Библиографический список
1. Кудряшов О.Л. Ритм образа. Создание актерского образа: теоретические основы. Составители и ответственные редакторы H.A. Зверева, Д.Г. Ливнев. Москва, 2008.
2. Бонди С.М. О ритме. Контекст. Москва, 1974.
3. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург, 2013.
4. Тагор Р. Религия художника. Восточный альманах. 1961; 4.
5. Моль А. Теория импровизации и эстетическое восприятие. Москва, 1966.
6. Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. Москва, 1993.
7. Варпаховский Л.В. Наблюдения. Aнализ. Опыт. Москва, 1978.
8. Захаров М. Режиссура зигзагов и монтаж экстремальных ситуаций. Мастерство режиссёра. I-V курсы. Москва, 2007.
9. Симонов П.В. Что такое эмоция? Москва, 1966.
References
1. Kudryashov O.L. Ritm obraza. Sozdanie akterskogo obraza: teoreticheskie osnovy. Sostaviteli i otvetstvennye redaktory N.A. Zvereva, D.G. Livnev. Moskva, 2008.
2. Bondi S.M. O ritme. Kontekst. Moskva, 1974.
3. Holopova V.N. Formy muzykal'nyh proizvedenij. Sankt-Peterburg, 2013.
4. Tagor R. Religiya hudozhnika. Vostochnyj al'manah. 1961; 4.
5. Mol' A. Teoriya improvizacii i 'esteticheskoe vospriyatie. Moskva, 1966.
6. 'Efros A.V. Repeticiya - lyubov'moya. Moskva, 1993.
7. Varpahovskij L.V. Nablyudeniya. Analiz. Opyt. Moskva, 1978.
8. Zaharov M. Rezhissura zigzagovi montazh 'ekstremal'nyh situacij. Masterstvo rezhissera. I-V kursy. Moskva, 2007.
9. Simonov P.V. Chto takoe 'emociya? Moskva, 1966.
Статья поступила в редакцию 02.06.17
УДК 378.1.048.2
Dolgova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Alkova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected] Chistyakova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Lebedev S.A., teacher, Gorno-Altaisk State Polytechnical College n.a. M.Z. Gnezdilov (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE RESEARCH WORK WHEN USING MOODLE E-LEARNING MANAGEMENT SYSTEM. The paper considers the problem of developing the informational and communicative competence of students in research work by means of using Moodle E-Learning Management System Moodle in the educational process of Gorno-Altaisk State University. The authors have made an attempt to generalize the accumulated statistical and empirical material on the formation of the informational and communicative competence of students in the research work, which is obtained in the process of teaching a special course "Methodology of Students' Independent Research Work". As the conclusion the researchers state that the instruction of students with the help of educational tools, described in this paper, raises the degree of the development of the informational and communicative competence of students in their research work.
Key words: informational and communicative competence of students, Moodle e-learning management system, research activity, higher education.
Н.В. Долгова, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
Л.А. Алькова, канд. пед. наук, начальник отдела телекоммуникаций и веб-технологий Управления информатизации Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
B.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
C.А. Лебедева, преп. Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа имени М.З. Гнездилова, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В НИД
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-1604007
В статье рассматривается проблема формирования ИКТ-компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности при использовании системы дистанционного обучения Moodle в образовательном процессе Горно-Алтайского государственного университета. Авторами предприняты попытки обобщить накопленный статистический и эмпирический материал по формированию ИКТ-компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности, полученный в процессе преподавания спецкурса «Методология самостоятельной научной работы студентов». Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов с помощью педагогических средств, описанных в статье, повышает уровень сформи-рованности ИКТ-компетентности студентов в нИд.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность студентов, система дистанционного обучения Moodle, научно-исследовательская деятельность, высшее образование.
В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России выдвигаются принципиально новые требования к содержанию системы образования. Изменение миссии человека диктует новые требования к личности молодого члена общества, к его профессиональной подготовке.
Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки научно-исследовательской деятельности, способной к созданию новых технологий, соответствующих мировым стандартам.
Реагируя на запросы общества, система высшего образования выдвигает на первое место в качестве своих стратегических целей подготовку высокообразованного специалиста, не только владеющего большим объемом необходимой информации, но и обладающего готовностью к непрерывному самообразованию. Поэтому приоритетным направлением в работе высших учебных заведений сегодня является такая организация образовательного процесса, где каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является развитие у студентов способов получения и переработки информации путем ведения научно-исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода, реализацию которого невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов решения поставленных задач. Широкий выбор тех или иных ИКТ позволяет использовать в образовательном процессе вуза различные доступные технологии. Это могут быть системы дистанционного обучения; академические и профессиональные социальные сети [1; 2]; технология веб-квеста и многое другое.
