ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенные модели формирования толерантности студентов могут стать основой для проектирования инновационных образовательных технологий. Толерантность, как и другие важнейшие личностно-профессиональные качества, должна стать обязательным целевым ориентиром образовательного процесса.
Работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 “Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Математические модели преемственности в формировании личностнопрофессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 66-73.
REFERENCES
1. E.S. Kiseleva, L.N. Karavanskaya, M.L. Romanova and R.V. Teryukha (2012), “Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta., Vol. 92, No. 10, pp. 104-109.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2013.
УДК 796:338.28; 796.078
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ
Марина Евгеньевна Ретюнских, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
В рамках проведенного исследования на основании результатов педагогических наблюдений, хронометрирования уроков физической культуры годичного планирования, мониторинга ЧСС с использованием регистраторов сердечного ритма «POLAR - 610, 810» и командной системы «POLAR Team System» были определены значения пульсовой напряженности двигательных заданий (ДЗ) легкоатлетического, гимнастического и игрового характера в содержании обучения школьников подготовительной группы в 5-6 классах. Определена пульсовая напряженность двигательных заданий (ДЗ) раздела «Гимнастики с элементами акробатики» программного материала и осуществлена классификация типичных ДЗ уроков гимнастики по кластерам (уровням) на основе прироста ЧСС (стандартного сдвига) в сравнении с исходной величиной. Уровневое построение ДЗ уроков физической культуры позволяет оптимизировать нагрузку для учеников подготовительной группы и осуществлять ее с учетом степени активности их организма, что способствует эффективному решению задачи повышения уровня физической подготовленности школьников, а соответственно и их здоровья. В ходе исследований выявлена и разная степень тренирующего воздействия уроков физической культуры с различным предметным содержанием.
Ключевые слова: школьники 5-6 классов, подготовительная медицинская группа, программа по физической культуре, учебный материал раздела «Гимнастика с элементами акробатики», двигательные задания (ДЗ), классификация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p125-132
CLASSIFICATION OF GYMNASTIC TRAINING MOTOR TASKS OF THE PE
CURRICULUM FOR SCHOOLCHILDREN OF THE 5th AND 6th FORMS
Marina Evgenievna Retuinskikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education
Annotation
The values of the pulse intensity of motor tasks of athletics, gymnastics and playing nature in the content of teaching the preparatory group of schoolchildren of the 5th and 6th forms are pointed out as part of the study on the basis of teacher observations, time-keeping of PE lessons of a year of planning, monitoring heart rate using a heart rate recorders «POLAR - 610, 810" and the command system «POLAR Team System».
Pulse intensity of motor tasks in the part "Gymnastics with elements of acrobatics" of the curriculum data is defined and classification of typical motor tasks for the gymnastics lessons in levels based on the increase in heart rate (standard shift) in comparison with the original value is presented. Level construction of PE motor tasks lets optimize the load for the preparatory group of schoolchildren and implement it according to the degree of their body activity, all that contribute to the effective solution of the problem of increasing the level of physical fitness of schoolchildren and their health. The studies also help reveal varying degrees of training influence of PE lessons with different subject content.
Keywords: schoolchildren of the 5th and 6th forms, preparatory medical group, PE curriculum, training material of the part "Gymnastics with elements of acrobatics", motor tasks, classification.
МЕТОДИКА
В экспериментальной работе при анализе уроков физической культуры гимнастического содержания были определены как общие, так и частные показатели ЧСС при воздействии стандартных ДЗ на организм учащихся подготовительной группы [3]. Отметим, что стандартизация является характерной чертой двигательного задания. Стандартизация определяет условия, которые способствуют или препятствуют достижению прогностической цели, а также точные инструкции, касающиеся выполняемых двигательных действий. В нашем исследовании стандартные двигательные задания предполагали минимальную нагрузочную стоимость в воздействиях упражнений с учетом организующих двигательное задание компонентов - количества повторов (чаще всего 8, 16 счетов), длительности, интенсивности упражнения, интервалов отдыха (ординарные). Во всех последующих расчетах пульсовое напряжение двигательного задания (ПН-ДЗ) приводилось к единой стандартной величине - минуте (по длительности). Поскольку длительность заданий во многих случаях различна, и могла составлять менее минуты, или более, а иногда и несколько минут, то для того, чтобы получить реальное сравнение пульсового напряжения двигательных заданий, суммарная нагрузка задания (сумма ударов сердца) соотнесена с его длительностью, тем самым осуществлена стандартизация задания. Пульсовое напряжение задания приведено по ЧСС к относительной величине - 1 минуте. Так, объективно, появляется возможность сравнивать двигательные задания по их функциональному воздействию [1, 2].
