УДК 37.025.7
А.Б. Климова
Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск
ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Рассматривается дидактический потенциал использования веб-квест технологии как средства развития информационно-аналитических умений студентов в процессе обучения английскому языку для специальных целей. Автор формулирует собственное определение веб-квеста и определяет условия эффективного использования технологии.
Ключевые слова: веб-квест, английский язык для специальных целей, информационно-аналитические умения.
Важнейшие тенденции развития современного общества, связанные с процессами глобализации и информатизации, находят непосредственное отражение в образовательном процессе в целом и в сфере иноязычного образования в частности. Одним из направлений информатизации современного образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. В течение последних десятилетий в трудах отечественных и зарубежных (Е.И. Багузина, М.В. Бовтенко, О.В. Волкова, Г.А. Воробьев, М.Н. Евстигнеев, Л.Г. Жук, Н.А. Кочетурова, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, С.В. Титова, M. Dodge, J. Kimball, M.J. Luzon, T. March и др.) появились результаты исследований, полученные в ходе изучения дидактического потенциала ИКТ в процессе обучения иностранным языкам на разных ступенях. Однако на настоящий момент сохраняется потребность в дальнейшей разработке вопроса внедрения в учебный процесс современных интернет-технологий, особенно в сфере высшего профессионального образования.
Еще одной причиной, обусловившей возникновение потребности в разработке специально организованной работы с информацией, является многообразие интернет-ресурсов, содержащих материалы, потенциально возможные для использования в учебных целях.
Одной из современных технологий, позволяющих специальным образом организовать познавательную деятельность обучающихся в условиях непрерывно растущего количества информации и появления доступных обучающих интернет-ресурсов, является технология веб-квестов.
Впервые термин веб-квест был предложен в 1995 году в США в Университете Сан-Диего профессорами Берни Доджем и Томом Марчем, работающими над моделью обучения с использованием интернет-ресурсов в преподавании различных дисциплин. По мнению Б. Доджа, веб-квест - это исследовательское задание, в ходе выполнения которого учащиеся используют информацию, полученную преимущественно из интернет-источников [1].
Существует ряд других определений веб-квеста, например:
1) веб-квест - это инструмент, используемый для работы с определенным содержанием и способствующий развитию исследовательских умений учащихся посредством глобальной сети [2];
2) веб-квест - это «веб-проект, в котором часть или вся информация, с которой работают учащиеся, находится на различных веб-сайтах» [3, с. 93];
3) веб-квест - это «вид информационных, проблемно-ориентированных заданий индивидуального или группового обучения, направленных на формирование и развитие навыков самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности студентов в процессе освоения, исследования, обработки и презентации языкового учебного материала» [4, с. 73].
П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев рассматривают веб-квест как самый сложный тип интернет-ресурсов в иерархической системе хотлист - мультимедиа скрэпбук - трежа хант - сабджект сэмпла - веб-квест и определяют его как «сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет» [5, с.97].
В трактовке Е.И. Багузиной, веб-квест выступает как «информационно-виртуальная дидактическая площадка для применения различных методик и техник обучения, прежде всего, конструктивного проблемно-поискового характера, которые можно встроить в курс обучения применительно к конкретным целям» [5, с. 81].
С позиции автора, веб-квест - это специально организованный исследовательский проект, основанный на идеях проблемно-проектного и исследовательского обучения, интегрирующий определенный набор форм, методов и приемов, способствующих развитию информационно-аналитических умений, и осуществляемый преимущественно посредством интернет-ресурсов.
Веб-квест технология обладает большим образовательным и развивающим потенциалом в силу следующих причин:
- представляет собой модель, построенную сообразно «педагогике пост-метода», интегрирующую разнообразные подходы, технологии, методы и приемы обучения: проблемно-проектное обучение, контекстное обучение, коммуникативный подход, активные методы обучения, ИКТ;
- предполагает использование групповой формы работы, тем самым способствуя развитию коммуникативных умений и умений сотрудничества;
- может использоваться в междисциплинарном контексте, т.е. слу-
жить для осуществления межпредметных связей в учебном процессе;
- способствует развитию критического мышления;
- повышает мотивацию обучающихся.
Вследствие того что первоначально веб-квесты не разрабатывались для обучения иностранным языкам, возникла необходимость изучить их потенциал применительно к этой области. В отечественной и зарубежной науке вопросу использования веб-квестов в сфере обучения английскому языку посвящены работы Е.И. Багузиной, Г.А. Воробьева, М.Н. Евстигнеева, П.В. Сысоева, С.В. Титовой, T. Koenraad, M.J. Luzon, N. Puthikanon, C. Richards и др.
