Научная статья на тему 'Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста'

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2842
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коконцева Е.В.

В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно-образным мышлением. Помимо этого, наглядно-образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно-образному мышлению, качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей

старшего дошкольного возраста

Коконцева Е.В.

Аспирант РГГУ, ИПим. Л.С.Выготского

rfnzK@mail.ru

В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно - образным мышлением. Помимо этого, наглядно- образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности - понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно- образному мышлению, - качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.

Проблема исследования

В связи с тем, что именно наглядно-образное мышление становится доминирующим и центральным в рамках дошкольного возраста (А.В. Запорожец [4],

A.А. Люблинская [6], Ж. Пиаже [11], Л.А. Венгер [2] и др.), для нас стало важным соотнести его развитие с развитием некоторых других, возможно так же доминирующих, функций в дошкольном возрасте. Современные исследования направлены на выявление роли и типа образов в наглядно-образном мышлении (В.П. Зинченко [5], Н.Н. Поддъяков [12], И.С. Якиманская [14]). Рассматривается так же переход и его условия от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению (Г.И. Минская [7]). Изучается процесс формирования наглядно - образного мышления в рамках изобразительной, образовательной, игровой деятельности (Б.М. Чабарова [13],

B.Ю. Белькович [1], Л.Д, Пенева [10], М.В. Никольский [8]). Однако нами не было найдено исследований, направленных на выявление взаимосвязи между развитием наглядно - образного мышлении и диалектического мышления, а так же способности к символическому опосредствованию. Помимо этого, системы развивающих занятий, опирающиеся на описанные исследования (В.П. Зинченко [5], Н.Н. Поддъяков [12], И.С. Якиманская [14] и др) реализуются в рамках работы с символическими образами, например, в рамках изобразительной деятельности (М.В. Никольский [8]) что не позволяет нам выявить возможные типы взаимосвязи между способностью к символическому опосредствованию и наглядно - образному мышлению, поскольку в рамках развития наглядно - образного мышления в таком случае затрагивается способность оперировать символами.

Помимо этого, проводимая диагностика наглядно -образного мышления, позволяет говорить, что в настоящий момент, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития наглядно - образного мышления. В связи с этим, целью нашего исследования становится разработка системы занятий, направленных на развитие наглядно - образного мышления, но не затрагивающих работу с символическим опосредствованием; а так же рассмотрение взаимосвязи между наглядно - образным мышлением и диалектическим мышлением, а так же способностью к символическому опосредствованию.

Гипотезами нашего исследованию станут следующие тезисы. Нет существенной взаимосвязи между наглядно - образным мышлением и способностью к символическому опосредствованию у детей старшего дошкольного возраста. Так же мы предполагаем, что не существует взаимосвязи между наглядно - образным мышлением и диалектическим мышлением. Помимо этого, мы предполагаем, что развитие наглядно -образного мышления не влияет на развитие способности к символическому опосредствованию и диалектическому мышлению. В рамках реализации данных гипотез, мы так же предполагаем, что возможно создание системы развивающих занятий, эффективных в сфере развития наглядно - образного мышления у детей, не включающие в себя использование символических средств.

Теоретические представления о наглядно - образном мышлении Основой теоретического и методологического изучения наглядно - образного мышления можно выделить труды Ж. Пиаже, Н. Брунера, А.В. Запорожца, И.С. Якиманской, В.П.Зинченко, Н.Н. Поддъякова, Г.И. Минской, и др.

Интегрируя приведенные представления, мы можем сформировать, применяемое в данном исследовании, определение наглядно- образного мышления как вида мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы - представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в качественно новой для дошкольного детства форме.

Помимо этого, мы больше сконцентрируемся на подструктуре, определяемой Ж. Пиаже как проективная подструктура образного мышления. Эта подструктура обеспечивает возможность распознавать, создавать, оперировать и ориентироваться среди объектов или их графических изображений под различными ракурсами.

Организация эксперимента В данном исследовании, нами была проведена система развивающих занятий, направленных на развитие наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании были задействованы две группы детей: экспериментальная и контрольная. Дети контрольной группы не проходили развивающих занятий, разработанных нами. В начале экспериментальной части исследования и по ее завершению с контрольной группой была проведена диагностика наглядно - образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектическому мышлению. Дети экспериментальной группы так же прошли через два аналогичных среза диагностики, однако, между первым и вторы срезом, они посещали развивающие занятия, направленные на развитее наглядно - образного мышления.

Система занятий по развитию наглядно - образного мышления Всю группу занятий можно разделить на три различающихся этапа. В каждом этапе нашей системы содержится по три однотипных задания. Варьируемым параметром становится полнота помощи взрослого. Первое занятие каждого этапа содержит модель возможных действий по решению поставленной задачи, которая поэтапно транслируется ребенку. На протяжении всего этапа (состоящего, напомним, из трех занятий), помощь взрослого постепенно сворачивается и в финальном задании каждого этапа ребенок выполняет все действия самостоятельно.

Так на первом этапе занятий основным заданием для ребенка было построить из кубиков изображение согласно схеме - образцу. Содержание заданий второго этапа несколько противоположно первому и состоит в том, что ребенок должен по уже выстроенной фигуре зарисовать у себя на листе ее схему. Занятия третьего этапа подразумевают, что ребенок не только может сделать постройку и зарисовать ее схему, но также должен придумать объект, построить его из кубиков на плоскости (аналогично приведенным рисункам), а потом - зарисовать его.

