рых происходили поединки с животными. Не случайно эти традиции переняли последующие поколения, в том числе и народы Хакасии. У русских они заимствовали зрелище «Медведь в клетке», у хакасов существовали зрелища: «Медведь в берлоге», «Борьба с медведем», «Загони волка в яму», «Поймай сохатого», «Лассо вдогонку». Не каждый человек мог отважиться идти на медведя только с рогатиной, на волка и сохатого с арканом. В таких поединках выступали физически подготовленные люди, обладающие отличной ловкостью и силой, хорошо ориентирующиеся в пространстве, смелые и решительные.
В играх чалдонов можно проследить многочисленные проявления дружественного межнационального общения между русскими и хакасами. В процессе игр дети формировали межличностные и межнациональные отношения, взаимовыручку, когда интерес к победе стимулировал игроков одной команды и наоборот, при взаимодействии интересов двух команд у играющих проявлялось чувство соперничества. Данный факт свидетельствует об интернациональном характере воспитания у старожилов, а у хакасов - о наличии в традиции воспитания элементов межнациональной терпимости, тесного общения между двумя народами. Этот факт интересен тем, что приводимые в настоящей работе описания народных игр записаны в пограничных с Хакасией южных районах Красноярского края, где еще к середине XIX века сложился преимущественно русский состав населения.
Взаимопроникновение двух культур отразилось и в названиях, и в содержании игр. Например, динамичный вариант лапты, популярный в старожильческих селениях, называется «чикбек» (от хакасского «чикпек» - быстрый, весенний, теплый ветерок); во многих считалках присутствует образ татарина (так на протяжении XVIII - начала XX века русские называли хакасов), либо производные от хакасских слов («синчик-минчик» - от хакасского «син, мин», т.е. «я, ты»); хакасскими либо тюркскими терминами обозначаются многие атрибуты игр (чол, мерга, мерка, чушки), да и некоторые игры сами имеют не только русское, но и хакасское название, а порой и общетюркское распространение (например, игра 12 палочек - он iki агас), либо игры чрезвычайно похожи по своим правилам. Итак, хакасский народ за свою историю перенял немалое количество развлечений и игр своих соседей, которые стали незаменимым атрибутом его жизни.
Библиографический список
Кроме того, необходимо помнить, что возрождение традиций народной игровой культуры означает не только изучение, но и реставрацию русских старожильческих игр. Оно предполагает также изобретение и составление на их основе новых игр, способствующих развитию у подрастающего поколения творческих способностей. Так, в начале XX века появляются новые игры в регионе Южной Сибири, такие как: «Телефон», «Лунки», «Вижигалы», «Прыгалки», «Штандер», «Классики», «Радио», «Фанты», прыжки через вращающуюся верёвку и др. Многие игровые компоненты, выполнявшие приспособительную и очень важную роль в сохранении и передаче социального опыта, теряют свое назначение. Мы имеем в виду явления, часть из которых следует отнести к игровым и досуговым традициям народа, как отражению того очень важного и существенного, что происходило и происходит в жизни общества, конкретного рода. При решении этой проблемы ценности игр становятся необходимыми элементами взаимопонимания, доверия, средством физического воспитания.
Итак, более чем 300-летнее совместное проживание хакасов и русских на территории Хакасско-Минусинской котловины привело к тому, что эти народы сумели найти взаимопонимание, которое позволило хакасскому народу сохраниться как этносу, а русскому - адаптироваться и навечно связать свою судьбу с этим краем. Исследование культуры игр позволяет не только осветить некоторые стороны духовной жизни хакасов, но и проследить исторически культурные связи с другими народами Южной Сибири, а также пути влияния культуры великого русского народа на культуру хакасов. И сегодняшние межнациональная стабильность, взаимопонимание народов Хакасии -результат длительного взаимовлияния культуры игр, ибо только духовная близость сеет доверие и уважение друг к другу. Результатом сохранившегося наследия является внедрение в образовательный процесс дошкольных, школьных, вузовских образовательных учреждений Хакасии национального компонента по физическому воспитанию, проведение различных соревнований по национальным играм и состязаниям в Республике Хакасия, «Спартакиады Хакасии по национальным играм» и проведение «Спартакиады народов Сибири по национальным играм».
