педагогические науки
УДК 372.8
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2017
Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Назаренко Наталья Нефедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физической культуры и спорта Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В педагогическом процессе, особенно в начальной школе, большое внимание уделяется требованиям к новому мышлению педагога и к качеству организации обучения, которое должно способствовать формированию творческой личности ученика. От способности системы образования удовлетворять потребности каждой личности и общества в целом в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. Данная работа посвящена важнейшей части подготовки школьников начальных классов - двигательно-познавательной активности, которая оказывает разностороннее влияние на образовательно-воспитательный процесс детей. Главной задачей в увеличении двигательно-познавательной активности учеников начальной школы является овладение новыми разнообразными упражнениями. Это способствует увеличению двигательного запаса детей и положительно влияет на развитие функций организма. Обогащение движениями должно происходить непрерывно, то есть на каждом уроке. Неизвестные, новые движения даются для того, чтобы дети испытывали новые двигательные ощущения. На уроках физической культуры «двигательные безделушки» состоящие из новых движений могут проводиться в игровой форме в процессе совершенствования определенных навыков. В статье предлагаются возможные варианты подвижных игр, соответствующих задачам урока, направленных на совершенствование двигательных способностей. Автор для сравнения полученных результатов до и после эксперимента по совершенствованию учебно-образовательного процесса на занятиях по физической культуре у учащихся экспериментальной и контрольной групп проводит сравнительный анализ.
Ключевые слова: подвижные игры, начальная школа, физическая культура, социальная значимость, дети, здоровье, движение, потребность, урок, проблема, исследование, упражнения, ученики, нагрузка, способности, знания, навыки.
SOCIAL IMPORTANCE OF ACTIVE GAMES FOR PHYSICAL CULTURE CLASSES
AT THE PRIMARY SCHOOL
© 2017
Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair
«Physical Education»
Nazarenko Nataliya Nefedovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair
«Physical culture and sport» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected]) Abstract. During the pedagogic process, especially in primary school, much attention is paid to the requirements to mentors new way of thinking and to the quality of education organization that has to lead to students' creative personality forming. The perspectives of counties' economic and cultural development depend on the educational system ability to satisfy the society's expectations in the high-quality educational services. The article is devoted to the most significant part of the primary school pupils preparation - physical activity influencing the educative process. The main aim of increasing physical activity of primary school children is getting skills of new various exercises. It helps in increasing moving background and influences positively on development of different body functions. The process of obtaining new skills has to be continuous at every class. Unknown new movements are presented for children to feel new moving feelings. It may be done as a part of a game during improvement of particular skills. The article proposes some active games in accordance with the classes main goals. Authors made comparative analysis in order to compare the results before and after the experiment, made to improve the educational process during physical culture classes.
Keywords: active games, primary school, physical culture, social importance, children, health, activity, necessity, lesson, problem, research, exercises, students, abilities, knowledge, skills.
Здоровье детей, развитие их организма - одна из основных задач современного общества. Двигательная активность - это мощный биологический стимул. Основная физиологическая особенность организма детей - постоянная потребность в движениях, это является одним из главных условий его нормального роста и развития[1].
Современное развитие общества существенно изменило характер требований к двигательным способностям человека и в связи с этим появляются новые задачи в сфере физического воспитания подрастающего поколения.
Как показывает анализ литературных источников, главной проблемой физического воспитания является развитие физической культуры личности ребенка, от этого зависит успешность процесса формирования основ здорового образа жизни. В педагогическом процессе, особенно в начальной школе большое внимание уделяется требованиям к новому мышлению педагога и особым требованиям к организации обучения, которое должно способствовать формированию творческой личности ученика. Это возможно, только в том случае, если каждый учитель будет организовывать уроки физиче-
ской культуры на основе личностно ориентированного подхода, используя при этом нетрадиционные средства, формы и методы организации физкультурно-оздоровительной деятельности [3].
Подвижные игры и игровые упражнения - самое универсальное средство физического воспитания детей. Этот вид физических упражнений находится на высшей ступени интереса детей и может решить задачу оптимизации двигательного режима учеников начальной школы, развивать у них созидательно-нравственную дея-тельность[2].
Игровая деятельность далеко не всегда сочетается с положительными эмоциями, приятными переживаниями. Дети в отличие от взрослых играют не для того, чтобы отдыхать. Наоборот, нередко они, сами того не замечая, устают от игр. Причина довольно частых переходов детей от одних игр к другим заключается в наступлении утомления. Ребенок как бы «пресыщается» прежней игрой и переходит к другой, с иным характером действий.
Урочные формы занятий удобны для обучения технике и тактическим действиям, встречающимся в под-
pedagogical sciences
вижных играх. Используя эти возможности, следует показывать занимающимся целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных ситуациях, типичных для отдельных подвижных игр. Например, это требование можно учитывать даже при проведении такой простой, на первый взгляд, игры, как «Салки»: детям надо многому научиться, чтобы в нее хорошо играть [4].
