Научная статья на тему 'Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2'

Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / УМЕЛОЕ СОЧЕТАНИЕ В РАБОТЕ ПОЛЕЗНОГО С ПРИЯТНЫМ / ЭТО НАДО УМЕТЬ / ПОЛЕЗНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ / УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА / ГИМНАСТИКА / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИГРЫ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЫЖНЫХ ГОНОК / ВЕСЕННИЕ УРОКИ / ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджаспиров Юрий Георгиевич

Автор с помощью познавательного текста и наглядно расширяющих детские представления иллюстраций знакомит первоклассников с началом основ физической культуры, здорового образа жизни, программными упражнениями, знаниями и умениями. До овладения учениками навыком самостоятельного чтения учебник помогают им читать и правильно осмысливать учитель и родители, или другие воспитывающие их взрослые. Используя передовые достижения психологии и педагогики, учебник ненавязчиво прививает учащимся любовь к умственной и двигательной активности на основе искусного совмещения полезного с приятным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коджаспиров Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2»

Эксперимент и инновации в школе № 5/2015

Реализация ФГОС в школе

Ю.Г. Коджаспиров

Практические основы физического воспитания

учащихся 1 класса. Часть 2

Аннотация

Автор с помощью познавательного текста и наглядно расширяющих детские представления иллюстраций знакомит первоклассников с началом основ физической культуры, здорового образа жизни, программными упражнениями, знаниями и умениями. До овладения учениками навыком самостоятельного чтения учебник помогают им читать и правильно осмысливать учитель и родители, или другие воспитывающие их взрослые.

Используя передовые достижения психологии и педагогики, учебник ненавязчиво прививает учащимся любовь к умственной и двигательной активности на основе искусного совмещения полезного с приятным.

Ключевые слова:

гармоническое развитие человека, укрепление здоровья, умелое сочетание в работе полезного с приятным, это надо уметь, полезный режим дня, утренняя зарядка, гимнастика, правила безопасности, общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, танцевальные упражнения, игры на уроках гимнастики, легкая атлетика, игры на уроках легкой атлетики, лыжные гонки, игры на уроках лыжных гонок, весенние уроки, летние каникулы.

От редакции: Представляем вниманию читателей часть 2 учебника по физической культуре для первых классов общеобразовательных организаций. Часть 1 была опубликована нами в журнале «Эксперимент и инновации в школе» №4 2015 г. Автор учебника является победителем конкурса «Золотой фонд Российского образования» по теме «Панорама учебного сотрудничества»; был награжден медалью «Золотой фонд Российского образования» за разработку инновационного проекта учебно-методического комплекта «Физическая культура для 1 и 2 классов общеобразовательных организаций».

А это надо уметь

Среди многообразия занятий физической культурой, особенностей физического воспитания, о которых пишут авторы [1,2,3,4,5], мы одну из существенных ролей отдаем гимнастике.

Гимнастика

Гимнастика — это целая система специально подобранных упражнений для разностороннего физического развития и укрепления здоровья человека. На занятиях гимнастикой в первом классе ты познакомишься с посильной утренней зарядкой, простейшими строевыми, общераз-вивающими и акробатическими упражнениями. Научишься полезным упражнениям в равновесии, лазанье и перелезании, несложным броскам и ловле мяча, а также изящным танцевальным движениям.

Чтобы случайно не получить каких-нибудь повреждений на занятиях физкультурой, в том числе и гимнастикой, необходимо строго выполнять правила безопасности. Слушать и точно исполнять все команды и указания учителя, так как неточность или неловкость их выполнения могут привести к столкновениям с соседями, ударам о гимнастический снаряд или стенку, падениям на пол и т.д.

Для смягчения соскоков на твердый пол с высоких снарядов и выполнения акробатических упражнений применяются гимнастические маты. При метаниях малых мячей и других предметов надо следить за тем, чтобы они не попали в другого человека, стеклянное окно, светильник или иной неподходящий предмет.

Утренняя зарядка

Проснувшись утром — потянись, И на зарядку становись. Она тело укрепляет и энергию вливает.

Настроенье поднимает, на весь день нас заряжает быть активнее в труде, не опаздывать нигде.

Помогает не лениться и от сна освободиться, в школу с радостью шагать и учиться в ней на пять.

Утренняя гимнастика, или, проще говоря, зарядка, поможет тебе избавиться от сонного состояния, утренней вялости и нежелания что-то делать после вставания с постели. Энергичная зарядка под приятную музыку прогонит лень, как в волшебной сказке, и зарядит тебя хорошим настроением, силой, бодростью и рабочей энергией для предстоящих дел и занятий.

Поэтому утреннюю зарядку нужно делать ежедневно. Она состоит из 7-9 физических упражнений для рук, ног, туловища, шеи и головы. Ее надо выполнять в проветренной комнате или на свежем воздухе, в легкой и удобной спортивной одежде, не стесняющей твоих движений, дыхания и кровообращения.

Примерные упражнения для твоей утренней зарядки

«Кошечка прогибает спинку». Стань на четвереньки. Поднимая голову и вытягивая руки вперед, гибко потягиваясь, прогни спинку, как это занимательно тягуче делает кошечка, проснувшись после сна. Медленно повтори 4-5 раз.

«Полетай как бабочка». Встань и красиво походи по комнате, плавно махая руками, как бабочка крыльями во время полета. 20-30 секунд.

«Расти выше». Стоя с опущенными руками, медленно, но настойчиво тянись вверх головой, шеей, туловищем, становясь на цыпочки и поднимая руки через стороны вверх как можно выше. Повтори 5-6 раз.

«Достань монетку». Стоя ноги врозь, положи монетку на носок левой ноги. Наклонись и подними монетку двумя руками с последующим разгибанием тела и отведением рук дугой за голову. Затем наклонись и положи монетку на носок правой ноги. Повтори 6-8 раз, стараясь не гнуть ноги и не уронить монетку.

«Ветер дерево качает». Стань ноги врозь, руки вверх. Гибко наклоняйся то в одну, то в другую сторону, как молоденькое дерево во время сильного ветра. Повтори 8-10 раз.

