ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Здоровье, дети младших классов, учебно-тренировочные занятия по плаванию, Крайний Север.
Одной из важнейших проблем современного общества являются существенное ухудшение состояния здоровья у детей младшего школьного возраста и постоянно снижающийся уровень их физических кондиций. Анализ многочисленных исследований этой проблемы свидетельствует о том, что около 80 % рождающихся в России детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только около 30 % детей можно считать вполне здоровыми [Маханева, 2000; Усаков, 2000; Шатилович, Пинегина, 2003].
Изучив теоретические основы и практику применения оздоровительной физической культуры на учебно-тренировочных занятиях по плаванию у детей младших классов, проживающих в условиях Крайнего Севера, мы пришли к выводу, что данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейшей научной разработки. Актуальность настоящего исследования вытекает из понимания высокой социальной значимости феномена «физическая культура», с одной стороны, и недостаточной эффективности методического обеспечения ее оздоровительного направления - с другой. Научная новизна заключается в пересмотре парадигмы всей учебно-тренировочной работы ДЮСШ муниципального уровня, её не только организационных и научно обоснованных изменений в содержании и методике оздоровительной направленности (основание - Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6.10.2003). Современная система набора и сохранения детей в ДЮСШ малоэффективна, не отражает насущной потребности общества в первом звене спортивной подготовки - в воспитании здоровых детей.
Суть проблемной ситуации состоит в том, что при наборе большого количество детей в ДЮСШ изначально их ориентируют на высокий спортивный результат, понимая при этом, что одаренных в двигательных действиях детей из всех набранных только 0,015 %. В результате непосильных нагрузок и большого количества соревнований у детей падают мотивация и интерес к занятиям. Практика показывает, что из 60-70 тысяч занимающихся детей в ДЮСШ Красноярского края 12-15 тысяч покидают спорт на первом году обучения, мотивируя это большими физическими нагрузками.
К сожалению, оздоровительному воздействию физической культуры уделяется мало внимания в ДЮСШ, очевидно, в результате того, что спортивная практика априори предполагает набор детей, способных выдерживать большие нагрузки, что абсолютно не согласуется с состоянием здоровья подрастающего поколения. Это вызывает тревогу в обществе и определяет для сферы науки вектор решения данной проблемы.
В ходе реализации программы оздоровительной направленности на учебно-тренировочных занятиях по плаванию у детей младших классов использовали умеренность в объемах и интенсивности, плавность нагрузок, регулируемых не стандартными классическими интервалами времени и количеством повторений до утомления, а естественным состоянием утомления, индивидуально каждым ребенком в процессе занятий через его субъективные ощущения.
В результате освоения базовых оздоровительных физических упражнений применили систему оценивания физических кондиций детей на основе индивидуального, персонального учета темпов их развития, направленную на осуществление количественной характеристики выполняемого упражнения, что позволяет сравнивать качество выполнения. В данном случае качество выполнения упражнения оценивалось по 5-балльной шкале.
На смену устаревшему нормативному подходу, не учитывающему огромной разнокаче-ственности людей, приходит разработка технологий контроля, ориентированная на конкретного ребенка. Эффективность оздоровительного воздействия физической культуры значительно возрастает при оценке физических кондиций детей, основанных не на нормативном подходе, а на динамике прогрессирующих индивидуальных показателей каждого ребенка с учетом его психофизического статуса [Усаков, 2000].
Показатели физического развития у мальчиков и девочек экспериментальной группы превышали аналогичные показатели контрольной, кроме показателя массы тела (табл. 1). Вероятно, это объясняется тем, что масса тела, которая отражает степень развития костной и мышечной систем, обусловлена как генетически, так и фактором внешней среды, в том числе и физической нагрузкой.
Заслуживает внимание динамика результатов в таких показателях, как динамометрия правой и левой кистей. Так, у мальчиков экспериментальной группы темп прироста составил 21,31 %; 17,91 %, в контрольной - 10,84 %; 10,70 % соответственно. Темпы прироста изучаемых показателей оказались достоверными (Р < 0,05). На наш взгляд, это обусловлено их естественным развитием и эффективностью экспериментальной оздоровительной программы на уроках плавания детей младших классах в условиях Крайнего Севера.
