Научная статья на тему 'Оценка квалификации выпускника профессионального образования: компетентностно-деятельностный подход'

Оценка квалификации выпускника профессионального образования: компетентностно-деятельностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ "ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО" / QUALIFICATION / COMPETENCE AND ACTIVITY-BASED APPROACH / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / WEB-QUEST / OPEN-SPACE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрская Наталья Петровна

В статье обосновывается актуальность проблемы оценивания квалификации. Конкретизируются цели профессионального образования, направленные на непрерывное профессиональное развитие, акцентируется отличительная особенность стандарта нового поколения направленность на результаты обучения, основными единицами которых выступают компетенции. Отмечено, что компетентностно-деятельностный подход, являясь методологической основой федерального государственного образовательного стандарта, диктует необходимость формирования новой системы оценочных средств. Рассматривается система принципов и этапов проведения процедуры оценивания квалификации. В рамках данной статьи представлена система диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Формирование иноязычной компетенции и оценка её сформированности будет наиболее эффективной при использовании дея-тельностного подхода, ввиду того, что речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности. Для оценки сформированности структурных компонентов компетенции раскрыто содержание каждого компонента, в соответствии с которым определены формы и методы оценки. Представлено краткое описание технологий веб-квеста и открытого пространства. Рассмотрен пример создания образовательного веб-квеста для оценки уровня сформированности основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечается целесообразность заимствования инструментов оценки компетенций из практики профессиональной среды, которая позволит выстроить диалог между работодателями и учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таюрская Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualification Assessment in Vocational Education: Competence and Activity-Based Approach

The problem of assessing the graduate qualification is actualized in this article. The goals of vocational education are specified aimed at lifetime learning, the distinctive feature of the Federal State Educational Standard is emphasized, i. e.the focus on learning outcomes, the basic units of which are the competences. It is marked that the competence and activity-based approach being the methodological base of the Federal State Educational Standard requires a new system of assessment means. The system of the principles and stages of qualification assessment is reviewed. The article presents a system of diagnostic tools to evaluate the level of formation of foreign language communicative competence of students. The formation of foreign language competence and the assessment of its formation will be most effective through activity-based approach due to the fact that verbal communication is carried out by means of speech activity. To assess the formation of structural components of competence, the content of each component is revealed according to which the forms and methods of assessment are defined. The web-quest and Open Space technologies are briefly described. The article presents the example of the educational web-quest creation to assess the level of formation of foreign language communicative competence of students. To enhance the interaction between employers and educational institutions, it is advisable to borrow the professional environment tools for competence assessment.

Текст научной работы на тему «Оценка квалификации выпускника профессионального образования: компетентностно-деятельностный подход»

УДК 377:37.091.27 ББК 74.4:74.028 ББК Ч4:Ч402.8

Наталья Петровна Таюрская,

аспирант,

Забайкальский государственный университет, (672039, Росссия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Оценка квалификации выпускника профессионального образования: компетентностно-деятельностный подход

В статье обосновывается актуальность проблемы оценивания квалификации. Конкретизируются цели профессионального образования, направленные на непрерывное профессиональное развитие, акцентируется отличительная особенность стандарта нового поколения - направленность на результаты обучения, основными единицами которых выступают компетенции. Отмечено, что компетентностно-деятельностный подход, являясь методологической основой федерального государственного образовательного стандарта, диктует необходимость формирования новой системы оценочных средств. Рассматривается система принципов и этапов проведения процедуры оценивания квалификации. В рамках данной статьи представлена система диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Формирование иноязычной компетенции и оценка её сформированности будет наиболее эффективной при использовании дея-тельностного подхода, ввиду того, что речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности. Для оценки сформированности структурных компонентов компетенции раскрыто содержание каждого компонента, в соответствии с которым определены формы и методы оценки. Представлено краткое описание технологий веб-квеста и открытого пространства. Рассмотрен пример создания образовательного веб-квеста для оценки уровня сформированности основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечается целесообразность заимствования инструментов оценки компетенций из практики профессиональной среды, которая позволит выстроить диалог между работодателями и учебными заведениями.

