Научная статья на тему 'Мотивация познавательной деятельности студентов посредством технологии веб-квест'

Мотивация познавательной деятельности студентов посредством технологии веб-квест Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ / ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COGNITIVE ACTIVITY MOTIVATION / WEB-QUEST TECHNOLOGY / SUBJECT-MATTER / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгина Елена Модестовна

Рассмотрены проблемы повышения эффективности иноязычного образования в высшей профессиональной школе. Согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, основной целью обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе является подготовка специалиста, обладающего таким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, который позволит эффективно решать профессиональные задачи в соответствующей области деятельности. Используя ряд педагогических инноваций, основанных на методологии проблемного и личностно-ориентированного методов, технология веб-квест является одним из наиболее эффективных педагогических средств при развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Ее дидактический потенциал способствует развитию у студентов критического мышления и интеллектуального развития, стимулирует их активность, самостоятельность и вовлечение в аутентичный контекст профессиональной деятельности. Как известно, мотивация познавательной деятельности студентов является одним из педагогических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Предпринята попытка проанализировать, насколько высока эффективность учебных интернет-ресурсов, в частности, технологии веб-квест, в ее формировании и развитии. Структура веб-квеста предполагает как индивидуальную работу, так и командную, при которой интерактивная форма обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. В этой связи технология веб-квест способствует развитию мотивации к обучению, которая заключается не только в заинтересованности студентов в поиске нужной им информации, но и в их готовности самостоятельно выполнить поставленную задачу. Следовательно, студенты развивают тем самым свои способности к самостоятельной деятельности, что способствует преобразованию полученной информации в более обдуманное понимание. Таким образом, интеграция технологии веб-квест в учебный процесс решает одну из ключевых задач современного образования увеличение объема внеаудиторной самостоятельной работы студентов, за счет которой процесс метапознания формирует процесс саморегуляции личности, в связи с чем самостоятельная работа обретает характер управляемости со стороны самого обучаемого. Ее эффективность в учебном процессе обусловливается организационно-педагогическим сопровождением, направленным на максимальную реализацию задач, поставленных преподавателем на каждом из этапов веб-квеста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульгина Елена Модестовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY BY WEB-QUEST TECHNOLOGY

The issue of effective foreign language teaching techniques in higher educational institution is considered. According to the Federal state educational standards, the main objective of teaching to foreign languages in higher educational institutions is mastering the foreign language to a level of communicative competence that allows students to solve professional problems effectively in the corresponding sphere of their activity. Using a range of pedagogical innovations, based on methodology of problem and individual-focused approaches, the web-quest technology is one of the most effective pedagogical strategies for students’ foreign language communicative competence development. Its didactic potential promotes the development of students’ critical thinking and their intellectual development; it stimulates their activity, autonomy and involvement in authentic context of their future professional activity. As we know, the motivation of students’ cognitive activity is one of the essential pedagogical conditions for foreign language communicative competence formation. An attempt to analyze how useful the internet learning resources are is taken, i.e. the web-quest technology, for its formation and development. The web-quest structure assumes both an individual and team work, where interactive form of teaching much more corresponds to individual-focused approach. Thereupon the web-quest technology promotes motivation to the study, which comprises not only students’ interest in searching necessary information, but also their willingness to fulfill the task independently. Hence, students develop thereby the abilities to their independent activity that helps to transform the information received into deep consideration and comprehension. Thus, an integration of web-quest into the educational process solves one of the key tasks of contemporary education an increase of out-of-class students’ independent work volume. Therefore, the metacognition process forms the process of self-control of the individual, and the independent work acquires the pattern of controllability of the student. Its effectiveness in the educational process is followed by the teacher’s organization, which is aimed at the tasks implementation settled at each stage of the web-quest.

Текст научной работы на тему «Мотивация познавательной деятельности студентов посредством технологии веб-квест»

УДК 378.147

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ

© Елена Модестовна ШУЛЬГИНА

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и физико-математических факультетов, e-mail: modestovna2@gmail.com