Контроль ЧСС в условиях учебных занятий осуществлялся с помощью кардиомониторов «POLAR-S610, S810», а в отдельных случаях - с помощью командной системы «POLAR Team System». При анализе функциональной активности сердечно-сосудистой системы фиксировались следующие данные: текущее время урока; время выполнения отдельных ДЗ на уроке; исходная ЧСС; максимальная ЧСС; минимальная ЧСС; средняя ЧСС; сумма ударов сердца; объем работы в зонах относительной мощности (%).
Используя рекомендации Л.П. Матвеева [5], регламентация способа выполнения физических упражнений для построения блочно-модульной программы физического воспитания учащихся 5-6 классов подготовительной медицинской группы проводилась путем расчета относительных показателей функционального воздействия ДЗ: «пульсовой
напряженности (ПН-ДЗ) двигательных заданий»: отношение суммы ударов сердца за время этапа (задания) (СУС-ДЗ) ко времени этапа (задания) (№): «ПН-ДЗ»=СУС-ДЗ/1дз; «пульсового прироста покоя (ППП-ДЗ) двигательных заданий»: отношение пульсового напряжения (ПН-ДЗ) к значению исходной ЧСС (ЧССисх): «ППП-ДЗ»=(ПН-
ДЗ/ЧССисх)-1; «привнесенной функциональной нагрузки (ФН-ДЗ) двигательного задания»: произведение ППП-ДЗ на суммарное время двигательного задания (Пдз): «ФНДЗ»=ППП- ДЗ хДдз.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предметный состав ДЗ, имеющих разную функциональную напряженность в зависимости от специфики программного материала [4], и определяет различие тренировочных эффектов видов упражнений. Укажем, что ДЗ представляют собой вторичную надпредметную деятельность, поскольку построены на материале первичной предметной деятельности - бега, прыжков, метаний из легкой атлетики, упражнений на гимнастических снарядах и акробатики и т.п. В этой связи в программах обучения и подготовки учащихся 5-6-х классов используется система физических упражнений, которые отличаются либо по структурному признаку - легкоатлетические, игровые, гимнастические, либо по функциональному признаку - 1, 2, 3 уровень и т.п. В соответствии с полученными данными пульсового напряжения и пульсового прироста покоя, ДЗ гимнастического содержания были распределены на 7 кластеров. Прирост ЧСС в сравнении с исходной величиной при их выполнении наблюдался от 10% до 70% [3].
Так, например, при анализе установлено, что блоки заданий «Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) без предметов на месте для рук и плечевого пояса (на 16 счетов)», - вызывают пульсовое напряжение, равное 124-133 уд/мин, при этом ППП-ДЗ в сравнении с исходной ЧСС составляет 0,22-0,30 усл. ед., что соответствует третьему кластеру классификации с приростом ЧСС в 30% (табл. 1). Анализ протоколов уроков гимнастики, на которых использовались блоки заданий «Комплексы ОРУ без предметов на месте для ног и туловища» показывает, что данный модуль заданий вызывает функциональную напряженность сердечно-сосудистой системы в диапазоне 130-140 уд/мин, где ППП-ДЗ - от 0,31 до 0,39 усл. ед., что определяет 40% прирост ЧСС от ее исходного значения (табл. 1).