Ключевые слова: квалификация, компетентностно-деятельностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, веб-квест, технология «открытое пространство».

Nataliya Petrovna Tayurskaya,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: [email protected]

Qualification Assessment in Vocational Education: Competence and Activity-Based Approach

The problem of assessing the graduate qualification is actualized in this article. The goals of vocational education are specified aimed at lifetime learning, the distinctive feature of the Federal State Educational Standard is emphasized, i. e .the focus on learning outcomes, the basic units of which are the competences. It is marked that the competence and activity-based approach being the methodological base of the Federal State Educational Standard requires a new system of assessment means. The system of the principles and stages of qualification assessment is reviewed. The article presents a system of diagnostic tools to evaluate the level of formation of foreign language communicative competence of students. The formation of foreign language competence and the assessment of its formation will be most effective through activity-based approach due to the fact that verbal communication is carried out by means of speech activity. To assess the formation of structural components of competence, the content of each component is revealed according to which the forms and methods of assessment are defined. The web-quest and Open Space technologies are briefly described. The article presents the example of the educational web-quest creation to assess the level of formation of foreign language communicative competence of students. To enhance the interaction between employers and educational institutions, it is advisable to borrow the professional environment tools for competence assessment.

Keywords: qualification, competence and activity-based approach, foreign language communicative competence, web-quest, Open-Space technology.

72

© Таюрская Н. П., 2015

В XXI веке перед профессиональной школой открываются широкие горизонты, связанные с внедрением новых типов образовательных услуг, с созданием новых специальностей на основе научно-промышленных достижений в различных отраслях экономики и социальной сферы. Развитие наукоёмких и высокотехнологичных производств требует обеспечения предприятий, учреждений прак-тико-ориентированными специалистами, обладающими профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно профессиональное образование способно обеспечить подъём национальной экономики России [7].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [глава 1, ст. 2; глава 8, ст. 68, 69] указывается, что профессиональное образование направлено «на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности». Цель среднего профессионального образования - «подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [9].

В. И. Блинов, конкретизируя данную цель как получение человеком соответствующей квалификации в результате освоения профессиональной образовательной программы, отмечает направленность на непрерывное профессиональное развитие [3]. Сегодня уже невозможно получить квалификацию раз и навсегда. Диверсификация производства, быстрая смена технологий обусловили мобильность квалификаций, актуализировали проблему оценивания и официального признания объективной готовности человека к выполнению определённого вида трудовой деятельности вне зависимости от времени, места и формы получения образования [4]. В современных условиях проблема оценки квалификации приобретает первостепенное значение.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует качественно новой подготовки квалифицированных кадров. Отличительной особенностью стандар-

та нового поколения является не объём полученных знаний, а результаты обучения. «Результаты обучения» (learning out comes) - это совокупность знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения (определение принято в рекомендациях Ев-рокомиссии по использованию Европейской рамки квалификаций). Результатом обучения (освоения образовательной программы) становится получение квалификации, значимой для рынка труда и основанной на объективных требованиях трудовой деятельности [4]. Под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности [9].

Подтверждением получаемой квалификации является её оценивание. А основными единицами оценки качества квалификации выступают компетенции.

Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовы-ваться. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретение нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством [6]. В этих условиях процесс обучения трансформируется в процесс учения/научения, в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых ком-петентностей [2].

Нам близко мнение В. Г. Зарубина, который определяет компетентность как «личностно-ин-тегрированный результат, имеющий деятельностью, поведенческие признаки: практическую, опытную, мотивационно-ценностную и когнитивно обеспеченную готовность действовать в сфере своей компетенции» [5]. Мы согласны с А. Д. Федотовой в том, что оценку сформированности компетенций необходимо осуществлять исходя из её структурных компонентов, определяя по каждому компоненту критерии и формы оценки [10].

