мент для развития ИКТ-компетенций студентов бакалавриата в его дальнейшей педагогической деятельности. Формирование ИКТ-компетентности будущего бакалавра-педагога на вузовском этапе обеспечивает необходимый каждому минимальный уровень овладения способами информационной деятельности и информационного взаимодействия с помощью ИКТ.
Главным компонентом личности, который формируется в процессе обучения, является опыт Такой опыт, в контексте информатизации образования, в полной мере будет получен будущими бакалаврами в ходе практической работы в школе в условиях комплексного использования ИКТ в образовательном процессе. В процессе работы учитель актуализирует полученные в педвузе знания, при этом ИКТ-компетентность будущего бакалавра педагогического образования обретает свойства мобильности, оперативности, адаптивности.
Поступательное развитие личности педагога в области применения ИКТ происходит как в течение обучения студента бакалавриата в педвузе, так и в течение всего периода работы в школе. Это особенно актуально в связи с постоянным развитием как самих средств ИКТ, так и методик их педагогического использования. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога постоянно возрастают в связи с развитием ИКТ, реализацией федеральных и региональных программ в области информатизации как общества, так и образования. Компетентность в области ИКТ позволит будущему бакалавру быть конкурентоспособным на рынке труда, готовым к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности в соответствии с потребностями современного образования эпохи информатизации.
В диссертационном исследовании В.П. Короповской профессиональная ИКТ-компетентность педагога определяется, как способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ. В профессиональной ИКТ-компетентности педагога можно выделить общепедагогическую (общие направления применения ИКТ в образователь-
ном процессе) и предметную составляющую, отражающую особенности учебного предмета [1, с. 42].
Мы будем придерживаться пояснения ИКТ-компетентности работников образования, данного М.П. Лапчиком: «ИКТ-компетентность педагогического работника ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности. ИКТ-компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения» [2, с. 12].
В работе И.Н. Фалиной «Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике» [3] можно встретить такое определение ИКТ-ком-петентности: уверенное владение учащимися всеми навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Из вышеизложенного следует, что для формирования ИКТ-компетентности будущих бакалавров необходимо непрерывное информационно-методическое сопровождение [4]; консультации по освоению будущими педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; создание технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ; создание системы ресурсного обеспечения.
Библиографический список
1. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. М.П. Лапчик. Омск: Издательство ОмГПУ 2007.
3. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика. 2006; 7: 4 - 6.
4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Koropovskaya V.P Nepreryvnoe formirovanie IKT-kompetentnosti pedagoga v usloviyah informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2010.
2. Lapchik M.P. IKT-kompetentnost'pedagogicheskih kadrov: monografiya. M.P. Lapchik. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2007.
3. Falina I.N. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii i standart obrazovaniya po informatike. Informatika. 2006; 7: 4 - 6.
4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 26.11.18
УДК 37
Yelchik V.A., senior lecturer, Department of String Folk Instruments, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
VIBRATION AS A PROMISING DIRECTION FOR TEACHING MUSIC STUDENTS HOW TO PLAY THE BALALAIKA. In the article, in the context of vocational training of future balalaika musicians, a performance-pedagogical analysis of the reception of the game "vibrato" is made. Recommendations are given to teachers to train their pupils in this technique, as an integral part of game methods used for a balalaika performer. The emergence of new prospects for the use of vibrato in the performance of multi-genre repertoire is traced, contributing to the discovery by the teacher-musician, musician-performer of new sound solutions when interpreting concert and educational repertoire. An analysis is made of the state of the modern performing and pedagogical school of playing the balalaika and the contribution of masters (famous balalaika players) to the performing traditions of folk instrumental art.
Key words: performing music, professional musician training, playing techniques, repertoire for balalaika.
В.А. Ельчик, доц. каф. струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВИБРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ
В статье, в контексте профессиональной подготовки будущих музыкантов-балалаечников, произведен исполнительско-педагогический анализ приема игры «вибрато». Даны рекомендации педагогам-музыкантам по обучению своих воспитанников этому приему, как неотъемлемой составляющей игрового «арсенала» балалаечника-исполнителя. Прослеживается зарождение новых перспектив применения вибрато при исполнении разножанрового репертуара, способствующие выявлению педагогом-музыкантом, музыкантом-исполнителем новых звуковых решений при интерпретации концертного и учебного репертуара. Осуществляется анализ состояния современной исполнительской и педагогической школы игры на балалайке и вклада Мастеров - известных балалаечников в исполнительские традиции народного инструментального искусства.
