Научная статья на тему 'Оценка эффективности программно-методического обеспечения формирования мотивированной потребности дошкольников в здоровье'

Оценка эффективности программно-методического обеспечения формирования мотивированной потребности дошкольников в здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ / A CHILD UNDER SCHOOL AGE / PROGRAMME AND METHODOLOGICAL PROVISION / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / LEVELS OF MOTIVATED NEED / STAGES OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кравченко Вера Михайловна

В статье определяется влияние педагогически сформированной мотивированной потребности на физическое здоровье дошкольника, обозначаются этапы ее реализации посредством физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кравченко Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATING THE EFFICIENCY OF PROGRAMME AND METHODOLOGICAL PROVISION FOR FORMING MOTIVATED NEED OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE FOR HEALTH

The article defines the influence of pedagogically formed need of a child under school age for physical health. Also the article shows the stages of its realization through physical education.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности программно-методического обеспечения формирования мотивированной потребности дошкольников в здоровье»

ОПЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЬЕ

Дошкольник, программно-методическое обеспечение, здоровье, физическая культура,

уровни мотивированной потребности, этапы реализации.

В обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях существует задача первоочередной важности - укрепление здоровья будущего поколения. Однако из года в год в стране наблюдается негативная динамика физического здоровья детей в возрасте пяти — девяти лет (период пребывания ребенка в ДОУ и обучения в начальной школе) с тенденцией к росту этих показателей. В процессе развития детского организма естественная физиологическая потребность в движениях постепенно ослабевает. У ребенка при переходе из ДОУ в начальную школу автоматически снижается двигательная активность на 10—15 %, что приводит к таким заболеваниям, как вегето-сосудистая дистония, сколиоз, лордоз, плоскостопие и др. Литературные источники подтверждают, что при поступлении в начальную школу 17,3 % дошкольников относятся к основной группе здоровья. В конце первого года обучения этот показатель составляет лишь 4,3 % [Волосникова, 1999, с. 10; Голубева, 2008, с. 6; Усаков, 2000, с. 3; Федоровская, 2007, с. 10 и др.].

Одна из главных причин слабого здоровья будущих первоклассников — отсутствие у них социально-мотивированной потребности в индивидуальном здоровье (в том числе и в двигательной активности), что и обусловливает актуальность настоящего исследования.

В научной литературе отмечено, что возраст от двух до одиннадцати лет является наиболее благоприятным для формирования мотивированной потребности детей в здоровье [Ильин 2008, с. 197; Лесгафт, 1988, с. 120; Локк, 1939, с. 72-88; Руссо, 1939, с. 69—73]. Согласно исследованиям В.А. Ананьева, существуют три модели формирования индивидуального здоровья. Первая - модель устрашения, суть которой состоит в запугивании недугами, которые непременно возникнут при несоблюдении здорового образа жизни. Вторая модель строится на обращении к разуму индивида (объективная статистика и др.). Третья модель заключается в формировании мотивации человека на здоровье в условиях образования [Ананьев, 2001, с. 10].

Опираясь на выявленные В.А. Ананьевым механизмы формирования мотивации личности на здоровье, мы считаем, что основой современного программно-методического обеспечения здоровьесохраняющего образования в ДОУ должна являться активизация двигательного режима дошкольников посредством формирования у них мотивированной потребности в здоровье. В соответствии с теорией формирования мотивированной потребности нами разработана опытно-экспериментальная программа, которая осуществлялась в четыре этапа.

Первый этап — актуализация потребности — сопровождался возрастанием эмоциональной напряженности, желанием что-то сделать, стремлением к активности,

он носил ненаправленный характер. Реализация этого этапа осуществлялась посредством информации о ценности здоровья, правильного питания, личной гигиене, спорте и др.

