Научная статья на тему 'Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза'

Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1187
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / PRESERVING AND STRENGTHENING OF HEALTH / PEDAGOGICAL PROVIDING / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бартновская Лариса Александровна

Одной из важнейших проблем современного общества являются ухудшение состояния студентов и постоянно снижающийся уровень их физических кондиций. Статья посвящена анализу и обобщению результатов тестирования физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов специальной медицинской группы за время эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бартновская Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimatation of efficiency of pedagogical providing of students' health preserving education of a special medical group in a higher educational institution

One of the major problems of the modern society is worsening of students' health and constantly lowering level of their physical abilities. The article is devoted to the analysis and general conclusion of the results of testing the physical development, physical and functional preparation of the students of a special medical group during the experiment.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза»

ОПЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАОРОВЬЕСОХРАНЯЮШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА

Студенты, специальная медицинская группа, сохранение и укрепление здоровья, педагогическое обеспечение, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность.

Увеличение информационных, психоэмоциональных нагрузок в процессе обучения, гипокинезия, нерационально организованный образ жизни, вредные привычки приводят к снижению физических кондиций и ухудшению состояния здоровья [Зайцева, Медведева, 2007, с. 4; Перевозчиков, Шапошников, 2008, с. 59; Физическое воспитанте..., 2010, с. 4; Чоговадзе, Рыжак, 1993, с. 8 и др.]. Проблему здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза усугубляют имеющиеся у них хронические заболевания. По нашему мнению, эту проблему можно решить с помощью наиболее доступной всем деятельности, связанной с укреплением и сохранением здоровья: регулярных занятий физической культурой. Актуальность настоящего исследования вытекает, с одной стороны, из понимания высокой социальной значимости физической культуры, с другой — из недостаточной эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы. Научная новизна заключается в ориентировании студентов на актуализацию индивидуального здоровьесохранения, непрерывном приобретении умений и навыков здоровьесох-ранения средствами физической культуры; проведении педагогического мониторинга в сочетании с самодиагностикой физического состояния студентов, изменении подхода к оценке физических кондиций занимающихся; т. е. в принципиально ином по сравнению с традиционным решении задачи сохранения и укрепления здоровья студентов в русле методологии индивидуального здоровья человека, его глубоко социально мотивированной потребности быть здоровым. Это положение позволяет под иным углом зрения рассматривать и целеполагание здоровьесохра-нящего образования, и механизмы его реализации на практике [Физическое воспитание..., 2010, с. 4].

Суть проблемной ситуации состоит в том, что в вузе студентов изначально ориентируют на получение зачета по физической культуре, понимая при этом, что успешность здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы в немалой степени зависит от их индивидуального физического состояния, под которым мы, вслед за В.И. Усаковым, имеем в виду физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность [Усаков, 2000, с. 22].

Целью данной статьи явились выявление физического состояния студентов СМГ вуза и влияние педагогического обеспечения на их здоровьесохраняющее образование.

Практика показывает, что у многих студентов специальной медицинской группы из-за щадящего режима или, наоборот, большой физической нагрузки до поступления в вуз наблюдается отсутствие мотивации и интереса к занятиям по фи-

зической культуре. Это влечет за собой низкую работоспособность, психологическую настороженность, связанную с несовершенством умений при выполнении специальных заданий и упражнений.

Общеизвестно, что базовой основой жизнедеятельности человека является движение, которое является главным фактором укрепления и повышения здоровья. Так, в ходе реализации педагогического обеспечения здоровьесохранящего образования студентов специальной медицинской группы на академических учебных и самостоятельных занятиях использовали основные средства физического воспитания во взаимном сочетании.

В результате освоения разнообразных физических упражнений была применена система оценивания физических кондиций студентов на основе индивидуального учета роста их физического развития, физической и функциональной подготовленности, направленная на прогнозирование резервных возможностей организма.

Критерием оценки эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы служили изменения в показателях физического развития, физической и функциональной подготовленности за время эксперимента.

