УДК 378+37.0+372.016:51*40
Егорова Ирина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры математики и методики преподавания математики, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, [email protected], Абакан
Михалкина Елена Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики преподавания математики, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, [email protected], Абакан
экспертная оценка как один из способов диагностики уровня сформированности креативной компетенции
БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя В ПРОЦЕССЕ изучения МАТЕМАТИЧЕСКИх ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования креативной компетенции педагога. Проанализированы нормативные документы и работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные феномену творчества учителя. На основании чего сделан вывод о необходимости включения креативной компетенции в структуру профессиональной компетенции педагога, а также о недостаточности разработанности вопроса формирования и оценивания данной компетенции у бакалавров педагогического образования в процессе изучения математических дисциплин. Предложены методы оценивания уровня ее сформированности (экспертная оценка, письменный контроль) у бакалавров педагогического образования в рамках изучения дисциплины «Основы математической обработки информации». Приведен фрагмент экспертного листа, описаны результаты применения названных методов оценивания в рамках экспериментального обучения по дисциплине «Основы математической обработки информации».
Ключевые слова: педагогическое образование, креативная компетенция, экспертная оценка.
Одной из основных задач, стоящих перед современной системой образования, является формирование творческой личности, готовой решать нестандартные задачи в рамках своей профессиональной деятельности. В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования форм, средств и методов обучения, направленных на развитие креативных способностей обучающихся, а также поиск способов оценивания уровня их сформированности.
Особое значение данный вопрос имеет при подготовке студентов педагогических вузов, т. к. выпускникам предстоит не только реализовывать свой творческий потенциал в рамках профессиональной деятельности, но и организовывать креативную образовательную деятельность школьников. Для этого, на наш взгляд, сам учитель должен обладать креативной компетенцией (КК).
Под креативной компетенцией будем понимать совокупность качеств личности, необходимых для осуществления деятельности, ведущей к развитию и направленной на создание нового результата в рамках профессиональной (педагогической) деятельности [6].
Отметим, что ряд исследователей (А. В. Алтунин, О. П. Нестеренко, А. Н. Петрова, Е. А. Семина, Ю. В. Сорокопуд, М. А. Шашкина, Л. В. Шкерина, И. М. Яковлева и др.) рассматривают креативность как наивысший уровень сформированности профессиональной компетенции учителя. Практика показывает, что за период обучения в вузе такого результата достигают не все бакалавры педагогического образования.
В то же время анализ нормативных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция развития образования РФ до 2020 г., Профессиональный стандарт педагога, Федеральные государственные стандарты направления подготовки «Педагогическое образование» (квалификации (степени) «бакалавр», «магистр»)) позволил сделать вывод о том, что каждый, в том числе и начинающий учитель, должен владеть данной компетенцией независимо от профиля его подготовки (не ниже базового уровня [5]). Исходя из этого считаем целесообразным говорить о креативной компетенции как
о составляющей профессиональной компетенции педагога.
Изучению феномена творчества посвящены работы отечественных и зарубежных авторов (С. Ю. Гуревич, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. М. Матюшкин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Я. А. Пономарев, Л. М. Попов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, М. В. Силантьева, А. Т. Шумилин и др.). В ряде работ рассматривается креативная компетенция учителя (И. Я. Брякова, А. Э. Ишкова, М. М. Кашапова, Л. А. Хали-лова, и др.) и возможные пути ее формирования и развития.
Признавая несомненную теоретическую и практическую значимость данных исследований, следует отметить недостаточную разработанность вопроса оценивания уровня сформированности креативной компетенции бакалавра педагогического образования.
С одной стороны, это связано с неоднозначностью трактовки понятий «компетенция» и «креативная компетенция», а также с отсутствием единой системы критериев (показателей) сформированности последней. С другой - сложность качеств личности, входящих в ее структуру, и неопределенность условий их развития и оценивания.
В современных исследованиях описаны методики, позволяющие оценить креативность как личностную характеристику индивида или продукт его деятельности. Как правило, это специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса и Медника.
Считаем, что для определения уровня сформированности креативной компетенции бакалавра педагогического образования данных методик недостаточно, т. к. они не позволяют оценить готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на создание нового результата (креативной педагогической деятельности). Таким образом, возникает необходимость поиска других способов диагностики уровня сформированности креативной компетенции.
Одним из таких методов является экспертная оценка. Д. А. Иванов определяет ее как особый метод экспертно-аналитической деятельности, требующий специальных знаний об объекте и предмете экспертного оценивания, а также профессиональных
умений (проектировать, анализировать, контролировать, управлять и т. д.). Результатом оценивания является представление мотивированного заключения [4]. В случае оценивания креативной компетенции бакалавра педагогического образования целью экспертной оценки является интуитивно-логический анализ проявления критериев ее сформированности с последующей количественной оценкой и формальной обработкой результатов.
Считаем, что при обучении математическим дисциплинам (например, «Основам математической обработки информации», являющейся обязательной к изучению для всех профилей подготовки бакалавров педагогического образования) данный метод особенно актуален. Их освоение, как правило, предполагается в 1-3-м семестрах, где не представляется возможным использование иных средств диагностирования уровня сформи-рованности КК (исследовательские проекты, отчеты педагогических практик, курсовые и выпускные работы и т. д.).
