от другого ученика. Снять напряженность в ходе учебно-воспитательного процесса, особенно в процессе уроков математики, алгебры, геометрии, являющихся сложными к восприятию многими детьми, поможет чувство юмора, поскольку улыбчивый, веселый математик всегда лучше воспринимается, чем угрюмы, не приветливый, без чувства юмора учитель. Шутка, пословицы, афоризмы, улыбка помогут сделать урок ярче, эмоциональней, знания которого будут лучше усвоены. Наряду с чувством юмора, проявления справедливости, достаточно значимым в педагогическом мастерстве является педагогический так учителя, когда он сохраняет чувство меры в процессе общения с учениками. «Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [2, с. 90].
Определенные требования к современному учителю информатики предъявляет и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата.
Среди компетенций, мы выделим следующие: стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11); имеет навыки работы с компьютером как средством
Библиографический список
управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием (ПК-1); осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2); разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4).
Существует мнение, что если учителя называют блестящим педагогом, то ему нет затруднений сотрудничать с другими учителями информатики, математики, с преподавателями физики, экономики и т. д. Известно, что решение каждой возникающей педагогической задачи притягивает и требует от учителя всей системы педагогических знаний педагога, которые представляются как единое целое. Наравне с целостностью, обобщенностью, профессиональные знания педагога-мастера определяется и важной спецификой - у мастера всегда чувствуется собственный, индивидуальный стиль его профессиональной работы. Еще одно требование, как элемент педагогического мастерства, профессиональное поведение преподавателя, включающее профессиональную направленность, различные способы действий, пользоваться в собственной деятельности педагогической техникой.
Итак, современные требования к профессиональной подготовке учителя информатики, диктуют умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.
1. Алипханова Ф.Н., Эдиева Ж.Х. Компоненты, критерии и показатели сформированное™ у будущего учителя математики педагогического мастерства. Мир науки культуры и образования. 2018; 1 (68): 100 - 102.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов. Москва, 2012.
3. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахматова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Aliphanova F.N., 'Edieva Zh.H. Komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti u buduschego uchitelya matematiki pedagogicheskogo masterstva. Mir nauki kultury i obrazovaniya. 2018; 1 (68): 100 - 102.
2. Kazarceva O.M. Kultura rechevogo obscheniya: teoriya i praktika obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva, 2012.
3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M. i dr. Lichnosivsovremennojreal'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 02.12.18
УДК [796.012.2.+37.037]-053.5 «465.08/.09»
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF COORDINATIVE ABILITIES OF PUPILS OF 8-9 YEARS ON THE BASIS OF PLAYING AND CREATIVE TASKS. The article deals with a question of development of coordinative abilities of pupils of a primary school. Many specialists confirm necessity of the development of coordinative abilities but teachers of physical training have some difficulties in the process of education because a child of a primary school does not quickly reconstruct his moving activity in the connection of suddenly exchanged situation. The necessity becomes imminent to find the ways of solving this question. The author suggests a complex of playing and creative tasks that she works out herself in the process of education at a primary school. Each complex consists of five tasks of playing kind and one creative. At every lesson of physical training playing tasks change.
Key words: adroitness, coordination of movement, physical development, physical upbringing, physical qualities, moving activity, moving skills, moving games, relay race.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., каф. физической культуры и спорта, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: shvaleva-t@mail.ru
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
В статье рассматривается вопрос о развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Необходимость развития координационных способностей, без сомнения, подтверждена большинством специалистов и все таки это вызывает трудности у учителей физической культуры в учебном процессе, так как ребёнок этого возраста недостаточно быстро перестраивает свою двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой. Назрела необходимость искать пути для решения этого вопроса. Мы предлагаем комплексы разработанных нами игровых и творческих заданий, которые использовали в учебном процессе начальной школы. Каждый комплекс состоит из пяти заданий игрового характера и одно творческого задания. На каждом уроке физической культуры игровые задания менялись.
Ключевые слова: ловкость, координация движений, физическое развитие, физическое воспитание, физические качества, двигательная деятельность, двигательные навыки, подвижные игры, эстафеты.
Целью нашей работы является выявить развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, используя игровые и творческие задания. Координационные способности выполняют важную функцию в двигательной деятельности ребёнка и позволяют согласовывать, упорядочивать разнообразные двигательные действия в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Знаменитый Н.А. Бернштейн доказал, что хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям и они ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [1]. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В научных исследованиях В.И. Лях выявлено, что целенаправленное развитие координационных способностей у детей влияет на быстроту и качество овладения двигательными действиями [2].
В.К. Бальсевич говорит о том, что координационные способности детей возраста 9-10 лет нужно развивать комплексно с применением различной двигательной деятельности. Делать выводы о способностях ребёнка по короткому наблюдению не представляется возможным, т.к. двигательные навыки в таком возрасте у детей весьма разнообразны. По его мнению, нельзя сводить двигательные навыки с координационными способностями. Ребёнка можно судить только по скорости обучения его сложным в координационном плане двигательным действиям [3].
Е.П. Ильин в своих работах доказывает, что высокому уровню развития координационных способностей индивида способствует высокий уровень развития психофизических функций организма в комплексе [4].
По исследованиям В.П. Назарова, известно, что показатели координационных способностей среди мальчиков и девочек в возрасте 8-10лет имеют свои особенности. Так, например отличие в способности ориентирования в пространстве и статического равновесия незначительны, а в метаниях на меткость или прыжках с приземлением девочки имеют преимущество. Кроме того Назаров выяснил, что девочки имеют более высокую способность к расслаблению мышц [5].
