Научная статья на тему 'Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет'

Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7343
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 3-6 ЛЕТ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ / CHILDREN AGED 3-6 YEARS / AGE FEATURES / MENTAL PROCESSES / SEXUAL DIMORPHISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович

В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие особенности возрастной динамики параметров психических процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие) детей 3-6 лет. В ней также отражены результаты изучения вопросов о наличии элементов полового диморфизма в уровне развития психических процессов дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN CHILDREN AGED 3-6 YEARS

The paper presents data of many-year researches on features of age dynamics of mental processes (thinking, attention, memory, imagination, perception) in 3-6 year-old children. Also it shows the results of studying questions on existence of elements of sexual dimorphism in development of mental processes in preschool children.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет»

УДК 159.922.73 ББК 88.834.01 Ч 49

Ю.К. Чернышенко

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного образования

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; Email: [email protected]

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие особенности возрастной динамики параметров психических процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие) детей 3-6 лет. В ней также отражены результаты изучения вопросов о наличии элементов полового диморфизма в уровне развития психических процессов дошкольников.

Ключевые слова: дети 3-6 лет, возрастные особенности, психические процессы, половой диморфизм.

Yu.K. Chernyshenko

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Preschool Education, the Kuban State

University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]

AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN CHILDREN

AGED 3-6 YEARS

Abstract. The paper presents data of many-year researches on features of age dynamics of mental processes (thinking, attention, memory, imagination, perception) in 3-6 year-old children. Also it shows the results of studying questions on existence of elements of sexual dimorphism in development of mental processes in preschool children.

Keywords: children aged 3-6 years, age features, mental processes, sexual dimorphism.

Абсолютное большинство ученых убеждены в решающей роли дошкольного периода в формировании и развитии психических процессов человека. Этой проблеме посвящено значительное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для психического развития ребенка [1, 2, 3, 4].

К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса.

С другой стороны, общепринятым считается мнение о том, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане психического развития людей разных возрастов, в том числе и дошкольников, с использованием специфических, ему присущих средств и методов [5, 6].

В ходе многолетних исследований изучались особенности динамики параметров психических процессов (мышление, внимание, память, воображение и восприятие) детей 3-6 лет в условиях воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиционных программ. Полученные данные являлись фактологической основой для разработки методики использования средств физического воспитания с целью развития основных психических процессов детей дошкольного возраста [4, 7].

Средовая и генетическая обусловленность развития основных психических качеств и

черт человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых процессов.

Анализ полученных нами результатов многолетних обследований детей 3-6 лет позволил обнаружить тенденцию увеличения абсолютных значений показателей, характеризующих уровень развития психических процессов по мере взросления детей как в группах мальчиков, так и девочек.

По большинству изучаемых процессов различия между детьми трех-четырех и четырех-пяти лет достоверны. Исключение составляют внимание (дети трех-четырех лет), воображение и восприятие (мальчики четырех-пяти лет).

В возрасте пяти и шести лет картина несколько меняется: по характеристикам мышления, памяти, (в обеих половых группах), восприятия (мальчики) различия достоверны, а по процессам внимания, воображения (девочки и мальчики) и восприятия (девочки) - нет.

Таким образом, если при изучении динамики абсолютных значений характеристик психических процессов очевидна тенденция их увеличения по мере взросления детей, то анализ достоверности различий уровня их развития между группами детей смежных возрастов свидетельствует об обратной зависимости. Чем меньше возраст, тем больше показателей, имеющих различия между детьми трех-четырех лет - 80%, четырех-пяти лет -70%, пяти-шести лет - 50%. Полученные результаты свидетельствуют о сенситивности младших возрастов дошкольного периода (три-пять лет) для развития психических процессов. Вместе с тем данный тезис может считаться обоснованным, только если он получит свое подтверждение и по результатам изучения темпов прироста психических процессов детей 3-6 лет.

Анализ данных, характеризующих темпы прироста психических процессов, позволяет сделать несколько обобщений.

Во-первых, по абсолютному большинству психических процессов в обеих половых группах показатели темпов прироста максимальны в двух возрастных периодах: с 3-х до 4-х и с 4-х до 5-ти лет. Исключение составляют только способности к восприятию, для которых наиболее благоприятным является период с 5 до 6 лет.

Во-вторых, возрастная динамика показателей темпов прироста психических процессов убедительно подтверждает необходимость их развития с младших возрастов. Установлено, что по всем изучаемым процессам (исключая восприятия), начиная с 4-х летнего возраста, идет снижение значений показателей, характеризующих темпы прироста.

В-третьих, к старшему дошкольному возрасту значительно снижается количество показателей, достоверно различающихся по темпам прироста между детьми смежных возрастов. Если по темпам прироста между мальчиками и девочками 3-4 лет, а также 4 и 5 лет отличаются 9 показателей (90%), то 5- и 6-летние дети имеют различные темпы прироста по 2 показателям (20%).

Таким образом, проведённые исследования позволяют с большой долей уверенности идентифицировать возрастные диапазоны с трех до четырёх и с четырех до пяти лет как сенситивные периоды развития мышления, внимания, памяти, воображения, а с пяти до шести лет - восприятия для детей обеих половых групп.

Большое значение для теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста имеет проблема полового диморфизма [2, 4, 8, 9]. Объективные научные сведения о его наличии или, наоборот, отсутствии самым существенным образом влияют на стратегию и тактику организации физкультурных мероприятий в детских дошкольных учреждениях, регламентируя цели, задачи, принципы, состав средств, методов и методических подходов.

