УДК: 373.203.71
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кандидат педагогических наук, доцент Дворкина Н. И., кандидат педагогических наук, старший преподаватель Трофимова О. С. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В исследованиях приняло участие 53 мальчика и 73 девочки 6-7-летнего возраста. Интегральный уровень развития физических способностей и мышления оценивался в процессе подвижных и сюжетно-ролевых игр. Выявлены более выраженные позитивные изменения у 6-7-летних детей наглядно-образного мышления и в меньшей степени словесно-логического и наглядно-действенного мышления.
Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольники, физические качества, разновидности мышления.
Актуальность. За последние годы сформированы научные взгляды на интегрированное развитие физических, психических и умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания (Ю.К. Чер-нышенко, 1998; В.А. Баландин, 2001; Н.А. Фомина, 2004; И.В. Стародубцева, 2004, 2008 и др.). Так, в научных трудах Ю.К. Чернышенко (1998), Е.В. Демидовой (2004) доказана эффективность сопряженного развития физических качеств и психических процессов на учебных занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного образовательного учреждения. В то же время следует отметить, что, несмотря на имеющиеся результаты, опубликованные в проведенных исследованиях, нельзя считать, что программно-методические возможности совершенствования процесса физического воспитания дошкольников на основе использования различных видов игровой деятельности полностью исчерпаны. Так, остаются проблемными вопросы комплексного использования различных видов игровой деятельности, направленных на интегрированное развитие физических способностей и мышления детей 6-7-летнего возраста, и степени взаимовлияния этих составляющих в режиме дня дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с учетом их половозрастных особенностей.
Цель исследования. Обосновать эффективность планирования интегрированного развития физических способностей и мышления в условиях игровой деятельности детей 6-7 лет.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы: тестирование физических способностей и мышления, методы математической статистики. Педагогический эксперимент проводился на базе детских дошкольных образовательных учреждений № 116 и № 127 г. Краснодара. В исследованиях приняло участие следующее количество дошкольников детского сада № 127 - 28 мальчиков и 36 девочек и детского сада № 116 - 25 мальчиков и 37 девочек. Был разработай экспериментальный вариант планирования регламентированной двигательной деятельности детей 6-7 лет с учетом комплексного использования различных игровых средств, суть которого заключалась во введении трех разовых, двадцатиминутных дополнительных занятий игровой деятельностью в режиме дня ДОУ, что позволило увеличить до 450 минут объем двигательной активности дошкольников (табл. 1).
Для оценки физических способностей мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста были отобраны 14 тестов. Надежность и информативность используемых в педагогическом эксперименте тестов доказана в исследованиях Ю. К. Чернышенко (1998) и Н. И. Дворки-ной (2002).
В ходе экспериментальной работы был применен метод интегральной оценки физических способностей.
Для этого были разработаны формулы индекса отдельных физических способностей (ИОФС) и интегральный индекс физических способностей (ИИФС) детей подготовительной к школе группы.
Рг - ПВН шо_ 1 ПВН
ИФС2 пвн -"100 ПВН
Таблица 1
Планирование двигательной деятельности детей 6-7 лет в режиме дня дошкольного образовательного
учреждения
Формы двигательной Дни недели
активности Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Традиционное планирование
Утренняя гимнастика 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30
Физкультурное занятие 09.20-09.50 - - 09.20-09.50 -
Физкультминутка 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18
Прогулка 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30
Физкультпауза 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20
Недельный объем 150 минут
Экспериментальное планирование
Дополнительн. 07.50-08.10 07.50-08.10 07.50-08.10 07.50-08.10 07.50-08.10
занятия игровой 12.00-12.20 12.00-12.20 12.00-12.20 12.00-12.20 12.00-12.20
деятельностью 17.20-17.40 17.20-17.40 17.20-17.40 17.20-17.40 17.20-17.40
Дневной объём, мин 108 78 78 108 78
Недельный объем 450 минут
Таблица 2
Интегральные индексы физических способностей (ИИФС) детей подготовительной к школе группы, о. е.
