Научная статья на тему 'Формирование личностной физической культуры детей 6-7 лет в процессе развития физических способностей и мышления в условиях игровой деятельности'

Формирование личностной физической культуры детей 6-7 лет в процессе развития физических способностей и мышления в условиях игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
416
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЫШЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CAPABILITIES / THINKING / PRESCHOOL CHILDREN / PLAYING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворкина Наталья Ивановна, Чувакин Анатолий Леонидович

В статье рассматриваются особенности формирования личностной физической культуры детей дошкольного возраста, интеграции интеллектуальных и двигательных компонентов. Регламентированные дополнительные занятия игровой двигательной деятельностью, выполняемые утром, днем и вечером по 20 минут каждое, привели к тому, что объем двигательной активности детей увеличился до 450 минут в неделю, что в 3 раза больше, чем в традиционных условиях работы ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворкина Наталья Ивановна, Чувакин Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN CHILDREN AGED 6-7 IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND THINKING DURING GAME ACTIVITY

The paper discusses the peculiarities in the formation of personal physical culture in children of preschool age and integration of intellectual and motor components. The regulated additional occupations by game motive activity, executed in the morning, in the day-time and in the evening for 20 minutes each, resulted in increasing the volume of motive activity of children to 450 minutes a week, which is 3 times more than in the traditional terms of work of preschool education institution.

Текст научной работы на тему «Формирование личностной физической культуры детей 6-7 лет в процессе развития физических способностей и мышления в условиях игровой деятельности»

УДК 373.2

ББК 74.100.5

Д 24

Н.И. Дворкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: dvorkin57@mail. ru

А.Л. Чувакин

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ В

УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования личностной физической культуры детей дошкольного возраста, интеграции интеллектуальных и двигательных компонентов. Регламентированные дополнительные занятия игровой двигательной деятельностью, выполняемые утром, днем и вечером по 20 минут каждое, привели к тому, что объем двигательной активности детей увеличился до 450 минут в неделю, что в 3 раза больше, чем в традиционных условиях работы

ДОУ

Ключевые слова: физические способности, мышление, дошкольники, игровая деятельность.

N.I. Dvorkina

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Training and Health Improvement Technologies, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism; E-mail: dvorkin57@mail. ru

A.L. Chuvakin

Senior Lecturer of Physical Training Department, Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnet. ru

FORMATION OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN CHILDREN AGED 6-7 IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND THINKING

DURING GAME ACTIVITY

Abstract. The paper discusses the peculiarities in the formation of personal physical culture in children of preschool age and integration of intellectual and motor components. The regulated additional occupations by game motive activity, executed in the morning, in the day-time and in the evening for 20 minutes each, resulted in increasing the volume of motive activity of children to 450 minutes a week, which is 3 times more than in the traditional terms of work of preschool education institution.

Keywords: physical capabilities, thinking, preschool children, playing activity.

Формирование личностной физической культуры детей дошкольного возраста связано с совокупностью интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств, с формами ее организации (компонентами, подсистемами). Именно деятельность выступает как условие формирования интеллектуальной и потребностно-мотивационной сфер личности (Л.И. Божович (1995), А.Н. Леонтьев (1972, 1981, 1984), Д.И. Фельдштейн (1994, 1998, 1999), К.Д. Чермит (2008) и др.). За последние годы все больше внимания уделяется интеграции исследований физических, психических и умственных способностей личности детей дошкольного возраста в процессе

физического воспитания (В.А. Баландин, 1999; Е.В. Демидова, 2003; И.В. Стародубцева, 2004; Н.А. Фомина, 2004). В научных трудах Ю.К. Чернышенко (1998), Е.В. Демидовой (2004) доказана эффективность использования мотивационно-потребностного компонента сопряженного развития физических качеств и психических процессов на учебных занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного образовательного учреждения. В то же время нельзя считать, что процесс совершенствования личностной физической культуры дошкольников на основе использования различных видов игровой деятельности полностью исчерпан. В формировании личностной физической культуры старших дошкольников остаются проблемными вопросы, а именно: во-первых, насколько будет эффективен личностный подход к использованию различных видов игровой деятельности в процессе интегрированного развития физических способностей и мышления и, во-вторых, можно ли оценить этот подход по величине степени их взаимовлияния с учетом половозрастных особенностей.

