ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ Миловидов С.Г.
Миловидов Сергей Геннадьевич - педагог дополнительного
образования,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 89 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Ижевск
Аннотация: в статье анализируются объем программы и режим работы, определены задачи обучения, даны планируемые и ожидаемые результаты обучения. Дается подбор упражнений с учебно-тематическим планированием и количеством часов. Даны методические рекомендации, виды контрольных упражнений и список используемой литературы. Программа рассчитана на год. Ключевые слова: педагогика, дополнительное образование, легкая атлетика, актуальность.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Легкая атлетика» (далее Программа) составлена на основе Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» № 1101 от 07.08.2009 г., Приказа Минспорта России от 14.03.2013 №111 «Об утверждении федерального стандарта по виду спорта легкая атлетика», Постановления правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спортав РФ на 2016-2020 годы» от 21.01.2015 г., Приказа «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень усвоения программы: базовый (общекультурный).
Актуальность программы обусловлена требованиями современного образования, стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года. Реализация Стратегии позволяет привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни подрастающее поколение. В настоящее время остро огромное значение приобретает проблема формирования у детей определенных морально-волевых качеств, позволяющих стать личностью, не сгибаться в сложных жизненных ситуациях. Необходимо искать способы решения воспитательных задач в объединениях, группах, секциях.
Занятия легкой атлетикой положительно влияют на общее физическое развитие организма, равномерно воздействуют на все мышцы, способствуют разностороннему развитию внутренних органов, улучшают обмен веществ, содействуют гармоничному развитию человека. Легкая атлетика развивает ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
Программа предусматривает занятия не только в залах, но и на улице, в манеже. Разнообразие методов и приемов, форм, относительная доступность в техническом и материальном обеспечении, большой арсенал формирующихся в процессе занятий физических качеств и навыков - все это формирует мотивацию детей к занятиям физической культурой.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что занятия в объединении весьма благотворно воздействуют на развитие двигательных качеств, психики, волевых качеств, формируют прикладные навыки, необходимые в повседневной жизни. Особенно ценны эти занятия в плане развития и совершенствования таких качеств, как быстрота, выносливость, координация движений и ловкость. Обучение по программе способствует воспитанию настойчивости, упорства, развитию
коммуникативных качеств, которые необходимы обучающимся для успешной учебы и развития личности.
Программа основывается на следующих принципах:
- реализация здоровьесберегающих технологий;
- принцип вариативности, обосновывающий планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивные залы, пришкольные площадки, стадионы) регионально климатическими условиями;
- принцип достаточности и сообразности, связанный с распределением учебного материала, обеспечивающий развитие познавательной и предметной активности детей;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
Адресат программы: программа «Легкая атлетика» рассчитана на обучающихся 7 - 8 классов, возраст - 14 - 15 лет. Для обучения в детское объединение принимаются дети без отбора, по заявлению родителей (законных представителей), имеющие допуск врача.
Форма обучения: очная.
Формы учебной деятельности: свободные беседы на спортивную тематику, групповые обсуждения профессиональных тем, технической и тактической стороны избранного вида спорта, учебно - тренировочные занятия, участие в соревнованиях, тестирование по видам подготовки.
Форма организации текущей работы: групповая с индивидуальным подходом.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы и режим работы.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 - 2 часа. Общий объем учебной недельной нагрузки на обучающегося 5 часов, итого 180 часов в год.
Форма обучения: Форма организации обучения - очная.
Формы учебной деятельности: свободные беседы на спортивную тематику, групповые обсуждения профессиональных тем, технической и тактической стороны избранного вида спорта, учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях, тестирование по видам подготовки.
Цель программы: Формирование физической культуры обучающихся, повышение результатов в годичном цикле.
Задачи обучения:
Личностные
- формировать культуру здорового образа жизни;
- выполнение спортивных разрядов не ниже 1 юн.;
- воспитывать коммуникативные и волевые качества, трудолюбие, взаимовыручку, спортивное поведение;
- обучить основам знаний физиологии и гигиены, профилактике травматизма, коррекции осанки и телосложения.
- регулярное участие в соревнованиях различного уровня и выполнение спортивных разрядов не ниже 1 юношеского.
