г.

Тесты Группа п = 30 До эксперим. М ± т После эксперим. М ± т Прирост абсол. Прирост в % г Р

ЧСС в покое сидя, кол-во уд. в мин. Э 82,09 ± 0,17 80,01 ± 0,12 -2,08 -3,75 2,75 <0,05

82,58 ± 0,19 80,90 ±0,15 -1,68 -3,03 2,32 <0,05

К 81,85 ±0,17 82,40 ± 0,25 0,55 0,67 0,58 >0,05

80,10 ±0,24 80,45 ± 0,23 0,35 0,44 1,06 >0,05

Ортостатическая проба, кол-во уд. (ЧСС) Э 17,75 ±0,15 17,00 ±0,12 -0,75 -5,86 3,08 <0,05

15,72 ±0,21 14,85 ±0,14 -0,87 -5,93 3,12 <0,05

К 16,40 ±0,20 16,55 ± 0,23 0,15 -0,91 0,16 >0,05

14,37 ± 0,24 14,43 ± 0,19 0,06 0,45 0,08 >0,05

Функциональная проба, кол-во уд. (ЧСС) Э 12,60 ± 1,40 11,00 ±0,80 -1,60 -9,72 3,68 <0,05

15,79 ± 0,90 13,80 ±0,50 -1,99 -9,93 3,94 <0,05

К 12,64 ± 1,25 12,70 ± 0,90 0,06 0,47 0,04 >0,05

15,32 ± 1,40 15,63 ± 1,00 0,31 2,02 0,51 >0,05

Примечание. В числителе - показатели для юношей; в знаменателе - для девушек.

Таблица 5

Изменение показателей физической подготовленности студентов СМГ контрольных и экспериментальных групп за период сентябрь 2006 г. - май 2008 г.

Тесты Группа До эксперимента М ± т После эксперимента М ± т Прирост абсолют- ный Прирост в % 1 Р

Челночный бег 3x10 м, с Э 8,06 ± 0,05 7,56 ± 0,03 0,5 6,20 3,64 <0,05

10,16 ±0,31 9,48 ± 0,35 0,68 6,69 4,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К 8,86 ± 0,05 8,73 ± 0,04 0,13 1,12 0,40 >0,05

10,12 ±0,07 10,23 ± 0,05 0,11 1,08 0,12 >0,05

Прыжки в длину с места, см э 181,66 ±4,3 186,60 ±4,2 4,94 2,72 4,46 <0,05

144,50 ± 4,3 149,09 ± 4,3 4,59 3,17 4,73 <0,05

к 181,66 ±4,3 181,4 ±3,6 -0,24 0,13 1Д4 >0,05

150,60 ± 4,3 150,53 ± 4,2 0,07 0,05 0,24 >0,05

Потяг., кол-во раз (ю) Под. туловища, кол-во раз (д) э 8,06 ± 0,90 8,67 ± 0,90 0,61 7,56 0,97 >0,05

36,45 ± 1,34 40,5 ± 1,46 4,09 11,2 4,08 <0,05

к 7,13 ± 1,00 6,53 ± 0,90 -0,6 -8,42 0,74 >0,05

36,15 ± 1,61 37,2 ± 1,70 1,05 2,90 0,94 >0,05

6-й минутный бег, м э 1321,26 ±20,03 1426,06 ± 15,5 104,8 7,93 4,13 <0,05

1169,48 ±2,39 1212,18 ±3,9 42,7 3,65 3,05 <0,05

к 1286 ± 3,92 1291,3 ±6,01 5,3 0,41 0,65 >0,05

1161,65 ± 7,3 1141,4 ±5,01 20,25 1,74 2,01 >0,05

100 м, с э 16,57 ± 0,5 15,28 ±0,3 1,29 7,78 2,22 <0,05

19,46 ± 0,4 17,33 ± 0,29 2,13 10,94 4,50 <0,05

к 16,68 ± 0,5 16,35 ± 0,40 0,33 1,97 0,83 >0,05

18,76 ±0,17 18,20 ±0,50 0,56 2,98 0,30 >0,05

Примечание. В числителе - показатели для юношей; в знаменателе - для девушек.