1. Кисилев С.В. Древняя история Южной Сибири. Москва, 1951.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996.
3. Швалева Т.А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа. Абакан, 2012. References
1. Kisilev S.V. Drevnyaya istoriya Yuzhnoj Sibiri. Moskva, 1951.
2. Butanaev V.Ya. Tradicionnaya kul'tura i byt hakasov. Abakan, 1996.
3. Shvaleva T.A. Nacional'nye igry i sostyazaniya v fizicheskom vospitanii hakasskogo naroda. Abakan, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.01.15
УДК 373: 796
Shvaleva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khakass State University n.a. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF NON-CONVENTIONAL LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION IN FIRST GRADE. The author conducts research of methods of teaching Physical Education at primary school. The base of the accepted technology is a text, which is written in a poetic form and corresponds to the contents and moving actions of children. The contents of creative tasks and playing tasks are based on the regularities of formation of moving skills and it is defined by educational aims of the lesson. The author believes that the leading activity of pupils in the first grade is still playing activity. That is why our developed methods of organizing of creative lessons of Physical Education will contribute to complex development of pupils of primary school and will be useful for teachers of Physical Education. The teacher has worked out an algorithm of developing movement-related skills. The research shows how games with a ball form particular skills in children. The teacher asks questions concerning how to pass the ball to the partner, what other ways there are to give it to the other pupils in the group. The physical movement-based skills are confirmed in different variants of games with a ball. Key words: moving skills, playing tasks, creation, innovative methods, physical exercises, text.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса технологии проведения урока физической культуры в начальной школе. В основу разработанной нами технологии заложен стихотворный текст, соответствующий содержанию и двигательным действиям детей, содержание творческих и игровых заданий основано на закономерностях формирования двигательных навыков и определяется образовательными задачами урока. У первоклассников ведущей деятельностью является ещё игровая, поэтому разработанная нами технология проведения творческих уроков физической культуры будет способствовать формированию игровых элементов с предметами и физическому развитию школьников, а также полезна учителям физической культуры.
Ключевые слова: двигательные навыки и умения, игровые задания, творчество, инновационные приемы, физические упражнения, текст.
Целью исследования является выявление эффективности использования творческих уроков физической культуры в работе с первоклассниками. Задачи: разработать технологию проведения творческого урока, составить стихотворный текст к урокам, игровые задания и дидактический материал.
Урок является основной формой физического воспитания детей в школе и построен на основе общих закономерностей, которые позволяют педагогу на каждом уроке разумно и с наибольшей эффективностью решать поставленные задачи. Практика показывает, что существующая технология проведения урока физической культуры не всегда приводит к успеху. Поэтому многие учителя физической культуры, научные работники, педагоги ищут инновационные подходы в проведении уроков физической культуры. Предлагаемая нами технология урока была апробирована вначале на подготовительных группах д/садов г. Абакана ЦРР д/сад №3 «Дельфин», Саяногорска д/с №15, затем в начальных классах г. Абакана (школа №1, 3). Данная технология нашла поддержку на различных научно-практических конференциях 2007 - 2013 гг. На основании разработанной технологии автор выпустила 2 учебных пособия. Это учебно-методическое пособие «Игра. Творчество. Ребёнок», в котором описана данная технология, составлены 15 физкультурных занятий (уроков) со стихотворным текстом (стихи составлены автором) и представлены приложения. Второе учебное пособие: «Теория игры и игрового метода» для студентов, педагогов».
