пень самостоятельности. От воспроизводящего поведения к творческому преобразованию общения, что может быть достигнуто только в результате целенаправленного формирования коммуникативной культуры студентов [3; 4].
Итогом первой недели практики для студента должны были стать установленные взаимоотношения с классом, четкое представление о том, как малый педагогический коллектив и взрослое окружение влияет на воспитание школьников. Каждый из студентов должен был, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, учитывая особенности взаимоотношений в классе, занять позицию, позволяющую влиять на общение школьников. В конце недели студенты отчитывались перед преподавателем. Эти отчеты превращались в индивидуализированный анализ опыта общения студента, поиск путей его совершенствования, осуществляемый под руководством и наблюдением преподавателя. Задача следующих недель: от изучения условий общения - к практике общения. Контакты студентов с детьми, учителями, родителями учащаются, порой совершаются ошибки, выявляются противоречия, идет активный поиск эффективных приемов общения, определение своей роли в общении, осознание своих потенциальных коммуникативных способностей и возможностей. В это время со студентами экспериментальной группы проводился тренинг общения, направленный на тренировку навыков общения, интерпретацию и ис-
Библиографический список
пользование невербальных средств общения, навыков активного слушания и восприятия другого человека.
На последней неделе практики возрастает самостоятельность студентов. Количество практических занятий сокращается. Основные виды работы - общение и воспитательная деятельность будущих учителей. В качестве заданий преобладали индивидуальные консультации в форме самоотчета и анализа собственной коммуникативной деятельности. На этом этапе практики особое место занимает диагностика коммуникативных умений студентов, уровня коммуникативной культуры, выявление динамики развития навыков общения как показателя достижения целей практики, намеченных в ее начале.
В процессе практической деятельности студент расширяет круг своего общения: вступает в определенные отношения с учителем, учениками, своими сокурсниками, методистами. Это позволяет студенту лучше узнать себя, определить свою роль в микрогруппе, почувствовать уверенность в себе, оценивать работу своих товарищей, отстаивать собственное мнение.
Вместе с тем, практика в школе позволяет и самому студенту получить реальные представления о профессиональных требованиях к учителю и соотнести с ними свои собственные возможности, личностные качества, осознанно планировать свое профессиональное становление.
1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. Народное образование. 2014; 4.
2. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Директор школы. 2014; 4.
3. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
4. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Dahin A.N. Kompetenciya i kompetentnost': skol'ko ih u rossijskogo shkol'nika. Narodnoe obrazovanie. 2014; 4.
2. Zareckaya I.I. Kommunikativnaya kul'tura pedagoga i rukovoditelya. Direktor shkoly. 2014; 4.
3. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
4. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 374.72
Goynov I.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); teacher, Perm Institute of the Federal
Penitentiary Service of Russia (Perm, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS. The article presents the results of a survey of FSIN employees regarding the prospects for the development of their professional and personal potential. The research includes an analysis of answers to a questionnaire. The author focuses on the possibility of refresher courses in the development of professional and personal potential. The author concludes that the FSIN staff who participated in the poll are aware that refresher courses contribute to their vocational and personal development. A large part of the staff focuses on further career advancement and note that they need additional knowledge, contributing to the development of their capacity as a specialist and professional.
Key words: professional-personal potential, employee, listener, advanced training, personal potential.
И.В. Гойнов, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университета, г. Ставрополь; преподаватель ФКОУ ВО
«Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний России», г. Пермь, E-mail: la-saenko@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Статья представляет результаты опроса сотрудников ФСИН относительно перспектив развития их профессионально-личностного потенциала. Представлен анализ ответов на вопросы анкеты. Автор делает акцент на возможности курсов повышения квалификации в развитии профессионально-личностного потенциала. Автор делает вывод о том, что сотрудники ФСИН, принявшие участие в опросе осознают, что курсы повышения квалификации способствуют их профессионально-личностному развитию. Большая часть сотрудников ориентирована на дальнейшее карьерное продвижение и отмечает, что им необходимы дополнительные знания, способствующие развитию их потенциала как специалиста и профессионала.
Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, сотрудник, слушатель курсов, повышение квалификации, личностный потенциал.