Физическое развитие, оцениваемое с помощью антропометрических измерений, позволяет определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу, возрасту, улучшение или ухудшение физического развития под воздействием физических упражнений [Виленский, 2007, с. 91]. При оценке физического развития использовалась методика вычисления показателей на основе антропометрических измерений (длина тела, масса тела, жизненная емкость легких). Результаты исследования изучались на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) в начале и конце опытно-экспериментальной работы.

Показатели физического развития (масса тела, жизненная емкость легких) студентов экспериментальной группы превышали аналогичные показатели контрольной (Р<0,05), кроме показателя длины тела. Сравнительный анализ длины тела показал, что как в ЭГ, так и в КГ студентов достоверного различия не наблюдается (табл.). При изучении длины тела студентов после эксперимента в ЭГ и КГ отмечалось незначительное увеличение параметров — 166,87±1,26 и 163,40±2,01 см соответственно (до эксперимента 166,47±1,26 и 163,07±2,08 см соответственно). Прирост показателей длины тела в группах составил 0,24 и 0,20 %, соответственно.

Оценивая длину тела, можно сказать, что благоприятное влияние физических упражнений на рост доказать довольно трудно [Гориневский, 1951, с. 115]. Длина тела по сравнению с другими показателями физического развития уже в основном сформирована в студенческом возрасте - у девушек рост в длину прекращается к 16-18 годам, а у юношей - к 18-19 годам [Физическая культура..., 2001, с. 250; Фомин, 1995, с. 325].

Важнейшими показателями рациональности организации и содержания здоровьесохраняющего образования являются физическая подготовленность студентов и ее динамика в процессе физического воспитания. Одной из задач нашего исследования было изучение таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила. Все они проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от возможностей функциональных систем организма и их подготовленности к двигательным действиям. Физическая подготовленность студентов СМГ оценивалась по результатам заданий стандартной формы (тестов): бег на 100 м (быстрота),

Таблица

Динамика физического состояния студентов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Группы о К Е-н Ф Ч Л Н Бег (с) ё ф 2 о ¡|1| 2 ^ 8 к 5 Щоб ю Йо Н ДМ кистей АД 'о' ф

Длина тела ( й ч ф н й о о й § 0 ^ К ч 2 2 ф « х «я Я И К и ф и го 1 100 м 2000 м И Ч м К о £ £ ё В Св Й о в н 2 чий О Ф Эй 2^ о® а п. о о а о т о щ К ф^ 1§ м’К И Ф правой (кг) левой (кг) 1 О О систолическое (мм рт. ст.) диастолическое (мм рт. ст.) Я н & й 2! Й Ю О & к

ЭГ До эксп. 166,47 ±1,26 65,02 ±5,05 3080,60 ±74,41 19,01 ±0,27 843,60 ±31,10 164,67 ±3,35 38,13 ±1,41 5,27 ±0,45 23,60 ±1,19 22,53 ±1,34 88,3 ±3,13 116,67 ±3,05 74,07 ±1,56 153,40 ±17,63

После 166,87 62,33 346,67 17,97 774,07 175,60 42,60 7,53 25,87 25,20 79,13 114,20 74,60 149,40

эксп. ±1,26 ±4,69 ±148,82 ±0,10 ±26,86 ±3,35 ±1,12 ±0,22 ±1,64 □ ±0,16П ±2,75П ±2,01 ±1,56 ±16,14

До эксп. 163,07 65,80 2926,67 19,55 876,93 156,60 37,40 7,40 24,53 22,00 88,07 118,33 74,33 159,5

КГ ±2,08 ±4,46 ±81,85 ±0,31 ±33,8 ±2,97 ±1,71 ±0,82 ±1,34 ±1,49 ±3,27 ±3,27 ±1,71 ±8,92

После 163,40 66,06 3060,00 18,73 844,60 160,87 38,137 10,27 26,80 24,40 84,80 118,47 75,00 156,66

