УДК 378+004+37.0
Остапович Ольга Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], Горно-Алтайск
Миллер Владимир Викторович
Начальник отдела автоматизации библиотечных процессов, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], Горно-Алтайск
Костюнина Алена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы психолого-педагогического факультета, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], Горно-Алтайск
ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
общепрофессиональных компетенций будущих ПЕДАГОГОВ-ПСИхОЛОГОВ НА ОСНОВЕ использования веб-квест технологии*
Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации компетентностного и деятель-ностного подходов в высшем образовании при подготовке педагогов-психологов к профессиональной деятельности на основе современной информационной технологии «веб-квест». Аргументирован поиск современных способов оценивания сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров в соответствии с требованиями образовательного стандарта, а также представлен апробированный вариант критериального оценивания учебных достижений будущих педагогов-психологов на основе разработанных уровней сформированности общепрофессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее психолого-педагогическое образование, веб-квест технология, общепрофессиональные компетенции, оценивание, критерии, уровни сформированности.
Научная экспозиция. В современном высшем образовании происходит интенсивное развитие нового этапа педагогической науки, который требует активизации поиска путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов, основанного на требованиях профессионального стандарта педагога, усиления практико-ориен-тированного подхода в процессе вузовского образования, а также развития у студентов потребности самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности, способствующей достижению ими достаточного уровня профессиональной компетентности. Социологические опросы работодателей и опыт работы вузов России последних лет показывает, что уровень профессиональной подготовки выпускников еще не в полной мере соответствует требованиям современного общества [11]. В то же время современная образовательная практика направлена на формирование у выпуск-
ников компетенций согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее ФГОС ВО) для осуществления профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ВО для реализации основной образовательной программы бакалавриата в вузе должны быть созданы определенные условия для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Одним из условий данного процесса является организация продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основе широкого использования в учебном процессе интерактивных форм проведения учебных занятий.
Анализ педагогических исследований последних десятилетий показывает, что многие авторы уделяют вопросам реализации компетентностного подхода пристальное
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).
внимание - В. И. Байденко [1], И. А. Зимняя [5], А. В. Хуторской [12]. В последние годы учеными, как теоретиками, так и практиками, активно разрабатывалась также идея применения информационно-коммуникационных технологий для формирования и оценивания профессиональных компетенций будущих специалистов различных направлений подготовки. В работах, посвященных использованию ИКТ (Ю. В. Гавронская, С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская, О. В. Романова, А. Г. Тихобаев) в процессе подготовки студентов в вузе, указан их значительный потенциал: широкое применение информационно-образовательной среды вуза, включающий дистанционные курсы, электронно-библиотечные системы, средства автоматизации контроля знаний существенно повышают качество образовательного процесса.
В данной статье представлены результаты авторского исследования по формированию общепрофессиональных компетенций, призванных стать основой профессиональной компетентности будущего педагога-психолога, способного выполнять профессиональные задачи различного рода сложности. В основу эксперимента было заложено применение одной из современных информационных технологий, получающей все большее распространение в образовательном процессе - веб-квест технологии.
К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, связанных с теоретико-методологическими и прикладными проблемами применения веб-квест технологии в учебном процессе: Е. И. Багузина [2], Г. А. Воробьев [3], Е. В. Толмачева [10], Е. М. Шульгина [13]. Учеными доказано, что внедрение веб-квест технологии в образовательный процесс позволяет использовать данную технологию и в качестве формы контроля результатов обучения. Проведение занятий с использованием веб-квест технологии во время текущего, промежуточного и итогового контроля результатов обучения позволяет более точно оценить уровень сформированности компетенций, поскольку традиционные формы контроля, такие как тесты, устный экзамен проверяют в основном уровень знаний, а не уровень сформированности компетенций.
Одной из актуальных проблем внедрения
компетентностного подхода в образовательный процесс вуза является поиск оптимальных способов оценивания уровня сформированное™ компетенций, определение уровня профессиональной компетентности выпускников вузов, в частности, для сферы образования. В этой связи основной целью авторов является представление одного из разработанных вариантов решения указанной проблемы и его описание в данной статье.