Формируя блоки-модули двигательных заданий в группе общеразвивающих упражнений на месте, следует отметить значение структуры упражнения, а также влияние дополнительного отягощения на функциональный эффект двигательного задания. Так, «ДЗ: ОРУ с палками» вызывают ПН-ДЗ для рук 140 уд/мин, для ног - 145 уд/мин, туловища - 148, 149 уд/мин, прыжки с палкой - 152 уд/мин, соответственно, ППП-ДЗ в ОРУ с палками проявляется в значениях 0,37 усл. ед. - для рук, 0,42 усл. ед. - для ног,
0,45-0,49 усл. ед. - для туловища, 0,49 усл. ед. - в прыжках с палкой. В других заданиях, таких как «ДЗ: ОРУ с обручем, булавами, большими мячами (на месте)» (ПН-ДЗ -143 уд/мин; ППП-ДЗ - 0,49 усл. ед.), «ДЗ: ОРУ на гимнастической скамейке» (ПН-ДЗ - 147 уд/мин; ППП-ДЗ - 0,44 усл. ед.) наблюдался типичный стандартный функциональный сдвиг, несколько больший по разряду, чем в «ДЗ: ОРУ без предметов на месте». Здесь даже сглаживается эффект от выполнения заданий различными кинематическими звеньями, то есть с некоторой условностью можно объединить эти задания в единый пятый кластер вне зависимости от их деления по анатомическому признаку. Но, в тоже время, «ОРУ с амортизаторами и эспандерами, набивным мячом», «ОРУ, выполняемые в парах», а также с «гимнастической скамейкой», организованные в стандартные двигательные задания с ординарными компонентами нагрузки, вызывают еще больший функциональный отклик по пульсовому напряжению, чем ранее рассмотренные блоки-модули упражнений. Так, ПН-ДЗ в упражнениях с набивным мячом определилось для рук - 144 уд/мин, ног - 149 уд/мин, для туловища - 151 уд/мин; соответственно, ППП-ДЗ составил:
для рук - 0,44, ног - 0,49, для туловища - 0,51 усл. ед. [3].
В тоже время, анализ исследовательских данных показывает, что двигательные задания («комплексы ОРУ с гантелями») на месте вызывают 70% сдвиг ЧСС от исходного уровня (ПН-ДЗ - 161 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,64 усл/ед), равно как и двигательные задания, построенные на основе «ОРУ в движении» (ПН-ДЗ - 161, 169 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,61-
0,64 усл.ед), что в целом имеет более высокое функциональное воздействие (табл. 1). Таким образом, ДЗ-ОРУ оказывают неодинаковое влияние на сердечную деятельность, вызывая как небольшой прирост ЧСС, так и достаточно высокий.
Результаты исследования указывают на то, что многие упражнения, имеющие различную структуру, могут вызывать типичную пульсовую реакцию и характеризоваться одинаковым пульсовым напряжением. При этом в заданиях отмечается минимальная ординарность и стандартность в повторах упражнения - количестве раз, интервалах отдыха, интенсивности функциональных сдвигов. Например, выполнение разновидностей «стоек на гимнастической скамейке», а также «упражнения хореографической подготовки» (ПН-ДЗ - 113 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,11 усл. ед.), построенные в виде ДЗ, вызывают 10% прирост ЧСС. Далее, к примеру, «лазание по канату в три приема», «наскок на мостик с разбега в опорном прыжке», «кувырок вперед» (ПН-ДЗ - 134-140 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,33-0,4 усл. ед.) так же можно отнести к одному разряду трудности, поскольку наблюдается одинаковая функциональная стоимость упражнений, соответствующая 40% приросту ЧСС.
Специфика обучения в гимнастике показывает, что соединение элементов в связки и комбинации приводит к техническому усложнению выполняемых движений, что в свою очередь отражается на повышении трудности двигательных заданий и увеличении их пульсовой стоимости (Р<0,05). Так, выполнение ДЗ на параллельных брусьях - «размахивания в упоре на предплечьях» - характеризуется значениями ПН-ДЗ - 141 уд/мин, ППП-ДЗ - 0,40 усл. ед., а в итоге двигательное задание может быть отнесено к четвертому кластеру. Связка элементов на брусьях вызывает сравнительно большее пульсовое напряжение (ПН-ДЗ - 157 уд/мин, и соответственно ППП-ДЗ - 0,55 усл. ед.), и двигательное задание может быть отнесено к шестому кластеру. Выполнение комбинации на этом снаряде, анализируемые показатели которой составили 162 уд/мин и 0,60 усл. ед. соответственно, характеризуется нарастанием пульсовой стоимости, а соответственно и функционального воздействия на организм (Р<0,01).
