Научная статья на тему 'Формирование креативной компетенции бакалавров направления подготовки Педагогическое образование в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»'

Формирование креативной компетенции бакалавров направления подготовки Педагогическое образование в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / PEDAGOGICAL CREATIVITY / CREATIVE COMPETENCE / MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ирина Сергеевна, Михалкина Елена Александровна

В статье обсуждаются цели современного математического образования. Обосновывается необходимость включения креативной компетенции в структуру профессиональной компетенции педагога. Впервые выявляются возможности содержания дисциплины «Основы математической обработки информации» в процессе формирования креативной компетенции бакалавров направления подготовки Педагогическое образование. Соотносятся компоненты креативной компетенции и результатов освоения данной дисциплины. Приводятся примеры задач, способствующих формированию креативной компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Ирина Сергеевна, Михалкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF BACHELORS MAJORING IN “TEACHER EDUCATION” WHILE STUDYING THE DISCIPLINE “FUNDAMENTALS OF MATHEMATICAL PROCESSING OF INFORMATION”

The paper describes the goals of modern mathematical education. The necessity of the inclusion of creative competence in the structure of professional competence of a teacher is proved. For the first time the opportunities of the content of the discipline “Fundamentals of mathematical processing of information” are identified in the process of the formation of creative competence of bachelors majoring in “Teacher Education”. The components of both creative competence and the results of development of this discipline are correlated. The examples of the tasks that contribute to the formation of creative competence are presented

Текст научной работы на тему «Формирование креативной компетенции бакалавров направления подготовки Педагогическое образование в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»»

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ »

FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF BACHELORS MAJORING IN "TEACHER EDUCATION'7 WHILE STUDYING THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF MATHEMATICAL PROCESSING OF INFORMATION"

И.С. Егорова, E.Ä. Михалкина i.S. Egorova, E.A. Mikhalkina

Профессиональная компетенция педагога, педагогическое творчество, креативная компетенция, математическое моделирование.

В статье обсуждаются цели современного математического образования. Обосновывается необходимость включения креативной компетенции в структуру профессиональной компетенции педагога. Впервые выявляются возможности содержания дисциплины «Основы математической обработки информации» в процессе формирования креативной компетенции бакалавров направления подготовки Педагогическое образование. Соотносятся компоненты креативной компетенции и результатов освоения данной дисциплины. Приводятся примеры задач, способствующих формированию креативной компетенции.

Professional competence of a teacher, pedagogical creativity, creative competence, mathematical modeling. The paper describes the goals of modern mathematical education. The necessity of the inclusion of creative competence in the structure of professional competence of a teacher is proved. For the first time the opportunities of the content of the discipline "Fundamentals of mathematical processing of information" are identified in the process of the formation of creative competence of bachelors majoring in "Teacher Education". The components of both creative competence and the results of development of this discipline are correlated. The examples of the tasks that contribute to the formation of creative competence are presented.

Одними из главных задач политики Российской Федерации на ближайшие годы являются формирование всеобщей математической грамотности, развитие креативных способностей учащихся, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Изменения социального заказа в области математического образования неизбежно влекут за собой и изменение роли учителя в процессе обучения математике подрастающего поколения. Перед ним встает непростая задача -мотивировать ученика на изучение одного из самых сложных предметов, сформировать математическую компетенцию у ученика через активное включение последнего в разнообразные формы математической деятельности, то есть профес-

сиональная деятельность учителя-предметника на сегодняшний день неразрывно связана с педагогическим творчеством и креативной деятельностью, а значит, с формированием у него креативной компетенции (КК).

Под КК педагога будем понимать совокупность знаний, умений, способов деятельности, порождающей готовность личности к осуществлению креативной деятельности в рамках профессиональной (педагогической) деятельности [Егорова, Михалков, 20136, с. 333-338].

Следуя A.B. Хуторскому, Л.В Шкериной и др., в структуре КК будем различать 4 компонента -когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный. Выделение составляющих каждого из перечисленных компонентов на уровне уме-

ний и качеств личности, критериев их сформированное™ позволило провести сопоставление с перечнем компетенций ФГОС по данному направлению (табл. 1). Последнее подтверждает обосно-

ванность включения КК в структуру профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования вне зависимости от образовательного профиля.

