УДК 378
ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С УЧАЩИМИСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНДАРТНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ЗАДАНИЙ
Марина Евгеньевна Ретюнских, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Апробирована программа физической подготовки учащихся 6-х классов подготовительной медицинской группы, построенная на основе стандартных двигательных заданий; она обеспечивает повышение эффективности физической подготовки школьников, оздоровительного эффекта занятий. Приоритет при разработке программ физической подготовки для детей среднего школьного возраста подготовительной группы следует отдавать рациональному комплексированию стандартных двигательных заданий с известным функциональным эффектом, что позволит легко дозировать нагрузку и подбирать доступные упражнения.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, урок физической культуры, физическая подготовка, учащиеся подготовительной группы, двигательное (тренировочное) задание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p135-140
PLANNING OF THE EDUCATIONAL MATERIAL ON THE SUBJECT “PHYSICAL CULTURE” FOR THE SIXTH GRADE PUPILS OF THE PREPARATORY GROUP BY USING THE STANDARD MOTOR TASKS
Marina Evgenievna Retyunskikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education
Annotation
The program of physical training for the 6-th grade schoolchildren of the preparatory medical group based on the standard motor tasks has been tested. This program provides the increasing of efficiency of the schoolchildren physical training, health-improving effect of the classes. When developing programs of physical preparation for the children of middle school age of the preparatory group the rational complex of standard motor tasks should be given a priority with known functional effect that will allow to dose easily the loading and to select the available exercises.
Keywords: secondary school, physical culture lessons, physical training, preparatory group schoolchildren, motor (training) task.
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения высокой эффективности уроков физической культуры по ряду направлений (оздоровительному, повышения уровня физической подготовленности и др.) в отношении школьников подготовительной группы необходимо расширять практические возможности оперативного контроля за функциональными воздействиями выполняемых упражнений. Особое внимание следует уделить формированию у этой категории учащихся разносторонней функциональной подготовленности на основе адекватного планирования нагрузок и управления тренирующими эффектами видов упражнений, поскольку наличие необходимых адаптационных резервов основных систем организма является определяющим показателем здоровья [2].
Многие исследователи считают, что при фиксации и контроле нагрузок следует использовать обобщенные пульсовые критерии, такие, как «пульсовая сумма работы», «пульсовая стоимость упражнения» и другие, которые выводятся из анализа кинетики частоты пульса во время работы и восстановления [3, 4]. Специалисты отмечают, что анализ фиксируемых пульсовых характеристик и расчет статистических показателей ЧСС при сопоставлении с данными педагогических наблюдений (учет типа занятия и его
содержания) даст правильную оценку функциональному воздействию задания на организм в отношении конкретного контингента занимающихся, позволит установить влияние, как отдельного упражнения, так и их группы [4].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Нами в рамках предварительных исследований при анализе уроков физической культуры легкоатлетического, игрового и гимнастического содержания были определены как общие, так и частные показатели ЧСС при воздействии стандартных двигательных заданий (ДЗ) на организм учащихся подготовительной группы. Отметим, что стандартизация является характерной чертой ДЗ, определяя условия, которые способствуют или препятствуют достижению прогностической цели, а также точные инструкции, касающиеся их выполнения [1, 2]. В нашем исследовании стандартные ДЗ предполагали минимальную нагрузочную стоимость в воздействиях упражнений с учетом организующих компонентов - количества повторов (чаще всего 8, 16 счетов), длительности, интенсивности упражнения, интервалов отдыха (ординарные). Во всех последующих расчетах пульсовое напряжение двигательного задания (ПН-ДЗ) приводилось к единой стандартной величине - минуте (по длительности). С учетом всех полученных данных была осуществлена дифференциация типичных ДЗ уроков по кластерам (уровням) на основе прироста ЧСС (стандартного сдвига) в сравнении с исходной величиной. Кластеризация заданий была выстроена по 10 уровням, каждый из которых, отличался от предыдущего по нагрузочной стоимости примерно на 10%, т.е. 1-й кластер заданий соответствовал 10% (0,1 усл/ед.) приросту ЧСС в сравнении с исходным ее значением, 2-й - 20% (0,2 усл/ед.) и так далее. Таким образом, группировка ДЗ осуществлялась по показателям «пульсового прироста покоя» (ППП-ДЗ) в рамках десятичного измерения, то есть 1-ому кластеру соответствуют значения ППП-ДЗ от 0 до 0,1 усл/ед.; 2-ому кластеру - от 0,11 усл/ед. до 0,2 усл/ед., и далее до 10 кластера (от 0,91 до 1 усл/ед.).
