УДК 796
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ В ЗАМКНУТОЙ БИОКИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РУК
PHYSICAL TRAINING OF YOUNG FIGHTERS ON BELTS DOING EXERCISES IN A CLOSED BIO-KINEMATIC CHAIN OF HANDS
Н. Н. Челышев
N. N. Chelyshev
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по использованию специально-подготовительных упражнений в физической подготовке юных борцов на поясах, выполняемых при замкнутой биокинематической цепи рук.
Abstract. The article presents the methodological recommendations for employing special preparatory exercises in a closed bio-kinematic chain of hands into physical training of young fighters on belts.
Ключевые слова: юные борцы на поясах, замкнутая биокинематическая цепь рук, физическая подготовленность, специальные упражнения.
Keywords: young fighters on belts, closed bio-kinematic chain of hands, physical readiness, special exercises.
Актуальность исследуемой проблемы. Анализ современного состояния научных исследований подготовки спортивного резерва в различных видах борьбы позволяет констатировать, что методика физической подготовки юных борцов достаточно полно разработана в теоретическом и практическом плане. Прежде всего, это касается таких видов борьбы, как дзюдо, вольная борьба, самбо и греко-римская борьба [1], [3], [6], [7], [8] и др. При этом наблюдается отставание в развитии теоретико-методических основ, анализе проблем физической подготовки юных спортсменов и разработке специфических средств тренировки с учетом особенностей выполнения двигательных действий в новых для спортивной практики видах борьбы. Один из таких видов борьбы, набирающий популярность среди детей и молодежи, - борьба на поясах (Belt wrestling) [3], [4], [6], [9].
Анализ техники выполнения двигательных действий в борьбе на поясах свидетельствует об одной специфической особенности, отличающей ее от других видов спортивной борьбы [2]. Эта особенность заключается в том, что все технические приемы выполняются борцами в условиях захвата за пояс соперника, т. е. при замкнутой биомеханической цепи рук [5]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость и актуальность разработки специальных средств физической подготовки юных спортсменов, отвечающих характеру соревновательной деятельности.
Материал и методика исследований. Анализ программного материала для практических занятий с борцами на поясах, занимающихся в группах начальной подготовки, позволил установить, что в арсенале предлагаемых средств физической подготовки недостаточно полно представлены специально-подготовительные упражнения, обеспечивающие повышение физической подготовленности юных спортсменов [2].
Целью данного исследования является обоснование тренировочных средств физической подготовки борцов на поясах 11-12 лет на основе учета специфики выполнения двигательных действий при замкнутой биокинематической цепи рук.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы: анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследований и их обсуждение. Для определения основных направлений по разработке тренировочных средств физической подготовки юных спортсменов был проведен анкетный опрос 28 тренеров. Установлено, что в процессе тренировочных занятий в основном используются методика и упражнения из арсенала подготовки в таких видах борьбы, как самбо (до 67 %) и дзюдо (до 59 %). Большинство тренеров (87 %) не учитывают биомеханические особенности выполнения двигательных действий юными борцами в условиях замкнутой биокинематической цепи рук. Прежде всего, это отмечается по отношению к использованию подготовительных упражнений, не отражающих специфику выполнения движений при захвате двумя руками за пояс либо частично отражающих характер того или иного соревновательного приема.
Разработанные специально-подготовительные упражнения для борцов на поясах были направлены на укрепление мышц кисти рук, развитие координационных способностей при замкнутой цепи рук (руки в замок, удержание различных предметов, пояса и др., выполнение упражнений с резиновыми рекуператорами и др.) (табл. 1).
