0.01, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Полученное эмпирическое значение t (5,3) находится в зоне значимости.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность используемых педагогических средств. Установлены значительные изменения в уровнях сформированности ИКТ-компетентности студентов в НИД.
Рис.1. Диагностика эффективности влияния педагогических средств на уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов в НИД
Библиографический список
1. Алькова Л.А., Леушина И.С. Использование академических и профессиональных социальных сетей в Горно-Алтайском государственном университете. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Темербекова А.А. [и др.] Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.
3. Алькова Л.А., Осокин А.Е. Система Moodle как средство реализации электронной информационно-образовательной среды вуза. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; 8 (16): 58 - 59.
4. Алькова Л.А. Критерии сформированности ИКТ-компетентности личности посредством t-технологии. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 105 - 106.
References
1. Al'kova L.A., Leushina I.S. Ispol'zovanie akademicheskih i professional'nyh social'nyh setej v Gorno-Altajskom gosudarstvennom universi-tete. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 176 - 177.
2. Temerbekova A.A. [i dr.] Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
3. Al'kova L.A., Osokin A.E. Sistema Moodle kak sredstvo realizacii 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Informaciya iobra-zovanie: granicy kommunikacij. 2016; 8 (16): 58 - 59.
4. Al'kova L.A. Kriterii sformirovannosti IKT-kompetentnosti lichnosti posredstvom t-tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 105 - 106.
Статья поступила в редакцию 08.06.17
УДК 394.3::379.8
Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Plusnin A.D., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bespalova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE PHENOMENA "GAME" AND "HOLIDAY" IN PEDAGOGY OF LEISURE. In the article from the point of view of the pedagogy of leisure, the phenomena of game and holiday are considered in several aspects. On the one hand, they are treated as independent phenomena, rooted in the traditionally culture and important for modern sociocultural reality. An overview of the history of their scientific understanding is given, the authors show most well-known classifications of each phenomenon. On the other hand, the closest relationship between the game and the holiday in the leisure space is shown. It is noted that for modern consciousness the most characteristic is the identification of the holiday with leisure or free time, and it is the game that is common for both leisure and holiday. The author emphasizes the most important social and pedagogical role of the holiday, lists its main socio-cultural functions and comes to the conclusion that when the holiday is functioning in the leisure space it is important to maintain the balance of its sacral gaming start.
Key words: leisure, game, holiday, classification of holidays.
В.В. Медведенко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.Д. Плюснин, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.Н. Беспалова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНОВ «ИГРА» И «ПРАЗДНИК» В ПЕДАГОГИКЕ ДОСУГА
В статье с точки зрения педагогики досуга рассматриваются феномены игры и праздника в нескольких аспектах. С одной стороны, как самостоятельные явления, укорененные в традиционно культуре и имеющие важное значение для современной социокультурной действительности. С другой стороны, показана теснейшая взаимосвязь игры и праздника в досуговом пространстве. Автор подчеркивает важнейшую социально-педагогическую роль праздника, перечисляет его основные социально-культурные функции и приходит к выводу, что при функционировании праздника в досуговом пространстве важно сохранять равновесие его сакрального игрового начал.
Ключевые слова: досуг, игра, праздник, классификация праздников.
Интерес к изучению и использованию игры в ХХ веке связан с цивилизационной тенденцией стандартизации досуга, его массового потребления, что приводит к отчуждению человека от сущности культуры и своей собственной, созидательной творческой сущности. С XIX века началось научное изучение игры. Трудовая теория игры, выдвинутая В. Вундтом, развитая Г. Плехановым, объясняла происхождение игры из единственного источника - труда. Сторонниками трудовой теории игры были психологи и педагоги XIX - XX веков: А. Спенсер, М. Ла-церус, Д. Патрик, К. Гросс. Философы и культурологи ХХ века Й. Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Г. Гессе, С. Лем видели фокус игры в культуре, в общественном разуме. Игру в ХХ веке изучали крупнейшие психологи и психоаналитики З. Фрейд, Ж. Пиаже, К. Левин, В. Выготский, Д. Эльконин, рассматривая ее вначале как компенсаторную, а затем уравновешивающую активность; как школу поведения высших животных и человека; как средство снятия травматических ситуаций; средство обучения детей серьезной деятельности; средство культурной ориентации ребенка [1, с. 13-15].