Мальчики Девочки
исходные итоговые исходные итоговые
конт. эксп. конт. эксп. конт. эксп. конт. эксп.
ИФСС -7,3 -6,0 10 21,3 -12,3 -8,8 5,0 16,8
ИФСВ -10,0 -10,6 8,7 18,4 -14,6 -11,4 9,65 21,6
ифсб -4,5 -3,5 0,95 5,8 -3,9 -5,05 3,45 7,95
ифс„ -4,35 -6,2 20,8 30,9 -9,0 -8,5 11,8 28,5
ИФСГ -7,6 -9,7 2,3 7,9 -6,3 -12,1 3,95 7,2
ИИФС -6,75 -7,2 8,2 16,9 -9,2 - 9,17 6,8 16,4
Таблица 3
Уровень сформированности мышления у детей 6-7 лет (М±m), баллы
Виды мышления Группа
экспериментальная (п=64) Р контрольная (п=62) Р
исход. итог. исход. итог.
Наглядно-образное мышление 10,2±0,4 13,5±0,3 <0,01 10,3±0,4 11,2±0,5 <0,01
Словесно-логическое мышление 10,2±0,5 12,2±0,2 <0,01 10,5±0,2 11,3±0,3 <0,01
Наглядно-действенное мышление 15,3±0,4 17,5±0,3 <0,01 14,9±0,5 15,7±0,4 <0,01
где ИФС1 - формула расчета индекса физических способностей для тестов с прогрессивным увеличением результатов (динамометрия, прыжки, наклоны и т. п.), а ИФС2 - формула расчета индекса физических способностей для тестов с прогрессивным снижением результатов измерения (бег на время), Р1 - личный результат в одном из тестов, ПВН - половозрастная норма. Для обозначения физических способностей используются следующие символы: ИФСС - индекс развития силовых способностей, ИФСБ - индекс развития быстроты, ИФСВ
- индекс развития выносливости, ИФСЛ - индекс развития ловкости ИФСГ - индекс развития гибкости. Уровень развития отдельных физических способностей детей определялся по совокупности следующих тестов: ИФСС - динамометрия правой и левой кисти, прыжок в длину с места, бросание набивного мяча, поднимание прямых ног за 10 с, ИФСВ - бег до первой остановки и бег 120 м, ИФСБ - бег 10 м с хода, челночный бег 10х3м, ИФСЛ - бросок мяча в цель из 5 попыток, комплексное координационное упражнение, отведение руки на 45
градусов и ИФСГ - наклон вперед стоя, мост, выкрут в плечевых суставах. Интегральный индекс физических способностей (ИИФС) детей подготовительной к школе группы определялся по следующей формуле:
тлтл^ ИФСс + ИФСб + ИФСв + ИФСЛ + ИФСг ИИФС-2-— в л г
5
где ИИФС - интегральный индекс физических способностей в о.е., ИФСС - индекс физических способностей в силовых тестах, ИФСБ - в тестах на быстроту, ИФСВ - на выносливость, ИФСЛ - ловкость и ИФСГ - гибкость.
Результаты исследования. Значения интегральных характеристик физических способностей детей подготовительной к школе группы отражены в таблице 2. Установлено, что, если на первом испытании как у мальчиков, так и у девочек индексы физических способностей при развитии всех пяти физических качеств имели отрицательные значения (то есть ниже нормативных показателей), то через 9 месяцев произошли существенные положительные изменения. При этом в экспериментальной группе эти изменения были более выраженными, чем в контрольной. Так, если средний исходный интегральный показатель развития силы (ИФСС) у мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной группы имел отрицательное значение, то есть их исходные результаты тестирования в различных тестах на силу были ниже нормативных, то через 9 месяцев во всех случаях мы наблюдаем положительные изменения.
