Научная статья на тему 'Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов'

Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2619
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / АКТУАЛЬНО ОБОГАЩЕННАЯ ПРОГРАММА НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ НА ФОНЕ УДОВОЛЬСТВИЯ / ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / СОЧЕТАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджаспиров Юрий Георгиевич

Представляемая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, примерной программе по физической культуре ФГОС и продвинуто обогащёна новыми актуальными требованиями современной жизни. Для комплексного учебно-методического обеспечения практического использования данной рабочей программы автором подготовлен целостный, логически взаимосвязанный, инновационный Учебно-методический комплект для начальной школы. В него последовательно входят раздельные учебники физической культуры для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательных организаций. Рабочие тетради по физической культуре для учащихся каждого из этих классов. А также поклассные методические пособия для учителя, работающего по этим учебникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коджаспиров Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

УДК 378.17

Ю.Г. Коджаспиров

Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов

Аннотация. Представляемая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, примерной программе по физической культуре ФГОС и продвинуто обогащёна новыми актуальными требованиями современной жизни.

Для комплексного учебно-методического обеспечения практического использования данной рабочей программы автором подготовлен целостный, логически взаимосвязанный, инновационный Учебно-методический комплект для начальной школы. В него последовательно входят раздельные учебники физической культуры для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательных организаций. Рабочие тетради по физической культуре для учащихся каждого из этих классов. А также поклассные методические пособия для учителя, работающего по этим учебникам.

Ключевые слова:

физическая культура, начальная школа, инновационный Учебно-методический комплект, актуально обогащенная программа необходимых знаний, умений и навыков, положительные эмоции в активизации учебной деятельности, развивающие занятия на фоне удовольствия, освоение учебного предмета, сочетая полезное с приятным.

Keywords:

physical education, primary school, innovative Training materials, enriched with relevant program knowledge, skills, positive emotions in enhancing learning activities, developmental activities on the background of pleasure, the development of the subject, combining the useful with the pleasant.

Abstract. The program meets the Federal state educational standard of primary General education, an exemplary program in physical education according to Federal state educational standard; the program is enriched with new relevant requirements of modern life. For comprehensive training and methodological support in the practical use of this work program the author gives a holistic, logically interconnected, innovative teaching package for primary schools. It consistently comprises of separate textbooks for physical culture 1, 2, 3, 4 classes of secondary schools. Workbooks for physical education for pupils of each of these classes are provided as well as methodological guide for teachers working on these textbooks.

От редакции

В 2015 г. Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» провел Всероссийский конкурс по присуждению общественных наград Национальной Премии «Золотой фонд Российского образования» по теме «Панорама учебного сотрудничества».

Цель конкурса — пополнение профессионального портфолио руководителя, учителя, воспитателя, педагога, специалиста для прохождения аттестации; общественное признание достижений образовательных организаций, руководителей, учителей, воспитателей, педагогов, специалистов.

По итогам экспертизы всех представленных работ и решению Экспертного Совета по присуждению Всероссийских премий в области образования, высшей награды данного конкурса — медали Национальной премии «Золотой фонд Российского образования» был удостоен доктор педагогических наук по двум специальностям

(Теория и методика физического воспитания и спорта; Общая психология, история психологии), профессор, мастер спорта Юрий Георгиевич Коджаспиров (г. Москва) за разработку инновационного проекта: «Учебно-методический комплект «Физическая культура для 1 и 2 классов общеобразовательных организаций». Указанный комплект включает в себя 6 отдельных книг, взаимосвязанных общими целями и задачами. В качестве составных частей в него входят: Физическая культура. Рабочая программа для 1 и 2 классов. Пособие для учителей общеобразовательных организаций; Физическая культура. Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций; Физическая культура. Рабочая тетрадь для 1 класса общеобразовательных организаций; Физическая культура. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций; Физическая культура. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных организаций. (В отличие от других предметов, по физической культуре Рабочие тетради в нашей стране только начинают разрабатывать);

Проведение уроков физкультуры в 1 и 2 классах общеобразовательных организаций. Методическое пособие для учителя.

Этот учебно-методический комплект соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программе по физической культуре ФГОС и продвинуто обогащен новыми актуальными требованиями современной жизни, с содержательным учетом недавнего Федерального добавления третьего урока физкультуры в каждую учебную неделю.