Таблица 1

Соотнесение компонентов КК педагога и ФГОС по дисциплине «Основы математической обработки информации»

№ п/п

ас ь;

I—

х

ф

X

о

о

Умение, качества личности

Критерии сформированное™

Компетенции ФГОС ВПО по направлению подготовки Педагогическое образование

Умение использовать предметные знания для осуществления креативной образовательной деятельности, проявление таких качеств, как беглость, оригинальность мышления

о ¡с

1) Понимание роли и значения творческой педагогической деятельности;

2) знания о творческих задачах, проектах, программах, креативных и интерактивных методах обучения;

3) ответственность за осуществление заданий;

4) наличие таких качеств креативной личности, как беглость, оригинальность мышления, мобильность, независимость, экспрезентность, эври-стичность и др.;

5) осуществление рефлексии педагогической деятельности

- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели

и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)_

Наличие системы мотивов, лежащих в основе положительного отношения к творческой деятельности, потребность в творческом взаимодействии с задачей и стремление передать эту потребность ученику, развитого воображения и склонности к риску

1) Наличие интереса к проявлению креативности в ходе педагогической деятельности;

2) участие в творческой деятельности;

3) активность в саморазвитии, формировании развитого воображения и склонности к риску

- Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы и средства получения, хранения и переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8)

- обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

и О х

л ^

ф

I-

ос ф

ч:

Совокупность таких специальных качеств, как умение формулировать проблему, креативно подойти к ее решению; владение методиками развития творческих способностей учеников через предметные знания; умение творчески использовать накопленный опыт

1) Постановка задачи, выделение новой проблемы в традиционной педагогической ситуации;

2) умение планировать деятельность;

3) осуществление сбора и анализа информации;

4) осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

5) умение оторваться от логического рассмотрения фактов их в более широком плане, увидеть новое;

6) творческий подход в выборе технологий и методов деятельности

- Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способность использовать

в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13)

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

4 Рефлексивный Объективная оценка своих креативных качеств, рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе выполнения учащимися заданий, направленных на формирование креативности 1) Умение формулировать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения; 2) рефлексия по поводу проявления креативности в собственной педагогической деятельности; 3) рефлексия по поводу своих знаний и их применения в ходе решения профессиональных задач; 4) рефлексия по поводу своей роли учителя Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

Перечисленные умения и качества личности, характеризующие тот или иной компонент К К, позволяют сделать вывод о тесной связи творческих процессов в профессиональной деятельности педагога и процессов социально-педагогического моделирования.

В данной работе под социально-педагогичес-ким моделированием будем понимать отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели). Для проведения модельного исследования педагог должен уметь использовать предметные знания в новой области (нестандартной ситуации), выявлять суть проблемы, формулировать ее, выявлять ключевые характеристики объекта, креативно подходить к созданию модели, проводить анализ полученных в ходе

моделирования результатов, интерпретировать их на реальный объект [Русаков, 2004, с. 117-118].

Анализ содержания дисциплин, определенных ФГОС для всех образовательных профилей направления подготовки Педагогическое образование, показал целесообразность формирования КК будущего учителя средствами социально-педагогического моделирования в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации». Результатом её изучения выступает набор формируемых у студентов компетенций: ОК-1, 2, 4, 7, 8; ПК-3, 13; ОПК-1 - как составляющих КК педагога (см. табл. 1).

Соотнесем компоненты КК и результаты освоения дисциплины «Основы математической обработки информации» бакалаврами направления подготовки Педагогическое образование (табл. 2).

Таблица 2

Результаты освоения дисциплины «Основы математической обработки информации»

№ п/п Компонент КК В результате изучения дисциплины студент должен

знать уметь владеть

1 2 3 4 5

1 Когнитивный Основные математические понятия и методы решения базовых математических задач, рассматриваемых в рамках дисциплины Осуществлять перевод информации с языка, характерного для предметной области, на математический язык Содержательной интерпретацией и адаптацией математических знаний для решения образовательных задач в соответствующей профессиональной области

2 Мотивационный Роль и возможности математической обработки информации в современной педагогике и методике обучения математике Определять целесообразность применения какого-либо метода математического моделирования Основными способами адаптации возможностей математической обработки информации к решению конкретной педагогической задачи

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

3 Деятельностный Основные способы представления информации с использованием математических средств; этапы метода математического моделирования; возможности средств моделирования в педагогической деятельности Формулировать проблему, креативно подойти к ее решению; осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной задачи; использовать метод математического моделирования при решении практических задач Основными методами решения задач, относящихся к дискретной математике, и простейших задач на использование метода математического моделирования в профессиональной деятельности; методиками развития творческих способностей (как собственных, так и учеников) через предметные знания

4 Рефлексивный Способы математического оценивания результатов собственной педагогической и творческой деятельности Использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных при проведении педагогических исследований в процессе обучения Владение методами интерпретации количественных данных педагогических исследований

Таким образом, у будущих педагогов любого образовательного профиля формируется креативная компетенция, повышается общий уровень математической грамотности, т. е. формируется и математическая компетенция.

Считаем, что достижению заявленных результатов будет способствовать использование в обучении специальной системы заданий, которая включает следующие типы задач.

1. Задачи на составление модели знаний, направленные на формирование и развитие когнитивного и мотивационного компонентов ИИ педагога.

Примеры: а) изучите ФГОС по направлению подготовки Педагогическое образование, учебный план данного направления, требования к составлению рабочих программ (РП) дисциплин. Ответьте на вопросы:

- какие компоненты входят в структуру РП?

- что является образовательным результатом согласно ФГОС?

