Научная статья на тему 'Александр Марчаковский - композитор или самоучка: (к вопросу об оригинальном репертуаре для балалайки)'

Александр Марчаковский - композитор или самоучка: (к вопросу об оригинальном репертуаре для балалайки) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
828
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVE WORK / FOLK MUSICAL TRADITION / COMPOSER CREATIVITY / STRINGED-PLUCKED FOLK INSTRUMENTS / ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ельчик В. А.

Статья посвящена анализу творчества исполнителя-композитора Александра Марчаковского, внесшего значительный вклад в становление оригинального репертуара для струнно-щипковых народных инструментов (балалайки). Творческий путь Марчаковского позволил выявить своеобразие, специфику, всю сложность музыкально-исполнительских экспериментов, которые основаны на лучших достижениях народной инструментальной традиции. Раскрываются новаторские принципы Марчаковского, отраженные в его сочинениях, а также использование всего богатства тембральной палитры балалайки. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов в области педагогики искусства, музыкантов-исполнителей и обучающихся игре на балалайке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS ALEXANDER MARCHAKOVSKY A COMPOSER OR A SELF-TAUGHT? ABOUT THE QUESTION OF ORIGINAL REPERTOIRE FOR BALALAIKA

The article presents an analysis of the work of Alexander Marchakovsky, a composer and a performer, who made a significant contribution to the development of the original repertoire for stringed and plucked folk instruments (balalaika). The creative way of Marchakovsky allows revealing the originality, specificity, all the complexity of musical and performing experiments, which are based on the best achievements of the folk instrumental tradition. The innovative principles of Marchakovsky, reflected in his writings, as well as the use of all the richness of the balalaika timbre palette are revealed. The article may be of interest to a wide range of specialists in the field of art pedagogy, performing musicians and students learning to play the balalaika.

Текст научной работы на тему «Александр Марчаковский - композитор или самоучка: (к вопросу об оригинальном репертуаре для балалайки)»

деятельности (концертно-исполнительской, педагогической, музыкально-просветительской) успешную адаптацию в современных условиях рынка труда. Поэтому формирование навыка вышеуказанного игрового приема позволит значительно расширить технологическую оснащенность исполнителя, сформировать высокий

Библиографический список

уровень музыкального вкуса и мышления, в которой в едином комплексе выступают чисто композиционные элементы (лад, ритм, мелодия) и непосредственно сам исполнительский процесс; усилить индивидуальное активное начало, исполнительскую манеру.

1. Жизнь и творчество Б.С. Трояновского. Составитель К. Юноки-Оиэ, А.В. Афанасьев. Москва: Пробел-2000, 2002.

2. Акулович В.И. Претворение традиций В.В. Андреева и Н.И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы научно-практической конференции. Москва, 1988: 305 - 307.

3. Афанасьев А.В. Михаил Рожков. Спасибо за тишину. Москва, 2008.

4. Бендерский Л.Г Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.

5. Бендерский Л.Г Традиции Андреева и их значение для нашей современности. Научно-методические записки Уральской консерватории. Свердловск, 1972; Вып. 7: 38 - 42.

6. Блинов Е.Г Методические рекомендации к курсу обучения игре на балалайке. Е.Г. Блинов. Екатеринбург, 2006.

7. Галахов В.О претворении традиций фольклорного балалаечного исполнительства в профессиональном обучении. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1987; Вып. 95: 12 - 15.

8. Горбачев А.А. Специальный класс (балалайка): программа для высших музыкальных заведений. Тамбов, 2003.

9. Горбачев А.А. Становление системы профессионального обучения на струнных темперированных инструментах. Вопросы музыкознания и музыкального образования: сборник научных трудов. Вологда, 2007; Вып. 3: 9 - 14.

10. Данилов А. Аппликатура и ее роль в развитии техники левой руки балалаечника. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1987; Вып. 95: 73 - 75.

11. Зажигин В.Е. Гитарный прием на балалайке. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: сборник трудов. Москва, 1984; Вып. 74: 41 - 44.

12. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. Москва: ИздательствоРАМ им. Гнесиных, 2008.

13. Семергеев В.Б. Основные принципы методики обучения игре на балалайке. Орел, 2004.

14. Сенчуров М. Тремоло (методические рекомендации). Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: сборник статей. Санкт-Петербург, 2004; Вып. 1: 71 - 76.

15. Шалов А.Б. Обозначение балалаечных штрихов. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель П. Говорушко. Ленинград, 1975: 62 - 67.