«Похлопай в ладоши». Стоя руки в стороны, громко и ритмично хлопай в ладоши то спереди, то сзади себя. Повтори 10-12 раз.

«Зайчик». Из стойки с опущенными руками сделай низкое приседание, сгибая руки к плечам ладонями вперед, как зайчик, садящийся на задние лапки. Повтори 6-8 раз.

«Прыжки воробушка». Из стойки руки на поясе ритмично попрыгай по комнате упругими толчками двух ног, как воробушек, весело скачущий на полянке. 15-20 секунд.

«Успокой дыхание». В конце зарядки мягко и спокойно походи по комнате, как беспечно гуляю-

щая кошечка. Во время ходьбы выполняй плавное поднимание рук через стороны вверх. Поднимая руки, делай глубокий вдох, а опуская их — полный выдох. 30-40 секунд.

Делай утреннюю зарядку регулярно и время от времени обновляй ее новыми, полезными и понравившимися тебе упражнениями.

1. Для чего нужно делать утреннюю зарядку?

2. Из каких упражнений она состоит?

3. В каких условиях выполняется утренняя зарядка.

4. Как она обновляется.

5. Как соблюдать правила безопасности на занятиях физкультурой?

Строевые упражнения

На уроках физической культуры одновременные передвижения всем классом чаще всего выполняются строем, в колонне или шеренге. Это облегчает совместные передвижения, придает им красоту, четкость и организованность.

В строй ученики должны становиться по росту: от самого высокого — до самого низкого. В строю надо стоять прямо, плечи развернуть, руки прижать к бедрам, пятки соединить, а носки развести на ширину ступни. Это основная стойка и большинство физических упражнений в своей жизни тебе придется начинать именно из этого исходного положения. Поэтому сосредоточься и запоминай себе на пользу.

Шеренга — это строй, в котором ученики стоят на одной линии боком друг к другу.

Колонна — строй, в котором стоят в затылок друг другу.

Направляющий — стоящий в строю первым, по нему остальные принимают равнение, направление и темп движения. Замыкающий — стоящий в строю последним.

Интервал — расстояние между соседними членами шеренги. Обычно он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников.

Дистанция — расстояние между соседними членами колонны.

Фланг — начало и конец строя. Ученик, стоящий на правом фланге, называется правофланговым, а стоящий на левом фланге — левофланговым.

Строевые упражнения выполняются по команде учителя. Команда делится на предварительную — произносимую протяжно, по ней надо приготовиться, и исполнительную — произносимую отрывисто, по ней нужно четко выполнить предлагаемое упражнение или действие. Например,

«Напра - во!» — повернуться в правую сторону. «Нале - во!» — повернуться в левую сторону. «Шагом - марш!» — начать ходьбу с левой ноги.

Если шеренга повернется направо, то она, таким образом, перестроится в колонну. И, наоборот. При необходимости строй может размыкаться на указанное в команде расстояние или смыкаться.

Урок физической культуры обычно начинается с организованного прихода учащихся в чистой, легкой и удобной спортивной одежде в спортивный зал (или иное место занятий) и построения в одну шеренгу, в указанном учителем месте, по команде «Становись!»

По команде «Равняйсь!» — стоящие в шеренге должны выровняться носками в одну линию и все, кроме направляющего, повернуть голову в его сторону. По команде «Смирно!» — стоящие поворачивают голову вперед и замирают в основной стойке. По команде «Вольно!» — надо, не сходя с места, расслабить одну ногу и стоять свободно. По команде «Разойдись!» — нужно выйти из строя и свободно передвигаться или просто остановиться.

Построение в две шеренги

Построение в круг шеренгой с размыканием на вытянутые руки, осуществляется по команде «Взяться за руки и построиться в круг!» Ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг. По следующей команде, отпустив руки соседей и повернувшись направо, образуется круг колонной.

Построение в колонну по два

1. С чего начинается урок физической культуры?

2. В какой одежде надо приходить на него?

3. Как нужно стоять в строю?

4. Какие строевые команды ты знаешь и как их нужно выполнять?

5. Что еще ты можешь рассказать о строе?

А теперь развлечемся и закрепим то, чему научились, веселыми подходящими играми, удобно совместив полезное с приятным. Ради вас так будем делать по каждой изучаемой теме.

Учитель научит вас выбирать для этого самые интересные, полезные и нужные подвижные игры. Подробно объяснит конкретную пользу, организацию и правила проведения каждой предлагаемой игры. Присматривайся, учись и запоминай, как все это делается.

Чтобы после школьных занятий, в свободное время со своими друзьями ты мог самостоятельно организовать и проводить понравившиеся тебе игры и упражнения.

При этом не стесняйся и не ленись. Будь активнее и настойчивее. Развивай свои творческие способности и стремись к успеху. Успех окрыляет человека и повышает его возможности.

Строевые игры

Дружная шеренга

Эта игра полезна тем, что развивает быстроту, внимание, раскованность движений, а также закрепляет ваши умения строиться шеренгой.

Организация игры. Играющие в нее делятся на две равных команды, которые по правилам строя выстраиваются напротив друг друга шеренгами. Расстояние между шеренгами 5-6 м.

Проведение. По команде учителя (или организатора ведущего игру) «Разойдись!» — все играющие свободно разбегаются и начинают резвиться, как им захочется. Гоняться друг за другом, потешно толкаться в стойке или в приседе, взаимно хлопать ладошками и т.д.

Через 30-40 с такого свободного веселья, ведущий игру неожиданно подает команду «На исходные места в одну шеренгу — становись!», по которой обеим командам нужно мгновенно переключиться на новое дело и как можно быстрее построиться на своем прежнем месте по росту и выровняться в линию.

Команда, правильно выполнившая это игровое задание раньше соперников, получает выигрышное очко.

Игра повторяется 3 раза.

Побеждает команда, набравшая больше очков. Она объявляется дружной шеренгой и награждается общими аплодисментами.

Лучшая колонна

Эта игра полезна тем, что развивает внимание, быстроту, красоту движений и закрепляет ваши умения строиться в колонну.