Ключевые слова: музыкально-исполнительское искусство, профессиональное обучение музыканта, игровые приемы, репертуар для балалайки.
Вибрация - это единственный козырь в «рукаве» балалаечника! Никакой другой вид техники не имеет такого эмоционального воздействия на слушателя, как вибрация!
П.И. Нечепоренко
Профессиональную компетентность будущих музыкантов - выпускников вузов, их конкурентоспособность как в концертно-исполнительской, так и педагогической деятельности определяет результативность процесс обучения, ее направленность на дальнейший рост исполнительского мастерства и активное творчество. Компетентность же выпускника, освоившего один из видов исполнительского искусства, в свою очередь, достигается путем повышения уровня профессиональной подготовки, выявлением новых областей обучения, учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей студентов, то есть оптимизацией всего процесса обучения. Постановка проблемы оптимизации процесса подготовки будущего музыканта - исполнителя на народных музыкальных инструментах, позволяет сегодня педагогического сообщества осмыслить исторические сложившиеся каноны обучения различным игровым приемам, раскрыть дополнительные возможности в традиционной педагогической и исполнительской школе игры на балалайке подготовки его к таким видам профессиональной деятельности, которые бы соответствовали новым условиям рынка труда.
За последние десятилетия лет в системе профессионального обучения исполнителей на балалайке всё чаще наблюдается процесс «изъятия» из педагогической практики игрового приема «вибрато». Автор статьи, анализируя творчество исполнителей разных возрастных категорий, пришел к выводу о том, что у большинства из них как будто отсутствует внутренняя потребность продлить звучание за счет вибрации, сделать его еще более сочным, волнующим, окрашенным в звуковом пространстве тембром. И это несмотря на тот факт, что звучание, например, скрипки невозможно представить без вибрации, так как именно вибрация восприятие слушательской аудитории своей экспрессией, наполненностью, красотой. В то же время достаточно большое количество исполнителей-балалаечников не держат в своем игровом «арсенале» этот прием и не используют его во время исполнения своего концертного репертуара. Поэтому у автора возникла потребность проанализировать причину отсутствия вибрато в исполнительской практике музыкантов. Причина кроется, прежде всего, в технологии выполнения вибрации.
Если обратиться к научной области физике, то при отслеживании на осциллографе сигнала определенной частоты на дисплее можно увидеть прямую горизонтальную линию, а звучание сигнала напоминает звук вызова телефона. Но, при заданной частотной модуляции сигнала в небольшом спектре, можно увидеть и услышать характерные колебания звука в сторону повышения и понижения, так как этот процесс имеет электрическую (искусственную) природу, то и звук имеет синтетическую окраску.
Если же проанализировать процесс извлечения звука любой высоты, можно услышать его быстрое затухание. Но, при придании этой ноте определённых колебательных движений с определенной скоростью и частотой, то можно услышать звучание в его многообразии - трепет, визг, нервозность и др. Поэтому, когда исполнителю необходимо достичь взволнованности при исполнении произведения, трепетности звучания вибрато выступает именно тем приемом, который способен передать этот характер. Если же озвучить таким приемом несколько нот или целую фразу, то получится фрагмент сочинения необычайно выразительно окрашенным.
В.Н. Городовская в интервью с П.И. Нечепоренко в одной из радиопередач задала ему вопрос, который всегда интересовал как профессиональных исполнителей, так и слушателей: «Каким образом Вы достигаете такой необычайной вибрации, которой нет ни у кого?». Ответ П.И. Нечепоренко был чрезвычайно прост: «Вибрация должна быть волнующей. Вибрация на балалайке по окраске и тембру не имеет аналогов». Автор статьи настаивает на том, что вибрация обладает свойствами, без которых контроль над качественным выполнением приема станет невозможным. Это скорость колебаний руки и амплитуда. Устойчивый контроль над этими свойствами исполнителю необходим, так как при увеличенной скорости колебаний балалаечник может достичь взволнованного исполнения того или иного произведения, при уменьшенной скорости текст произведения звучит вяло и безжизненно. При большой амплитуде может проявиться звук, похожий на кошачье мяуканье; при малой амплитуде - исчезает трепетность звучания. Поэтому что отсутствие у исполнителя постоянного слухового контроля над качеством выполнения приема, технологическая сложность его выполнения отталкивает от исполнения приёма «вибрация» даже тех музыкантов, которые хотели бы им владеть.