Составленный таким образом каталог ДЗ по каждому из разделов материала Комплексной программы физического воспитания учащихся, с учетом которого выстраивались и комплексировались уроки физической культуры, имеет разное количество представленных кластеров [2]. Двигательные задания легкоатлетического материала и русской лапты [6] составили десятиуровневую классификацию. Материал спортивных игр представлен 8-ю (волейбол) и 9-ю (баскетбол) кластерами ДЗ. Уроки гимнастического содержания имеют наименьший тренирующий эффект, и, в соответствии с полученными данными ДЗ данного раздела распределены на 7 кластеров [5].
Вместе с тем, не каждое учебное задание, выполняемое в уроке, длится ровно минуту. Поэтому, характеризуя его, мы оперировали и понятием «функциональная нагрузка двигательного задания - Фн-ДЗ», когда, то или иное задание вызывало определенный функциональный сдвиг. К примеру, ПН-ДЗ равное 130 уд/мин составляет 30% прирост ЧСС (0,3 усл/ед.) к исходной величине (условно 100 уд/мин). Если же длительность задания равна 30 сек, то Фн-ДЗ при данных компонентах составляет 0,15 усл/ед. (0,5мин х
0,3усл/ед. = 0,15усл/ед.), или если задание длится 2 минуты, то его функциональная нагрузка равна 0,6 усл/ед. (2мин х 0,3 усл/ед. = 0,6 усл/ед.). А вместе с тем, если задание повторялось дважды, или трижды, то его привнесенная функциональная нагрузка равнялась в стандартном случае: 3 раза х 0,3 усл/ед.= 0,9 усл/ед., в первом случае 3 раза х 0,15 усл/ед. = 0,45 усл/ед., во втором случае 3 раза х 0,6 усл/ед. = 1,8 усл/ед.. Именно таким образом нами просчитывался общий функциональный эффект занятия, когда выстраивалась программа физической подготовки учащихся экспериментальной группы.
С самого начала при постановке цели исследования мы исходили из цели прикладной направленности разрабатываемой программы, а не из соображений оторванной от реальной жизни абстрактной эффективности. Подчеркнем, что планирование учебного материала традиционно осуществляется в тематическом изложении и последовательном
представлении образовательного материала, чему служат планы-графики годового, четвертного, поурочного распределения материала. Разработанная экспериментальная программа была нацелена на решение не только образовательных задач, но и, в главном, ориентирована на развитие функциональной составляющей физической подготовленности школьников подготовительной медицинской группы в оперативном исчислении. При этом общая привнесенная нагрузка в урок физической культуры связывалась с суммаци-ей эффектов ДЗ. Выбор заданий осуществлялся на основе выявленных данных о его тренирующим потенциале и сообразно этому программировалась кратность и длительность представляемых заданий в уроке. Количество планируемых в уроке ДЗ может быть установлено по формуле:__________________________________________________________________
Общая функциональная нагрузка урока, усл/ед.
N ДЗ = ППП-ДЗ усл/ед. X кратность кратная повторений ДЗ х длительность ДЗ
Экспериментальная программа предопределяла набор и сочетание используемых ДЗ в уроке с учетом величины их пульсового прироста покоя и достижения запланированного тренировочного эффекта в уроке - привнесенной функциональной нагрузки ДЗ. Содержание каждого урока составляла комбинация ДЗ из различных кластеров-модулей, которые отличались либо по структурному признаку - легкоатлетические, игровые, гимнастические, либо по функциональному признаку - 1, 2, 3 уровень и т.п. При сочетании ДЗ в уроке предполагалось постепенное включение ДЗ с более высоким пульсовым напряжением, с одной стороны, а с другой, - повышение функциональной нагрузки на уроке за счет изменения его количественных характеристик, то есть длительности и повторений. В связи с этим параметры нагрузок в заданиях увеличивались постепенно, по мере адаптации учеников к ним. Тем самым обеспечивалась преемственность тренирующих воздействий из урока в урок.
Таблица 1
Комплексирование ДЗ при достижении целевых показателей функциональной
нагрузки в отдельном занятии [2]
Кластер на основе ППП-ДЗ ППП-ДЗ при стандартных компонентах, усл/ед. Фн-ДЗ при кратной длительности, усл/ед. Фн-ДЗ при кратной повторности, усл/ед.