8,73 ± 0,04,10,23 ± 0,05 (ю, д), I = 0,40,0,12 (р < 0,05); в ЭГ, где применялась новая методика с использованием национальных игр в процессе педагогического эксперимента, время на выполнение этого теста сократилось, результат эксперимента достоверный как у юношей, так и у девушек - 8,06 ± 0,05, 10,16 ± 0,31 (ю, д) г = 3,64,4,05 (р < 0,05);

- тест на развитие скоростно-силовой выносливости (прыжки с места) в КГ-показатели практически не изменились 181,66 ± 4,3; 150,60 ± 4,3 (ю, д); I = 1,14, 0,24 (р > 0,05); в ЭГ - 186,6 ± 4,2; 149,09 ± 4,3 (ю, д) Ь = 4,46; 4,73 (р < 0,05) - результаты и у юношей и у девушек в среднем выросли на 5 % и при р < 0,05 достоверны;

- тест на развитие силовых качеств - подтягивание для юношей, в КГ положительных изменений не произошло - 6,53 ± 0,90 I - 0,74, (р > 0,05), снижение показателей на 8 %; в ЭГ - 8,67 ± 0,90 I = 0,97 при (р > 0,05, наблюдается абсолютный прирост на 7 % результат эксперимента достоверен.

Поднимание туловища из положения лежа для девушек в КГ 36,15 ± 1,61; 37,2 ± 1,70 I = 0,94 (р > 0,05) незначительное изменение среднего значения, в ЭГ - 40,54 ± 1,46 1 = 4,08 (р < 0,05) - результат достоверен, прирост составил более 11 %;

- тест на развитие уровня общей выносливости (6-минутный бег) в КГ - 1291,3 ± 6,01; 1141,4 ± ± 5,01 (ю, д); I = 0,65; 2,01 (р > 0,05) показатели остались на том же уровне, в ЭГ - 1426,06 ± 15,5;

1212,18 ± 3,9 (ю, д) I = 4,13; 3,65 (р < 0,05) - среднее значение результатов выросло у юношей около 8 %, у девушек около 4 %, результаты эксперимента достоверны;

- тест на развитие скоростных качеств (бег 100 м) в КГ - 16,35 ± 0,04, 18,20 ± 0,05 (ю, д), I = 0,83, 0,30 (р > 0,05) результат эксперимента показывает, что скоростные качества практически остались на том же уровне; в ЭГ — налицо прирост абсолютных результатов и их достоверность - 15,28 ± ± 0,3, 17,33 ± 0,29 (ю, д) I = 2,22,4,50 (р < 0,05).

Как видно из всех показателей тестирования до эксперимента, показатели тестирования в ЭГ были не высокие и не отличались от показателей в КГ.

Используя методику, разработанной на основе национальных игр, которые были классифицированы по видам заболеваний, и, проведя педагогический эксперимент по исследованию ее эффективности, мы получили данные по всем видам тестирования.

По результатам педагогического эксперимента в ЭГ был выявлен прирост следующих показателей:

-прирост уровня физического развития у юношей ЭГ составил - от 3 до 7 %, у девушек -3 до 10 %;

- прирост уровня функциональной готовности у юношей ЭГ состав - 4 %, у девушек - 3 %;

- прирост уровня физической подготовленно-

Проблемы двигательной активности и спорта

сти развития у юношей ЭГ составил - 7,56 %, у девушек - 11,2 %.

Повысился уровень здоровья у студентов ЭГ на 38 %, посещаемость выросла до 92 %, улучшилась работоспособность, что в свою очередь положительно повлияло на академическую успеваемость. В связи с повышением уровня здоровья несколько студентов ЭГ были переведены в подготовительную и основную группы. Из группы исследуемых с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в связи с повышением уровня физической подготовленности, укреплением мышечного корсета и увеличением силовой выносливости мышц, было переведено 2 студента в основную группу, 3 студента - в подготовительную.

Основную группу исследуемых, по поводу заболеваний органов дыхания составляли студенты из группы ЧДБ (часто длительно болеющих) по ОРЗ, поэтому снижение заболеваемости в этой группе послужило основанием для перевода в основную - 3 студентов и подготовительную группу -1 студента.

Из группы исследуемых студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта было переведено Зстудента в основную группу, в связи с повышением физической подготовленности и улучшением функции ЖВП (желчно-выводящих путей).

У студентов КГ наблюдалась несколько другая

картина у девушек ухудшилось общее состояние здоровья (головные боли, увеличилось число простудных и др. заболеваний), снизилась успеваемость. Показатели физической подготовленности снизились или остались на том же уровне.

В результате проведенного педагогического эксперимента опытным путем была доказана эффективность предложенной методики.

Литература

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физкультурном воспитании /Б.А. Ашмарин. — М., 1978. - С. 45.

2. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991.- С. 560.

3. Гончаров, Ю.И. Обоснование путей повышения физической подготовленности школьников Крайнего Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Гончаров. -М., 1978. - С. 18-27.

4. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии /В.М. Зациорский. — М., 1979. - С. 149.

5. Пономарев, В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /В.В. Пономарев. - Красноярск, 2002. - С. 15.

Поступила в редакцию 21 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.