Цель исследования. Выявить пути влияния личностной физической культуры на процесс формирования физических способностей и мышления детей 6-7 лет в условиях игровой деятельности.

Методы и организация исследования. В данной статье использованы интегральные методы тестирования физических способностей и мышления. Педагогический эксперимент проводился на базе детских дошкольных образовательных учреждений №31 и №184 г. Краснодара. В исследованиях приняли участие дошкольники детского сада №31 (32 мальчика и 35 девочек), которые вошли в экспериментальную группу, и детского сада №184 (29 мальчиков и 37 девочек), составившие контрольную группу. Был разработан экспериментальный вариант планирования регламентированной двигательной деятельности детей 6-7 лет с учетом комплексного использования различных игровых средств в режиме дня (табл. 1). Регламентированные дополнительные занятия игровой двигательной деятельностью, выполняемые утром, днем и вечером по 20 минут каждое, привели к тому, что объем двигательной активности детей увеличился до 450 минут в неделю, что в 3 раза больше, чем в традиционных условиях работы ДОУ Для характеристики физических способностей мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста были отобраны 14 тестов. Надежность и информативность используемых в педагогическом эксперименте тестов основываются на научных трудах Ю.К. Чернышенко (1998).

Кроме использования методики анализа абсолютных результатов при выполнении 15 тестов, был применен метод интегральной оценки физических способностей.

Для этого нами были разработаны формулы индекса отдельных физических способностей (ИОФС) и интегральный индекс физических способностей (ИИФС) детей дошкольной подготовительной группы.

ифс Р - пвН 100, ифс2 ПВН - Р 100

1 ПВН ПВН

где ИФС1 - формула расчета индекса физических способностей для тестов с прогрессивным увеличением результатов (динамометрия, прыжки, наклоны и т.п.), а ИФС2 -формула расчета индекса физических способностей для тестов с прогрессивным снижением результатов измерения (бег на время), Рi - личный результат в одном из тестов, ПВН -половозрастная норма. Для обозначения тех или иных физических способностей используются следующие символы: ИФСС - индекс развития силовых способностей, ИФСБ -индекс развития быстроты, ИФСв - индекс развития выносливости, ИФСЛ - индекс развития ловкости, ИФСГ - индекс развития гибкости.

Таблица 1.

Экспериментальное планирование двигательной деятельности детей 6-7 лет в режиме дня дошкольного образовательного учреждения

Формы двигательной активности Дни недели

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Традиционное планирование

Утренняя гимнастика 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30 08.20-08.30

Физкультурное Занятие 09.20-09.50 - - 09.20-09.50 -

Физкультминутка 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18 10.15-10.18

Прогулка 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30 11.00-12.30

Физкультпауза 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20 10.15-10.20

Недельный объем 150 минут

Экспериментальное планирование

Дополнительное занятие игровой двигательной деятельно стью 07.50-08.10 12.00-12.20 17.20-17.40 07.50-08.10 12.00-12.20 17.20-17.40 07.50-08.10 12.00-12.20 17.20-17.40 07.50-08.10 12.00-12.20 17.20-17.40 07.50-08.10 12.00-12.20 17.20-17.40

Дневной объём, мин 108 78 78 108 78

Недельный объем 450 минут

Уровень развития отдельных физических способностей детей определялся по совокупности следующих тестов: ИФСС - динамометрия правой и левой кисти, прыжок в длину с места, бросание набивного мяча, поднимание прямых ног за 10 с, ИФСВ - бег до первой остановки и бег 120 м, ИФСБ - бег 10 м с хода, челночный бег 10 м х3, ИФСл - бросок мяча в цель из 5 попыток, комплексное координационное упражнение, отведение руки на 45 градусов и ИФСГ - наклон вперед стоя, мост, выкрут в плечевых суставах. Интегральный индекс физических способностей (ИИФС) детей дошкольной подготовительной группы определялся по следующей формуле:

ИФС + ИФСб + ИФС + ИФС + ИФС

ИИФС---^б5л^

5

где ИИФС - интегральный индекс физических способностей в о.е., ИФСС - индекс физических способностей в силовых тестах, ИФСБ - в тестах на быстроту, ИФСВ - на выносливость, ИФСЛ - ловкость и ИФСГ - гибкость.

