ОПЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЬЕ
Дошкольник, программно-методическое обеспечение, здоровье, физическая культура,
уровни мотивированной потребности, этапы реализации.
В обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях существует задача первоочередной важности - укрепление здоровья будущего поколения. Однако из года в год в стране наблюдается негативная динамика физического здоровья детей в возрасте пяти — девяти лет (период пребывания ребенка в ДОУ и обучения в начальной школе) с тенденцией к росту этих показателей. В процессе развития детского организма естественная физиологическая потребность в движениях постепенно ослабевает. У ребенка при переходе из ДОУ в начальную школу автоматически снижается двигательная активность на 10—15 %, что приводит к таким заболеваниям, как вегето-сосудистая дистония, сколиоз, лордоз, плоскостопие и др. Литературные источники подтверждают, что при поступлении в начальную школу 17,3 % дошкольников относятся к основной группе здоровья. В конце первого года обучения этот показатель составляет лишь 4,3 % [Волосникова, 1999, с. 10; Голубева, 2008, с. 6; Усаков, 2000, с. 3; Федоровская, 2007, с. 10 и др.].
Одна из главных причин слабого здоровья будущих первоклассников — отсутствие у них социально-мотивированной потребности в индивидуальном здоровье (в том числе и в двигательной активности), что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
В научной литературе отмечено, что возраст от двух до одиннадцати лет является наиболее благоприятным для формирования мотивированной потребности детей в здоровье [Ильин 2008, с. 197; Лесгафт, 1988, с. 120; Локк, 1939, с. 72-88; Руссо, 1939, с. 69—73]. Согласно исследованиям В.А. Ананьева, существуют три модели формирования индивидуального здоровья. Первая - модель устрашения, суть которой состоит в запугивании недугами, которые непременно возникнут при несоблюдении здорового образа жизни. Вторая модель строится на обращении к разуму индивида (объективная статистика и др.). Третья модель заключается в формировании мотивации человека на здоровье в условиях образования [Ананьев, 2001, с. 10].
Опираясь на выявленные В.А. Ананьевым механизмы формирования мотивации личности на здоровье, мы считаем, что основой современного программно-методического обеспечения здоровьесохраняющего образования в ДОУ должна являться активизация двигательного режима дошкольников посредством формирования у них мотивированной потребности в здоровье. В соответствии с теорией формирования мотивированной потребности нами разработана опытно-экспериментальная программа, которая осуществлялась в четыре этапа.
Первый этап — актуализация потребности — сопровождался возрастанием эмоциональной напряженности, желанием что-то сделать, стремлением к активности,
он носил ненаправленный характер. Реализация этого этапа осуществлялась посредством информации о ценности здоровья, правильного питания, личной гигиене, спорте и др.
На втором этапе происходил поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность и трансформироваться в мотив. В процессе этого осуществлялись прослушивание детьми сказочных историй («Как Володя стал футболистом»; «Муравей-атлет» и др.), просмотр мультфильмов об олимпийском воспитании и ЗОЖ («Салют, Олимпиада»; «Будь здоров» и др.), а также проводились тематические занятия «Познай себя и будь здоров» и др. Тренеры и спортсмены СДЮСШОР принимали участие в мастер-классах по футболу, регби, борьбе и др.
На третьем этапе испытуемые совершали конкретные действия, направленные на достижение цели, включая практическую деятельность: утреннюю гигиеническую гимнастику; физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня; физкультурные паузы и минутки; самостоятельную двигательную деятельность детей; кружковую работу; подвижные игры и др.
Четвертый этап — завершающий — характеризовался удовлетворением потребности, снижением эмоциональной напряженности и общей релаксацией. На данном этапе подводились итоги всех мероприятий (фотогалерея, награждение грамотами, призами и др.).
В ходе исследования уровней проявления сформированности мотивированная потребность дошкольника в здоровье определялась по методике М. Цукермана [Цукерман, 1995, с. 187-189]. В процессе опытно-экспериментальной работы эта методика была адаптирована к условиям ДОУ, в результате чего проявление мотивированной потребности в здоровье определялось тремя уровнями: низким, средним и высоким, а динамика эффективности — величиной изменений в показателях уровней мотивированной потребности в здоровье детей.
Анализ показателей уровней мотивированной потребности между группами в конце исследования выявил преимущество детей экспериментальной группы (ЭГ). Результаты педагогического тестирования в ЭГ и КГ представлены следующим образом: с высоким уровнем мотивированной потребности — 58 % (14 чел.) и 38 % (9 чел.); со средним - 42 % (10 чел.), 54 % (13 чел.); с низким - 0 % (0 чел.) и 8 % (2 чел.) соответственно (табл. 1).
Полученные результаты показывают, что позитивная динамика данных уровней напрямую связана с активным проявлением интереса детей к своему здоровью, что и определило, на наш взгляд, улучшение функционального состояния и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Так, например, наибольший прирост в экспериментальной группе у мальчиков был отмечен в показателях жизненной емкости легких.