16. Шалов А.Б. Совершенствование исполнительского мастерства балалаечника. Вопросы музыкальной педагогики. Ленинград, 1985; Вып. 6.

References

1. Zhizn'itvorchestvo B.S. Troyanovskogo. Sostavitel' K. Yunoki-Oi'e, A.V. Afanas'ev. Moskva: Probel-2000, 2002.

2. Akulovich V.I. Pretvorenie tradicij V.V. Andreeva i N.I. Privalova v koncertnom ispolnitel'stve na narodnyh instrumentai Fol'klor: problemy sohraneniya, izucheniya ipropagandy: Tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1988: 305 - 307.

3. Afanas'ev A.V. Mihail Rozhkov. Spasibo za tishinu. Moskva, 2008.

4. Benderskij L.G. Stranicy istorii ispolnitel'stva na narodnyh instrumentah. Sverdlovsk, 1983.

5. Benderskij L.G. Tradicii Andreeva i ih znachenie dlya nashej sovremennosti. Nauchno-metodicheskie zapiski Ural'skoj konservatorii. Sverdlovsk, 1972; Vyp. 7: 38 - 42.

6. Blinov E.G. Metodicheskie rekomendacii k kursu obucheniya igre na balalajke. E.G. Blinov. Ekaterinburg, 2006.

7. Galahov V.O pretvorenii tradicij fol'klornogo balalaechnogo ispolnitel'stva v professional'nom obuchenii. Problemy pedagogiki i ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah: sbornik trudov. Moskva, 1987; Vyp. 95: 12 - 15.

8. Gorbachev A.A. Special'nyj klass (balalajka): programma dlya vysshih muzykal'nyh zavedenij. Tambov, 2003.

9. Gorbachev A.A. Stanovlenie sistemy professional'nogo obucheniya na strunnyh temperirovannyh instrumentah. Voprosy muzykoznaniya i muzykal'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Vologda, 2007; Vyp. 3: 9 - 14.

10. Danilov A. Applikatura i ee rol' v razvitii tehniki levoj ruki balalaechnika. Problemy pedagogiki i ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah: cbornik trudov. Moskva, 1987; Vyp. 95: 73 - 75.

11. Zazhigin V.E. Gitarnyj priem na balalajke. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo na russkih narodnyh instrumentah: cbornik trudov. Moskva, 1984; Vyp. 74: 41 - 44.

12. Imhanickij M.I. Stanovleniestrunno-schipkovyh narodnyh instrumentov vRossii: ucheb. posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch. Moskva: Izdatel'stvoRAM im. Gnesinyh, 2008.

13. Semergeev V.B. Osnovnye principy metodiki obucheniya igre na balalajke. Orel, 2004.

14. Senchurov M. Tremolo (metodicheskie rekomendacii). Voprosy ispolnitel'stva na strunnyh narodnyh instrumentah: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2004; Vyp. 1: 71 - 76.

15. Shalov A.B. Oboznachenie balalaechnyh shtrihov. Metodika obucheniya igre na narodnyh instrumentah. Sostavitel' P. Govorushko. Leningrad, 1975: 62 - 67.

16. Shalov A.B. Sovershenstvovanie ispolnitel'skogo masterstva balalaechnika. Voprosy muzykal'nojpedagogiki. Leningrad, 1985; Vyp. 6.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 378

Yelchik V.A., senior lecturer, Department of String Folk Instruments, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

IS ALEXANDER MARCHAKOVSKY A COMPOSER OR A SELF-TAUGHT? ABOUT THE QUESTION OF ORIGINAL REPERTOIRE FOR BALALAIKA. The

article presents an analysis of the work of Alexander Marchakovsky, a composer and a performer, who made a significant contribution to the development of the original repertoire for stringed and plucked folk instruments (balalaika). The creative way of Marchakovsky allows revealing the originality, specificity, all the complexity of musical and performing experiments, which are based on the best achievements of the folk instrumental tradition. The innovative principles of Marchakovsky, reflected in his writings, as well as the use of all the richness of the balalaika timbre palette are revealed. The article may be of interest to a wide range of specialists in the field of art pedagogy, performing musicians and students learning to play the balalaika.

Key words: creative work, folk musical tradition, composer creativity, stringed-plucked folk instruments.