Рассмотрены проблемы повышения эффективности иноязычного образования в высшей профессиональной школе. Согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, основной целью обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе является подготовка специалиста, обладающего таким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, который позволит эффективно решать профессиональные задачи в соответствующей области деятельности. Используя ряд педагогических инноваций, основанных на методологии проблемного и личностно-ориентированного методов, технология веб-квест является одним из наиболее эффективных педагогических средств при развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Ее дидактический потенциал способствует развитию у студентов критического мышления и интеллектуального развития, стимулирует их активность, самостоятельность и вовлечение в аутентичный контекст профессиональной деятельности. Как известно, мотивация познавательной деятельности студентов является одним из педагогических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Предпринята попытка проанализировать, насколько высока эффективность учебных интернет-ресурсов, в частности, технологии веб-квест, в ее формировании и развитии. Структура веб-квеста предполагает как индивидуальную работу, так и командную, при которой интерактивная форма обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. В этой связи технология веб-квест способствует развитию мотивации к обучению, которая заключается не только в заинтересованности студентов в поиске нужной им информации, но и в их готовности самостоятельно выполнить поставленную задачу. Следовательно, студенты развивают тем самым свои способности к самостоятельной деятельности, что способствует преобразованию полученной информации в более обдуманное понимание. Таким образом, интеграция технологии веб-квест в учебный процесс решает одну из ключевых задач современного образования - увеличение объема внеаудиторной самостоятельной работы студентов, за счет которой процесс метапознания формирует процесс саморегуляции личности, в связи с чем самостоятельная работа обретает характер управляемости со стороны самого обучаемого. Ее эффективность в учебном процессе обусловливается организационно-педагогическим сопровождением, направленным на максимальную реализацию задач, поставленных преподавателем на каждом из этапов веб-квеста.

Ключевые слова: мотивация познавательной деятельности; технология веб-квест; предметное содержание; педагогические условия.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -5/6(157/158)-40-45

Преимущество внедрения интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей [1]. Сегодня, несмотря на большую популярность, технологии веб-квест в обучении иноязычному общению, вопрос ее использования в учебном процессе остается недостаточно изученным с дидактической точки зрения. Применение технологии веб-квест описано в работах Е.И. Багузиной,

О.В. Волковой, П.В. Сысоева, Е.М. Шульгиной, Б. Доджа, Т. Марча и др. В данной статье рассматривается вопрос, какова роль веб-квеста в формировании мотивации познавательной деятельности студентов к изучению иностранного языка и насколько высока степень усвоения предметного содержания с целью его дальнейшего практического применения.

Веб-квест представляет собой веб-проект, размещенный на отдельном веб-сайте, работа с которым направлена на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. При этом проблемный вопрос не

должен иметь однозначного решения, а ссылки в сети подбираются таким образом, чтобы проблема рассматривалась с разных сторон. Другими словами, информация в ссылках не дает точного ответа на поставленный вопрос. Студенты должны извлечь из всего предложенного многообразия текстового и видеоматериала необходимую информацию и сформулировать свой собственный вывод самостоятельно.

Б. Додж, основатель технологии, определил веб-квест так: веб-квест - это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета [2]. По определению Т. Марча, последователя и ученика Б. Доджа, веб-квест - это построенная по типу опор (scaffolding) учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с целью мотивации студентов к исследованию проблемы с неоднозначным решением. Это развивает их умение работать как индивидуально, так и в группе, умение ведения поиска информации и ее преобразование в более глубокое знание (понимание) [3].

Поскольку мотивация познавательной деятельности является обязательным педагогическим условием при формировании иноязычной коммуникативной компетенции у студентов [4], мы посчитали целесообразным проанализировать, насколько высока эффективность технологии веб-квест в ее формировании и развитии. В отечественной психологии проблема мотивации, хотя и относится к числу разработанных, однако, на сегодняшний день представляется не полностью исследованной. Понятием «мотивация» принято называть позитивное стремление к удовлетворению осознанной или неосознанной потребности. Мотивация - это побуждение человека к действию для достижения его личных целей [5], вызывающее активную деятельность личности с определенной направленностью, поскольку поведение человека всегда мотивировано. Существуют различные подходы к исследованию личности. Несмотря на различия в трактовках, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, С.Л. Рубинштейн называет мотивацию «динамическая тенденция», А.Н. Леонтьев - «смыслооб-

разующий мотив», В.Н. Мясищев - «доминирующее отношение», Б.Г. Ананьев - «основная жизненная направленность». Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от внешних факторов. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. «Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение, причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности...» [6, с. 247]. Мотив - это потребность, стоящая выше по иерархии. Мотив формируется целями и, согласно мнению многих ученых, появляется не в начале, а в конце действия. Существенным фактором является то, какие мотивы станут для человека ведущими, ведь именно они определяют направленность его личности. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на человека, поэтому мотивационная структура личности может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий [7]. В психологии существует несколько теорий относительно мотивации деятельности личности. Так, например, классическая теория мотивации Тейлора, теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, двухфак-торная модель Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда - все они пытаются объяснить, как возникает, направляется, поддерживается и заканчивается целенаправленное поведение личности.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Л.С. Выготский, великий советский психолог, исследовал проблемы мотивации познавательной деятельности детей и подростков во многих своих трудах, таких, например, как «Педагогическая психология», «Мышление и речь» и мн. др. Согласно теории Л.С. Выготского, психика человека основана на двух параллельных уровнях развития - высшем и низ-

