УДК 373.203.71
половозрастные особенности взаимозависимости в развитии интеллектуальных способностей и физических качеств детей дошкольного возраста
Кандидат педагогических наук, доцент Н. И. Дворкина,
Кубанский государственный университет физической культуры, спора и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Представлен анализ взаимосвязи между показателями развития интеллектуальных способностей и физических качеств детей в возрасте с 3 до 6 лет с учетом половых различий. выявленные особенности заключаются в том, что уровень развития интеллекта детей 3-6 лет, несомненно, взаимосвязан с процессом формирования отдельных физических качеств.
Ключевые слова: мальчики и девочки 3-6 лет; интеллект; физические качества; корреляция.
Актуальность. В последнее время большинство ученых считает, что процесс физического воспитания в ДОУ должен быть направлен на формирование физической культуры личности детей дошкольного возраста и приобщение их к ценностям физической культуры, так как именно в этом возрастном периоде происходит наибольший рост познавательной активности личности ребенка. Сама личность и личностные факторы являются важными компонентами любого интеллектуального процесса и часто предопределяют развитие тех или иных способностей, и, наоборот, уровень развития физических способностей влияет на гармоничное либо дисгармоничное развитие личности (Г. Ю. Азейнк, 1995; Л. И. Божович, 1995; Ю. Ф. Лаврентьева, 1998; А. Н. Леонтьев, 1999; Е. В. Иванова, 2004; К. Д. Чермит, 2008 и др.).
В настоящее время все больше внимания уделяется исследованиям процесса интеграции развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников (В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, 2001; Н. А. Правдов, 2003; Г. Г. Попов, 2009; И. В. Стародубцева, 2008; О. С. Трофимова, 2010; Н. А. Фомина, 2012). В научных трудах Ж. Пиаже (1994), Н. С. Паниной (1996), Л. С. Дворкина, Ю. К. Чернышенко (1997), Д. И. Фельдштей-на (2002) и других ученых дошкольный возраст опре-
№3 l 2013
деляется как период, оптимальный для развития интеллекта ребенка и формирования его познавательной активности.
Целью данного исследования являлось выявление половозрастных особенностей взаимосвязей между показателями интеллектуальных способностей и физических качеств детей 3-6 лет.
Методика исследования. С целью проведения корреляционного анализа были рассчитаны интегральные показатели развития основных физических качеств, которые определялись как частное от деления суммы результатов соответствующих тестов, определяющих силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, на их количество. Показатели интеллектуальных способностей определялись по детскому адаптированному варианту теста Д. Векслера (Ю. Филимоненко, В. Тимофеев, 1993). Достоверность корреляции определялась по критерию Стьюдента при Р=0,05. В исследовании принимали участие дошкольники: трех лет - 19 мальчиков и 21 девочка, четырех лет соответственно - 18 и 20, пяти лет - 23 и 26, шести лет - 24 и 26.
Результаты исследования. Корреляционный анализ интеллектуальных способностей и физических качеств показал, что с возрастом (от 3 до 6 лет) выявляются в целом неустойчивые связи у дошкольников одного пола. Во всех возрастных группах был установлен половой диморфизм как в количестве достоверных корреляций между интегральными интеллектуальными способностями и физическими качествами, так и между отдельными их показателями.
Из таблицы видно, что были выявлены следующие достоверные взаимосвязи между восприятием: в группе трехлетних мальчиков - и ловкостью; четырех лет - выносливостью; пятилетних - гибкостью, быстротой, силой и шестилетних - ловкостью; соответственно у
5
трехлетних девочек - выносливостью, гибкостью; четырех лет - ловкостью, силой; пятилетних - выносливостью, быстротой; шестилетних - силой, ловкостью. При этом в трехлетнем возрасте наиболее высокая степень корреляции наблюдалась у девочек по сравнению с мальчиками.
Корреляционные связи памяти выявлены у мальчиков в три года - с силой и ловкостью; в четыре года -с выносливостью и быстротой, в пять лет - с ловкостью, силой; в шесть лет - с выносливостью; соответственно у девочек: трех лет - с ловкостью, четырех лет - с быстротой и силой, пяти лет - с ловкостью, выносливостью и гибкостью, шести лет - выносливостью и ловкостью. Самый высокий уровень корреляции отмечался у мальчиков пяти, а у девочек - четырех лет.