1 0,1 0,1 г 0,1 п
2 0,2 0,2 г 0,2 п
3 0,3 0,3 г 0,3 п
4 0,4 0,4 г 0,4 п
5 0,5 0,5 г 0,5 п
6 0,6 0,6 г 0,6 п
Фн-ДЗ равна сумме стандартных 1 кратно равна сумме пока- п кратно равна сумме по-
привнесенная показателей зателей казателей
нагрузка в урок, усл/ед. ППП-ДЗ ППП-ДЗ ППП-ДЗ
Необходимо отметить и то что, реализуя программу физической подготовки в педагогическом эксперименте, мы придерживались ряда основополагающих методических требований и рекомендаций:
- прямолинейно-восходящей и ступенчато-возрастающей динамики нагрузок в рамках общей системы уроков;
- последовательности роста физических воздействий и должного функционального отклика систем организма на задаваемую нагрузку в недельных микроциклах подготовки;
- взаимосвязи и преемственности тренировочных эффектов двигательных заданий с различной целевой задачей в рамках отдельного урока;
- соответствия двигательных заданий уровню физической подготовленности учащихся подготовительной группы, функциональной реактивности организма на
нагрузку, их интересам и мотивации.
Таблица 2
Программа подготовки учащихся экспериментальной группы _____________________________в триадах I полугодия [2]____________________________
1 урок 2 урок 3 урок
Недели Показатели функциональной нагрузки в занятии
Легкая атлетика
1 8 усл/ед. 9 усл/ед. 9 усл/ед.
2 10 усл/ед. 11 усл/ед. 11 усл/ед.
3 12 усл/ед. 13 усл/ед. 13 усл/ед.
4 14 усл/ед. 15 усл/ед. 15 усл/ед.
5 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
Спортивные игры (баскетбол)
6 14 усл/ед. 14 усл/ед. 14 усл/ед.
7 15 усл/ед. 15 усл/ед. 15 усл/ед.
8 15 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
9 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
Гимнастика
10 12 усл/ед. 12 усл/ед. 13 усл/ед.
11 13 усл/ед. 14 усл/ед. 14 усл/ед.
12 15 усл/ед. 15 усл/ед. 16 усл/ед.
13 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
14 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
15 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
Р усская лапта
16 16 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
Таблица 3
Программа подготовки учащихся экспериментальной группы
_____________в триадах II полугодия [2]___________________________
1 урок 2 урок 3 урок
Недели Показатели функциональной нагрузки в занятии
Спортивные игры (волейбол)
7 10 усл/ед. 12 усл/ед. 13 усл/ед.
8 14 усл/ед. 15 усл/ед. 16 усл/ед.
Русская лапта
9 13 усл/ед. 14 усл/ед. 15 усл/ед.
10 14 усл/ед. 15 усл/ед. 16 усл/ед.
11 15 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
Легкая атлетика
12 15 усл/ед. 15 усл/ед. 16 усл/ед.
13 15 усл/ед. 16 усл/ед. 16 усл/ед.
14 16 усл/ед. 16 усл/ед. 17 усл/ед.
15 17 усл/ед. 17 усл/ед. 18 усл/ед.
16 18 усл/ед. 18 усл/ед. 19 усл/ед.
17 19 усл/ед. 20 усл/ед. 20 усл/ед.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В экспериментальном исследовании участвовали школьники 6-х классов подготовительной группы. Полученные результаты предварительного тестирования испытуемых (табл. 4) свидетельствуют о низком уровне их физической подготовленности. Показатели во всех тестах, за исключением теста на гибкость, соответствуют низким значениям нормативной таблицы оценки уровня физической подготовленности учащихся 11-15 лет «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классов» (2006 г.).
Мониторинг ЧСС на первой неделе проведения уроков физической культуры, позволил нам выявить достаточно высокие показатели реактивности организма на выполняемую нагрузку. В целом проводимые наблюдения за динамикой ЧСС на уроках и проведенное промежуточное тестирование двигательной подготовленности испытуемых по
окончании первого полугодия позволили не только оценивать изменения реактивности систем организма на осуществляемые воздействия, характер направленности оказываемого влияния, текущую динамику рассматриваемых показателей, но и определить степень адекватности запланированной нагрузки, набора ДЗ урока состоянию занимающихся и наличие необходимости внесения как текущих, так и перспективных корректировок в планирование уроков.
За период исследования был выявлен прирост показателей двигательной подготовленности школьников (табл. 4). Обнаруженная достоверность различий исходных и итоговых значений по всем контрольным тестам характеризуется довольно высоким уровнем - 99,9% (Р<0,001), что свидетельствует об адекватности экспериментальной программы физическому состоянию учащихся. Ученики по большинству тестовых заданий показали результаты, соответствующие по нормативной таблице среднему уровню физической подготовленности.