Технология выполнения вибрато достаточно проста, хотя, как силовой приём игры, он требует довольно значительных физических сил в условиях преодоления всего спектра динамики и продолжительности использования. Так, например, в процессе создания переложения одного их произведений классики - Сонаты ми-мажор К380 Д. Скарлатти - автор статьи обнаружил, что, исходя из общего эмоционального настроя пьесы, вся Соната целиком должна играться исключительно приемом вибрато. И это почти пятиминутного звучания текста. При подготовке Сонаты к исполнению выяснилось, что потребуется гораздо
больше физических сил, чем можно было предположить. Причина заключалась в отсутствии в балалаечном репертуаре аналогов непрерывного исполнения вибрации достаточно продолжительное время. Следовательно, перед педагогом должна стоять задача систематическая подготовка студента - будущего музыканта-исполнителя к такой физической нагрузке, которая должна обеспечить процесс исполнения этого приема.
Многолетний опыт работы в РАМ им. Гнесиных дал возможность автору статьи выработать определенные методические рекомендации по работе со студентами над приемом «вибрато». В них отмечается сложность и продолжительность периода обучения приему «вибрато», так как даже при систематическом контроле и работе педагога качественное исполнения нотного текста на «вибрато» у студентов формируется этот навык лишь через год. Кроме того, существуют четыре принципиально разных по технологии выполнения вида приема «вибрато» указательным пальцем, вибрато большим пальцем, вибрация левой рукой вдоль струны (по аналогии со смычковыми инструментами) и вибрация левой рукой с вращением кисти вокруг струны в точке касания (очень похожа на гитарные подтяжки, но принцип всё -таки другой).
Встречаются даже варианты виртуозной передачи одного вида вибрации в другой. Это дает возможность исполнителю добиться полного спектра выразительности звучания, который только возможен только на балалайке. Причем, использовать вибрацию удается даже в определенных точках подвижных пьес. По убеждению автора, максимальное использование возможных, а в некоторых случаях почти невозможных средств выразительности, не только делает произведение ещё более выразительнее, но и исполнение балалаечником концертного репертуара становится наиболее привлекательным для слушательской аудитории.
Великие Мастера искусства игры на балалайке В.В. Андреев, Б.С. Трояновский [1], П.И. Нечепоренко и их последователи в течение всей концертно-испол-нительской деятельности скрупулезно формировали прием «вибрато», изменяя отдельные технологические сложности его выполнения, что привело к логически выверенной, стройной методике его выполнения, венцом которой выступила убедительность исполнения как единственный критерий.
Следует подчеркнуть, что вибрация не относится к архаичным, естественно отмирающим приемам игры на балалайке, прежде всего потому, что является непременным атрибутом пьес кантиленного характера. Следовательно, исполнителям на балалайке необходимо овладеть всеми средствами выразительности, в том числе вибрацией. При этом следует констатировать, что в последние годы активно происходит процесс пополнения нового репертуара для балалайки, где всё большее место занимают произведения современных композиторов, в котором порой ради проявления своего индивидуального композиторского почерка изламываются мелодические линии произведений, превращаясь в резкие, нервно-пульсирующие мотивные реплики. С одной стороны это вполне объясняется современной, динамично развивающейся звуковой средой. С другой - налицо необходимость сохранения того уникального выразительного тембра, певучести, свойственные только балалайке.
По мнению молодого поколения музыкантов-балалаечников, в современной музыке гораздо больше «интересных» средств музыкальной выразительности, на этом фоне шедевры мировой музыкальной литературы уже не так для них привлекательны, а значит и применение привычных средств выразительности сегодня вроде бы неуместны. Но музыкальное искусство всегда выступало как не набор спецсредств и звуковых эффектов, а как эмоционально окрашенный звуковой контекст любой исторической эпохи.
Автор статьи проделал анализ мелодических линий современных сочинений для балалайки, расчленяя их на мелкие мотивы и очень многие из них, как, оказалось, были уже известны. При соединении воедино этих мотивов, получались вполне осознанные выразительные фразы. То есть с одной стороны, стремление современных композиторов овладеть современными звуковыми спецэфектами вполне понятен, с другой - привычный, осознанный подход к изложению музыкальной мысли.