Учебники и Рабочие тетради на основе многочисленных познавательных иллюстраций и доступного ученикам занимательного текста знакомят их с азами физической культуры, здорового образа жизни, основными программными упражнениями, смежными началами метапредмет-ного развития, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Содержат вопросы и задания для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. Комплексы упражнений для развития необходимых физических и психических качеств. Актуальные средства активного отдыха, помогающие детям снять умственную усталость от выполнения урочных и домашних заданий по другим, теоретическим, предметам и повысить их общую работоспособность. Ежегодные прогрессивные требования к учащимся и тесты для оценки их физической подготовленности.

Методическое пособие для учителя, аргументировано показывает и объясняет, как нужно успешно работать по этим учебникам, избегать распространенных ошибок и заблуждений, налаживать продуктивное учебное сотрудничество с учениками.

Учитывая огромную роль положительных эмоций в непроизвольной активизации учебной деятельности и их явный недостаток в современной школе, по результатам массовых социологических исследований, данный учебно-методический комплект, используя передовые достижения педагогики и психологии, ненавязчиво прививает учащимся любовь к умственной и двигательной активности путем искусного совмещения полезного с приятным.

Отличительные особенности данного комплекта заключаются в обучении на фоне удовольствия, а не командного, насильственного принуждения детей, как это довольно часто делалось до сих пор. В этих целях гораздо шире, перспективнее и оригинальнее, чем в остальных российских учебниках, используются содержательно связанные с каждой изучаемой темой увлекательные и азартные подвижные игры, планомерно обеспечивающие искусное возбуждение и поддерживание в учебной работе положительных эмоций, порождающих учение с_увлечением.

Специальные наблюдения показывают — чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий. Содержание комплекта умело развивает социально ценные идеи и представления о том, как «Игра ребенка учит жить, В движеньях радость находить, Уменьями овладевать И от других не отставать».

Учитывая, что детям стихи нравятся гораздо больше прозы, ибо в них слова ритмически стройно организованы, благозвучны, сравнительно легче воспринимаются, лучше осмысливаются, прочнее запоминаются — некоторая часть учебного материала преподносится в занимательной стихотворной форме.

Оригинально развивающая познавательные, предметные, метапредметные и творческие способности детей игровая стимуляция проводимых уроков методически расписана по всем видам учебной программы: игры на уроках гимнастики; игры на уроках легкой атлетики; игры на уроках лыжных гонок. Учебники проф. Ю.Г. Коджаспирова интересно, доступно и лаконично объясняют, учат учеников выполнению актуальных игровых обязанностей, простейшим организационным и судейским навыкам, умениям самостоятельно подбирать, придумывать, организовывать и проводить в свободное время со сверстниками, друзьями, знакомыми эмоционально окрашенные, развивающие игры по темам пройденного в школе учебного материала. Всего этого пока еще нет в других аналогичных российских учебниках.

Воспроизводя понравившиеся урочные игры в свое свободное время, ребенок невольно увлекается и сам начинает играть роль организатора, судьи, учителя, а инновационные учебники продвинуто помогают ему в этом доступными методическими сведениями. Кратко указывают цель и пользу каждой предлагаемой игры, особенности ее организации и практического проведения. Таким образом, эти учебники последовательно, тонко и ненавязчиво воспитывают из ребенка любознательного, активного творца, а не пассивного, инертного потребителя, грозящего впоследствии стать обременительным социальным балластом.

Администраторы, педагоги, школьники и родители к таким эмоционально приятным и более эффективным методикам обучения усиленно тянутся, ищут такие учебники в книжных магазинах и иных торговых организациях. Ищут... ищут... ищут... — но, увы!, чаще всего, не находят, ибо это большая редкость.

В целях оптимизации процесса школьного обучения, увлекательного развития творческих способностей учащихся, внедрения в школы Российской Федерации инновационных учебников радости, а также развития и совершенствования физического воспитания учащихся начальной школы на основе педагогики доброты и приятного учебного сотрудничества, мы начинаем на страницах нашего журнала публиковать с продолжением из номера в номер составные части вышеуказанного учебно-методического комплекта «Физическая культура для 1 и 2 классов общеобразовательных организаций», разработанного Ю.Г. Коджаспировым.

Этот проект, победивший на Всероссийском конкурсе по присуждению общественных наград Национальной Премии «Золотой фонд Российского образования» по теме «Панорама учебного сотрудничества» вполне заслуживает внимания специалистов, широкой педагогической общественности и внедрения в школьную практику.

Пояснительная записка

Начальная школа является принципиально новым этапом в жизни детей, начинающих систематическое обучение в образовательной организации. Расширяется их взаимодействие с окружающим миром, меняется социальный статус, повышается потребность в самовыражении. Возрастает интерес детей к знаниям и духовной культуре.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Резко возросла информированность детей под влиянием СМИ и прорывных компьютерных технологий, начиная с самых первых лет жизни. Многое из того, чему их ныне учат в первых классах, они узнают еще до поступления в школу. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе свидетельствуют о несомненном интеллектуальном преимуществе современных детей.