В.А. Ельник, доц. каф. струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]

АЛЕКСАНДР МАРЧАКОВСКИЙ - КОМПОЗИТОР ИЛИ САМОУЧКА: (К ВОПРОСУ ОБ ОРИГИНАЛЬНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ)

Статья посвящена анализу творчества исполнителя-композитора Александра Марчаковского, внесшего значительный вклад в становление оригинального репертуара для струнно-щипковых народных инструментов (балалайки). Творческий путь Марчаковского позволил выявить своеобразие, специфику, всю сложность музыкально-исполнительских экспериментов, которые основаны на лучших достижениях народной инструментальной традиции. Раскрываются новаторские принципы Марчаковского, отраженные в его сочинениях, а также использование всего богатства тембральной палитры балалайки. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов в области педагогики искусства, музыкантов-исполнителей и обучающихся игре на балалайке.

Ключевые слова: творчество, народная музыкальная традиция, композиторское творчество, струнно-щипковые народные инструменты.

Исследование проблемы функционирования в современной социокультурной среде песенных и инструментальных фольклорных жанров позволяет ученым сделать вывод о том, что инструментальное творчество и яркие имена исполнителей на народных инструментах составляют целый пласт отечественной художественной культуры, сохранивший в себе до нынешнего времени многовековые традиции исполнительства на «природных музыкальных инструментах славян» (А. Фаминцын).

Анализ традиций исполнительской, композиторской и педагогической школ игры на струнно-щипковых инструментах дал возможность автору проследить эволюционный путь становления оригинального репертуара, исторически сложный, веками складывающийся процесс выработки приемов игры до их стилизации при применении современных технологических и технических средств.

Анализ архивных документов убедительно доказывает, что на протяжении длительного периода бытование на Руси домр, балалаек, гудков, гуслей, гитары приобрело настолько всеобъемлющие формы, что балалайка, например, заняла «наипервейшее место в ряду национальных русских инструментов, превратилась в своеобразную эмблему русской народной музыки» [1, с. 23].

Поэтому зоной пристального внимания исследователей сегодня выступает не только проблемы конструктивного усовершенствования струнно-щипкового народного инструментария, но и создание композиторами оригинального репертуара для всего семейства струнных народных инструментов.

При этом совершенно справедливо звучит утверждение известного этно-органолога К.А. Верткова, который настаивал на том, что для целостной характеристики народного инструментария и истории исполнительства на народных инструментах, по-прежнему диктует необходимость поиска научного обоснования проблем, связанных с педагогическими, исполнительскими конструктивными особенностями этого вида музыкально-творческой деятельности.

Содержание научных, методических трудов по истории исполнительства на русских народных инструментах В.А. Аверина [2], В.А. Вольфовича [3], М.И. Им-ханицкого, В.Ф. Платонова, С.И. Руднева, В.К. Сухорослова, М.А. Стаховича и др. позволяет молодому поколению музыкантов-народников погрузиться в мир сольного и коллективного музицирования на струнных народных инструментах, неповторимую красоту тембральной палитры, их выразительные возможности.

Эволюционный путь становления исполнительской, педагогической, композиторской школ на струнно-щипковых народных инструментах в России, функционирование этого вида музыкальных «орудий» в современном социуме дают возможность каждому начинающему и уже состоявшемуся профессиональному музыканту проследить сложнейший процесс формирования оригинального репертуара, то есть именно таких произведений, которые написаны специально для домры, балалайки, гуслей и др.

В профессиональной образовательной практике бытует вполне справедливое мнение, что знание законов гармонии, музыкальной формы, разных видов фактуры может дать толчок любому музыканту к началу создания собственных сочинений, то есть композиторскому творчеству Однако только лишь некоторые из них достигают определенных вершин в данном виде музыкально-творческой деятельности.

Это связано, прежде всего, с тем, высокая степень требовательности к себе и ответственности за созданный музыкальный материал, заставляет автора критически оценивать результаты своего творческого «продукта». Но при этом, природная одаренность отельных представителей музыкально-исполнительской профессии приводит в композиторском творчестве к ощутимому результату.

В мире народно-инструментального музицирования на струнно-щипковых инструментах сегодня известны яркие, высокопрофессиональные исполнители, педагоги, которые наряду с концертной и педагогической деятельностью занимаются аранжировкой, сочинением оригинального репертуара для домры, балалайки, гуслей, гитары. К ним смело можно отнести В. Городовскую, А. Горбачева, А. Марчаковского, С. Руднева, А. Цыганкова и др.

Так, например, имя Александра Марчаковского - Заслуженного артиста РФ, широко известно как концертного исполнителя на балалайке, одного из лучших учеников выдающегося музыканта и педагога П.И. Нечепоренко. Но, при этом, композиторское творчество А. Марчаковского настолько самобытно, что его сочинения всегда отличал высочайший уровень мастерства и знание специфики исполнения того или иного сочинения.