шем, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Исследуя проблемы мотивации познавательной деятельности учащихся, он писал о том, что прежде, чем вы хотите призвать учащегося к какой-либо деятельности, возбудите в нем интерес к ней, проверьте, готов ли он к этой деятельности, убедитесь, что учащийся будет действовать сам, вам же остается только руководить и направлять его деятельность [8]. Весь вопрос в том, является ли этот интерес неподдельным и не связан ли он с желанием получить награду, с желанием угодить, присутствует ли чувство страха, боязни наказания и т. п. Следовательно, главными рычагами мотивации должны быть не только заинтересованность студентов в поиске нужной им информации, но и их готовность самостоятельно выполнить поставленную задачу, связанную с их личной заинтересованностью в решении данной проблемы; кроме того, важно, чтобы это решение соответствовало современным тенденциям и было актуально. Следовательно, оптимальный путь формирования мотивации у обучающихся - это обращение к действительно интересным для них проблемам, а также создание условий для самореализации и самоутверждения в близкой им среде.

На наш взгляд, задания с использованием технологии веб-квест могут быть составлены таким образом, чтобы соответствовать как личным интересам студента, так и его профессиональной заинтересованности в решении поставленной проблемы. При этом необходимо понимать, насколько обучающийся способен справляться с поставленными перед ним задачами, и насколько он мотивирован для их выполнения. Таким образом, преподавателю, прежде всего, необходимо корректно сформулировать проблему для создания веб-квеста по изучаемой теме. В ходе работы студенты должны самостоятельно прийти к выводам и решить задачу, аргументируя свое решение и отстаивая свою точку зрения. Для корректной формулировки

проблемы необходимо не только видеть проблемную ситуацию, но и указать возможные способы и средства ее решения. Так, постановка проблемы и ее восприятие обучающимся возбуждает в нем определенное интеллектуальное напряжение, которое исчезает только после решения этой проблемы. Главный элемент проблемной ситуации -неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия [9].

Благодаря тому, что веб-квесты позволяют варьировать уровень сложности проблемы, отражающей степень усвоения предметного содержания и уровень его практического применения на конкретном занятии, необходима иерархическая организация информационного материала в ссылках, указанных в веб-квесте [10]. Это и будет способствовать методичному, последовательному и естественному восприятию информации, на основе которого развиваются интеллектуальные способности, а следовательно, и личность студента.

Для эффективного оценивания нами были разработаны критерии качества выполнения проектных веб-квестов, которыми студенты руководствовались при работе с ними (табл. 1).

Так, в конце первого года обучения студентам группы по направлению подготовки «Рекреационная география и туризм» было предложено выполнить веб-квест. Тип веб-квеста - долгосрочный компиляционный проект (Compilation task) с компонентой планирования и проектирования (Design task). Цель веб-квеста - составить турпакет (Package tour) и разработать трехдневный туристский маршрут (Itinerary) в Тибете, Лхаса, столице Тибетского автономного округа. Веб-квест выполнялся согласно разработанному нами алгоритму [11].

На ознакомительном этапе студенты формулировали задачу с помощью эвристической беседы с преподавателем. В ходе беседы студенты регулярно повторяли профильно-ориентированную лексику по тематике. В процессе дискуссии студенты коллективно пришли к единому мнению о компонентном составе турпакета и целесообразности выбранного туристического маршрута, а также определили итоговую форму выполнения работы. Группа студентов из 12 человек

Таблица 1

Критерии оценки качества выполнения проектных работ «Веб-квест»

Критерий Описание

1. Содержательный компонент Содержательность высказывания, соответствующая изученной тематике, и объем высказывания, адекватный заданию; достижение поставленной цели исследования

2. Языковое оформление Адекватный подбор лингвострановедческой и тематической лексики; корректность использования грамматических структур и их разнообразие; наличие / отсутствие орфографических и стилистических ошибок

3. Логическая организация Логическая стройность высказываний и последовательность при предъявлении материала; наличие языковых средств связи между фразами и предложениями, таких как: on the one hand... as far as Iknow ... however и т. п.