Педагогический аспект исследования игры строится на учете высокой сложности, эфемерности, расплывчатости феномена игры, обусловливающего несводимость игры к категориальным противопоставлениям: добро и зло; истина и ложь; мудрость и глупость. Ценность игры, её способность развивать и воспитывать личность во многом зависят от мировоззренческих и нравственных позиций играющего и от правильной организации игры (чувства меры). Психологической основой досуга является переживание деятельности как самоценной и самоцельной. Это переживание органически связано с игровым ощущением, игровым поведением и символикой, которая пронизывает все шесть уровней досуговой деятельности. Игра, таким образом, предстает как характерный признак развитого досуга и одновременно диалектическая альтернатива труда (как серьезной рационально-продуктивной деятельности) и безделья (как потребительского существования), хотя по-своему происхождению и главным целям труд и игра родственны, поскольку выражают прогрессивную тенденцию общественного развития, противостоят застою и упадку. Если в труде, считает Э.В. Соколов, человек преобразует внешний мир, создает культуру и вместе с тем, специализируется, предстает как человек частичный, то в игре он гармонично активизирует весь спектр своих родовых и видовых потенций, т. е. игра воссоздаёт целостность бытия человека. Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности и наиболее ярко эти ориентации выражены в игре: игра - рекреация, игра - развлечение перерастает в игру - творчество, игру -обучение. Игра является квинтэссенцией досуга, поскольку она, с одной стороны, не ограничивается никаким конкретным содержанием (темой игры может быть любая деятельность), а с другой, - всегда сохраняет свою самоцельность и самоценность, т. е. неутилитарность, непродуктивность (по сравнению с трудом), мотивирована своей привлекательностью самого процесса и обусловлена внутренней необходимостью.
В рамках нашего исследования важно подчеркнуть, что игра (так же, как и досуг) амбивалентна: с одной стороны, она демонстрирует и развивает волю к победе, честность, мастерство, благородство - это моральные ресурсы личности, с другой - азарт игры разрушает личность, толкая ее на безнравственные поступки. Историко-культурологический анализ игры показывает, что игра активно существует в культуре ХХ века. Хотя фольклорно-и-гровые формы культуры в условиях урбанизации подвержены свертыванию (стагнации), но игра в городе становится явлением массового досуга: в цирках, на стадионах, в кинотеатрах, в средствах массой информации. Э.В. Соколов отмечает следующее противоречие современного развития относительно игры в культуре: с одной стороны, игра, являясь одним из компонентов досуга и его общим фоном, обеспечивает гедонизм и душевное здоровье, гармоничность развития частичного человека, с другой стороны, современная игровая культура взрослых и молодежи в её развивающе-творческих формах довольно бедна. По нашему мнению, транслируемая СМИ современная мода на игру развлекательную, коммерциализированную, акцентирующую негуманные способы соперничества не оставляет места игре творческой, гуманной, развивающей личность и культуру досуга.
Что касается праздника, то этот историко-культурный феномен изучен достаточно подробно в философской, социологической, культурологической научной традиции, включая теорию и методику социально-культурной деятельности. В этой статье нам важно обратиться к теории праздника как формы культуры
и досуговой деятельности общества, его социально-профессиональных групп. На теоретическом уровне праздник трактуется как многогранное социальное явление, отражающее жизнь человека и общества, имеющее большое значение для организации этой жизни. Исторические и теоретические аспекты праздника отражены в трудах представителей различных наук гуманитарного направления. Различные аспекты функционирования праздника в культуре рассматриваются в работах этнографов (А.Ф. Некрылова, И.М. Снегирев), искусствоведов (М.А. Некрасова), культурологов, философов культуры, социальных философов (М.М. Бахтин, Э.В. Соколов, А.И. Мазаев, Л.Н. Коган, К. Жигуль-ский, А.В. Бенифанд, Э.С. Маркарян). Особенности праздника как социально-педагогического явления исследованы в трудах Д.М. Генкина, О.Л. Орлова, А.А. Коновича и др. Праздник и празднества можно назвать важнейшими социально-культурными ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре. Праздники - это дни отдыха и веселья, но их смысл гораздо глубже. Неслучайно с давних пор праздником считался не только «нерабочий день», но и, прежде всего, день памятный - посвященный определенному событию. По определению А.И. Мазаева, праздник обозначает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает её, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни. С недавних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, создающего общечеловеческие ценности [2, с. 11-12].