Метапредметные
- создавать условия выбора для самореализации, самоусовершенствования детей через демонстрацию собственных спортивных навыков;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- развивать умение общения со сверстниками и взрослыми, взаимодействия в коллективе;
- учить применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Образовательные (предметные)
- формировать основы выполнения легкоатлетических упражнений;
- формировать основы физиологии и гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- учить основам судейства в простейших игровых ситуациях;
- учить выполнять общеразвивающие и специальные беговые упражнения;
- учить составлять самостоятельно простейшие комплексы упражнений;
- учить выполнять комплексы упражнений для правильной осанки, для развития равновесия;
- учить выполнять нормативные требования по физической подготовленности;
учить управлять своими эмоциями в процессе занятий и на соревнованиях
Планируемые результаты обучения:
Личностные
- выполнение спортивных разрядов не ниже 1 юношеского;
- коммуникативные и волевые качества, трудолюбие, взаимовыручка, спортивное поведение;
- самостоятельность к ежедневному выполнению разминочных упражнений;
- знание основ физиологии и гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения.
Метапредметные
- самореализация, самоусовершенствование;
- самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми, взаимодействие в коллективе;
- умение применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Образовательные (предметные)
- знание основ легкой атлетикой;
- знание основ физиологии и гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- знание основ судейства;
- умение выполнять общеразвивающие и специальные беговые упражнения;
- умение составлять самостоятельно простейшие комплексы упражнений;
- умение выполнять комплексы упражнений для правильной осанки, для развития равновесия;
- умение выполнять нормативные требования по физической подготовленности;
- умение управлять своими эмоциями в процессе занятий и на соревнованиях;
- умения применять полученные знания и умения в повседневной жизни
Ожидаемый результат обучения - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
школьник может приобрести опыт работы в парах, группах, творческом коллективе; опыт выступления на спортивных соревнованиях; приобретет умение достойно выигрывать и проигрывать; воспитает в себе не только чувство соперничества, но и умение сопереживать, сочувствовать; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Формы контроля:
Контроль прохождения программного материала осуществляется в процессе бесед, устных опросов, а также через сдачу контрольных нормативов, контрольных пробеганий отрезков, участие в соревнованиях.
Итоговый контроль проводится по окончанию освоения программы в форме сдачи контрольных нормативов, проверки теоретических знаний.
А также собственно-соревновательная деятельность, а также процессы роста у мальчиков и девочек.
Таблица 1. Учебно-тематический план обучения (5 часов в
неделю)
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 1 Беседа, опрос
2. Теоретическая подготовка 6 6
2.1 Основы правильной техники 4 4 Беседа, опрос
2.2 Гигиена спортсмена 1 1 Беседа, опрос
2.3 Формирования правильного режима дня 1 1 Беседа, опрос
3. Общая физическая подготовка 65 65
3.1 Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами 17 17 Показ, наблюдение
3.2 Общеразвивающие упражнения с набивным мячом 12 12 Показ, наблюдение
3.3 Акробатические упражнения 6 6 Показ, наблюдение
3.4 Упражнения в висах и упорах 10 10 Показ, наблюдение
3.5 Прыжковые упражнения и упражнения на развитие двигательных качеств 30 30 Показ, наблюдение
4. Специальная физическая подготовка 60 60
4.1 Специально-беговые упражнения бегуна 15 15 Показ, наблюдение
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
4.2 Работа с утяжелителями 30 30 Показ, наблюдение
4.3 Бег по отметкам 34 34 Наблюдение
4.4 Бег в упоре и в упряжке 20 20 Показ, наблюдение
4.5 Имитационная работа рук 17 17 Показ, наблюдение
5 Технико-тактическая подготовка 20 20
5.1 Техническая подготовка 6 6 Наблюдение
5.2 Техника бега по виражу 6 6 Беседа, наблюдение
5.3 Совершенствование техники низкого старта и стартового разбега: 6 6 Наблюдение
5.4 Совершенствование техники финиширования 4 4 Наблюдение
5.5 Техника прыжка в длину 4 4 Наблюдение
5.6 Техника метания 4 4 Наблюдение
6. Психологическая и морально-волевая подготовка 7 7
6.1 Использование неблагоприятных метеорологических условий (усложнение тренировочного процесса, борьба с тепличными условиями 3 3 Беседа
6.2 Использование отягощений, сопротивлений 3 3 Беседа
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
6.3 Соревнования с разными соперниками (более сильными и более слабыми) 4 4 Беседа
6.4 Дополнительные задания на стадии утомления 2 2 Беседа
6.5 Создание неожиданных препятствий различной степени трудности 2 2 Беседа
7. Контрольно-переводные испытания 3 3 Тест
8. Инструкторская и судейская практика 3 3 Судейство
9. Медико-биологический контроль 2 2 Исследование
10. Соревнование 12 12 Тест
Итого: 180 7 173
Содержание программы
1. Вводное занятие
Знакомство с образовательной программой. Общие требования к безопасности. Требования к безопасности перед началом, во время и по окончании занятий. Требования к безопасности в особых ситуациях.