В рамках проведения уроков гимнастики выделяются блоки ДЗ, направленные на воспитание физических качеств. Стандартность их построения по длительности выполнения, количеству повторений и другим параметрам, связанная с возможностями времени урока, количеством решаемых в его рамках задач, возрастом учащихся и требованиями учебной программы к уровню их физической подготовленности, позволяет оценить функциональное воздействие этого рода ДЗ. Выражение их пульсового напряжения через стандартную относительную величину, то есть, приводя к 1 минуте путем математических расчетов, позволяет классифицировать их по уровням стандартного сдвига ЧСС в сравнении с исходной величиной (табл. 1).
В исследовании установлено, что уроки гимнастического содержания имеют наименьший тренирующий эффект так как их «пульсовой прирост» составляет 8-16 усл. ед.. Наибольшее тренирующее воздействие оказывают уроки легкой атлетики, в них «пульсовой прирост» после выполнения стандартных легкоатлетических ДЗ составляет 1600-2400% (или 16-24 усл. ед.) от исходной ЧСС. Занятия русской лаптой на уроках физической культуры близки по воздействию к легкоатлетическим упражнениям. Их «пульсовой прирост» составляет 14-22 усл. ед.. А уроки спортивных игр характеризуются «пульсовым приростом» в 12-20 усл. ед. [3].
Таблица 1
Классификация двигательных заданий по их «пульсовому приросту» - вызываемому стандартному сдвигу ЧСС в сравнении с исходной величиной - применительно к содержанию материала по гимнастике Комплексной программы физического вос-
питания учащихся подготовительной группы в 5-6-х классах
Кластеры двигательных заданий Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Упражнения на воспитание физических качеств
I кластер 10% при- рост ЧСС Основная стойка. Построения: в шеренгу, в колонну по одному, два, в круг. Размыкания и смыкания, повороты. Основные положения и движения кисти, головы, прямых и согнутых рук, стойки на двух ногах. Упражнения хореографической подготовки. Упражнения на внимание и осанку (на месте).
II кластер 20% при- рост ЧСС Повороты кругом на месте. Перестроения из шеренги: уступами, в круг, два круга. Перестроение по звеньям, передвижения. Одиночные движения рук, ног, туловища. На месте: сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук (на 8 счетов) На воспитание гибкости: пассивные упражнения с партнером.
III кластер 30% при- рост ЧСС Перестроения из колонны: дроблением и сведением, разведением и слиянием, поворотом в движении. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений без предметов на месте: для рук и плечевого пояса - круги, дуги, рывки, толчки, удары (16 счетов). На воспитание гибкости: упражнения с повышенной амплитудой для суставов и позвоночника. «Коробочка», «Лодочка».
IV кластер 40% при- рост ЧСС Передвижения по диагонали, проти-воходом, змейкой. Строевой шаг. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений без предметов на месте: для ног -приседы, выпады и туловища -наклоны, прогибы, повороты. На воспитание силовых способностей: подъем прямых ног в и.п. лежа на спине; подтягивание на низкой перекладине.
V кластер 50% при- рост ЧСС - Комбинации (комплексы) ОРУ без предметов на месте - упоры, седы, лежа на животе, спине; прыжки; с предметами - с палкой, обручем, булавами, большими мячами, на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. На воспитание силовых способностей: сгибание разгибание рук в упоре лежа, руки на скамейке; передвижения в висе; подъем согнутых (прямых) ног в висе; подтягивание в висе (облегченное положение - с амортизатором).