Анализ проведённых исследований позволяет утверждать, что современным подходом к оценке квалификации выступает компетент-ностно-деятельностный подход. При таком подходе изменяется функция оценивания основной образовательной программы профессиональ-

ного образования, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития. При компетентностно-де-ятельностном подходе к оценке квалификации важными становятся: компетенции как результат обучения, образовательные технологии как способ их формирования, оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов обучения (компетенций) [4]. Компетентностно-деятельностный подход является связующим звеном теории и опыта практической деятельности, следствием которого выступает комплекс сформированных компетенций, что в целом составляет уровень соответствующей компетентности.

Федеральным институтом развития образования разработана система принципов оценивания квалификации, соответствующая современному этапу развития образования. Оценивание и констатация наличия квалификации предполагает соблюдение следующих принципов: независимость и объективность оценки, комплексный и итерациональный характер, единство подходов, практикоориенти-рованность и междисциплинарность оценочных средств, этапность и индивидуализация подходов к оцениванию. Для проведения процедуры оценки квалификации нужны комплексные оценочные средства, демонстрирующие решение профессиональных задач, основанные на применении информации из разных предметных областей, на самостоятельном конструировании алгоритмов действий, актуализации умений в новых обстоятельствах, использовании универсальных способов деятельности [4]. Поэтому первостепенное значение приобретает поиск диагностических средств исследования уровня сформированности компетенций.

Разработка диагностических средств для проведения процедуры оценки квалификации предполагает соблюдение следующих этапов. Определение предмета оценивания (компетенции, трудовые функции), объекта оценки (процесс деятельности, продукт деятельности, продукт и процесс одновременно), условий проведения оценочной процедуры (необходимое количество времени, оптимальное место проведения, материалы и оборудование), форм и методов оценивания, критериев оценки [3].

Среди инновационных методов оценки сформированности компетенций можно назвать такие, как метод 360 градусов; кейс-тестинг; интервью по компетенциям; ассессмент-центр; оценка по чек-листам; метод Дельфи; форсайт; стратегические сессии, портфолио и др. [1].

По форме квалификационные испытания могут проводиться очно, а также заочно - с использованием метода экспертной оценки предоставленных материалов (например, видеоматериалов, входящих в портфолио документов или работ) или смешанными (сочетание очной и заочной форм) [3].

В рамках данной статьи рассмотрим систему диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», наименование образовательной программы «Преподавание в начальных классах».

Интеграция России в мировое сообщество вызывает повышенный интерес к практическому знанию иностранных языков, к свободному владению иноязычной речью и определяет целесообразность пересмотра и обновления подходов не только к формированию, но и оценке ИКК. С позиций компетентностно-деятельност-ного подхода, развитие ИКК, сопровождается формированием «вторичной языковой личности», процесса становления совокупности компетенций и личностных качеств, обеспечивающих готовность к иноязычному общению. Как известно, эта компетенция включает владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, умению логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь. Формирование ИКК и оценка её сформированности будет наиболее эффективной при использовании деятельностного подхода ввиду того, что речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности.

Анализ современных исследований (Л. Е. Алексеева, В. В. Сафонова, Е. Н. Солово-ва, Д. Хаймс, Д. Равен и др.) позволил выделить структурные компоненты ИКК: лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; социальная; дискурсивная; стратегическая [8].

Оценка сформированности рассматриваемой компетенции должна осуществляться на всех этапах образовательного процесса (текущий и промежуточный контроль), причём оценка должна проводиться по всем выделенным структурным компонентам компетенции. Для оценки сформированности структурных компонентов компетенции мы определили содержание каждого компонента, в соответствии с которым определили формы и методы оценки (см. таблицу).