Еще К.Д. Ушинский видел прямую зависимость подвижности ребенка от умственной и практической деятельности его души. На этой же позиции стоял С.Т. Шацкий, который полагал, что появление игры зависит от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка. Многие ученые, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Я. Степаненкова и другие полагали, что игра возникает в силу двигательной потребности ребенка и служи источником не только духовного, но и физического развития. Игра воспроизводит многие человеческие проявления, явления природы, повадки животных, зверей, птиц, словом, отражает жизнь во всём её многообразии. Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр, игровых приёмов и игрового метода, в том числе и в физическом воспитании.
За последние годы проведены исследования, установившие: эффективность использования методов соревнований и творческих заданий (Л.М. Коровина), целесообразность обучения детей основным видам движений через игровые задания (Н.В. Потехина) и др.
Наша технология творческих уроков включает техническую и методическую основу. Первая основана на подборе стихотворного текста и дидактического материала: составление карт-заданий, творческих и игровых заданий, игрового лабиринта, путеводителя, игротеки, картотеки и комплексов упражнений. В методической части урока мы выделили методы организации и управление деятельностью учащихся на уроке и дозирование физических нагрузок. При организации учащихся на уроке мы применяли фронтальный, групповой и метод индивидуальной организации и их сочетания. Регулирование нагрузки осуществлялось изменением числа повторений, исходных положений, амплитуды, скорости, темпа, времени, затрачиваемым на их выполнение. Для усиления «эмоционального фона урока использовали элементы состязания: соревнования между подгруппами; на качественное выполнений упражнений подгруппой, парами, индивидуально; на количественный результат (кто больше под-
тянется на перекладине, кто выше прыгнет с места, кто больше согнёт и разогнет руки в упоре лёжа и т.д.).
Практическое содержание наших уроков основано на сюжете игры или путешествия: «Мы моряки!», «Футболисты», « В страну Спортландию», «Путешествие в космос», «Лунтики» и др. К выбранному сюжету определяются задачи, средства, методы и приёмы обучения детей физическим упражнениям. Далее, к занятию готовится стихотворный текст, который педагог использовал на протяжении урока. Текст должен соответствовать сюжету и двигательным действиям детей и выполнять различные функции на уроке.
В подготовительной части урока текст решает не только образовательные, но и психологические задачи: собрать и активизировать внимание детей, вызвать интерес к уроку, создать эмоционально-положительное настроение. Например: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?» или «Экипажи дружно в ногу все идут по космодрому, прямо, змейкой, поворот, здесь по кругу и вперед.» В основной части урока стихотворный текст выполняет несколько функций:
1. Текст педагога становится как бы проводником между заданием и двигательным опытом ребёнка, а сам педагог выступает как организатор умственного развития ребёнка, его памяти, мышления, внимания, воображения, т.е. текст помогает в развитии психических процессов. Например: «Мячик спрятался за спину, прыгну прямо на плечо, потом стукнулся о землю и отпрыгнул высоко. Мигом он о стенку , хлоп! Раз, и два, и вот отскок!» из урока «Мы - футболисты». Или: «А сейчас у нас игра, в бой вступают катера»!
2. Способствует формированию звуковой культуры речи у детей, используя разнообразные средства: связь сюжета с текстом, считалки, загадки, стихи, поговорки. Всё это не только формирует правильное звукопроизношение, но и развивает речевой слух. Например: «Раз - присядка, два - прыжок и опять присядка, а потом опять прыжок - заячья зарядка». Или «... есть весёлая игра, вам понравится она. Отгадайте-ка загадку: он и круглый, он и гладкий, очень ловко скачет, что же это?»
3. Является организатором одной из форм активного отдыха детей. Например, перед эстафетой учитель говорит: «А сейчас, мы поиграем, ловкий кто из нас узнаем?» или из другого урока: перед подвижной игрой: «Шишки все переловили, мышки сетки притащили, приглашают всех ребят в «Кошки-мышки» поиграть».
4. Является мощным стимулятором в проявлени эмоциональных и нравственных качеств детей. « Что такое, что случилось? Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком ? Впереди бегут мячи, а за ними первачи. На бегу они кричат: «Мячик, мячик, стой! Назад!»