VI кластер 60% при- рост ЧСС - Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений с предметами - с гимнастической скамейкой, с амортизаторами и эспандерами, с набивным мячом. Парные упражнения для рук и плечевого пояса, для ног и туловища, поддержки. На воспитание скоростно-силовых способностей: прыжки с короткой скакалкой; броски набивного мяча; сгибание разгибание рук в упоре лежа сзади, руки на скамейке; подъем туловища из и. п. лежа на спине.
Кластеры двигательных заданий Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Упражнения на воспитание физических качеств
VII кластер 70% при- рост ЧСС - Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений с предметами - с гантелями. Общеразвивающие упражнения в движении. Комбинации акробатических упражнений. Комбинации упражнений на снарядах. На воспитание силовой выносливости: подтягивание в висе на перекладине; вис углом на гимнастической стенке на время. На воспитание координации и быстроты: игры и эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря, преодоление препятствий.
Кластеры двигательных заданий Упражнения и задания на снарядах, акробатические упражнения
Канат Козел/ Конь Акробатика
I кластер 10% прирост ЧСС Вис на согнутых руках. Приземление (прыжок вверх на месте в полуприсед в позу приземления). Группировка в упоре присев, в положении лежа на спине.
II кластер 20% прирост ЧСС Из виса на согнутых руках перейти в вис. Подтягивания из седа ноги врозь на канате. Толчок руками (стоя на расстоянии 1 м от стены, падение прямым телом на стенку с отталкивание и возвращением в и.п.). Перекаты вперед-назад, в стороны из положения группировки, из упора присев. Стойка на лопатках согнув ноги. Из стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед упор присев. Мост из положения лежа на спине.
III кластер 30% прирост ЧСС Лазание в висе на согнутых руках с захватом ногами каната. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Стойка на лопатках. Перекаты в группировке в стойку на лопатках. Кувырок в сторону. Кувырок вперед по разделениям. Мост из положения стоя с помощью. Кувырок назад в упор на коленях (с помощью).
IV кластер 40% прирост ЧСС Лазание в три приема. Разбег. Наскок на мостик Кувырок вперед слитно. Кувырок назад в группировке (с помощью). Мост из положения стоя самостоятельно.
V кластер 50% прирост ЧСС Лазание в три приема на высоту, на скорость. Вскок в упор стоя на коленях (с места, с разбега), соскок взмахом рук. Кувырок назад в группировке (самостоятельно). Два-три кувырка вперед.
VI кластер 60% прирост ЧСС Лазание в два приема. Вскок в упор присев (с места, с разбега), соскок взмахом рук Акробатические связки элементов.
VII кластер 70% прирост ЧСС Лазание в два приема на высоту, на скорость. Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см). Акробатические комбинации.
Кластеры двигательных заданий Упражнения и задания на снарядах, акробатические упражнения
Перекладина Брусья (параллельные - мал., р/в - дев.) Гимнастическая скамейка Бревно (низкое, высокое)
I кластер 10% прирост ЧСС Смешанные висы: вис стоя, вис стоя на согнутых руках, вис стоя сзади, вис Скамейка, бревно низкое. Смешанные упоры.
присев, вис лежа с различным положением рук, ног, туловища и др. Смешанные упоры: упор, упор стоя; стоя согнувшись, стоя на согнутых руках. Стойка на носках, на одной и двух ногах, стойка продольно, продольно ноги врозь, поперек.
II кластер 20% прирост ЧСС Упражнения в смешанных висах, упорах. Скамейка, бревно низкое. Упражнения в смешанных упорах. Упражнения в равновесии: повороты переступанием, на носках и одной ноге, приседание и переход в упор присев, сед. «Старт пловца» на конце бревна.
Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок с перемахом другой с поворотом на 90°. Из упора соскок махом назад. Из седа на бедре соскок с поворотом. Из виса стоя наскок прыжком в упор на нижнюю жердь.
III кластер 30% прирост ЧСС Простые висы: вис на двух и одной руке, зацепом, завесом, углом, согнувшись, прогнувшись. Простые упоры: упоры на кистях, на предплечьях, плечах, упор сзади, углом, верхом. Из виса размахивание изгибом. Скамейка, бревно низкое. Ходьба. Разновидности: с носка, с разным положением рук, на носках, приставными, большими, переменными, скрестными шагами, выпадами, с высоким подниманием бедра, махом ног вперед. Соскок с конца бревна в глубину. Повороты при ходьбе. Опускание в упор, упор стоя на колене
Из упора соскок махом назад с поворотом. Размахивания в упоре на руках.