Организация. Играющие делятся на 4 команды, выстраивающиеся колоннами по одному, снаружи заранее очерченного квадрата. Каждая команда занимает отведенную ей сторону квадрата.

Проведение. По команде «Разойдись!» — все игроки свободно расходятся за отведенной им стороной. Ведущий игру включает веселую танцевальную музыку и каждый начинает выразительно пританцовывать, стремясь двигаться в такт музыке как можно изящнее.

Через 1-2 минуты ведущий неожиданно выключает музыку и командует «На исходные места в колонну по одному — становись!» Тут же переключившись на это задание, каждая команда старается быстрее занять свое прежнее место, соблюдая правила строя.

Команда, построившаяся первой, получает 3 очка, второй — 2 очка, третьей — 1 очко, а последней — 0. Команда, танцевавшая красивее всех, получает еще 2 — премиальных очка.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Побеждает команда, завоевавшая больше очков.

В правильный круг

Эта игра полезно развивает быстроту, внимание, раскованность движений и закрепляет ваши умения строиться в круг.

Организация. Игроки делятся на 3-4 команды, каждая из которых образует правильный круг, взявшись за вытянутые руки. Расстояние между кругами 2-3 м.

1 • 2 • 3 • 4

Проведение. По команде «Разойдись!» — все играющие отпускают руки и свободно разбегаются в разные стороны, выразительно махая руками, как птица крыльями. Такой игровой «полет свободных птиц» продолжается 20-30с, после чего ведущий игру подает команду «В исходный круг — становись!»

Команда, первой построившаяся на своем прежнем месте в правильный круг, взявшись за вытянутые руки, получает 2 очка, второй — 1 очко, третьей и четвертой — 0.

Игруможноповторить2-3раза.

Побеждаеткоманда,набравшаябольшеочков.

Общеразвивающиеупражнения

Упражнения для разносторонней физической подготовки человека называются общеразвиваю-щими. Это разнообразные движения отдельными частями тела — руками, ногами, туловищем, шеей и головой или их сочетания, выполняемые для формирования сильного, красивого и гармонично развитого тела.

Наклоняясь, гибким станешь, В беге скорость развиваешь, В играх ловкость обретешь, Удовольствие найдешь. Сели, встали, сели, встали -Твои ножки крепче стали. Раз отжался, два отжался, Три отжался - сил набрался.

Больше сил — полегче жить, От бессилья не тужить. В силе тела красота, В слабости - лишь маята. Если будешь упражняться, Станут силой наливаться Руки, ноги, грудь, спина, Физ культура всем нужна.

Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов или с предметами — мячом, гимнастической палкой, обручем и так далее. Они очень полезны, просты и не требуют долгого разучивания. Чтобы умело ими пользоваться, тебе необходимо знать правила их описания и выполнения.

Сначала указывается название упражнения, потом исходное положение, из которого оно выполняется, а затем исполняемые движения, число их повторений или время выполнения упражнения.

(Для примера снова посмотри в учебнике и запомни описание упражнений твоей утренней зарядки.)

Основные исходные положения, из которых выполняются упражнения — это стойки, седы, приседы, выпады и упоры. Познакомься, пожалуйста, с теми из них, которые будут встречаться в начальной школе чаще всего.

Стойки

Основная стойка. Стойка ноги врозь. Скрестная стойка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стойка на коленях.

Стойка на одном колене.

Сед.

Сед углом.

Сед согнувшись.

Сед на пятках.

Эксперимент и инновации в школе. №5, 2015

Присед. Полуприсед

Упорстоя. Упид при сев.

Ъ*^ лк

Упор лежа.

Упор лежа сзади.

Упор на коленях.

Выпад.

Глубокийвыпад.

Наклонный выпад.

Чтобы помочь тебе принять перед каждым предлагаемым упражнением нужное исходное положение, оно может уточняться указанием на положение рук.

Основные положения рук

Руки на пояс. Руки перед грудью. Руки к плечам. Руки за голову. Руки перед собой. Руки за спину. Кисти к плечам. Согнуть руки назад. Согнуть руки в стороны.

Примерные общеразвивающие упражнения для твоего возраста

Внимательно рассмотри их, запомни и в свободное время делай самостоятельно себе на пользу.

1. Какие упражнения называются общеразвива-ющими?

2. Что ты знаешь о правилах описания упражнений?

3. Какие исходные положения, из которых выполняются упражнения, ты запомнил?

4. Назови примерные общеразвивающие упражнения для твоего возраста?

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения Учат нас тело в пространстве вращать И развивают наши умения Группироваться, паденья смягчать.

Акробатические упражнения помогут тебе лучше ориентироваться в пространстве и управлять переворотами и вращениями своего тела. В первом классе тебе надо познакомиться с группировкой тела в положениях сидя и лежа на спине. Освоить продольные раскачивания в плотной группировке лежа на спине. И научиться перекатам назад и обратно из седа в группировке, как показано на рисунке.

Перекаты в группировке

Группировка тела придает ему округлую форму, удобную перекатываться и вращаться, что значительно облегчает выполнение многих акробатических упражнений и является их составной частью.

1. Для чего нужны акробатические упражнения?

2. Каким перекатам тебе надо научиться в первом классе?

3. Чем является группировка и что она облегчает?

Упражнения в равновесии

Они научат тебя сохранять равновесие на одной ноге и при различных наклонах тела, а также при

ходьбе по узкой опоре, скажем, по ровной или наклонной гимнастической скамейке с поворотом, приседанием, удерживанием тела, лежащего на спине поперек скамейки.

По скамеечке пройди, И смотри, не упади. Не робей и не дрожи, Равновесие держи!

1. Чему учат упражнения в равновесии?

2. Какие упражнения в равновесии ты знаешь и выполняешь?

Лазанье и перелезание

необходимо освоить для преодоления различных препятствий и движения в усложненных условиях.

Лазанье в упоре на коленях по гимнастической скамейке

Перелезание через бревно Лазанье по гимнастической стенке высотой 50-60 см

Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2

1. Какие упражнения изображены на этих рисунках?

