УДК 372.8
Г.Я. Г алимов, И.И. Плотникова, В.А. Стрельников ПОТЕНЦИАЛ И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье дана характеристика и показана возможность для составления рабочих программ учителями физического воспитания на основе использования Примерной программы по физическому воспитанию учащихся начальной школы.
Ключевые слова: технология, образовательный процесс, здоровье, воспитание, упражнения, модульная программа.
G.Ya. Galimov, I.I. Plotnikova, V.A. Strelnikov POTENTIAL AND FEATURES OF THE CONTENT OF MODEL PROGRAM ON PHYSICAL CULTURE FOR PRIMARY SCHOOL PUPILS
The article gives the character and reveals the opportunity for development the working program by teachers of physical education on the basis of a Model program on physical education for primary school pupils.
Keywords: technology, educational process, health, education, exercises, module program.
Для современного образования, в том числе и по физической культуре, характерны как вариативность и многообразие содержания, так и технологичность, а также использование моделей в учебно-воспитательном процессе (Кузнецов В.И., 2009). Мастерство учителя состоит в том, чтобы выбрать необходимый материал, использовать нужные средства и методы обучения в соответствии с Примерной программой по физической культуре и задачами, которые нужно решить (Буланова М.В., 2006). Наиболее значимым компонентом Примерной программы являются методические пособия по разработке и применению модульных рабочих программ обучения и воспитания младших школьников, что привело к объективной необходимости в совершенствовании имеющихся и создании новых педагогических технологий и методик в преподавании предмета физической культуры, разработке новых форм организации учебной деятельности школьников, отбору критериев эффективности учебного процесса, осуществляемого по новым технологиям.
Особенностью Примерной программы является то, что она не предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе, а адресуется создателям авторских программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Она не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания Примерная программа не сковывает творческой инициативы авторов учебных программ и учебников, сохраняет им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса. Это позволяет реализовать вариативный принцип развития современной школы и предоставляет создателям авторских программ широкие возможности на практике реализовать свои взгляды и идеи, выстраивать собственную логику и структуру обучения, внедрять новые формы и методы в образовательный процесс.
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения используются физкультурно-оздоровительные занятия в ре-
жиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой). Для того чтобы процесс обучения и воспитания осуществлялся более эффективно, в Примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает: 1) знания о роли физической культуры и укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбору спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; 3) комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.
Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях, их роли в физической подготовке человека, правила их выполнения; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.
В соответствии с этим реализуются следующие цели:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
В процессе овладения учащимися физической культурой происходит формирование об-
щеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. Развивается также умение сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
Основное содержание Примерной программы представлено объемом 405 часов, куда органически входят первая содержательная линия «Укрепление здоровья и личной гигиены» и вторая содержательная линия «Физическое развитие и физическая подготовка».
Линия «Укрепление здоровья и личная гигиена» (64 ч) включает подлинию: «Знания о физической культуре».
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влияние на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности предусматривает составление и проведение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз, упражнений на
формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем). Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования. Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью базируется на комплексах общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий, координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Сюда входят комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка включает в свое содержание знание о физической подготовке. Это общее представление о физических упражнениях и их отличие от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд. Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общих представлений). Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью предусматривают составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Измерение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью знакомит с жизненно важными двигательными навыками и умениями, куда включены ходьба, бег, прыжки разным способами и из разных положений с различной амплитудой, траекторией и направлением движений: на ровной наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием и пролезанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики знакомят с командами и приемами: построения и перестроения в шеренгу и колонну; размыкание с приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижению в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движения.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения включают следующие виды: прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000 м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
Упражнения лыжной подготовки (при наличии условий) предусматривают передвижение ступающим и попеременным двухшажным ходом. Повороты способом «переступание» на месте и в движении. Подъем ступающим шагом и способом «лесенка». Торможение палками, падение и способом «плуг». Спуски в основной и низкой стойке.
Подвижные игры с элементами спортивных игр включают подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
В соответствии с разработкой модульных рабочих программ и распределения учебного материала по физической культуре в начальной школе на базе Примерной программы в качестве методологии нашего исследования нами рассматривались общенаучные положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры: личностно ориентированный подход, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения процесса педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве.
Теоретической основой освещения современного состояния проблемы выступили инновации и течения в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов и определяющие (хотя и по-разному) пути и технологии личностно ориентированной физкультурной деятельности учащихся. К ним относятся: педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.П. Ильин, В.Н. Караковский и др.), раскрывающая идеи гуманного опережающего развития человека в новую педагогическую технологию, в центре которой - личность учащегося, учение без принуждения, доверие и заинтересованность в положительном результате: пе-
дагогика диалога (М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.), обращающаяся к педагогическому взаимодействию на принципах физкультурной поддержки и плюрализма мнений: педагогика свободы (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, С.А. Белитче-ва, И.В. Бестужев-Лада), рассматривающая свободу ребенка и его педагогическую поддержку как константу гуманистического мировоззрения и практики; педагогика творчества (Ю.П. Азаров, Т.А. Барышева, А.Ф. Никитин, М.Д. Кудрявцев), отражающая подход к развитию творческой личности, защищенности и физкультурной поддержки.