Методы диагностики

Для контроля над переменной наглядно - образного мышления нами была выбрана диагностическая методика «Рыбка» В.В. Холмовской. Методика направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

Нами так же была разработана группа методик, позволяющих оценить способность детей старшего дошкольного возраста к символическому опосредствованию. Методика 1 направлена на выявление способности к символическому опосредствованию, а методика 2 - на выявление способности к символическому опосредствованию ситуации, содержащей противоречие.

Материал каждой из методик состоял из картинок, сгруппированных в три серии. Каждая серия включала картинку - образец и по 5 картинок, из которых ребенок должен был выбрать одну картинку, подходящую, на его взгляд, к образцу. Перед ребенком стояла задача выбрать ту картинку, которая была бы символическим отображением ситуации, изображенной на картинке - образце. Ситуации, предлагаемы ребенку на картинках - образцах в методике 1 были наиболее простыми и понятными и не содержали противоречия. Картинка-образец методики 2 представляла собой изображение простого сюжета, ситуации, понятной ребенку (например, корабль плывет), однако содержащей противоречие (например, корабль плывет по траве). Перед ребенком стояла задача объяснить ситуацию, изображенную на картинке. В процессе объяснения можно было понять чувствительность ребенка к противоречию. После вербального объяснения, ребенку было так же необходимо выбрать из набора одну картинку.

Для анализа способности ребенка к оперированию диалектическим мышлением нами использовалась методика «Что может быть одновременно» Н.Е. Вераксы [3]. Методика направлена на диагностику диалектического мыслительного действия опосредствования.

Испытуемые

Исследование проводилось в ГБОУ детском саду №187 САО г. Москвы. В экспериментальной группе приняло участие 29 детей. Из них 12 девочек и 17 мальчиков. Средний возраст составил 5,9 лет. В контрольной группе приняло участие 25 детей. Из них 10 девочек и 15 мальчиков. Средний возраст составил 5,7 лет.

В соответствии со статистическими таблицами, можно сделать вывод о значимости полученных различий, при исследовании показателей уровня наглядно -образного мышления у детей 5 - 6 лет до и после проведенных экспериментальных занятий. Для статистической работы с данными использовался критерий парных выборок, а именно, t - критерий и критерий знаковых рангов Уилкоксона. В то время, как в контрольной группе нами не было получено значимых различий по данному показателю.

При этом, так же не было выявлено значимого уровня корреляции (коэффициент корреляции Пирсона) между показателями по способности к символическому опосредствованию и наглядно - образному мышлению, а так же по диалектическому мышлению и наглядно - образному соответственно.

Напомним, что нами так же рассматривались показатели по способности к символическому опосредствованию и диалектическому мышлению у детей данной группы до и после проведения занятий. При этом аналогичные измерения проводились и с контрольной группой.

Стоит отметить, что значимость различий не была выявлена при рассмотрении ни одного из этих параметров. Таким образом, можно подчеркнуть, что данные параметры не обладают выраженной взаимосвязью. И в косвенной, при отсутствии значимых различий в их показателях до и после формирования, могут служить подтверждением нашего предположения о развитии наглядно - образного мышления вследствие предложенной системы занятий.

Выводы

Нами была разработана и проведена система формирующих занятий в области наглядно - образного мышления для детей 5-6 лет. Были получены результаты, говорящие о значимости различий в показателях по данному параметру до и после прохождения детьми занятий. При это анализ дополнительных переменных и результатов диагностики контрольной группы дает нам дополнительную возможность, говорить о эффективности подобранного метода развития. Нами не было выявлено существенной взаимосвязи между наглядно - образным мышлением и способностью к символическому опосредствованию у детей старшего дошкольного возраста. Так же мы не обнаружили существенной взаимосвязи между наглядно - образным мышлением и диалектическим мышлением. Помимо этого, мы выявили, что развитие наглядно -образного мышления не влияет на развитие способности к символическому опосредствованию и диалектическому мышлению.

Библиография

1. Белькович В.Ю. 2010. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой. Вестник ТОГИРРО, №6(12). 122 с.

2. Венгер А. Л. 1979. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Нов. исслед. в психол. № 1, с. 65—70.

3. Диалектическая психология / А.К. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Глядешина, С.В. Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников. Под ред. Е.Е. Крашенинникова. Уфа. 2005. С. 32

4. Запорожец А.В. 1953. Развитие мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. М. с. 91-101.

5. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. 1973. Исследование визуального мышления. Вопр. психол. № 2. с. 3—14.

6. Люблинская А. А. 1966. Ранние формы мышления ребенка. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М. с. 319—348.

7. Минская Г. И. 1954.Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дне. М. 22 с.

8. Никольский М.В. 2003. Дидактическое условия формирования наглядно - образного мышления посредством информационных технологий в процессе изучения изобразительных дисциплин. №4. с. 97-101

9. Брунер Дж. 1971. О познавательном развитии.— В кн.: Исследования развития познавательной деятельности. М. с. 25—99.

10. Пенева Л.Д. 1987. Педагогические условия формирования наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Автореф.дисс.пед.наук. М.

11. Пиаже Ж., Инельдер В. 1963. Генезис элементарных логических структур. М. 424 с.

12. Поддьяков Н. Н. 1963. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве. — В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников. М. с. 163—185

13. Чабарова Б.М. 2005. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области "Естествознание" [Текст] : дис. на соиск. учен. ст.канд. пед. наук / Б.М. Чабарова ; Тобольс. гос. пед. ин-т им. Д.И.Менделеева. -Тобольск. 150 с.

14. Якиманская И.С. 1980. Развитие пространственного мышления школьников. М. с. 4551.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.