Результаты исследования. Интегральные характеристики физических способностей детей 6-7 лет отражены в таблице 2. Из нее следует, что если на первом испытании, как у мальчиков, так и у девочек индексы физических способностей при развитии всех пяти физических качеств имели отрицательные значения (то есть ниже нормативных показателей), то через 9 месяцев произошли существенные положительные изменения. При этом в экспериментальной группе эти изменения были более выраженными, чем в контрольной.

Таблица 2.

Интегральные индексы физических способностей (ИИФС) детей 6-7 лет, о.е.

Мальчики Девочки

Исходные Итоговые Исходные Итоговые.

Контр. п=29 Эксп. п=32 Контр. п=29 Эксп. п=32 Контр. п=37 Эксп. п=35 Контр п=37 Эксп. п=35

ИФСс -7,3 -6,0 10 21,3 -12,3 ,8 оо" - 5,0 16,8

ИФСв -10,0 -10,6 8,7 18,4 -14,6 -11,4 9,65 21,6

ИФСб -4,5 -3,5 0,95 5,8 -3,9 -5,05 3,45 7,95

ИФСл -4,35 -6,2 20,8 30,9 -9,0 -8,5 11,8 28,5

ИФСг -7,6 -9,7 2,3 7,9 -6,3 -12,1 3,95 7,2

ИФС -6,75 -7,2 8,2 16,9 -9,2 - 9,17 6,8 16,4

Так, если средний исходный интегральный показатель развития силы (ИФСС) у мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной группы имел отрицательное значение, то есть их исходные результаты тестирования в различных тестах на силу были ниже нормативных, то через 9 месяцев во всех случаях мы наблюдаем положительные изменения. Но наиболее выраженные представлены у мальчиков экспериментальной группы (ИФСС =21,3 о.е.), в контрольной группе мальчиков - 10,0 о.е. У девочек этой же группы он был несколько ниже мальчиков, но все же значительно превосходил результаты своих

сверстниц из контрольной группы (соответственно ИФСс =16,8 и 5,0 о.е.). В том и другом случае различия с контрольной группой были достоверными. В итоге интегральный индекс физических способностей (ИИФС) у мальчиков экспериментальной группы оказался в два раза выше по отношению к их сверстникам из контрольной группы (соответственно 16,9 и 8,2 о.е.), а у девочек экспериментальной группы в 2,4 раза выше сверстниц из контрольной группы (соответственно 16.4 и 6,8 о.е.). Из таблицы 3 видно, что перед началом исследования уровень сформированности мышления у дошкольников экспериментальной группы по отношению к контрольной без учета половых различий достоверно не отличался.

Таблица 3.

Уровень сформированности мышления у детей 6-7 лет без учета половых различий (М±m), баллы

Виды мышления Группа

Экспериментальная (п=67) Р Контрольная, (п=66) Р

Исход. Итог. Исход. Итог.

Наглядно-образное мышление 10,2±0,4 13,5±0,3 <0,01 10,3±0,4 11,2±0,5 <0,01

Словесно-логическое мышление 10,2±0,5 12,2±0,2 <0,01 10,5±0,2 11,3±0,3 <0,01

Наглядно- действенное мышление 15,3±0,4 17,5±0,3 <0,01 14,9±0,5 15,7±0,4 <0,01

Но наиболее высокие баллы у детей были получены при выполнении задания, где необходимо было проявить наглядно-действенное мышление - складывание фигур: в экспериментальной и контрольной группе дети сумели получить соответственно 15,3 и 14,9 балла (различия не достоверны при Р>0,05). В остальных видах мышления (нагляднообразном и словесно-логическом) дети той и другой группы сумели набрать соответственно 10,2-10,3 и 10,2-10,5 балла. Через год были проведены итоговые испытания детей, результаты которых отражены в таблице 3.