Таблица 4
Динамика показателей физической подготовленности учащихся шестых классов
подготовительной группы в ходе педагогического эксперимента (п=9)
Контрольные тесты Результаты тестирования Прирост % Достоверность различий
У1±о У1±о 1 Р
Бег 30м (сек) 6,0±0,4 5,6±0,3 7,1 11,66 <0,001
Прыжок в длину с места (см) 164±11 182±12 11,0 26,0 <0,001
Челночный бег 3 x10м (сек) 9,9±0,5 9,6±0,3 3,1 6,32 <0,001
Подтягивание из виса (кол-во) 3±2 5±2 66,7 12,09 <0,001
6-мин бег (м) 938±231 1075±221 14,6 5,19 <0,001
Наклон вперед (см) 6±4 10±4 66,7 5,71 <0,001
Примечание. При сравнении двух выборочных средних связанных выборок при числе степеней свободы п=п-1=8, если а=0,05 1:рас>2,31; а=0,01 1:рас>3,36; а=0,001 1:рас>5,04.
Условные обозначения: У1 - среднее арифметическое показателей тестирования до начала эксперимента, У2 - среднее арифметическое показателей тестирования по окончании эксперимента; а -среднеквадратическое (стандартное) отклонение.
За период проведения данного исследования показатель заболеваемости учащихся в сравнении с результатами предшествующего года существенно улучшился за счет снижения числа заболеваний в текущем году (2,9%, Р<0,05). Данные медицинского обследования позволили по окончании учебного года четырем школьникам, принимавшим участие в педагогическом эксперименте, перейти в основную медицинскую группу.
ВЫВОДЫ
Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной программы в отношении рассматриваемого контингента. Приоритет при разработке программ физической подготовки для детей среднего школьного возраста подготовительной группы следует отдавать рациональному комплексированию стандартных двигательных заданий с известным функциональным эффектом, что позволит легко дозировать нагрузку и подбирать доступные упражнения. С помощью выстроенной классификации ДЗ с известным функциональным эффектом [2] у нас появилась возможность обеспечить повышение эффективности физической подготовки школьников подготовительной группы, оздоровительного эффекта занятий, тем самым, способствуя улучшению состояния здоровья, увеличению двигательной активности, интереса и мотивации детей к посещению уроков физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г.Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивнопедагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Г.Н. - Волгоград, 2011. - 56 с.
2. Злобина, М.Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Злобина М.Е. - Волгоград, 2009. - 25 с.
3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - СПб. : Изд-во «Лань», 2005. - 384 с.
4. Максимов, М.Н. Квантификация тренировочных нагрузок по пульсовым показателям упражнений в спортивном плавании : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Максимов М.Н. -Москва, 2004. - 24 с.
5. Ретюнских, М.Е. Классификация двигательных заданий гимнастического характера учебного материала программы по физической культуре школьников 5-6 классов / М.Е. Ретюнских // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 125- 132.
6. Ретюнских, М. Е. Классификация двигательных заданий учебного материала «Русская лапта» программы по физической культуре школьников / М. Е. Ретюнских // Сб. науч. тр. ВГИФК 2009-2013 гг. - Воронеж : Научная книга, 2013. - С. 308-316.
REFERENCES
1. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing motor task in sport-pedagogical process : dissertation, Volgograd, Russian Federation.
2. Zlobina, M. E. (2009), Construction of PE lessons for preparatory medical groups schoolchildren of the 5th and 6th forms on the basis of standard motor tasks : dissertation, Volgograd, Russian Federation.
3. Matveev, L.P. (2005), General sport theory and its relative aspects: Schoolbookfor the graduate level of High Sport University Education. - 4th edition, corrected and added, publishing house “Lan”, St. Petersburg.
4. Maksimov, M.N. Quantification of training loads on the pulse parameters exercises in sports swimming : dissertation, Moscow.
5. Retyunskikh, M.E. (2013), “Classification of gymnastic nature motor tasks of educational material on physical training program for pupils of 5-6th forms”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 125-132.
6. Retyunskikh, M.E. (2013), “Classification of motor tasks of educational material "Russian lapta" program on pupils’ physical training”, Colected articles of VSIPE 2009-2013, publishing house "Nauchnaya Kniga", Voronezh, pp. 308-316.
Контактная информация: marina_e_76@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2014.
УДК 796.01:612
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
Оксана Александровна Сафонова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
(СПбГАСУ)
Аннотация
Одной из важнейшей задачей физической культуры является подготовка будущих специалистов к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования предъявляемые к профессиональной деятельности в современных условиях значительно растут, что влечет за собой повышения требования к профессиональной физической подготовке студентов в период обучения в вузе. В статье представлена оценка физической подготовленности и функционального состояния студенток строительного профиля с применением методики комплексной направленности для развития профессионально-значимых двигательных качеств, выстроенная на основе профессиограммы инженера строителя и требований предъявляемой будущей профессии.
Ключевые слова: профессиограмма, двигательные качества, физическая культура.