Среднегрупповая величина ЖЕ Л в ЭГ составила у мальчиков 17,43 %; у девочек - 15,55 %. В КГ - 9,07 и 7,33 % соответственно (табл. 2). Показатели индекса Рюфье как у мальчиков, так и у девочек ЭГ выше, чем у детей КГ. Сравнительный анализ динамики восстановления сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку выявил прирост показателя в ЭГ — 10,65 и 10,52 % соответственно; в КГ — 3,60 и 5,62 %.
Различия между исходными и конечными показателями в обеих группах достоверны (р <0,05). Следует отметить, что в ходе опытно-экспериментальной работы в ЭГ произошло достоверное увеличение показателей динамометрии левой и правой кисти; прыжка в длину с места; в беге на 30 м.; броска набивного мяча из-за головы; подтягивания на перекладине из виса (м); сгибания и разгибания рук в упоре
Таблица 1
Уровни мотивированной потребности детей в здоровье в процессе эксперимента
№ п / п Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
до эксп. п=24 после эксп. п=24 до эксп. п=24 после эксп. п=24
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 Низкий (0—5 баллов) 6 25 2 8 5 21 0 0
2 Средний (6—10 баллов) 17 71 13 54 18 75 10 42
3 Высокий (11—16 баллов) 1 4 9 38 1 4 14 58
Таблица 2
Темпы прироста показателей функционального состояния дошкольников контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп
в педагогическом эксперименте
Показатели Мальчики Р Девочки Р
кг (п=11) 'З' II 02 ^ |"1 I—1 КГ (п=13) ЭГ (п=13)
Х±т Х±т Х±т Х±т
ЖЕЛ, мл до эксп. после эксп. 1121,82±31,82 1227,27±31,68 1077,27±26,43 1280,91±19,28 <0,05 <0,05 1038,46±21,30 1118,46±26,41 1015,38±40,58 1183,85±39,59 <0,05 <0,05
Прирост, % 9,07 17,43 7,33 15,55
Р >0,05 >0,05 <0,01 <0,01
Индекс Рю- до эксп. 8,65±0,51 8,15±0,58 <0,05 7,54±0,51 7,85±0,89 <0,05
фье, уел. ед. после эксп. 8,36±0,53 7,31±0,54 <0,05 7,45±0,52 7,11±0,83 <0,05
Прирост, % 3,60 10,65 5,62 10,52
р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
лежа на скамейке (д); гибкости; в челночном беге 3x10 м. Наиболее заметный прирост показателей физических качеств в ЭГ и КГ наблюдался в подтягивании на перекладине у мальчиков. В ЭГ прирост данного показателя составил 43,64 %, в КГ-21,82 %.
Также значительный прирост показателей выявлен у девочек в развитии силовой выносливости: сгибании и разгибании рук в упоре лежа (ЭГ — 33,99 %, в КГ — 23,59 %), по шкале оценок темпа прироста показателей физических качеств дошкольников данный параметр соответствует оценке «отлично» [Усаков, 2000, с. 10]. Темпы прироста в ЭГ у мальчиков и девочек увеличились в броске набивного мяча на 17,5 и 17,6 % соответственно. В КГ данный показатель составил 13,15 и 12,8 % (табл. 3). Очевидно, более высокие темпы роста результатов в ЭГ связаны с тем, что развитие физических качеств осуществлялось в ДОУ посредством специальных физических упражнений, спортивных снарядов и тренажеров (набивные мячи, преодоление сопротивления партнера и др.) и комплексных средств общеразвивающей подготовки.
Прирост показателей гибкости в ЭГ у мальчиков и девочек составил 16,41 и 17,55 % соответственно, в КГ - 12,66 и 12,09 %. Такие изменения в ЭГ объясняются акцентированным воздействием комплекса физических упражнений, направленных на растягивание всех групп мышц в течение всего дня.