Исследователь Л.П. Матвеев объясняет необходимость развития координационных способностей в тесной связи со спортивно-техническим и тактическим совершенствованием детей. Эта идея показала целесообразность направленного развития координационных способностей на быстроту и качество обучения детей возраста 8-10 лет новым двигательным действиям [6].
Т. А. Швалева утверждает, если ребёнок прочно не сформировал двигательные умения и навыки, а также физические качества, то нельзя научиться управлять собой, своими движениями [7].
Опираясь на опыт учёных и педагогов можно сказать, что в школьном возрасте важно совершенствовать координационные способности у детей. Тем более, что возраст 8-10 лет является наиболее благоприятным.
Для достижения поставленной цели мы разработали несколько комплексов упражнений, которые включают игровые задания, игровые лабиринты и творческие задания. Комплексы упражнений составлены по наиболее значимым координационным способностям ребёнка в процессе управления двигательными действиями. Это способностью к реагированию пространственных, временных и силовых параметров движения и ритмическая способность. Способностью к равновесию - удерживать устойчивое положение тела, т. е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и её балансировке во
Библиографический список
время перемещений и ориентационная способность, направленная на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.
Представляем игровые задания, которые проводятся в форме линейных, круговых и встречных эстафет с переноской предметов, с поворотами, с прыжками, с изменением направления движения. Один из них - комплекс игровых заданий в линейных эстафетах.
1.1. По сигналу направляющий в команде выполняет прыжки на левой ноге, в правой руке волейбольный мяч, выполнить прыжки до поворотного пункта, там отбивание мяча 10 раз об пол, обратно выполнить то же задание на другой ноге и переложить мяч в другую руку. Передать эстафету следующему игроку.
1.2. Прыжка в низком приседе вперед, два прыжка вправо, два прыжка влево и опять повторить эти задания до поворотного пункта, где выполнить 10 прыжков на месте и бегом к колонне передать эстафету.
1.3. И.п. Сед ноги врозь, руки за головой, спиной к основному направлению. По сигналу первые игроки в колоннах берут 6 кеглей и бегут, расставляя их в круги или в обручи, расположенные в хаотичном порядке. Далее, у поворотного пункта лежат скакалки, каждый игрок должен вращая скакалку петлей вперед прыгнуть 10 прыжков. Положить скакалку и бегом передать эстафету следующему игроку в своей команде.
1.4. Подбросить мяч вверх, поймать, стукнуть его об пол, повернуться с ним на 360 градусов и добежать до отметки на время.
1.5. Вращая скакалку петлей вперед, пробежать по извилистой кривой по ориентирам, до отметки.
Игровые лабиринты направлены на ориентировку в пространстве с быстрым реагированием на условные сигналы, которые связаны с перемещениями и выполнение упражнений в различных условиях. Например, «Круг испытаний» включает упражнения: бег по извилистой кривой и бег по приподнятой опоре, лазанье по вертикальной опоре, пролезание в «тоннеле», перепрыгивание препятствий, прыжки через «лужи», стойка на руках у стенки, метание мяча в цель. Другой лабиринт «Пограничники», где дети с помощью игровых упражнений должны поймать «нарушителя» границы. Особый интерес вызывал у детей лабиринт «Гонка за лидером», когда необходимо догнать лидера, выполнив все задания на время.
В творческих заданиях учитель ставил задачу и создавал условия для творчества, а дети придумывали сами варианты для решения двигательной задачи. Например, дети играют в подвижную игру в спортивном зале и вдруг раздается сирена «Пожар!». Каждый ребёнок должен знать правила поведения при пожаре и принять решение: вариант решения может быть а) вызов пожарной по телефону: на листке бумаги или мелом написать номер вызова пожарной и свой мобильный телефон; б) искать огнетушитель; в) спасаться бегством, закрыв нос и рот платком; г) собирать свои вещи и убегать из зала и др. варианты. Другой пример «Музыкальная дискотека». Дети танцуют под музыку и изображают движения различных животных, птиц, насекомых в соответствии с музыкой. Иногда музыка не соответствовала выбранному персонажу. Например, задание показать, как танцует медведь под птичью трель. Это вызывало у детей смех и включалось творческое воображение, расшатывались стереотипы зависимости движений от музыки.
Используя игровые и творческие задания, а также игровые лабиринты у детей проявлялась выдумка, творческое воображение, находчивость и смелость для решения двигательной задачи. И самое главное - происходит развитие координационных способностей, что подтверждает проведенная экспериментальная работа.
В итоговом тестировании, необходимо отметить очевидную разницу в показателях развития координационных способностей между контрольной и экспериментальной группами. У учащихся, входящих в состав экспериментальной группы, полученные средние величины во всех тестах достоверно выше результатов контрольной группы на уровне значимости где р < 0,05.
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Москва, 1991.
2. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя,1989.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва: Физкультура и спорт, 1988.
4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: учебное пособие. Просвещение, 1983.
5. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. Москва, 1969.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. Москва, 1991.
7. Швалева Т.А. Игра, творчество, ребёнок: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, 2003.
References
1. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii. Moskva, 1991.
2. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnostishkol'nikov. Minsk: Polymya,1989.
3. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kultura dlya vseh idlya kazhdogo. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1988.
4. Il'in E.P. Psihofiziologiya fizicheskogo vospitaniya: uchebnoe posobie. Prosveschenie, 1983.
5. Nazarov V. P. Koordinaciya dvizhenij u detej shkol'nogo vozrasta. Moskva, 1969.
6. Matveev L.P. Teoriya imetodika fizicheskojkul'tury: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva, 1991.
7. Shvaleva T.A. Igra, tvorchestvo, rebenok: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. N.F. Katanova, Abakan, 2003.
Статья поступила в редакцию 02.12.18