2. Теоретическая подготовка
Теория. Спорт и здоровье. Понятие «Спорт высших достижений». Значение физической культуры для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Основные правила легкоатлетической квалификации. Соблюдение гигиены. Вредные привычки. Распорядок дня
юного легкоатлета. Общий режим дня обучающегося. Значение правильного режима для юного спортсмена.
3. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперед, сведение рук вперед и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лежа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперед, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом (вес 1—2 кг). Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук-с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперед с шага. Два кувырка вперед. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперед. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись. «Мост» из положения лежа на спине. «Полушпагат».
Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: два подхода по 2—4 раза, 2—3 подхода по 3— 5 раз. Из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2—4 раза, 2—3 подхода по 3—5 раз.
Прыжки с разбега в длину (310—340 см) и в высоту (95— 106 см). Прыжки с места в длину.
Лыжи. Прогулки, подъемы, спуски, прохождение дистанции 1—2 км.
Прыжковые упражнения. Прыжки через барьеры на разной высоте, соскоки, прыжки в глубину. Координационная лесенка.
4. Специальная физическая подготовка.
Специально-беговые упражнения бегуна (бег с высоким
подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, лезгинка, многоскоки, выпрыгивание, семенящий бег. Работа с утяжелителями, бег, прыжковые упражнения. Бег по отметкам и через отметки. Бег в упоре, упряжке. Имитационные движения рук и ног для формирования техники.
5. Технико-тактическая подготовка.
Бег по узкой прямой дорожке с низким ограждением, бег с высоким подниманием бедра через расставленные на расстоянии 80-100 см, бег в положении «руки за спиной» или на поясе, прыжки с ноги на ногу в широком шаге, бег в гору (с горы), бег по виражу (вход в вираж, выход с виража), упражнения с использованием барьеров,
Техника бега по виражу. Имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь), бег змейкой, бег по кругу радиусом 10-20 м, бег с ускорением по виражу на отрезках 60-70 м. Повторяется ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража, бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге (1 -й и 6-й дорожке).
Совершенствование техники бега с низкого старта. Объяснение и показ рационального размещения колодок, установка стартовых колодок, выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» (по команде «Внимание!» научить рационально распределять вес тела на ноги и руки), выбегание со стартовых колодок, низкий старт с пробеганием отрезков 20-50 м, и.п. - упор лежа на согнутых руках. Выполнение-с одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (6-8 раз каждой ногой), старты по виражу с разной скоростью.
Совершенствование техники финиширования. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад, бег в спокойном и быстром темпе с наклонами туловища вперед и
отведением рук назад, финиширование плечом со средней и максимальной скоростью.
Техника прыжка в длину. Разбить по фазам прыжок. Отработка фаз прыжка: разбег, отталкивание, группировка, приземление. Освоение специальных упражнений для овладение фаз прыжка.
Техника метания. Виды хвата снаряда, Виды снарядов (мяч, молот, граната, торпеда, диск, копье). Разбег при метании, отведение снаряда, принцип «натянутый лук». Финальное усилие. Упражнения для формирования техники метания.
6.Психологическая и морально-волевая подготовка.
Достижение оптимального приспособления спортсмена и
его психики к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам. Основной задачей здесь является -формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, эмоциональной устойчивости. Использование следующих приемов использование неблагоприятных метеорологических условий (усложнение тренировочного процесса, борьба с тепличными условиями), вариативность трасс, площадок, мест тренировок и т. д, Подбор специальных упражнений и условий их выполнения, дополнительные задания на стадии утомления, Использование отягощений, сопротивлений, Прикидки, турниры, тренировочные соревнования, соревнования с разными соперниками (более сильными и более слабыми), Создание неожиданных препятствий различной степени трудности (приближение условий тренировочных занятий к соревновательным.
7. Контрольно-переводные испытания.
Сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке. Анализ практических умений и навыков по лёгкой атлетике.
8. Инструкторская и судейская практика.
