ОПЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАОРОВЬЕСОХРАНЯЮШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА
Студенты, специальная медицинская группа, сохранение и укрепление здоровья, педагогическое обеспечение, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность.
Увеличение информационных, психоэмоциональных нагрузок в процессе обучения, гипокинезия, нерационально организованный образ жизни, вредные привычки приводят к снижению физических кондиций и ухудшению состояния здоровья [Зайцева, Медведева, 2007, с. 4; Перевозчиков, Шапошников, 2008, с. 59; Физическое воспитанте..., 2010, с. 4; Чоговадзе, Рыжак, 1993, с. 8 и др.]. Проблему здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза усугубляют имеющиеся у них хронические заболевания. По нашему мнению, эту проблему можно решить с помощью наиболее доступной всем деятельности, связанной с укреплением и сохранением здоровья: регулярных занятий физической культурой. Актуальность настоящего исследования вытекает, с одной стороны, из понимания высокой социальной значимости физической культуры, с другой — из недостаточной эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы. Научная новизна заключается в ориентировании студентов на актуализацию индивидуального здоровьесохранения, непрерывном приобретении умений и навыков здоровьесох-ранения средствами физической культуры; проведении педагогического мониторинга в сочетании с самодиагностикой физического состояния студентов, изменении подхода к оценке физических кондиций занимающихся; т. е. в принципиально ином по сравнению с традиционным решении задачи сохранения и укрепления здоровья студентов в русле методологии индивидуального здоровья человека, его глубоко социально мотивированной потребности быть здоровым. Это положение позволяет под иным углом зрения рассматривать и целеполагание здоровьесохра-нящего образования, и механизмы его реализации на практике [Физическое воспитание..., 2010, с. 4].
Суть проблемной ситуации состоит в том, что в вузе студентов изначально ориентируют на получение зачета по физической культуре, понимая при этом, что успешность здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы в немалой степени зависит от их индивидуального физического состояния, под которым мы, вслед за В.И. Усаковым, имеем в виду физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность [Усаков, 2000, с. 22].
Целью данной статьи явились выявление физического состояния студентов СМГ вуза и влияние педагогического обеспечения на их здоровьесохраняющее образование.
Практика показывает, что у многих студентов специальной медицинской группы из-за щадящего режима или, наоборот, большой физической нагрузки до поступления в вуз наблюдается отсутствие мотивации и интереса к занятиям по фи-
зической культуре. Это влечет за собой низкую работоспособность, психологическую настороженность, связанную с несовершенством умений при выполнении специальных заданий и упражнений.
Общеизвестно, что базовой основой жизнедеятельности человека является движение, которое является главным фактором укрепления и повышения здоровья. Так, в ходе реализации педагогического обеспечения здоровьесохранящего образования студентов специальной медицинской группы на академических учебных и самостоятельных занятиях использовали основные средства физического воспитания во взаимном сочетании.
В результате освоения разнообразных физических упражнений была применена система оценивания физических кондиций студентов на основе индивидуального учета роста их физического развития, физической и функциональной подготовленности, направленная на прогнозирование резервных возможностей организма.
Критерием оценки эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы служили изменения в показателях физического развития, физической и функциональной подготовленности за время эксперимента.
Физическое развитие, оцениваемое с помощью антропометрических измерений, позволяет определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу, возрасту, улучшение или ухудшение физического развития под воздействием физических упражнений [Виленский, 2007, с. 91]. При оценке физического развития использовалась методика вычисления показателей на основе антропометрических измерений (длина тела, масса тела, жизненная емкость легких). Результаты исследования изучались на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) в начале и конце опытно-экспериментальной работы.
Показатели физического развития (масса тела, жизненная емкость легких) студентов экспериментальной группы превышали аналогичные показатели контрольной (Р<0,05), кроме показателя длины тела. Сравнительный анализ длины тела показал, что как в ЭГ, так и в КГ студентов достоверного различия не наблюдается (табл.). При изучении длины тела студентов после эксперимента в ЭГ и КГ отмечалось незначительное увеличение параметров — 166,87±1,26 и 163,40±2,01 см соответственно (до эксперимента 166,47±1,26 и 163,07±2,08 см соответственно). Прирост показателей длины тела в группах составил 0,24 и 0,20 %, соответственно.
Оценивая длину тела, можно сказать, что благоприятное влияние физических упражнений на рост доказать довольно трудно [Гориневский, 1951, с. 115]. Длина тела по сравнению с другими показателями физического развития уже в основном сформирована в студенческом возрасте - у девушек рост в длину прекращается к 16-18 годам, а у юношей - к 18-19 годам [Физическая культура..., 2001, с. 250; Фомин, 1995, с. 325].