Достоверное увеличение установлено в показателях физической подготовленности (табл. 2): поднимание туловища за 1 мин, плавание кролем на груди 12 м и кролем на спине 12 м у мальчиков и девочек экспериментальной группы.
Таблица 1
Темп прироста физического развития младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте
Показатели Мальчики Девочки
КГ (п =12 ) ЭГ (п =12 ) КГ (п =12 ) ЭГ (п =12 )
Х ± т Х ± т Х ± т Х ± т
Рост стоя (см) До эксп. После эксп. 135,0± 1,19 137,33±1,11 134,25 ± 0,85 137,36 ± 0,91 133,33 ± 1,61 135,79 ± 1,65 133,21 ± 1,67 136,07 ± 1,60
Прирост, % 1,72 ± 0,10 2,29 ± 0,19 1,83 ± 0,09 2,13 ± 0,13
5 Р < 0,05 Р < 0,05
Рост сидя (см) До эксп. После эксп. 73,18 ± 0,54 74,01 ± 0,53 72,60 ± 0,38 74,08 ± 0,37 71,00 ± 0,72 71,84 ± 0,74 71,17 ± 0,81 72,50 ± 0,86
Прирост, % 1,12 ± 0,10 2,01 ± 0,15 1,18 ± 0,08 1,85 ± 0,10
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Масса тела, кг До эксп. После эксп. 28,65 ± 0,46 30,83 ± 0,48 28,5 ± 0,46 30,46 ± 0,43 27,91 ± 1,12 29,99 ± 1,16 27,80 ± 1,02 29,47 ± 0,98
Прирост, % 12,00 ± 1,97 6,70 ± 0,44 7,23 ± 0,46 5,96 ± 0,57
Р Р < 0,05 Р > 0,05
ОГК, см До эксп. После эксп. 64,21 ± 0,66 65,07 ± 0,66 64,1 ± 0,73 65,05 ± 0,72 60,48 ± 1,66 61,78 ± 1,58 60,50 ± 1,27 61,93 ± 1,28
Прирост, % 1,24 ± 0,07 1,48 ± 0,50 2,18 ± 0,44 2,33 ± 0,07
Р Р < 0,05 Р > 0,05
ОГК вд, см До эксп. После эксп. 66,70 ± 0,66 67,55 ± 0,66 67,02 ± 0,73 68,16 ± 0,70 63,82 ± 1,52 65,27 ± 1,54 63,25 ± 1,13 65,47 ± 1,16
Прирост, % 1,26 ± 0,07 1,68 ± 0,11 2,24 ± 0,27 3,01 ± 0,18
Р Р < 0,05 Р < 0,05
ОГК выд, см До эксп. После эксп. 63,06 ± 0,67 63,58 ± 0,67 62,64 ± 0,73 63,82 ± 0,74 59,0 ± 1,58 60,27 ± 1,62 59,14 ± 1,12 60,07 ± 1,11
Прирост, % 0,83 ± 0,05 1,87 ± 0,09 2,14 ± 0,15 1,57 ± 0,14
Р Р < 0,05 Р < 0,05
ДММ пр., кг До эксп. После эксп. 12,66 ± 0,44 14,08 ± 0,39 12.66 ± 0,35 15.66 ± 0,33 9,58 ± 0,82 10,83 ± 0,83 9,5 ± 0,58 11,08 ± 0,48
Прирост, % 10,84 ± 1,68 21,31 ± 2,33 13,63± 2,20 16,51 ± 2,21
э Р < 0,05 Р > 0,05
ДММ лев., кг До эксп. После эксп. 14,83 ± 0,34 16,5 ± 0,33 14,91 ± 0,31 17,83 ± 0,27 11.0 ± 0,65 12.0 ± 0,59 11,58 ± 0,58 12,83 ± 0,50
Прирост, % 10,70 ± 1,23 17,91 ± 1,50 9,41 ± 1,52 10,84 ± 1,59
Р Р < 0,05 Р > 0,05
Таб лица 2
Темпы прироста показателей физической подготовленности детей младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте
Показатели Мальчики Девочки
КГ (п =12) ЭГ (п =12) КГ (п =12) ЭГ (п =12)
Х ± т Х ± т Х ± т Х ± т
Бег 30 м, сек До эксп. После эксп. 6,34 ± 0,13 6,03 ± 0,11 6,3 ± 0,1 5,8 ± 0,09 6,60 ± 0,23 6,37 ± 0,21 6,52 ± 0,20 6,14 ± 0,17
Прирост, % 5,08 ± 0,42 8,17 ± 0,56 3,54 ± 0,38 5,84 ± 0,50
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Прыжок в длину с места, см До эксп. После эксп. 147,7 ± 1,79 152,6 ± 1,56 148,3 ± 1,08 154,2 ± 0,89 137,2 ± 1,28 144,5 ± 1,07 139,3 ± 1,68 146,7 ± 1,35