На втором этапе происходил поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность и трансформироваться в мотив. В процессе этого осуществлялись прослушивание детьми сказочных историй («Как Володя стал футболистом»; «Муравей-атлет» и др.), просмотр мультфильмов об олимпийском воспитании и ЗОЖ («Салют, Олимпиада»; «Будь здоров» и др.), а также проводились тематические занятия «Познай себя и будь здоров» и др. Тренеры и спортсмены СДЮСШОР принимали участие в мастер-классах по футболу, регби, борьбе и др.

На третьем этапе испытуемые совершали конкретные действия, направленные на достижение цели, включая практическую деятельность: утреннюю гигиеническую гимнастику; физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня; физкультурные паузы и минутки; самостоятельную двигательную деятельность детей; кружковую работу; подвижные игры и др.

Четвертый этап — завершающий — характеризовался удовлетворением потребности, снижением эмоциональной напряженности и общей релаксацией. На данном этапе подводились итоги всех мероприятий (фотогалерея, награждение грамотами, призами и др.).

В ходе исследования уровней проявления сформированности мотивированная потребность дошкольника в здоровье определялась по методике М. Цукермана [Цукерман, 1995, с. 187-189]. В процессе опытно-экспериментальной работы эта методика была адаптирована к условиям ДОУ, в результате чего проявление мотивированной потребности в здоровье определялось тремя уровнями: низким, средним и высоким, а динамика эффективности — величиной изменений в показателях уровней мотивированной потребности в здоровье детей.

Анализ показателей уровней мотивированной потребности между группами в конце исследования выявил преимущество детей экспериментальной группы (ЭГ). Результаты педагогического тестирования в ЭГ и КГ представлены следующим образом: с высоким уровнем мотивированной потребности — 58 % (14 чел.) и 38 % (9 чел.); со средним - 42 % (10 чел.), 54 % (13 чел.); с низким - 0 % (0 чел.) и 8 % (2 чел.) соответственно (табл. 1).

Полученные результаты показывают, что позитивная динамика данных уровней напрямую связана с активным проявлением интереса детей к своему здоровью, что и определило, на наш взгляд, улучшение функционального состояния и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Так, например, наибольший прирост в экспериментальной группе у мальчиков был отмечен в показателях жизненной емкости легких.

Среднегрупповая величина ЖЕ Л в ЭГ составила у мальчиков 17,43 %; у девочек - 15,55 %. В КГ - 9,07 и 7,33 % соответственно (табл. 2). Показатели индекса Рюфье как у мальчиков, так и у девочек ЭГ выше, чем у детей КГ. Сравнительный анализ динамики восстановления сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку выявил прирост показателя в ЭГ — 10,65 и 10,52 % соответственно; в КГ — 3,60 и 5,62 %.

Различия между исходными и конечными показателями в обеих группах достоверны (р <0,05). Следует отметить, что в ходе опытно-экспериментальной работы в ЭГ произошло достоверное увеличение показателей динамометрии левой и правой кисти; прыжка в длину с места; в беге на 30 м.; броска набивного мяча из-за головы; подтягивания на перекладине из виса (м); сгибания и разгибания рук в упоре

Таблица 1

Уровни мотивированной потребности детей в здоровье в процессе эксперимента

№ п / п Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

до эксп. п=24 после эксп. п=24 до эксп. п=24 после эксп. п=24

чел. % чел. % чел. % чел. %

1 Низкий (0—5 баллов) 6 25 2 8 5 21 0 0

2 Средний (6—10 баллов) 17 71 13 54 18 75 10 42

3 Высокий (11—16 баллов) 1 4 9 38 1 4 14 58

Таблица 2

Темпы прироста показателей функционального состояния дошкольников контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп

в педагогическом эксперименте

Показатели Мальчики Р Девочки Р

кг (п=11) 'З' II 02 ^ |"1 I—1 КГ (п=13) ЭГ (п=13)

Х±т Х±т Х±т Х±т

ЖЕЛ, мл до эксп. после эксп. 1121,82±31,82 1227,27±31,68 1077,27±26,43 1280,91±19,28 <0,05 <0,05 1038,46±21,30 1118,46±26,41 1015,38±40,58 1183,85±39,59 <0,05 <0,05