Таблица

Оценка сформированности структурных компонентов ИКК

Компоненты ИКК Содержание компонентов Формы и методы оценки

Лингвистическая Умение использовать грамматически правильные формы и синтаксические построения Тестирование, кейс-метод, метод-проектов, интервью, эссе, ролевая игра, языковой портфель, adsoft tester,hot potatoes,интернет-ресурсы

Социолингвистическая Умение выбрать способ выражения, в зависимости от ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего Кейс-метод, метод-проектов, интервью, ролевая игра

Социокультурная Способность оперировать системой национально-культурных знаний и умений в условиях диалога культур Веб-квест, кейс-метод, интернет-ресурсы, имитационное моделирование

Социальная Желание и готовность взаимодействовать с другими людьми Кейс-метод, ролевая игра, интервью

Дискурсивная Совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме Кейс-метод, метод-проектов, интервью, эссе, ролевая игра

Стратегическая Способность компенсировать недостаточность знания языка Технологии открытого пространства (орепБрасе)

Как видно из таблицы, оценка ИКК будет более эффективным при использовании симу-ляционных методов активного обучения, в основе которых лежит кейс-технология, имитационное и имитационно-игровое моделирование, воссоздающее предметное, социокультурное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Наибольшее распространение в иноязычной практике для оценки уровня сформирован-ности лингвистической, социолингвистической, дискурсивной и социальной компетенций получил кейс-метод, или метод конкретных ситуаций. Кейс - реальные события в определённой сфере деятельности, которые используются для организации дискуссии в учебной аудитории. Использование кейсового метода способствует созданию языковой среды и формирует потребность в использовании иностранного языка как средства общения.

Для оценки уровня сформированности социокультурной составляющей целесообразно использование веб-квеста. Веб-квест - один из видов проектной деятельности (веб-квест досл. с англ. «поиск в сети интернет») - это деятель-ностно ориентированная проектная модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу в сети Интернет. Так, в рамках проекта «Учитель цифрового века» студентами Читинского педагогического колледжа создан образовательный веб-квест: «Алханай - памятник буддийской культуры».

Цель проекта - совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, готовых использовать в своей будущей

педагогической деятельности современные информационные технологии. Реализация проекта осуществлялась поэтапно. Основной этап проекта включал изучение следующих технологий: VOKI; создания учебных интернет-ресурсов Hotlist, Treasure Hunt, Multimedia Srapbook, создания веб-квеста; технологии создания компьютерных тестов при обучении иностранному языку на примере тестера ADSoft Tester, создания интерактивных упражнений на основе программы HotPotatoes, озвучивание мультфильмов на английском языке. Были обозначены прогнозируемые результаты проекта: публикация VOKI; публикация учебных ресурсов в Интернете; публикация озвученных мультфильмов; публикация веб-квеста Алханай - памятник буддийской культуры. Оценка сформированности основных компонентов ИКК осуществлялась на этапе презентации продуктов проекта.

Одним из наиболее ярких инновационных методов оценки сформированности стратегической составляющей ИКК является технология «открытое пространство» (разработана в середине 80-х гг. прошлого века Х. Оуэном). Технология «открытое пространство» - это форма работы с группами, члены которых объединены общими интересами. Изначально технология создана для того, чтобы создать возможность участникам деловых игр обсудить проблемы, проверить актуальность происходящего, определить стратегическое решение поставленных задач. Использование данной технологии целесообразно для проведения конференций, семинаров, деловых встреч. Технология

OpenSpace позволяет не только оценить сфор-мированность стратегической составляющей ИКК. Учебные дискуссии в формате OpenSpace способствуют формированию навыков межличностного общения на иностранном языке, умения выслушивать различные точки зрения и отстаивать свою, умения работать в команде, навыков публичной речи.

В идеальном случае инструмент оценки должен представлять собой показательную работу в реальных или модельных условиях (на учебной/производственной практике, в школе, детском саду, в детском центре, языковой студии, мастерской ОУ (ресурсного центра), организации, предприятия и т. п.). Согласно В. И. Блинову наилучшим вариантом оценки компетенций является дихотомическая оценка - «освоен/не освоен», «зачтено/не зачтено». Однако на сегодняшний день отсутствуют до-

статочные нормативные основания для такой оценки [4].

