Научная статья на тему 'Современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики'

Современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUTURE TEACHER OF COMPUTER SCIENCE / VOCATIONAL TRAINING / STUDENT / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Б.С., Халиев М.С-У., Юсупов С.С.

В статье рассмотрены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики, которые диктуют умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. Важны так же требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя информатики. А именно: знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, знание закономерностей психологического и возрастного развития учащихся, их индивидуально-психологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE INFORMATION SCIENCE TEACHERS

The article discusses modern requirements for professional training of a future computer science teacher, which dictate the ability to influence the student and parent audience, be able to help shape the outlook of their students, provide them with a scientific picture of the world, awaken a sense of beauty, a sense of decency and justice, make them literate and make them believe yourself in your words. Important requirements to psycho-pedagogical training of future teachers of information studies, i.e. knowledge of the methodological bases and the main categories of pedagogical science and practices, knowledge of the regularities of the development of personality, knowledge of psychological patterns and generational development of pupils, their individually-psychological features.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики»

УДК 378

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Informatics Teaching Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

Khaliev M.S-U., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: khaliev@mail.ru Yusupov S.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Machinery and Equipment for Oil and Gas Fields, Grozny State Petroleum Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: saidamin_62@mail.ru

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE INFORMATION SCIENCE TEACHERS. The article discusses modern requirements for professional training of a future computer science teacher, which dictate the ability to influence the student and parent audience, be able to help shape the outlook of their students, provide them with a scientific picture of the world, awaken a sense of beauty, a sense of decency and justice, make them literate and make them believe yourself in your words. Important requirements to psycho-pedagogical training of future teachers of information studies, i.e. knowledge of the methodological bases and the main categories of pedagogical science and practices, knowledge of the regularities of the development of personality, knowledge of psychological patterns and generational development of pupils, their individually-psychological features. Key words: future teacher of computer science, vocational training, student.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

М.С-У. Халиев, ассистент каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: khaliev@mail.ru С.С. Юсупов, канд. техн. наук, доц. каф. машины и оборудования нефтяных и газовых промыслов, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, E-mail: saidamin_62@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В статье рассмотрены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики, которые диктуют умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. Важны так же требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя информатики. А именно: знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, знание закономерностей психологического и возрастного развития учащихся, их индивидуально-психологических особенностей.

Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, студент.

Педагогическая деятельность учителя сложна, многообразна, часто вызывает трудности, но приносит и бесконечное удовлетворение. Профессия педагога развивает многие таланты и дарования, к которым относится педагогическое мастерство, которое требует постоянного совершенствования. Вместе с тем, ученые и практики отмечают, что педагогом мастером родиться нельзя, им можно стать в процессе педагогической деятельности, ценою кропотливого ежедневного труда.

Воспитание, формирование и развитие личности студента, который займет достойное место в жизни, составляет сущностную потребность и внутренний критерий профессиональной самореализации в ходе ее социализации, определяет содержание его педагогического мастерства и профессионального сознания. К проблеме педагогического мастерства в разное время обращались известные педагоги и просветители, многие из которых отмечали роль грамотно проводимой социализации в рамках вуза с привлечением родительской общественности [1, с. 100 - 102].

Утверждение и ознакомление с профессиограммой учителя информатики - путь к пониманию того, что нужно делать, чтобы овладеть студентам основами педагогического мастерства. Профессиограмма позволяет смоделировать результат овладения студентами основами педагогического мастерства и определенными качествами, который существует идеально, но должен быть усвоен студентами в процессе обучения в вузе и продолжен в процессе осуществления профессиональной деятельности в школе на послевузовском этапе. Как система требований к специалисту, профессиограмма даёт возможность подобрать конкретные техники, технологии, средства, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу овладения студентами основ педагогического мастерства. Среди требований к учителю, определяющих общественную направленность - это сформированное научно-гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации, осознание своего профессионального долга и социальная активность. Среди качеств личности педагога, которые отвечают за профессионально-педагогическую направленность - это интерес и гуманное отношение к детям, увлеченность и интерес к педагогической работе, педагогический такт, требовательность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность. Познавательная направленность включает хорошую научную эрудицию, когнитивно-познавательные потребности и интересы, высокую интеллектуальную активность, стремление к инновационности и готовность к педагогическому самообразованию.

Наряду с перечисленными требованиями, нужно отметить и требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя информатики. А именно: знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, знание закономерностей психологического и возрастного развития учащихся, их индивидуально-психологических особенностей.

Среди требований к современному педагогу приоритетное место занимает духовно-нравственная культура, когда учитель своим личным примером, поведением, демонстрирует человеческие добродетели, веру, надежду в учеников, добро и благоразумие. Еще одно важное требование к педагогам - это сформи-рованность педагогических способностей - участливость, доброта и склонность к работе с детьми, проявление любви к детям, получению удовольствия от общения с ними.

Способность педагога проникать в духовный, душевный мир учащихся, относят к рецептивным требованиям к учительской профессии. Достаточно большое количество ученых, изучающих проблематику современных требований к учителю - выделяют коммуникативные способности, без которых невозможно установить рабочие взаимоотношения с учениками, их родителями, своими коллегами, с администрацией учебного заведения. В ряду важных профессиональных качеств, можно признать трудолюбие, выносливость, высокую работоспособность, дисциплинированность, ответственность, креативность и активность, желание систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень, желание постоянно самосовершенствоваться и повышать качество своего педагогического труда.

