Научная статья на тему 'Дидактические возможности веб-квест технологии при формировании ИКТ-компетентности современного педагога'

Дидактические возможности веб-квест технологии при формировании ИКТ-компетентности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ICT COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ / WEB-QUEST TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапович О.В., Миллер В.В.

В статье рассматриваются дидактические возможности использования веб-квест технологии в процессе формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов, выявленные авторами в процессе педагогического исследования по внедрению данной технологии в образовательный процесс подготовки бакалавров. В процессе авторского эксперимента были определены следующие дидактические возможности, представленные в статье: управление педагогическим процессом; организация самостоятельной работы; использование интерактивных методов обучения; оценивание образовательных результатов. Формирование ИКТ-компетентности должно строится на изменении организации учебного занятия и включении специально организованной деятельности студентов в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапович О.В., Миллер В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF WEB QUEST TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF ICT COMPETENCE OF A MODERN TEACHER

The article examines didactic potential of using a web quest technology in the process of formation of ICT-competence of future teachers, identified by the authors in the process of pedagogical research on the use of this technology in the educational process of bachelor students. In the process of the authors' experiment it became possible to determine the following didactic opportunities: management of educational process; organization of independent work; use of interactive teaching methods; evaluation of educational results. The formation of ICT-competence should be based on the change in the organization of training sessions and the inclusion of a specially organized activity of students into the educational process.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности веб-квест технологии при формировании ИКТ-компетентности современного педагога»

балалайке, гуслях и баяне и т.д. Имитирование движений руки со смычком скрипки, виолончели передает выразительность и плавность звучания, например, «Мелодии» А. Г. Рубинштейна, пьесы «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов. Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан - море синее» к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова), покачиванием рук с воображаемыми цветами дети могут исполнить «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и т. д.

Инсценирование песен. Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, очень четко дает понять настроение и музыкально-образное содержание, так как их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

Танцевальные движения. Исполнение музыки танцевального характера способствует освоению танцевальных движений -кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах и т. п. В то же время, исполнение танцевальных движений в характере и образном строе музыки тренирует музыкальный слух.

Музыкально-пластическая деятельность во всех своих разновидностях представляет уникальную возможность педагогического наблюдения за индивидуальным музыкальным развитием детей в условиях коллективной деятельности, что, безусловно, важно на музыкальном занятии.

Однако не всякое движение на музыкальном занятии является пластическим интонированием. Пластическое интонирование проявляется в приобретении опыта живого постижения-переживания «интонационно-пластических основ музыкального языка», в стремлении дошкольников с следить за музыкальной интонацией, самостоятельно и осмысленно переводить её в движение,

Библиографический список

выражающем образ. Экспрессивные выразительные движения, в этом случае, являются своего рода внезвуковым эквивалентом музыкальной интонации, способствуя одновременно переводу слуховых впечатлений в эмоциональное переживание. При этом функционирование моторного звена музыкального восприятия, которое, работая на основании единства эмоции и её двигательного выражения, осуществляется как двигательное импровизированное подстраивание к звучанию. Но подобное двигательное «подстраивание» должно быть индивидуальным у каждого конкретного дошкольника. Лишь в этом случае происходит нахождение персонально значимых для ребенка смыслов, рождающих столь же персональные отклики. Необходимая в данном случае спонтанная двигательная реакция на музыку может быть только личностной импровизацией, а не обусловленным внешним научением музыкально-ритмическим упражнением.

Понимая неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог может побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и пластикой. Исполнение музыки движением, жестом, - пластическое интонирование, - помогает дошкольникам почувствовать и воспринять протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыкального образа и проявить себя в творческом поиске.

Таким образом, уникальность пластического интонирования при развитии образного восприятия проявляется в возможности его применения в разных видах музыкальной деятельности - слушании музыки, пении, музыкально-ритмической деятельности, играх, творческих заданиях, а также в возможности педагогического наблюдения за результатом образного восприятия каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. Игровые методы и приемы пластического интонирования содействуют активному вовлечению детей старшего дошкольного возраста в процесс образного восприятия музыки и более яркому проявлению эмоциональной отзывчивости на нее, активизирует мышление и способствует проявлению творческих способностей.

1. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. Москва: Музыка, 1982.

2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников: сборник статей. Под редакцией М.А. Румер. Москва: Педагогика, 1975.

3. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Москва: Советский композитор, 1978.

4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2004.

5. Волчегорская Е.Ю. Расширение границ восприятия музыки. Музыка в школе. 2004; 3: 31 - 34.

References

1. Rappoport S.H. Kníga po 'estetike dlya muzykantov. Moskva: Muzyka, 1982.

2. Beloborodova V.K. Muzykal'noe vospríyatíe Shkolnikov: sbornik statej. Pod redakciej M.A. Rumer. Moskva: Pedagogika, 1975.

3. Barenbojm L.A. 'Elementarnoe muzykal'noe vospítaníe po sisteme Karla Orfa. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1978.

4. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Teoríya muzykal'nogo obrazovaníya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2004.

5. Volchegorskaya E.Yu. Rasshirenie granic vospriyatiya muzyki. Muzyka vshkole. 2004; 3: 31 - 34.

Статья поступила в редакцию 05.09.16

УДК 378

Ostapovich O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Psycho-Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State

University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ostapovich-olga@mail.ru

Miller V.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: millerv@yandex.ru

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF WEB QUEST TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF ICT COMPETENCE OF A MODERN TEACHER. The article examines didactic potential of using a web quest technology in the process of formation of ICT-competence of future teachers, identified by the authors in the process of pedagogical research on the use of this technology in the educational process of bachelor students. In the process of the authors' experiment it became possible to determine the following didactic opportunities: management of educational process; organization of independent work; use of interactive teaching methods; evaluation of educational results. The formation of ICT-competence should be based on the change in the organization of training sessions and the inclusion of a specially organized activity of students into the educational process.

Key words: ICT competence, information technologies, web-quest technology, educational process.

О.В. Остапович, канд. пед. наук, доц., декан психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский

государственный университет», E-mail: ostapovich-olga@mail.ru

В.В. Миллер, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»,

E-mail: millerv@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются дидактические возможности использования веб-квест технологии в процессе формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов, выявленные авторами в процессе педагогического исследования по внедрению данной технологии в образовательный процесс подготовки бакалавров. В процессе авторского эксперимента были определены следующие дидактические возможности, представленные в статье: управление педагогическим процессом; организация самостоятельной работы; использование интерактивных методов обучения; оценивание образовательных результатов. Формирование ИКТ-компетентности должно строится на изменении организации учебного занятия и включении специально организованной деятельности студентов в образовательный процесс.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, информационные технологии, веб-квест технология, образовательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» нацелен на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов. В рамках ФГОС предполагается использование инновационных методов обучения, при которых студент вовлечен в процесс поиска и обработки информации для накопления, организации и структурирования полученных знаний. Отбор методов и технологий обучения будущих педагогов являются ведущими профессиональными компетенциями преподавателей, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Формирование профессиональных компетенций, в том числе и ИКТ-компетентности бакалавра должно строится на изменении организации учебного занятия и включении специально организованной деятельности студентов в образовательный процесс. Такую специально организованную деятельность, по-нашему мнению, эффективно организовывать с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью обучающихся, контролируют результаты обучения, содержат указания (гиперссылки) на дополнительную литературу при затруднениях или необходимости расширения знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы образовательного процесса, позволяют выстраивать индивидуальный подход к обучению каждого студента.

Ещё одним немаловажным фактором успешного внедрения ИКТ в образование стал все возрастающий уровень технического оснащения образовательных организаций в России. В этой связи каждый молодой педагог, со студенческой скамьи, должен готовиться к использованию ИКТ для организации образовательного процесса в рамках своего профиля, организации взаимодействия с учениками и их родителями (законными представителями) посредством социальных сетей, а также для организации собственного самообразования.

