педагогические науки
Мироненко Виктория Владимировна ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ...
УДК 378.147
ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КРЫМУ
© 2018
Мироненко Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, филиал в Севастополе (299038, Россия, Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14 ж, e-mail: [email protected])
Aннотация. В статье рассматриваются возможности использования инновационных методов обучения и преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка с помощью интернет-ресурсов и мотивации студентов к поиску необходимой информации, обучающихся в высших учебных заведениях Крыма. Автор подробно исследует и анализирует возможности использования веб-квест технологии в образовательном процессе, ее структуру, проблемные задания и тематику. Представлены отличия веб-квеста от метода проектов, изложена структура веб-квеста, перечислены его типы и их особенности. Автором представлен пример веб-квеста, подробно расписаны критерии оценивания итоговой презентации. Использование веб-квестов способствует улучшению языковых навыков обучающихся, развитию личности будущего специалиста, позволяет создать целостную дидактическую модель изучения иностранного языка, развивает инициативу, уверенность в себе, умение творчески выполнять поставленные задачи, самостоятельно принимать ответственные решения, защищать свою точку зрения, критически мыслить. Представлены ссылки на англоязычные сайты, где можно создать веб-квест или ознакомиться с уже разработанными преподавателями. Обозначена тематика квестов, применяемых в процессе изучения дисциплины «Профессионально-ориентированный академичесекий курс иностранного языка» в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского. Подробно описаны этапы веб-квестов.
Ключевые слова: веб-квестов, качество обучение, профессионально-ориентированный иностранный язык, технология, учебный процесс, развитие личности, интернет-ресурсы.
WEB-QUEST AS A METHOD OF STUDYING PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES IN THE CRIMEA
© 2018
Mironenko Victoria Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social and humanitarian disciplines Crimean Federal University named after V.I.Vernadsky, branch in Sevastopol (299038, Russia, Sevastopol, Astana Kesaeva street, 14 w, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the possibilities of using innovative methods of teaching professionally-oriented foreign language with the help of Internet resources and motivating students to search for necessary information who study in higher educational institutions of the Crimea. The author investigates and analyzes the possibilities of using the web-quest technology in the educational process, its structure, problem tasks and topics. The differences of the web quests from the project method are presented, the structure of the web-quest is outlined, and its types are listed. The author presents an example of a web-quest, detailed criteria for evaluating the final presentation. The use of web quests helps improve the language skills of students, develops the personality of the future specialist, allows to create an integral didactic model of learning a foreign language, develops an initiative, self-confidence, the ability to creatively fulfill the tasks set, take responsible decisions independently, defend your point of view, and think critically. The methodology of using web technologies, in particular web quests in the learning process, develops cognitive activity of students and improves the quality of teaching.
Keywords: web quests, quality training, professionally-oriented foreign language, technology, educational process, personal development, Internet resources.
Постановка проблемы. Современный этап обновления системы высшего образования в Крыму, согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», требует нестандартного подхода, новых поисков, создания инновационных учебных технологий и методик. Технологический подход в мировой педагогической практике рассматривается как альтернативный традиционному, в основе которого лежит получение готовых знаний и их репродуктивное усвоение. Новейшие технологии являются не только источником информации, но и способствуют повышению мотивации обучения, стимулируют процесс самообразования, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности, повышают информативность, интенсивность, результативность образования. В свою очередь, интернет технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий, т. е. в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям студентов, к уровню их знаний и умений [1].
Система высшего образования, по мнению многих исследователей и ученых, развивается в прямой зависимости от социальной и политической стратегии государства и направлена на выполнение социального заказа общества. Именно поэтому вопрос овладения информационными ресурсами, формами их хранения и дальнейшего использования, внедрения инновационных методик, а именно веб-квестов, в процессе изучения профессионально-ориентированного иностранного языка
приобретает первостепенное значение и требует поиска современных подходов к организации образовательной деятельности магистров в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиале) «Крымского федерального университета имени В.В. Вернадского». Возникает потребность интенсификации иноязычной подготовки в контексте применения новых стандартов и обновление методологии обучения, расширения дидактического пространства, вывода процесса изучения иностранных языков за пределы учебных практических занятий и переноса акцента на самостоятельную работу студентов. Это позволит управлять учебной деятельностью за пределами расписания. Решить эту проблему поможет практика медиа образования, что, в свою очередь предоставляет толчок развитию медиа педагогики и медиа дидактики [2].
Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку с использованием веб-квестов основывается на создании соответствующей учебно-информационной среды. Обучение может быть усовершенствовано путем обеспечения студентов мощными программными средствами обработки данных. Такие средства позволят им решать практические задачи и работать с реальными базами данных. Такой подход поддерживает индивидуальные стратегии обучения иностранному языку магистров различных направлений подготовки.
Проблема использования технологий интернета заключается в организации целенаправленного поиска
Mironenko Victoria Vladimirovna WEB-QUEST AS A METHOD ...
pedagogical sciences
информации, ее структурирования и продуктивного использования в учебной деятельности при изучении иностранного языка. Одним из возможных путей решения вышеуказанной проблемы является применение веб-квест технологии, которая сочетает проектную технологию обучения, интегрирует программный, групповой, коммуникативный и проблемный методы.
Анализ последних исследований. Как показал анализ опыта применения, внедрения и апробации веб-квестов в сфере образования (Е.И. Багузина [2], О.Н. Бобровских [3], Г.А. Воробьев [4], П.Г. Лабзина [5], П.В. Сысоев [6], А.Н. Щукин [7] и др. [7-13]) включение их в систему обучения иностранным языкам позволяет развивать навыки информационной деятельности, сформировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по дисциплине, развивать творческий потенциал студентов; формировать общие умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Целью данной статьи является анализ возможностей методики веб-квеста как модели проектно-ориентиро-ванного обучения профессиональному иностранному языку.
Изложение основного материала. Веб-квест (WebQuest) в педагогике - это методика проектного обучения, направленная на результат, который получается в процессе решения той или иной теоретической или практической проблемы. Студент получает проблемное задание, т. е. проект, который включает элементы ролевой игры, и для его выполнения использует информационные ресурсы интернета. Первыми разработчиками веб-квеста как учебного ресурса являются Берне Додж и Том Марч. По мнению ученых Веб-квест расширяет кругозор студента, способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления, формирует навыки решения проблемных задач и умение работать в команде. Берне Додж считал, что веб-квест разработан для оптимизации работы студента. Главное - работа с информацией, а не ее поиск . По своей сути веб-квест - это дидактическая структура, в рамках которой преподаватель совершенствует поисковую деятельность студентов, задает им параметры деятельности и определяет ее время. Студенты учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Роль преподавателя в учебном процессе существенно меняется, он выступает в качестве координатора предметной, методической и коммуникационной компетенции [14; 15].
Разработка веб-квестов обеспечивает максимальную интеграцию интернет - ресурсов в изучение учебной дисциплины «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» для студентов магистратуры в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиале) «Крымского федерального университета имени В.В. Вернадского».
Чем же отличается веб-квест от метода проектов? Прежде всего, преподаватель заранее определяет ресурсы, пользуясь которыми, студенты могут найти информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Во-вторых, веб-квест, безусловно, определяет порядок действий, который должен выполнить студент для получения необходимого результата. В-третьих, обязательной составляющей этой технологии является перечень тех знаний, умений и навыков, которые сможет получить студент, выполнив данный веб-квест. В-четвертых, однозначно определены критерии оценки выполненных заданий.
Структура веб-квеста состоит из нескольких обязательных разделов:
- введение, в котором сформулирована тема проекта, обоснованно его ценность, задачи и цели, условия, проблема и ее оптимальное решения;
- процесс, т. е. поэтапное описание процесса работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, список информационных ресурсов;
- указания как организовать и представить собранную информацию, которые могут быть представлены в виде вопросов, которые организуют учебную работу;
- оценивание, т.е. целесообразно организовать обсуждение с последующей оценкой исследования, критерии и параметры разрабатываются в зависимости от сложности учебного задания, которые могут быть представлены в виде бланка-оценки;
- вывод, особое внимание необходимо уделить заключительному этапу, на котором проходит презентация проекта. По результатам исследования проблемы формулируются выводы, предложения и рекомендации [1, с. 264-265].
По продолжительности выполнения веб-квесты классифицируют на краткосрочные и долгосрочные, поэтому работа над краткосрочными может занимать от одного до трех занятий, а над долгосрочными - она длительнее [16].