С.В. Титова рассматривает веб-квесты как эффективное средство развития языковой и речевой компетенции [7]; Г.А. Воробьев изучает возможности веб-квест технологии при обучении социокультурной компетенции студентов-лингвистов [3]; Н. Путиканон исследует потенциал веб-квестов в обучении чтению на английском языке как иностранном [8].
Потенциал использования веб-квестов применительно к обучению английскому языку для специальных целей исследуется в работах Е.И. Багузиной, D. Bagirian, J. Kimball, M.J. Luzon. Ученые сходятся во мнении, что веб-квест технология способствует активному решению задач обучения английскому языку для специальных целей.
Например, М. Лузон, исследующая использование веб-квестов как средства обучения английскому языку студентов инженерных специальностей, утверждает, что применение веб-квест технологии расширяет возможности применения лингвистических знаний и умений, способствует эффективной коммуникации в профессиональной сфере, готовит студентов к обучению на протяжении всей жизни (Life Long Learning) и к автономному обучению, помогает студентам стать мультиграмотными и обучить их способам обработки смысловых конструкций, с тем, чтобы они могли понимать и создавать все многообразие существующих на сегодняшний день текстов, включая электронные [9].
Как справедливо подчеркивает Е.И. Багузина, веб-квесты отвечают всем особенностям обучения иностранному языку в нефилологическом вузе, так как повышают практическую направленность занятий, помогают преодолеть дефицит часов, отводимых на аудиторные занятия, способствуют овладению языком для получения профессионально значимой информации [6].
Вопрос о возможности развития интеллектуальных умений посредством веб-квестов рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых: Е.И. Багузиной, М.Н. Евстигнева, П.В. Сысоева, С.В. Титовой, B. Dodge, Q. Zhou, L. Ma, R. Murray и др.
Исходя из главной цели применения веб-квестов, которая, по мнению Б. Доджа, состоит в «глубоком анализе сетевой информации, ее переработке
и создании продукта, демонстрирующего понимание материала» [10, с. 10], можно заключить, что в данной технологии потенциально заложена идея интеллектуального развития обучающихся.
Тем не менее в научной литературе встречаются различные мнения по поводу возможности использования веб-квестов для развития мышления.
К. Жоу, Л. Ма и др. утверждают, что применение веб-квестов в процессе изучения химии учащимися старших классов способствует развитию критического мышления [11].
Н. Путиканон предлагает методику развития критического мышления при обучении чтению на английском языке [9].
Работы отечественных ученых (Е.И Багузиной, М.Н. Евстигнеева, П.В. Сысоева, С.В. Титовой) также подтверждают, что вебквесты позволяют развивать у обучающихся информационно-аналитические умения: осуществлять поиск информации, отделять основную информацию от второстепенной, анализировать и синтезировать, творчески переосмысливать информацию, делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Заметим также, что в научной литературе встречаются и критические замечания по поводу возможностей использования веб-квестов для развития мышления. В частности, по мнению Р. Чжэна и др., часто веб-квест представляет собой список ссылок на интернет-источники или список заданий, что сводит его применение к поиску информации и заучиванию ее наизусть [12].
Считая такую позицию несостоятельной, сошлемся на Б. Доджа, который подчеркивает, что неудачи при использовании веб-квестов возникают по причине искажения первоначальной идеи их использования как исследовательских заданий, в результате чего, при отсутствии проблемного решения задач, веб-квест представляет собой лишь список заданий, содержащий ссылки на интернет-источники [13]. Таким образом, отсутствие положительных результатов при применении технологии обусловлено подменой истинно исследовательского проекта набором заданий, выполняемых с помощью ресурсов Интернета. Такую форму работы неправомерно называть веб-квестом.
Автором статьи также была проведена исследовательская работа по определению эффективности использования веб-квестов для развития интеллектуальных умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей. В процессе исследования на основе анализа современных моделей и концепций интеллектуальных умений был осуществлен отбор наиболее существенных информационно-аналитических умений. Разработанная номенклатура информационно-аналитических умений представляет собой систему, состоящую из пяти групп: умений осуществлять поиск информации, анализировать информацию, критически оценивать информацию, перерабатывать информацию, осуществлять рефлексию над результатами деятельности и над процессом познания [14].