Прирост, % 3,30 ± 0,44 3,92 ± 0,28 5,18 ± 0,47 5,22 ± 0,57
Р Р > 0,05 Р > 0,05
Метание набивного мяча 1(кг), см До эксп. После эксп. 220.8 ± 2,37 246.9 ± 2,21 220 ± 1,87 257,2 ± 1,37 202,0 ± 2,64 211,4 ± 2,20 202,2 ± 2,7 241,8 ± 2,2
Прирост, % 11,17 ± 0,37 15,6 ± 0,60 4,58 ± 0,37 6,07 ± 0,37
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Подтягивание на перекладине из виса, раз До эксп. После эксп. 1,08 ± 0,19 1,66 ± 0,22 2,66 ± 0,37 5,08 ± 0,26 1,75 ± 0,39 5,42 ± 0,23 2,75 ± 0,59 7,00 ± 0,33
Прирост, % 56,67 ± 20,96 72,86 ± 13,23 113,91±14,67 103,14 ±17,04
Р Р > 0,05 Р > 0,05
Челночный бег 3П10 м, сек До эксп. После эксп. 9,78 ± 0,09 9,5 ± 0,07 9,58 ± 0,08 9,31 ± 0,06 10,52 ± 0,04 10,13 ± 0,06 10,28 ± 0,09 10,03 ± 0,05
Прирост,% 2,92 ± 0,29 2,81 ± 0,25 3,81 ± 0,31 2,44 ± 0,45
Р Р > 0,05 Р < 0,05
Поднимание туловища за 1 мин, кол-во До эксп. После эксп. 26,5 ± 1,60 31,75 ± 0,85 23,0 ± 1,55 35,25 ± 1,52 17,67 ± 2,45 19,83 ± 2,23 15.83 ± 0,88 20.83 ± 0,72
Прирост, % 19,77 ± 4,27 43,49 ± 3,17 16,56 ± 4,44 28,19 ± 3,81
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз До эксп. После эксп. 3,16 ± 0,63 6,0 ± 0,36 4,58 ± 0,39 9,66 ± 0,25 5,42 ± 0,50 6,92 ± 0,45 6.00 ± 0,59 10.00 ± 0,59
Прирост, % 80,37 ±16,50 73,99 ± 9,08 27,32 ± 4,90 53,59 ± 4,51
Р Р > 0,05 Р < 0,05
Наклон туловища, см До эксп. После эксп. 1,83 ± 0,38 3,91 ± 0,39 1,83 ± 0,38 4,75 ± 0,30 1,66 ± 0,55 4,5 ± 0,54 1.58 ± 0,48 5.58 ± 0,52
Прирост,% 86,38 ±17,42 103,08±16,04 128,59±21,77 131,96 ±16,06
Р Р > 0,05 Р > 0,05
Выкрут руками (см) До эксп. После эксп. 58,75 ± 2,98 53,58 ± 3,09 58,41 ± 4,25 51,58 ± 3,37 46,16 ± 3,54 42,25 ± 3,54 45,25 ± 4,40 39,91 ± 5,06
Прирост,% 9,63 ± 1,50 11,79 ± 1,39 9,51 ± 1,87 23,76 ± 16,04
Р Р > 0,05 Р > 0,05
Кроль на груди, 12 м, сек До эксп. После эксп. 0 ± 0 18,03± 0,71 0 ± 0 10,04 ± 0,25 0 ± 0 19,74 ± 0,88 0 ± 0 12,28 ± 0,36
Прирост , % 14,43 ± 1,58 34,18 ± 1,98 17,05 ± 1,46 41,09 ± 2,19
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Кроль на спине, До эксп. 0± 0 0 ± 0 0 ± 0 0 ± 0
12 м, сек После эксп. 20,33 ± 0,58 11,50 ± 0,28 22,62 ± 0,86 13,46 ± 0,55
Прирост, % 12,01 ± 0,97 31,12 ± 1,65 19,80 ± 1,52 38,56 ± 1,76
Р Р < 0,05 Р < 0,05
В контрольной группе эти показатели значительно ниже, что объясняется излишней напряженностью мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений), которая вызывала определенную дискоординацию движений, приведшую к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Наибольший прирост наблюдался в показателях развития гибкости: наклон туловища у мальчиков экспериментальной группы - на 103,08 %, в контрольной - только на 86,38 %, это произошло в результате утомления, когда активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения).
