учителя к самосовершенствованию, самообразованию, самообучению. Только в этом случае можно согласиться с тем, что образовательно-воспитательный процесс проходит с использованием
Библиографический список
здоровьесберегающих образовательных технологий, а цель, к которой стремиться педагог, это сохранение, укрепление и преумножение здоровья учащихся.
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000; Т. 7; № 2: 21 - 28.
2. Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика. Москва, 2014.
3. Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодёжи. Москва: Медицина, 2017.
4. Безруких М.М. Физиологические основы развития и здоровья ребёнка. Москва: Институт возрастной физиологии, исследования физического здоровья школьников РАО, 2016.
5. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. Москва, 2017.
6. Паначев В.Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов. Социологические исследования. 2004; № 11: 98 - 99. References
1. Ahutina T.V. Zdorov'esberegayuschie tehnologii obucheniya: individual'no-orientirovannyj podhod. Shkola zdorov'ya. 2000; T. 7; № 2: 21 - 28.
2. Andreeva N.D. Metodicheskie i teoreticheskie osnovy formirovaniya biologicheskogo obrazovaniya na starshej stupeni obscheobrazovatel'noj shkoly. Estestvennoe obrazovanie, teoriya, metodika. Moskva, 2014.
3. Belova N.I. Paradoksy zdorovogo obraza zhizniuchaschejsya molodezhi. Moskva: Medicina, 2017.
4. Bezrukih M.M. Fiziologicheskie osnovy razvitiya i zdorov'ya rebenka. Moskva: Institut vozrastnoj fiziologii, issledovaniya fizicheskogo zdorov'ya shkol'nikov RAO, 2016.
5. Kal'yu P.I. Suschnostnaya harakteristika ponyatiya «zdorov'e» i nekotorye voprosy perestrojki zdravoohraneniya: obzornaya informaciya. Moskva, 2017.
6. Panachev V.D. Issledovanie faktorov zdorovogo obraza zhizni studentov. Sociologicheskie issledovaniya. 2004; № 11: 98 - 99.
Статья поступила в редакцию 05.02.17
УДК 378
Alkova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),
E-mail: [email protected]
CRITERIA FOR THE FORMATION OF THE ICT COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL THROUGH T-TECHNOLOGY. The article discusses the structure of the ICT competence of the individual as a set of interrelated components: cognitive, motivational, technological, communicative, reflexive. The study of the structure of the ICT competence of the person helped to develop criteria and indicators through its formation of t-technology: axiological, motivation, goal-setting, cognitive, operational, technological, reflexive, communicative. T-technology is understood as a set of information and communication technologies (distance learning, academic and professional social networks, web quest technology, etc.), used by the researcher to form the ICT competence of the individual.
Key words: ICT competence, structure ICT competency, criteria and indicators of developed levels of ICT competence.
Л.А. Алькова, канд. пед. наук, преп. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ Т-ТЕХНОЛОГИИ
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект № 16-16-04007.
В статье рассматриваются структура ИКТ-компетентности личности как совокупности взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационного, технологического, коммуникативного, рефлексивного. На основании структуры ИКТ-компетент-ности личности вырабатываются критерии и показатели её сформированности посредством t-технологии: аксиологический, мотивационный, целеполагающий, когнитивный, операционный, технологический, рефлексивный, коммуникативный. Под t-технологией понимается комплекс информационно-коммуникационных технологий (системы дистанционного обучения, академические и профессиональные социальные сети, технология веб-квеста и др.), используемых исследователем для формирования ИКТ-компетентности личности.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, структура ИКТ-компетентности, критерии и показатели сформированности ИКТ-компетентности.
В современном мире информатизация процесса образования является неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательных учреждений всех уровней. В связи с этим актуализируется вопрос формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) личности в системе непрерывного образования.
К рассмотрению ИКТ-компетентности личности используется два подхода: с одной стороны, ИКТ-компетентность понимается как компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны - как компетентность в восприятии личностью информации и оперирование информацией. В первом случае основной упор делается на использование технических средств, и процесс формирования ИКТ-компетентности сводится к формированию умения
использовать информационно-коммуникационные технологии для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Во втором случае речь идёт о способности решать задачи формирования и освоения соответствующей информационной среды и профессиональной деятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе практических способах использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Широкий выбор тех или иных информационно-коммуникационных технологий позволяет разным исследователям использовать в процессе формирования ИКТ-компетентности личности различные доступные им для работы технологии. Это могут быть системы дистанционного обучения; академические и профессиональные социальные сети [1]; технология веб-кве-
ста и другое. Для абстрагирования результатов формирования ИКТ-компетентностиотконкретныхинформационно-коммуникацион-ных технологий здесь и далее будем обозначать технологию, посредством которой формируется ИКТ-компетентность, ^техно-логией.