5. Формирование двигательных навыков идёт в более короткий срок: « Я скачу, я верчу нову скакалку, захочу, обскачу Галю и Наталку!» или «...Раз-два веселей, убегай скорей, скорей. Хочешь быть смелее, делай всё быстрее!»
Далее, в основной части урока текст имеет важное значение. Во-первых, восприятие движений у детей более осознанное, т.к. в самом тексте заложено содержание двигательных действий. Во-вторых, текст стимулирует детей к выполнению новых заданий (стремление познания). «Я скамейка, как стрела, я пряма ровна, длина. Ты, моряк, быстрей пройди, да смотри не упади!». В другом случае, например, при проведении игры «Зайцы в огороде» текст определяет содержание игры: «Вышли зайцы на лу-
жок, перед ними огород. Там капуста, все - вперед! Но Дружок, знакомый пес стережёт тот огород, как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить?» Игра имеет несколько вариантов творческих заданий. Дети должны показать варианты ползанья, лазанья и прыжков. В первом случае зайцы уносят капусту по два вилка каждый «прыжками», а в другом случае - зайцы ползут с капустой в мешках по извилистой дорожке и т.д.
В заключительной части урока текст готовит детей к окончанию урока: «Долго бегали, играли, вдруг все разом, ох, упали! Растянулись на полу, а мышата - юрк в нору! До свидания, дети и спортивный зал. Мы весело играли и никто не устал»
В содержание урока входят игровые и творческие задания, «Игротека», «Игровой лабиринт», комплексы упражнений, изображённых на карточках-заданиях в рисунках, «Картотеку». Использование «Путеводителя-подсказки» давало возможность найти наиболее рациональное решение двигательной задачи. Как правило, в подготовительной части мы включали различные виды ходьбы, бега и прыжков, упражнения имитационного и образного характера, упражнения на осанку конкурсного характера, творческие и игровые задания, танцевальные элементы. Общеразвивающие упражнения в таких занятиях мы заменяли комплексами ритмической гимнастики, которые способствовали приобретению двигательной культуры, выразительности, точности и координации движений. Обучение, совершенствование и закрепление двигательных навыков проводилось в форме игровых и творческих заданий. На первом этапе обучали основам техники двигательного действия, сформировали умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме. Частные задачи состояли в том, чтобы создать у детей первоначальное представление о движении, научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники действия. Для этого предлагается игровое задание «Почемучка!», которое основано на методе использования слова (побудительное инструктирование), вопросы к детям, которые задавал педагог до начала и после выполнения упражнения с целью выяснения создания общего представления о рациональном способе его выполнения, осознание цели и значения изучаемого действия, побудить живой интерес к нему, выяснял степень осознанности последовательного выполнения двигательных элементов, составляющих данное движение. Большую роль сыграли методические приемы такие, как сравнения, сопоставления, особенно образные. Образное представление о движениях вызывало скрытые формы их воспроизведения («идеомоторные реакции»), что способствовало формированию готовности ребёнка выполнить новое действие. Пример: упражнение с мячом. Первый этап обучения (первоначальное представление о движении) основан на двигательных ощущениях ребенка и выполнение движений. Вопросы к детям до начала и после выполнения движения. (Почему мяч прыгает? или Мяч умеет прыгать вперед, вверх, как? Каким способом его можно поймать? Покажите: как вы ловите мяч сверху, снизу, сбоку, с отскока. Это же упражнение выполняется в парах, но ставится условие: кто больше сделает передач мяча, или кто больше по количеству раз отбивает мяч об пол. Использование игровых заданий создаёт у детей эмоционально-положительное состояние, а выполнение показываемых движений - это успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков. На следующем этапе обучения (специализация условного рефлекса) мы предлагаем творческое задание «Проверь себя»!» Основу её тоже составляют вопросы к детям, а правильным ответом должно быть выполнение упражнения в целом, слитно, а не по