2. Какие из них ты можешь самостоятельно выполнить? Выполни их.

Броски и ловля мячей

Мяч — мой друг, Я с ним играю, Никогда Не унываю.

То подброшу, То поймаю, Улетит — Я догоняю.

Не дает

Скучать мне он, Прыгает, Как чемпион.

Способы бросков и ловли мяча двумя руками

Броски и ловля мяча снизу Броски из-за головы

1. Какие способы бросков и ловли мяча ты видишь на этих рисунках?

2. Известны ли тебе другие способы? Если да, то расскажи и покажи, какие именно.

Танцевальные упражнения

Танцевальные упражнения под приятную музыку создают хорошее настроение, развивают силу мышц ног, воспитывают правильную осанку, красивую походку, легкость, ритмичность и изящность движений. _

Шаг польки — это переменный шаг с легкими прыжками, положив руки на пояс. При освоении выполняются шаги польки вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом, как показано на рисунке.

Танцевальные упражнения Украшают весь урок, Чем изящнее движения, Тем значительнее прок.

Для начала изучим стилизованные шаги польки.

1. Нравятся ли тебе танцевальные упражнения и почему?

2. Что ты умеешь танцевать?

3. Что такое переменный шаг польки?

Игры на уроках гимнастики

Любишь ли ты получать подарки?

Правильно подобранная учебная игра подарит тебе ощущения радости, интереса, удовольствия и поможет увлекательно закрепить изученный материал, не испытывая обычной усталости.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть, Что учили,закрепим И себя развеселим!

Играй, мой друг, запоминай и на досуге повторяй.

Быстрые перекаты

Эта игра поможет развитию быстроты и освоению простейших судейских навыков, а также закрепит ваши умения перекатов в группировке.

Организация игры. На гимнастическом ковре, матах или другом удобном месте игроки выстраиваются в две противостоящие шеренги, разомкнутые на вытянутые руки.

Проведение. По свистку ведущего игроки первой шеренги принимают положение седа в группировке и в течение 10 секунд стараются выполнить как можно больше перекатов назад и обратно, накатываясь то на затылок, то на стопы. Количество перекатов каждого выполняющего считается, и по окончании упражнения громко объявляется, стоящим напротив игроком второй шеренги, который таким образом учится простейшим судейским навыкам. Через 10с ведущий дает свисток к окончанию упражнения и шеренги игроков меняются ролями.

Эксперимент и инновации в школе. №5, 2015

Победители определяются по наибольшему количеству выполненных перекатов. В конце игры ее ведущий подводит итоги и торжественно объявляет победителей, занявших 1, 2 и 3 место.

Не теряй равновесия

Эта игра полезна тем, что развивает смелость, быстроту и внимание, а также закрепляет ваши умения сохранять равновесие при движении по узкой опоре.

Организация. Играющие делятся на две равные команды, которые строятся колоннами по одному в 3м перед поставленными продольно гимнастическими скамейками. Расстояние между скамейками 4м. Скамейки — это условные мостики через широкий ручей, который нужно спешно перейти, не замочив ноги.

Проведение. По сигналу ведущего первые игроки обеих колонн бегут вперед, взбираются на свой мостик и, стараясь не терять равновесия, как можно быстрее продвигаются до его конца, поворачиваются кругом и возвращаются обратно. Касанием левой руки дают старт (то есть сигнал к началу бега) следующему игроку своей колонны и отходят в сторону. Следующий игрок выполняет то же самое игровое задание и так далее — до последнего. Если игрок на мостике не удержит равновесия и сорвется в ручей, то он должен вернуться к месту срыва и только оттуда продолжить свое движение по мостику.

Побеждает команда, последний участник которой закончит игровое задание раньше.

Медвежата

Эта игра развивает ловкость, выразительность движений, быстроту и внимание, а также закрепляет ваши умения лазанья и перелезания.

Организация. На полу спортивного зала проводят линию старта (то есть начала движения) и через 8м линию финиша (то есть — конца), а посередине между ними ставят поперечно гимнастическую скамейку — это как бы упавшее во время бури дерево на лужайке в лесу. Играющие выстраиваются за линией старта колонной по 5, разомкнутой на вытянутые руки. Первая пятерка игроков, смешно и выразительно изображая медвежат, становится на старт с опорой на ладони и стопы.

Проведение. По свистку ведущего медвежата устремляются в этом положении вперед, перелезают через упавшее дерево и стараются как можно быстрее добраться до финиша. Медвежонок, финишировавший первым, выходит в финал — это заключительная часть соревнований. Затем то же самое игровое задание поочередно выполняют остальные пятерки игроков. В финале соревнуются победители предварительных состязаний.

Игрок, выигравший финал, объявляется самым резвым медвежонком и награждается громкими аплодисментами. Наряду с ним все участники игры путем голосования определяют самого смешного и артистичного медвежонка.

Перехват мяча

Эта игра активно развивает быстроту, ловкость и сообразительность, а также закрепляет ваши умения ловить и бросать мяч снизу и из-за головы.

Организация. Участники делятся на тройки игроков, которые равномерно распределяются по залу или площадке, получают по большому мячу и с помощью какой-нибудь занимательной считалочки выявляют перехватчика. Например:

Я — игрок и ты — игрок, Поиграем в мяч, дружок.

Если мяч летит в кусты — Перехватчик будешь ты!

Проведение. По стартовому сигналу ведущего двое игроков каждой тройки начинают перебрасывать мяч друг другу способом двумя руками снизу или из-за головы, считая вслух передачи. А находящийся между ними перехватчик старается поймать летящий мяч. Если ему это удается, то он меняется ролями с игроком, от которого перехватил мяч. Игра продолжается несколько минут.

Лучшим перехватчиком объявляется тот, кто перехватит мяч за наименьшее число передач.

Лучший танец

Эта игра увлекательно развивает координацию движений танцевальными упражнениями, а также творческую и судейскую активность.

Организация. Выбираются трое судей, а остальные участники свободно расходятся по залу.