Однако дети компьютерного века стали гораздо меньше, чем родители, дедушки и бабушки в их возрасте, закаляться и двигаться — ходить, бегать, прыгать, заниматься подвижными играми и различными видами спорта. У них стал доминировать сидячий образ жизни, преимущественно перед столом, телевизором и компьютером разной модификации. Широко бытовавшие раньше во дворах, в свободное время и дома детские подвижные игры, забавы и развлечения, теперь все больше и больше вытесняются малоподвижным времяпровождением и компьютерными играми, длительно проводимыми в согнутой, неподвижной позе.

Это затрудняет жизнеобеспечивающий кровоток по телу и функциональную деятельность всех органов и систем организма ребенка, начиная с головного мозга. Существенно подрывает детское здоровье, умственную и физическую работоспособность, перенапрягает психику, повышает детскую смертность, порой доводит школьников даже до эксцессов самоубийства, о чем стали периодически сообщать средства массовой информации. Детский суицид становится общественной проблемой, обсуждаемой на научных конференциях, так как в нашей стране один из самых высоких показателей в мире по числу самоубийств среди подростков [2, с. 4]. По данным Министерства образования и науки РФ больше половины отечественных школьников имеют различные хронические или иные заболевания, за годы обучения количество заболевших постепенно увеличивается, а к

моменту окончания средней школы полностью здоровыми остаются лишь около 10% выпускников [1, с. 129]. С этим удручающим массовым явлением необходимо безотлагательно и научно обоснованно бороться, если мы не только на словах, а на самом деле любим своих детей, желаем им добра и долгой, благополучной жизни.

В связи с большой социальной важностью указанной проблемы и призывами Правительства России к модернизации образования, в данной Рабочей программе обязательный минимум федеральных требований к содержанию и уровню подготовки учащихся начальной школы перспективно дополняется некоторыми ценными и актуальными для современной жизни знаниями, умениями и навыками, с учетом Федерального добавления в последние годы в школах РФ третьего урока физической культуры в учебную неделю.

Учитывая огромную роль положительных эмоций в непроизвольной активизации учебной деятельности и их острый недостаток в современной школе [2—7], предлагаемая программа целенаправленно использует последние научные достижения и внедряет в педагогическую практику развивающие занятия на фоне искусного возбуждения удовольствия от выполняемой деятельности.

Изучение физической культуры по такой продвинутой программе открывает учащимся новые благоприятные возможности получить более глубокие и основательные исходные представления о физической культуре нашей цивилизации, ее истории и социальной связи с учебной, бытовой, военной и трудовой деятельностью.

Освоение этого учебного предмета на фоне перспективного совмещения полезного с приятным (с дифференцированным применением моделирующей необходимые эмоциональные состояния функциональной музыки, уместного юмора, эмоционально окрашенных игр, веселых состязаний, стимулирующих работоспособность цветовых воздействий, двигательных забав и развлечений) призвано ненавязчиво формировать у учащихся более устойчивую мотивацию к активной учебе, здоровому образу жизни, повышению уровня своей физической подготовленности и гармоническому развитию личности.

В этих целях содержание предлагаемой Рабочей программы по физической культуре обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач.

- Сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма, повышение работоспособности учащихся

на фоне искусного возбуждения и целенаправленного поддерживания у них положительных эмоций.

- Формирование внутренней потребности в физических упражнениях, стремления к физическому совершенствованию и активному образу жизни, с использованием в практической деятельности разумного сочетания полезного с приятным.

- Приобретение навыков правильной осанки, проведения утренней гимнастики, физкультминуток и подвижных игр.

- Овладение необходимым минимумом знаний по физической культуре и спорту, гигиене, медицине и режиму дня.

- Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, путем выполнения программных упражнений из гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжных гонок, плавания, а также норм первой и второй ступени ГТО.

- Развитие двигательных способностей и основных физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости и выносливости.

- Формирование умений и навыков, связанных с профилактикой травматизма и наиболее распространенных заболеваний, повышением функциональных и адаптивных возможностей организма, улучшением культуры движений, коррекцией телосложения, оказанием первой помощи при легких травмах и опасных ситуациях.

- Приобщение к систематизированному наблюдению за своим физическим развитием и физической подготовленностью по показателям роста, веса, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также контрольных упражнений.