Система дистанционного обучения - это программный продукт, обеспечивающий взаимодействие обучающегося с преподавателем на расстоянии средствами телекоммуникаций, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). В нашем исследовании для формирования ИКТ-компе-тентности студентов при ведении научно-исследовательской деятельности (НИД) использовалась свободно-распространяемая система дистанционного обучения Moodle, которая является частью электронной информационно-образовательной среды Горно-Алтайского государственного университета [3]. Данная система при формировании ИКТ-компетентности студентов в НИД позволяет реализовать все виды занятий по дисциплине и включает в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины; средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум; средства поддержки выполнения проектов и расчетных заданий; средства контроля знаний, позволяющие студентам самостоятельно отслеживать уровень усвоения изучаемого материала; средства взаимодействия между преподавателем и обучающимися в процессе изучения дисциплины, позволяющие формировать коммуникативный компонент ИКТ-компетентности студентов; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины.
Наличие перечисленных выше компонентов позволяет реализовать в системе дистанционного обучения Moodle процесс формирования ИКТ-компетентности студентов в НИД с учетом всех требований к образовательному процессу.
Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ-компетентности студентов при ведении НИД проводилась на 1 курсе психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль Психология образования; 44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Дошкольное образование и Иностранный язык, Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности. Количество обучающихся 30 человек. При получении объективных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы использовалась самооценка сформированности уровней ИКТ-компетентности студентов в НИД по девяти критериям: аксиологический, мотива-ционный, целеполагающий, когнитивный, операционный, технологический, рефлексивный, коммуникативный [4, с. 106].
На констатирующем этапе нами осуществлен анализ нормативных документов, регламентирующих применение ИКТ-техно-логий в вузе, государственных образовательных стандартов по направлению подготовки. Целью являлось выявление состояния уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов, наличия проблемных мест. Результаты анализа подтвердили наши предположения о том, что студенты не обладают достаточными знаниями о роли ИКТ-технологий в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа: приобретение первоначальных знаний, формирование и развитие мотивации у студентов к ИКТ в НИД, через использование социальной сети Moodle, систематизацию теоретических знаний о роли ИКТ в научно-исследовательской деятельности.
Первый этап реализовывался посредством преподавания спецкурса «Методология самостоятельной научной работы сту-
дентов», в процессе которого происходило овладение знаниями о сущности научно-исследовательской деятельности, методологических компонентов и методов исследования, логики и организации научного исследования, особенностей научного поиска, развитие мотивации и формирование навыков самообразования.
Содержательно настоящий курс был представлен теоретической и практической частями. В теоретической части курса последовательно освещались вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей и требований к ученому-исследователю и организации научного поиска. Знания, полученные при изучении спецкурса, способствовали обогащению представлений студентов о научно-исследовательской деятельности, расширению научного мировоззрения, развитию научного стиля мышления.
Мотивация студентов университета к научно-исследовательской деятельности представлялась нам первичной в цепочке процесса формирования ИКТ-компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности, так как любая деятельность должна изначально приобрести мотивирующую силу, стать личностно значимой. Мотивационный подход был сориентирован в первую очередь на формирование отношений каждого студента к своей научно-исследовательской дельности. Мотивационно-ценностное отношение к научно-исследовательской деятельности у студентов формировалось практически на каждом занятии, для этого использовались достижения в различных областях наук, личный пример ведущих преподавателей, а также достижения студентов-сокурсников. Второй этап предусматривал систематизацию и развитие теоретических знаний студентов о процессе и результатах НИД, формирование знаний по вопросам методологии и методики проведения исследований. Этап проходил при выполнении исследовательского проекта и выполнения мультимедийной презентации. Составление проекта и презентация помогали студентам наиболее полно изучать методологию и логику научного исследования, овладевать методикой работы с различными источниками информации, учила последовательности при подготовке и правильному оформлению исследовательской работы. Активно использовались разнообразные коммуникативные образовательные технологии: групповые формы занятий, рефлексивные процедуры, самооценочная деятельность. Информационно-коммуникационные технологии позволяли войти в информационное пространство и ознакомиться с научной информацией, представленной на образовательных порталах Internet. Эти приёмы работы помогали перейти от репродуктивного способа освоения научных ценностей, норм, научной информации к продуктивному, что позволяло студентам более осмысленно действовать в заданных научных ситуациях, ставить и достигать собственные цели.