Проведение. Ведущий включает популярную запись танцевальной музыки, а участники игры начинают танцевать, что им захочется, стараясь превзойти всех остальных красотой, пластикой и выразительностью движений.

Танцуй веселей, каблуков не жалей!

Свободные танцы продолжаются до конца музыкального произведения, после чего судьи определяют лучший танец, подробно перечисляя, чем именно он оказался лучше остальных, и объявляют победителя.

Легкая атлетика

На уроках легкой атлетики учат основам правильной ходьбы, бега, прыжков и метаний.

Ходьба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ходьба — это самый распространенный в нашей жизни способ передвижения человека. Конечно, при необходимости ты можешь передвигаться и бегом, и прыжками, и даже ползком, однако такая необходимость возникает не так часто.

Обрати внимание на ритмическую согласованность движений ног и рук человека при правильной ходьбе.

Ходить надо свободно и непринужденно, легким, пружинистым шагом, мягко наступая на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, упруго смягчая толчок.

Туловище и голову держи прямо, плечи слегка отведи назад, с соблюдением правильной осанки. Движения рук и ног чередуй перекрестно, чтобы левая рука выносилась вперед вместе с правой ногой, а правая рука — с левой ногой. Это облегчает ходьбу и помогает удерживать равновесие тела.

В первом классе тебя научат ходить под счет, под музыку, по кругу, в колонне, с преодолением простейших препятствий (набивного мяча, гимнастической палки, скамейки), на носках, на пятках и в полуприседе.

Ходьба: на носках, на пятках, в полуприседе,

с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через набивной мяч, гимнастическую палку, скамейку.

Учись правильно ходить, в жизни пригодится -от усталости не ныть, большего добиться!

? ШЛ 1. Чему учат на уроках легкой атлетики?

2. Что такое ходьба?

3. Как надо правильно ходить?

ВЗ ^тВ^шЛ Повтори и закрепи изученные разновидности ходьбы в свободное время.

Бег

Когда требуется ускорить свое передвижение, ты обычно переходишь с ходьбы на бег и правильно делаешь. Бег очень полезен для здоровья и даже для мышления. Он играет важную роль в физической подготовке человека, от него зависят результаты в прыжках, метаниях, подвижных играх.

Бег по прямой линии

Если ты внимательно посмотришь на бегущего человека, то заметишь, что в отличие от ходьбы каждый беговой шаг складывается из опоры на одну ногу и безопорного полета в воздухе, как у птицы. Чем сильнее ты оттолкнешься от земли, тем длиннее будет твой шаг и фаза полета. От длины и частоты шагов зависит скорость бега. Регулируя длину и частоту своих шагов, ты можешь управлять скоростью бега, как тебе захочется.

Чтобы бегать правильно, красиво и быстро не уставать, надо бежать с достаточно высоким подниманием бедра, сохранять хорошую осанку и не задерживать дыхания. Согнутые в локтях руки должны попеременно двигаться вперед и назад, помогая сохранению равновесия тела без снижения скорости. Нога должна упруго приземляться на носок, а при отталкивании полностью разгибаться. Бедро другой ноги энергично поднимается вперед-вверх.

В первом классе учат бегу с высоким подниманием бедра, бегу по прямой линии, бегу с изменением направления движения (змейкой, по кругу, спиной вперед); высокому старту с последующим стартовым ускорением, быстрому бегу до 30 метров.

Бег змейкой. Бег с высоким подниманием бедра. Высокий старт

Школьник, бегай веселей

и силенок не жалей. Бег разгонит в теле кровь, мыслить легче станет вновь.

Эксперимент и инновации в школе. №5, 2015

? ®И 1. Когда нужно переходить с ходьбы на бег?

2.Какую роль играет бег в физической подготовке человека?

3. Из чего складывается беговой шаг?

4. От чего зависит скорость бега?

5. Как надо бегать, чтобы быстро не уставать?

6. Какому бегу учат в первом классе?

ВЗ

В свободное время повтори и

закрепи в беге то, чему научился в школе.

Прыжки

Умение хорошо прыгать поможет тебе в преодолении встречающихся на пути различных преград и препятствий. Для этого, в первую очередь, надо научиться правильно прыгать на одной и на двух ногах на месте, с энергичным отталкиванием и мягким приземлением, помогая выпрыгиванию взмахом рук вперед — вверх.

Затем — прыжкам с продвижением вперед, назад, влево и вправо. А также — прыжкам через небольшие препятствия — набивные мячи, бугорки, камни, ручейки, канавки.

А потом: прыжкам в длину и в высоту с места, мягкому спрыгиванию с высоты до 30см и запры-гиванию на нее (гимнастические маты, ступенька, скамейка и т.п.).

Закреплять полученные в школе знания и умения ты должен в домашних условиях и на подходящей

открытой местности. Легче всего это достигается в веселых подвижных играх и азартных состязаниях со своими друзьями.

Девочки и мальчики Им азартность помогает Прыгают, как мячики, Об усталости забыть, Ножками топочут, Посильнее оттолкнуться, Весело хохочут. Мягче ножки приземлить.

Незаметно научиться Далеко и высоко Прыгать — ибо так трудиться Без азарта нелегко.

1. В чем помогает умение хорошо прыгать?

2. Как нужно отталкиваться и приземляться во время прыжков?

3. Каким прыжкам тебе надо научиться в первую очередь?

4. Как легче всего закреплять полученные в школе знания и умения?

Метания

Метания — это специальные броски различных предметов. Они научат тебя хорошо управлять своими действиями и выполнять их с возрастающей силой. Ты уже умеешь бросать мяч двумя руками снизу и из-за головы, а теперь настала пора научиться метанию малого мяча с места одной рукой из-за головы на дальность и в вертикальную цель, стоя лицом по направлению метания.

Метание мяча на дальность

Метание мяча в вертикальную цель

Первоклассники в спортзале Ловко мячики метали.

- Где так ловко научились?

- С физкультурой подружились!

