Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра'

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / FUTURE BACHELOR / COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузуева Э.Р., Завзанова З.У.

В статье изучен процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра. Сделан вывод о том, что для формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров необходимо непрерывное информационно-методическое сопровождение; консультации по освоению будущими педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; создание технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузуева Э.Р., Завзанова З.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN A FUTURE BACHELOR

The article studies the process of formation of information and communication competence of a future bachelor. It was concluded that the formation of ICT competence of future bachelors requires continuous information and methodological support; consultations on the development by future teachers of various ICT tools, information systems, network services; the creation of a technically-rich subject learning environment; organization of tutor support in an educational institution; involvement in the work of network communities, participation in network projects, competitions; compilation of advanced pedagogical experience in the use of ICT.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра»

3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017: 6 (67): 136 - 137.

4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; 6: 178 - 189.

6. Vodenko K.V., Ponomarev PA., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 3: 76 - 86.

7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 2: 209 - 216.

References

1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 1 (52): 125 - 131.

2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 70 - 71.

3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017: 6 (67): 136 - 137.

4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2008; 6: 178 - 189.

6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 3: 76 - 86.

7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 2: 209 - 216.

Статья поступила в редакцию 24.11.18

УДК 378

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: guzueva@mail.ru

Zavzanova Z.U., senior teacher, Department of Economics and Information Technologies, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),

E-mail:zairaamir@mail.ru

FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN A FUTURE BACHELOR. The article studies the process of formation of information and communication competence of a future bachelor. It was concluded that the formation of ICT competence of future bachelors requires continuous information and methodological support; consultations on the development by future teachers of various ICT tools, information systems, network services; the creation of a technically-rich subject learning environment; organization of tutor support in an educational institution; involvement in the work of network communities, participation in network projects, competitions; compilation of advanced pedagogical experience in the use of ICT.

Key words: information and communication competence, future bachelor, competence.

Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц. каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: guzueva@mail.ru

З.У. Завзанова, ст. преп. каф. экономики и информационных технологий, ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала,

E-mail: zairaamir@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

В статье изучен процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра. Сделан вывод о том, что для формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров необходимо непрерывное информационно-методическое сопровождение; консультации по освоению будущими педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; создание технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, будущий бакалавр, компетентность.

Стремительное развитие общества влечет и интенсивное развитие системы образования, пересмотр ее основной парадигмы. Данный процесс накладывает определенные требования и на профессиональную подготовку будущего бакалавра. Формирование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) связано с интенсивным процессом формирования новых информационных технологий, ресурсов, а также предоставления новых сервисов. Поэтому процесс вузовской подготовки предполагает целенаправленное обучение студентов бакалавриата в области применения ИКТ, который должен включать теоретическую и практическую подготовку, педагогическую практику, курсовое и дипломное проектирование, все это дает необходимый фундамент для дальнейшего развития будущего бакалавра в исследуемом аспекте.

В условиях введения в практику работы вузов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в качестве результатов обучения выступают компетенции. К компетенциям в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВПО по направлению педагогическое образование можно отнести следующие компетенции:

• владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

• способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

• готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством обработки информацией (ОК-8);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

• способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

• способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

• готовность применять современные методики и технологии, методы диагностики достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

• способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности, обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

Необходимо отметить, что на современном этапе федеральные требования к квалификации учителей, связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ Динамизм развития современных технологий, появление новых профессиональных функций педагога приводит к тому, что высшая школа ориентируется на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных легко адаптироваться в изменяющемся мире.

Целенаправленное обучение будущих бакалавров педагогического образования в области применения ИКТ, включающее теоретическую и практическую подготовку, а также учебное проектирование образовательного процесса в условиях применения ИКТ, педагогическая практика дает необходимый фунда-

мент для развития ИКТ-компетенций студентов бакалавриата в его дальнейшей педагогической деятельности. Формирование ИКТ-компетентности будущего бакалавра-педагога на вузовском этапе обеспечивает необходимый каждому минимальный уровень овладения способами информационной деятельности и информационного взаимодействия с помощью ИКТ.