Таблица 1
Специально-подготовительные упражнения для физической подготовки юных борцов на поясах и методические рекомендации по их применению в учебно-тренировочном процессе
Упражнения Предметы для обеспечения замкнутой биокинематической цепи рук (захвата двумя руками) Методические рекомендации
Для укрепления мышц кисти рук. Одновременное и поочередное сжимание эспандеров при различных положениях рук (впереди, над головой, внизу, справа, слева) Два резиновых эспандера, связанные веревкой (длина до 20 см), резиновым жгутом; резиновая трубка (диаметр -от 2 до 4 см, длина - 25-30 см); поролоновое кольцо (диаметр - 20-25 см, диаметр сечения - 7-8 см) Одна серия - 15-18 раз. 3-4 повторения серии упражнений на каждое положение рук в пространстве. Отдых между повторениями серии упражнений - до 1 мин
Для укрепления мышц рук: 1. Одновременное и поочередное разведение локтей в стороны при различных положениях рук (впереди, над головой, внизу, справа, слева). Борцовский пояс Кисти рук удерживают пояс, локти рук скреплены резиновым эспандером (расстояние между связанными локтями - от 20 до 40 см). Одна серия - 20 раз. 2-3 повторения серии упражнений на каждое положение рук в пространстве. Отдых между повторениями серии упражнений - от 1,5 до 2 мин
Упражнения Предметы для обеспечения замкнутой биокинематической цепи рук (захвата двумя руками) Методические рекомендации
2. Лазание по канату (шесту) без отрыва рук (скользящие движения руками вдоль каната) Канат Выполнение: 2 раза на высоту до 2 м (повторяется через 3 мин отдыха); 2 раза на высоту до 3 м (через 3 мин отдыха - повтор). Выполняется в конце тренировки
Для укрепления мышц рук и ног. Перетягивание в парах из различных исходных положений: стоя; сидя; боком к партнеру; из различных исходных положений по отношению друг к другу - один стоя, другой из положения полуприсед, сед и др. Канат, кольцо из канатной веревки и др., гимнастическая палка Упражнение выполняется по три раза для всех исходных положений (не менее 3-х)
Для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса. Подъем, наклон в сторону, противоположную утяжелителю Манекен с поясом для захвата и смещаемым центром тяжести (утяжелители снизу, вверху, посередине, на «руке») Серия: подъем манекена весом 50-75 % от веса борца: вверх -5-8 раз, отдых - 3 мин; подъем и наклон в правую и левую стороны - по 6-8 раз, отдых - 2 мин; повтор серии - 2-3 раза за 1 занятие
Развитие координационных способностей, скоростносиловых качеств. Все упражнения выполняются без нарушения захвата двумя руками предмета. 1. Подвижные игры и эстафеты: «Салки», эстафета «Переноска мячей», «Мотальщики». 2. Кувырки вперед, назад. 3. «Челночный бег» от 4 до 10 м; от 2 до 30 м (всего до 300-500 м). 4. Бег «змейкой». 5. Комбинированные эстафеты с бегом, кувырками, ползанием под сеткой, перелезанием, перепрыгиванием и перешагиванием через предметы и препятствия различной высоты от 25 до 100 см и др. Полотенце, веревка, связанные эспандеры, мяч, кубик Удержание в кистях рук или между предплечьями предметов. 1. На каждом учебнотренировочном занятии проводятся 1-2 игры до 10 мин. 2. По 10-12 кувырков вперед и назад - одна серия. Серия повторяется через 5 мин. Всего 3-4 повтора. 3. Челночный бег повторяется 2-3 раза на каждой дистанции с отдыхом до полного восстановления. 4. Бег «змейкой» повторяется на дистанции до 15 м 2-3 раза -одна серия. Серия повторяется 2-3 раза. 5. На занятии выполняется одна комбинированная эстафета в конце основной части учебнотренировочного занятия
С целью проверки эффективности занятий по физической подготовке с использованием специально-подготовительных упражнений был проведен педагогический эксперимент. Он проводился с юными борцами на поясах 11-12 лет второго года обучения группы начальной подготовки в течение 2010/11 учебного года.
В процессе педагогического эксперимента как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошли положительные изменения в показателях тестов по физической подготовленности. Математическая обработка данных показала, что разница между данными экспериментальной и контрольной групп по всем показателям является достоверной за исключением показателей выносливости (табл. 2).
Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, определяющие силовую выносливость, свидетельствуют, что применение на учебнотренировочных занятиях специально-подготовительных упражнений обеспечило достоверное улучшение результатов на 75,8 %. Улучшение результатов свидетельствует о значительных резервах развития силовой выносливости мышц рук. Средний прирост в экспериментальной группе по результатам данного теста достоверно выше прироста в контрольной группе (16,9 %) в 4,5 раза (<0,05).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности подростков экспериментальной и контрольной групп в начале и по окончании педагогического эксперимента
Тесты Г руппы Сроки эксперимента р
Начало Окончание
Сгибание и разгибание рук «в упоре лежа» (макс. количество раз) ЭГ 14,1+1,3 24,8+1,2* <0,05
КГ 14,8+1,1 17,3+1,4 >0,05
Подтягивания на перекладине (макс. количество раз) ЭГ 4,6+1,2 8,4+1,1* <0,05
КГ 4,3+1,2 5,6+1,3 >0,05
Динамометрия (кг) ЭГ 17,51+0,43 19,91+0,44* <0,05
КГ 17,76+0,41 18,74+0,38 <0,05
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 с (макс. количество раз) ЭГ 20,1+1,3 27,2+1,2* <0,05
КГ 20,2+1,3 23,3+1,3 >0,05
Прыжок в длину с места (см) ЭГ 159,4+2,1 176,8+2,2* <0,05
КГ 160,8+1,9 169,9+2,1 <0,05
Вис на перекладине в положении «руки согнуты в локтевых суставах» (с) ЭГ 22,1+1,1 33,2+1,3* <0,05
КГ 21,4+1,1 26,5+1,2 <0,05
Наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамейке» (см) ЭГ 6,5+1,3 11,8+1,2* <0,05
КГ 6,4+1,2 8,6+1,1 <0,05
Бег 30 м (с) ЭГ 5,91+0,35 4,84+0,31* <0,05
КГ 5,87+0,36 5,34+0,31 >0,05
Бег 1000 м (мин, с) ЭГ 4,55+0,22 4,11+0,11 <0,05
КГ 4,51+0,21 4,23+0,11 <0,05
Примечание: * - достоверность различий между результатами ЭГ и КГ (р<0,05)
Значительными изменениями характеризуются результаты среднегрупповых значений в тесте «Подтягивание на перекладине». У юных борцов на поясах, занимавшихся с применением специально-подготовительных упражнений, среднее значение количества подтягиваний выросло с 4,6 до 8,4 раза (на 82,6 %). В контрольной группе аналогичный показатель прироста ниже и составляет 30,2 %. При этом среднегрупповые показатели в начале и по окончании эксперимента в контрольной группе не имели достоверно значимой разницы (р>0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что за-
нятия с применением специального комплекса упражнений при замкнутой биокинема-тической цепи рук способствовали развитию и повышению уровня силовых способностей юных борцов.
Аналогичные выводы были получены и относительно развития силы мышц кисти. Несомненно, что от надежности удержания захвата зависит во многом успешность выступления спортсмена в борьбе на поясах. Полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента данные динамометрии, характеризующие физические параметры юных спортсменов с позиций развития мышц, позволяют констатировать превосходство борцов из экспериментальной группы по отношению к своим оппонентам из контрольной группы. Прирост показателей силы мышц кисти доминантной руки у борцов экспериментальной группы составил 13,7 %, а в контрольной группе - 5,5 %.
Анализ данных оценки силовой выносливости брюшного пресса юных борцов, участвовавших в педагогическом эксперименте, по тесту «Поднимание туловища из положения “лежа на спине” за 30 с» позволил установить, что прирост у детей экспериментальной группы составляет 35,3 %. Это достоверно выше, чем в начале эксперимента (р<0,05). Среднегрупповые значения по данному тесту в контрольной группе достоверно не различаются по начальным показателям, прирост составляет 15,3 %, что в 2,3 раза меньше, чем в экспериментальной группе.