История развития культуры общества наглядно свидетельствует о том, что праздник, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, всегда был и остается эффективным средством воздействия на духовный мир человека. Польский социолог К. Жигульский, отмечая историко-культурное и социально-философское значение праздника, указывает, что важная социологическая особенность праздников, заключается в том, что народ здесь имеет возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвуя в празднествах. Этот общечеловеческий принцип праздника проявляется не только в связи отношений между нациями, но и во временном аспекте, что обусловлено преемственностью, использованием ценного многовекового опыта человечества [3, с. 5-6]. Праздник, как по своему существу, так и по формам, -явление коллективистское. А.И. Арнольдов акцентирует мысль о том, что праздник, в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека, всегда и непременно - коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Вот почему праздник, как и язык, и сознание, присущ только человеку, в противоположность животным. Праздник возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, он, в свою очередь, укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества. В социально-культурной жизни народа праздник - явление всеобщее и постоянное [4, с. 58]. Важно то, что праздник является той фазой общественной жизни, в которой с особой наглядностью выявляются ее механизмы, в первую очередь - системы ценностей. Общая система ценностей составляет основу взаимопонимания между людьми, установления постоянных связей, решения конфликтов. Праздник позволяет нам одновременно рассматривать в единстве элементы культуры, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы, нынешнюю эпоху, ее тенденции, стремления и проблемы. Весьма характерная черта настоящего времени - это сосуществование различных во всех отношениях праздников, изменение старых и возникновение новых.
Факторы, обосновавшие общественную потребность в празднике, имеют постоянный характер; обобщенно говоря, это - ритмические явления жизни, изменчивость отрезков времени, как в тех случаях, когда мы имеем дело с природным циклом, так и тогда, когда речь идёт о времени человеческой жизнедеятельности, мифическом, легендарном или историческом,
действительном. Желание осознать этот ритм, почтить его и обозначить, припомнить важные моменты прошлого, стремление слиться с этим ритмом и попытки оказать на него влияние, предотвратить его возможные нарушения - вот мотивы, в силу которых люди тысячи лет отмечают праздники [3]. Праздник является специфической формой социальной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и личности. Л.Н. Коган отмечает, что праздник вместе с традициями, обычаями, обрядами и ритуалами представляет собой часть более емкого понятия «праздничная культура», которое в известном смысле шире понятия «праздник». Праздник - часть и проявление культуры. Он связан как с материальной, так и с духовной частью развития общества. Праздничная культура как часть духовной культуры включена в духовную жизнь общества [5]. Духовно-идеологический смысл праздника подчеркивает М.М Бахтин: «Празднество (всякое)... нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или - ещё более вульгарная форма объяснения - из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе, .никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности» [6, с. 14]. Таким образом, праздники соотносятся со всеми формами общественного сознания. Они аккумулируют различные формы сознания общества, передающиеся от поколения к поколению через традиции. В них закрепляется социальный опыт, накапливается социальная память людей. Это позволяет рассматривать праздники как специфическое состояние сознания. В этом качестве праздники играют большую роль в жизни общества, участвуют в формировании личности и наряду с другими социальными и духовными средствами влияют на ее сознание, способствуют удовлетворению общественных и личных потребностей. Праздники, являющиеся неотъемлемой частью праздничной культуры, могут и не входить в систему «обрядность». Это и другие соотношения гораздо лучше просматриваются при анализе категорий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал». Традиции и обычаи охватывают гораздо большие области человеческой деятельности, чем праздники и обряды. Важно и то, что в традициях сконцентрировано не только прошлое, но и современное. С точки зрения Э.С. Маркаряна, категория «культурная традиция» рассматривается как выраженный в социально-организованных стремлениях групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах. Традиция призвана синтезировать и интегрировано выражать все виды групповых, социально организованных стереотипов человеческой деятельности. Таким образом, с одной стороны, праздник - часть традиций общества, с другой - традиция связана с самим праздником, его содержанием и формой. У праздника есть праздничные традиции, своя ритуальная сторона. По мнению А.И. Мазаева, «праздник - особого типа модель реальной действительности, которая воспроизводит наиболее естественные и экзистенциальные ее моменты, переводя их на язык своих игровых правил-ритуалов и символов. С этим связано воспитательное значение праздника» [2, с. 167].