В контрольной группе темп прироста оказался выше у мальчиков в показателе силовой выносливости - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, у девочек в показателе силовых способностей - подтягивание на перекладине из виса. Также в развитии координационных способностей - челночный бег 3 х 10 м - темп прироста у мальчиков и девочек контрольной группы оказался выше, чем экспериментальной. На наш взгляд, это объясняется тем, что контрольная группа занималась по типовой программе ДЮСШ, где во втором полугодии 6 недель отводилось на изучение техники «дельфин», а это связано с большими физическими нагрузками. В экспериментальной группе темп прироста был ниже, так как учебно-тренировочным занятиям были присущи плавность нагрузок, умеренность в объемах и интенсивности, что регулировалось не стандартными классическими интервалами времени и количеством повторений до утомления, а естественным состоянием утомления, индивидуально каждым ребенком в процессе занятий через его субъективные ощущения.
Рассматривая динамику функционального состояния в исследуемых группах (табл. 3), следует отметить, что у всех детей уровень функционального состояния стал выше. Вместе с тем прирост в контрольной и экспериментальной группах был различным.
Значительный прирост выявлен у мальчиков в экспериментальной группе в показателе «проба Генчи в воде» на 81,25 %, в контрольной - 43,21 %. У девочек в экспериментальной группе темп прироста увеличился в показателе «проба Штанге в воде» на 37,06 %, в контрольной - 19,27 %. Темп прироста изучаемых показателей достоверный (Р < 0,05).
В научной литературе есть подтверждение тому, что при повышении устойчивости организма к гипоксии продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе увеличивается [Макарова, 2004].
Повышение результата экспериментальной группы мальчиков и девочек в задержке дыхания (на вдохе и выдохе) является объективным показателем улучшения адаптивных механизмов жизнедеятельности организма школьника.
Это свидетельствует об эффективности целенаправленных педагогических воздействий, направленных на повышение функциональных показателей систем детского организма, и находит научное подтверждение в динамике полученных результатов. Динамика показателей здоровья в процессе эксперимента представлена в табл. 4.
Таб лица 3
Темпы прироста показателей функционального состояния младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте
Показатели Мальчики Девочки
КГ (п =12) ЭГ (п =12) КГ (п =12) ЭГ (п =12)
Х ± т Х ± т Х ± т Х ± т
ЖЕЛ (мл) До эксп. После эксп. 1808,3 ±37,86 1958,3± 33,62 1833,3 ±37,60 2091,7 ± 35,8 1700 ± 40.82 1858.3 ±39.80 1725 ± 44.59 2000 ± 34.81
Прирост, % 8,04 ± 0,86 13,23 ± 0,83 8.95 ± 1.11 14.96 ± 1.10
Р Р < 0,05 Р <0,05
Проба Штан- До эксп. 29,50 ± 2,35 30,08 ± 2,16 24,33 ± 1,63 23,33 ± 2,22
ге на суше После эксп. 31,83 ± 2,22 34,33 ± 1,86 26,42 ± 1,75 28,50 ± 2,04
Прирост, % 8,23 ± 1,39 14,27 ± 2,35 8,37 ± 1,38 21,90 ± 3,14
Р Р < 0,05 Р < 0,05
Проба Генчи До эксп. 12,83 ± 0,65 13,17 ± 0,65 11,75 ± 0,62 11,67 ± 0,81
на суше После эксп. 14,58 ± 0,50 15,67 ± 0,38 13,33 ± 0,59 14,83 ± 0,55
Прирост, % 13,66 ± 2,47 18,47 3,54 12,97 ± 1,69 25,79 ± 3,91
Р Р > 0,05 Р < 0,05
Проба Штан- До эксп. 0 ± 0 0 ± 0 0 ± 0 0 ± 0
ге в воде После эксп. 18,33 ± 1,08 24,83 ± 0,79 15,50 ± 0,54 19,58 ± 1,22
Прирост, % 18,26 ± 2,85 24,49 ± 4,23 19,27 ± 3,18 37,06 ± 3,32
Р Р > 0,05 Р < 0,05
Проба Генчи До эксп. ± 0 0 ± 0 0 ± 0 0 ± 0
в воде После эксп. 6,25 ± 0,45 10,25 ± 0,7 7,83 ± 0,46 5,4 ± 0,4