В качестве эксперимента исследование проводилось с бакалаврами направления «Психолого-педагогическое образование» по формированию и оцениванию уровня сформированности двух общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
Овладение в полной мере выделенными компетенциями позволяет будущему педагогу-психологу осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы образования, использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания, применять современные средства диагностики обучающихся, обеспечивая качество образовательного процесса.
Авторское описание процесса формирования выделенных компетенций посредством веб-квеста уже представлено в виде нескольких научных публикаций [6-9]. В методологический аппарат исследования авторами введено определение веб-квест технологии, сформулированное Bernie Dodge, профессором университета Сан-Диего (США), специалистом в области образовательных технологий, (от англ. Web Quest). Веб-квест - это поисковая деятельность обучающегося, при которой вся информация или ее часть, которой он оперирует, поступает из интернет-источников, факультативно дополняясь видеоконференцией [9].
Апробация данной технологии позволила авторам сделать вывод о том, что про-
цесс формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров на основе использования веб-квест технологии в современном образовательном процессе позволяет использовать Интернет как источник учебной информации, содержащий указания (гиперссылки) на основную и дополнительную литературу, образовательные сайты, порталы и т. п. Веб-квест технология позволяет осуществлять управление познавательной деятельностью обучающихся, оказывая при этом индивидуальную консультационную помощь, развивать познавательный интерес и творческие способности, положительные мотивы образовательного процесса.
В контексте авторского исследования научная аргументация представлена подходом И. Н. Елисеева к рассмотрению компетенции как определенной структуры, сложившейся из трех составляющих.
1. Содержательный (когнитивный) компонент определяет уровень полученных знаний и умений. Он предусматривает знание теоритических и методологических основ предметной области, определяет степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.
2. Деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.
3. Мотивационный компонент представляет мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции. Данный компонент является определяющим и системообразующим компонентом любой компетенции, выражается, прежде всего, в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций [4].
В этой логике авторами строится система доказательств на предположении о том, что оценивание общепрофессиональной компетенции бакалавра можно строить с учетом трех основных составляющих компонентов при ее формировании: содержательного, де-
ятельностного и мотивационного.
С 2013 по 2016 гг. авторами был проведен соответствующий педагогический эксперимент на базе Горно-Алтайского государственного университета. Общее количество непосредственных участников эксперимента составило 104 студента. Формирующий этап эксперимента проводился на занятиях с использованием веб-квест технологии в рамках изучения дисциплин «Теории обучения и воспитания», «Педагогическая этика».
Каждое занятие с использованием веб-квест технологии организовалось в определенной последовательности в соответствии с ее алгоритмом: 1) «Погружение»; 2) «Выполнение»; 3) «Презентация»; 4) «Рефлексия».
На этапе «Погружения» педагог предлагает обучающимся проблемное задание профессиональной направленности, содержание которого обозначает последним существующее противоречие между знаниями и умениями, которыми они уже владеют, и новыми фактами, которые им необходимо изучить или применить в решении профессиональной задачи. Содержание проблемного задания находится непосредственно в сети Интернет на специально разработанном авторами статьи сайте «Веб-квест по педагогике». В результате на данном этапе происходит моделирование реальной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью педагога-психолога, за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
На втором этапе - «Выполнение» - обучающиеся работают над решением проблемного задания. При этом вся академическая группа делится на микрогруппы по 3-4 участника, которая, в свою очередь, должна самоорганизоваться в общей деятельности. В процессе совместной деятельности каждый студент работает самостоятельно в сети Интернет, просматривает материал, который представлен на сайте веб-квеста, но при этом он должен самостоятельно отделять главное от второстепенного, систематизировать информацию, анализировать и делать соответствующие выводы. После индивидуальной работы студенты вновь работают в микрогруппах, с применением интерактивных методов (дискуссия, мозговой штурм, беседа и т. п.). Таким образом осуществляется интерактивное взаимодействие обучающихся для
достижения поставленных целей и решения проблемного задания, в результате которого происходит обмен новой информацией, полученной из ссылок Интернета, обсуждение фактов, корректируется информация для решения задания и оформляется результат в виде итогового продукта деятельности (к примеру, презентация, электронная книга, буклет, плакат и т. п.). На данном этапе педагог выполняет функцию модератора, который координирует работу всех микрогрупп, консультирует всех участников веб-квеста.