- какие формы и методы обучения рекомендуется использовать при разработке РП с учетом требований ФГОС?

б) проанализируйте РП произвольной дисциплины естественнонаучного цикла, составленную в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000-2004 годов (см. Образовательный портал ХГУ: edu.khsu.ru), и выделите результаты образовательной деятельности студентов и переформулируйте их таким образом, чтобы они отвечали требованиям ФГОС.

2. Задачи на составление модели передачи знаний (учебного процесса) предполагают социально-педагогическое проектирование, математическое

описание психолого-педагогических объектов, игровые модели обучения, моделирование дистанционного обучения, моделирование инновационной деятельности, моделирование образовательной среды и т. д. Такие задания способствуют формированию де-ятельностного компонента.

Пример. В начале учебного года учителю, работающему первый год, предстоит познакомиться с ученическим коллективом 5а класса. В планы учителя входит организация творческого коллектива по математике, но для этого необходимо провести среди учащихся небольшое исследование по трем признакам;

- как много детей обучалось в начальной школе по программе развивающего обучения?

- кто из учеников имеет склонности к изучению математики?

- кто из детей хотел бы заниматься дополнительно (во внеурочное время) учебно-исследовательской деятельностью по математике?

Предложите варианты решения данной задачи с использованием множеств, а также проиллюстрируйте результаты с помощью диаграмм Эйлера.

При решении данной задачи студент демонстрирует знания элементов теории множеств, умение переводить задачу на математический язык, а также владение содержательной интерпретацией математической задачи для решения педагогической задачи. Таким образом, задача способствует формированию когнитивного компонента КК бакалавра педагогического образования.

3. Задачи на обработку результатов педагогического эксперимента, психолого-педагогического

прогнозирования, входного, промежуточного и итогового контроля и т. д. (статистические и регрессионные модели) способствуют формированию деятель-ностного и рефлексивного компонентов КК.

Пример. Центр мониторинга и оценки качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования предоставил следующую информацию: при выполнении заданий ЕГЭ по математике в 2011 году с частью В справились 67,79 % учащихся, с частью С - 7,28 %; в 2012 году - 62,07 и 4,99 % соответственно; в 2013 году - 71,81 и 9,5 % [Анализ..., 2013, с. 27]. Представьте данные в табличной форме. Предложите несколько вариантов графической интерпретации (гистограмма, круговая и точечная диаграммы) ответов на вопросы:

- как изменился процент выполнения участниками заданий базового уровня (часть В)?

- в какую сторону произошло смещение результатов ЕГЭ по математике 2013 года по Томской области относительно 2011 года?

О чем свидетельствуют данные результаты? Предложите свое объяснение данной динамики результатов ЕГЭ по математике в Томской области.

Для решения данной задачи студенту будет необходимо:

1. Продемонстрировать умение считывания информации, представленной в различной форме (текстовая, графическая, табличная).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Показать знание основ математической статистики

3. Использовать методы статистической обработки информации, а также ее табличной и графической интерпретации.

4. Осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Таким образом, выполнение данного задания действительно будет способствовать формированию деятельностного и рефлексивного компонентов КК.

Учитывая требования современного образования к будущему педагогу, считаем обоснованным включение в структуру профессиональной компетенции креативной составляющей. Процесс ее формирования должен осуществляться начиная с первого года обучения в вузе при изучении всех дисциплин учебного плана направления подготовки Педагогическое образование. Так, при обучении дисциплине «Основы математической обработки информации» имеются все условия для формирования КК будущих педаго-

гов. Однако для его систематизации необходимо разработать специальную систему заданий, что является

задачей нашего исследования на данном этапе

Библиографический описок

1. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ - 2013 по русскому языку, математике, физике, химии, информатике, биологии, истории, географии, иностранным языкам, обществознанию, литературе в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации / под общ. ред. П.И. Горлова. Томск, 2013. 274 с.

2. Егорова И.С., Михалкина Е.А. Профессиональный стандарт педагога - 2013 и система высшего профессионального образования //Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы между-нар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013а. С. 151-153.

3. Егорова И.С., Михалкина Е.А. Роль креативной компетенции в профессиональной деятельности учителя математики // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Киров: Радуга-ПРЕСС, 20136. Вып. 15.

4. Концепция математического образования. URL: http://edu.rin.ru/cgibin/article.pl?ids=2&id=392

5. Русаков C.B. Математико-статистические модели социально-педагогических систем, информационное и компьютерное моделирование о некоторых задачах математического моделирования педагогических систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы Региональной науч.-практич. конф. / гл. ред. А.К. Колесников; отв. ред. И.П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. 298 с.

6. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование, квалификация «бакалавр». URL: http://standart.edu.ru/

7. Шкерина Л.В, Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование креативной компетентностно-ориентированной образовательной среды подготовки бакалавра - будущего учителя математики: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 368 с.

8. Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра - будущего учителя математики // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 2. С. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.