Корреляционный анализ между вниманием и физическими качествами детей показал, что в группе мальчиков 3-6 лет достоверных связей оказалось значительно меньше, чем это имело место у девочек (табл.). °ак, кз общего» кол и ч езква ко^олкций (30) достоверными озазксисьумалычиков вольез 6,а в девочек 9. В три года у мальчиков достоверная взаимосвязь выявилась между вниманием, с одной стороны, силой и гтбз^осаке^,с^ в кетыве оооа увысочливость ю;
в ывы ь лов - дзыкосовю з сьтойс в швсыь леы - Ыыстро-той; соответственно у девочек трех лет - с силой, вы-носливестью и гибкостью; с яетыре года-сбч1ег°дке°; в пять лет ц3лoввзсвьюи всlЬУслисыывыo;6шзcть лет - с силой, гибкостью и выносливостью. Самый высокий уровень корреляции был зафиксирован у мальчиков в 5, в, девечеы в 6 лет.
Прс анализе корреляций мзждyв-ь--6бeные/е и ф и-
зическими качествами у мальчиков были отмечены более высокие показатели качественного и количественного уровня взаимосвязи по сравнению с девочками (табл.). Так, у мальчиков: в три года достоверная корреляция была выявлена между мышлением - быстротой и ловкостью; в четыре года - выносливостью; в пять лет - ловкостью и быстротой; в шесть лет - силой, быстротой и ловкостью; соответственно у девочек: в три года между мышлением и силой, в четыре года - ловкостью, пять - лет ловкостью, шесть лет - быстротой и ловкостью. Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается в основном между мышлением и ловкостью в 4, 5 и 6 лет как у мальчиков, так и девочек. Самый высокий уровень корреляции в этом случае был у мальчиков в пять, а у девочек в шесть лет.
Анализ взаимосвязи между показателями воображения и физическими качествами позволяет говорить е том, что доыкоодоные связи в этом случае оказались самыми большими как в количественном, так и в каче-ствекком -ототкнии по сравнению с предыдущими корр^яциоснымиданными (табл.).
Так, у мальчиков в три года были выявлены достоверные связи показателей воображения с показателя-ыиодвкости, в ы нооливости, быстроты и силы; в четыре года соответствексо - быстроты и силы, в пять лет -только выносливости, в шесть лет - быстроты и силы. У девочек теснота достоверных взаимосвязей между показа тдляюи дooблaжения и физических качеств была более выраженной по сравнению с мальчиками. Так, в три года достоверная связь была выявлена между по-казателяюс кое^щежения - с быстротой и ловкостью; в ость^в кода - с быстрой и выносливостью; в пять лет
Таблица
Доcтывeв-лlо - злимoгтбзи муждyензофсеьлзlмипио-зaтплями интеллектуальных способностей
и физических качеств детей 3-6 лет
к. - ЖH6CДПЫП деткддп
0,500
0,475
0,450 к т
0,425 т г л
0,400 к з
0,375 т л к г
0,350 г з к
0,325
0,300
3 4 5 6 3 С И Ы к-о
Вкгсопб°пе (е-з Р=0,0И, Л 0,345)
к.-. ЖH6CДПДП деткддп
0,500
0,475
0,450 к г,з
0,425 г к
0,400 г,з т г,т т
0,375 л з л т
0,350
0,325
0,300
к. - ЖH6CДПДП деткддп
0,500
0,475
0,450 к л
0,425 г к
0,400 г т т г т т
0,375 к л к з к
0,350
0,325
0,300
3 4 5 6 3 С И Ы к-о Внимание (при Р=0.05. гПО.361)
3 4 5 6 3 С И Ы к-о
Шсбос (е-з Р=0,0И, г! 0,355)
к.-. жиксдпдп деткддп
0,500
0,475 к
0,450
0,425 л л г,л,к г л
0,400 к к к
0,375 т к
0,350
0,325
0,300
3 4 5 6 3 С И Ы к-о
Мыш6еепе (е-з Р=0,0И, гП0,365)
о. е. мальчики девочки
0,525 л л
0,500 в
0,475 в с
0,450 б б л б б
0,425 с б л
0,400 в с
0,375 с с в
0,350
0,325
0,300
3 4 5 6 3 4 5 6 лет Воображение (при Р=0,05, ги0,375)
Примечание-, с - сила, в - выносливость, б быстрота, л - ловкость и г - гибкость.
6
№312013
- с силой и ловкостью; в шесть лет - с ловкостью, быстротой и силой. Если у мальчиков самая тесная связь между показателями воображения и ловкостью была выявлена в трехлетнем, то у девочек в шестилетнем возрасте.