Третий этап - «Презентация» - является одним из ключевых в процессе работы над проблемным заданием. Он требует от студентов больших усилий в командной работе, включения критического, творческого мышления для преобразования полученной информации в более глубокие новые знания и демонстрацию их применения в профессиональной деятельности для решения соответствующих задач. В процессе презентаций конечных продуктов совместной деятельности студенты каждой микрогруппы представляют собственное решение поставленной перед ними профессиональной задачи. В то же время каждая микрогруппа оценивает работу друг друга, опираясь на критерии, которые были специально разработаны преподавателем, на основе содержания формируемых у студентов компетенций, и представлены в содержании задания на сайте.
На завершающем этапе работы - «Рефлексия» - происходит оценивание всеми субъектами образовательного процесса сформированности общепрофессиональных компетенций на основе специально разработанных авторами диагностических средств: рефлексивной и деятельностной карт.
Оценивание уровня сформированности выбранных общепрофессиональных компетенций происходит соответственно на основе проверки сформированности каждого компонента формируемой компетенции -содержательного, деятельностного и моти-вационного.
Для проверки содержательного компонента общепрофессиональной компетенции бакалавра используются специально составленные контрольные задания, предусматривающие контроль знаний на I, II и III (высоком, среднем, низком) уровнях усвоения. В качестве заданий первого уровня разрабо-
таны задания на определение правильности применения усвоенных знаний. Задания на проверку умений студентов самостоятельно воспроизводить информацию и решать конструктивные задачи служили для определения второго (среднего) уровня. Нестандартные задания на умение преобразовывать и применять полученную ранее информацию использовались нами в качестве заданий третьего уровня. Все задания включают в себя алгоритм правильного выполнения действий, необходимых для определения существенных операций по решению задания. Для вычисления коэффициента усвоения была взята методика В. П. Беспалько, согласно которой коэффициент вычисляется делением числа правильно выполненных обучающимися операций на эталон, т. е. образец правильного выполнения действий.
Для оценки сформированности деятель-ностного компонента общепрофессиональных компетенций использовалась дея-тельностная карта, представляющая собой специально разработанную таблицу, включающую 19 вопросов с тремя возможными вариантами ответов - 1, 2 и 3 балла соответственно. Оценивание каждого студента по данной карте проводится двустороннее - самим студентом и преподавателем. Деятель-ностная карта позволяет оценить сформированные навыки и способы деятельности, которые были приобретены обучающимися посредством совместной работы над продуктом веб-квест технологии. Шкала оценивания деятельностного компонента включает следующие границы трех уровней: низкий (34-41 балла), средний (42-49 баллов), высокий (50-57 баллов).
Для оценивания уровня сформирован-ности третьего - мотивационного - компонента общепрофессиональной компетенции используется рефлексивная карта, включающая в себя 6 вопросов по 3 балла (максимум 24 балла). Рефлексивная карта также представляет собой специально разработанную таблицу, с помощью которой оценивается потребность и готовность студентов использовать полученные знания, умения, навыки и способы деятельности в своей практической деятельности. Результаты оценивания мотивационного компонента сведены в уровневую шкалу: низкий (13-16 баллов), средний (17-20 баллов), высокий (21-24
балла). В результате суммирования баллов, полученных при оценивании трех компонентов общепрофессиональной компетенции, получаем уровневую шкалу ее сформиро-ванности в целом.
Качественным результатом авторского исследования является разработанная шкала оценивания сформированности компетенции, представленная тремя уровнями: пороговым, средним и высоким.
Пороговый уровень (108-128 баллов) характеризуется проявлением у студента только внешних мотивов к овладению профессиональными знаниями, умениями и способами деятельности, отсутствием потребности осознанного освоения ОПК как ее качественного показателя мотивацион-ного компонента, что отражается в рефлексивных картах, используемых как средство оценивания. Качественные показатели сфор-мированности содержательного компонента ОПК данного уровня характеризуются наличием у студента базовых профессиональных знаний, оцениваемых с помощью тестов с выбором одного правильного ответа. Качественные показатели сформированности деятельностного компонента ОПК характеризуются наличием у студента базовых умений излагать и критически анализировать информацию, полученные результаты и формулировать заключения, что отражается в содержании деятельностных карт, заполняемых студентом. Это проявляется при решении типовых профессиональных задач, на основе применения определенного алгоритма действий, с использованием при необходимости консультации педагога.