- Гармоническое развитие в процессе физического воспитания умственных способностей, внимания, памяти, оперативного мышления, воображения, восприятия. Организация метапредметной образовательной деятельности. Опосредованное попутное закрепление актуальных знаний, полученных по другим учебным предметам (математические вычисления, речь, чтение, музыка, рисование и т.д.).

- Воспитание волевых, организационных и нравственных качеств, эстетических вкусов и творческой активности учащихся.

Осуществление физического воспитания по такой комплексной, разносторонней программе обеспечит организацию целостного, научно обоснованного и эмоционально привлекательного физкультурно-оздоровительного режима школы, способствующего подлинной, а не показной, декларативной гармонизации умственного, духовно-нравственного и физического воспитания учащихся.

Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих актуальных для общеобразовательных организаций положений.

- Обучение учащихся согласно дидактическим принципам систематичности, последовательности, нарастающей трудности, творческой инициативы и самодеятельности.

- Упор на злободневный принцип гуманизации педагогического процесса, реализуемого по следующим

правилам: полное признание социальных прав ученика и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; защищенность и эмоциональная комфортность ученика в педагогическом взаимодействии с учителем и другими учениками; положительный эмоциональный фон педагогического процесса и хорошо организованное учебно-воспитательное пространство — красиво оформленные классные, спортивные и рекреационные помещения, наличие живых цветов, зелени, наглядной агитации, функциональной музыки, рационального цветового фона, удобного спортивного инвентаря и оборудования.

- Реализация педагогического процесса в русле разностороннего, гармонического развития универсальных способностей (компетенций) учеников с учетом межпредметных связей, формирующих целостное представление о физической культуре человеческой цивилизации.

- Использование принципа вариативности обучения, позволяющего подбирать учебный материал в зависимости от местных географо-климатических и национальных особенностей, возрастно-полового состава учащихся, материально-технической оснащенности проводимых занятий (наличие спортивного зала, стадиона, бассейна, профилированных спортивных площадок, специализированных тренажеров, спортивного оборудования и инвентаря) и специфики образовательной организации (городская, сельская, малокомплектная школа).

Программный материал структурно подразделяется на три взаимосвязанных и последовательно вытекающих друг из друга составных части.

1. Начальные знания о физической культуре (Это нужно знать).

2. Практические основы физического воспитания учащихся: способы двигательной деятельности и физическое совершенствование (А это надо уметь).

3. Контрольные требования к учащимся.

Вторая, самая большая по объему, составная часть направлена на практическое развитие необходимых младшему школьнику качеств, умений и навыков и включает в себя жизненно важные упражнения по тематическим разделам: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, плавания, подвижных игр с элементами базовых видов спорта, спортивных игр.

Из расчета 3 урока в учебную неделю. Продолжительность учебного года: в 1 классе — 33 учебных недели; во 2—4 классах — не менее 34 учебных недель. Примечание. В бесснежных районах лыжные гонки заменяются более углубленным изучением других разделов программы, а при наличии благоприятных условий — конькобежной подготовкой либо иным актуальным для данной местности видом спорта, выбираемым по желанию учащихся, их родителей и администрации школы.

Табл.1. Примерное распределение учебных часов на освоение программного материала

Составные части и тематические разделы программного материала Классы

1-й 2-й 3-й 4-й

1. Начальные знания о физической культуре (Это нужно знать) 8 8 8 8

2. Практические основы физического воспитания учащихся

(А это надо уметь):

Гимнастика с основами акробатики 26 28 26 25

Легкая атлетика 22 24 26 25

Лыжные гонки 15 16 16 16

Плавание - - 10 12

Подвижные игры 28 26 12 10

Спортивные игры - - 4 6

3. Выполнение контрольных требований В содержании изучаемых разделов программы

Всего часов 99 102 102 102

Содержание программы

Общие аспекты физического воспитания учащихся 1—4 классов

В процессе реализации всех разделов программы на протяжении 4 лет обучения в начальной школе осуществляется систематическое гармоническое развитие двигательных и интеллектуальных способностей учащихся. Целенаправленное воспитание в играх и физических упражнениях, наряду с основными физическими качествами — ловкости, быстроты, силы, гибкости и выносливости, наиболее значимых психических качеств и свойств личности — настойчивости, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, старательности, внимания, восприятия, памяти, воображения, оперативного мышления, быстрой сообразительности. Без этого в игровой, спортивной, учебной и повседневной жизненной конкуренции рассчитывать на долговременный успех весьма проблематично.

Опосредованное использование и попутное закрепление знаний и умений, полученных по другим учебным предметам (устная и письменная речь, счет, чтение, музыка, рисование и т.д.). Воспитание организационных и нравственных качеств, эстетических вкусов и творческой активности учеников.