Прирост, % 9,07 17,43 7,33 15,55

Р >0,05 >0,05 <0,01 <0,01

Индекс Рю- до эксп. 8,65±0,51 8,15±0,58 <0,05 7,54±0,51 7,85±0,89 <0,05

фье, уел. ед. после эксп. 8,36±0,53 7,31±0,54 <0,05 7,45±0,52 7,11±0,83 <0,05

Прирост, % 3,60 10,65 5,62 10,52

р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

лежа на скамейке (д); гибкости; в челночном беге 3x10 м. Наиболее заметный прирост показателей физических качеств в ЭГ и КГ наблюдался в подтягивании на перекладине у мальчиков. В ЭГ прирост данного показателя составил 43,64 %, в КГ-21,82 %.

Также значительный прирост показателей выявлен у девочек в развитии силовой выносливости: сгибании и разгибании рук в упоре лежа (ЭГ — 33,99 %, в КГ — 23,59 %), по шкале оценок темпа прироста показателей физических качеств дошкольников данный параметр соответствует оценке «отлично» [Усаков, 2000, с. 10]. Темпы прироста в ЭГ у мальчиков и девочек увеличились в броске набивного мяча на 17,5 и 17,6 % соответственно. В КГ данный показатель составил 13,15 и 12,8 % (табл. 3). Очевидно, более высокие темпы роста результатов в ЭГ связаны с тем, что развитие физических качеств осуществлялось в ДОУ посредством специальных физических упражнений, спортивных снарядов и тренажеров (набивные мячи, преодоление сопротивления партнера и др.) и комплексных средств общеразвивающей подготовки.

Прирост показателей гибкости в ЭГ у мальчиков и девочек составил 16,41 и 17,55 % соответственно, в КГ - 12,66 и 12,09 %. Такие изменения в ЭГ объясняются акцентированным воздействием комплекса физических упражнений, направленных на растягивание всех групп мышц в течение всего дня.

Таблица 3

Темпы прироста показателей физической подготовленности дошкольников контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп

в педагогическом эксперименте

Показатели Мальчики Р Девочки Р

КГ (п=11) ЭГ (п=11) КГ (п=13) ЭГ (п=13)

Х±т Х±т Х±т Х±т

ДММ лев., кг до эксп. после эксп. 8,45±0,47 8,73±0,42 7,91±0,41 8,55±0,56 <0,05 <0,05 6,46±0,61 7,15±0,50 6,31±0,55 7,08±0,51 <0,05 <0,05

Прирост, % 3,55 6,91 12,33 13,61

Р <0,01 <0,01 >0,05 >0,05

ДММ пр., кг до эксп. после эксп. 8,91±0,41 9,82±0,40 8,36±0,45 9,64±0,62 <0,05 <0,05 7,69±0,44 8,62±0,47 6,92±0,62 8,15±0,59 <0,05 <0,05

Прирост, % 10,06 13,53 11,23 13,47

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Прыжок в длину с места, см до эксп. после эксп. 113,45±3,1 1 127,18±3,8 6 109,09±2,85 126,36±2,95 <0,05 <0,05 101,54±2,68 115,46±2,49 100,23±2,58 116,15±3,00 <0,05 <0,05

Прирост, % 11,33 14,71 12,96 14,7

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Бег 30 м, с до эксп. после эксп. 8,80±0,37 8,02±0,16 8,15±0,16 7,05±0,13 <0,05 <0,01 8,88±0,14 8,40±0,15 7,93±0,07 7,07±0,07 >0,05 >0,05

Прирост, % 9,41 14,46 5,55 11,5

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Бросок мяча (1 кг), м до эксп. после эксп. 1,84±0,21 2,10±0,24 1,86±0,21 2,23±0,25 <0,05 >0,05 1,38±0,07 1,58±0,09 0,89±0,09 1,07±0,11 >0,05 >0,05