Средний уровень (129-159 баллов) характеризуется проявлением у студента внешнего мотива к овладению профессиональными знаниями, умениями и способами деятельности, а также осознанием значения приобретенных знаний, умений для профессионального самоопределения. Анализ рефлексивных карт показывает, что на данном уровне у студента по-прежнему не сформирована потребность осознанного освоения общепрофессиональных компетенций, но уже формируется положительное отношение к учебной деятельности как мотив достижения успеха. Качественный по-
казатель содержательного компонента ОПК данного уровня характеризуются сформиро-ванностью системы знаний, владением материала на уровне применения знаний в знакомой ситуации, что проявляется при решении заданий на проверку умений студентов самостоятельно решать профессиональные задачи. Качественный показатель сформи-рованности деятельностного компонента проявляется как степень сотрудничества с другими участниками образовательного процесса при выполнении определённых видов деятельности (исследовательская, проектная) в процессе групповой работы, что отслеживается с помощью деятельностных карт.
Высокий уровень (160-181 баллов) характеризуется наличием у студента познавательных, профессионально-ценностных и личностных мотивов, удовлетворенности результатами обучения, стремления к целе-полаганию, рефлексии, самообразованию, что отражается в рефлексивных картах. Качественный показатель содержательного компонента ОПК данного уровня характеризуется сформированностью глубоких системных профессиональных знаний, которые позволяют творчески решать профессиональные задачи, находить нестандартные решения, осуществлять поиск новых способов решений. Качественный показатель сформированности деятельностного компонента отражается в проявлении у студента способности самостоятельно выполнять определенные виды деятельности: находить разные формы взаимодействия в группе, как внутри коллектива, так и с отдельными участниками учебного процесса; перестраиваться в проектировочной деятельности с учетом меняющихся условий; оценивать результаты деятельности; находить оптимальные решения в условиях неопределенности. Средством оценивания данного показателя служат деятельностные карты.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности использования предложенного в данной статье варианта оценивания сформированности общепрофессиональных компетенций бакалавров, но, в то же время, еще требует определенной доработки и научного обоснования.
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования стандартов нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки бакалавров, 2014. - 72 с.
2. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 315 с.
3. Воробьёв Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 214 с.
4. Елисеев И. Н. Методология оценки уровня компетенций студентов [Электронный ресурс] // Информатика и образование: электронный научный журнал. - 2012. - URL: http://www.labrate. ru/20121120/eliseev_i_n_stud_competencies.pdf (дата обращения: 08.08.2017).
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для высших учебных заведений. - 3-е изд., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 477 с.
6. Миллер В. В. Использование веб-квест технологии в подготовке бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование // Международный исследовательский журнал. -2012. - № 7 (7). - С. 57-59.
7. Остапович О. В., Миллер В. В. Теоретические аспекты формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров с использованием современных информационных технологий // Общество, современная наука и образование: сборник. - Часть 2. - Тамбов: Консал-
ескии список
тинговая компания «Юком», 2012. - С. 98-101.
8. Остапович О. В., Миллер В. В. Дидактические возможности веб-квест технологии в формировании ИКТ-компетентности современного педагога // Мир науки, культуры, образования. -Горно-Алтайск, 2016. - С. 209-211.
9. Остапович О. В., Миллер В. В. Дидактический потенциал веб-квест технологии в формировании общепрофессиональных компетенций бакалавров // Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности: монография. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. - С. 60-78.
10. Толмачева Е. В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной веб-квест технологии: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 272 с.
11. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gasu.ru/univer/edu/ stand/3_pokolenie/utv/vo/440302.pdf (дата обращения: 08.08.2017).
12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. -12 декабря. - URL: www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.html (дата обращения: 08.08.2017).