Проведение занятий на фоне целенаправленного возбуждения и умелого поддерживания у учащихся положительных эмоций средствами функциональной музыки,

доброжелательного отношения, уместных шуток и юмора, красивого и удобного оформления используемых помещений, спортивного инвентаря и оборудования, эмоционально окрашенных игр, веселых и потешных состязаний, двигательных забав и развлечений.

1 класс

Начальные знания о физической культуре (Это нужно знать)

Первоначальные, обогащенные познавательными иллюстрациями, представления о физической культуре как систематизированном собрании, накопленных человечеством способов и знаний, необходимых для укрепления здоровья, разностороннего развития и совершенствования тела человека.

Основные средства физической культуры. Физические упражнения, закаливание организма, соблюдение правил личной гигиены.

Предназначение и содержание учебного предмета «физическая культура» в начальной школе. Характеристика основных форм человеческих движений и передвижений — ходьба, бег, прыжки, метания, ползание, лазанье и перелезание.

Что такое спорт. Краткое и красочно оформленное иллюстративное знакомство с наиболее распространенными среди людей видами спорта, их названием и содержанием движений. Красота осанки и телосложения спортсменов. Эстетика спортивных движений и состязаний. Спорт как источник воспитания жизненно важных физических, волевых, организационных и нравственных качеств.

Начальные знания о строении и функциях человеческого тела. Части тела. Что находится внутри головы, в груди, в животе человека. Чем управляет головной мозг. Что позволяют делать руки и ноги. Что такое скелет. Зачем телу нужны кости и суставы. Что собой представляют и для чего нужны человеку сердце, легкие, мышцы, кожа. Рост тела и его измерение. Определение частоты своего дыхания и сердцебиений.

Здоровое питание. Что надо кушать, чтобы иметь силы, быть здоровым и хорошо расти. Сколько воды необходимо детскому организму каждый день. Стоит ли есть много сладостей. Для чего нужны крепкие и здоровые зубы. Как ухаживать за зубами, чтобы они не болели.

Чистота тела. Почему надо постоянно следить за чистотой своего тела и одежды. Как нужно одеваться для занятий физкультурой. Что необходимо делать, чтобы быть чистым, опрятным и в хорошем настроении.

Что такое закаливание организма и зачем оно нам нужно. Как надо закаляться в детском возрасте.

Что такое осанка и почему за ней необходимо следить. Правильная и неправильная осанка. Ознакомление с физическими упражнениями для воспитания правильной осанки.

Режим дня. Его роль и значение в жизни и учебе. Примерный режим дня первоклассника, помогающий ему успешно жить, все успевать и укреплять свое здоровье.

Практические основы физического воспитания учащихся (А это надо уметь)

Гимнастика с основами акробатики

Строевые упражнения. Освоение основной стойки. Построение в одну шеренгу. Принятие необходимого интервала. Построение в колонну по одному. Принятие необходимой дистанции. Усвоение понятий правый и левый фланг строя, направляющий и замыкающий в строю. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Налево!», «Направо!», Шагом марш!», «Стой!».

Размыкание и смыкание в строю. Построение в две шеренги. Построение в колонну по два. Построение в круг шеренгой. Построение в круг колонной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общеразвивающие упражнения. Усвоение правил их названия, описания и выполнения. Упражнения без предметов. Упражнения с легкими предметами. Упражнения для формирования правильной осанки. Освоение основных исходных положений, из которых выполняются физические упражнения: стойки, седы, приседы, выпады и упоры. Стойки — основная, ноги врозь, скрестная, на коленях, на одном колене. Седы — ноги вперед, ноги врозь, углом, согнувшись, на пятках. Приседы — присед, полуприсед, на одной ноге. Выпады — выпад, глубокий выпад, наклонный выпад. Упоры — присев, лежа, на коленях, стоя, сзади.

Усвоение основных положений рук перед упражнениями: руки на пояс, руки к плечам, руки за голову, руки перед грудью, руки на поясницу, руки скрестно.

Акробатические упражнения. Первоначальное ознакомление с группировкой в положении сидя и лежа на

спине. Продольные раскачивания в плотной группировке лежа на спине. Свободные перекаты назад и вперед в группировке из положения сидя.

Упражнения в равновесии. Сохранение равновесия тела, стоя на одной ноге и при различных наклонах. Ходьба по узкой опоре — доске и гимнастической скамейке, ходьба с поворотом, ходьба с приседанием. Ходьба по наклонной скамейке. Удерживание равновесия тела, лежа на ягодицах поперек гимнастической скамейки.