Внедрение новых структурных элементов, развитие и модернизация учебного процесса привели к исчезновению четких границ между видами веб-квестов, то есть различные виды веб-квестов могут включать в себя похожие элементы и задачи. В зависимости от поставленной задачи, веб-квесты можно разделить на следующие типы:
1. Сбор данных - это самый простой веб-квест, поскольку цель студентов заключается в том, чтобы просмотреть определенные ресурсы в интернете и выбрать необходимую информацию.
2. Выражение собственных мыслей, собственного взгляда - цель веб-квеста заключается в сборе данных о событиях с целью дальнейшего высказывания своего мнения по этому поводу.
3. Детективное (журналистское) расследование - выполняя задания такого рода, студенты сталкиваются с определенной проблемой, таинственной историей или загадкой, которую должны решить. Чтобы найти разгадку, студенты должны принять участие в расследовании, выполняя различные роли. Участники учиться анализировать информацию под разным углом, с профессиональной точки зрения. В результате такой работы студенты должны написать убедительное эссе, выступить с защитой своего мнения или оформить информацию в виде репортажа.
4. Творческие задания - их цель заключается в предоставлении конечного результата в виде презентации, сочинения, рисунка, диаграммы и т. д.
Существует множество англоязычных сайтов, где можно создать веб-квест или ознакомиться с уже разработанными преподавателями:
http://www.teacherfirst.com/index.cfm;
http://www.english.language.ru/;
http://questgarden.com/;
http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/;
http://www.zunal.com/;
http://eduforge.org/projects/phpwebquest/;
http://teacherweb.com/wq_home.html;
http://webquest.org/
В процессе изучения дисциплины «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» студенты направления подготовки менеджмент выполняют веб-квесты на следующие темы: 'Development of international markets', 'cultural awareness in business', 'ethics at work'. Работа осуществляется в пять этапов. 1. Введение:
Веб-квест поможет преподавателю пробудить интерес студентов к предложенной теме, улучшить их компетентность в интернете, способность находить и обрабатывать информацию по указанной теме. У студентов будет возможность отработать навыки публичного вы-
педагогические науки
Мироненко Виктория Владимировна ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ...
ступления, представить свои работы, обсудить преимущества и недостатки своих презентаций в аудитории. Лучше, если студенты будут использовать только английский язык, чтобы выразить свое мнение.
2. Процесс:
Работа может быть как индивидуальной, так и в парах или в группах. Необходим доступ в Интернет. Студенты также могут работать дома или непосредственно в компьютерном классе. Преподаватель обговаривает какую ключевую информацию необходимо найти. Необходимое условие - учащиеся веб-квеста должны пользоваться только ресурсами, указанными в списке. Например: https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page, http://www.wisegeek.com/what-are-the-different-types-of-international-markets.htm и т. д.
3. Вопросы:
В процессе поиска информации студентам предлагается ответить на ряд вопрос по тематике занятия. Студенты готовят презентацию (самостоятельно, в паре, в группах). Например: 'Principles or profit?: debate some ethical dilemmas facing a drugs company'.
4. Оценивание:
а) содержание:
- информация не ясна или не решает поставленную задачу (2 балла);
- в презентации много лишней информации, не касающейся предложенной темы. Нет картинок (3 балла);
- информации не совсем достаточно, задача не полностью выполнена (4 балла);
- представлена четкая информация. Тема раскрыта (5 баллов).
б) структура:
- нет четкой структуры в разработанном материале. Текст неструктурирован (2 балла);
- информация не совсем логично представлена. Основная идея понятна, но может быть раскрыта лучше (3 балла);
- прослеживается некоторое единство, направленность, структура излагаемого материала (4 балла);
- идея понятна, логически правильно выстроено изложение материала. Презентация четко соответствует требованиям (5 балов).
в) коммуникативные навыки:
- отсутствие зрительного контакта, темп речи слишком медленный/быстрый, незаинтересованная монотонная речь. Значительное количество грамматических ошибок (2 балла);
- незначительный зрительный контакт, неравномерный темп речи, наличие грамматических ошибок (3 балла);
- чувствуется зрительный контакт, хороший темп речи, понятная артикуляция, но есть несущественные грамматические ошибки (4 балла);
- четкая артикуляция и произношение, устойчивый темп речи, грамматически правильно построенная речь, хорошая осанка и зрительный контакт, энтузиазм, доверие (5 баллов).