IV кластер 40% прирост ЧСС Упражнения в смешанных висах и упорах (связки) Бревно высокое. Упражнения в равновесии.
Махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор. Размахивание в упоре, сед ноги врозь. Размахивание в упоре на предплечьях.
V кластер 50% прирост ЧСС Упражнения в висах, упорах (связки) Бревно низкое. Связки упражнений в равновесии. Бревно высокое. Ходьба (разновидности).
VI кластер 60% прирост ЧСС Комбинации упражнений в висах и упорах (перекладина низкая, брусья) Бревно низкое. Комбинации. Бревно высокое. Связки упражнений в равновесии.
VII кластер 70% прирост ЧСС Контрольные комбинации (перекладина низкая, брусья) Бревно высокое. Комбинации.
ВЫВОДЫ
В целом, анализ уроков гимнастического содержания учащихся подготовительной группы позволил нам осуществить дифференциацию ДЗ и разнести их по функциональным уровням, обозначенным в классификации как кластеры, а так же проследить сочетание ДЗ на уроке и их комплексирование с точки зрения достижения текущего развивающего эффекта в сравнении с общепринятой методикой последовательного решения образовательных задач при изучении и совершенствовании гимнастических упражнений. Анализ данных говорит о том, что различные виды упражнений и ДЗ могут иметь отношение как к одному кластеру, имея равный пульсовой прирост и пульсовое напряжение, что нами отмечалось выше, так и оказывать различное функциональное воздействие. Это очень важно для установления уровневых связей в видах движений, когда, например, упражнения из раздела гимнастики могут оказать развивающее значение при воспитании физических качеств и построении общей физической подготовки, например, легкоатлета-метателя, или игрока в русскую лапту. В целом же установление функционального сходства или различия в эффектах упражнений, построенных в форме ДЗ, поможет оптимизировать процесс физического воспитания не только учащихся подготовительной груп-
пы, но и всех занимающихся на уроках физической культуры, что в целом принимает характер методологического подхода к построению первичных форм занятий со школьниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Г.н. - Волгоград, 2011. - 56 с.
2. Германов, Г.Н. Обоснование кластерно-модульного построения учебного материала при занятиях с учащимися подготовительной группы на уроках физической культуры в 5-х классах / Г. Н. Германов, М. Е. Злобина // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 3 (17). - С. 59-64.
3. Злобина, М. Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Злобина М.Е. - Волгоград, 2009. -25 с.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / авт.-сост. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2006. - 126 с.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
REFERENCES
1. Germanov, G. N. (2011), Methodology of designing motor tasks in sport-pedagogical process: dissertation, Volgograd, Russian Federation.
2. Germanov, G.N. and Zlobina M E. (2008), “Justification of the cluster-modular training data for the creation of PE lessons for the preparatory group schoolchildren of the 5th form”, Fizicheskaya kultura i zdorovie, Vol. 17, No. 3, pp. 59-64.
3. Zlobina, M. E. (2009), Construction of PE lessons for preparatory medical groups’ schoolchildren of the 5th and 6th forms on the basis of standard motor tasks, dissertation, Volgograd, Russian Federation.
4. Lyakh V.I. and Zdanevich A. A. (2006), Complex PE curriculum for students of I-XI forms, publishing house “Prosvecheniye”, Moscow, Russian Federation.
5. Matveyev, L. P. (2005), The general theory of sport and its applications: studies. for the final level of PE higher education, publishing house “Lan” St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2013.
УДК 796.011
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО САМООБОРОНЕ С ДЕВУШКАМИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ЕДИНОБОРСТВ
Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА)
Аннотация
В работе приводятся результаты проведённого исследования по исследованию целесообразности использования аэробных упражнений с элементами единоборств при обучения студенток приёмам самообороны. Оглашаются результаты, констатирующие о положительном воздействии