Лазанье и перелезание. Лазанье в упоре на коленях по гимнастической скамейке. Лазанье по гимнастической стенке. Подлезание и перелезание через бревно или иное препятствие высотой 50—60 см.

Броски и ловля мячей. Броски и ловля мяча двумя руками снизу. Броски и ловля мяча двумя руками из-за головы. Передвижения с мячом в руках в различных направлениях.

Танцевальные упражнения. Основные хореографические позиции рук и ног. Танцевальный шаг с подскоком. Приставной шаг. Переменный шаг с легким прыжком, положив руки на пояс. Стилизованные шаги польки: вперед, назад, в сторону, с поворотом.

Легкая атлетика

Ходьба. Овладение ритмической согласованностью движений рук и ног при правильной ходьбе. Ходьба под счет, под музыку, по кругу, в колонне. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через низкие препятствия (набивной мяч, гимнастическую палку, скамейку).

Бег. Освоение техники бега, сохраняя хорошую осанку и не задерживая дыхания. Бег с изменением направления движения (змейкой, по кругу, спиной вперед). Бег с высоким подниманием бедра. Управление скоростью своего бега путем регуляции длины и частоты шагов. Освоение высокого старта с последующим стартовым ускорением. Быстрый бег на дистанции до 30 м.

Прыжки. Освоение техники прыжков на месте на одной и на двух ногах. Прыжки с продвижением вперед, назад, влево и вправо. Прыжки через небольшие естественные и искусственные препятствия (набивные мячи, камни, бугорки, канавки и т.д.). Прыжки в длину и в высоту с места. Спрыгивание с высоты 30—40 см и запрыгивание на нее (гимнастические маты, ступенька, скамейка, бугорок и т.п.).

Метапредметное закрепление умений правильно ходить, бегать и прыгать в подходящих подвижных играх, забавах и развлечениях, целенаправленно совмещая полезное с приятным.

Метания. Овладение техникой метания малого мяча с места одной рукой из-за головы на дальность и в верти-

кальную цель, стоя лицом по направлению метания. Тренировка метательных действий, выполняя их с возрастающей силой.

Метапредметное закрепление полученных умений в обстановке неформальных детских состязаний на прогулках в свободное время (безопасное увеселительное метание подручных камушков, чурок, палочек или других подходящих предметов на берегу речки, пруда, озера, на свободной поляне или лужайке, соревнуясь с друзьями и ровесниками — определить, подсчитать, отметить, кто метнет дальше, красивее или точнее). Это еще один привлекательный способ разумного совмещения приятного с полезным.

Лыжные гонки

Овладение умениями правильно становиться на лыжи, стоять в строю с лыжами в руках, ходить в колонне с лыжами на плече и под рукой, ставить лыжи к ноге.

Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте и в движении. Спуски с пологой горки в основной стойке лыжника. Подъемы на горку ступающим и скользящим шагом. Торможение лыжными палками и способом преднамеренного падения. Ходьба на лыжах до 1 км.

Подвижные игры

Метапредметное закрепление и совершенствование, полученных в первом классе знаний и умений, на фоне ярких положительных эмоций и азартного стремления к соревновательному успеху. Использование для этих целей подходящих подвижных игр в процессе проведения уроков по различным тематическим разделам учебной программы. Краткое ознакомление с полезными свойствами каждой предлагаемой игры, освоение её правил, простейшей организации и самостоятельного проведения, арифметического подсчета результатов, определения победителей.

Игры на материале гимнастики: «Не теряй равновесия», «Быстрые перекаты», «Медвежата», «Перехват мяча», «Лучший танец».

Игры на материале легкой атлетики. «Бег по узкому мостику», «Попрыгунчики», «Преодоление болота», «Охота на волка», «Найди себе пару».

Игры на материале лыжных гонок. «Скользящие лыжники», «Прокладываем железную дорогу», «Быстрый самокат», «Рисуем веер на снегу», «Смелый спуск с горки».

Комплексное развитие основных физических и психических качеств в рамках гармонического воспитания личности и метапредметной образовательной деятельности. Прикладное закрепление используемых знаний и умений, полученных по другим учебным предметам (письмо, счет, речь, чтение, рисование, ответы на вопросы).

Повышение эффективности физкультурных занятий средствами функциональной музыки.

Самодеятельная двигательная активность учащихся в режиме дня: утренняя гимнастика, пешие прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и любимые физические упражнения, забавы и развлечения. Доступныеформыбытового самооб-служиванияи трудовой помощиродителям, больным, инвалидам ипрестардлым. Ра зритне физическихи волевых ктвертв,а тaнжeпpocтeйшиx органиеаци-онных и суиейакихнавыков, иолучаемыхнд яроках физическойкул ьтуры.