4. Аргументы Наличие убедительных аргументов, подтверждающих неразрешенность проблемы, и выражение своего отношения к проблеме и т. д.

5. Степень слаженности работы в команде Участие принимали все члены команды, прилагая равные усилия по затраченному времени и количеству внесенного материала. В команде превалирует доброжелательная атмосфера

6. Техническое оформление работы Соответствует заданным требованиям (заголовки, ссылки, примеры, наглядность, графики и т. п.)

была распределена на 3 подгруппы с равным количеством в каждой. Согласно выбранным ролям каждой малой группе было дано индивидуальное задание. Подгруппа 1 должна была обеспечить туристскую группу в составе шести человек комплектом билетов в оба конца и всеми необходимыми видами транспорта для передвижения по территории, учитывая характерные особенности местности. Кроме того, участникам необходимо было оформить все необходимые документы при прохождении таможни. Подгруппа 2 должна была обеспечить группу туристов в составе шести человек проживанием и составить культурную программу на три дня. Подгруппа 3 должна была обеспечить туристскую группу в составе шести человек питанием и медицинской страховкой. На исследовательском этапе студенты работали индивидуально с ресурсами Интернета в соответствии с заданными ролями. Студенты знакомились с информацией на веб-сайтах, самостоятельно изучали материалы документов, просматривали видео, анализировали получаемую информацию, отделяли главное от второстепенного, записывали требуемые факты, компилировали фрагменты материалов и делали выводы. В ходе работы для симплификации обратной связи студенты создали свои «группы» в социальных сетях, где могли обмениваться информацией о достигнутых результатах и пр. Преподаватель также имел доступ к каждой из трех «групп» и мог в любое время проконтролировать процесс продвижения работы, а также оценить степень

разрешенности проблемы и, если необходимо, подсказать дальнейшие действия или ответить на вопросы, связанные с трудностями грамматики английского языка. Так как работа не носила соревновательного характера, но напротив, каждый был заинтересован в конечном результате, то в процессе ее выполнения в подгруппах происходило взаимное обучение членов команды умениям работать с компьютерными программами и сайтами, осваивать новую лексику и профессиональные навыки. Было проведено отдельное занятие для работы в малых группах, на котором студенты обсуждали, уточняли информацию и обменивались полученными знаниями и мнениями. Однако вследствие ограниченного времени, отведенного на занятия, студенты не успевали справиться с поставленной задачей, вследствие чего ими было принято самостоятельное решение продолжить работу во внеаудиторное время для завершения проекта. Это говорит о высокой мотивации студентов к обучению, которая вызвана их профессиональной заинтересованностью и аутентичностью задания. На заключительном этапе малые группы работали в атмосфере сотрудничества, где преподаватель также принимал активное участие. Каждая подгруппа представила свой результат и предъявила все необходимые наглядные материалы: карты, буклеты, рекламные проспекты авиакомпаний и страховых агентств и т. д. Во время отчета одной подгруппы, студенты других малых групп внимательно слушали выступления, письменно

фиксировали факты, для того чтобы воспользоваться ими впоследствии. Студенты задавали вопросы, уточняли интересующую их информацию, обсуждали, классифицировали, корректировали полученную информацию и новые факты, связывая ее со своими знаниями, сопоставляли компоненты турпакета. После того, как турпакет был полностью составлен, задача студентов заключалась в том, чтобы повторить и упорядочить информацию. В назначенный день студенты представили свой проект в виде презентации MS Power Point, сопровождая слайды комментариями на английском языке и предоставляя слово каждому участнику группы. После защиты проекта студентам было предложено провести самооценку с помощью анкеты. Кроме того, преподаватель также оценил работу каждого студента в соответствии с критериями оценивания за выполнение веб-квеста (табл. 1), обращая внимание не только на допущенные ошибки, но и на успехи в выполнении совместного проекта, что является наиболее важным в процессе развития мотивации творческой и познавательной деятельности студентов.

После завершения обсуждения результатов студентам предлагалось высказать личное мнение о достоинствах и недостатках, возникающих в процессе работы над веб-квестом, а также определить трудности, связанные с исследовательской деятельностью, что в дальнейшем, безусловно, способствовало улучшению качества их работы. Проанализировав результаты анкетирования и беседы со студентами, выяснилось, что многие из них считают работу в подобной форме полезной и очень увлекательной. Кроме того, было отмечено, что большой объем информации был ими усвоен в гораздо более короткий срок, как если бы они извлекали всю информацию из бумажных носителей. Кроме того, традиционные учебные материалы лишены видео и аудио, что существенно снижает качество усвоения информации.