Для современного сознания наиболее характерно отождествление праздника с «досугом» или « свободным временем», но, по мнению А.И. Кравченко, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем праздника так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значительными потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать которые нет необходимости, но которые доставляют определенное удовольствие. Суть досуга состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удалённость от этого центра делает досуг
Библиографический список
«эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и празднику. Праздник, хотя его сердцевину также образует игра, не «экцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования человека. Непраздничный досуг (домашний, публичный, рекреационный и т.д.) разъединяет, праздник, напротив, соединяет, исцеляет, т. е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеческую общность. Именно поэтому праздник соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. Праздник создает и поддерживает общность. Если даже его целью становится досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность [7, с. 136]. В.Н. Гагин рассматривает праздник как праздничную культуру, наряду с культурой обрядовой, развлекательной (имевшей сословных характер: для дворянства и для народа) и игровой (также сословной) культурой. В структуру праздничной культуры автор включает: а) официальные (государственные) праздники; б) православные праздники; в) народные праздники [8]. Праздник - многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.). Это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации.
Что касается классификации современных праздников, то, по-нашему мнению, наряду с религиозными, государственными и народными, следует, на основании критерия «тип праздничной ситуации», по Д.М. Генкину, выделить всеобщие, локальные и личностные, куда будут входить и корпоративные праздники, праздники трудового коллектива как локальные праздники [9, с. 54]. Следует сказать, что праздники удовлетворяют широкий спектр материальных и духовных потребностей общества и личности. Потребности - источник деятельности людей, средство возникновения социальной активности [10, с. 25].
Существует система потребности в празднике. Если совокупные потребности в празднике условно разбить на группы, как предлагает А.В. Бенифанд, то мы увидим такую картину: потребности в праздничном отдыхе; идеологические и политические потребности, правовые, мировоззренческие; художественно-эстетические и нравственные, коммуникативные, организационные, воспитательные, творческие. Д.М. Генкин верно считает, что праздничная деятельность очень близка к игре, обеспечивающей многогранность общения. Действительно, игровая деятельность на праздниках, как и коммуникативная, присутствует практически во всех видах деятельности. Но поскольку праздники удовлетворяют комплекс различных потребностей, рамки праздничной деятельности могут быть значительно раздвинуты. Кроме игры, праздничной деятельностью является также свободная творческая самодеятельность личности, активное самодеятельное участие личности в процессе праздника (А.А. Бенинфанд).
Таким образом, рассматривая роль праздника в культуре и досуговой деятельности общества важно сделать вывод о том, что праздники выполняют множество общественно-психологических функций - объединения, примирения, сплочения людей, возобновления общественных связей. Праздничный отдых подразумевает и высокое чувственно-эмоциональное состояние субъектов, особое приподнятое настроение. Все это составляет специфику одной из основных социально-культурных функций праздника - функции активного, творческого, гедонистического отдыха, рекреации, но рекреации на основе ритуального, сакрального ядра национальной культуры, духовно-ментальных ценностей народа, что выражается в ритуальной стороне праздника. Хотя в чистом виде она выделяется лишь условно, т. к. очень тесно переплетена с другими важнейшими социально-культурными функциями праздника: коммуникативной, организационной, воспитательной. И при организации праздника важно сохранить равновесие торжественного и игрового начал, определяющее значение ритуально-обрядовых церемоний, создающих неповторимую атмосферу праздника, отличающую его от всех остальных фаз или форм досуга и культуры.
1. Добринская Е.В., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Ленинград, 1977.
2. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Москва, 1978.
3. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышление социолога. Москва, 1985.
4. Пономарёв В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.
5. Коган Л.Н. Духовная жизнь общества. Москва, 1975.
6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва, 1990.
7. Кравченко А.И. КультурологияXXвек: энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 1997.
8. Савицкая Т.Е. Праздники, которые мы носим с собой. Обсерватория культуры. 2005. № 5: 102-103.
9. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. Москва, 1985.
10. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986.
