Научная статья на тему 'Примерная программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов'

Примерная программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / HEALTH / EDUCATION / EXERCISES / MODULAR PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонов Виктор Серафимович, Жамц Сандандоржийн

В статье дана характеристика и показана возможность для составления рабочих программ учителями физического воспитания на основе использования Примерной программы по физическому воспитанию учащихся начальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонов Виктор Серафимович, Жамц Сандандоржийн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL AND FEATURES OF THE MODEL PROGRAM CONTENT OF PHYSICAL TRAINING FOR PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article contains studies of the ways of applying «Advanced training» and its quality metering up to singie educational discipline. There were allocated opportunities and organization of the use of expert and combined methods of metering in a guoted category of measuring tasks. Using automated systems promotes qualitative improvement of the process of student physical education. It gives an opportunity to analyze physical and psychophysical status of each student, individualize education, predict education and introduce elements of advanced education, realize routine and final is gives an opportunity to control the process of education.

Текст научной работы на тему «Примерная программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов»

чества образования через организацию оценки достижения стандартов независимыми организациями и оказание помощи школам по результатам оценки их деятельности;

- разработка нормативной базы, программного обеспечения и экспериментальный запуск электронной системы учета внеучебных достижений обучающихся.

Таким образом, региональные системы внешней оценки качества общего образования представляют собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность деятельности образовательных учреждений и их систем с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Вместе с тем в настоящее время эти системы испытывают необходимость разработки комплексных стандартизированных методик, позво-

ляющих оценить учебные и внеучебные достижения школьников, компетентности и их социальный опыт. В определении направления внешней оценки фактически не учитываются такие мировые тенденции, как сертификация, отбор и стандартизация. Только в Новгородской области процедуры независимой оценки качества образования на всех ступенях стандартизированы, а материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение мониторинга качества производится в рамках целевой программы развития образования.

Практически во всех регионах наблюдается неготовность гражданских институтов к участию в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.

Решение выявленных проблем лежит в плоскости концептуального обоснования и реализации моделей региональных систем внешней оценки качества общего образования.

Литература

1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 192 с.

2. Бодрякова Е.А. Проблема формирования единых критериев оценки качеств образования. // Сибирский учитель. -2008.-№3.-С.1-16.

3. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: сб. / автор-сост. Т.И. Тюляева. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 160 с.

Фомицкая Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2)210411.

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2)210411.

Fomitskaya Galina Nickolaevna, candidate of education sciences, associate professor, department of pedagogy of the Buryat State University. Tel. (301-2) 210 411.

Namsaraev Sergei Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of the Buryat State University. Tel. (301-2) 210 411.

УДК 372.8

В. С. Самсонов, С. Жамц

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье дана характеристика и показана возможность для составления рабочих программ учителями физического воспитания на основе использования Примерной программы по физическому воспитанию учащихся начальной школы. Ключевые слова:, технология, образовательный процесс, здоровье, воспитание, упражнения, модульная программа.

G. Y. Galimov, S. Zhamz

POTENTIAL AND FEATURES OF THE MODEL PROGRAM CONTENT OF PHYSICAL TRAINING FOR PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article contains studies of the ways of applying «Advanced training» and its quality metering up to singie educational discipline.

There were allocated opportunities and organization of the use of expert and combined methods of metering in a guoted category of measuring tasks. Using automated systems promotes qualitative improvement of the process of student physical education. It gives an opportunity to analyze physical and psychophysical status of each student, individualize education, predict education and introduce elements of advanced education, realize routine and finat is gives an opportunity to control the process of education.

Keywords, technology, educational process, health, education, exercises, modular program.

Для современного образования, в том числе и по физической культуре, характерны как вариативность и многообразие содержания, так и его технологичность, а также использование моделей в учебно-воспитательном процессе [3]. Мастерство учителя состоит в том, чтобы выбрать необходимый материал, использовать нужные средства и методы обучения в соответствии с Примерной программой по физической культуре и задачами, которые нужно решить. Наиболее значимым компонентом Примерной программы являются методические пособия по разработке и применению модульных рабочих программ обучения и воспитания младших школьников, что привело к объективной необходимости в совершенствовании имеющихся и создании новых педагогических технологий и методик в преподавании предмета физической культуры, разработке новых форм организации учебной деятельности школьников, отборе критериев эффективности учебного процесса, осуществляемого по новым технологиям.

Особенностью Примерной программы является то, что она не предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе, а адресуется создателям авторских программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.

Программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания Примерная программа не сковывает творческой инициативы авторов учебных программ и учебников, сохраняет им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса. Это позволяет реализовать вариативный принцип развития современной школы и предоставляет создателям авторских программ широкие возможности на практике реализовать свои взгляды и идеи, выстраивать собственную логику и структуру обучения, внедрить новые формы и методы в образовательный процесс.

Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а

знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, которые стоят на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой). Для того чтобы процесс обучения и воспитания осуществлялся более эффективно, в Примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».

Первая содержательная линия включает: 1) знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенических правилах по закаливанию организма, подбору спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; 3) комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.

Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях, их роли в физической подготовке человека, правилах их выполнения; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.