Еще в период обучения в ГМПИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных) А. Марчаковский пишет Три прелюдии, Концерт № 1 и Детские альбомы. Цикл «Три прелюдии» для балалайки и фортепиано в некотором смысле созвучны прелюдиям А. Скрябина и С. Рахманинова. В этих сочинениях создается ощущение, что автор «нащупывает» свой собственный почерк.

Дипломной работой Марчаковского выступил цикл из шести пьес «Музыка для детей», который затем был широко востребован преподавателями детских школ искусств. Невольно на ум приходит цикл Б. Бартока. Однако в отличие от цикла Бартока «Микрокосмос», где собраны 153 пьесы, объединенные в 6 тетрадей, А. Марчаковский создает цикл для детей всего из 6-ти пьес. В нем, по аналогии с великим венгерским композитором, соблюдены два главных условия -дидактический принцип доступности и расположение пьес в порядке нарастания технологических сложностей исполнения. Но, самым главным достоинством цикла, выступает, пожалуй, авторский принцип А. Марчаковского - внятная, понятная для каждого юного музыканта образная сфера произведений.

Параллельно с циклом пьес для детей А. Марчаковский создает одночастный Концерт № 1. Концерт написан в свободной форме, но автор здесь предстает как музыкант, обладающий величайшим даром мелодиста. После дебютного триумфа на выпускном экзамене председатель Государственной комиссии Народный артист СССР Н. Некрасов принял решение записать Концерт № 1 А. Марчаковского с оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Творческий потенциал А. Марчаковского как композитора был реализован и во время прохождения воинской службы. В это период автор создает 4-х частный цикл «Воспоминания» и посвящает его В. Ельчику. Рапсодия, которую композитор создает на русско-украинской мелодической основе, позволила представить фактуру данного сочинения образно ярко и целостно.

В сложные для страны 90-е годы Марчаковский сочиняет Токкату-фантазию, Фантазию-экспромт, 2 Скерцо, Прелюдию для балалайки-соло, Концерт № 2. В этих произведениях ясно очерчено стремление композитора к достижению импровизационному стилю, мелодизму, но с некоторой остротой гармонического сопровождения.

Первый исполнитель Концерта № 2 А. Жуков, представившего сочинение на 90-летнем юбилее великого Мастера балалайки П.И. Нечепоренко, подчеркивал, что исполнителям этого сочинения придется приложить немало усилий, чтобы выполнить все авторские замыслы: феерические пассажи, необычные фактурные решения, искрометные движения по всему грифу в условиях огромного динамического диапазона в режиме сложнейшей педализации, которая находится буквально на поверхности, исключая какие-либо другие варианты.

Все вышеизложенное обращает внимание автора к процессу получения будущего композитора профессионального образования в классе композиции. Будущий композитор, как и все другие студенты, посещает лекции по специальным профессиональным дисциплинам учебного плана, изучает специфику «почерка», то есть творчество других композиторов. Согласно требованиям учебного плана студент обязан сочинить определенное количество произведений разных по форме, содержанию, для разных инструментов или оркестров. При этом важно, что у него должно сформироваться симфоническое мышление, поскольку написание множества произведений только для инструментов-соло будет считаться узкой специализацией. Это связано с тем, что владение навыками симфонического мышления, позволяет будущему композитору применять тот огромный спектр возможностей инструментов оркестра, который может отобразить конкретное эмоциональное состояние человека путем передачи партии тому или иному инструменту.

А. Марчаковский же, как и другие исполнители-композиторы, всегда имел уникальную возможность - сочинять для инструмента, которым сам блестяще владеет и знает его уникальные специфические возможности. Именно это отличие позволяет талантливому музыканту представит всю многогранность своего дара в поистине народной традиции.

Бытует мнение, что в своем творчестве композитор отражает дух и темп того времени, в котором живет. Отсюда и способы выражения своего внутреннего сокровенного мира, запечатленного в звуке. Музыка не должна быть обусловлена такими качествами как универсальность, обыденность, иначе теряется ее ценностно-смысловая сущность. Но в музыке нет ничего такого, что практически отсутствует в окружающей человека действительности, в многогранной, разносторонней его деятельности. Представители любой нации, народности, этнической сообщности, также как и раньше, продолжают мечтать, любить, страдать, ненавидеть. Изменилась лишь степень и скорость осознания граней собственной жизни.