Выводы.

1. Базовые компоненты личностной физической культуры детей дошкольного возраста тесно переплетаются с задачами изучения проблем интеграции процессов физических, психологических и интеллектуальных направлений дошкольного физического воспитания. Формирование личностной физической культуры рассматривается так же, как интегральный системный эффект воспитания в дошкольном возрасте, позволяющий более объективно определить технологические и методические возможности обеспечения взаимозависимого развития физических способностей и мышления детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.

2. Повышение недельного объема игровой деятельности старших дошкольников в процессе физического воспитания осуществлялось на основе комплексного использования подвижных и сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений и позволило через год улучшить наглядно-образное мышление в экспериментальной группе на 32,3%, словесно-логическое мышление - на 19,6% и наглядно-действенное мышление - на 14,3%, соответственно в контрольной группе - на 8,7; 7,6 и 6,7%.

3. Целенаправленное развитие физических качеств на основе расширения комплексного использования различных игровых средств в режиме дня ДОУ позволяет достоверно более выражено повышать физические способности детей старшего дошкольного возраста как у мальчиков, так и у девочек экспериментальной группы по отношению к их сверстникам из контрольной группы, недельный традиционный объем игровой деятельности которых был ниже экспериментальной в три раза.

Примечания:

1. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 5-10 лет в период под-

готовки и адаптации к обучению в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 24-29.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 212 с.

3. Демидова Е.В. Физическая подготовленность детей 3-9 лет в условиях прогимназии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 4. С. 24-26.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: хрестоматия. Т. 2. Самара: БАХРАХ, 1999. С. 165-196.

5. Стародубцева И.В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 55-56.

6. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002. С. 25.

7. Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: монография. Волгоград: Издатель, 2004. 210 с.

8. Чермит К.Д., Цеева Н.А. Базовая физическая культура личности: определение понятия // Физическая культура, спорт - наука и практика. Кранодар, 2008. С. 6-8.

9. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 52 с.

References:

1. Balandin V.A., Chernyshenko Yu.K. Age features of dynamics of indices of physical development, physical readiness and mental processes of 5-10-year-old children during the period of preparation and adaptation to school teaching // Physical culture: upbringing, education, training. 2001. No. 3. P. 24-29.

2. Bozhovich L.I. Selected psychological works. Problems of personality formation / ed. by D.I. Feldstein. M.: International Pedagog. Acad. 1995. 212 pp.

3. Demidova E.V. Physical readiness of 3-9-year-old children in the conditions of pro-gymnasium // Physical culture: upbringing, education, training. 2003. No. 4. P. 24-26.

4. Leontyev A.N. Activity and personality // Psychology of a person: anthology. V. 2. Samara: BAKhRAKh, 1999. P. 165-196.

5. Starodubtseva I.V. Some results of researching the correlation dependence of indices of intellectual and motive development of the elder preschoolers // Physical culture: upbringing, education, training. 2008. No. 6. P. 55-56.

6. Feldstein D.I. Age and educational psychology / D.I. Feldstein. M., 2002. P. 25.

7. Fomina N.A. Physical training of preschoolers on the basis of system of subject and role rhythmic gymnastics: a monograph. Volgograd: Izdatel, 2004. 210 pp.

8. Chermit K.D., Tseeva N.A. Basic physical culture of a person: a concept definition // Physical culture, sports: science and practice. Kranodar, 2008. P. 6-8.

9. Chernyshenko Yu.K. The scientific and pedagogical bases of the innovation directions in the system of physical training of preschoolers: Diss. abstract for the Dr. of Pedadogy degree. Krasnodar, 1998. 52 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.