Находим целесообразным приглашать в качестве экспертов преподавателей, работающих с экспериментальной академической группой не менее одного семестра и имеющих степень кандидата (или доктора) педагогических наук. При организации занятий не последнюю роль играет систематическое использование педагогом форм и методов обучения, благоприятных для осуществления студентами креативной деятельности: кейс-метод, мозговой штурм, деловые игры, проектное обучение, проблемные задачи и т. д. [2].
На наш взгляд, преподаватели дисциплин профессионального блока, руководители педагогических практик, курсовых работ, научно-исследовательских работ студентов более других заинтересованы в том, чтобы выступить в качестве эксперта, т. к. им предстоит продолжить работу по формированию профессиональной компетенции студентов (и ее составляющей - креативной компетенции) на последующих курсах обучения.
Экспертная оценка может быть устной (интервью) или письменной (анкетирование). Устная оценка, в совокупности с результатами входной психологической диагностики, поможет составить первичное впечатление о студентах экспериментальной
и контрольной групп. Для получения каких-либо количественных результатов, позволяющих сделать выводы о сформированности креативной компетенции обучающихся, целесообразно использовать письменную форму экспертной оценки.
Для этого необходимо разработать опросный лист для преподавателей. Он должен соответствовать структуре креативной компетенции, а также отражать показатели ее сформированности.
Нами разработан экспертный лист, вклю-
фрагмент экспертного листа оценки у
чающий 12 вопросов, соотнесенных с компонентами креативной компетенции бакалавра педагогического образования: когнитивный (1 вопрос); мотивационный (2 вопроса); де-ятельностный (8 вопросов); рефлексивный (1 вопрос). Большее количество вопросов, относящихся к деятельностному компоненту, связано с тем, что креативная компетенция, как и любая составляющая профессиональной компетенции, формируется и проявляется именно в деятельности. Фрагмент экспертного листа представлен в таблице.
Таблица
®ня сформированности КК бакалавра
№ Показатели Критерии оценки Оценка эксперты
Когнитивный компонент КК
1 Демонстрирует наличие знаний о творческих задачах и проектах, креативных методах решения предметных задач в рамках освоения преподаваемой дисциплины - нет (0 баллов); - только после комментария преподавателя и постановки конкретного вопроса о существовании нестандартных методов решения задачи (1 балл); - только в процессе групповой работы или после группового обсуждения способов решения предметной задачи (2 балла); - да, в том числе в рамках самостоятельной работы (3 балла)
Мотивационный компонент КК
2 Проявляет интерес к осуществлению креативной деятельности в рамках решения предметных задач - нет (0 баллов); - да, выполняет несложные творческие задания (1 балл); - да, нерегулярно, но участвует в разработке и реализации творческих проектов (2 балла); - да, креативно подходит к решению предметных задач, проявляет инициативу в разработке или поиске нестандартных задач и способов их решения в рамках изучения той или иной темы (3 балла)
Деятельностный компонент КК
3 Перенос знаний и умений в новую (нестандартную) ситуацию - не осуществляет перенос знаний в новую ситуацию (0 баллов); - только по указанию преподавателя (1 балл); - самостоятельно переносит полученные знания по предмету в новую, но смежную ситуацию (2 балла); - самостоятельно осуществляет перенос знаний и умений в новую ситуацию (3 балла)
Рефлексивный компонент КК
4 Рефлексия (проявление креативности в своей деятельности) - не осуществляет (0 баллов); - проводит рефлексию только после прямого указания преподавателя (1 балл); - осуществляет рефлексию в группе (2 балла); - осуществляет рефлексию самостоятельно на каждом этапе творческой деятельности (3 балла)
Отметим, что опросный лист должен содержать критерии оценивания и их расшифровку, понятную эксперту (табл., столбец 3). При этом указанные в скобках баллы отражают уровни сформированности креативной компетенции бакалавров педагогического образования: базовый, пороговый, продвинутый.
Суммирование баллов, проставленных экспертом, позволит сделать вывод об уровне сформированности креативной компетенции студента в целом: 0-12 - пороговый; 13-24 - базовый; 25-36 - продвинутый.
После заполнения экспертных листов на одного и того же студента несколькими преподавателями находится среднее арифметическое набранных им баллов и определяется уровень сформированности креативной компетенции обучающегося по приведенной выше шкале.
В рамках проводимого исследования нами было осуществлено экспериментальное обучение по дисциплине «Основы математической обработке информации» бакалавров педагогического образования (профили «Математика», «Физика»). С целью выявления уровня сформированности креативной компетенции нами были использованы методы экспертной оценки и письменного контроля (контрольная работа).
Итоговая контрольная работа состояла из заданий, к каждому из которых сформулирован ряд вопросов, позволяющих набрать от 0 до 3 баллов по шкале оценивания креативной компетенций: 1 - пороговый уровень, 2 - базовый, 3 - продвинутый [5]. Для определения уровня сформированно-сти креативной компетенции вычислялся средний балл обучающегося. Были получены следующие результаты: пороговый уровень - 25 %; базовый уровень - 69 %; продвинутый - 6 %.