г) орфография / грамматика:
- значительное количество орфографических и грамматических ошибок. Слабая лексика. Неправильное использование слов (2 балла);
- 4-6 орфографических или грамматических ошибок. По смыслу слова использованы неверно (3 балла);
- не более 3 орфографических или грамматических ошибок. Хороший словарный запас. Проблемы с печатью (4 балла);
- отсутствие орфографических или грамматических ошибок. Идеальный словарный запас.
д) стиль изложения:
- работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Лексический словарь крайне беден. Нарушено стилевое единство текста (2 балла);
- синтаксические конструкции однообразны, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна (3 балла);
- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью (4 балла);
- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста (5 баллов).
е) восприятие аудиторией:
- аудитория практически потеряла интерес и не смогла понять смысл презентации (2 балла);
- аудитория, скорее всего, относится к изложенному материалу с умеренным интересом (3 балла);
- отношение аудитории к презентации позитивно, студенты проявляют интерес (4 балла);
- представленные факты привлекали всеобщее внимание, заинтересовали слушателей. Участие аудитории в презентации (5 баллов).
5. Вывод:
- после завершения проекта студенты выражают свое мнение по проблеме, аргументируют свою точку зрения, анализируют выступления оппонентов, обрабатывают полученную информацию, сопоставляют факты и делают определенные выводы;
- обрабатывают полученную информацию;
- употребляют в речи изученную лексику по теме;
- сотрудничают с другими учащимися, продуктивно работают в команде для решения поставленной проблемы;
-применяют творчески свои идеи;
- приобретают опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи;
- учатся вести «диалог культур»;
- повышается интерес к социокультурным особенностям страны изучаемого языка;
- способны осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
- умеют структурировать найденную информацию;
- проводят анализ найденной информации, делают выводы на основе совокупности отдельных фактов;
- осознают правила и нормы взаимодействия со сверстниками;
- умеют описывать и характеризовать факты и события по изучаемой теме на английском языке.
Включение в педагогический процесс веб-квестов способствует в значительной степени повышению эффективности обучения магистрантов профессионально-ориентированному иностранному языку, благодаря интересным творческим заданиям. Кроме этого такая технология способствуют формированию медиакомпе-тентности студентов.
Выводы исследования. Применение веб-квестов в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиале) «Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского» позволяет видоизменять весь процесс преподавания иностранного языка, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать систему самостоятельной подготовки студентов. Это способствует развитию личности будущего специалиста, позволяет создать целостную дидактическую модель изучения иностранного языка, развивает инициативу, уверенность в себе, умение творчески выполнять поставленные задачи, самостоятельно принимать ответственные решения, защищать свою точку зрения, критически мыслить. Методика использования веб-технологий, в частности веб-квестов в учебном процессе развивает познавательную активность студентов и повышает качество обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Багузина Е.И. Методология создания веб-квестов
Mironenko Victoria Vladimirovna WEB-QUEST AS A METHOD ...
pedagogical sciences
как формы итогов контроля знаний, умений и навыков при изучении студентами иностранного языка // Материалы 25-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» - 2010. Вып. 2. М .: Изд-во Государственного университета управления, 2010. С. 167-168.
2. Багузина Е.И. Контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках коммуникативной модели обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 26. С. 264-265.
3. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2008/1216.html
4. Воробьев Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции :Английский язык, лингвистический вуз : Дисс...канд.пед.наук. Пятигорск, 2004. 220 с.
5. Лабзина П.Г. Принципы обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в виртуальной реальности // Вестник Самарского государственного технического университета Сер: «Психол.-пед. науки». № 4 (36). 2017. C. 79-81
6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2014. 180 с.
7. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013. 188 с.
8. Малова Н.В. Дидактический потенциал средств записи и распознавания речи в преподавании иностранного языка студентам института культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-260.
9. Смирнова Е.В. Рекомендации к учебному процессу с применением программно-методического обеспечения обучения иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 32-35.
10. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
11. Ясаревская О.Н., Ясаревская Д.П. Использование технологии продуктивного чтения при обучении иностранному языку студентов направления IT // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 121-124.
12. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
13. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
14. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests, 2001. URL: http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
15. Lamb A. Locate and Evaluate Webquests, 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses. Webquests. URL: http://eduscapes.com/tap/topic4.htm.
16. March T. Criteria for Assessing Best WebQuests. 2002-2003. URL: http://www.bestwebquests.com/bwq/ma-trix.asp.
Статья поступила в редакцию 08.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018