Выполнение проекта предусматривало следующие этапы: оформление замысла проекта; планирование проектной деятельности; выполнение (реализация замысла) проекта; проверку и оценку результатов проектной деятельности; рефлексию; процедуру защиты проекта. Выполняя проект, студенты решали субъективно-значимую проблему, в процессе чего основное время отводилось для самостоятельной работы с различными информационными и техническими ресурсами. Процедура защиты проекта состояла в оценивании: качества доклада (полноты представления результатов работы); аргументированности выводов; объема и глубины знаний по теме исследования; культуры речи (терминологии языка); использования наглядных средств; способа демонстрации конечного проектного продукта; способности к удержанию внимания аудитории; умения отвечать на вопросы.
Целью эксперимента было проверить правильность теоретических положений, доказать эффективность применения системы дистанционного обучения Moodle в реальной практике университета для повышения уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов в нИд. Результативность подтверждалась данными самооценки уровня сформированости ИКТ-компетентности студентов в НИД. Статистический анализ полученных данных проводился в течение всех этапов формирующего эксперимента. В результате, на конец опытно-экспериментальной работы, была зафиксирована возрастающая динамика повышения уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов в НИД с 57,38 % до 76,83% (рис. 1).
Для определения достоверности результатов эксперимента использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. На основе этого критерия осуществлялась проверка выдвигаемых гипотез о статистической значимости полученных результатов. Расчет t и t . показывает, что t (5.3) > t (2.76) при p <
эмп. крит ' эмп 4 ' крит 4 / г г
0.01, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Полученное эмпирическое значение t (5,3) находится в зоне значимости.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность используемых педагогических средств. Установлены значительные изменения в уровнях сформированности ИКТ-компетентности студентов в НИД.
Рис.1. Диагностика эффективности влияния педагогических средств на уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов в НИД
Библиографический список
1. Алькова Л.А., Леушина И.С. Использование академических и профессиональных социальных сетей в Горно-Алтайском государственном университете. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Tемербекова А.А. [и др.] Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
3. Алькова Л.А., Осокин А.Е. Система Moodle как средство реализации электронной информационно-образовательной среды вуза. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; 8 (16): 58 - 59.
4. Алькова Л.А. ^итерии сформированности И^-компетентности личности посредством t-технологии. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 105 - 106.
References
1. Al'kova L.A., Leushina I.S. Ispol'zovanie akademicheskih i professional'nyh social'nyh setej v Gorno-Altajskom gosudarstvennom universi-tete. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Temerbekova A.A. [i dr.] Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
3. Al'kova L.A., Osokin A.E. Sistema Moodle kak sredstvo realizacii 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Informaciya iobra-zovanie: granicy kommunikacij. 2016; 8 (16): 58 - 59.
4. Al'kova L.A. Kriterii sformirovannosti IKT-kompetentnosti lichnosti posredstvom t-tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 105 - 106.
Статья поступила в редакцию 08.06.17
УДК 394.3::379.8
Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Plusnin A.D., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bespalova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE PHENOMENA "GAME" AND "HOLIDAY" IN PEDAGOGY OF LEISURE. In the article from the point of view of the pedagogy of leisure, the phenomena of game and holiday are considered in several aspects. On the one hand, they are treated as independent phenomena, rooted in the traditionally culture and important for modern sociocultural reality. An overview of the history of their scientific understanding is given, the authors show most well-known classifications of each phenomenon. On the other hand, the closest relationship between the game and the holiday in the leisure space is shown. It is noted that for modern consciousness the most characteristic is the identification of the holiday with leisure or free time, and it is the game that is common for both leisure and holiday. The author emphasizes the most important social and pedagogical role of the holiday, lists its main socio-cultural functions and comes to the conclusion that when the holiday is functioning in the leisure space it is important to maintain the balance of its sacral gaming start.
Key words: leisure, game, holiday, classification of holidays.
В.В. Медведенко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.Д. Плюснин, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.Н. Беспалова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНОВ «ИГРА» И «ПРАЗДНИК» В ПЕДАГОГИКЕ ДОСУГА
В статье с точки зрения педагогики досуга рассматриваются феномены игры и праздника в нескольких аспектах. С одной стороны, как самостоятельные явления, укорененные в традиционно культуре и имеющие важное значение для современной социокультурной действительности. С другой стороны, показана теснейшая взаимосвязь игры и праздника в досуговом пространстве. Автор подчеркивает важнейшую социально-педагогическую роль праздника, перечисляет его основные социально-культурные функции и приходит к выводу, что при функционировании праздника в досуговом пространстве важно сохранять равновесие его сакрального игрового начал.
Ключевые слова: досуг, игра, праздник, классификация праздников.