С одной стороны, ненужность игровых приемов, например, как вибрации, с другой - выразительность исполнения достигается именно за счет вибрации. Отсюда можно сделать вывод о том, что педагогу в классе балалайки необходимо форсировать свои художественные устремления в сторону формирования у студентов поистине высокого уровня исполнительского мастерства за счет оснащения его всеми игровыми приемами, в том числе «вибрато». Это связано, прежде всего, с тем, что почти полное отсутствие в исполнительской практике балалаечников вибрации в последние 10-15 лет, на конкурсных прослушиваниях им не удавалось профессионально качественно исполнить пьесы кантиленного характера, так как практически во всех таких произведениях есть эпизоды с обязательным применением вибрации. Следовательно, конкурсанту приходится в этом случае либо играть эпизоды с вибрацией другим приемом, либо не проявить себя в должной мере как концертный исполнитель. Эти процессы, к сожалению, происходят потому, что жюри конкурсов уделяет значительное внимание наличию у конкурсантов беглой техники, которая за последнее десятилетие кратно выросла.
В заключение следует подчеркнуть, что особенности формирования навыка исполнения приема «вибрато» связаны с необходимостью достижения балалаечником передачи значительного объема средств музыкальной выразительности, который обеспечит во всех видах его будущей профессиональной
деятельности (концертно-исполнительской, педагогической, музыкально-просветительской) успешную адаптацию в современных условиях рынка труда. Поэтому формирование навыка вышеуказанного игрового приема позволит значительно расширить технологическую оснащенность исполнителя, сформировать высокий
Библиографический список
уровень музыкального вкуса и мышления, в которой в едином комплексе выступают чисто композиционные элементы (лад, ритм, мелодия) и непосредственно сам исполнительский процесс; усилить индивидуальное активное начало, исполнительскую манеру.
1. Жизнь и творчество Б.С. Трояновского. Составитель К. Юноки-Оиэ, А.В. Афанасьев. Москва: Пробел-2000, 2002.
2. Акулович В.И. Претворение традиций В.В. Андреева и Н.И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы научно-практической конференции. Москва, 1988: 305 - 307.
3. Афанасьев А.В. Михаил Рожков. Спасибо за тишину. Москва, 2008.
4. Бендерский Л.Г Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.
5. Бендерский Л.Г Традиции Андреева и их значение для нашей современности. Научно-методические записки Уральской консерватории. Свердловск, 1972; Вып. 7: 38 - 42.
6. Блинов Е.Г Методические рекомендации к курсу обучения игре на балалайке. Е.Г. Блинов. Екатеринбург, 2006.
7. Галахов В.О претворении традиций фольклорного балалаечного исполнительства в профессиональном обучении. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1987; Вып. 95: 12 - 15.
8. Горбачев А.А. Специальный класс (балалайка): программа для высших музыкальных заведений. Тамбов, 2003.
9. Горбачев А.А. Становление системы профессионального обучения на струнных темперированных инструментах. Вопросы музыкознания и музыкального образования: сборник научных трудов. Вологда, 2007; Вып. 3: 9 - 14.
10. Данилов А. Аппликатура и ее роль в развитии техники левой руки балалаечника. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1987; Вып. 95: 73 - 75.
11. Зажигин В.Е. Гитарный прием на балалайке. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1984; Вып. 74: 41 - 44.
12. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. Москва: ИздательствоРАМ им. Гнесиных, 2008.
13. Семергеев В.Б. Основные принципы методики обучения игре на балалайке. Орел, 2004.
14. Сенчуров М. Тремоло (методические рекомендации). Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: сборник статей. Санкт-Петербург, 2004; Вып. 1: 71 - 76.
15. Шалов А.Б. Обозначение балалаечных штрихов. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель П. Говорушко. Ленинград, 1975: 62 - 67.
16. Шалов А.Б. Совершенствование исполнительского мастерства балалаечника. Вопросы музыкальной педагогики. Ленинград, 1985; Вып. 6.
References
1. Zhizn'itvorchestvo B.S. Troyanovskogo. Sostavitel' K. Yunoki-Oi'e, A.V. Afanas'ev. Moskva: Probel-2000, 2002.
2. Akulovich V.I. Pretvorenie tradicij V.V. Andreeva i N.I. Privalova v koncertnom ispolnitel'stve na narodnyh instrumentai Fol'klor: problemy sohraneniya, izucheniya ipropagandy: Tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1988: 305 - 307.