На наш взгляд, представляет интерес анализ возрастно-половых количественных показателей выявленных достоверных корреляций между показателями интеллектуальных способностей и физических качеств у детей 3-6 лет по отношению к общему количеству корреляций (рис.).
■ Мальчики □ Девочки
Рис. Количество достоверных корреляций между интегральными показателями интеллектуальных способностей и физических качеств детей дошкольного возраста по отношению к общему количеству корреляций
Из рисунка видно, что относительное количество достоверных корреляций по отношению к общему их количеству у мальчиков было выше по сравнению с девочками только в трехлетнем возрасте, а у девочек в четырех- и шестилетнем возрасте. В пять лет это количество у мальчиков и девочек было одинаковым. При этом надо отметить, что у мальчиков относительный показатель достоверных корреляций не превышал 11%, а у девочек 12%, а наименьший показатель достоверных корреляций у мальчиков был равен 7%, а у девочек 8%. Следовательно, налицо тенденция более выраженных достоверных взаимосвязей у девочек 3-6 лет по сравнению с мальчиками того же возраста.
выводы. 1. У дошкольников 3-6 лет выявляются достоверные корреляции между показателями интеллектуальных способностей и физических качеств в пределах у мальчиков с 7 до 11%, а у девочек с 8 до 12% от общего их количества.
2. Выявленные достоверные корреляции между показателями интеллектуальных способностей и физических качеств дошкольников позволяют на данном этапе исследования предположить наличие сенситивных периодов во взаимозависимом их развитии.
3. Установлены половые отличия как в качественных, так и количественных показателях наличия достоверных корреляций между интеллектуальными способностями и физическими качествами у детей, начиная с трехлетнего и до шестилетнего возраста, что говорит о половом диморфизме во взаимозависимом их развитии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-132.
2. Баландин В. А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 5-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе / Баландин В. А., Чернышенко Ю. К. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 24-29.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Междунар. педагог. акад., 1995.
- 212 с.
4. Дворкин Л. С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / Л. С. Дворкин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. - № 2. - С. 32-35.
5. Иванова Е. В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: дис. ... канд. психол. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. О^и, 2004. - 165 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т. 2: хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. - С.165-196.
7. Пантина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве / Н. С. Пантина. - М.: РОССПЭН, 1996. - 272 с.
8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
- 680 с.
9. Попов Г. Г. Коррекция структуры психофизической и интеллектуальной подготовленности дошкольников средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 2. - 2009. - С. 60-64.
10. Правдов М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Правдов. - СПб., 2003. - 38 с.
11. Стародубцева И. В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников / И.В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 55-65.
12. Трофимова О. С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами различных видов игровой деятельности / О. С. Трофимова: дис. . канд. пед. наук. -Краснодар, 2010. - 171 с.
13. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. - М., 2002. - С. 25.
14. Филимоненко. Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев: методическое пособие. -СПб.,1993. - 57 с.
15. Фомина Н. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / Н. А. Фомина, С. В. Карпухина // Актуальные проблемы и пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов всероссийской научной конференции. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. - 51-56.
16. Чермит К. Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, Н. А. Цеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2008. - С. 6-8.
№3 ! 2013
7
sex-aged peculiarities of the interdependence in the development of preschool-aged children's intellectual abilities and physical qualites
N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
The analysis of the interconnection between indices of the development of children's intellectual abilities and their physical qualities in the process of their development at the age of 3-6 taking into account their sex differences is presented in the paper. The peculiarities displayed consist in the fact that the level of the development of 3-6
aged children's intellect is surely interconnected with the process of the development of some separate physical qualities.
Key words: 3-6 aged boys and girls; intellect; physical qualities; correlation.
УДК 373.103.71
преемственность компонентов экспериментальной методики развития координационных
способностей школьников 11-15 лет
Соискатель Р. Х. Деушев,
доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты экспериментальной работы, проведенной с учащимися средних классов общеобразовательных учреждений с целью интенсификации процесса развития у них координационных способностей. в ней также отражены основные подходы к обеспечению преемственности содержания основных компонентов экспериментальной методики, обеспечивающей высокий уровень ее эффективности.
Ключевые слова: координационные способности; методика развития координационных способностей; учащиеся средних классов
общеобразовательных учреждений; преемственность компонентов экспериментальной методики развития координационных способностей.
Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о большом внимании, уделяемом учеными проблеме совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений (В. А. Баландин, 2001; Е. В. Демидова, 2004; Ю. Н. Синицын, 2011).
В ходе многолетних исследований разработана экспериментальная методика развития коорди-
8
№3 l 2013