Однако, как показывает практика, далеко не все учителя и преподаватели с радостью и оптимизмом принимают это (не новое) явление и относятся к средствам Интернет-технологий с недоверием. Причиной тому, по-нашему мнению являются неполная осведомленность, а зачастую и незнание принципов работы и богатства возможностей, которые предоставляют информационные технологии в образовании в настоящее время. Недоверие сопровождается еще и личным страхом учителей-практиков перед освоением и реализацией ИКТ, или нежеланием менять устоявшийся традиционный метод своей работы.

В последние годы появились много исследований, посвященных использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке кадров разных направлений. О.В. Романова, Ю.В. Гавронская, Н.А. Шкильмен-ская, С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская, А.Г. Тихобаев считают, что при всех возможностях современных информационных технологий, целью информатизации образования является не сам факт их использования в обучении, а повышение качества образовательной системы через их внедрение и распространение.

При использовании ИКТ в подготовке будущих педагогов рекомендуется руководствоваться следующими принципами: изучение информационных технологий в педагогическом контексте; освоение целостных систем обучения на основе информационных технологий; органичное включение информационных технологий в каждый из аспектов учебного процесса.

Среди форм использования информационных технологий в образовательном процессе учеными выделяются две основные:

- обучение методам использования информационных технологий в образовательном процессе;

- обучение на основе использования методов информационных технологий в образовательном процессе.

И если первая форма достаточно разработана и активно используется в отечественных педагогических вузах, то вторая требует изучения и внедрения во многих направлениях подготовки кадров, в том числе и педагогических. Остановимся на одной из информационных технологий, освоение которой позволяет будущим педагогамреализовывать и развивать ИКТ-компетентность в образовательном процессе согласно профилю подготовки -«Веб-квест технология».

Веб-квест технология (от англ. WebQuest) - это поисковая деятельность, при которой вся информация, которой оперирует обучающийся, или ее часть, поступает из интернет-источников, факультативно дополняясь видеоконференцией. Автором данного термина является профессор университета Сан-Диего (США), специалист в области образовательных технологий Берни Додж, который определил веб-квест как исследовательски-ориентированную деятельность, в процессе которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета [4, с. 42].

К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, связанных с теоретико-методологическими и прикладными проблемами применения веб-квестов в учебном процессе: Б. Додж, Б.Т. Марч, Г.А. Воробьев, О.В. Волкова, Е.И. Багузина, Е.М. Шульгина, Е.В. Толмачева и др.

Е.И. Багузиной научно доказано, что внедрение веб-квест технологии в обучение иностранному языку позволяет создать на его базе целостный дидактический конструкт, включающий уникальную форму обучения, содержание, методы обучения и контроля и дающий возможность дистанционноуправлять самостоятельной учебной деятельностью студентов в подготовленной и дидактически структурированной Интернет-среде, что обеспечивает необходимый процесс погружения студентов в информационную среду с одновременным освоением методов поисково-конструктивной работы в ней [1, с. 58].

О.В. Волкова рассматривает веб-квест как вид информационных, проблемно- ориентированных заданий индивидуального и (или) группового обучения, направленных на формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской деятельности студентов в процессе освоения, исследования, обработки и презентации учебного материала [3, с. 42].

Г.А. Воробьев в своей работе отмечает, что развитие социокультурной компетенции студентов языкового вуза возможно и целесообразно осуществлять с технологии веб-квест, которая обеспечивает в процессе обучения аутентичностьиспользуемых материалов, представленных в сети, а также мотивацию студентов к самостоятельной познавательной деятельности [2, с. 64].

Т. Марч, один из основателей данной технологии, рассматривает веб-квест в аспекте когнитивной психологии, что позволяет понять её не только с технологической точки зрения, но также и с позиции взаимодействия «обучающийся - информация» [5, с. 18].

Как показал авторский анализ опыта использования веб-квест технологии, её включение в образовательный процесс позволит: развивать навыки информационной деятельности будущих педагогов; формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество знаний обучающихся по учебному предмету; развивать творческий потенциал будущих педагогов; формировать общие умения овладения стратегией освоения учебного материала.