эксп. ±2,01 ±1,26 ±59,53 ±0,31 ±8,93 ±2,97 ±0,37 ±1,34 ±1,19 ±1,19 ±2,60 ±2,53 ±2,01 ±5,92

Прирост, % ЭГ КГ 0,24 0,20 4,19 0,40 11,81 4.45 5,66 4,28 8,60 3,76 6,43 2,69 11,07 1.94 32,42 32,45 9,16 8,83 11.17 10,34 10,99 3,78 2,14 0,11 0,72 0,89 2,64 1,77

Р >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05

Примечание. ЭГ — экспериментальная группа; КГ — контрольная группа. Различия недостоверны (>); различия достоверны (<). Р<0,05 — уровень достоверности по I-критерию Стьюдента.

2000 м (общая выносливость), прыжок в длину с места (скоростно-силовая способность), сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (силовая выносливость), динамометрия кистей рук (взрывная сила).

Показатели физической подготовленности позволили характеризовать физические качества и динамику их развития на протяжении педагогического эксперимента. После эксперимента достоверное различие (Р<0,05) установлено между ЭГ и КГ студентов в беге на 100, 2000 м, прыжке в длину с места, поднимании туловища в сед из положения лежа, сгибании и разгибании рук в упоре на скамейке. Динамика исследуемых показателей физических качеств в обеих группах оказалась различной (табл.).

В беге на 100 м зафиксировано улучшение результатов: в ЭГ - 17,97±0,10с, в КГ - 18,73±0,31 с. Прирост составил 5,66 и 4,28 % соответственно. В ЭГ прирост оказался выше, чем в КГ. Это связано с тем, что в ЭГ часто использовались специальные беговые, прыжково-беговые упражнения, бег в различных вариантах, подвижные игры с мячом, эстафеты с выполнением сложнокоординированных упражнений, прыжки через скакалку, упражнения на силу в облегченных условиях и другие.

В практике нередко приходится наблюдать задержку в росте результатов скоростных способностей. Причиной этого может быть скрытый период двигательной реакции, скорость выполнения отдельных движений, частота движений, стартовая скорость, быстрота выполнения последовательных двигательных действий в целом, что, на наш взгляд, повлияло на прирост показателя в КГ, который ниже на 1,38 %, чем в ЭГ.

В беге на 2000 м результат улучшился (с 843,60±31,10 до 774,07±26,86 с) общий прирост показателей у студентов ЭГ составляет 8,60 %. В КГ улучшение составило 3,76 % (с 876,93±33,8 до 844,60±8,93 с). Сравнительный анализ результатов бега на

2000 м свидетельствует о наличии достоверного различия (Р<0,05) между ЭГ и КГ. В экспериментальной группе данный результат получен вследствие целенаправленного совершенствования механизмов развития общей выносливости студентов (длительные занятия умеренной интенсивности: ходьба, кроссовый бег, передвижения на лыжах, прыжковые упражнения, футбол на учебных занятиях и во вне-учебное время в форме самостоятельной работы), которые связаны с длительной мышечной работой и требуют значительных усилий.

Результат КГ, можно считать, напрямую связан с наступлением утомления у студентов в процессе напряженной деятельности — в беге на 2000 м. Утомление ведет к временному снижению работоспособности, потере интереса к работе, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. В научной литературе есть этому подтверждение [Физическая культура..., 2001, с. 437; Фомин, 1995, с. 380]. Таким образом, выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению.

При сравнении показателей скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) между ЭГ и КГ были отмечены достоверно значимые различия (Р<0,05). Значительное улучшение произошло в ЭГ студентов: прирост показателей составил 6,43 % (с 164,67±3,35 до 175,60±3,35 см). В КГ улучшение составило 2,69 % (с 156,60±2,97 до 160,87±2,97). Наибольшие темпы прироста данного показателя в ЭГ вызваны включением в вариативную часть учебных занятий комплексного использования средств степ-аэробики, акробатики, общей физической подготовки, метаний, упражнений с отягощениями, подвижных игр с мячом и других. Большинство использованных упражнений требовали от студентов быстрого решения двигательной задачи.