В свободное от учебы время, гуляя где-нибудь на безлюдной поляне, лужайке или берегу речки, не упускай удобной возможности пометать в свое удовольствие камешки, палочки или иные подручные предметы в какую-нибудь безопасную цель или на дальность. Если рядом окажутся друзья, то посоревнуйтесь — кто метнет точнее или дальше. Это будет еще один твой самостоятельный способ выгодно совместить приятное с полезным.

1 . Что такое метания?

2. Чему они тебя научат?

3. Каким метаниям тебе пора научиться?

Игры на уроках легкой атлетики

Найди себе пару

Эта игра полезна тем, что увлекательно развивает быстроту и внимание, а также закрепляет ваши умения ходить и бегать по кругу.

Организация. На просторной площадке играющие выстраивается парами по кругу, лицом по направлению движения. С помощью развлекательной считалочки выбирается водящий.

В лесу белки так носились, — Чуть с деревьев не свалились. Вылез раненый медведь, И давай на них реветь.

Вам бы прыгать да скакать, Не даете мне поспать. Кто завяжет мне бинты? Это, значит, будешь ты!

Выбранный таким образом водящий, становится в центр круга.

Проведение. По свистку учителя игроки внутреннего круга начинают движение вперед по правилам ходьбы, а наружного круга — по правилам бега. Через некоторое время по свистку учителя игроки наружного круга и водящий должны как можно

быстрее подбежать к любому участнику внутреннего круга, взять его за руку и в паре с ним продолжить движение шагом. Тот, кто не успеет найти себе пару, — проигрывает и становится водящим.

Тут нужен рисунок

Игра повторяется 2-3 раза.

Бег по узкому мостику

Эта игра развивает быстроту, ловкость и простейшие судейские навыки, а также закрепляет ваши умения бегать по прямой линии с высокого старта.

Организация. На площадке с интервалами 3м размечаются 3 прямые беговые полоски шириной 30см и длиной 15-20м. Это условные мостики через речку, которую надо быстро перейти. Из числа учеников назначаются 3 судьи. Играющие делятся на 3 команды, каждая из которых становится перед отведенным ей мостиком в колонну по одному.

Проведение. Направляющие игроки колонн принимают положение высокого старта и по свистку учителя бегут по своему мостику, стараясь не свалиться с него в речку (то есть не выйти за пределы очерченной полоски, за этим следит и тут же сигналит подниманием флажка приставленный к ней судья).

Игрок, перебежавший речку первым, приносит своей команде 3 очка, вторым — 2 очка, третьим — 1 очко, а не удержавшийся на мостике и упавший в воду — выбывает из игры и не приносит своей команде ничего. Затем то же самое игровое задание выполняют вторые номера соревнующихся колонн, за ними — третьи и так далее до последних.

Тут нужен рисунок

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Преодоление болота по кочкам

Эта игра хорошо развивает силу отталкивания и расчетливость, а также закрепляет ваши умения прыгать на двух ногах.

Организация. На площадке проводятся две прямые линии с интервалом 7-8м. Между ними в извилистом порядке чертят мелом 12-15 кружков на расстоянии 30-40см один от другого — это условные кочки, а вокруг них болото (которое для наглядности можно обвести яркой сплошной чертой). Участники игры выстраиваются шеренгой на берегу болота (за линией).

Проведение. По сигналу ведущего, играющие расчетливыми прыжками на двух ногах должны поочередно перебраться по кочкам на противоположный берег болота. Игрок, прыгнувший неточно и провалившийся в болото хотя бы одной ногой, выбывает из игры и идет сушиться на левый берег.

Выигрывают те, которые благополучно переберутся через болото на противоположный берег, не замочив ноги.

Попрыгунчики

Эта игра успешно развивает силу ног и простейшие судейские навыки, а также закрепляет ваши умения прыгать вперед с ноги на ногу.

Организация. На площадке перед длинной линией старта играющие выстраиваются в две шеренги, разомкнувшись на вытянутые руки. Через 10-12м проводится линия финиша. Между ними условная мелкая речка с водой по щиколотку, которую нужно перейти вброд.

Проведение. По свистку ведущего игроки первой шеренги устремляются к другому берегу прыжками с ноги на ногу, стараясь достигнуть его с наименьшим количеством прыжков. Каждый участник второй шеренги внимательно считает прыжки стартовавшего перед ним игрока и после финиша, по команде ведущего, громко объявляет его имя, фамилию и количество прыжков.

Затем то же самое игровое задание выполняет вторая шеренга, а первая, построившись за нею, — считает и объявляет результаты.

Побеждает игрок, достигнувший другого берега с наименьшим количеством прыжков.

Для развития выносливости игру можно повторить 2-3 раза, с учетом общей суммы прыжков каждого участника.

Охота на волка

Эта игра азартно развивает координацию движений и простейшие судейские навыки, закрепляет ваши умения метания малого мяча с места одной рукой из-за головы в вертикальную цель, стоя лицом по направлению метания.

Организация. Из числа учеников назначаются 3 судьи. Играющие делятся на 3 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией с интервалом 3м. В 4-х м перед каждой колонной ставят по стулу, на спинку которого прикреплен крупный выразительный рисунок бегущего волка с хищно оскаленной пастью. Первым охотникам (направляющим игрокам колонн) раздают по три малых мяча. К каждой команде охотников приставляется по судье для подсчета попаданий в волка и слежения за порядком.

Проведение. По сигналу ведущего первые охотники всех колонн начинают метание мячей одной рукой из-за головы, стараясь попасть в своего волка. За каждое такое попадание команде меткого охотника начисляется 1 очко. Метнув по очереди все 3 мяча, охотник бегом собирает их, отдает следующему игроку своей колонны, а сам становится в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое охотничье задание и таким образом игра продолжается до последнего участника.

Тут нужен рисунок

Лыжные гонки

Снег кружится над тропинкой, У ребят над головой, А они бегут на лыжах Вдоль по просеке лесной.

Воздух свежий, ароматный — Леса хвойного настой, Для здоровья благодатный И целительный такой.

Им дышать одна отрада, Физкультурникам — услада. Пробежался так зимой, Организм очистил свой.