Проведение судейства на школьном уровне. Получение
знаний основных правил судейства по легкой атлетике. Овладение терминологией и командным языком для
построения группы, отдачи рапорта, терминами по изучению элементов лёгкой атлетики. Выполнение обязанностей тренера на занятиях. Обучение в составлении конспекта тренировочных занятий. Основные правила судейства соревнований в беге, основные обязанности судей, судейская документация.
9. Медико-биологический контроль.
Проведение плановой диспансеризации в республиканском врачебном диспансере. Ведение дневника самоконтроля. Контроль ЧСС в процессе занятия
10. Соревнование
Регулярное участие в соревнованиях на разных уровнях начиная от первенства района до республиканских соревнований согласно календарному плану.
Таблица 2. Методические рекомендации
№ Тема программы Форма организации Методы и приемы Дидактическ ий материал, тех.оснаще- Форма подведения итогов
занятия ние
1 Теоретическ ие занятия Групповая Объяснительно-иллюстратив- Спорт.зал, гимнастичес- Опрос
ный кая скамейка
2 Основные виды Групповая Репродуктивный, поточный и Спорт.зал, гимнастические маты, гимнастическ Самостоятельна я работа
движений игровой метод занятий ая скамейка, гимнастическ ая стенка
Спорт.зал,
гимнастическ
ие маты,
3 Упражнения для развития физических качеств Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный, поточный и игровой метод занятий гимнастическ ая скамейка, гимнастическ ая стенка, мячи набивные 1 -3 кг, скакалки, гимнастическ ие обручи, Самостоятель -ная работа
№ Тема программы Форма организации занятия Методы и приемы Дидактическ ий материал, тех.оснаще-ние Форма подведения итогов
резиновые мячи.
4 Дифференци -альная двигательная деятельность Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный, поточный и игровой метод занятий Спортивный зал, гимнастическ ие маты, гимнастическ ая скамейка, гимнастическая стенка, мячи набивные 1 -3 кг, скакалки, гимнастическ ие обручи, резиновые мячи, баскетбольные мячи Самостоятель -ная работа
5 Координаци онные способности Групповая, индивидуал ьно-групповая Репродуктивный, поточный и игровой метод занятий Спортивный зал, гимнастическ ие маты, гимнастическ ая скамейка , гимнастическ ая стенка , мячи набивные 1 -3 кг, скакалки , гимнастическ ие обручи , резиновые мячи, баскетболь ные мячи Самостоятель -ная работа
6 Профилакти ческие упражнения для опорно-двигательног о аппарата Групповая, индивидуал ьно-групповая Репродуктивный Спортивный зал, гимнастическ ие маты, гимнастическая скамейка, гимнастичес Самостоятель -ная работа
№ Тема программы Форма организации Методы и приемы Дидактическ ий материал, тех.оснаще- Форма подведения итогов
занятия ние
кая стенка ,
гимнастическ
ая палка.
Спортивный
7 Подвижные игры и эстафеты с мячом Групповая Репродуктивный, игровой зал, фишки, мячи набивные, мячи волейбольные Самостоятельна я работа
Спортивный
8 Игровые задания с элементами спортивных игр, элементы спортивных игр Групповая Репродуктивный, игровой, соревновательный зал, фишки, мячи набивные , мячи волейбольные баскетбольны е мячи, футбольный мячи Игры, участие в турнирах
Итоговое
занятие, Спортивный
экспресс- Индивидуа льно-групповая Репродуктив- зал, фишки, Выполнение
9. тесты, контрольные ный, соревнователь- секундомер, флажки, экспресс-тестов, контрольных
нормативы, ный стадион, нормативов
соревнова- манеж
ния
Условия реализации программы Организационно-кадровые
Разработка программы подготовки и сопровождения педагогических кадров, включающая в себя:
А) посещение семинаров и научно-практических конференций с целью получения знаний по теории и методике преподавания
Б) организация информационного взаимодействия в процессе реализации программы (проведение совещаний, педагогических советов, конференций)
Содержательно-деятельные
Проработка основных моментов программы деятельности со всеми ее участниками; разнообразие форм деятельности: арбузники, праздники, день именинника, иные формы.
Материально-технические
Максимальное использование имеющейся материальной базы школы; техническое сопровождение игровых моментов деятельности; обеспечение визуального сопровождения программы (оформление сцены, залов, стадиона, костюмы, инвентарь). Наличие спортивного инвентаря (конусы, фишки, амортизаторы, гантели, барьеры, маты, мячи набивные, штанги, жгуты, скамейки.