Уроки физической культуры в начальной школе продолжают развивать у детей навыки и умения, заложенные в дошкольных учреждениях. Это основные двигательные способности, координационные, силовые, скоростные, подвижность суставов, умение играть в подвижные и командные игры. Например, уроки физической культуры в начальных классах должны способствовать обучению детей:
-правильному дыханию и умению, сочетать дыхание с движениями;
-усложненным видам ходьбы и бега; -бегать с преодолением препятствий (небольшие предметы, обегая и перепрыгивая их);
- прыжкам в длину и высоту с разбега; -подбрасыванию и ловле мяча одной и двумя руками;
-метанию мяча в цель с различного расстояния; -лазанию, ползанию и переползанию различными способами по гимнастической скамейке и стенке; -элементам спортивных игр;
- передвижению на лыжах, коньках (при наличии соответствующих условий).
Однако, главной задачей в увеличении двигательно-познавательной активности учеников начальной школы является в овладение новыми разнообразными упражнениями. Это способствует увеличению двигательного запаса детей и положительно влияет на развитие функций организма. Обогащение движениями должно происходить непрерывно, то есть на каждом уроке. Неизвестные, новые движения даются для того, чтобы дети испытывали новые двигательные ощущения. На уроках физической культуры «двигательные безделушки» состоящие из новых движений могут проводиться в игровой форме в процессе совершенствования определенных навыков.
Таким образом, подвижные игры, используемые в учебном процессе учеников начальных классов, будут способствовать познавательной активности, развитию двигательных способностей, высокой эмоциональной составляющей на уроке только в том случае, если будут выстроены в определенной последовательности, в зависимости от задач урока.
Помимо этого, учитель физической культуры на каждом уроке формирует потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Такие навыки легче всего заложить именно в начальной школе, когда дети всё воспринимают легко, с восторгом и удовольствием. Как «губка» дети «впитывают» любую информацию, и от тех, кто находится рядом зависят установки детей. Если в этом возрасте формировать негативное отношение к физической культуре, это восприятие учебного предмета и движений, как таковых, может остаться затем на всю жизнь.
Огромный запас энергии, которым обладают дети в этом возрасте необходимо направить в «полезное русло» то есть двигательную активность.
Как и любой школьный предмет, физкультура имеет свои проблемы. В первую очередь, это наличие
в каждом классе детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Такие ученики, к сожалению, часто просто освобождаются от занятий, но эти дети ослаблены и еще в большей степени нуждаются в двигательной активности. Необходимо таким детям ограничить нагрузку, но не лишать удовольствия в двигательной активности. Самым неприятным для ребенка, является ограничение в движениях, лишение возможности играть вместе со всеми. А ведь на уроках физической культуры,
помимо развития двигательных способностей и навыков формируются морально-волевые качества взаимопомощи, взаимовыручки, доброжелательности, «чувство локтя». Немаловажное качество уметь сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам других учеников. Воспитание таких важных для жизни качеств как - сила воли, умение преодолевать трудности, ответственность за себя и товарищей по команде, мужество и многие другие человеческие качества. Нет в школьной программе таких дисциплин, на которых можно решить такой спектр моральных качеств. Самое важное, что все эти качества воспитываются при помощи подвижных игр. Для детей начальной школы это самый доступный и приятный способ. Как только взрослые, преподаватели, учителя забывают об этом и сосредотачивают свое внимание только на двигательных способностях и навыках, эффект будет противоположный. Соревнования могут превратиться во вражду; неумение выполнить упражнение, может превратиться - в зависть, а у некоторых может укрепиться чувство превосходства и т.д. Так происходит, если спортивные достижения ставятся выше духовных ценностей. Кроме того, уроки физической культуры — это развитие познавательной активности, на уроках передаются теоретические знания. Это происходит одновременно с двигательной деятельностью, поэтому умения, подкрепленные практикой, усваиваются значительно быстрее и прочнее.
Игра это - деятельность, благодаря которой происходит формирование личности. Дети, как и взрослые, познают мир в процессе деятельности.
Игры расширяют круг представлений об окружающем мире, способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, аналитического мышления, развивают умения сопоставлять и обобщать увиденное, таким образом развивается способность делать выводы о наблюдаемых явлениях окружающего мира [2].
Игровая деятельность - это любимое время препровождения детей. Для лучшей организации урока по физической культуре, в начальной школе изучаются строевые упражнения. Для детей это довольно скучный процесс. Поэтому, мы предлагаем проводить упражнения в игровой форме. Важным моментом, является знакомство детей с «Точками зала». Каждый спортивный школьный зал имеет форму прямоугольника, окна расположены, как правило, по одной стороне [5].