В ходе исследования были определены условия эффективного использования веб-квестов с целью формирования информационно-аналитических умений студентов неязыковых направлений подготовки при обучении английскому языку:
1) наличие высокого уровня сформированности информационно-аналитических умений у преподавателя,
2) оптимизация методики работы с веб-квестами применительно к конкретным условиям обучения (обучение английскому языку для специальных целей),
3) адаптация заданий веб-квеста к актуальному уровню сформированности умений у обучающихся,
4) систематическое применение комплекса учебно-методических материалов в процессе работы с веб-квестами, направленного на формирование информационно-аналитичских умений.
Выделение первого условия, на наш взгляд, не вызывает сомнений по той причине, что, согласно общепринятому мнению, преподаватель может хорошо научить студентов только тому, чем в совершенстве владеет сам.
Необходимость выделения второго требования обусловлено тем, что применение веб-квестов в условиях данного исследования предполагает параллельное формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и информационно-аналитической компетенции, что, несомненно, требует разработки методики работы с веб-квестами, отвечающей условиям интеграции процессов обучения иностранному языку и формирования информационно-аналитической компетенции.
Выполнение данного требования возможно, по нашему мнению, посредством введения в методику работы с веб-квестами этапа снятия различного рода трудностей: лингвистических, технических, содержательных, а также упражнений, способствующих развитию различных видов речевой деятельности.
Третье условие эффективного применения веб-квест технологии выделяется нами с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. На основании этой теории действие высшего интеллектуального уровня не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия - на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму [15]. Применительно к данной технологии это означает, что содержание заданий и алгоритм выполнения проекта должны зависеть от исходного уровня сфор-мированности интеллектуальных умений и предполагать постепенное повышение уровня сложности в процессе ее применения.
Необходимость выделения четвертого требования обусловлена отсутствием в научных исследованиях разработанной системы заданий, позволя-
ющей реализовать потенциал веб-квест технологии для формирования информационно-аналитических умений.
В заключение отметим, что в результате исследования было доказано, что при соблюдении определенных нами условий, веб-квест является эффективным средством развития информационно-аналитических умений студентов. Сформированные в процессе выполнения веб-квестов умения станут залогом подготовки квалифицированного специалиста, способного организовывать свою познавательную деятельность в профессиональной сфере в условиях формирования информационного общества и информатизации всех сфер деятельности человека.
Список источников
1. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. - URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (дата обращения: 27.08.2015).
2. Erben T., Ban R., Castaneda M. Teaching English Language Learners through Technology. - Routledge, New York. - 2009. - P. 138.
3. Воробьев Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): дис. ... канд. пед. наук. -Пятигорск, 2004.
4. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2010. - С. 73.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - C. 97.
6. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - С. 81.
7. Титова С.В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам: дис. ... д -ра пед. наук. - М., 2005.
8. Puthikanon N. Examining Critical Thinking and Language Use through the Use of WebQuests in an EFL Reading Class. - URL: http://www.grin.com/en/doc/234572/examining-critical-thinking-and-language-use-through-the-use-of-webquests (дата обращения: 29.02.2012).
9. Luzon M.J. Internet content-based activities for ESP. - URL: http://exchanges.state.gov/englishteaching/forum/archives/docs/02-40-3-g.pdf (дата обращения: 2.05.2015).
10. Dodge B. Webquests: A technique for Internet-based learning // Distance Educator. - 1995. - № 1(2). - P. 10-13.
11. Integrating WebQuest into Chemistry Classroom Teaching to Promote Students' Critical Thinking / Qing Zhou, Leilei Ma, Na Huang, Qian Liang, Huiji Yue, Tao Peng // Creative Education. - 2012. - Vol. 3, no. 3. - P. 369-374. -URL: http://www.scirp.org/journal/ce/ (дата обращения: 23.05.2015).
12. WebQuest Learning as Perceived by Higher Education Learners / R. Zheng, B. Stucky, M. McAlack, M. Menchana, S. Stoddart. - URL: http://www.mrker.net/Zheng.pdf (дата обращения: 20.05.2015).
13. Dodge B. Focus: Five rules for writing a great WebQuest // Learning and Leading with Technology. - 2001. - № 28(8). - Р. 6-9.
14. Климова А.Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества // Вестник САФУ. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2013. - № 1. - С. 76-80.
15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М., 1981.
Получено 12.10.2015
A.B. Klimova
USING WEB-QUESTS AS A TOOL TO DEVELOP INFORMATION-ANALYTICAL SKILLS IN ESP
The potential of using Web-quests as a tool to develop information-analytical skills in teaching English for specific purposes (ESP) is considered. A definition of a Web quest is formulated and conditions of the effective use of the technology are established.
Key words: web-quest, English for specific purposes, information-analytical skills.