Прирост, % 13,15 17,5 12,8 17,6

р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Подтягивание, кол-во раз до эксп. после эксп. 1,64±0,20 2,00±0,19 1,36±0,20 1,91±0,21 <0,05 <0,05

Прирост, % 21,82 43,64

Р <0,05 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре, кол-во раз до эксп. после эксп. 1,62±0,18 2,00±0,16 1,69±0,21 2,31±0,21 <0,05 <0,05

Прирост, % 23,59 33,99

Р <0,05 <0,05

Наклон вперед до эксп. после эксп. 7,55±0,34 8,55±0,34 11,36±1,05 13,45±1,30 >0,05 >0,05 X со со 00 00 н- н-р о со со сл сл 12,62±0,79 15,08±0,98 >0,05 >0,05

Прирост, % 12,66 16,41 12,99 17,55

Р <0,01 <0,01 >0,05 >0,05

Челночный бег 3x10 м до эксп. после эксп. 11,98±0,83 11,27±0,79 10,69±0,22 9,37±0,10 <0,05 <0,01 11,49±0,29 10,84±0,27 10,75±0,19 9,56±0,10 <0,05 >0,05

Прирост, % 6,12 12,97 5,85 11,62

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Таблица 4

Динамика посещаемости детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте

Учебный 2007- 2008 год

Месяцы Заболевания ОРЯИ Инфекционные ггя Р>п гтйкяттия Пропуски пр.: 1 т м ч м 11 Обобщенный ТТГШЯ.^ЯТА ТТТЧ

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во иней кол-во детей, % кол-во дней КОЛ-ВО детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней

Сентябрь 10/42 25 8/33 30 - - - - 5/21 10 8/33 16 15/63 35 16/66 46

Октябрь 7/29 17 10/42 28 - - 4/17 15 4/17 12 6/25 11 11/46 29 20/84 54

Ноябрь 5/21 15 8/33 24 3/13 15 1/4 5 5/21 10 2/8 4 13/55 40 11/45 33

Декабрь 5/21 20 6/25 18 - - - - 4/17 8 2/8 5 9/38 28 8/33 23

Январь 8/33 17 3/13 15 - - - - 1/4 3 - - 9/37 20 3/13 15

Февраль 5/21 20 3/13 15 - - - - 4/17 8 - - 9/38 28 3/13 15

Март 5/21 27 3/13 16 3/13 15 - - 2/8 5 - - 10/42 47 3/13 16

Апрель 6/25 25 - 2/8 4 6/25 25 2/8 4

Май 6/25 22 1/4 5 - - - - 5/21 12 - - 11/46 34 1/4 5

Важным критерием эффективности программно-методического обеспечения формирования мотивированной потребности детей в здоровье является посещаемость ими ДОУ. Известно, что посещаемость детьми ДОУ зависит от ряда причин, главная из которых — заболеваемость ребенка и длительность его болезни. Вместе с тем бывают случаи немотивированных пропусков, играющих определенную роль в формировании негативного отношения ребенка к посещаемости ДОУ, что опосредованно влияет на укрепление здоровья.

Проведенный эксперимент показал, что в ЭГ количество пропусков детьми ДОУ снижалось, в то время как в КГ имело постоянный характер (табл. 4).

Таким образом, в результате проведенного исследования, основанного на активизации двигательного режима дошкольников на базе их осознанного мотивированного выбора, установлена высокая эффективность программно-методического обеспечения формирования их мотивированной потребности в здоровье.

Библиографический список

1. Ананьев В.А. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни. СПб., 2001. 347 с.

2. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 164 с.

3. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис. ... д-ра пед. наук. Малаховка, 2008. 294 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с. (Мастера психологии).

5. ЛесгафтП.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. 312 с.

6. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 336 с.

8. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 85 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федоровская О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях разного вида: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 150 с.

10. Цукерман М. Шкала поиска ощущений // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 187-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.