Катание на лыжах в зимнее время на свежем воздухе доставит тебе много радости и поможет закаливанию, физическому развитию и укреплению здоровья. Однако к лыжным занятиям надо заранее подготовиться — подобрать себе специальную одежду, обувь и лыжи по росту.

Лыжный костюм должен быть легким, удобным и непродуваемым для ветра. На голове шерстяная шапочка, на руках варежки, на ногах теплые сухие носки и лыжные ботинки.

Длина лыжных палок должна достигать высоты твоих плеч, а длина лыж — пальцев поднятой вверх руки.

Побеждает команда, игроки которой добьются наибольшей суммы попаданий.

В первом классе тебя научат правильно становиться на лыжи, стоять в строю с лыжами в руках, ходить в колонне с лыжами на плече и под рукой,

ставить лыжи к ноге. Передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом. Поворотам пересту-панием на месте и в движении. Спускам с пологой горки в основной стойке. Подъемам на горку ступающим и скользящим шагом. А также торможению палками и преднамеренным падением.

Основная стойка в строю с лыжами в руках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положение с лыжами под рукой

Основная стойка на лыжах

Повороты переступанием

Повороты на лыжах переступанием сначала научись делать на месте, а потом закрепи свое умение в движении. Повороты переступанием выполняй поочередной перестановкой лыж в нужном направлении вокруг пяток или носков.

Поворот переступанием вокруг пяток, без палок Поворот переступанием вокруг носков, с палками

1. Что дает катание на лыжах в зимнее время?

2. Как надо одеваться для лыжных занятий?

3. Как подобрать для себя лыжи и палки?

4. Как выполняются повороты на лыжах пере-ступанием?

Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом

Изучение передвижения на лыжах надо начинать с ходьбы ступающим шагом без палок, поочередно приподнимая носки лыж, а пятки прижимая к снегу. Движения рук и ног чередуй перекрестно, как при обычной ходьбе.

Освоив ходьбу на лыжах ступающим шагом, приступай к изучению ходьбы скользящим шагом. В этом случае нужно скользить по снегу поочередно то на левой, то на правой лыже, плавно перенося на нее тяжесть своего тела с небольшим наклоном туловища вперед.

Скользящий шаг

Поочередно отталкиваясь ногами до выпрямления в колене, старайся как можно дальше скользить на одной лыже, а затем плавно переходи на другую. Чтобы это получалось легче, иногда полезно заниматься на лыжне с небольшим уклоном.

Торможение палками применяй только при небольшой скорости движения. Для этого надо резким ударом выставить палки вперед и как бы оттолкнуться от них.

? (Ш1 1. С чего надо начинать изучение передвижения на лыжах?

2. Как ходить на лыжах ступающим шагом?

3. Как ходить на лыжах скользящим шагом?

4. Когда применяется и как выполняется торможение палками?

ВЗI» Ж В свободное время закрепи полученные умения в передвижениях на лыжах ступающим и скользящим шагом, с использованием изученных поворотов и торможений.

Спуски с горки в основной стойке

Особое удовольствие лыжникам доставляют спуски с горки, поэтому научиться им стремится каждый первоклассник.

Для спуска с пологой горки в основной стойке лыжника ноги нужно немного согнуть в коленях, туловище наклонить вперед, а палки держать на весу, кольцами назад. В этом положении катись, себе на радость, до самого конца спуска, стараясь сохранять равновесие и наслаждаясь острыми ощущениями, которые у тебя возникнут.

Если на спуске увидишь неожиданное препятствие, которое не можешь объехать, то тормози простейшим безопасным способом преднамеренного падения. Для этого нужно вначале присесть, а затем мягко падать, последовательно садясь в снег назад — в сторону на бедро и на бок. Лыжи при этом надо развернуть поперек склона, а руки с палками развести в стороны, как показано на рисунке.

Торможение преднамеренным падением: а — падение, б — вставание.

Чтобы удобно подняться после такого падения, нужно ноги подтянуть под себя, опереться на палки и энергично встать, удерживая лыжи ребром поперек склона.

? ¡ИИ 1. Что нужно делать при спуске с горки в основной стойке?

2. Как тормозить на спуске способом преднамеренного падения.

3. Как удобно подняться после такого падения?

ВЗ ■/у. Повтори и закрепи изученные действия при спусках с горки.

Подъемы на горку ступающим и скользящим шагом

Способ лыжного подъема на горку выбирай в зависимости от ее крутизны. На пологих подъемах легче идти скользящим шагом, а там где немного круче — ступающим.

При подъеме скользящим шагом длина шага должна быть короче, а движения чаще, чем на ровном месте. Туловище больше наклоняется вперед. Палки ставятся с большим наклоном. Опора на них дольше и сильнее. После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом.

Подъем скользящим шагом

При подъеме ступающим шагом, в нем прерывается скольжение и выносимая вперед лыжа опускается на снег сверху прихлопыванием, чтобы повысить сцепление со снегом и не скатиться назад.

Подъем ступающим шагом

Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2

финишу, отталкиваясь, как на обычном самокате, только одной правой ногой.

? Шт 1. В зависимости от чего надо выбирать способ подъема на горку?

2. Чем отличается скользящий шаг при подъеме на горку от скользящего шага на ровном месте?

3. Почему при подъеме на горку ступающим шагом нужно опускать лыжу на снег прихлопыванием?

ВЗ ^ШС^ш /У В свободное время повтори и закрепи изученные подъемы на горку ступающим и скользящим шагом.

Игры на уроках лыжных гонок

Прокладываем железную дорогу

Эта игра развивает ловкость и старательность, закрепляет ваши умения ходить на лыжах ступающим шагом.

Организация. На ровном снежном поле участники игры на лыжах без палок выстраиваются шеренгой, разомкнутой на вытянутые руки. Это строители условной железной дороги. Через 30м флажками размечают следующую станцию (линию финиша).

Проведение. По сигналу учителя все лыжники идут к следующей станции ступающим шагом, стараясь проложить как можно более ровную и четкую колею железной дороги.