Основу развития потенциала личности составляет идея её саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев и др.), так как потенциал - это разница между тем, каков человек есть (что имеет в качестве интеллектуально-трудового и нравственного «багажа») и тем, каким он может стать (В.Н. Марков). На теоретическом и эмпирическом уровнях доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность, создаются условия для формирования и развития её потенциала (Н.И. Болдырев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Для выявления отношений сотрудников ФСИН к проблеме развития профессионально-личностного потенциала и потребности в профессионально-личностном росте был проведен опрос. В опросе приняло участие 72 респондента (сотрудника ФСИН), в настоящее время проходящие службу. Результаты выборов респондентов на вопросы анкеты отражены в таблице 1.
Результаты опроса показали, что 27% сотрудников имеют стаж работы более 10 лет, но большинство участников опроса (43%) отработали в системе менее 5 лет Из участников опроса 67% занимают руководящие посты в системе ФСИН.
Более половины опрошенных (53%) указали, что им достаточно знаний, умений и навыков для осуществления эффективной профессиональной деятельности, что говорит о способности к самооценке и оценке профессиональных ситуаций сотрудниками.
45% респондентов отметили, что не задумывались над вопросом, какие способности и умения, которыми они обладают, могли бы быть востребованными на службе. 30% сотрудников указали, что, по их мнению, не востребованными оказались навыки делопроизводства, способность к критическому мышлению.
Таблица 1
Результаты выборов респондентов (сотрудников ФСИН) по опросу относительно проблемы развития профессионально-личностного потенциала сотрудников ФСИН
Вопрос Ответ Кол-во (чел) Кол-во (в %)
Сколько лет Вы работаете в системе ФСИН? менее 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет более 5 лет более 10 лет более 15 лет 12 14 4 16 20 6 18% 20% 5% 22% 27% 8%
Вы занимаете руководящую должность? Да Нет 48 24 67% 33%
Достаточно ли у Вас знаний, умений, навыков для эффективной служебной деятельности на занимаемой должности? Да Нет Не всегда Не думал об этом 38 2 30 2 53% 3% 41% 3%
Есть ли у Вас какие-то профессиональные способности, умения и пр., которые на занимаемой Вами должности не востребованы (не реализуются)? Да Нет Не думал об этом 22 18 32 30% 25% 45%
Соответствуют ли Ваши личностные особенности (свойства характера, темперамент, интересы и пр.) выполняемым функциональным обязанностям? Да Нет Не думал об этом 60 6 6 84% 8% 8%
Свойственно ли Вам размышлять о своих профессиональных удачах/ неудачах, о своем профессиональном поведении? Да Нет Иногда Ситуативно 42 6 18 6 58% 8% 26% 8%
Если Вы размышляете о своих профессиональных удачах/неудачах, о своем профессиональном поведении, то... Поводом служит возникшая проблема; Я это делаю периодически; Мне это не свойственно; 28 34 10 39% 47% 14%
Есть ли у Вас планы на будущее, связанные с профессиональным ростом? Да Нет Не думал об этом 56 4 12 78% 5% 17%
Что необходимо для того, чтобы полнее реализовывались ваши профессионально-личностные способности, умения и пр.? Повышение в должности; Мотивы подобной реализации; Наличие свободного времени для саморазвития; Перераспределение профессиональных функций; Другое; 26 14 18 2 12 36% 20% 25% 3% 16%
Хватает ли Вам знаний для выполнения профессиональных обязанностей? Да Нет Не думал об этом 50 14 8 69% 20% 11%
Что, на Ваш взгляд, способствует профессионально-личностному развитию человека? Самостоятельное повышение теоретических знаний; Стаж работы; Прохождение курсов повышения квалификации; Наличие у него профессионально-личностного потенциала; Другое; 24 18 14 16 0 33% 25% 20% 22% 0%
Имеется ли у вас внутренняя потребность в саморазвитии? Да Нет Не думал об этом 58 2 12 81% 3% 16%
Если на предыдущий вопрос Вы ответили «Да», то - что Вам необходимо для саморазвития? Свободное время; Организованное обучение (повышение квалификации); Веская мотивация; Сила воли; Специальные условия; Другое; 30 20 4 0 2 2 53% 34% 7% 3% 3%
Есть ли у Вас потребность в профессиональном росте? Да Нет Не думал об этом 52 4 16 72% 6% 22%
Есть ли у Вас уверенность в профессиональном росте? Да Нет Не думал об этом 50 10 12 69% 15% 16%
Способствуют ли курсы повышения квалификации Вашему профессиональному росту? Да Нет Не думал об этом 60 0 12 84% 0% 16%
Слабая эффективность правовых норм и законодательства
График работы Наличие строгих рамок Большой объем работы Спорные вопросы соподчинения Проблемы с материальным обеспечением Проблемы с финансированием
119%
х
■ 16%
12%
^ 1 5%
f7%
20%
120%
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18% 20%
Рис. 1. Выбор респондентами факторов, являющихся сложными в их профессиональной деятельности
Подавляющее большинствоопрошенных (84%) указали.чтоих личностные особенности, черты характера, интересы соответствуюлнполноомлм служеЛ-ным обязанностям. Всего 6 человек (8%) ответили отрицательно на заданный вопрос. Анализ анкет показал, что это все сотрудники, имеющие стаж работы менее трёх лет. Поэтомутакие ответы могутбыть связаныснедостаточностью опыта работы.