Математический анализ результатов измерений позволил установить закономерное влияние упражнений, направленных на развитие координационных способностей и скоростно-силовых качеств, на прирост результатов в тесте «Прыжок в длину с места». Анализ среднегрупповых значений степени развития скоростно-силовых качеств у юных борцов на поясах показывает, что у борцов экспериментальной группы результаты увеличились на 17,4 см (10,9 %), а в контрольной - лишь на 9,1 см (5,6 %).
Анализ результатов в тесте «Бег 30 м» также подтвердил эффективность предложенного комплекса специальных упражнений. Показатели времени бега у детей экспериментальной группы меньше (1=4,84 с), чем у борцов из контрольной группы (1=5,34 с) (р<0,05).
Статическая силовая выносливость борцов определялась временем удержания тела в висе на перекладине (тест «Вис на перекладине в положении “руки согнуты в локтевых суставах”»). Установлено, что в экспериментальной группе наблюдается улучшение среднегрупповых результатов на 50,2 %, а в контрольной - на 23,8 %. Данный факт свидетельствует также об эффективности применения специальных упражнений, выполняемых в процессе тренировочных занятий в качестве подводящих и подготовительных при замкнутой биокинематической цепи рук.
Результаты в беге на 1000 м в большей мере зависят от функциональных способностей и физического развития борцов. К концу годового учебно-тренировочного периода наблюдается повышение уровня выносливости у учащихся ЭГ и КГ на 9,7 и 6,3 % соответственно. Различие результатов по окончании педагогического эксперимента недостоверно (р>0,05).
Резюме. Анализ полученных данных развития физических качеств и в целом физической подготовленности юных борцов на поясах позволяет утверждать об эффективности применения специально-подготовительных упражнений физической подготовки, выполняемых при замкнутой биокинематической цепи рук.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борьба на поясах: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Р. Ф. Гайнанов и др. - М. : Советский спорт, 2008. - 112 с.
2. Воробьев, В. А. Подготовка юных борцов вольного стиля на основе оптимального сочетания средств из различных видов борьбы / В. А. Воробьев. - СПб. : Олимп-СПб., 2008. - 104 с.
3. Давлетшин, В. Т. Упражнения с кушаком как средство спортивной подготовки борца : методическое пособие / В. Т. Давлетшин. - Казань : КГГУ, 2005. - 40 с.
4. Кичайкина, Н. Б. Биомеханика : учебно-методическое пособие / Н. Б. Кичайкина, И. М. Козлов, А. В. Самсонова ; под ред. Н. Б. Кичайкиной. - СПб. : Гос. университет физической культуры им. П. Ф. Лес-гафта, 2008. - 160 с.
5. Маргазин, В. А. Эффективность программы развития физических и нравственно-волевых качеств юных спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой / В. А. Маргазин, Л. В. Логинов, С. Ф. Бурухин, А. В. Коромыслов // Материалы всероссийского съезда врачей восстановительной медицины «РеаСпоМед 2007», 27 февраля - 2 марта 2007 г. - М., 2007. - С. 54-59.
6. Методика учебно-воспитательной работы со студентами в отделении единоборств на примере борьбы на поясах : учебно-методические разработки / сост. С. В. Ульянкин ; Владимирский государственный университет. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 36 с.
7. Никитин, С. Н. Теория педагогики с учетом использования болевых воздействий механического характера / С. Н. Никитин, М. А. Правдов, С. А. Воробьев, Н. С. Никитина // Научный поиск. - 2011. - № 1. -С. 28-31.
8. Никитин, С. Н. Характеристика управления человеком своими двигательными действиями / С. Н. Никитин, М. А. Правдов, А. Е. Шевелев, Н. С. Никитина // Автономия личности. - 2011. - Т. 4. -№ 2. - С. 116-122.
9. Шушунов, В. С. Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста Республики Калмыкия / В. С. Шушунов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. Научнотеоретический журнал. - 2008. - № 1 (35). - С. 100-102.