Разница в показателях развития скоростно-силовых качеств между КГ и ЭГ, на наш взгляд, свидетельствует не только о быстром решении двигательной задачи, но и мышечных напряжениях при выполнении прыжка (например, в отталкивании), а также несогласованности движений нескольких частей тела одновременно — рук и ног.

Прирост показателей силовой выносливости мышц брюшного пресса у студентов в ЭГ составил 11,07 %, в КГ — 1,94 %. Различия средних арифметических значений данного физического качества между ЭГ и КГ достоверны (Р<0,05). Целенаправленное сочетание физических упражнений из различных исходных положений для развития силовой выносливости мышц брюшного пресса обеспечило улучшение результатов в экспериментальной группе. В тесте «Сед из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой» прирост показателей в КГ меньше, чем в ЭГ, - 38,137±0,37 и 42,60±1,12 соответственно. На наш взгляд, наибольшего эффекта в развитии силовой выносливости можно добиться благодаря комплексам специальных физических упражнений в сочетании с широким арсеналом двигательных действий в зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнений, от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мыщц.

Сравнение результатов контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на гимнастической скамейке между группами после эксперимента выявило, что общий прирост показателей у студентов ЭГ составил 35,42 % (5,27±0,45 и 7,53±0,22), в КГ - 32,45 % (7,40±0,82 и 10,27±1,34). Разница прироста показателей между ЭГ и КГ составила 2,97 %.

Отмеченные изменения в показателях силовой выносливости подтверждают достоверное различие (Р<0,05) между ними. Незначительный прирост показате-

лей в ЭГ свидетельствует, с одной стороны, о наличии различных нарушений отделов позвоночника (шейный, грудной), с другой — низких показателях в начале эксперимента. Результаты силовой выносливости, наблюдаемые в ЭГ, объясняются положительным влиянием физических упражнений с повышенным сопротивлением (гантели, резина, метание, сгибание и разгибание рук в упоре из различных исходных положений).

Следует отметить, что до эксперимента в КГ результаты тестирования разгибателей рук в 2,13 раза выше, чем в ЭГ. После в КГ прирост показателей данного теста оказался ниже по сравнению с ЭГ (табл.) На наш взгляд, это обусловлено преобладанием статического компонента в исходном положении, нарастающим утомлением, а также состоянием опорно-двигательного аппарата.

Анализ показателей кистевой динамометрии у студентов КГ и ЭГ в процессе опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику. Показатели силы мышц правой и левой кистей рук у студентов ЭГ улучшились (25,87±1,64 и 25,20±0,16) на 2,27 и 2,67 кг соответственно. Прирост силы мышц правой кисти составил 9,16 %, левой — 11,17 %. Это объясняется эффективным воздействием средств физической культуры на силу мышц кистей рук (напряженное: сгибание и разгибание пальцев в кулаки, отведение кистей в стороны, повороты кистей внутрь и наружу, последовательное сгибание и разгибание пальцев во всех суставах — «волна» кистью, упражнения с мячами и другими). Оценка результатов силы мышц кистей рук у студентов КГ показала улучшение на 2,27 кг правой руки и 2,40 кг — левой. Прирост показателей у студентов КГ составляет 8,83 и 10,34 % соответственно. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что различия значений прироста силы мышц кистей рук у студентов ЭГ и КГ недостоверны (Р>0,05). Прирост показателей силы мышц кистей рук в КГ меньше, чем в ЭГ. Оценка результатов контрольных испытаний кистевой динамометрии студентов ЭГ свидетельствует об эффективности использования соответствующих средств физической культуры.