3. Afanas'ev A.V. Mihail Rozhkov. Spasibo za tishinu. Moskva, 2008.
4. Benderskij L.G. Stranicy istorii ispolnitel'stva na narodnyh instrumentah. Sverdlovsk, 1983.
5. Benderskij L.G. Tradicii Andreeva i ih znachenie dlya nashej sovremennosti. Nauchno-metodicheskie zapiski Ural'skoj konservatorii. Sverdlovsk, 1972; Vyp. 7: 38 - 42.
6. Blinov E.G. Metodicheskie rekomendacii k kursu obucheniya igre na balalajke. E.G. Blinov. Ekaterinburg, 2006.
7. Galahov V.O pretvorenii tradicij fol'klornogo balalaechnogo ispolnitel'stva v professional'nom obuchenii. Problemy pedagogiki i ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah: sbornik trudov. Moskva, 1987; Vyp. 95: 12 - 15.
8. Gorbachev A.A. Special'nyj klass (balalajka): programma dlya vysshih muzykal'nyh zavedenij. Tambov, 2003.
9. Gorbachev A.A. Stanovlenie sistemy professional'nogo obucheniya na strunnyh temperirovannyh instrumentah. Voprosy muzykoznaniya i muzykal'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Vologda, 2007; Vyp. 3: 9 - 14.
10. Danilov A. Applikatura i ee rol' v razvitii tehniki levoj ruki balalaechnika. Problemy pedagogiki i ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah: cbornik trudov. Moskva, 1987; Vyp. 95: 73 - 75.
11. Zazhigin V.E. Gitarnyj priem na balalajke. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo na russkih narodnyh instrumentah: cbornik trudov. Moskva, 1984; Vyp. 74: 41 - 44.
12. Imhanickij M.I. Stanovleniestrunno-schipkovyh narodnyh instrumentov vRossii: ucheb. posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch. Moskva: Izdatel'stvoRAM im. Gnesinyh, 2008.
13. Semergeev V.B. Osnovnye principy metodiki obucheniya igre na balalajke. Orel, 2004.
14. Senchurov M. Tremolo (metodicheskie rekomendacii). Voprosy ispolnitel'stva na strunnyh narodnyh instrumentah: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2004; Vyp. 1: 71 - 76.
15. Shalov A.B. Oboznachenie balalaechnyh shtrihov. Metodika obucheniya igre na narodnyh instrumentah. Sostavitel' P. Govorushko. Leningrad, 1975: 62 - 67.
16. Shalov A.B. Sovershenstvovanie ispolnitel'skogo masterstva balalaechnika. Voprosy muzykal'nojpedagogiki. Leningrad, 1985; Vyp. 6.
Статья поступила в редакцию 29.11.18
УДК 378
Yelchik V.A., senior lecturer, Department of String Folk Instruments, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
IS ALEXANDER MARCHAKOVSKY A COMPOSER OR A SELF-TAUGHT? ABOUT THE QUESTION OF ORIGINAL REPERTOIRE FOR BALALAIKA. The
article presents an analysis of the work of Alexander Marchakovsky, a composer and a performer, who made a significant contribution to the development of the original repertoire for stringed and plucked folk instruments (balalaika). The creative way of Marchakovsky allows revealing the originality, specificity, all the complexity of musical and performing experiments, which are based on the best achievements of the folk instrumental tradition. The innovative principles of Marchakovsky, reflected in his writings, as well as the use of all the richness of the balalaika timbre palette are revealed. The article may be of interest to a wide range of specialists in the field of art pedagogy, performing musicians and students learning to play the balalaika.
Key words: creative work, folk musical tradition, composer creativity, stringed-plucked folk instruments.
В.А. Ельчик, доц. каф. струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]
АЛЕКСАНДР МАРЧАКОВСКИЙ - КОМПОЗИТОР ИЛИ САМОУЧКА: (К ВОПРОСУ ОБ ОРИГИНАЛЬНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ)
Статья посвящена анализу творчества исполнителя-композитора Александра Марчаковского, внесшего значительный вклад в становление оригинального репертуара для струнно-щипковых народных инструментов (балалайки). Творческий путь Марчаковского позволил выявить своеобразие, специфику, всю сложность музыкально-исполнительских экспериментов, которые основаны на лучших достижениях народной инструментальной традиции. Раскрываются новаторские принципы Марчаковского, отраженные в его сочинениях, а также использование всего богатства тембральной палитры балалайки. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов в области педагогики искусства, музыкантов-исполнителей и обучающихся игре на балалайке.
Ключевые слова: творчество, народная музыкальная традиция, композиторское творчество, струнно-щипковые народные инструменты.