Однозначного ответа на данный вопрос в ходе изучения возрастных особенностей развития психических процессов детей 3-6 лет получить не удалось. Так, например, по исходному уровню сформированности мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия достоверных половых различий не установлено. Также их нет и по данным психологического тестирования через год. Однако изучение динамики темпов прироста психических процессов свидетельствует о существенных различиях по восьми из двадцати

показателей, что составляет 40% от общего их количества. Таким образом, если ориентироваться на абсолютные значения развития психических процессов, то, по-видимому, можно сделать вывод об отсутствии полового диморфизма в возрастных особенностях развития мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия. Однако принципиальным остается вопрос о причинах отсутствия половых различий. Является ли это следствием только каких-то глубинных, интимных особенностей психического развития человека в дошкольном периоде его онтогенеза? По нашему мнению, однозначный ответ давать рано.

Исследования социально-психологических проблем групп в дошкольных учреждениях в контексте социализации детей дали интересные результаты [1, 8, 10]. В них установлено, что значительно большее социализирующее влияние на детей дошкольного возраста оказывают сверстники одного с ними пола. Некоторые исследователи подчеркивают, что общество сверстников играет исключительную роль в процессе половой социализации, в формировании у детей качеств мужественности и женственности. Маленький ребенок рано усваивает, что существуют два пола, и он относится к одному из них. Под влиянием детей своего пола у ребенка постепенно дифференцируются предпочтения к определенному виду игрушек и деятельности, он начинает избегать предметы и деятельность, характерные для противоположного пола. Очень рано половая однородность становится первостепенным фактором в образовании устойчивых дружеских объединений.

Чрезвычайно важными в контексте обсуждаемой проблемы полового диморфизма являются результаты научных исследований, свидетельствующие о том, что в дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, интенсивно развивается психологический пол ребенка. Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений: (в частности, предпочтений к определенным видам деятельности) интересов, отличных у мальчиков и девочек, поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе.

Вместе с тем основная и определяющая причина существования процесса половой социализации и формирования половых психологических различий не столько биологические особенности пола, сколько разные социальные требования к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов, хотя зачастую взрослые этого и не замечают.

Последовательно развивая этот тезис, следует предположить, что отсутствие половых различий по изучаемым психическим процессам детей 3-6 лет является следствием постановки унифицированных задач и применения средств, методов, методических подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Это, в свою очередь, не создает возможности для развертывания своей специфической половой сущности не только девочкам, но и мальчикам. Данные предположения, по-видимому, подтверждаются еще и результатами педагогических наблюдений физкультурных режимных мероприятий в детских дошкольных учреждениях. Ни в конспектах, ни в ходе проанализированных 167 физкультурных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, физкультурных занятий и досугов, подвижных игр на воздухе), а также 73 занятий по различным частным методикам обучения и воспитания (формирование элементарных математических представлений, развитие речи, ознакомление с художественной литературой и др.) не было установлено половой дифференцировки задач, средств и методов образовательного процесса.

Примечания:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. 2-е изд., испр. и доп. М.: ACADEMIA, 2000. 232 с.

3. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 56-66.

4. Элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет / Ю.К. Чернышенко, И.Н. Меняйлова, В.А. Баландин, Ю.С. Короткова // Физическая культура, спорт: наука и практика. Краснодар, 2008. № 3. С. 15-17.

5. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие. М.:

Сов. спорт, 2005. 270 с.

6. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, В.А. Баландин, Е.В. Демидова // Физическая культура, спорт: наука и практика. Краснодар, 2011. № 4. С. 20-25.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 52 с.

8. Возрастные особенности психического развития детей / под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Академия, 2005. 278 с.

9. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М.: Академия, 2000. 416

с.

10. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. М.: Академия, 2006. 403 с.

References:

1. Vygotsky L.S. Educational psychology. М.: Pedagogika, 1991. 480 pp.

2. Kulikova T.A. Family pedagogy and home upbringing. 2nd ed., cor. and enlarged. М.: АСАDЕМIА, 2000. 232 pp.

3. Prokhorov A.O., Velieva S.V Mental state of preschool children // Psychology Questions. 2003. No. 5. pp. 56-66.

4. Sexual dimorphism elements in critical displays of emotional and personal characteristics of 2-3-year-old children / Yu.K. Chernyshenko, I.N. Menyailova, V.A. Balandin, Yu.S. Korotkova // Physical culture, sports: science and practice. Krasnodar, 2008. No. 3. pp. 15-17.

5. Chermit K.D. Theory and methodology of physical education. The support schemes: a manual. М.: Sov. Sports, 2005. 270 pp.

6. Innovative directions of the development of preschool and elementary-schoolchildren physical training system / Yu.K. Chernyshenko, S.M. Akhmetov, V.A. Balandin, E.V. Demidova // Physical culture, sports: science and practice. Krasnodar, 2011. No. 4. pp. 20-25.

7. Chernyshenko Yu.K. Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the physical training system of preschool children: Dissertation abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Krasnodar, 1998. 52 pp.

8. Age peculiarities of children’s mental development / ed. by I.V Dubrovina, M.I. Lisina. М.: Academia, 2005. 278 pp.

9. Preschool pedagogy / ed. by S.A. Kozlova, T.A. Kulikova. М.: Academia, 2000. 416 pp.

10. Popular psychology for parents / ed. by A.A. Bodalev. М.: Academia, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.