В соответствии с этим реализуются следующие цели:

- укрепление здоровья, содействие гармони-

ческому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

- овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

В процессе занятии учащимися физической культурой происходит формирование обще-учебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований; в речевой деятельности -умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. В процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований также развивается умение сотрудничать в коллективе сверстников.

Основное содержание Примерной программы представлено объемом 405 часов, куда органически входят первая содержательная линия «Укрепление здоровья и личной гигиены» и вторая содержательная линия «Физическое развитие и физическая подготовка».

Укрепление здоровья и личная гигиена (64 ч) включает следующие подлинии: знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов уп-

ражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.) Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влияние на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.

Деятельность оздоровительной направленности предусматривает составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем). Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования. Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью базируется на комплексах общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирования мышечных усилий координации движений, развитии подвижности суставов и гибкости. Сюда входят комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).

Физическое развитие и физическая подготовка включает в свое содержание знания о физической подготовке. Это общее представление о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд. Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и крово-

обращения (общих представлений). Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.

Способы деятельности с общеразвивающей направленностью предусматривают составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Измерение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.

Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью знакомит с жизненно важными двигательными навыками и умениями, куда включены: ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных положений с различной амплитудой, траекторией и направлением движений: на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием и пролезанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.

Акробатические упражнения с элементами гимнастики знакомят с командами и приемами: построения и перестроения в шеренгу и колонну; размыкание с приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движения.

Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.

Легкоатлетические упражнения включают следующие виды: прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000 м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.

Упражнения по лыжной подготовке (при наличии условий) предусматривают передвижение ступающим и попеременным двухшажным ходом. Повороты способом «переступание» на месте и в движении. Подъем ступающим шагом и способом «лесенка». Торможение палками, падением и способом «плуг». Спуски в основной и низкой стойке.

Подвижные игры с элементами спортивных игр включают подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.) Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.

В соответствии с разработкой модульных рабочих программ и распределением учебного материала по физической культуре в начальной школе на базе Примерной программы в качестве методологии нашего исследования нами рассматривались общенаучные положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры: личностно-ориентированный подход, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения процесса педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Теоретической основой освещения современного состояния проблемы выступили инновации и течения в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов и определяющие (хотя и по-разному) пути и технологии личностно-ориентированной физкультурной деятельности учащихся. К ним относятся: педа-

гогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.П. Ильин, В.Н. Караковский и др.) [1], раскрывающая идеи гуманного опережающего развития человека в новую педагогическую технологию, в центре которой - личность учащегося, учение без принуждения, доверие и заинтересованность в положительном результате: педагогика диалога (М.М.Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.), обращающаяся к педагогическому взаимодействию на принципах физкультурной поддержки и плюрализма мнений: педагогика свободы (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, С.А. Белитче-ва, И.В. Бестужев-Лада), рассматривающая свободу ребенка и его педагогическую поддержку как константу гуманистического мировоззрения и практики; педагогика творчества (Ю.П. Азаров, Т.А. Барышева, А.Ф. Никитин М.Д. Кудрявцев) [4], отражающая подход к развитию творческой личности, защищенности и физкультурной поддержки.

Рассматриваемая программа при ее реализа-

ции будет способствовать достижению одной из главных целей современного общества - привлечению младших школьников к занятиям физической культурой, их духовному и физическому совершенствованию, формированию у учащихся осознанной потребности в занятиях спортом, ведению здорового образа жизни. Четкие механизмы реализации, обозначенные критерии работы, правильно прогнозируемый ожидаемый результат придают данному проекту вполне завершенный логически выстроенный системный вид.

Таким образом, данную программу, имеющую все основания и реальные возможности при ее осуществлении привлечь детей младшего школьного возраста к активным занятиям физической культурой, а также способствовать успешной адаптации детей в окружающем социуме, можно рекомендовать к практическому использованию и реализации в общеобразовательных учреждениях г. Улан-Удэ, Иркутска.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения XX века. - М.: Астория, 1994. - 268 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФИС, 1985. - 192 с.

3. Кузнецов В.И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья. - Чита: Изд-во ЗабГТПУ, 2009. - 131 с.

4. Кудрявцев М.Д. Обучение младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. -М.: Академия, 2003. - 104 с.

Самсонов Виктор Серафимович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. Тел (301-2) 213804

Жамц Сандандоржийн, ректор института физкультуры Монгольского государственного педагогического университета г. Улан-Батор.

УДК 378.046.4

Г.Н. Фомицкая

ПРОЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе анализа данных внешней оценки проектной активности педагогов выявляются проблемы соответствия данных реальному состоянию, степень ее влияния на повышение качества общего образования, организации инновационной деятельности общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: индекс проектной активности работников образования, внешняя оценка, результативность проектной активности, инновационное развитие образовательных учреждений.

G.N. Fomitskaya

THE PROJECT ACTIVITY OF TEACHERS AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF GENERAL EDUCATION

The article deals with the analysis of data of external evaluation of teachers’ project activity. It identifies the problems of consistency of the data, the extent of its impact on improving the quality of general education, the organization of innovative activity of educational institutions.

Keywords: index of project activity of educators, external evaluation, the effectiveness of project activity, the innovative development of educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.