Почти пьлотина отрошетну|х(е7%) отмнттли.ыь отипыстояннотроиодыт анализ своейдеятелентсто, ртфлласиюоо&нтлногььртфессхонельногоиовык дения, и длеэыть^1ы^^ нужмн доьолнитнлькыьсовыд .
Планы,ывяьаьиые с плсиирювониен^д^м^рофеестонаптнсйкарьесы и развитиемьсoфотcиoнaлььoroиoста, отмочосыу 78% рыхпоодентов,участ-ников опро^^.ЗД^^кы^та^^аь^ции ттсхтлауов разльчст1о,йолвшьнттво указали, что им необходимо повышение в должности (36%), наличие свободного времени длтсaмосeззутте(ет%).о тоже ь^яита^ьзьи , что другое, но они затруднились ответить, что именно.
Достатотноотй зсннтй длываlпoызeоия свстхг^тос^^^<^тональуыxубйзун-ностей отметили 69% респондентов, что говорит о способности анализировать знаниевый ^№0^800 п^фессион^ыдоют^т^ь^^ий. на следующий вопрос, связанный с тем, что способствует профессионально-личностному рaнуийиюйeлувкиa,ыишонфызe)щaфтнaфьзlоoд, тж. 3:3% оертшеи-ных ответили - самостоятельное повышение теоретических знаний.
Внутренныюгюууeлноетнныa морактитсоисп ытуlвaeсо1lоocотpyдпнкoу, однако большинству из них (53%) не хватает свободного времени, а 34% отметили, что нуждаются с йргасьзювакнсп обучен%.
Большинство сотрудников (72%) испытывают потребность в профессиональном росте, а 69% уверены в своем дальнейшем профессиональном росте. Этот факт говорит о целеустремленности сотрудников, стремлении к самореализации.
84% респондентов отмечают, что курсы повышения квалификации способствуют их профессиональному росту и развитию их профессионально-личностного потенциала. В анкете для сотрудников ФСИН были открытые вопросы. Отвечая на вопрос «Что для Вас является самым сложным в профессиональной деятельности», наиболее часто встречаемые ответы были следующие: проблемы с финансированием; проблемы с материальным обеспечением; спорные вопросы соподчинения; большой объем работы; наличие строгих рамок; график работы; слабая эффективность правовых норм и законодательства. Количество выборов респондентами, распределение указанных факторов показано на рисунке 1.
Отвечая на вопрос анкеты «Перечислите качества, которые позволяют Вам успешно выполнять профессиональные задачи», респондентам необходимо было самим написать такие качества (не более трёх вариантов). Среди наиболее часто встречающихся ответов следующие: настойчивость, стрессоустойчивость, ответственность, собранность, требовательность, спокойствие, пунктуальность, целеустремленность, терпение, оптимизм, решительность, работоспособность, усидчивость, трудолюбие, выносливость, профессионализм, уверенность, коммуникабельность, точность, моральная устойчивость. Мы распределили показатели (перечисленные качества) по степени убывания, используя метод ранжи-
Библиографический список
рования (таб. 2). Отметим, что 100% респондентов отметили такое качество как ответственность.