Главным компонентом личности, который формируется в процессе обучения, является опыт Такой опыт, в контексте информатизации образования, в полной мере будет получен будущими бакалаврами в ходе практической работы в школе в условиях комплексного использования ИКТ в образовательном процессе. В процессе работы учитель актуализирует полученные в педвузе знания, при этом ИКТ-компетентность будущего бакалавра педагогического образования обретает свойства мобильности, оперативности, адаптивности.

Поступательное развитие личности педагога в области применения ИКТ происходит как в течение обучения студента бакалавриата в педвузе, так и в течение всего периода работы в школе. Это особенно актуально в связи с постоянным развитием как самих средств ИКТ, так и методик их педагогического использования. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога постоянно возрастают в связи с развитием ИКТ, реализацией федеральных и региональных программ в области информатизации как общества, так и образования. Компетентность в области ИКТ позволит будущему бакалавру быть конкурентоспособным на рынке труда, готовым к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности в соответствии с потребностями современного образования эпохи информатизации.

В диссертационном исследовании В.П. Короповской профессиональная ИКТ-компетентность педагога определяется, как способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ. В профессиональной ИКТ-компетентности педагога можно выделить общепедагогическую (общие направления применения ИКТ в образователь-

ном процессе) и предметную составляющую, отражающую особенности учебного предмета [1, с. 42].

Мы будем придерживаться пояснения ИКТ-компетентности работников образования, данного М.П. Лапчиком: «ИКТ-компетентность педагогического работника ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности. ИКТ-компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения» [2, с. 12].

В работе И.Н. Фалиной «Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике» [3] можно встретить такое определение ИКТ-ком-петентности: уверенное владение учащимися всеми навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Из вышеизложенного следует, что для формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров необходимо непрерывное информационно-методическое сопровождение [4]; консультации по освоению будущими педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; создание технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ; создание системы ресурсного обеспечения.

Библиографический список

1. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. М.П. Лапчик. Омск: Издательство ОмГПУ 2007.

3. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика. 2006; 7: 4 - 6.

4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Koropovskaya V.P Nepreryvnoe formirovanie IKT-kompetentnosti pedagoga v usloviyah informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2010.

2. Lapchik M.P. IKT-kompetentnost'pedagogicheskih kadrov: monografiya. M.P. Lapchik. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2007.

3. Falina I.N. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii i standart obrazovaniya po informatike. Informatika. 2006; 7: 4 - 6.

4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 26.11.18

УДК 37

Yelchik V.A., senior lecturer, Department of String Folk Instruments, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: n.yushenko@list.ru

VIBRATION AS A PROMISING DIRECTION FOR TEACHING MUSIC STUDENTS HOW TO PLAY THE BALALAIKA. In the article, in the context of vocational training of future balalaika musicians, a performance-pedagogical analysis of the reception of the game "vibrato" is made. Recommendations are given to teachers to train their pupils in this technique, as an integral part of game methods used for a balalaika performer. The emergence of new prospects for the use of vibrato in the performance of multi-genre repertoire is traced, contributing to the discovery by the teacher-musician, musician-performer of new sound solutions when interpreting concert and educational repertoire. An analysis is made of the state of the modern performing and pedagogical school of playing the balalaika and the contribution of masters (famous balalaika players) to the performing traditions of folk instrumental art.

Key words: performing music, professional musician training, playing techniques, repertoire for balalaika.

В.А. Ельчик, доц. каф. струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, г. Москва, E-mail: n.yushenko@list.ru

ВИБРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ

В статье, в контексте профессиональной подготовки будущих музыкантов-балалаечников, произведен исполнительско-педагогический анализ приема игры «вибрато». Даны рекомендации педагогам-музыкантам по обучению своих воспитанников этому приему, как неотъемлемой составляющей игрового «арсенала» балалаечника-исполнителя. Прослеживается зарождение новых перспектив применения вибрато при исполнении разножанрового репертуара, способствующие выявлению педагогом-музыкантом, музыкантом-исполнителем новых звуковых решений при интерпретации концертного и учебного репертуара. Осуществляется анализ состояния современной исполнительской и педагогической школы игры на балалайке и вклада Мастеров - известных балалаечников в исполнительские традиции народного инструментального искусства.

Ключевые слова: музыкально-исполнительское искусство, профессиональное обучение музыканта, игровые приемы, репертуар для балалайки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.