Таким образом, использование инновационных методов оценки сформированности ИКК не только обеспечивает установление соответствия уровня сформированности ИКК обучающегося требованиям образовательного стандарта, но и способствует её дальнейшему развитию у студентов: совершенствованию ау-дитивных навыков, навыков и умений чтения, письменной речи, пополнению словарного и культуроведческого запаса (речевой этикет, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка). Заимствование инструментов оценки компетенций из практики профессиональной среды позволит выстроить диалог между работодателями и учебными заведениями и будет способствовать сотрудничеству учреждений профессионального образования с представителями рынка труда.

Список литературы

1. Авдеев П. Б., Никитина Л. Г, Старостина С. Е., Дугарова Д. Ц. Оценка результатов подготовки специалистов в области горного дела с применением модульных профессиональных программ // Горный журнал. 2014. № 12. С.110-114.

2. Белобородова Н. С., Черникова Т. А. Профессиональное саморазвитие будущих педагогов в контексте традиционного и компетентностно-дея-тельностного подходов к обучению // Пермский пед. журнал. 2014. № 6. С. 5-11.

3. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Концепция и методика разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний. М.: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. 64 с.

4. Блинов В. И. Квалиметрический подход в образовании // Образование и наука. 2012. № 10. С. 48.

5. Зарубин Л. А., Громова Л. А. Компетентност-ный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.С. 18.

6. Сафонова Е. И. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения. М.: Изд-во РГГУ, 2013. 75 с.

7. Сластёнин В. А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 368 с.

8. Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: отечественный и зарубежный опыт // Гуманитарный вектор. 2015. № 1(41). С. 83-87.

9. Федотова А. Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированно-сти компетенции // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 6(53). С. 117-124.

References

1. Avdeev P. B., Nikitina L. G., Starostina S. E., Dugarova D. Ts. Otsenka rezul'tatov podgotovki spetsialistov v oblasti gornogo dela s primeneniem modul'nykh professional'nykh programm // Gornyi zhurnal. 2014. № 12. S.110-114.

2. Beloborodova N. S., Chernikova T. A. Profes-sional'noe samorazvitie budushchikh pedagogov v kontekste traditsionnogo i kompetentnostno-deyatel'nostnogo podkhodov k obucheniyu // Permskii ped. zhurnal.2014. № 6. S. 5-11.

3. Blinov V. I., Batrova O. F., Esenina E. Yu., Faktorovich A. A. Kontseptsiya i metodika razrabotki otsenochnykh sredstv dlya provedeniya kvalifikatsionnykh ispytanii. M.: AVANGLION-PRINT, 2013. 64 s.

4. Blinov V. I. Kvalimetricheskii podkhod v obrazovanii // Obrazovanie i nauka. 2012. № 10. S. 48.

5. Zarubin L. A., Gromova L. A. Kompetentnostnyi podkhod v podgotovke kadrov v oblasti gumanitarnykh tekhnologii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007.S. 18.

6. Safonova E. I. Rekomendatsii po proektirovaniyu i ispol'zovaniyu otsenochnykh sredstv pri realizatsii osnovnoi obrazovatel'noi programmy vysshego professional'nogo obrazovaniya novogo pokoleniya. M.: Izd-vo RGGU, 2013. 75 s.

7. Slastenin V. A. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii. M.: Akademiya, 2004. 368 s.

8. Tayurskaya N. P. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentsiya: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt // Gumanitarnyi vektor. 2015. № 1(41). S. 83-87.

9.Fedotova A. D. Sistema otsenochnykh sredstv kak instrument podtverzhdeniya sformirovannosti kompetentsii // Uchenye zapiski ZabGU. 2013. № 6(53). S. 117-124.

10. Черепанова Л. В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 6(53). С. 36-44.

Источники

11. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Cherepanova L. V. K probleme otsenivaniya rezul'tatov podgotovki bakalavrov i magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v kompetentnostnoi paradigme // Uchenye zapiski ZabGU. 2013. № 6(53). S. 36-44.

Istochniki

11. Federal'nyi zakon Rossiiskoi federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii».

Статья поступила в редакцию 30.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.