Требования к учащимнн

- Грамотно отвечать на вопросы учебного материала 1 класса.

- Уметь практически использовать в режиме дня знания и умения, полученные на уроках физической культуры.

0 класс

Начальные знания о физической культуре (Эео нджноанать) Краткие сведения из истории возникновения физической культуры, как составной части общей человеческой культуры. Роль физического воспитания в формировании жизненно необходимых физических и психических качеств людей древнего мира. Цепочка последовательных исторических превращений двигательных игр, развлечений и наиболее актуальных физических упражнений в общественно значимые виды спорта.

Начальные представления о физиологии движений. Работа мозга, мышц, органов дыхания и сердечно-сосу-

дистой системы. Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Упражнялись, шли, бежали, Наши мышцы так устали. Годик потренировались И с усталостью расстались.

Стал активней кровоток — Лучше заработал мозг. Стало легче нам дышать, Учиться в школе, жить, играть.

Больше стали успевать Читать, писать, запоминать, Легче делать все уроки И успешней отвечать.

Вот, что физкультура значит!

Нашу жизнь она украсит, Сделает её полней, Совершенней и милей.

Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Значение положительных эмоций в работе и учебе. Простейшие способы самостоятельного обеспечения положительных эмоций при выполняемой деятельности.

Понятие о гармоническом развитии личности и его роли в жизни человека.

Правила поведения и безопасности на занятиях физической культурой. Соблюдение необходимой дисциплины и мер предосторожности при метаниях, сложных упражнениях, переноске и установке спортивных снарядов и инвентаря.

Отличительные свойства основных физических качеств — силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Доступные школьникам способы их самостоятельного развития в учебной, бытовой и трудовой деятельности. Связь развития физических качеств с укреплением здоровья и повышением работоспособности.

Определение веса тела. Значение контроля частоты сердечных сокращений и дыхания в процессе физкультурных занятий.

Практические основы физического воспитания учащихся (А это надо уметь) Гимнастика с основами акробатики

Строевые упражнения. Расчет по порядку и на «первый — второй». Размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Перестроение из одной шеренги в две. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Освоение строевого поворота кругом. Движение колонной: в обход зала, по диагонали, противоходом. Ходьба широким шагом. Ходьба в приседе.

Общеразвивающие упражнения: стоя, сидя, лежа. Движения тела или его составных частей на сгибание, разгибание, поднимание, наклоны, повороты, приседание, вращение. Упражнения с мячами и гимнастической палкой.

Упражнения на осанку: Встать к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками. Отойти на 10 шагов и вернуться обратно, сохраняя принятое положение. Приседания, касаясь стены затылком и спиной. Поднимание рук в стороны, вверх, стоя спиной к стене. Поднимание на носки, ходьба и влезание на гимнастическую скамейку с грузом на голове до 200 г.

Акробатические упражнения. Стойка на лопатках согнув ноги. Усложняющие движения ногами в этом поло-

жении (скрестные, круговые, разгибание и сгибание). Группировка сидя. Группировка на спине. Группировка в приседе. Перекаты назад и обратно в группировке, из положения упор присев. Кувырок назад в группировке.

Упражнения в равновесии. Ходьба на четвереньках и в полный рост по гимнастическому бревну, установленному на высоте 50—60 см. Остановка и повороты на бревне налево, направо, кругом. Перешагивание на бревне через кубики и небольшие набивные мячи. Движение по бревну с набивным мячом в руках. Соскок на маты.

Ползание, лазанье и перелезание. Ползание по гимнастическому ковру по-пластунски. Лазанье по наклонной до 30 градусов гимнастической скамейке в упоре на коленях и на четвереньках. Лазанье по горизонтальной и наклонной скамейке, лежа на животе и подтягиваясь руками. Перелезание со скамейки на скамейку. Перелезание через гимнастическое бревно и другие препятствия высотой 60—70 см.

Висы и упоры. Простой вис. Смешанный вис. Вис стоя. Вис присев. Вис лежа. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. Упор, стоя на коленях. Упор лежа. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Танцевальные упражнения. Ритмизованная ходьба и прыжки в темпе музыкального сопровождения. Приставные шаги галопа в ускоряющемся темпе. Добавление подскока в момент приставления ноги.

Легкая атлетика

Быстрая ходьба на максимальное расстояние за фиксированный отрезок времени — 0,5 и 1 мин. (Кто прошел дальше всех, тот победил! Публично похвалите его и все будут стремиться к тому же). Чередование ходьбы и бега на расстоянии до 100 м (20м — ходьба, 30 м — бег).