Информационные
Использование средств массовой информации - газеты, стенды, плакаты, объявления о результатах спортсменов, выполнение норм ГТО, спортивных разрядов.
Оценочные материалы
Основными методами оценки обучающихся являются соревнования, которые проходят согласно календарному плану на весь учебный год. Оценка исчисляется в секундах, метрах, см. Основными измерительными материалами являются: секундомер, рулетка.
Таблица 3. Методическое обеспечение программы
№ п/п Название разделов и тем Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ Дидактический и лекционный материал
1. Теоретическая подготовка Правила по технике безопасности, первичный инструктаж. Общая характеристика спортивной Знакомство с планом работы на год. Показ дидактических материалов. Лекционный материал: 1. Физическая культура - важное средство для укрепления здоровья. Понятие
№ п/п Название разделов и тем Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ Дидактический и лекционный материал
тренировки. Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Правила соревнований. Основные правила легкой атлетики. ФК. 2.Личная и общественная гигиена. З.Закаливание организма.
2. Общая физическая подготовка Разминочные упражнения, специально-беговые упражнения легкоатлета. Упражнения на тренажерах 1хх. Беговые упражнения; упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног; упражнения для шеи и туловища; упражнения для всех групп мышц; упражнения для развития силы; упражнения на развитие быстроты; упражнения для развития гибкости и др. качеств. Лекционный материал: 1. Легкая атлетика в школе. 2 Журнал «Легкая атлетика в школе». З. «Игры для развития выносливости».
3. Специальная физическая подготовка Показ дидактических материалов на тему «легкой атлетики». Дополнительные домашние задания. Упражнения для развития быстроты движений и прыгучести; упражнения Лекционный материал: 1.«Базовые упражнения». 2.«Правила легкой атлетики».
№ п/п Название разделов и тем Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ Дидактический и лекционный материал
для развития игровой ловкости; упражнения для развития быстроты, силовых качеств упражнения для развития специальной выносливости.
4. Технико-тактическая подготовка Видео с соревнований. Видео-материал Техника: Бега спринтера. Стайера. Тактика: Бега на короткие и средние дистанции Лекционный материал: 1.Ведущие легкоатлета мира. 2.Мировые рекорды легкоатлетов.
5. Контрольно-переводные нормативы Контрольно-зачетные тренировки, соревнования. Выполнение базовых упражнений. Проверка знаний теоретическог о материала. Тесты и зачеты для проверки нормативных знаний.
6. Медицинский контроль Заключение медицинского работника о состоянии здоровья на текущий учебный год. Лекционный материал: 1.Повторная лекция о закаливании организма. 2.Здоровный образ жизни. З.Повторня лекция о личной и общественной гигиене.
№ п/п Название разделов и тем Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ Дидактический и лекционный материал
7. Соревнования Памятка для обучающихся и их родителей Участие на спортивных мероприятиях, в соревнованиях Календарный план спортивных мероприятий на будущий учебный год.
Таблица 4. Контрольные упражнения
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
юноши девушки
Быстрота
Бег 60, 100,200 метров Бег 60, 100,200 метров
Сила Подтягивание на высокой перекладине Подтягивание на низкой перекладине
Метание мяча из-за головы 1 кг. Метание мяча из-за головы 1 кг.