Динамика показателей функциональной подготовленности студентов оценивалась по результатам тестов, характеризующих восприимчивость сердечно-сосудистой системы к различным воздействиям на организм — это артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), проба Мартине (20 приседаний за 30 с). Исследование уровня функциональной подготовленности у студентов экспериментальной и контрольной групп, выполненное в начале педагогического эксперимента, показало, что статистически достоверных различий в средних значениях ЧСС и АД у студентов экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось (Р>0,05). При сравнении среднеарифметических показателей теста «Проба Мартине» между студентами ЭГ и КГ достоверных различий также обнаружено не было (Р>0,05). Однако прирост изучаемых показателей в ЭГ и КГ оказался различным.

По окончании педагогического эксперимента показатели функциональной подготовленности студентов улучшились, при этом в КГ снижение частоты сердечных сокращений составило 3,78%; показателей артериального давления- 0,11% (АДс), 0,89 % (АДд); функциональной пробы Мартине (восстановление пульса до исходного уровня после дозированной нагрузки) - 1,77 %. В то же время, согласно результатам тестирования, выявлена позитивная динамика данных показателей у студентов ЭГ. Так, показатели ЧСС уменьшились в среднем на 10,99 %, артериального давления - на 2,14 % (АДс), 0,72 % (АДд); а результаты пробы Мартине снизились на 2,64 %. Анализ функциональной подготовленности студентов показал, что в ЭГ достоверно (Р<0,05) изменились показатели ЧСС и реакции пульса

на физическую нагрузку. В показателях артериального давления у студентов данной группы наличие достоверного различия не обнаружено (Р>0,05). В КГ все рассматриваемые результаты тестирования студентов не позволили выявить достоверных изменений (Р>0,05). Более выраженное улучшение (10,99 %) результатов в экспериментальной группе отмечено в таком важном интегральном показателе функционального состояния организма, как частота сердечных сокращений. Изменение показателей ЧСС связано с использованием на занятиях средств физической культуры (бег, быстрая ходьба, разнообразные прыжки, занятия на степ-плат-формах и др.) под музыкальное сопровождение. Данный факт подтверждает достоверное различие (Р<0,05) между экспериментальной и контрольной группами студентов.

Результаты сравнительного анализа показателей ЧСС и пробы Мартине, представленные в табл., свидетельствуют об эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов. Различия между экспериментальной и контрольной группами в повышении функциональных возможностей их организма достоверны (Р<0,05), кроме показателей АД. Преимущественная направленность физических упражнений на совершенствование функциональной подготовленности студентов экспериментальной группы способствовала улучшению показателей частоты сердечных сокращений, артериального давления, быстроте восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после дозированной физической нагрузки.

У студентов контрольной группы показатели функциональной подготовленности достоверно не изменились, однако наблюдалась тенденция к их улучшению. Можно считать, что здоровьесохраняющим эффектом обладает достаточная степень организованной физической активности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов и уровень их физического состояния.

Таким образом, количественный анализ в ряде тестов позволил выявить достоверное преимущество результатов в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными в контрольной. Связано это с применением специальных методик и технологий, способствующих сохранению здоровья студентов специальной медицинской группы в процессе физического воспитания, изменением подхода к оценке их физических кондиций, формированием мотивированной потребности в индивидуальном здоровьесохранении. Совокупность форм, методов и средств занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп вуза, учет медицинских диагнозов и степени нарушения функций организма, характера заболевания, особенностей физической подготовленности студентов позволили разработать соответствующее педагогическое обеспечение здоровьесохраняющего образования, реализовать и доказать его эффективность в процессе опытно-экспе-риментальной работы.

Библиографический список

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 218 с.

2. Гориневский В.В. Избранные произведения / под общ. ред. В.В. Гориневской. М.: Физкультура и спорт, 1951. Т. I. 319 с.

3. Зайцева Г.А., Медведева O.A. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. М.: Физкультура и спорт, 2007. 104 с.

4. Перевозчиков A.C., Шапошникова М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С. 59-61.

5. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 87 с.

6. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / сост. В.И. Усаков; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 64 с.

7. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. 448 с.

8. Фомин H.A. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. 416 с.

9. Чоговадзе A.B., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 8—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.