Таблица 3
Темпы прироста показателей физической подготовленности дошкольников контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп
в педагогическом эксперименте
Показатели Мальчики Р Девочки Р
КГ (п=11) ЭГ (п=11) КГ (п=13) ЭГ (п=13)
Х±т Х±т Х±т Х±т
ДММ лев., кг до эксп. после эксп. 8,45±0,47 8,73±0,42 7,91±0,41 8,55±0,56 <0,05 <0,05 6,46±0,61 7,15±0,50 6,31±0,55 7,08±0,51 <0,05 <0,05
Прирост, % 3,55 6,91 12,33 13,61
Р <0,01 <0,01 >0,05 >0,05
ДММ пр., кг до эксп. после эксп. 8,91±0,41 9,82±0,40 8,36±0,45 9,64±0,62 <0,05 <0,05 7,69±0,44 8,62±0,47 6,92±0,62 8,15±0,59 <0,05 <0,05
Прирост, % 10,06 13,53 11,23 13,47
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Прыжок в длину с места, см до эксп. после эксп. 113,45±3,1 1 127,18±3,8 6 109,09±2,85 126,36±2,95 <0,05 <0,05 101,54±2,68 115,46±2,49 100,23±2,58 116,15±3,00 <0,05 <0,05
Прирост, % 11,33 14,71 12,96 14,7
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Бег 30 м, с до эксп. после эксп. 8,80±0,37 8,02±0,16 8,15±0,16 7,05±0,13 <0,05 <0,01 8,88±0,14 8,40±0,15 7,93±0,07 7,07±0,07 >0,05 >0,05
Прирост, % 9,41 14,46 5,55 11,5
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Бросок мяча (1 кг), м до эксп. после эксп. 1,84±0,21 2,10±0,24 1,86±0,21 2,23±0,25 <0,05 >0,05 1,38±0,07 1,58±0,09 0,89±0,09 1,07±0,11 >0,05 >0,05
Прирост, % 13,15 17,5 12,8 17,6
р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Подтягивание, кол-во раз до эксп. после эксп. 1,64±0,20 2,00±0,19 1,36±0,20 1,91±0,21 <0,05 <0,05
Прирост, % 21,82 43,64
Р <0,05 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре, кол-во раз до эксп. после эксп. 1,62±0,18 2,00±0,16 1,69±0,21 2,31±0,21 <0,05 <0,05
Прирост, % 23,59 33,99
Р <0,05 <0,05
Наклон вперед до эксп. после эксп. 7,55±0,34 8,55±0,34 11,36±1,05 13,45±1,30 >0,05 >0,05 X со со 00 00 н- н-р о со со сл сл 12,62±0,79 15,08±0,98 >0,05 >0,05
Прирост, % 12,66 16,41 12,99 17,55
Р <0,01 <0,01 >0,05 >0,05
Челночный бег 3x10 м до эксп. после эксп. 11,98±0,83 11,27±0,79 10,69±0,22 9,37±0,10 <0,05 <0,01 11,49±0,29 10,84±0,27 10,75±0,19 9,56±0,10 <0,05 >0,05
Прирост, % 6,12 12,97 5,85 11,62
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Таблица 4
Динамика посещаемости детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте
Учебный 2007- 2008 год
Месяцы Заболевания ОРЯИ Инфекционные ггя Р>п гтйкяттия Пропуски пр.: 1 т м ч м 11 Обобщенный ТТГШЯ.^ЯТА ТТТЧ
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во иней кол-во детей, % кол-во дней КОЛ-ВО детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней кол-во детей, % кол-во дней
Сентябрь 10/42 25 8/33 30 - - - - 5/21 10 8/33 16 15/63 35 16/66 46
Октябрь 7/29 17 10/42 28 - - 4/17 15 4/17 12 6/25 11 11/46 29 20/84 54
Ноябрь 5/21 15 8/33 24 3/13 15 1/4 5 5/21 10 2/8 4 13/55 40 11/45 33
Декабрь 5/21 20 6/25 18 - - - - 4/17 8 2/8 5 9/38 28 8/33 23
Январь 8/33 17 3/13 15 - - - - 1/4 3 - - 9/37 20 3/13 15
Февраль 5/21 20 3/13 15 - - - - 4/17 8 - - 9/38 28 3/13 15
Март 5/21 27 3/13 16 3/13 15 - - 2/8 5 - - 10/42 47 3/13 16
Апрель 6/25 25 - 2/8 4 6/25 25 2/8 4
Май 6/25 22 1/4 5 - - - - 5/21 12 - - 11/46 34 1/4 5
Важным критерием эффективности программно-методического обеспечения формирования мотивированной потребности детей в здоровье является посещаемость ими ДОУ. Известно, что посещаемость детьми ДОУ зависит от ряда причин, главная из которых — заболеваемость ребенка и длительность его болезни. Вместе с тем бывают случаи немотивированных пропусков, играющих определенную роль в формировании негативного отношения ребенка к посещаемости ДОУ, что опосредованно влияет на укрепление здоровья.
Проведенный эксперимент показал, что в ЭГ количество пропусков детьми ДОУ снижалось, в то время как в КГ имело постоянный характер (табл. 4).
Таким образом, в результате проведенного исследования, основанного на активизации двигательного режима дошкольников на базе их осознанного мотивированного выбора, установлена высокая эффективность программно-методического обеспечения формирования их мотивированной потребности в здоровье.
Библиографический список
1. Ананьев В.А. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни. СПб., 2001. 347 с.
2. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 164 с.
3. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис. ... д-ра пед. наук. Малаховка, 2008. 294 с.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с. (Мастера психологии).
5. ЛесгафтП.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. 312 с.
6. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
7. Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 336 с.
8. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. 85 с.
9. Федоровская О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях разного вида: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 150 с.
10. Цукерман М. Шкала поиска ощущений // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 187-189.