Основываясь на анализе результатов работы данной группы студентов, можно сделать вывод, что интегрирование веб-квестов в учебный процесс значительно усиливает интерес обучающихся не только к изучению иностранного языка, но и к решению поставленной педагогической задачи в целом. Кроме того, веб-квесты способствуют, как уже

было сказано выше, более глубокому усвоению знаний, в то время как традиционное предоставление материала студентам часто сводится к заучиванию информации с целью сдать экзамен.

Список литературы

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.

2. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning // Distance Educator. 1995. № 1, 2. P. 10-13.

3. March T. Web-Quests for Learning. URL: http://tommarch.com/strategies/webquests (accessed: 02.01.2016).

4. Шульгина Е.М.Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2014.

5. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. М., 2010.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.

7. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. М., 2000.

8. Антология гуманной педагогики. Выготский Л.С. М., 1996. С. 19-106.

9. Матюшкин А.М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

10. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М., 2013.

11. Шульгина Е.М. Алгоритм работы с технологией веб-квест при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125). С. 125-130.

References

1. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s is-pol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh internet-tekhnologiy. Moscow, Rostov-on-Don, 2010. (In Russian).

2. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning. Distance Educator, 1995, no. 1, 2, pp. 10-13.

3. March T. Web-Quests for Learning. Available at: http://tommarch.com/strategies/webquests (accessed 02.01.2016).

4. Shul'gina E.M. Metodika formirovaniya inoya-zychnoy kommunikativnoy kompetentsii studen-tov posredstvom tekhnologii veb-kvest.

Dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2014. (In Russian).

5. Lukashevich V.V. Osnovy upravleniya personalom. Moscow, 2010. (In Russian).

6. Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya. St. Petersburg, 2001. (In Russian).

7. Doroshev V.I. Vvedenie v teoriyu marketinga. Moscow, 2000. (In Russian).

8. Antologiya gumannoy pedagogiki. Vygotskiy L.S. Moscow, 1996, pp. 19-106. (In Russian).

9. Matyushkin A.M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii. Moscow, 1972. (In Russian).

10. Sysoev P.V. Informatsionnye i kommunikatsion-nye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii. Moscow, 2013. (In Russian).

11. Shul'gina E.M. Algoritm raboty s tekhnologiey veb-kvest pri formirovanii inoyazychnoy kom-munikativnoy kompetentsii studentov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. Tambov, 2013, no. 9 (125), pp. 125-130. (In Russian).

Поступила в редакцию 27.01.2016 г. Received 27 January 2016

UDC 378.147

MOTIVATION OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY BY WEB-QUEST TECHNOLOGY

Elena Modestovna SHULGINA, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Natural Science and Physics-Mathematics Faculties Department, e-mail: modestovna2@gmail.com

The issue of effective foreign language teaching techniques in higher educational institution is considered. According to the Federal state educational standards, the main objective of teaching to foreign languages in higher educational institutions is mastering the foreign language to a level of communicative competence that allows students to solve professional problems effectively in the corresponding sphere of their activity. Using a range of pedagogical innovations, based on methodology of problem and individual-focused approaches, the web-quest technology is one of the most effective pedagogical strategies for students' foreign language communicative competence development. Its didactic potential promotes the development of students' critical thinking and their intellectual development; it stimulates their activity, autonomy and involvement in authentic context of their future professional activity. As we know, the motivation of students' cognitive activity is one of the essential pedagogical conditions for foreign language communicative competence formation. An attempt to analyze how useful the internet learning resources are is taken, i.e. the web-quest technology, for its formation and development. The web-quest structure assumes both an individual and team work, where interactive form of teaching much more corresponds to individual-focused approach. Thereupon the web-quest technology promotes motivation to the study, which comprises not only students' interest in searching necessary information, but also their willingness to fulfill the task independently. Hence, students develop thereby the abilities to their independent activity that helps to transform the information received into deep consideration and comprehension. Thus, an integration of web-quest into the educational process solves one of the key tasks of contemporary education an increase of out-of-class students' independent work volume. Therefore, the metacognition process forms the process of self-control of the individual, and the independent work acquires the pattern of controllability of the student. Its effectiveness in the educational process is followed by the teacher's organization, which is aimed at the tasks implementation settled at each stage of the web-quest.

Key words: cognitive activity motivation; web-quest technology; subject-matter; pedagogical conditions.

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -5/6(157/158)-40-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.