Но наиболее выраженные они у мальчиков экспериментальной группы (ИФСС=21,3 о. е.), в контрольной группе мальчиков - 10,0 о. е. У девочек этой же группы он был несколько ниже, чем у мальчиков, но все же значительно превосходил результаты своих сверстниц из контрольной группы (соответственно ИФСС=16,8 и 5,0 о. е.). В обоих случаях различия с контрольной группой были достоверными. В итоге интегральный индекс физических способностей (ИИФС) у мальчиков экспериментальной группы оказался в два раза выше по отношению к их сверстникам из контрольной группы (соответственно 16,9 и 8,2 о. е.) а у девочек экспериментальной группы в 2,4 раза выше, чем у сверстниц из контрольной группы (соответственно 16,4 и 6,8 о. е.).
Из таблицы 3 видно, что перед началом исследования уровень сформированности мышления у дошкольников экспериментальной группы по отношению к контрольной, без учета половых различий, достоверно не отличался. Но наиболее высокие баллы были получены в экспериментальной и контрольной группе детей соответственно - 15,3 и 14,9 балла (различия не достоверны при Р>0,05), при выполнении задания «складывание фигур», на наглядно-действенное мышление. В остальных видах мышления (наглядно-образном и словесно-логическом) дети экспериментальной группы набрали соответственно 10,2-10,3 и контрольной 10,2-10,5
балла. Через год были проведены итоговые испытания детей, результаты которых показали, что в отличие от контрольной наглядно-образное мышление у детей экспериментальной группы улучшилось на 32,3%, словесно-логического мышления - на 19,6% и наглядно-действенного мышления - на 14,3%.
Выводы. 1. Экспериментальное планирование физического воспитания в подготовительной к школе группе, в ходе реализации которого развитие физических качеств осуществлялось на основе использования подвижных и сюжетно-ролевых игр в комплексе с игровыми упражнениями, позволило достоверно повысить уровень развития физических способностей.
2. Комплексное использование различных видов игровой деятельности, направленных на интегрированное развитие физических способностей и мышления, позволили более существенно повысить уровень показателей сформированности мышления у дошкольников экспериментальной группы по сравнению с детьми из контрольной группы: через год наглядно-образное мышление у детей экспериментальной группы улучшилось на 32,3%, словесно-логическое мышление - на 19,6% и наглядно-действенное мышление - на 14,3%, в контрольной группе соответственно - на 8,7; 7,6 и 6,7%.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баландин, В. А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 5-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 24-29.
2. Баландин, В. А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / В. А. Баландин. - Краснодар, 1999. - 104 с.
3. Демидова, Е. В. Физическая подготовленность детей 3 -9 лет в условиях прогимназии / Е. В. Демидова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. -№ 4. - С. 24-26.
4. Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Стародубцева - Тюмень, 2004. - 21с.
5. Стародубцева, И. В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников / И. В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 55-56.
6. Фомина, Н. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: монография / Н. А. Фомина. - Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004. - 210 с.
7. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998.- 52 с.
DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND THINKING IN 6-7 AGED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PLAYING ACTIVITY
N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
O. Trofimova, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
53 and 73 6-7 aged boys and girls respectively took part in the researches. An integral level of the development of physical abilities and thinking was estimated in the process of out-door games and role plays. Changes in visual-figurative thinking have turned to be much more positive
than those in verbal-logical and visual-efficacious thinking in children of the some age.
Key word: playing activity, preschool children, physical qualities, varieties of thinking
УДК: 373.103.71
О НАПРАВЛЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ
Преподаватель Должикова Т. А.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В статье представлены результаты исследований, в ходе которых доказано, что изменение акцентов в физическом воспитании школьников 13-14 лет с упражнений локомоторного на упражнения нелокомоторного характера соответствует физиологическим изменениям, происходящим в организме подростков, позволяет добиться устойчивой положительной динамики абсолютных проявлений физических качеств и способностей, а также дает возможность в значительной мере снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, сохранить желание заниматься физическими упражнениями.
Ключевые слова: физическое воспитание, школьники средних классов, упражнения локомоторного и нелокомоторного характера.
ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время в физическом воспитании детей, подростков и юношества складывается парадоксальная ситуация: несмотря на безусловную личностную и социальную значимость здоровья, оптимального физического развития и уровня физической подготовленности, все названные показатели имеют тенденцию к ухудшению от поколения к поколению.
Несомненно, что такое положение является следствием целого комплекса причин: ухудшающей-