частям. Например, задача в занятии ставилась - совершенствование ловли и передачи мяча из разных исходных положений. Вопросы педагог готовил и соответственно вопросу должен был предусмотрен заранее и ответ - выполнение упражнения. Например, вопрос: «Каким способом можно передать мяч партнеру»? Дети показывают и объясняют. Педагог: «А теперь подумайте, как бросить мяч партнеру, чтобы он поймал мяч над головой»? «Каким хватом можно поймать мяч»? «Каким способом можно отбивать мяч об пол»? «А как еще можно отбивать мяч об пол»? «Почему Миша больше всех отбил мяч в движении»? «Почему Саша выше всех бросает мяч»? «Почему у Наташи мяч высоко прыгает?» «Кто самый ловкий и не уронит мяч на пол»? В этом случае осуществляется контроль за качеством выполнения в целом всего упражнения, обращается внимание на отдельные детали упражнения (высоту полета мяча), на правильность выполнения действий (каким способом принять мяч). Затем мы предлагали детям самостоятельные задания с мячом (используя картотеку). На последнем этапе обучения мы использовали игровые приемы типа (Поймай мяч!, Перехвати мяч! Отбери мяч!) при закреплении двигательного навыка (ловля и передача мяча из разных исходных положений).
Итак, закрепление навыка проверялось в различных вариантах игры с мячом. Воспроизведение правильно разучиваемого двигательного действия детьми является результатом их усилий за все предыдущее время. После закрепления разученных двигательных навыков с мячом в урок включались более сложные задания с мячом (используя путеводитель). Данные наблюдения за детьми в процессе урока подтверждают предположение о том, что применение игровых и творческих заданий способствовало успешному формированию двигательных навыков. По такому же принципу проводилось обучение детей и другим упражнениям.
В заключительной части урока мы предлагали детям следующие игровые задания. Класс делился на колонны по 5 человек. Каждая колонна двигалась в своём направлении и выполняла в движении задание учителя. Например, ходьба в полуприседе, чередовать хлопки руками впереди (4 хлопка) и по коленям (4). По сигналу учителя: «Солнышко» каждая группа должна быстро двигательно изобразить «солнце». Чья команда вперёд построила этот предмет. Учитель определяет призовые места. На следующий сигнал: другое задание в движении и название предмета: «Кочки» или «Дом», «Крокодил», «Дискотека» и т. д. Такие задания дети выполняли с большим интересом.
Постоянное углубление профессиональных знаний, изучение особенностей класса, поиск новых методических решений, качественное материально-техническое оснащение урока - всё это в решающей мере гарантирует высокое качество урока. Подготовка таких уроков требует много времени, составлять текст и его учить, а к нему игровые задания соответственно задачам урока, подготовка дидактического материала: составление путеводителя для самостоятельных заданий; использование картотеки для подсказки и выполнения сложных движений в рисунках, картинках, схемах-заданиях; составление игротеки и игрового лабиринта для развития творчества, а также создание для развития физических качеств серии заданий из комплексов «Веселый мяч», «Прыгалки», «Смелые и ловкие», «Уноси ноги».
Итак, проведённая с первоклассниками экспериментальная работа показала свою эффективность по реализации творческих уроков по физической культуре, что позволяет статистически достоверно улучшать в экспериментальной группе сформирован-ность навыков владения игровыми элементами со значимостью (Р <0,05).
Библиографический список
1. Швалева Т.А. Игра. Творчество. Ребёнок. Учебное пособие. Абакан, 2007.
2. Швалева Т.А. Теория игры и игрового метода. Учебное пособие. Абакан, 2007.
References
1. Shvaleva T.A. Igra. Tvorchestvo. Rebenok. Uchebnoe posobie. Abakan, 2007.
2. Shvaleva T.A. Teoriya igry iigrovogo metoda. Uchebnoe posobie. Abakan, 2007.
Статья поступила в редакцию 15.01.15