Важнейшими показателями рациональности организации и содержания здоровьесохраняющего образования являются физическая подготовленность студентов и ее динамика в процессе физического воспитания. Одной из задач нашего исследования было изучение таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила. Все они проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от возможностей функциональных систем организма и их подготовленности к двигательным действиям. Физическая подготовленность студентов СМГ оценивалась по результатам заданий стандартной формы (тестов): бег на 100 м (быстрота),
Таблица
Динамика физического состояния студентов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
Группы о К Е-н Ф Ч Л Н Бег (с) ё ф 2 о ¡|1| 2 ^ 8 к 5 Щоб ю Йо Н ДМ кистей АД 'о' ф
Длина тела ( й ч ф н й о о й § 0 ^ К ч 2 2 ф « х «я Я И К и ф и го 1 100 м 2000 м И Ч м К о £ £ ё В Св Й о в н 2 чий О Ф Эй 2^ о® а п. о о а о т о щ К ф^ 1§ м’К И Ф правой (кг) левой (кг) 1 О О систолическое (мм рт. ст.) диастолическое (мм рт. ст.) Я н & й 2! Й Ю О & к
ЭГ До эксп. 166,47 ±1,26 65,02 ±5,05 3080,60 ±74,41 19,01 ±0,27 843,60 ±31,10 164,67 ±3,35 38,13 ±1,41 5,27 ±0,45 23,60 ±1,19 22,53 ±1,34 88,3 ±3,13 116,67 ±3,05 74,07 ±1,56 153,40 ±17,63
После 166,87 62,33 346,67 17,97 774,07 175,60 42,60 7,53 25,87 25,20 79,13 114,20 74,60 149,40
эксп. ±1,26 ±4,69 ±148,82 ±0,10 ±26,86 ±3,35 ±1,12 ±0,22 ±1,64 □ ±0,16П ±2,75П ±2,01 ±1,56 ±16,14
До эксп. 163,07 65,80 2926,67 19,55 876,93 156,60 37,40 7,40 24,53 22,00 88,07 118,33 74,33 159,5
КГ ±2,08 ±4,46 ±81,85 ±0,31 ±33,8 ±2,97 ±1,71 ±0,82 ±1,34 ±1,49 ±3,27 ±3,27 ±1,71 ±8,92
После 163,40 66,06 3060,00 18,73 844,60 160,87 38,137 10,27 26,80 24,40 84,80 118,47 75,00 156,66
эксп. ±2,01 ±1,26 ±59,53 ±0,31 ±8,93 ±2,97 ±0,37 ±1,34 ±1,19 ±1,19 ±2,60 ±2,53 ±2,01 ±5,92
Прирост, % ЭГ КГ 0,24 0,20 4,19 0,40 11,81 4.45 5,66 4,28 8,60 3,76 6,43 2,69 11,07 1.94 32,42 32,45 9,16 8,83 11.17 10,34 10,99 3,78 2,14 0,11 0,72 0,89 2,64 1,77
Р >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05
Примечание. ЭГ — экспериментальная группа; КГ — контрольная группа. Различия недостоверны (>); различия достоверны (<). Р<0,05 — уровень достоверности по I-критерию Стьюдента.
2000 м (общая выносливость), прыжок в длину с места (скоростно-силовая способность), сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (силовая выносливость), динамометрия кистей рук (взрывная сила).
Показатели физической подготовленности позволили характеризовать физические качества и динамику их развития на протяжении педагогического эксперимента. После эксперимента достоверное различие (Р<0,05) установлено между ЭГ и КГ студентов в беге на 100, 2000 м, прыжке в длину с места, поднимании туловища в сед из положения лежа, сгибании и разгибании рук в упоре на скамейке. Динамика исследуемых показателей физических качеств в обеих группах оказалась различной (табл.).
В беге на 100 м зафиксировано улучшение результатов: в ЭГ - 17,97±0,10с, в КГ - 18,73±0,31 с. Прирост составил 5,66 и 4,28 % соответственно. В ЭГ прирост оказался выше, чем в КГ. Это связано с тем, что в ЭГ часто использовались специальные беговые, прыжково-беговые упражнения, бег в различных вариантах, подвижные игры с мячом, эстафеты с выполнением сложнокоординированных упражнений, прыжки через скакалку, упражнения на силу в облегченных условиях и другие.
В практике нередко приходится наблюдать задержку в росте результатов скоростных способностей. Причиной этого может быть скрытый период двигательной реакции, скорость выполнения отдельных движений, частота движений, стартовая скорость, быстрота выполнения последовательных двигательных действий в целом, что, на наш взгляд, повлияло на прирост показателя в КГ, который ниже на 1,38 %, чем в ЭГ.