References
1. Dobrinskaya E.V., Sokolov 'E.V. Svobodnoe vremya i razvitie lichnosti. Leningrad, 1977.
2. Mazaev A.I. Prazdnik kak social'no-hudozhestvennoe yavlenie. Moskva, 1978.
3. Zhigul'skij K. Prazdnik i kul'tura. Prazdniki starye i novye. Razmyshlenie sociologa. Moskva, 1985.
4. Ponomarev V.D. Pedagogika formirovaniya igrovojkul'tury dosuga. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
5. Kogan L.N. Duhovnaya zhizn'obschestva. Moskva, 1975.
6. Bahtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable inarodnaya kul'tura srednevekov'ya iRenessansa. Moskva, 1990.
7. Kravchenko A.I. Kul'turologiya XX vek: 'enciklopedicheskijslovar'. Sankt-Peterburg, 1997.
8. Savickaya T.E. Prazdniki, kotorye my nosim s soboj. Observatoriya kul'tury. 2005. № 5: 102-103.
9. Genkin D.M., Konovich A.A. Massovye teatralizovannye prazdniki ipredstavleniya. Moskva, 1985.
10. Benifand A.V. Prazdnik: suschnost', istoriya, sovremennost'. Krasnoyarsk, 1986.
Статья поступила в редакцию 11.05.17
УДК 371
Mezentseva O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Pedagogy Department, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsova E.V., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
ACMEOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT ABILITIES OF A MODERN TEACHER IN THE SYSTEM OF POSTACADEMY TRAINING. The upgrade of the existing system of education at all levels, the development of modern educational practices imply a significant transformation of professional activity of teachers that cause the shift from professional knowledge to the level of professional competence and subjective position of the teacher in their professional activities. At the same time, the training, the formation of didactic, methodological, philosophical position of the teacher are a weak point of implementation of the tasks of the new educational standards. Since the majority of teachers acquire practical knowledge and experience in established conditions of the old social order. They are not trained to cope with rapidly changing and unstable conditions. Moreover, their previous training don't allow them to accumulate sufficient experience to carry out professional activities to meet modern requirements. The main characteristic of the Russian system of education at the time of training of these teachers is a knowledge-based approach. Therefore, for the teacher, prepared to work in a knowledge-based paradigm, the transition to the competency-based approach in teaching is the challenge. The system of postacademy training of teachers is to solve this contradiction. This system should be a developing educational environment, implementing competence-oriented technologies of training, psychological and acmeo-logical support of the teacher in the learning process, as well as providing the formation or development of professionally significant abilities of the teacher. The result of these changes should become a teacher, able to adapt quickly to the changing conditions of the job market, to build an individual trajectory of professional development in high-tech, competitive world. He should be a teacher, who is a customer of his education, he plans the contents of his education and is responsible for the performance of his activities, having eventually a certain level of professional competence; is the main subject, designed to solve the problems of development of education. It is the teacher on whom the socio-economic and spiritual-moral development of the society depends.
Key words: modernization of education, educational standard, professionally-significant ability, teacher's professional competence, system of postacademy training.
О.И. Мезенцева, канд. пед. наук, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического
университета, г. Куйбышев, E-mail: [email protected]
Е.В. Кузнецова, канд. психол. наук, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического
университета, г. Куйбышев, E-mail: [email protected]
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Обновление существующей системы образования на всех уровнях и ступенях, развитие современной образовательной практики неизменно влекут существенное преобразование профессиональной деятельности педагогов, в частности обуславливают смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности. Результатом данных изменений должен стать педагог, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития в высокотехнологичном, конкурентном мире. Так как именно от педагога в конечном итоге зависит отсроченный результат, а именно социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества.
Ключевые слова: модернизация системы образования, образовательный стандарт, профессионально значимые способности, профессиональная компетентность педагога, система повышения квалификации.
В настоящее время вопрос «Каким должен быть современный педагог?» является приоритетным не только для Министерства образования и науки, Российской академии образования, разработавших за последнее десятилетие три поколения стандартов педагогического образования, но и для учреждений, занятых повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, а также и для самих педагогов. Эта тема
не сходит со страниц центральных и региональных журналов, постоянно обсуждается в научном и образовательном сообществе.
Актуальность данного вопроса определяется, прежде всего, тем, что любые изменения в системе образования, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Однако заданный темп внедрения нова-