Прирост, % 43,21 ± 9,96 81,25 ± 4,63 52,66 ± 6,76 55,62 8,63
Р Р <0,05 Р > 0,05
Таб лица 4
Частота острых респираторных заболеваний (ОРЗ) у детей младших классов в процессе эксперимента
Учебный год 2008/2009 М есяцы Итого
IX X XI XII I II III IV V
Число заболевших КГ 3 2 3 6 4 3 4 5 3 33
ЭГ 3 1 1 4 3 1 2 2 2 17
Проведенный эксперимент показал, что основные положения гипотезы, заложенные в настоящее исследование, нашли подтверждение в результатах экспериментальной работы. На это указывают фактические данные о количестве заболеваний ОРЗ детей экспериментальной и контрольной групп - за весь период эксперимента испытуемые контрольной группы заболевали простудными заболеваниями в 33 случаях, в то время как экспериментальной - лишь 17.
Следует обратить внимание на то, что контрольная группа также занималась плаванием. Количество занятий в неделю в группах было одинаковым - по 6 ч, а результат оздоровительных воздействий значительно выше в экспериментальной группе. Объяснение полученным результатам логично искать в структуре содержания занятий и методике их проведения.
Если в контрольной группе содержание занятий было направлено преимущественно на освоение технических элементов различных стилей и способов передвижения в водной среде и одновременно в повышении функциональных способностей организма до определенных нормативными требованиями программ ДЮСШ уровней, что требует значительных объемов тренировочной нагрузки и соответствующей интенсивности занятий, то в экспериментальной группе акцентировалось внимание на оздоровительный эффект не столько классического плавания, сколько повышения двигательной активности детей в водной
среде в виде различных подготовительных и подводящих движений, осуществляемых в основном в игровой форме.
Очевидно, на начальном этапе занятий в ДЮСШ в силу низкого исходного уровня физических кондиций детей, слабого уровня здоровья нормативные требования для большинства их зачастую остаются трудновыполнимыми. Многие дети выполняют эти требования на пределе своих, еще недостаточно развитых возможностей, что проявляется в частых переутомлениях, снижающих на этот период восприимчивость организма к вредным воздействиям среды, что и выражается в более частых простудных заболеваниях.
Таким образом, вектор учебно-методической работы всей системы ДЮСШ необходимо направить на решение оздоровительных задач. Не следует ориентировать детей сразу на высокий спортивный результат. Необходимо дать им в большей степени общую физическую подготовку, укрепить их здоровье. Если ребенок не подходит для плавания, можно рекомендовать ему заняться видом спорта, к которому у него есть предрасположенность, тем самым решая социальные, экономические и воспитательные задачи.
Смысл предлагаемых решений заключается в том, чтобы отобрать в процессе оздоровительной работы одаренных детей, к ним присоединить способных, которые создадут соответствующую концентрацию конкурентной среды, остальных мотивировать на продолжение занятий в ДЮСШ для укрепления здоровья и повышения его уровня.
Библиографический список
1. Макарова Г.А, Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт, 2004. 480 с.
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2000. 108 с.
3. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: дис. ... в виде науч. докл. д-ра пед. наук. Омск, 2000. 87 с.
4. Шатилович А.Э., Пинегина А.Э. Физическая культура в детском возрасте // Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях: мат. Всерос. науч. конф. Тюмень: Вектор Бук, 2003. С. 87-89.