Мы предлагаем следующую классификацию подвижных игр в соответствии с задачами уроков физической культуры во втором классе (табл.1).
Для удобства и рационального размещения учащихся в зале используются эти точки. Например: класс делится на отделения и подается команда: «1 отделение к центру; 2 отделение к верхней середине; 3 отделение в правый верхний угол - «Шагом -МАРШ!», по этой команде направляющие в отделениях кратчайшим путем ведут свое отделение к указанной точке зала. Может быть 2 вариант этого задания -игровой - по этой же команде учащиеся должны бегом (без соблюдения строя) построиться в указанной точке зала, выигрывает команда, которая быстро и правильно выполнила команду. «Правильно» - означает, что в отделениях ученики должны построиться по росту, соблюдая заданный интервал в шеренге или дистанцию в колонне. Игровые задания такого формата дают возможность каждому ученику запомнить расположение точек зала, повышает дисциплину и ответственность каждого ученика, кроме этого формирует навыки работы в команде.
В процессе двигательной активности были использованы различные методические приемы, которые стимулируют развитие координационных способностей.
Существуют правила построения в зале, и дети должны в начальной школе изучить эти правила. В спортивном зале, есть определенные ориентиры:
-границы зала (верхняя граница, нижняя граница, правая граница, левая граница);
педагогические науки
- углы зала (верхний правый угол и т.д.);
- середины зала (верхняя середина и т.д.);
- центр.
Таблица 1 - Классификация подвижных игр в соответствии с задачами уроков
Задачи урока Название игр и игровых упражнений
Разучить строевые упражнения, построения (колонна, шеренга, круг) «Построение по точкам зала», «Быстро на свои места», «Карусель», ОРУ в игре «Колонны и шеренги», ОРУ «Построение геометрических фигур», ОРУ в игре «Запрещенное движение», «Делай как я»
Развивать быстроту реакции на звуковой и визуальный сигнал. Развивать внимание и слух «Три, тридцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмический эскиз»
Развивать умение ритмичной ходьбы и бега, уметь прекращать движения, и возобновлять их по сигналу «Бег скороходов», «Быстрые и ловкие», «Совушка», «Пятнашки с приседанием», «День-ночь», «Паук и мухи», «Тише едешь - дальше будешь», «Стоп!», «Фигуры», «Мы физкультурники»
Выработать быстроту и прямолинейность бега «Вызов номеров в шеренгах», «Вызов номеров в колоннах», «Воробьи и вороны»
Совершенствовать умения: ритмичной ходьбы; быстрого бега; выполнения пробежек с «увертыванием» «Гуси-лебеди», «Космонавты», «Белые медведи», «Кто быстрее», «Бег командами», «Пустое место», «Пятнашки», «Пятнашки с домом», «Нидзя», «Повторюшка», «Челночок и догонялка», «Наступление»
Закреплять навыки организованного и быстрого выполнения перебежек группами «Озеро, болото, лес», «Перемена мест», «Шишки, желуди, орехи»
Обучение и закрепление умений в бросании и ловле маленького мяча «Мяч в стенку», «Семерочка», «Поймай мяч», «Волшебные мячики»
Методические приемы для развития двигательной активности:
- использование нестандартных исходных положений;
- выполнение упражнений в «зеркальном отражении»;
- изменение скорости или темпа движений;
- изменение условий, выполнения упражнения;
- выполнение упражнений различными способами;
- усложнение упражнения дополнительными движениями;
- упражнения в парах.
Для увеличения интереса и концентрации внимания младших школьников мы включили в учебный процесс подвижные игры в каждую часть. В подготовительной части это игровые задания:
- строевые упражнения в игровой форме;
- сочетание различных видов ходьбы и бега выполняемых;
- задания в беге с использованием различных сигналов;
- подвижные игры с несколькими вариантами сложности;
- комплексы ОРУ с предметами,
- на предметах (шведская стенка).
В основную часть были включены: метод круговой тренировки, полоса препятствий и подвижные игры различной интенсивности.
В заключительную часть урока включили малоподвижные игры на внимание («Запрещенное движение», «Повтори», «Колечко», «Рыцарь, дракон и принцесса»), упражнения на расслабление.
На основании вышеизложенного были разработаны подвижные игры и игровые упражнения в заданиях с несколькими вариантами сложности, направленные на совершенствование отдельных двигательных качеств.