Достаточно интересно к требованиям относительно учительской профессии подошел А.С. Макаренко, который писал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина, поэтому педагогам важно постоянно контролировать свои действия и поведение, не допускать какие-то обиды на учеников, соблюдать самообладание не нервничать по пустякам. Сложно не согласиться с учёным-практиком в том, что учителю достаточно важны хорошая выдержка и самообладание при любых обстоятельствах и педагогических ситуациях, которых немало в профессиональной деятельности того, кто выбрал профессию педагога. Поскольку учитель, согласно педагогической деятельности, ежедневно обязан выставлять оценки ученикам за полученные знания, а также оценивать каждодневные поступки и педагогические ситуации, то важно, чтобы данные оценочные суждения были предельно справедливыми. Если оценки правильные, заслуженные, то это говорит об объективности педагога, которая поднимает нравственный авторитет и доверие со стороны учащихся. И наоборот, несправедливые замечания, придирки снижают уровень доверия и нежелание приходить на урок к такому учителю, что нередко, к сожалению, в современных школах. Другими словами, уже начинающему педагогу важно взять за правило: освободиться от предвзятости, интолерантности, субъективизма, которые наносят непоправимый вред делу воспитания подрастающего поколения. Важнейшее условие успешной работы и условие, при котором педагог становится мастером своего дела - это способность быть требовательным к ученикам, не забывая о гуманности и человечности. Педагогическая требовательность педагога - разумное явление, которое должно проявляться с учетом индивидуальных особенностей учеников, поскольку что можно потребовать от одного, того же нельзя спросить

от другого ученика. Снять напряженность в ходе учебно-воспитательного процесса, особенно в процессе уроков математики, алгебры, геометрии, являющихся сложными к восприятию многими детьми, поможет чувство юмора, поскольку улыбчивый, веселый математик всегда лучше воспринимается, чем угрюмы, не приветливый, без чувства юмора учитель. Шутка, пословицы, афоризмы, улыбка помогут сделать урок ярче, эмоциональней, знания которого будут лучше усвоены. Наряду с чувством юмора, проявления справедливости, достаточно значимым в педагогическом мастерстве является педагогический так учителя, когда он сохраняет чувство меры в процессе общения с учениками. «Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [2, с. 90].

Определенные требования к современному учителю информатики предъявляет и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата.

Среди компетенций, мы выделим следующие: стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11); имеет навыки работы с компьютером как средством

Библиографический список

управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием (ПК-1); осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2); разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4).

Существует мнение, что если учителя называют блестящим педагогом, то ему нет затруднений сотрудничать с другими учителями информатики, математики, с преподавателями физики, экономики и т. д. Известно, что решение каждой возникающей педагогической задачи притягивает и требует от учителя всей системы педагогических знаний педагога, которые представляются как единое целое. Наравне с целостностью, обобщенностью, профессиональные знания педагога-мастера определяется и важной спецификой - у мастера всегда чувствуется собственный, индивидуальный стиль его профессиональной работы. Еще одно требование, как элемент педагогического мастерства, профессиональное поведение преподавателя, включающее профессиональную направленность, различные способы действий, пользоваться в собственной деятельности педагогической техникой.

Итак, современные требования к профессиональной подготовке учителя информатики, диктуют умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.

1. Алипханова Ф.Н., Эдиева Ж.Х. Компоненты, критерии и показатели сформированное™ у будущего учителя математики педагогического мастерства. Мир науки культуры и образования. 2018; 1 (68): 100 - 102.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов. Москва, 2012.

3. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахматова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Aliphanova F.N., 'Edieva Zh.H. Komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti u buduschego uchitelya matematiki pedagogicheskogo masterstva. Mir nauki kultury i obrazovaniya. 2018; 1 (68): 100 - 102.

2. Kazarceva O.M. Kultura rechevogo obscheniya: teoriya i praktika obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva, 2012.

3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M. i dr. Lichnosivsovremennojreal'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.12.18

УДК [796.012.2.+37.037]-053.5 «465.08/.09»

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov

(Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF COORDINATIVE ABILITIES OF PUPILS OF 8-9 YEARS ON THE BASIS OF PLAYING AND CREATIVE TASKS. The article deals with a question of development of coordinative abilities of pupils of a primary school. Many specialists confirm necessity of the development of coordinative abilities but teachers of physical training have some difficulties in the process of education because a child of a primary school does not quickly reconstruct his moving activity in the connection of suddenly exchanged situation. The necessity becomes imminent to find the ways of solving this question. The author suggests a complex of playing and creative tasks that she works out herself in the process of education at a primary school. Each complex consists of five tasks of playing kind and one creative. At every lesson of physical training playing tasks change.

Key words: adroitness, coordination of movement, physical development, physical upbringing, physical qualities, moving activity, moving skills, moving games, relay race.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., каф. физической культуры и спорта, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: shvaleva-t@mail.ru

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

В статье рассматривается вопрос о развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Необходимость развития координационных способностей, без сомнения, подтверждена большинством специалистов и все таки это вызывает трудности у учителей физической культуры в учебном процессе, так как ребёнок этого возраста недостаточно быстро перестраивает свою двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой. Назрела необходимость искать пути для решения этого вопроса. Мы предлагаем комплексы разработанных нами игровых и творческих заданий, которые использовали в учебном процессе начальной школы. Каждый комплекс состоит из пяти заданий игрового характера и одно творческого задания. На каждом уроке физической культуры игровые задания менялись.

Ключевые слова: ловкость, координация движений, физическое развитие, физическое воспитание, физические качества, двигательная деятельность, двигательные навыки, подвижные игры, эстафеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.