На основе исследований Е.Н. Бобоновой [2], А.А. Темер-бековой [3], С.В. Тришиной [4], выделим следующую структуру ИКТ-компетентности личности как совокупности взаимосвязанных компонентов:
- когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе анализа поступающей информации, ее формализации, сравнения, обобщения, синтеза с имеющимися базами знаний, разработки вариантов использования информации, генерирования и прогнозирования использования новой информации, и взаимодействия её с имеющимися базами знаний, организации хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти личности;
- мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций, на основе которых формируется мотивация формирования ИКТ-компетет-ности.
- технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационно-коммуникационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий);
- коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения;
- рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации [4, с. 16 - 17].
Библиографический список
На основании разработанной структуры ИКТ-компетент-ности личности выделим критерии и показатели её сформи-рованности.
Аксиологический критерий определяется показателями: ориентация в информационной среде; готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний; осознание ценности ^технологии.
Мотивационный критерий соотносится с показателями: мотивация на использование ^технологии; понимание значение использования ^технологии; мотивация, стремление к самообразованию в области ^технологии.
Целеполагающий критерий характеризуется показателями: целевой установкой при работе с ^технологией; потребностью в работе с ^технологией; сформированностью субъектной позиции личности в деятельности.
Когнитивный критерий соотносится с показателями: знание различных источников информации; знание форм и методов работы с с ^технологией; знание поисковых информационных систем.
Операционный критерий раскрывается посредством следующих показателей: поиск и сбор образовательной информации по работе с ^технологией; разработка творческого проекта с использованием ^технологии; владение методами анализа, синтеза и обобщения информации.
Технологический критерий раскрывается в показателях: умение представлять (презентовать) информацию, умение тех-нологизировать и оптимизировать работу с ^технологией.
Рефлексивный критерий проявляется в следующих показателях: умение проводить самоконтроль в работе с ^технологией, удовлетворенность информационной деятельностью в работе с ^технологией, рефлексия результатов процесса работы с ^тех-нологией.
Коммуникативный критерий раскрывается посредством следующих показателей: взаимодействие при работе с ^техно-логией, коммуникация и совместная деятельность при работе с ^технологией, способность к соорганизации при работе с ^тех-нологией.
Творческий критерий проявляется в показателях: коррекция информации при работе с ^технологией, осознание и критический анализ информационной деятельности при работе с ^тех-нологией, создание собственных творческих проектов с помощью ^технологии.
На основе представленной структуры ИКТ-компетентности личности разработан электронный тест в системе дистанционного обучения Moodle (http://moodle.gasu.ru), состоящий из 27 вопросов, который позволит определить уровень сформирован-ности компонентов ИКТ-компетентности личности посредством ^технологии.
1. Алькова Л.А., Леушина И.С. Использоваие академических и профессиональных социальных сетей в Горно-Алтайском государственном университете. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Бобонова Е.Н. Материалы XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn - 2009». Сборник тезисов и докладов. Москва - Санкт-Петербург, 2009. Available at: http://www.conf/conf2009/list_tez.pdf
3. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: монография. Москва, 2009.
4. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория. Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
5. Темербекова А.А. [и др.] Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
References
1. Al'kova L.A., Leushina I.S. Ispol'zovaie akademicheskih i professional'nyh social'nyh setej v Gorno-Altajskom gosudarstvennom universitete. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Bobonova E.N. Materialy XVI konferencii predstavitelej regional'nyh nauchno-obrazovatel'nyh setej «Relarn - 2009». Sbornik tezisov i dokladov. Moskva - Sankt-Peterburg, 2009. Available at: http://www.conf/conf2009/list_tez.pdf
3. Temerbekova A.A. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti uchitelya v regional'noj sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Moskva, 2009.
4. Trishina S.V. Informacionnaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya. Internet-zhurnal «'Ejdos». 2005. 10 sent. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
5. Temerbekova A.A. [i dr.] Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
Статья поступила в редакцию 09.02.17