В беге на 2000 м результат улучшился (с 843,60±31,10 до 774,07±26,86 с) общий прирост показателей у студентов ЭГ составляет 8,60 %. В КГ улучшение составило 3,76 % (с 876,93±33,8 до 844,60±8,93 с). Сравнительный анализ результатов бега на
2000 м свидетельствует о наличии достоверного различия (Р<0,05) между ЭГ и КГ. В экспериментальной группе данный результат получен вследствие целенаправленного совершенствования механизмов развития общей выносливости студентов (длительные занятия умеренной интенсивности: ходьба, кроссовый бег, передвижения на лыжах, прыжковые упражнения, футбол на учебных занятиях и во вне-учебное время в форме самостоятельной работы), которые связаны с длительной мышечной работой и требуют значительных усилий.
Результат КГ, можно считать, напрямую связан с наступлением утомления у студентов в процессе напряженной деятельности — в беге на 2000 м. Утомление ведет к временному снижению работоспособности, потере интереса к работе, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. В научной литературе есть этому подтверждение [Физическая культура..., 2001, с. 437; Фомин, 1995, с. 380]. Таким образом, выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению.
При сравнении показателей скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) между ЭГ и КГ были отмечены достоверно значимые различия (Р<0,05). Значительное улучшение произошло в ЭГ студентов: прирост показателей составил 6,43 % (с 164,67±3,35 до 175,60±3,35 см). В КГ улучшение составило 2,69 % (с 156,60±2,97 до 160,87±2,97). Наибольшие темпы прироста данного показателя в ЭГ вызваны включением в вариативную часть учебных занятий комплексного использования средств степ-аэробики, акробатики, общей физической подготовки, метаний, упражнений с отягощениями, подвижных игр с мячом и других. Большинство использованных упражнений требовали от студентов быстрого решения двигательной задачи.
Разница в показателях развития скоростно-силовых качеств между КГ и ЭГ, на наш взгляд, свидетельствует не только о быстром решении двигательной задачи, но и мышечных напряжениях при выполнении прыжка (например, в отталкивании), а также несогласованности движений нескольких частей тела одновременно — рук и ног.
Прирост показателей силовой выносливости мышц брюшного пресса у студентов в ЭГ составил 11,07 %, в КГ — 1,94 %. Различия средних арифметических значений данного физического качества между ЭГ и КГ достоверны (Р<0,05). Целенаправленное сочетание физических упражнений из различных исходных положений для развития силовой выносливости мышц брюшного пресса обеспечило улучшение результатов в экспериментальной группе. В тесте «Сед из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой» прирост показателей в КГ меньше, чем в ЭГ, - 38,137±0,37 и 42,60±1,12 соответственно. На наш взгляд, наибольшего эффекта в развитии силовой выносливости можно добиться благодаря комплексам специальных физических упражнений в сочетании с широким арсеналом двигательных действий в зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнений, от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мыщц.
Сравнение результатов контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на гимнастической скамейке между группами после эксперимента выявило, что общий прирост показателей у студентов ЭГ составил 35,42 % (5,27±0,45 и 7,53±0,22), в КГ - 32,45 % (7,40±0,82 и 10,27±1,34). Разница прироста показателей между ЭГ и КГ составила 2,97 %.
Отмеченные изменения в показателях силовой выносливости подтверждают достоверное различие (Р<0,05) между ними. Незначительный прирост показате-
лей в ЭГ свидетельствует, с одной стороны, о наличии различных нарушений отделов позвоночника (шейный, грудной), с другой — низких показателях в начале эксперимента. Результаты силовой выносливости, наблюдаемые в ЭГ, объясняются положительным влиянием физических упражнений с повышенным сопротивлением (гантели, резина, метание, сгибание и разгибание рук в упоре из различных исходных положений).
Следует отметить, что до эксперимента в КГ результаты тестирования разгибателей рук в 2,13 раза выше, чем в ЭГ. После в КГ прирост показателей данного теста оказался ниже по сравнению с ЭГ (табл.) На наш взгляд, это обусловлено преобладанием статического компонента в исходном положении, нарастающим утомлением, а также состоянием опорно-двигательного аппарата.
Анализ показателей кистевой динамометрии у студентов КГ и ЭГ в процессе опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику. Показатели силы мышц правой и левой кистей рук у студентов ЭГ улучшились (25,87±1,64 и 25,20±0,16) на 2,27 и 2,67 кг соответственно. Прирост силы мышц правой кисти составил 9,16 %, левой — 11,17 %. Это объясняется эффективным воздействием средств физической культуры на силу мышц кистей рук (напряженное: сгибание и разгибание пальцев в кулаки, отведение кистей в стороны, повороты кистей внутрь и наружу, последовательное сгибание и разгибание пальцев во всех суставах — «волна» кистью, упражнения с мячами и другими). Оценка результатов силы мышц кистей рук у студентов КГ показала улучшение на 2,27 кг правой руки и 2,40 кг — левой. Прирост показателей у студентов КГ составляет 8,83 и 10,34 % соответственно. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что различия значений прироста силы мышц кистей рук у студентов ЭГ и КГ недостоверны (Р>0,05). Прирост показателей силы мышц кистей рук в КГ меньше, чем в ЭГ. Оценка результатов контрольных испытаний кистевой динамометрии студентов ЭГ свидетельствует об эффективности использования соответствующих средств физической культуры.