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места
Выносливость Тест Купера 6 мин.бег, 12 мин бег, Тест Купера 6 мин.бег, 12 мин бег,
Координационные Челночный бег 3*10 метров Челночный бег 3* 10 метров
Челночный бег 5*6 метров Челночный бег 5*6 метров
Таблица 5. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Легкая атлетика
Сроки реализации по годам освоения программы I полугодие II полугодие Всего учебных недель
Начало
учебного 16 недель 20 недель
года
1 год 1 сентября 36
Условные обозначения:
- учебные занятия по расписанию
- текущая аттестация
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация
Таблица 6. Материально-техническое обеспечение
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1. Стандарт основного общего образования по физической культуре Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-
1.2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы
1.3. Рабочие программы по физической культуре
1.4. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество
1.5. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению В составе библиотечного фонда
1.6. Методические издания по физической культуре для учителей Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»
1.7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте» В составе библиотечного фонда
2 Демонстрационные учебные пособия
2.1. Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
2.2. Плакаты методические Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и
2.3. Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
3 Технические средства обучения
3.1. Колонка 1
3.2. Мультимедийный компьютер Возможность входа в Интернет. 1
3.3. Принтер 1
4 Учебно-практическое оборудование
4.1. Стенка гимнастическая 8
4.2. Бревно гимнастическое высокое 1
4.3. Козел гимнастический 1
4.4. Конь гимнастический 1
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество
4.5. Перекладина гимнастическая(навесная) 3
4.6. Мост гимнастический подкидной 1
4.7. Скамейка гимнастическая жесткая 12
4.8. Маты гимнастические 10
4.9. Мяч набивной (1 кг, 3 кг) 8
4.10. Мяч малый (теннисный) 15
4.11. Скакалка гимнастическая 30
4.12. Палка гимнастическая 25
4.13. Обруч гимнастический 15
4.14. Штанга (гриф, блины) 3
5 Легкая атлетика
5.1. Планка для прыжков в высоту 1
5.2. Стойка для прыжков в высоту 2
5.3. Резиновый коврик для прыжков в длину с места 10
5.4. Рулетка измерительная (10 м, 50 м) 2
5.5. «Торпеда» для метания 6
5.6. Мячи для метания (150 г.) 6
6 Подвижные и спортивные игры
6.1. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой (центральные) 2
6.2. Щиты баскетбольные тренировочные с кольцами и сеткой (боковые) 6
6.3. Мячи баскетбольные 40
6.4. Жилетки игровые 10
6.5. Стойки волейбольные 2
6.3. Сетка волейбольная 2
6.4. Мячи волейбольные 25
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество
6.5. Табло перекидное 1
6.6. Ворота для мини футбола 2
6.7. Сетка для ворот мини-футбола 2
6.8. Мяч футбольный 20
6.9. Насос для накачивания мячей 2
7 Измерительные приборы
7.1. Секундомер 5
8 Средства первой помощи
8.1. Аптечка медицинская 2
9 Спортивные сооружения
9.1. Спортивный зал игровой С раздевалками для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек
9.2. Кабинет учителя Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки).
9.3. Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи.
10 Пришкольный стадион (площадка)
10.1. Легкоатлетическая дорожка 3
10.2. Сектор для прыжков в длину 1
10.3. Игровое поле для футбола 1
10.4. Площадка игровая баскетбольная 1
10.5. Площадка игровая волейбольная 1
10.6 Тренажерный городок 1
Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011.
3. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М., 2008.
4. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М., 2009.
5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Планирование и организация занятий. М.: Дрофа, 2008.
7. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М., 2008. Попов В.Б. «Прыжки в длину». М., 2011.
8. Школа легкой атлетики, под ред. А.В. Коробова, 2 изд. М.,
1998.
9. Легкая атлетика для юношей, под ред. П.Л. Лимаря. М.,
1999.
10. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова. 2 изд. М., 2002.
11. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1997.
12. Ухов В. Спортивная ходьба. М., 1996.
13. Фруктов А.Л. Спортивная ходьба. М., 2000.
14. Лёгкая атлетика, под ред. Д.П. Маркова и Н.Г. Озолина. М., 1999.
15. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В. Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов, 1999.
16. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С. Хоменкова, 2002.
17. Энциклопедия для детей. Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. М.: Аванта+, 2001.
18. Легкая атлетика. Правила соревнований ВФЛА. Советский спорт Москва, 2010.
19. Легкая атлетика. Учебник; Физическая культура. Москва, 2014.
20. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры; Физкультура и спорт. Москва, 2009.
21. Олимпийская энциклопедия. В 5 томах. Том 1. Легкая атлетика; Свиньин и сыновья. Москва, 2014.
22. Олимпийская энциклопедия. Легкая атлетика. Афины 2004, Пекин 2008; Свиньин и сыновья. Москва, 2011.
23. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика; Академия. Москва, 2009.
24. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. Академия. Москва, 2010.
К ВОПРОСУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ
1 "2 Балтабаева Р.Б. , Сейтназарова А.М.
1Балтабаева Рано Бекбаулиевна - ассистент, кафедра прикладной математики, Каракалпакский государственный университет, г. Нукус; Сейтназарова Айсара Муратбаевна - учитель информатики, школа № 14, Кегейлийский район, Республика Узбекистан
Аннотация: становление данных дисциплин, проблемы преемственности в обучении информатике и ИТ, другие важные вопросы обучения информатике и ИТ в школе и вузе рассматриваются в данной статье.
Ключевые слова: преемственность в системе школа-вуз, компьютерный грамотность, информационный
компетентность, информационная культура.