Авторский алгоритм использования веб-квест технологии в формировании профессиональных компетенций бакалавров включает в себя следующие этапы: «Погружение», «Выполнение», «Презентация», «Рефлексия».

Развитие ИКТ-компетентности бакалавров-будущих педагогов посредством веб-квест технологии будет, на наш взгляд, успешным, если будут определены ее дидактические возможности. В процессе авторского исследования было выявлено несколько дидактических возможностей. Веб-квест технологии для развития ИКТ-компетентности педагогов: управление педагогическим процессом; организация самостоятельной работы; использование интерактивных методов обучения; оценивание образовательных результатов. Раскроем подробно данные дидактические возможности.

Управление педагогическим процессом предполагает включение самого преподавателя в проектировочную деятельность, позволяющую ему, используя процедуры моделирования, планирования, переводить педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом явлении в форму проекта, который затем реализуется в образовательной практике.

Организация самостоятельной работы становится одной из важнейших составляющих учебного процесса с применением описываемой технологии. В авторском эксперименте по внедрению веб-квест технологии в образовательный процесс бакалавров под самостоятельной работой рассматривается система, состоящая из следующих компонентов: мотивационный, инфор-

Библиографический список

мационно-содержательный, процессуальный, рефлексивный (ссылка с наших статей, где это расписывается).

Использование интерактивных методов обучения (метод проектов, учебная дискуссия, метод «мозгового штурма»), ориентированные на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Оценивание образовательных результатов в рамках веб-квест технологии может проводиться двумя способами: 1) как материальный или интеллектуальный продукт деятельности; 2) как процесс деятельности (когда результат деятельности принципиально важен как процесс). Измерение образовательных результатов студентов может основываться на основе специально вывяленных критериях (ссылка на статью, где они описаны).

Таким образом, определив дидактические возможности веб-квест технологии можно сделать вывод о том, что веб-квест технология может выступить эффективным средством формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).

1. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

2. Воробьёв Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2004.

3. Волков И.П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения. Москва: Просвещение, 2010.

4. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning. 1995.

5. March T. Why Webquests? An introduction circa Web. 1998.

References

1. Baguzina E. I. Veb-kvest tehnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti: na primere studentovneyazykovogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

2. Vorob'ev G.A. Veb-kvest tehnologii v obuchenii sociokul'turnoj kompetencii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2004.

3. Volkov I.P. Cel' odna - dorog mnogo: proektirovanie processov obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2010.

4. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning. 1995.

5. March T. Why Webquests? An introduction circa Web. 1998.

Статья поступила в редакцию 07.10.16

УДК 378

Filatova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Social and Psychology Institute, Kemerovo State University

(Kemerovo, Russia), E-mail: filatova.fev@yandex.ru

SOCIAL PROJECTS AND PROBLEMS ACCOMPANYING ITS IMPLEMENTATION. In this article, based on an analysis of empirical research, prior themes of a project activity are presented. This process is characterized by a number of problems. In the article the difficulties at all stages of a project activity are revealed, so the work contributes to the development of the project activities. The motives and factors of project activity are identified. Special attention is paid to defining educational needs of staff members involved in project development. The author comes to a conclusion that the organization of postgraduate training of specialists in the field of project activity will allow working at a higher professional level.

Key words: project activity, motivations and factors of project activity, high-priority projects, difficulties of projects introduction.

Е.В. Филатова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы и менеджмента социальной сферы, Кемеровский

государственный университет, г. Кемерово, E-mail: filatova.fev@yandex.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ

В данной статье на основе анализа эмпирического исследования представлены приоритетные направления социального проектирования. Этот процесс сопровождается рядом проблем. В статье раскрыты затруднения на всех этапах проектирования, преодоление которых будет способствовать развитию проектной деятельности. Автор определил мотивы и факторы проектировочной деятельности. Особое внимание уделено определению образовательных потребностей сотрудников, занимающихся разработкой проектов. Автор приходит к выводу, что организация последипломного обучения специалистов в области проектирования позволит специалистам работать на более высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова: проектная деятельность, мотивы и факторы проектной деятельности, приоритетные проекты, трудности реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.