13. Шульгина Е. М.Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2014. - 248 с.
Поступила в редакцию 11.09.2017
Ostapovich Olga Viktorovna
Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Psychological and Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State University, [email protected],Gorno-Altaisk
Miller Vladimir Viktorovich
Head of Library Processes Automation Department, Gorno-Altaisk State University, [email protected], Gorno-Altaisk
Kostunina Alena Anatolevna
Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Pedagogy, Psychology and Social Work of Psychological and Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State University, [email protected], Gorno-Altaisk
ESTIMATION OF THE LEVEL OF FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS ON THE BASIS OF USE wEB QUEST TECHNOLOGY*
Abstract. The article substantiates the necessity of implementing the competence and activity approaches in higher education in the training of pedagogical psychologists for professional activities based on modern information technology Web Quest. The search for modern ways of assessing the formation of general professional competencies of bachelors in accordance with the requirements of the educational standard is argued, and an approved version of the criterial evaluation of the educational achievements of future pedagogical psychologists on the basis of the developed levels of the formation of general professional competencies is presented.
Keywords: competence approach, higher psychological-pedagogical education, web-quest technology, general professional competence, evaluation, criteria, levels of formation.
References
1. Baydenko, V. I., 2014. Identification of the composition of graduates competences as a necessary stage of designing standards for a new generation: a methodological guide. Moscow: Research center of problems of quality of preparation of bachelors Publ., 72 p. (In Russ.)
2. Baguzina, Ye. I., 2012. Web Quest technology as a didactic means of forming a foreign communicative competence: on the example of students of a non-linguistic high school. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 315 p. (In Russ.)
3. Vorob'yov, G. A., 2004. Web-Quest of technology in teaching social and cultural competence. Cand. Sci. (Pedag.). Pyatigorsk, 214 p. (In Russ.)
4. Yeliseyev, I. N., 2012. Methodology for assessing the level of student competencies. Informatics and education: electronic scientific journal. Available at: http://www.labrate.ru/20121120/ eliseev_i_n_stud_competencies.pdf (accessed 08.08.2017) (In Russ.)
5. Zimnyaya, I. A., 2007. Pedagogical psychology: textbook for higher educational institutions. Rostov on Don: Feniks Publ., 477 p. (In Russ.)
6. Miller, V. V., 2012. Using the web-quest for technology in the preparation of bachelors in the
direction of "Psychological and pedagogical education. International research journal, 7, pp. 57-59. (In Russ.)
7. Ostapovich, O. V., Miller, V. V., 2012. Theoretical aspects of formation of general professional competencies of bachelors with use of modern information technologies. Society, modern science and education, part 2. Tambov: Consulting company Ucom Publ., pp. 98-101. (In Russ.).
8. Ostapovich, O. V., Miller, V. V., 2016. Didactic Opportunities of Web-Quest Technology in the Formation of ICT Competence of the Modern Teacher. The world of science, culture, education. Gorno-Altaysk, pp. 209-211. (In Russ.).
9. Ostapovich, O. V., Miller, V. V., 2016. Social networks in the educational process as a resource for the formation of ICT competence. Gorno-Altaysk: RIO GAGU Publ., pp. 60-78. (In Russ.)
10. Tolmacheva, Ye. V., 2015. Innovative training of RCTs (the field of "Construction Management" on the basis of information and communicative web technology quest. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 272 p. (In Russ.)
11. Federal educational standard of higher education in the direction of "Psychological and peda-
* The article was prepared with the support of the Russian State Scientific and Technical Information Foundation (Project No. 16-16-04007).
gogical education" (qualification (degree) bachelor). Available at: http://www.gasu.ru/univer/edu/stand/3_ pokolenie/utv/vo/440302.pdf (accessed 08.08.2017) (In Russ).
12. Khutorskoy, A. V., 2002. Core competencies and educational standards. Internet-zhurnal "Eydos".
Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. html (accessed 08.08.2017) (In Russ).
13. Shul'gina, Ye. M., 2014. Methodology for the formation of students' foreign-language communicative competence through Web-Quest technology. Cand. Sci. (Pedag.). Tambov, 248 p. (In Russ.)
Submitted 11.09.2017