Поэтому обращение блистательного музыканта-исполнителя, педагога к композиторской деятельности вполне закономерно, так как струнно-щипковым народным инструментам в России всегда была отведена особая роль. Тембраль-ные краски балалайки, тончайшие элементы музыкального языка, способного передать всю глубину эмоционально-чувственной сферы человека дали возможность А. Марчаковскому отобразить в своих сочинениях музыкальную эстетику современной социокультурной среды.

Так кто же он - Александр Марчаковский? Автор статьи не ставил своей задачей отобразить весь список сочинений композитора, но популярность произведений малых и крупных форм в профессиональных музыкантских кругах и слушательской аудитории почти абсолютная. Музыкальный язык - мелодически ярок и понятен практически для представителей любой возрастной категории.

Новаторство в части инноватики композитора к педализации инструмента и новых фактурных решений очевидно. Образная сфера всего композиторского арсенала направлена Марчаковским на доступную каждому систему общечеловеческих ценностей - добро, истина, любовь, природу, внутренний мир человека и др. При этом в его творчестве присутствует одно из важнейших качеств - исполнителю не требуется сверхъестественных способностей для понимания художественно-образной сферы сочинения [3-5].

Несомненно, с происшествием определённого отрезка времени сочинения А. Марчаковского займут достойное место в отечественной профессиональной композиторской школе как полиаспектная музыкальная информация о возможностях уникального по простоте и многообразного мира русских народных струн-но-щипковых музыкальных инструментах - балалайки.

Библиографический список

1. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2008.

2. Аверин В.А. Таланты народные (Из истории исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае). Красноярск: КрасГУ, 1998.

3. Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск: Гос. ин-т искусства и культуры, 1997.

4. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.

5. Писняк ГН. Инструментальная музыка в восточнославянском фольклоре: учебное пособие. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.

6. Щербакова А.И. Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое исследование: монография. Москва: Издательство РГСУ 2011.

References

1. Imhanickij M.I. Stanovlenie strunno-schipkovyh narodnyh instrumentov v Rossii: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch. Moskva: Izdatel'stvo RAM im. Gnesinyh, 2008.

2. Averin V.A. Talanty narodnye (Iz istoriiispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah v Krasnoyarskom krae). Krasnoyarsk: KrasGU, 1998.

3. Vol'fovich V. Russkie nacional'nye muzykal'nye instrumenty: ustnye i pis'mennye tradicii. Chelyabinsk: Gos. in-t iskusstva i kul'tury, 1997.

4. Banin A.A. Russkaya instrumental'naya muzyka fol'klornoj tradicii. Moskva, 1997.

5. Pisnyak G.N. Instrumental'naya muzyka v vostochnoslavyanskom folklore: uchebnoe posobie. Mogilev: MGU im. A.A. Kuleshova, 2003.

6. Scherbakova A.I. Muzyka i Chelovek v sozdaniiprostranstva kul'tury: kul'turologicheskoe issledovanie: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RGSU, 2011.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 378

Zeynalova I.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics, branch of Natural and Mathematical Disciplines, Dagestan State

University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

Alieva S.Yu., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Legal and Humanitarian Disciplines, branch of Dagestan State University (Derbent, Russia),

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL, SOCIAL AND LEGAL ASPECTS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF MINORS IN THE FAMILY OF THE RISK GROUP. Educators and psychologists, apart from fear of working with problems related to violence, often experience professional informational hunger. The difficulty lies in the absence of a conceptual apparatus and criteria: what is meant by violence? In addition, they do not have a clear, informed presentation of their abilities in resolving problems related to violence. Nevertheless, a social demand for such information is beginning to form, both from practitioners and from their potential clients: adolescents and adults. Of course, the object of the impact of a social psychologist should be the indirect perpetrators of the problem - adults, i.e. parents and teachers who interact with the child. However, students should undoubtedly be the central figure in this work.

Key words: violence at home, forms of violence, psychological discomfort, family, socio-psychological problem.

И.Д. Зейналова, канд. пед. наук, доц. каф. экономических, естественных и математических дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», филиал в г. Дербенте, E-mail: [email protected]

С.Ю. Алиева, канд. юр. наук, доц. каф. юридических и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

филиал в г. Дербенте, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА

Педагоги и психологи кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают ещё и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимается под насилием. Кроме того, у них нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых. Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы - взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

Ключевые слова: насилие в семье, формы насилия, психологический дискомфорт, семья, социально-психологическая проблема.

Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему -только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.

Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу - это:

• отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия;

• судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия;

• высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и гендерных исследований, а также социальным работникам [2].

В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семей-но-бытовых преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.

В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.