Побеждают игроки, проложившие самую красивую колею.

Скользящие лыжники

Эта игра развивает силу отталкивания ногами, ловкость движений и закрепляет ваши умения передвигаться на лыжах скользящим шагом.

Организация. Перед стартом хорошо укатанной лыжни игроки на лыжах без палок строятся в колонну по одному. Через 10м флажками по бокам отмечают конец разбега, а еще через 30 м — линию финиша.

Проведение. По сигналу ведущего игроки поочередно разбегаются до 10м отметки, а затем скользят на лыжах до финиша, стараясь затратить на это как можно меньше шагов.

Победитель определяется по наименьшему количеству шагов.

Быстрый самокат

Эта игра развивает быстроту, силу отталкивания и настойчивость в лыжных гонках.

Организация. На укатанном снежном поле участники игры на лыжах без палок выстраиваются шеренгой, разомкнутой на вытянутые руки. Через 20м флажками размечают линию финиша.

Проведение. По сигналу ведущего играющие лыжники как можно быстрее устремляются к

Побеждает лыжник, выполнивший игровое задание быстрее всех.

Чтобы левая нога развивалась не хуже правой, после небольшого отдыха игра повторяется в обратную сторону, с отталкиванием только левой ногой.

В целях развития выносливости игру можно повторить.

Рисуем веер на снегу

Эта игра развивает красивую координацию движений, старательность и закрепляет ваши умения поворачиваться в разные стороны переступанием на лыжах.

Организация. На нехоженом снежном участке играющие на лыжах строятся шеренгой с интервалом 3м. Это юные художники, рисующие лыжами на снегу.

Проведение. По сигналу учителя все лыжные художники выполняют поворот налево переступа-нием на месте вокруг пяток до тех пор, пока не опишут полный круг, вернувшись в исходное положение. При этом каждый старается, чтобы его лыжи оставили на снегу четкий, равномерный и красивый рисунок веера. Каждому художнику за его успехи учитель выставляет от 1 до 5 баллов.

Затем вся шеренга продвигается скользящим шагом на 20м вперед. Останавливается. И по сигналу учителя выполняет такой же поворот в другую сторону, с последующей оценкой рисунка каждого художника.

Побеждают те, кто наберет большую сумму баллов.

Смелый спуск с горки

Эта игра развивает смелость, ловкость и простейшие судейские навыки, закрепляет ваши умения спуска с горки в основной стойке.

Организация. Один из учеников назначается судьей на финише и ему вручают сумку с малыми

флажками по числу игроков. Играющие на лыжах, во главе с учителем, поднимаются ступающим шагом на небольшую снежную горку и выстраиваются шеренгой перед стартом накатанной лыжни спуска.

Проведение. По сигналу учителя игроки поочередно скатываются вниз в основной стойке лыжника, стараясь проехать как можно дальше без помощи палок и шагов. Слева от остановившегося игрока судья на финише втыкает в снег флажок, после чего игрок становится в нескольких метрах сбоку от этого флажка и наблюдает за продолжением игры.

Выигрывает лыжник, прокатившийся на лыжне в основной стойке дальше всех.

После определения победителя каждый игрок вынимает свой флажок из снега, а затем относит и кладет его в судейскую сумку.

Игра повторяется несколько раз, со сменой судьи на финише и способа подъема на горку.

Зимой в свободное время с друзьями не упускайте благоприятной возможности поиграть на снегу и в другие подходящие игры

Первоклассники резвятся, Урок лыж для них — предлог Всласть снежками покидаться, Накататься с горки впрок.

Два мальчишки непоседы Вдруг затеяли борьбу, А другие, забыв беды, Что-то лепят на снегу.

Бегают, смеются, Катят снежный ком. Вот уже слепили Крепость над бугром. Примчатся в школу завтра, А крепость уж растаяла,

В крепости возникла Потешная игра. Пусть продлится дольше Счастливая пора. Посмотрят из окна, На улице — весна!

Весенние уроки

Весной на уроках физической культуры ты продолжишь заниматься легкой атлетикой, гимнастикой и подвижными играми, разучивая и закрепляя упражнения из учебника.

Будешь расти, развиваться умственно и физически, и незаметно приблизишься ко времени окончания первого класса. Самого первого, самого трудного, самого поучительного и самого интересного класса в твоей жизни.

Прощай, первый класс!

Прощай, первый класс! Мы тебя не забудем. Ты многому нас Научил и мы будем:

Играть, упражняться, Читать и писать, К здоровью стремиться, О спорте мечтать.

Весь год мы старались Активно учиться, Режим соблюдать И полезно трудиться.

Теперь оторваться Настала пора, Все лето развлекаться Вне школьного двора.

До осени расстанемся

Со школою родной. А в сентябре вернемся, Но в класс уже... второй!

Практические основы физического воспитания учащихся 1 класса. Часть 2

Летние каникулы

Вот и наступили твои первые в школьной жизни летние каникулы. Ты славно потрудился и добросовестно заслужил их. Желаю тебе хорошего летнего отдыха. Наполни его приятными играми, любимыми упражнениями, познавательными путешествиями с родителями, интересными событиями и развлечениями.

МЕЧТАЮТ-

Играй, отдыхай, развлекайся, От болезней избавляйся

Купайся в реке, закаляйся. И почаще улыбайся.

Делать зарядку не забывай, Набирайся свежих сил,

Мускулатуру свою укрепляй. Чтоб в учебе лучшим был.

Продолжение следует

Литература

1. Гурьев С.В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Даускурдене Л.И. Реализация национально-регионального компонента на уроках физической культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 70-72.

3. Лукьяненко В.П. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры //Физическая культура в школе. 2012. № 2. С. 46-50.

4. Никифоров Ю.Б. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры в школе // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма».— Уфа: БГПУ, 2015. С. 150-153.

5. Чайковская О.Е. Дисциплина «физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов //Сборник статей Международной научно-практической и учебно-методической конференции «Научные аспекты физической культуры в высшей школе».— М.: МГСУ, 2015. С.142-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.