На уроках по физической культуре в начальной школе комплексно решаются, взаимосвязанные задачи: об-
разовательного, оздоровительного и воспитательного характера. Для управления учебным процессом, дифференцированного подхода в практической деятельности, учитель должен осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников и процессами адаптации к требованиям школьной программы. Для активизации самостоятельной деятельности на уроке, учитель должен готовить себе помощников. Помощников можно выбрать на основании наблюдения за поведением учащихся в процессе подвижных игр. При проведении подвижных игр учитель или тренер привлекает помощников, иногда это могут быть дети, которые по состоянию здоровья не могут выполнять двигательную нагрузку, они могут следить за соблюдением правил, подсчитывать очки, получаемые командами в игре, а также раздать и расставлять оборудование [6,7,8,9]. В роли помощников, в течение учебного года должны побывать все ученики класса, так как, оказывая помощь учителю, они лучше запоминают правила и способствуют хорошей дисциплине. Также, желательно чаще менять водящего, чтобы развивать элементарные организаторские навыки. В начальных классах надо выбирать водящих в соответствии со способностями детей или путем расчета до условного числа.
В настоящее время процесс социализации личности в начальной школе приобретает первостепенное значение. Учителям физической культуры необходимо включать в урок большое количество разнообразных подвижных игр, выстроенных в определенную структуру от сюжетных игр с речитативом («Хитрая лиса», «Два Мороза», «Охотники и утки»), которые лучше применять в детских садах и в группах продленного дня, к играм с элементами спорта. Это будет способствовать развитию творческого потенциала ребенка, его врожденных задатков, познавательного интереса.
Таким образом, разработка и внедрение программы подвижных игр является актуальной проблемой.
В связи с этим нами была разработана программа по подвижным играм в соответствии с задачами уроков физической культуры во втором классе, прошедшая апробацию на базе школы ГБОУСОШ N0 14 «Центр образования» им. Н.Ф. Шутова городского округа Сызрань, Самарской области с 2015 по 2016 год.
В исследовании приняли участие 2 группы по 25 человек: в экспериментальную группу (ЭГ) вошли ученики 2-А класса (8-9 лет), которые занимались по специальной программе, в контрольную группу (КГ) вошли ученики 2-Б класса, которые занимались по стандартной школьной программе.
Для увеличения интереса и концентрации внимания младших школьников мы включили в учебный процесс подвижные игры в каждую часть. В подготовительной части это игровые задания (строевые упражнения, сочетание различных видов ходьбы и бега с использованием различных сигналов, комплексы ОРУ с предметами). В основную часть были включены: полоса препятствий и подвижные игры различной интенсивности. В заключительную часть урока включили малоподвижные игры на внимание («Запрещенное движение», «Повтори», «Колечко», «Рыцарь, дракон и принцесса»), упражнения на расслабление.
При внедрении экспериментальной методики в работу с детьми младшего школьного возраста использовались гибкие методы и средства обучения для детей с различным уровнем развития двигательных и психических способностей (игровые задания для мальчиков и девочек, индивидуальные домашние задания).
В работе с детьми контрольной группы на занятиях по физической культуре использовались комплексы упражнений по стандартной школьной программе.
Для определения успешности внедрения экспериментальной программы по подвижным играм в процессе обучения у учащихся начальных классов проведен сравнительный анализ результатов, полученных в КГ и ЭГ
pedagogical sciences
по показателям «челночный бег (3х10 м)» на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Сравнительный анализ средних результатов двигательного теста в начале эксперимента у учащихся 2-го класса контрольной и экспериментальной групп не выявило достоверных различий показателей (P > 0,05). Однако после проведения эксперимента мы обнаружили достоверные различия в пользу ЭГ по данному тесту (P < 0,05).
Анализируя результаты исследовательской работы, можно сказать, что использование подвижных игр на уроках физической культуры будет способствовать увеличению двигательно-познавательной активности детей младшего школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Назаренко Н.Н. Подходы к формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста // Наука и образование в 21 веке Сборник научных трудов по материалам Международной
научно-практической конференции: в 6 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 38-42.
2. Подвижные игры: учебник / Л. В. Былеева [и др.]. -Гриф УМО. - Москва: Физическая культура,
2007. - 283 с.
3. Популо Г.М. Использование нетрадиционных средств, форм и методов организации физкультурно-оздоровительной деятельности//Физическая культура в школе. - 2014. - No8. - С. 46-49.
4. Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр : для детей от 2 до 5 лет / Силберг Дж. - Минск: Попурри, 2004. - 191 с.
5. Современная гимнастика. Проблемы, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]: сборник
материалов IX Международной научно-практической конференции/ А.Н. Дитятин [и др.].—
Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, 2013.— 159 с.
6. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.Г. Михайлов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 с.
7. Шальнов, В.А. Общая и специальная физическая подготовка футболистов в учебно-тренировочном процессе / В.А. Шальнов. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 22 с.
8. Швыков И.А. Футбол в школе. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 144 с.
9.Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Минск : «Вышэйшая школа», 2015. — 287 с.
Статья поступила в редакцию 13.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.