Рассматриваемая программа при ее реализации будет способствовать достижению одной из главных целей современного общества - привлечению младших школьников к занятиям физической культурой, их духовному и физическому совершенствованию, формированию у учащихся осознанной потребности в занятиях спортом, ведению здорового образа жизни. Четкие механизмы реализации, обозначенные критерии работы, правильно прогнозируемый ожидаемый результат придают данному проекту вполне завершенный логически выстроенный системный вид.
Таким образом, данную программу, имеющую все основания и реальные возможности при ее осуществлении привлечь детей младшего школьного возраста к активным занятиям физической культурой, а также способствовать успешной адаптации детей в окружающем социуме, можно рекомендовать к практическому использованию и реализации в общеобразовательных учреждениях г.г. Улан-Удэ, Иркутска.
Литература
1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения XX века. - М.: Астория, 1994. - 268 с.
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Фис, 1985. - 192 с.
3. Кузнецов В.И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья: учеб. пособие. - Чита: Изд-во ЗГГПУ, 2009. - 131 с.
4. Кудрявцев М. Д. Обучение младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности. - М.: Академия, 2003. - 104 с.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 216989.
Galimov Cennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Плотникова Ирина Ивановна, ст. преподаватель Иркутского государственного университета. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. Тел. 200846.
Plotnikova Irina Ivanovna, senior lecturer, Irkutsk State University. Irkutsk, Karl Marx str., 1.
Стрельников Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 216989.
Strelnikov Valery Alekcandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str. 24a.
УДК 796.06
A.B. Гаськов, В.Н. Константинов ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ
В статье рассматривается специфика тренировочного процесса в практической стрельбе. Проблема подготовки спортсменов в прикладном виде спорта «Практическая стрельба» в настоящее время стоит наиболее остро, т.к. не хватает высококвалифицированных спортсменов, способных составить конкуренцию сильнейшим стрелкам на чемпионатах России, Европы и мира. В контексте этой проблемы нами предлагается комплексная программа и методика тренировочного процесса спортсменов ОВД специализации «Практическая стрельба» с целью подготовки их для соревновательной деятельности.
Ключевые слова. Спортсмены практической стрельбы, пулевая стрельба, тренировочный процесс.
A.V. Gaskov, V.N. Konstantinov
ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS IN PRACTICAL STOOTING
The article considers the specific nature of training process in practical shooting. The problem of training sportsmen in the applied kind of sport «Practical shooting» is the most critical now because of the lack of qualified sportsmen, who can compete with the best shooters at the championships of Russia, Europe and world. In the context of this problem we suggest the complex program and methodology of taining process of OVD sportsmen specializing «Practical shooting» aimed at their training for competition activity.
Keywords: sportsmen of practical shooting, bullet shooting, training process.
Актуальность исследования.
В последнее время в России бурное развитие получил новый вид международного спорта -практическая стрельба (ПС), имеющая прикладное значение для всех силовых и охранных структур. В 2000 г. было зарегистрировано общественное спортивное объединение под названием “Федерация практической стрельбы России” (ФПСР).
Как отметил председатель ЦС ОСОО «ФПСР» Крючин В. А., из тысячи активных членов федерации третью часть спортсменов составляют сотрудники силовых структур (МВД, ФСО, ФСБ, Минюста) [6]. Вместе с тем почти всегда на соревнованиях по практической стрельбе побеждают гражданские спортсмены, что свидетельствует о недостаточном уровне огневой подготовки спортсменов-силовиков в нестандартных условиях.
В органах внутренних дел спортсмены применяют достаточно широкий круг специальных упражнений по сложившейся методике спортивной стрельбы, которые обнаружили свою неэффективность в тренировочном и соревновательном процессе по практической стрельбе. Работы по этой проблеме (Каримов A.A., 2003;
Крючин В.А., 2005), носят в основном локальный характер и не учитывают специфики стрелковой подготовки в ОВД.
Теоретические и экспериментальные исследования, обобщение опыта спортсменов и тренеров показали недостаточную разработанность методики применения тренировочных средств в практической стрельбе, что, по мнению В.А. Крючина (2006), является одним из узких мест при построении тренировочного процесса по практической стрельбе. [6]. Поэтому методика их применения требует значительного пересмотра, дополнений и изменений.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки комплексной методики тренировочного процесса в образовательных учреждениях МВД России, построении и организации тренировочного процесса в практической стрельбе вузов МВД России.
Цель исследования заключается в научном обосновании комплексной методики тренировочного процесса в практической стрельбе.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать современные подходы к организации и построению спортивной тренировки в практической стрельбе.