Таблица 2
Качества,которые позволяютуспешновыполнять профессиональные задачипомнениюсотрудниковФСИН,участников опроса (не более 3 вариантов ответов)
№ Показатели Ранг, %
1. Ответственность 100,0
2. Настойчивость 75,5
3. Целеустремленность 39,3
4. Требовательность 24,2
5. Стрессоустойчивость 23,6
6. Решительность 23,6
7. Профессионализм 21,2
8. Работоспособность 20,2
9. Уверенность 17,8
10. Собранность 15,2
11. Оптимизм 14,0
12. Коммуникабельность 13,5
13. Пунктуальность 10,9
14. Трудолюбие 10,5
15. Моральная устойчивость 10,3
16. Выносливость 10,0
17. Усидчивость 9,8
18. Точность 8,5
19. Терпение 5,3
20. Спокойствие 5,0
Вопрос, связанный с наличием препятствий служебного продвижения («Что может стать препятствием на пути Вашего служебного продвижения»), показал следующие выборы: отсутствие вакантных должностей, дисциплинарное взыскание, возраст, малый опыт, отсутствие должности, сокращение, отсутствие вакансий, проблемы со здоровьем.
Таким образом, можно заключить, что сотрудники ФСИН, принявшие участие в опросе осознают, что курсы повышения квалификации способствуют их профессионально-личностному развитию. Большинство из опрошенных планируют свою дальнейшую карьеру и отмечают, что им необходимы дополнительные знания, способствующих развитию их потенциала как специалиста и профессионала.
1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. ВестникСеверо-Кав-казского федерального университета. 2016; 1 (52): 125 - 131.
2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 70 - 71.
3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017: 6 (67): 136 - 137.
4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.
5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; 6: 178 - 189.
6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 3: 76 - 86.
7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 2: 209 - 216.
References
1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 1 (52): 125 - 131.
2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 70 - 71.
3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017: 6 (67): 136 - 137.
4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.
5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2008; 6: 178 - 189.
6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 3: 76 - 86.
7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 2: 209 - 216.
Статья поступила в редакцию 24.11.18
УДК 378
Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: guzueva@mail.ru
Zavzanova Z.U., senior teacher, Department of Economics and Information Technologies, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),
E-mail:zairaamir@mail.ru
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN A FUTURE BACHELOR. The article studies the process of formation of information and communication competence of a future bachelor. It was concluded that the formation of ICT competence of future bachelors requires continuous information and methodological support; consultations on the development by future teachers of various ICT tools, information systems, network services; the creation of a technically-rich subject learning environment; organization of tutor support in an educational institution; involvement in the work of network communities, participation in network projects, competitions; compilation of advanced pedagogical experience in the use of ICT.
Key words: information and communication competence, future bachelor, competence.
Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц. каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: guzueva@mail.ru
З.У. Завзанова, ст. преп. каф. экономики и информационных технологий, ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала,
E-mail: zairaamir@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА
В статье изучен процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего бакалавра. Сделан вывод о том, что для формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров необходимо непрерывное информационно-методическое сопровождение; консультации по освоению будущими педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; создание технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, будущий бакалавр, компетентность.
Стремительное развитие общества влечет и интенсивное развитие системы образования, пересмотр ее основной парадигмы. Данный процесс накладывает определенные требования и на профессиональную подготовку будущего бакалавра. Формирование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) связано с интенсивным процессом формирования новых информационных технологий, ресурсов, а также предоставления новых сервисов. Поэтому процесс вузовской подготовки предполагает целенаправленное обучение студентов бакалавриата в области применения ИКТ, который должен включать теоретическую и практическую подготовку, педагогическую практику, курсовое и дипломное проектирование, все это дает необходимый фундамент для дальнейшего развития будущего бакалавра в исследуемом аспекте.
В условиях введения в практику работы вузов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в качестве результатов обучения выступают компетенции. К компетенциям в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВПО по направлению педагогическое образование можно отнести следующие компетенции:
• владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
• способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
• готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством обработки информацией (ОК-8);
• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
• способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
• способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
• готовность применять современные методики и технологии, методы диагностики достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
• способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности, обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
Необходимо отметить, что на современном этапе федеральные требования к квалификации учителей, связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ Динамизм развития современных технологий, появление новых профессиональных функций педагога приводит к тому, что высшая школа ориентируется на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных легко адаптироваться в изменяющемся мире.
Целенаправленное обучение будущих бакалавров педагогического образования в области применения ИКТ, включающее теоретическую и практическую подготовку, а также учебное проектирование образовательного процесса в условиях применения ИКТ, педагогическая практика дает необходимый фунда-