Повторный бег на 10—15м с изменением темпа и преодолением низких препятствий. Освоение низкого старта с последующим ускорением. Челночный бег 3 х 10 м. Медленный бег, чередуемый с ходьбой на дистанции до 1 км.

Прыжки на месте с поворотом налево, направо, кругом. Прыжки через препятствия высотой до 40см в сочетании с ходьбой. Спрыгивание с высоты до 50см. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую.

Метания. Освоение техники метания малого мяча из-за спины через плечо, стоя боком по направлению метания. Метание большого и малого мячей в горизонтальную и вертикальную цель. Метание малого мяча на дальность.

Лыжные гонки

Освоение техники попеременного двухшажного хода. Спуск с пологой горки в низкой стойке. Подъем «лесенкой» наискось. Торможение «плугом». Повторный бег на лыжах 20—50 м. Непрерывное передвижение на лыжах до 1,5 км.

Подвижные игры

Игры на материале гимнастики: «Пятнашки с перестроением», «Кувыркающиеся медвежата», «Товарный поезд», «Как змейка, кошечка, собачка».

Игры на материале легкой атлетики: «Беговой поток», «Точное приземление», «Продвижение со скакалкой», «Охотники».

Тестовые нормативы физической подготовленности учащихся 2 класса

Уровень показываемого результата

Контрольные Мальчики Девочки

упражнения Отличный Хороший Удовлетворительный Отличный Хороший Удовлетворительный

Бег 30м с высокого старта, с 6,5 7,0 7,5 6,6 7,1 7,6

Бег 1000м, мин, с Без учета вре ме ни

Прыжок в длину с места, см 140 125 110 135 120 105

Метание малого мяча в вертикальную цель размером 1 х 1м, с 6м из 5 попыток, количество попаданий 3 2 1 3 2 1

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, количество 12 9 6 10 7 4

Ходьба на лыжах 1км, мин, с 9.00 9.30 10.30 9.30 10.00 11.30

Игры на материале лыжных гонок: «Догонялки», «Косая лесенка», «Волшебные ворота», «Вниз — вверх».

Комплексное развитие основных физических и психических качеств в рамках гармонического воспитания личности и метапредметной деятельности.

Целенаправленное возбуждение на занятиях положительных эмоций изученными методами.

Повышение эффективности физкультурных занятий средствами функциональной музыки.

Воспитание самостоятельной физкультурной активности учеников. Освоение правил самостоятельного подбора упражнений (по образцу) для своей утренней зарядки и ее ежедневное выполнение под приятную подходящую музыку.

Самостоятельное выполнение в режиме дня: ранее освоенных закаливающих и гигиенических процедур, полезных для здоровья физических упражнений и посильной трудовой помощи взрослым в семье и школе.

Систематическое слежение за правильностью своей осанки в работе и отдыхе, исправляя ее при необходимости.

Активное участие в двигательных забавах и развлечениях, подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.

Периодические измерения и запись в личную Рабочую тетрадь показателей своего роста, веса, частоты пульса и дыхания.

Требования к учащимся

- Правильно отвечать на вопросы учебного материала 2 класса.

- Уметь практически использовать полученные в школе знания и умения.

- Регулярно выполнять: утреннюю зарядку, гигиенические и закаливающие водные процедуры, упражнения для своего физического развития и формирования правильной осанки.

- Определять показатели своего роста, веса, частоты сердечных сокращений и дыхания.

- Выполнить тестовые нормативы физической подготовленности учащихся 2 класса.

Литература

1. Латыпов О.Ф. Некоторые проблемы организации и преподавания предмета «физическая культура» в средней общеобразовательной школе // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма». — Уфа: БГПУ, 2015. С. 129.

2. Лемуткина М. Школьников отучат от самоубийств. В учебных заведениях хотят ввести профилактику суицидов //Московский комсомолец. 10.09.2014. С. 4.

3. Лукьяненко В.П. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры // Физическая культура в школе. 2012. № 2. С. 46-50.

4. Никифоров Ю.Б. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры в школе // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма». — Уфа: БГПУ, 2015. С. 150-153.

5. Худяков В.П., Кищенко С.Э. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.С. 57-62.

6. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 4-8.

7. Чайковская О.Е. Дисциплина «физическая культура» в сохранении и укреплении здоровья студентов //Сборник статей Международной научно-практической и учебно-методической конференции «Научные аспекты физической культуры в высшей школе». — М.: МГСУ, 2015. С. 142-143.

Продолжение следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.