Динамика показателей функциональной подготовленности студентов оценивалась по результатам тестов, характеризующих восприимчивость сердечно-сосудистой системы к различным воздействиям на организм — это артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), проба Мартине (20 приседаний за 30 с). Исследование уровня функциональной подготовленности у студентов экспериментальной и контрольной групп, выполненное в начале педагогического эксперимента, показало, что статистически достоверных различий в средних значениях ЧСС и АД у студентов экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось (Р>0,05). При сравнении среднеарифметических показателей теста «Проба Мартине» между студентами ЭГ и КГ достоверных различий также обнаружено не было (Р>0,05). Однако прирост изучаемых показателей в ЭГ и КГ оказался различным.
По окончании педагогического эксперимента показатели функциональной подготовленности студентов улучшились, при этом в КГ снижение частоты сердечных сокращений составило 3,78%; показателей артериального давления- 0,11% (АДс), 0,89 % (АДд); функциональной пробы Мартине (восстановление пульса до исходного уровня после дозированной нагрузки) - 1,77 %. В то же время, согласно результатам тестирования, выявлена позитивная динамика данных показателей у студентов ЭГ. Так, показатели ЧСС уменьшились в среднем на 10,99 %, артериального давления - на 2,14 % (АДс), 0,72 % (АДд); а результаты пробы Мартине снизились на 2,64 %. Анализ функциональной подготовленности студентов показал, что в ЭГ достоверно (Р<0,05) изменились показатели ЧСС и реакции пульса
на физическую нагрузку. В показателях артериального давления у студентов данной группы наличие достоверного различия не обнаружено (Р>0,05). В КГ все рассматриваемые результаты тестирования студентов не позволили выявить достоверных изменений (Р>0,05). Более выраженное улучшение (10,99 %) результатов в экспериментальной группе отмечено в таком важном интегральном показателе функционального состояния организма, как частота сердечных сокращений. Изменение показателей ЧСС связано с использованием на занятиях средств физической культуры (бег, быстрая ходьба, разнообразные прыжки, занятия на степ-плат-формах и др.) под музыкальное сопровождение. Данный факт подтверждает достоверное различие (Р<0,05) между экспериментальной и контрольной группами студентов.
Результаты сравнительного анализа показателей ЧСС и пробы Мартине, представленные в табл., свидетельствуют об эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов. Различия между экспериментальной и контрольной группами в повышении функциональных возможностей их организма достоверны (Р<0,05), кроме показателей АД. Преимущественная направленность физических упражнений на совершенствование функциональной подготовленности студентов экспериментальной группы способствовала улучшению показателей частоты сердечных сокращений, артериального давления, быстроте восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после дозированной физической нагрузки.
У студентов контрольной группы показатели функциональной подготовленности достоверно не изменились, однако наблюдалась тенденция к их улучшению. Можно считать, что здоровьесохраняющим эффектом обладает достаточная степень организованной физической активности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов и уровень их физического состояния.
Таким образом, количественный анализ в ряде тестов позволил выявить достоверное преимущество результатов в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными в контрольной. Связано это с применением специальных методик и технологий, способствующих сохранению здоровья студентов специальной медицинской группы в процессе физического воспитания, изменением подхода к оценке их физических кондиций, формированием мотивированной потребности в индивидуальном здоровьесохранении. Совокупность форм, методов и средств занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп вуза, учет медицинских диагнозов и степени нарушения функций организма, характера заболевания, особенностей физической подготовленности студентов позволили разработать соответствующее педагогическое обеспечение здоровьесохраняющего образования, реализовать и доказать его эффективность в процессе опытно-экспе-риментальной работы.
Библиографический список
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
2. Гориневский В.В. Избранные произведения / под общ. ред. В.В. Гориневской. М.: Физкультура и спорт, 1951. Т. I. 319 с.
3. Зайцева Г.А., Медведева O.A. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. М.: Физкультура и спорт, 2007. 104 с.
4. Перевозчиков A.C., Шапошникова М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С. 59-61.
5. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 87 с.
6. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / сост. В.И. Усаков; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 64 с.
7. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. 448 с.
8. Фомин H.A. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. 416 с.
9. Чоговадзе A.B., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 8—10.