В экспертной оценке принимали участие три преподавателя математических дисциплин («Математический анализ», «Алгебра», «Теория чисел») и два преподавателя профессиональных дисциплин («Педагогика», «Психология»).
Чтобы установить согласованность экспертной оценки и письменного контроля, мы проанализировали полученные с их помощью эмпирические данные на начало и конец второго этапа формирующего эксперимента. С помощью х2-критерия нами была проверена гипотеза об отсутствии статистически значимых различий во мнениях экспертов и результатах выполнения контрольной работы. В результате статистической обработки эмпирических данных выдвинутая гипотеза была подтверждена.
Библиографический список
1. Блинов В. И., Батрова О. Ф, Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Концепция оценивания квалификаций // Образование и наука. - 2012. -№ 10. - С. 46-67.
2. Егорова И. С., Михалкина Е. А. Организация креативной образовательной среды на примере обучения дисциплине «Основы математической обработки информации» // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2015. - Вып. 3. - С. 119-129.
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценивание креативности мышления в контексте ком-петентностного подхода к трактовке качества результатов образования // Креативная экономика. - 2009. - № 2 (26). - С. 51-57.
4. Иванов Д. А. Экспертиза в образова-
нии: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 329 с.
5. Основы математической обработки информации: учебно-методический комплекс по дисциплине / сост. И. С. Егорова, Е. А. Михалкина. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2015. - 96 с.
6. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
7. Guilford J. P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo. - N. Y. Bearly Limited, 2008. - P. 19-86.
8. Fromm E. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation. Ed. Harold H. Anderson. - New York: Harperand Row, 1959. - 344 p.
Поступила в редакцию 22.12.2015
_VOCATIONAL TRAINING_
Egorova Irina Sergeevna
Senior lecturer of the Department of Mathematics and Mathematics Teaching Methods, Katanov Khakas State University, [email protected], Abakan
Mikhalkina Elena Aleksandrovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of Mathematics and Mathematics Teaching Methods, Katanov Khakas State University, [email protected], Abakan
EXPERT EVALUATION AS ONE OF WAYS OF DIAGNOSTICS OF LEVEL OF FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE THE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION in the process of studying mathematical DISCIPLINES
Abstract. In the article the urgency of the problem of formation of the creative competence of the teacher. Analyzed the regulations and operation of domestic and foreign scholars on the phenomenon of teacher creativity. Based on what the conclusion about the need to activate the creative competence in the structure of professional competence of the teacher, as well as the insufficient development of the formation and evaluation of the competence of undergraduate teacher education in the process of learning mathematical disciplines. Methods for estimating the level of formation of its (peer review, writing control) at the undergraduate teacher education in the framework of the discipline "Fundamentals of mathematical data processing". A fragment of the expert sheet describes the results of using these evaluation methods as part of experiential learning "based on mathematical processing of the information".
Keywords: teacher education, creative competence, expert evaluation.
References
1. Blinov, V. I., Batova, O. F., Esenina, E. Yu., Faktorovich, A. A., 2012. Kontseptsija otcenivani-ja kvalifikatcij [The Concept of qualification]. Obrazovaniye i nauka [Education and science], 10, pp. 46-67 (in Russ., abstr. in Eng.).
2. Egorova, I. S., Mikhalkina, E. A., 2015. Or-ganizatcija kreativnoj obrazovatelnoj sredy na prim-ere obuchenija distsipline "Osnovy matematicheskoj obrabotki informatsii" [Organization of creative educational environment on the example of teaching the subject "Fundamentals of mathematical information processing"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk state pedagogical University], 3, pp. 119-129 (in Russ., abstr. in Eng.).
3. Zvonnikov, V. I., Chelyshkova, M. B., 2009. Otcenivanije kreativnosti myshlenija v kontekste kompetentnostnogo podhoda k traktovke kachestva rezul'tatov obrazovanija [Evaluation of creative thinking in the context of the competence approach to the interpretation of the quality of educational outcomes].
Kreativnaya yekonomika [Journal of Creative economy], 2 (26), pp. 51-57 (in Russ., abstr. in Eng.).
4. Ivanov, D. A., 2008. Yekspertiza v obrazova-nii [Examination in education]. Moscow: Academy, 329 p. (in Russ).
5. Egorova, I. S., Mikhalkina, E. A., 2015. Osnovy matematicheskoj obrabotki informatsii [Mathematical foundations of information processing]. Abakan: Katanov Khakas State University Publishing, 96 p. (in Russ).
6. Khutorskaya, A. V., 2003. Didakticheskaya yevristika. Teoriya i tehnologyja kreativnogo obu-cheniya [Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning]. Moscow: MSU Publ., 416 p. (in Russ).
7. Guilford, J. P., 2008. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo. N. Y. Bearly Limited, pp.19-86.
8. Fromm, E., 1959. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation. Ed. Harold H. Anderson. New York: Harperand Row, 344 p.
Submitted 22.12.2015